Выступление начальника отдела правового обеспечения Министерства труда и социального развития Ульяновской области Д.В.Герасимова по теме: «О законе Ульяновской области «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях»

Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ были внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. В дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Глава 57 теперь называется не «Надзор и контроль», а «Контроль (надзор) и ведомственный контроль". В главу 57 добавлена новая статья 353.1 «Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством Министерством труда и социального развития Ульяновской области был разработан соответствующий законопроект. Стоит отметить, что  Ульяновская  область – это один из немногих субъектов Российской Федерации (как например Ярославская область), который разработал и принял 02 мая 2012 года закон № 46-ЗО «О порядке осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Ульяновской области».

Предметом правового регулирования является  регулирования общественных отношений, связанных с защитой трудовых прав работников учреждений и организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований региона. Данный закон распространяет своё действие на ограниченный круг лиц, то есть на работников бюджетных учреждений.

Закон устанавливает порядок и условия осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства. Предполагается, что использование на практике данного закона позволит оперативно выявлять имеющиеся нарушения, а также принимать меры по недопущению их впредь.

Мероприятия по ведомственному контролю проводятся в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановая проверка проводится на основании утверждённого руководителем уполномоченного органа плана проведения проверок. План утверждается ежегодно до 20 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Утверждённый план доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте.

 

 Внеплановые проверки проводятся уполномоченными органами в следующих двух случаях:

1) поступления  информации от граждан и организаций, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из редакций средств массовой информации о нарушениях подведомственными организациями трудового законодательства;

обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в уполномоченный орган, не могут служить основанием для проведения внеплановых проверок  и являются основанием для отказа в их проведении;

2) истечение срока, установленного для устранения подведомственной организацией выявленных нарушений трудового законодательства, указанных в акте предыдущей проверки.

Все проверки могут проводиться только  на основании распоряжения о проведении проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения вручается под роспись руководителю подведомственной организации одновременно с предъявлением документов, подтверждающих полномочия на проведение проверки.

 Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с получением дополнительной информации или проведением экспертизы,  срок продлевается, но не более чем на 20 рабочих дней.

Должностное лицо, проводящее проверку, имеет право беспрепятственно посещать подведомственную организацию, а также запрашивать и бесплатно получать документы, сведения, справки, объяснения и иную информацию по вопросам, возникающим при проведении проверки, и относящуюся к предмету проверки.

По результатам проверки должностным лицом составляется акт проверки.

В акте проверки, в том числе, указывается  срок для устранения выявленных нарушений.

Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю подведомственной организации под расписку.

Информация о выявленных по результатам проверки нарушениях направляется уполномоченным органом в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области в течение 15 рабочих дней со дня окончания проверки.

Руководитель подведомственной организации обязан устранить нарушения, выявленные при проведении проверки, в срок, указанный в акте проверки.

Вместе с тем, по истечении срока, установленного для устранения нарушений руководитель подведомственной организации обязан представить в уполномоченный орган отчёт об устранении нарушений.

Уполномоченные органы ведут учёт проверок, проводимых в подведомственных организациях. Акты проверок нумеруются и регистрируются в журнале учёта ведомственных проверок.

Также  Уполномоченные органы обязаны ежегодно до 25 января года, следующего за отчётным, представлять информацию о проведении мероприятий по ведомственному контролю в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере труда.

Исполнительный же орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере труда, в свою очередь на основе информации, поступившей от уполномоченных органов, ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчётным,  формирует ежегодный сводный отчёт и представляет его Губернатору Ульяновской области для оценки эффективности ведомственного контроля и принятия мер в пределах его полномочий.

Использование на практике данного закона позволит оперативно выявлять имеющиеся нарушения трудового законодательства, а также принимать меры по недопущению их впредь.