Выступление начальника отдела правового обеспечения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Ю.Н.Шагаевой по теме: «Проблемы, связанные с распоряжением лесными участками на территории Ульяновской области»

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее – Министерство) является уполномоченным Российской Федерацией органом исполнительной власти субъекта, которому переданы полномочия, предусмотренные статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

На практике указанные полномочия сопряжены с рядом проблем, о которых мы поговорим сегодня.

  1. В земли лесного фонда, расположенные на территории Ульяновской области, входит 19 лесничеств. В 2004 году на земли лесного фонда была осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, и лесничества были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как 19 участков лесного фонда с условными номерами.  В соответствии со статьёй 4.2 Федерального закона от 04.12.2008 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» данные участки лесного фонда были признаны земельными участками в составе земель лесного фонда как ранее учтённые объекты недвижимости (далее – земельный участок лесничества).

Из земель лесного фонда, расположенных на территории  Ульяновской области, к настоящему моменту было предоставлено в пользование около 400 лесных участков, из которых около 90 не могут пройти государственную регистрацию права.

В соответствии с требованиями ТУ Росимущества в Ульяновской области, уполномоченного органа собственника имущества Российской Федерации на территории Ульяновской области, решение об образовании лесных участков путём раздела земельного участка лесничества должно быть принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (т.е. Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области) по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Данное решение по согласованию принимается на основании схемы раздела земельного участка лесничества с приложением кадастровых паспортов образуемых земельных участков. Выполнение кадастровых работ по разделу земельного участка соответствующего лесничества в отношении отдельных участков, переданных в пользование, затрудняет то, что границы самого лесничества не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Данное обстоятельство повлекло за собой отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в регистрации договоров аренды лесных участков и прав постоянного (бессрочного) пользования, что делает невозможным выполнение лесопользователями своих обязательств, в том числе мероприятий по охране и защите лесов, а также реализацию их прав.

Обсуждения вопроса начались в начале  2011 года. Была созданная рабочая группа из состава сотрудников уполномоченных органов (Управление Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «Земельная кадастровая палата, ТУ Росимущества в Ульяновской области, ФГУП «Рослесинфорг», Министерство).

Таким образом, в настоящее время Минприроды и лесопользователи Ульяновской области являются заложниками того, что в государственном кадастре недвижимости нет сведений о границах земель лесного фонда (т.к. межевания границ лесничеств не производилось). Отсутствие сведений о границах земельных участков лесничеств не позволяет поставить лесопользователям отдельно только свои участки.

Причина отказа территориальных органов Росреестра по Ульяновской области состоит также в отсутствии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на небольшой в составе участка лесничества, переданный в аренду, лесной участок. Однако на основании ст. 4.1. ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ  «О введении в действие Лесного кодекса РФ», которая устанавливает, что до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, Министерство рекомендовало арендаторам обращаться в суд с заявлениями об обжаловании отказам территориальных органов Росреестра по Ульяновской области. В настоящее время практика обжалования таких отказов стала меняться по следующим причинам. Суды посчитали, что нормы ст. 4.1 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ                  «О введении в действие Лесного кодекса РФ» не применимы в данном деле, поскольку государственный кадастровый учет лесного участка всего лесничества фактически был проведен, собственность была разграничена, право собственности на земельный участок лесничества зарегистрировано.

Земельные участки лесного фонда при предоставлении их в аренду в установленном порядке не выделены из состоящего на государственном кадастровом учете земельного участка лесничества. Таким образом, передаваемые в аренду лесные участки не сформированы в качестве самостоятельного объекта права. На лицо противоречия между заявляемыми  на регистрацию правами и уже зарегистрированными правами собственности Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время Министерством лесные участки, не поставленные на государственный кадастровый учет в аренду не предоставляются.

2. Второй не менее важной проблемой в данной сфере является проблема перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. В связи с реализацией соглашения между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Ульяновской области об организации взаимодействия по вопросам реализации положений Киотского протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата в области лесного хозяйства Ульяновской области от 25.06.2007 № 120-ДП, заключённого в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую распоряжениями Правительства Ульяновской области из категории земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности,  в земли лесного фонда было переведено 44 земельных участка общей площадью 3809 га.

В настоящее время на территории Ульяновской области складывается спорная ситуация в отношении земель лесного фонда, расположенных в границах населённых пунктов.

Как упоминалось ранее, на 19 лесничеств, находящихся на территории Ульяновской области, в 2004 году была осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, и данные земельные участки с категорией «земли лесного фонда» были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним с условными номерами.

В соответствии со статьёй 5 Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложена в следующей редакции: «утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения».

Статьёй 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов. Границы городских, сельских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населённых пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с пунктом 2 указанной нормы, если в границы населённого пункта, утверждённые генеральным планом, включены земельные участки иных категорий земель, то данные земельные участки относятся к категории земель населённых пунктов. При этом в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» орган местного самоуправления, утвердивший генеральный план, направляет копию такого акта в территориальный орган Росреестра. О внесённых изменениях территориальный орган уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков и вносит изменения в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение семи дней.

Однако подобные уведомления в адрес Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее – Министерство) не поступали. Более того, 15.02.2012 Министерством были направлены запросы главам муниципальных образований о наличии земель лесного фонда в границах соответствующих населённых пунктов. В ответ в Министерство поступили сведения об отсутствии таких земель в границах соответствующих населённых пунктов. Однако от нескольких муниципальных образований таких ответов не поступило вообще.

Законом Ульяновской области от 03.10.2006 № 126-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области» установлено картографическое описание границ населённых пунктов. Однако в соответствии с земельным законодательством данные границы не описаны.

Одновременно с изложенным, в соответствии со статьёй 23 Лесного кодекса в границах населённых пунктов располагаются городские леса. При этом земельные участки в границах населённых пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования. До момента признания древесная растительность, расположенная на земельном участке, не относится к городским лесам.

Следует отметить, что в соответствии со статьёй 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Данные обстоятельства разъясняются письмом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № Д23-382.

Дополнительно хочу обратить Ваше внимание на то, что даже после смены категории земель лесного фонда на земли населенных пунктов федеральная форма собственности на такие земельные участки не утрачивается и такими земельными участками будет распоряжаться уполномоченный орган собственника имущества Российской Федерации на территории Ульяновской области.

3 За январь-март 2012 г. в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов поступило 52,8 млн. руб., (в том числе в федеральный бюджет - 27,4 млн. руб. и в областной бюджет - 25,4 млн. руб.) что составляет 125,1 %  относительно плановых назначений (план  - 42,2 млн. руб. в том числе в федеральный бюджет – 21,0 млн. руб.).

Всем лесопользователям, нарушившим договорные обязательства по внесению платы за использование лесов, систематически отправляются уведомления. В случае непогашения лесопользователями задолженности по арендной плате, в установленные уведомлением сроки, Министерством принимаются меры по защите имущественных интересов Российской Федерации в судебном порядке.

Так, в суды Ульяновской области в январе-марте 2012 года направлено 18 исковых заявлений о взыскании задолженности на общую сумму 3,2 млн. рублей. Однако указанная задолженность погашена пользователями в добровольном порядке.

В целях стимулирования погашения задолженности за пользование лесами на сайте Министерства 29.03.2012 размещён перечень недобросовестных лесопользователей, информация о размере, периоде имеющейся задолженности указанных пользователей и принятых мерах по взысканию задолженности.

В целях усиления контроля за  полнотой и своевременностью поступления платежей за использование лесов, Министерством принято решение каждые 10 дней приглашать на заседание рабочей группы, созданной в Министерстве, руководителей предприятий, допустивших образование задолженности по оплате за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации.

3. В то же время по начисленной арендной плате за использование лесов имеется задолженность. По состоянию на 01.04.2012  недоимка составляет  14,5 млн. руб. (5,6 млн. руб. в федеральный бюджет, 8,9 млн. руб. в областной бюджет).

18.02.2009 между Управлением Федеральной службы судебных приставов (далее  – Управление) и Министерством было заключено соглашение о порядке взаимодействия. УФССП по Ульяновской области было отмечено, что исполнительные документы о взыскании задолженности в пользу Министерства поставлены на контроль.

На начало 2012 года на исполнении находилось 25 исполнительных производств, возбуждённых на основании судебных решений о взыскании задолженности в пользу Министерства на сумму 3782 тыс. руб.

 В настоящее время Министерством разрабатывается порядок реализации санкций, а именной дисквалификации руководителей организаций – должников, привлечения их к административной ответственности за непогашение задолженности за пользование лесными участками и уголовной ответственности по статье 177 Уголовного кодекса Российской Федерации.