Доклад Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра информационных технологий С.В.Опенышевой

Демократия в «один клик»

 

Как интернет технологии позволяют вовлечь жителей Ульяновской области в управление регионом

Общепризнанной в последнее время стала мысль о том, что если в индустриальном обществе наиболее прогрессивной формой правления была представительная демократия, то в информационном — она постепенно трансформируется в подобие своего первоначального состояния – прямую демократию,  участию всех  и каждого в управлении государством посредством интернет-технологий.

Определение «электронной демократии», представленное в самом общем понимании, сводится к тому, что это такая «демократическая политическая система, в которой компьютеры и компьютерные сети используются для выполнения важнейших функций демократического процесса, таких, как распространение информации и коммуникация, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования).

Эра, когда любой человек не вставая из-за собственного домашнего компьютера сможет голосовать на референдумах или выборах представительных органов власти не так уж и далек, первые эксперименты уже прошли на постсоветском пространстве (эксперимент в Эстонии). Однако  следует признать, что на текущей повестке дня более  прагматичное применение интернета - он способен обеспечить прямое общение граждан и государства, сделать первых активным субъектом, реализующим свое право на участие в управлении государством и муниципалитетом не только в периоды традиционных избирательных кампаний, но и в другое любое время.

Особенно важна роль подобной схемы на местном уровне: именно регионы и местные власти во многом являются наиболее «близкими» к населению публичными институтами, именно они во многом ответственны за решение многих повседневных проблем граждан. От их качества работы и зависит во многом социальное настроение и позиция населения по отношению к государству в целом. Следовательно, именно региональный аспект внедрения принципов «электронной демократии» может принести прямой эффект повышения степени вовлеченности граждан в управление государством, что скажется как на уровне доверия людей к институтам власти, так и качество решения тех или иных вопросов.

Первый гражданский интернет-проект, предоставляющий возможность для любого жителя региона оставить сообщение о той или иной проблеме с привязкой ее на карте был запущен в Ульяновской области весной 2011 года (http://www.moi-golos.ru).  По формату и функционалу он был практически идентичным таким успешно себя зарекомендовавшим проектам, как Street Journal, пользующийся поддержкой властей Пермского края, или  проекту Turchak.ru по сбору жалоб, обращений и идей от жителей Псковской области
Практически за год своей работы портал собрал около 1000  обращений и изложений той или иной проблемы на улицах городов региона.

Те из депутатов, которые первые поняли преимущества такого сервиса как инструмента ранней диагностики тех или иных претензий избирателей к власти, сразу же включились в работу и стали активными пользователями этого портала.

Однако уже на этом этапе стало понятно, что указанные сервисы не обладают в полной мере возможностями по принуждению тех или иных органов оперативно реагировать на оставленное сообщение: для чиновников это было делом добровольным и факультативным. Не были доведены до ума и вопросы идентификации и верификации пользователей, позволяющих отсекать попытки прямой манипуляции эти инструментом со стороны недобросовестных политических сил.

В этом свете мы с большим интересом приняли появление разработанного по заказу Минкосвязи РФ портала «Электронная демократия». У Ульяновской области уже был успешный опыт взаимодействия с предшественником этого сайта – проектом «Демократор». Но новый единый федеральный портал оказался снабжен более эффективным и удобным инструментарием для  формирования коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, обеспечения механизмов общественного контроля на муниципальном уровне, организации осуждения проектов нормативно-правовых актов региональных и местных органов власти, привлечения широкого круга общественных экспертов для выработки подходов вариантов решения тех или иных проблем территории (краудсорсинг).

К преимуществам федерального портала «Электронная демократия» можно отнести:

Публичность – все обращения граждан адресуются в органы власти публично. Ответы на обращения также размещаются публично, и чиновники официально предупреждаются об этом в письмах. Публичность – это инструмент, который позволяет обеспечить более высокую ответственность чиновников при подготовке ответа на обращение граждан.

Коллективность – любой человек может открыть любую тему для общественного обсуждения в системе «Электронной демократии» и формировать любые обращения в рамках поднятого вопроса. Каждый, кто заинтересован в решении данной проблемы, может поставить свою фамилию в список сторонников решения проблемы и принять участие в написании коллективного обращения.

«Народные оценки» качества работы чиновников – ответы на обращения автоматически публикуются в системе и доводятся до сведения тех, кто участвовал в написании и обсуждении поднятых проблем. Граждане могут публично выразить свою оценку полученным ответам на коллективные обращения, что, в свою очередь, позволяет дать «обратную связь» – информацию о том, насколько граждане удовлетворены официальной реакцией на обозначенные проблемы.

 

Взаимодействие граждан и органов власти структурировано:

- по территориальной принадлежности (район, городской округ, поселение);

- по категориям проблем (ЖКХ, правопорядок, социальная защита, наркомания и др.);

- по типам организаций (исполнительная власть, законодательная власть, суд, прокуратура, общественные организации, профсоюзы и др.).

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов очень оперативно среагировал и дал нам поручение в кратчайшие сроки разработать и внедрить на территории области систему работы и продвижения этого сервиса. Буквально в течении декабря 2011 – марта 2012 года все муниципальные образования получили собственные служебные кабинеты на портале, позволяющие им получать, обрабатывать и размещать ответы на обращения, выступать модераторами общественных обсуждений и дискуссий по проектам документов.

В настоящее время ведется активная работа по внедрению на сайты большинства муниципалитетов региона специальных виджетов, позволяющих пользователям этих ресурсов прямо на них получать доступ к функционалу портала «Электронная демократия».

Буквально на днях Ульяновская область одна из первых среди других субъектов РФ разместила на портале первые документы для организации общественного обсуждения: проект «Социального кодекса Ульяновской области» и отчеты региональных министерств об итогах деятельности за 2011 год.

Перед нами сейчас стоит более сложная задача – как сделать портал популярным среди населения, как сделать его полноценной площадкой для консолидации граждан в решении тех или иных проблем.

Для решения указанных проблемных вопросов в региональное правительство в связке с местными органами власти, институтами гражданского общества намерено провести широкую медийную компанию по продвижению портала, его преимуществ и алгоритмов его использования в региональных и местных СМИ, социальных сетях, блогосфере и т.п. Помимо традиционных статей в газетах мы сделаем акцент на создании авторских материалов известных блогеров, журналистов, лидеров общественного мнения об их личной практике использования ресурса  и положительных моментов и результатов, которых удалось достичь разместив тот или иной материал на портале.

Важно показать, что данный портал – не очередной мертворожденный проект, а что он реально работающий механизм. Важно создать критическую массу реальных примеров оперативного отклика и решения вопроса, обозначенного пользователями портала в качестве приоритетного и проблемного.

Использование Ульяновской области в качестве пилотного региона по внедрению системы «Электронная демократия» уде в ближайшее время позволит получить первые результаты апробации опыта, выявить узкие места и рациональные предложения как по совершенствованию самого портала, так и способов его продвижения и популяризации сто стороны населения.