Отчёт Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова перед депутатами Законодательного Собрания о результатах деятельности Правительства Ульяновской области за 2011 год

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания! Дорогие ульяновцы, коллеги, друзья!

В соответствии с Уставом Ульяновской области представляю вам ежегодный Отчёт об основных итогах деятельности Правительства за 2011 год, социально-экономическом положении региона и задачах органов власти в текущем году.

Отмечу, что в этом году мы во многом изменили традиционные подходы к подготовке Отчета. Итоговые материалы были в течение нескольких месяцев доступны для общего обсуждения в сети Интернет, рассматривались на заседаниях отраслевых экспертных групп, а также в ходе моих встреч с представителями общественности. Кроме того, заместители Председателя Правительства региона впервые представляли свои отчеты перед Общественной палатой. Уже стали традицией отчеты перед депутатским корпусом руководителей отраслевых министерств. В настоящее время проходит широкая отчетная кампания руководителей органов местного самоуправления. Таким образом, мы вместе с вами сделали ещё один важный шаг вперед в плане открытости, ответственности, конструктивного диалога власти и общества.

Я не буду останавливаться на задачах, которые мы ставили в 2011 году, думаю вы их помните.

В целом мы достигли во всех областях и по всем сторонам жизни позитивных результатов. Регион окончательно перешёл из аутсайдеров в середняки. Это не осталось незамеченным жителями региона.

По итогам 2011 года Ульяновская область заняла высокое 6 место в рейтинге ПФО. Это агрегигрованный результат роста всех отраслей экономики области. Ряд показателей оказались рекордными в новейшей истории развития Ульяновской области. Это, прежде всего, индекс сельхозпроизводства и валовой сбор зерна, самая низкая инфляция и уровень зарегистрированной безработицы, самый большой за последние годы ввод жилья в квадратных метрах. По итогам года Ульяновская область входит в тройку ПФО по:

- индексу сельхозпроизводства;

- темпу ввода жилья;

- уровню зарегистрированной безработицы;

- темпу производства мяса;

- индексу оборота общественного питания;

- показателям транспорта.

По двум из перечисленных показателей – индексу сельхозпроизводства и индексу оборота общественного питания Ульяновская область занимает 1 место в ПФО.

Динамика ряда показателей имеет опережающие, относительно России темпы. Так, индекс сельхозпроизводства в области превысил среднероссийский показатель почти на 60%, индекс промышленного производства на 4%, темп роста номинальной зарплаты (по предварительным данным) на 1%, индекс объёма платных услуг на 0,5%. Особо отмечу, что индекс сельхозпроизводства региона самый высокий среди всех субъектов РФ – 1 место в России.

Такой результат позиционирует Ульяновскую область, как ускоренно развивающийся регион, составляющий серьёзную конкуренцию Пензенской, Оренбургской, Саратовской областям, Чувашской Республике и Башкортостану. Так, по оценке Минрегиона РФ, Ульяновская область весь год по основным показателям реального сектора экономики значилась в числе субъектов с показателями выше среднероссийского уровня. Вместе с этими субъектами ПФО Ульяновская область идёт «бок о бок» в последние годы, следуя за такими лидерами как Республика Татарстан, Самарская область.

Все достигнутые позитивные результаты социально-экономического развития стали итогом целенаправленной работы и совместных усилий органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-сообщества, трудовых коллективов предприятий и организаций.

Давая оценку деятельности Правительства жители Ульяновской области в общем и целом удовлетворены работой исполнительной власти. Только 18 процентов оценили деятельность правительства региона как неудовлетворительную.

Могли бы мы сработать лучше? Конечно! Но есть проблемы, которые снижают оценку нашей работы и серьёзно беспокоят жителей области. Это:

1. Низкие доходы населения.

2. Высокие цены на товары и услуги, рост цен

3. Коммунальные проблемы, работа ЖКХ

4. Благоустройство населенных пунктов и состояние дорог

5. Проблемы со здоровьем, качество медицинского обслуживания.

6. Проблемы, связаннее с работой, занятостью

7. Преступность, социальные отклонения (пьянство, наркомания)

8. Плохая работа органов власти, коррупция

9. Жилищные проблемы, обеспеченность жильём

10. Антисанитарное состояние населенных пунктов, экология.

Остановлюсь именно на данных вопросах более подробно, с обозначением  принимаемых мер.

О зарплате, доходах и ситуации на региональном рынке труда.

Традиционно на первом месте остается тема низких доходов граждан. Ей, по данным социологии, обеспокоены сегодня 70 процентов жителей области.

На низкие доходы граждан влияет комплекс причин. Это и сложившаяся структура населения, где растёт доля пенсионеров. Это и сложившаяся структура экономики, которая меняется несмотря на все усилия довольно медленно. Наконец, это низкая эффективность ведения бизнеса, что заметно по доле убыточных предприятий, которая пока выше, чем было до кризиса. Все эти факторы снижают долю заработной платы, которая по оценкам составляет сегодня лишь 40% в доходах граждан.

Замечу, что за последние пять лет мы серьёзно увеличили объемы социальной поддержки ульяновцев. Если в 2007 году на эти цели было направлено 2,5 миллиарда рублей, то в минувшем году – уже 7,3 миллиарда. Количество получателей бюджетной поддержки  выросло почти на 79 тысяч человек, а число расходных социальных обязательств  - с 32-х до 46-и.

Средняя зарплата по итогам года составила 15 тысяч 199 рублей, в номинальном выражении выросла на 13%, что соответствует среднероссийским темпам роста. Хотя ставилась задача повысить темпы роста средней заработной платы по региону до 18 процентов. Не вытянули. Не выполнены целевые показатели в торговле, сельском хозяйстве, производстве пищевых продуктов, деревообработке, производстве и распределении газа, энергии и воды. Замечу, что у соседней с нами Пензенской области, где средняя зарплата составила более 17 тысяч, в таких отраслях как сельское хозяйство и торговля зарплата выше  чем у нас в 1,4 раза, а в строительстве – в 1,6 раза. И это – при примерно схожем уровне экономического развития.

Причин сложившейся ситуации несколько. В определенной степени сыграло свою роль прошлогоднее общее повышение налоговой нагрузки на бизнес, усилившее процессы увода зарплат в «тень». По самым скромным подсчетам региональный бюджет недобрал налога на доходы физических лиц на сумму более 2,5 миллиардов рублей. На эти деньги можно было бы существенно повысить оплату труда работников бюджетной сферы.

Второй важный фактор – низкая производительность труда. За последние шесть лет производительность труда в реальном секторе выросла в 2,2 раза, однако в номинальном выражении на одного занятого в экономике составляет 290 тысяч рублей в год. У наших соседей из Самары – 460 тысяч рублей.

Вот почему Правительством области поставлены несколько задач.

Во-первых крайне жестко заниматься вопросами не только повышения оплаты труда, но и тем, чтобы зарплаты были «белыми», свободными от различных «схем». Эта задача возложена на Межведомственную комиссию по укреплению дисциплины оплаты труда под руководством Александра Петровича Пинкова. В феврале мы подписали соглашение Правительства области с профсоюзами и объединениями работодателей, где договорились о 15-и процентном повышении уровня оплаты труда в течение этого года в организациях реального сектора экономики. Данное положение должно быть включено в коллективные договоры, отраслевые и территориальные соглашения.

Во-вторых, нужно поднять уровень социальной ответственности бизнеса за уровень доходов своего коллектива. Убежден, что каждое нормальное предприятие должно установить минимальный уровень оплаты труда для своих работников в размере как минимум двух МРОТ.

Мы поставили перед собой задачу в этом году дополнительно повысить уровень оплаты труда ряду категорий работников бюджетной сферы. Для реализации всех наших планов необходимо найти в бюджете дополнительные финансовые средства в размере как минимум 727-и миллионов рублей. Тем не менее, по отдельным  категориям, таким как школьные учителя или работники дошкольных учреждений, положительные решения уже приняты.

Другая серьёзная проблема: на начало 2011 года объем просроченной задолженности по зарплате составлял всего 2 миллиона рублей. За год объем задолженности вырос в 6,5 раз, до 13 миллионов, и продолжил расти в течение первых месяцев 2012 года до 24,5 миллионов рублей. С компаниями, имеющими задолженность, мы ведем работу в «ручном режиме», хотя некоторые из них уже находятся в конкурсном производстве. Ставим задачу снизить объем задолженности к концу года как минимум до 10 миллионов рублей. Но нужно понимать, что есть и целый ряд других предприятий, у которых есть сбои с выдачей заработной платы. За прошлый год нам удалось вернуть людям более 52-х миллионов заработанных денег.

Вторая тема, вызывающее беспокойство ульяновцев – высокие цены на товары и услуги, рост цен и тарифов.

Мы понимаем, что беспокойство по поводу роста цен – обратная сторона низких доходов граждан. Напомню, что за 2010 год цены на товары и услуги выросли на 10,6%, в том числе на продовольственные товары – на 15%.

В отчетном году нами был принят ряд мер, нацеленных на сдерживание роста цен на продукты питания, ГСМ, лекарства, услуги ЖКХ, техосмотр транспортных средств.

Чтобы сдержать цены на продукты питания был реализован комплекс мероприятий, нацеленных на:

- увеличение предложения сельхозпродукции местного производства;

- минимизацию затрат сельхозтоваропроизводителей через скидки на ГСМ, выделение фуражного зерна из государственного интервенционного фонда, выплату субсидий;

- упрощение доступа продукции на рынок через организацию ярмарок, торговых мест на мини-рынках, прямых поставок в торговые сети;

- контроль над уровнем торговых наценок, в том числе через заключение соглашений между товаропроизводителями области, оптовыми компаниями и предприятиями розничной торговли.

Все принятые меры позволили нам удержать цены на основные продукты питания. Индекс потребительских цен на товары и услуги составил 106,7, а на продовольственные товары – 104.3 процента. Это – самый низкий уровень инфляции, начиная с 1991 года.

Что касается тарифов на услуги ЖКХ, были приняты меры, направленные на снижение темпов роста и расширение «коридора» между предельным индексом роста, установленным ФСТ для Ульяновской области и фактически установленным по региону. В результате по водоснабжению и водоотведению на 2012 год индекс роста тарифов составит 103,4, а по тепловой энергии – 106,2 процента при установленном предельном индексе ФСТ по данным параметрам в 111,5.

По другим социально значимым направлениям (лекарства, ГСМ, техосмотр), были созданы постоянно действующие рабочие группы, организовано тесное взаимодействие с Управлением федеральной антимонопольной службы. Ситуация находится на постоянном контроле. Но этого не достаточно. Мы должны в ближайшее время выработать дополнительные меры.

Третье место в проблемном поле занимают коммунальные проблемы и работа ЖКХ. Год назад эта тема в проблемном поле «лидировала», да и сегодня для жителей Ульяновска и Димитровграда является одной из главных.

Людей раздражает низкое качество оказания жилищно-коммунальных услуг, несоблюдение правил содержания и ремонта жилья при росте тарифов, «непрозрачность» в формировании и расходовании коммунальных платежей.

Здесь есть несколько ключевых проблем.

Первая и самая главная – наш «коммунальный» бизнес крайне не заинтересован, чтобы работать прозрачно и открыто. Более трёх тысяч нарушений законодательства, зафиксированных контрольными и надзорными органами за год – это огромная цифра. Более того, по ряду управляющих компаний и ТСЖ хищения коммунальных платежей, как констатирует прокуратура, приняли форму организованной преступной деятельности, обернувшейся возбуждением уголовных дел.

Вторая проблема – неготовность граждан – собственников жилья к осознанию, что именно от их знаний и активной гражданской позиции зависит контроль за выполнением управляющими компаниями своих обязательств.

Что касается путей решения первой проблемы, то в минувшем году федеральный центр предоставил органам местного самоуправления серьёзные правовые инструменты воздействия на те управляющие компании, кто не хочет раскрывать информацию о своей деятельности, вплоть до дисквалификации.

Решая вторую проблему совместно с Общественным Советом по вопросам ЖКХ мы разработали большое число методических рекомендаций, примерных положений, типовых договоров и форм платежных документов. На базе технического университета организовали обучение старших по домам базовым основам управления жилищным фондом. Пока этих усилий явно недостаточно, чтобы переломить ситуацию, донести буквально до каждого собственника его права и обязанности.

Вот почему в этом году мы создали областной Совет собственников жилья, который должен взять на себя функции по широкому «просвещению» граждан в сфере ЖКХ и координации деятельности создаваемых в соответствии с законодательством Советами собственников жилья каждого многоквартирного дома. Необходимо в течение года обеспечить, руководствуясь лучшим зарубежным опытом, чтобы Советы собственников выстроили договорные отношения от имени жильцов с управляющими компаниями и поставщиками коммунальных услуг. В свою очередь руководящий состав управляющих компаний должен пройти соответствующую профессиональную подготовку. Готовим мы и законопроект о защите прав граждан от некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг.

О  проблемах, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов.

Жилой фонд многоквартирных домов по Ульяновской области составляет около 14-и миллионов квадратных метров. За период действия 185-ФЗ проведены ремонты домов общей площадью 4 миллиона квадратных метров, то есть менее одной трети. Нуждаются в капитальном ремонте еще как минимум три с половиной тысячи домов.

В отчетном году на капремонт 83-х домов в 14-и муниципальных образованиях было направлено более 138 миллионов рублей. В срок завершены работы только на 49-и домах. На остальных работы по согласованию с Федеральным Фондом реформирования ЖКХ будут завершены в этом году.

В этом году первый федеральный транш в объеме 284,7 миллионов рублей нами уже получен. То есть ничто не мешает начать работы и уложиться в нормативные сроки.

Правительством области разработана и принята соответствующая целевая программа  на период  до 2020 года. Общая финансовая потребность для реализации программы составляет более девяти миллиардов рублей. Если за капремонт будут платить только собственники жилых помещений, то реализация программы растянется как минимум на 15 лет. Поэтому выход мы видим в том, чтобы собственники принимали решения о проведении капремонта и сборе средств на открытый специальный накопительный счёт. Эта работа в текущем году является одной из главных для созданного регионального Фонда реформирования ЖКХ.

Другая серьёзная проблема – реновация старого жилого фонда и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Здесь мы уже приступили к реализации пилотного проекта по реновации в Засвияжском районе города Ульяновска (микрорайон улицы Октябрьская). На данной территории попадает под снос 28 многоквартирных жилых домов. Также прорабатывается возможность реновации застроенных территорий по улицам Локомотивной, Жуковского и проспекту Нариманова. На этих площадках можно построить более 300 тысяч квадратных метров нового жилья.

По программе переселения граждан за два года мы планировали переселить из 32-х аварийных домов жильцов 335 квартир, всего 761 человек. По состоянию на сегодня уже заключены контракты на приобретение 296 жилых помещений в Барышском, Вешкаймском, Карсунском, Мелекесском, Ульяновском  районах, городах Димитровград и Ульяновск.

В этом году  нам предстоит переселить ещё 320 человек из 14- и аварийных многоквартирных жилых домов, в Вешкайме, Новочеремшанске, рабочем поселке Цемзавод, селе Криуши и Димитровграде. И буквально сегодня пришла информация, что наш регион получит средства для переселения жителей ещё как минимум пяти домов.

Для нормального прохождения отопительных сезонов и снижения бюджетных затрат нуждается в модернизации и вся система теплоэнергетики.

Здесь основные направления действий нам понятны. Это:

- перевод котельных с мазута на природный газ с сохранением существующих тепловых сетей;

- закрытие убыточных мазутных котельных и строительство локальных источников на природном газе;

- закрытие квартальных котельных за счёт перевода жилья на индивидуальное газовое отопление.

Выполненные в отчетном году работы в Барышском, Инзенском, Радищевском, Кузоватовском, Чердаклинском районах позволили нам перевести 11 котельных с мазута на газ, что серьёзно сократило бюджетные расходы на мазут и нормализовало обеспечение теплоэнергией жилого фонда и объектов социальной сферы. Работу в этом направлении мы продолжим и в текущем году, чтобы в ближайшие несколько лет полностью уйти от мазутной составляющей.

В рамках программы газификации мы решали две проблемы: продолжение работ по негазифицированным населенным пунктам, а также завершение газификации в тех объектах, где она не была завершена.

В 2011 году голубое топливо пришло в 11 населенных пунктов Барышского, Инзенского, Вешкаймского, Кузоватовского, Тереньгульского и Сурского районов, пригородную зону Ульяновска. На 100 процентов завершили газификацию в 8-и населенных пунктах Барышского, Карсунского, Майнского, Сурского, Сенгилеевского, Старокулаткинского районов. В Ульяновском и Тереньгульском районах, южной части Инзы  работы будут завершены в текущем году. Число незавершенных газификацией населенных пунктов сократилось с 62-х до 50-и.

В целом за отчетный год ввели в эксплуатацию 250 км газопроводов, газифицировали четыре тысячи двести домовладений, перевели на природный газ 180 котельных, сформировали проектно-сметную документацию по газопроводам в 60-и населённых пунктах Старомайнского, Сурского, Тереньгульского, Николаевского районов. Уровень газификации жилищного фонда, подлежащего газификации, к 2012 году составил 72,4 процента.

В плановом режиме ведется строительство газопровода-отвода Сызрань-Ульяновск, где завершены работы на втором пусковом комплексе, а также по капитальному ремонту магистрального газопровода Старая Бинарадка – Димитровград – Ульяновск. Это позволит нам к 2014 году вдвое увеличить объемы поставок газа, что крайне важно для размещения новых промышленных объектов.

 В ближайшие два года мы намерены совместно с ОАО «Газпром» построить более 730 километров меж- и внутрипоселковых газопроводов в 16-и районах области, газифицировать 37 тысяч домовладений. Чтобы достичь поставленной цели, предстоит увеличить объемы финансовых средств областного бюджета, направляемых на газификацию, до 600 миллионов рублей в год. И своевременно, в полном объеме  платить за потребляемый газ. К сожалению, сегодня платежная дисциплина, особенно в муниципалитетах, выстроена из рук вон плохо.

Другая значимая тема, которой мы серьёзно занимались – нормализация водоснабжения. Эта тема на протяжении ряда лет беспокоит граждан. Напомню, что в период засухи 2010 года проблемы с водоснабжением испытали на себе жители более ста населенных пунктов.

В минувшем году мы завершили полную инвентаризацию всех систем водоснабжения в населенных пунктах. Направили на финансирование мероприятий по целевой программе «Чистая вода» 78 миллионов рублей.

Завершили реконструкцию и строительство водопроводов в восьми населенных пунктах Барышского, Инзенского, Кузоватовского, Сенгилеевского, Павловского и Цильнинского районов, пригородной зоне Новоульяновска. Начаты работы ещё в пяти селах Базарносызганского, Карсунского, Радищевского, Ульяновского, Чердаклинского районов. Кроме того, нормализовали водоснабжение в девяти населенных пунктах Вешкаймского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Ульяновского районов. Провели очистку 45-и водозаборных скважин. Это, кстати, позволило сразу увеличить дебит очищенных скважин на 60 процентов.

В целом улучшено качество предоставления услуги водоснабжения для более 19-и тысяч жителей.

Отдельно остановлюсь на водоснабжении областного центра. Не подлежит сомнению, что правобережной части Ульяновска необходим резервный водовод. Эта задача не решалась никем на протяжении последних тридцати лет. По экспертным оценкам, стоимость строительства водовода от Барышско-Свияжского подземного месторождения составляет 23 миллиарда рублей.

Тем не менее, в отчетном году мы приступили к решению этой трудной задачи. Нашли инвестора, заключили  генеральное рамочное соглашение, сформировали план-график совместных действий. Возможно, пока ещё рано говорить об окончательно принятом решении, но данная проблема для нас действительно является одной из приоритетных.

Помня про последствия для системы электроснабжения «ледяных дождей» 2010 года, в минувшем году мы уделили особое внимание вопросам обеспечения энергобезопасности. Большой объем работ выполнен на реконструкции подстанции «Ульяновская», сетей высокого напряжения, строительстве комплексных трансформаторных подстанций, установке современных приборов учёта и закупке резервных источников электроэнергии. Сработали по максимуму, чтобы при возможном повторении ситуации с ледяными дождями обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергией.

Что касается темы энергосбережения, здесь за минувший год реализованы мероприятия на сумму более 57 млн. руб., в основном – за счёт средств хозяйствующих субъектов. Сформирована вся необходимая нормативная база, совместно  с Министерством энергетики Российской Федерации созданы обучающие курсы на базе УлГТУ, организован мониторинг энергоэффективности бюджетных учреждений. В этом году мы направляем на реализацию мероприятий по областной программе энергосбережения 30 миллионов рублей. Замечу, что в минувшем году при росте объемов энергопотребления по данным ФСТ, индикатор энергоемкости ВРП снизился на 10 процентов.

Четвертая тема, вызывающая много вопросов - благоустройство населенных пунктов и состояние дорожно-транспортной инфраструктуры. В целом по области 52 процента граждан считают её крайне важной.

Начну с последнего вопроса – автомобильных дорог. Здесь у нас есть три серьёзные проблемы.

Во-первых, хроническое недофинансирование отрасли и по текущему содержанию, и по ремонтным работам. Причины понятны: в докризисный период мы по максимуму вкладывались в строительство нового моста, отвлекая эти средства с ремонта областных и межмуниципальных дорог. Да и сейчас продолжаем тратить десятки миллионы рублей на завершение второго пускового комплекса. Только на содержание областных дорог необходимо тратить более одного миллиарда рублей в год, а мы тратим пока в три раза меньше. Последствия очевидны. 65% автомобильных дорог региона находятся в ненадлежащем состоянии. При этом, чтобы снизить показатель хотя бы на один процент, необходимо вложить в реконструкцию и ремонт дорог полтора миллиарда рублей.

Во-вторых, в ещё более худшем положении находятся муниципальные дороги. Здесь играют роль не только дефицит финансовых средств, но и отсутствие квалифицированных специалистов в муниципальных образованиях, дорожно-ремонтных организаций.

Наконец, третьей по счёту, но наиболее важной проблемой является неготовность бизнеса качественно выполнять своб работу и отсутствие жесткого и системного контроля за качеством выполненных работ. В прошлом году в Ульяновске были выделены значительные средства из федерального и местного бюджетов на ремонт главных городских магистралей. Правительство области, и граждане надеялись, что в результате столь масштабных вложений у нас, наконец, будут обновленные, качественные дороги. Прошло всего полгода и что мы видим? Те же ямы, те же колдобины, как будто ремонта не было и вовсе.

По первой проблеме: Единственным механизмом изменения ситуации сегодня является сформированный в этом году региональный дорожный фонд с объемом финансирования в 2,3 миллиарда рублей. Кроме того, построив в отчетном году развязки с Президентского моста в Правобережье, мы начали работу по подготовке к передаче в федеральную собственность нового мостового перехода и трассы Ульяновск-Димитровград-Самара.

По второй проблеме: мы в прошлом году вернулись к практике предоставления муниципальным образованиям субсидий на ремонт дорог, выделили 100 миллионов, хотя потребность во много раз больше. Но даже эти средства не были освоены в полном объеме. В этом году муниципальным образованиям будут выделены субсидии на ремонт дорог в размере 232 миллионов, что по сравнению с 2011 годом больше в 2 раза. В прошлом году на выделенные субсидии было отремонтировано 347 улиц, а в текущем запланировано 522 улицы.

Вот почему все подрядные организации, которые некачественно выполнили ремонт дорог в прошлом году, должны в самые короткие сроки устранить все дефекты за свой счет. С середины апреля мы начинаем текущий карточный ремонт дорог для того, чтобы уже с 1 июня дать старт большому капитальному ремонту. Должна быть создана надлежащая система контроля: и государственного, и общественного. В этих целях мной уже подписано соответствующее Распоряжение Правительства области, утвердившее Положение о системе внутреннего и внешнего контроля качества работ. Распоряжением устанавливается ответственность не только подрядчиков, но и проектных организаций, службы заказчика, а также минимальный гарантийный срок качества дорожного покрытия в 4 года.

Что касается пассажирских перевозок, то в отчетном году было продолжено обновление подвижного состава, приобретено 46 современных автобусов, за счет бюджетных средств, 155 автобусов за счет средств перевозчиков. В текущем году областной центр приступил к серьёзному обновлению электротранспорта. Тем не менее, пока не решена главная задача: четко выстроить приоритеты в развитии всей системы транспортного обслуживания населения, особенно в Ульяновске. Все эти вопросы должны получить в текущем году адекватное разрешение.

Благоустройство городов и населенных пунктов является одним из наших главных приоритетов, несмотря на то, что весь комплекс вопросов находится в зоне ответственности органов местного самоуправления. Напомню, что на протяжении целых десятилетий благоустройством в нашей области никто серьёзно не занимался. Это привело не только к обветшанию и запущенности состояния улиц и дворов, парков и скверов, но и породило определенное иждивенческое отношение, а также невнимание к внешнему облику городов и населенных пунктов.

В отчетном году в рамках областного закона «Об административном центре» мы впервые направили огромные деньги на благоустройство Ульяновска. В итоге новое рождение получили символы города – площадь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, Бульвар Новый Венец, Дворец культуры «Губернаторский», набережная реки Свияги, скверы имени Ильи Николавевича Ульянова и  Ивана Яковлевича Яковлева и целый ряд других объектов.

Большая работа была проведена в рамках благоустройства дворовых территорий. К сожалению, не всё прошло гладко. По тому же проекту «Наш уютный двор» в Ульяновске было довольно много нареканий к качеству работ, к согласованию их видов с жителями. Думаю, что все: и подрядные организации, и органы местного самоуправления, и региональное министерство ЖКХ должны сделать правильные выводы, чтобы в дальнейшем не допускать таких ситуаций, когда благое дело оборачивается проблемами, созданными буквально на «ровном месте».

Были разработаны и приняты Модельные правила благоустройства. Внесены изменения в региональный КоАП, давшие право органам местного самоуправления привлекать юридических лиц и граждан к административной ответственности. Почти 2,5 тысячи штрафов за нарушения наглядно показывают, что внимание к вопросам благоустройства возросло. Однако и нарушителей, плюющих в прямом и переносном смысле на чистоту и порядок, у нас пока немало. Значит, необходимы, с одной стороны, ещё более жесткие санкции за подобные нарушения. С другой – мы должны активно привлекать к решению вопросов благоустройства наших граждан. Кроме того, нам необходимо разработать совместно с муниципальными образованиями программу благоустройства.

Следующая по важности тема, волнующая 42 процента ульяновцев – проблемы со здоровьем и качеством медицинского обслуживания.  Люди по прежнему жалуются на долгое стояние в очередях на прием в поликлиниках, на невнимание и грубость со стороны персонала, на подмену бесплатной гарантированной медицинской помощи платными услугами.

Расходы на здравоохранение составили в минувшем году 9,7 миллиардов рублей. Это почти на 20 процентов превышает расходы 2010 года.

Ульяновская область, как и все регионы, стала участником масштабного проекта модернизации здравоохранения. Уже проведены капитальные ремонты в 46-и медицинских учреждениях, закуплено более 500 единиц медицинского оборудования и техники.

В рамках областной программы выполнены капитальные ремонты в онкологическом диспансере, в подразделениях учреждений здравоохранения, оказывающих помощь женщинам и детям в лечебных учреждениях, расположенных в сельской местности. Отремонтированы 4 офиса врача общей практики, а также двадцать один фельдшерско-акушерский пункт в семи районах области.

На средства, полученные из Резервного Фонда Президента Российской Федерации, проведен капитальный ремонт кровли и инженерных сетей верхнего комплекса областной клинической психиатрической больницы.

Ульяновская область принимает активное участие в реализации крупных федеральных проектов и программ. Выбор направлений обусловлен сложившейся демографической ситуацией. В первую очередь решаются наиболее значимые из них. Так, с целью снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний Ульяновская область работает в  федеральной программе, направленной на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В регионе  организованы сосудистые центры.

Решается проблема снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий – организованы травматологические центры.

В тройку наиболее значимых демографических проблем также входит смертность от онкологических заболеваний. Для решения этой проблемы нами в прошлом году проведён комплекс подготовительных мероприятий с привлечением средств регионального бюджета в сумме более чем 180 млн. рублей, благодаря чему Ульяновская область в 2012 году вошла в число участников национальной онкологической программы. На реализацию мероприятий по созданию онкологического центра Ульяновской области из федерального бюджета выделено почти 0,5 млрд. рублей.

Как видите, все федеральные проекты, в которых мы принимаем участие целевые. Они направлены на решение проблем смертности по трём основным группам заболеваний, составляющих почти 90% от всех причин.

Благодаря этому мы добились положительной динамики по снижению смертности: от сердечно-сосудистых заболеваний на 7%, смертности от неестественных причин, травм и отравлений на 10%, онкозаболеваний на 1%, в том числе от отравлений алкоголем на 1%, туберкулеза - 17%.

Уровень смертности в целом сократился за год почти на 7 процентов, но всё равно превышает соответствующие среднероссийский и окружной показатель.

В этом году мы продолжим работу по укреплению материально-технической базы лечебных учреждений. Тем более, что с 2012 года все они переданы на региональный уровень ответственности. Всего в проведении ремонтных работ задействовано 65 учреждений здравоохранения. По итогам 2012 года в ЛПУ будет поставлено более 1700 единиц медицинского оборудования, в том числе высокотехнологичного.

Теперь о проблемах. Особую обеспокоенность у нас вызывает произошедший рост младенческой смертности - более чем на 20 процентов.

Вот почему главная «точка» приложения наших усилий – региональный перинатальный центр, который должен быть сдан в эксплуатацию до конца этого года. Это будет уже четвертое специализированное учреждение высокого уровня, наряду с сосудистым, травматологическим и онкологическим центрами, которое позволит нам вывести на качественно новый уровень оказание помощи женщинам в период беременности и родов, а также новорожденным. Вместе с тем, мы надеемся войти в федеральную программу создания сети перинатальных центров в 2013 году.

Самой главной составляющей модернизации здравоохранения должно стать повышение качества медицинских услуг населению региона через их стандартизацию.

За счёт внедрения стандартов мы начали оснащать оборудованием лечебные учреждения, изменили технологии оказания медицинской помощи, обеспечили лечебные учреждения современными эффективными лекарственными препаратами для лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, травм и тяжелых хирургических патологий. Уровень заработной платы медицинских работников за счет внедрения стандартов в 2011 году вырос на 11-12 процентов. Целевой индикативный показатель на 2012 год – 18 процентов.

Модернизация здравоохранения в конечном итоге направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи. Но эта цель пока ещё не достигнута!

Во-первых, мы должны принять все необходимые меры, чтобы решить проблему создания новых лечебных учреждений в Дальнем Засвияжье Ульяновска. В 2012 году там откроется три офиса врача общей практики и в 2013 году два филиала Городской поликлиники № 4. Подана заявка в Минрегион о строительстве нового здания поликлиники, и надеюсь, что мы успешно её защитим. С учётом территориальной доступности будет организован прием 40 врачей участковых терапевтов и 4 педиатров, что значительно улучшит медицинское обслуживание более чем 73 тысяч человек взрослого и детского населения.

Во-вторых, у нас просто не хватает врачей, причем не только в сельской местности, но и в Ульяновске. По итогам 2011 года в систему здравоохранения Ульяновской области прибыло 132 специалиста, а общая потребность - более 500. В этом году работа по решению вопроса перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников переведена в формат индивидуальной работы с каждым из них. Необходимо, чтобы вопрос дефицита медицинских кадров в области вызывал не меньший уровень обеспокоенности и ответственности у ВУЗов.

Для решения проблемы кадровой обеспеченности мы ввели с этого года 20% надбавку к должностному окладу специалистов, работающих в сельской местности. В ряде муниципалитетов приняты свои механизмы поддержки молодых врачей. Но этих мер сегодня явно недостаточно.

В настоящее время потребность в жилье есть почти у 2000 медицинских работников. Вот почему мы должны уделить особое внимание жилищным вопросам через строительство «Дома врача», программу ипотечного кредитования. Реализация федеральной инициативы «Земский доктор», как вариант привлечения на работу специалистов в сельской местности.

В-третьих, и это особенно важно, надо навести полный порядок с записью на прием. Электронная регистратура – это хорошо, но важно, чтобы у всех граждан, особенно у пожилых людей, была возможность записаться на прием без долгих стояний в очередях.

Считаю, что качество оказания медицинских услуг – прямая зона ответственности руководителей лечебных учреждений. Очевидно, что Министерству здравоохранения необходимо еще более жестко пересмотреть нормы оплаты труда руководителей лечебных учреждений, увязав их с качеством услуг и эффективностью работы больниц и поликлиник в целом.

Безусловно, важное значение должен играть общественный контроль. Уверен, что свою положительную роль в повышении качества медицинской помощи сыграют Совет молодых врачей, общественная организация по защите прав пациентов, а также консолидация врачебного сообщества области в рамках созданной Региональной медицинской палаты. В идеале же, в каждом лечебном учреждении должен работать свой Общественный Совет, который бы контролировал полноту, качество, цену услуг.

О ситуации в сфере безопасности. Несколько лет назад она входила в первую пятерку наиболее актуальных проблем. Сегодня переместилась на 7-8 места.

Отрадно, что на протяжении последних лет уровень преступности в регионе последовательно снижается. По итогам 2011 года он существенно ниже, чем в среднем по России и ПФО.

Тем не менее обеспечение необходимого уровня безопасности в регионе проходит в условиях реформирования МВД, в том числе – значительного, на 22 процента сокращения штатных единиц, в том числе участковых уполномоченных милиции и инспекторов по делам несовершеннолетних, создания межмуниципальных отделов полиции. Регион и особенно сельские районы уже успели это почувствовать. В результате по сравнению с 2010 годом уровень удовлетворенности граждан деятельностью органов исполнительной власти в сфере безопасности снизился почти на процент.

Для меня очевидно, что в целях решения вопросов обеспечения безопасности на сельских территориях необходимо либо принять федеральный закон, регламентирующий деятельность муниципальной милиции, либо пересмотреть нормативы штатной численности сотрудников полиции для сельской местности с учётом «оперативности реагирования», использовав опыт разработки технических регламентов подобно подразделениям МЧС. Кроме того, необходимо более четко определить полномочия субъекта РФ в сфере обеспечения общественного порядка.

В таких условиях магистральный путь обеспечения надлежащего уровня безопасности  - широкое внедрение систем видеонаблюдения. Мы получили очень неплохой результат реализации пилотного проекта «Безопасный город» в Димитровграде, где удалось добиться серьёзного снижения уровня преступности. Теперь перед нами стоит задача создать подобную комплексную автоматизированную информационную системы обеспечения безопасности на территории всей Ульяновской области.

Отмечу как важный факт: в помощь органам внутренних дел в регионе создано 239 добровольных дружин общей численностью почти четыре тысячи человек. В 2011 году с участием дружинников раскрыто 63 преступления, выявлено и пресечено более семи тысяч административных правонарушений.

Особое внимание в минувшем году мы уделяли профилактике незаконного оборота алкогольной продукции, жесткой борьбе с пьянством и алкоголизмом. Очевидно, что ограничения на продажу крепкого алкоголя в вечерние и ночные часы, а также по выходным и праздничным дням, не могли сразу кардинально изменить ситуацию к лучшему. Более того, ограничив доступ к крепким напиткам, мы хорошо понимали, что спрос со стороны граждан неизбежно породит предложение со стороны производителей и продавцов нелегальной продукции.

В результате совместной работы всех органов выявлено 3080 правонарушений в сфере незаконного оборота алкоголя, составлено более 2600 административных протоколов, возбуждено 382 уголовных дела, изъято 373 тысячи литров алкогольной и спиртосодержащей отравы. Хочу выразить слова благодарности Андрею Петровичу Ларионову и всем сотрудникам правоохранительных органов за проделанную работу.

В результате в сравнении с 2008 годом, когда были введены ограничения, количество чистого алкоголя на душу населения региона, от младенцев до лиц преклонного возраста, снизилось на 900 гр. и составило на конец 2011 года 5,8 литра. Медленно, но сокращается число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Что особенно радует – это снижение числа несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, снижение преступлений, совершенных ими в подобном состоянии. Более чем на 7 процентов снизилось количество случаев отравлений, связанных с употреблением алкоголя и спиртосодержащих жидкостей.

Эти факты – далеко не повод сказать, что у нас всё чудесно-хорошо, или что ульяновцы стать вести гораздо более трезвый образ жизни. Они лишь показывают, что мы должны наращивать усилия государства и общества в борьбе с подобными явлениями, пагубными  для жизни и здоровья людей.

Несмотря на принимаемые меры, продолжает оставаться сложной ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения. За минувший год число дорожно-транспортных происшествий выросло более чем на 20 процентов. При снижении тяжести последствий ДТП почти на 30 процентов возросло число пострадавших, в том числе и детей. Этот факт вызывает ещё большее беспокойство с учетом  выделения в минувшем году 132-х миллионов рублей из федерального и областного бюджетов в рамках программы по обеспечению безопасности дорожного движения.

По программе пожарной безопасности создано 16 новых пожарных частей, что позволяет обеспечить своевременное прибытие пожарных расчетов в 70 населенных пунктов, где проживает 80 тысяч человек. Всего в настоящее время действует 64 областных пожарных части. В предстоящие три года мы должны довести численность областной противопожарной группировки до ста частей, чтобы обеспечить безопасность на 82-х процентов всех населенных пунктов региона. В остальных эта задача будет возложена на отделения добровольной пожарной охраны, где в настоящее время состоит 2600 человек. В течение 2012 года планируем увеличить это число почти втрое.

В отношении обеспечения экологической безопасности отмечу двукратный по сравнению с 2010 годом рост отходов производства и потребления. Вдумайтесь в эту цифру: один миллион 800 тысяч тонн отходов за год, из которых 100 тысяч тонн относятся к высоким классам опасности. Всего же на официальных свалках, полигонах и хранилищах находился почти шесть миллионов тонн отходов.

За минувший год по области выявлено более одной тысячи восьмидесяти несанкционированных свалок. При этом муниципалитеты совершенно с разной долей ответственности отнеслись к необходимости их ликвидации. Если в Новоспасском районе ликвидировано 312 свалок, то в Инзенском – всего 13, лишь половина от планового показателя.

Вот почему для нас в первую очередь, крайне важно организовать системную работу по обращению с отходами. Для этого мы сейчас детально изучаем опыт других регионов, как российских, так и зарубежных.

Следующая проблема, беспокоящая ульяновцев, связана с решением жилищного вопроса. 

Здесь также отмечу произошедшее снижение актуальности. В 2010 году жилищные проблемы входили в пятерку наиболее значимых для ульяновцев. Теперь переместились на 9-е место.

В отчетном году сдано в эксплуатацию 553 тысячи квадратных метров жилья. Это лучший результат за последние 15 лет. По темпам роста объемов жилищного строительства и строительства в целом регион вошел в число 15-и лучших субъектов России. Задача на 2012 год – сдать в эксплуатацию 600 тысяч квадратных метров. Необходимый задел для этого имеется.

За счёт реализации целевых программ 1645 ветеранов Великой Отечественной, 308 детей-сирот, 268 молодых семей, 204 семьи специалистов, проживающих в сельской местности, 69 ветеранов боевых действий, инвалидов, переселенцев, чернобыльцев, смогли улучшить свои жилищные условия.

Особо хочу отметить, что за счёт реализации программ строительства жилья 688 ветеранов войны получили новые квартиры на первичном рынке. И не только в Ульяновске, но и в Большом Нагаткино, Майне, Барыше, Инзе. В этом году мы планируем обеспечить жильем ещё 410 ветеранов.

Для основного числа жителей области главным инструментом улучшения жилищных условий остается ипотека. В минувшем году  5756 жителей области взяли ипотечные кредиты на общую сумму 6,3 миллиарда рублей, при этом число граждан вступивших в ипотеку, возросло по сравнению с 2010 годом в 1,8 раза.

В отчетном году мы приступили к решению нескольких важнейших задач. Первая – обеспечение жильем работников бюджетной сферы через социальные выплаты для оплаты половины первоначального взноса на приобретение жилья в ипотеку. В 2011 году 66 бюджетников, воспользовавшись социальными выплатами, приобрели жильё. 

Был дан старт проекту «Дом Учителя», заложен первый такой дом в микрорайоне «Запад-2».. На сегодняшний день 38 работников областных государственных учреждений уже воспользовались социальными выплатами для получения жилья в этом доме.

В этом году мы планируем обеспечить социальными выплатами уже 152 семьи работников бюджетной сферы.

Что касается работников реального сектора экономики. Главная проблема: у нас руководители предприятий и организаций совершенно не занимаются обеспечением жильем своих работников. Это неправильно. Подобное отношение необходимо менять.

Поэтому для поддержки молодых инженеров разработан проект постановления о предоставлении аналогичных социальных выплат работникам инженерно-технических специальностей промышленных предприятий области. Он будет реализовываться на основах софинансирования из средств областного бюджета и средств предприятий-участников программы. Планируется, что уже в этом году такие выплаты получат сто молодых специалистов.

В минувшем году первые 127 многодетных семей обеспечены бесплатно земельными участками, в том числе 53 семьи в г. Ульяновске. В целом по области уже подано 532 заявления,  из них 422 - в Ульяновске. Уже в этом году на сайте департамента госимущества и земельных отношений заработала услуга мониторинга, и многодетные семьи с помощью персонального номера смогут следить за движением очереди.

Всего же у нас имеет право на получение таких участков 5401 семья. Поэтому из областной собственности в городскую передано пять земельных массивов общей площадью 527 гектаров, что позволяет в самой ближайшей перспективе обеспечить участками около трёх тысяч семей. Дополнительно переданы земельные участки для строительства инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры юго-западнее р.п. Ишеевка и вблизи с. Луговое общей площадью 10,3 га и 6,8 га соответственно.

Мы планируем, что такие же меры социальной поддержки получат молодые семьи медицинских и педагогических работников, семьи ветеранов боевых действий.

Была оказана и государственная поддержка 126 семьям обманутых дольщиков. В 2012 году окончательно будет закрыт вопрос с дольщиками «Капстроя», тем более что на этот счёт имеется особое поручение Президента и Председателя правительства Российской Федерации.

Но у нас есть граждане, которые не включены в программу оказания помощи, но также пострадали от действий недобросовестных застройщиков, всего 58 семей. Если по 32-м семьям РПК «Ульяновск» у нас есть полное понимание и план действий, то по 26-и дольщикам компаний «Лонда-Арт» и «Радуга» предстоит найти приемлемый вариант решения.

На 1 января 2012 года в соответствии с Градостроительным кодексом из 168 документов территориального планирования утверждено – 134 документа. Разработаны схемы по всем муниципальным районам, генеральные планы – по всем городским и сельским поселениям. Из 146 документов градостроительного зонирования утверждено 73. Задача на 2012 год – полностью завершить утверждение всей градостроительной документации.

Остановлю на последней теме, вызывающей недовольство и справедливые нарекания со стороны граждан. Это – слабая и некачественная работа органов власти по решению актуальных и жизненно важных проблем людей, незащищенность от  административного произвола.  Если в 2010 году на это обращали внимание 11 процентов ульяновцев, то в настоящее время – уже 32 процента, а в Димитровграде – 41.

Назову цифру, которая лично меня очень настораживает: 32 процента жителей недовольны работой органов власти. Послушайте, какую оценку дают работе органов управления: у нас развелось слишком много чиновников, которые много обещают, но ничего не делают, только болтают, а не работают»; «никто не за что не отвечает, не знаешь даже куда с жалобами идти»; «управление у нас не эффективное»; «кругом бюрократизм, чиновники бездействуют, совсем не думают о простых людях». Это говорят люди, которые поручили нам улучшить их жизнь. Есть о чем задуматься.

Да, такая оценка формируется из совершенно различных посылов: кто-то столкнулся с хамством, с безразличием, кто-то получил некачественную услугу, чья-то встреча с чиновником показала непрофессионализм государственного человека. Но факт остается фактом – из каждого конкретного случая и складывается отношение к власти.

Еще один момент. Проблемное поле, которое фиксируется социологическими опросами, практически не меняется.

О чем все это говорит?

- Мы (все уровни власти) должны в разы эффективнее решать имеющиеся в экономике и социальной сфере проблемы.

- Мы (власть) слабо работаем с проблемным полем.

- Наши реальные достижения ещё не все почувствовали, работа власти для многих не видна и не конвертируется в доверие населения. 

Что делать? Менять подходы и приоритеты. Каждый должен работать в реальном проблемном поле, реально решать имеющиеся проблемы. Регулярно проводить социологические замеры и корректировать политику. Если мы сможем это сделать, то выйдем на совершенно новый уровень доверия населения.

Еще одно замечание. Все ключевые проблемы всех отраслей связаны с работой органов власти (здравоохранении, ЖКХ, органов правопорядка и т.д.). То есть, улучшив качественно работу органов власти, мы сможем реально снять остроту всех проблем.

За минувший год в правительство области поступило 14760 жалоб и обращений граждан. С одной стороны, это свидетельствует о настрое на взаимодействие с исполнительной властью региона. С другой – о сложности решения проблем на местах, которая нередко вызвана откровенным неумением и нежеланием чиновников помогать людям.

Как один из важнейших результатов работы в минувшем году отмечу Распоряжение Правительства Ульяновской области «О плане мероприятий по содействию в решении вопросов социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области». Всё проблемное поле муниципалитетов, все нерешенные вопросы по каждому населенному пункту, серьёзно беспокоящие жителей области, нашли в нём своё отражение. Выполнение плана потребует от нас значительных финансовых средств, без малого полутора миллиардов рублей. Мы к этому готовы. Этот вопрос будет находиться на моем личном контроле.

В предшествующие годы нами была создана целая система, объединившая различные общественные приемные, мобильные приемные, личный и выездной прием граждан руководителями правительства области, акции «Лицом к человеку», «К барьеру», «В кругу поверивших в закон и справедливость». Создана Палата справедливости, объединившая Уполномоченных по защите прав по разным направлениям, чтобы обеспечить независимость разбирательств по фактам жалоб и обращений. Мы используем современные формы взаимодействия с обществом – через ведение блогов. В прошлом году взяли на вооружение проведение Дней письма на уровне конкретных  поселений.

Вместе с тем нам необходимо коренным образом изменить систему коммуникации органов управления с гражданами, общественными организациями, различными социальными средами, сделать её более эффективной. В этом году мы перешли к еженедельному совещанию в формате «Откровенный разговор», где решаем и конкретные вопросы, и работаем с проблемным полем муниципалитетов, критическими публикациями в средствах массовой информации.

Кроме того, принято решение полностью переформатировать работу Министерства внутренней политики. Для этого пригласили из ваших депутатских рядов Николая Петровича Доронина. Убежден, что Николай Петрович с его опытом и организаторским талантом сможет на новом посту работать целеустремленно и эффективно. Возможно, это не последний призыв депутатов в наши ряды.

Мы хотим создать новую структуру коммуникаций с обществом во многом ещё и потому, что наши министерства и ведомства, администрации муниципальных образований крайне слабо информируют людей, о том, что делает власть. Поэтому в ближайшее время мы должны создать:

Совет региона;

Совет Глав администраций муниципальных образований, в том числе и поселений;

Ассамблею гражданского общества.

Кроме того, необходимо разработать и подписать на региональном уровне:

- конвенцию о правах человека;

-Социальную хартию;

-Хартию о местном самоуправлении;

-Декларацию об ответственности перед будущими поколениями.

Предстоит ускорить создание деловых и активных Экспертных Советов при Уполномоченных Палаты Справедливости.

Большую работу предстоит провести по изменению Регламента Совета региональных и местных властей и его палат. Цель – активно продвигать местную и региональную демократию.

Необходимо будет завершить работу двух рабочих групп по пересмотру полномочий и по межбюджетным отношениям.

Кроме того, очень важно прописать в Уставах муниципальных образований и нормативных правовых актах положения об усилении ответственности всего руководящего состава, а не только Глав  администраций.

Искренне надеюсь, что все принятые решения создадут условия для формирования качественно нового коммуникативного пространства между властью и обществом. Его основа - доверие и понимание того, что мы все делаем одно общее дело – работаем на благо Ульяновской области и её жителей.

Готов ответить на ваши вопросы.

 

Отчёт Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова перед депутатами Законодательного Собрания о результатах деятельности Правительства Ульяновской области за 2011 год   (в формате .rtf, 193 Кб)

Добавлено: 13 апреля 2012 года, 11:03

Изменено: 17 декабря 2013 года, 09:30