Выступление начальника отдела правового и кадрового обеспечения Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Толмачевой Ю.А. на тему: «Применение полномочий муниципальными образованиями по возбуждению дел об административных правонарушениях в сфере благоустройства»

01.03.2012

Благоустройство территории Ульяновской области является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Ульяновской области и затрагивает интересы каждого жителя региона.

Ульяновская область всё чаще становится площадкой проведения не только российских, но и международных мероприятий. Внешний облик региона должен соответствовать высоким темпам роста и развития Ульяновской области и способствовать комфортному проживанию и повышению качества жизни населения.

01.04.2011 на территории Ульяновской области введён в действие новый Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях. Несмотря на многие трудности в принятии этого нормативного акта, Кодекс стал надёжным и действенным инструментом в наведении порядка на территории Ульяновской области. Лишь немногие регионы Российской Федерации могут похвастаться существованием подобных нормативных актов. В большинстве случаев, субъекты Российской Федерации имеют на «вооружении» небольшие региональные законы, не решающие проблемы по существу. В связи с чем, полагаю, что Ульяновская область по сравнению с иными регионами, занимает одно из лидирующих мест по качеству правового регулирования общественных отношений в сфере благоустройства региона.

Основной новеллой Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях стало наделение органов местного самоуправления Ульяновской области правом составления протоколов об административных наказаниях в сфере благоустройства. Это право предоставляет органам местного самоуправления Ульяновской области возможность реального участия в деле наведения порядка на своих территориях.

С целью обеспечения работы Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях 28.02.2011 был принят Закон Ульяновской области № 18-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях».

В действующей редакции Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства и содержания территорий населённых пунктов Ульяновской области, (статья 5 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях).

Другим важнейшим этапом развития Ульяновской области в сфере благоустройства, бесспорно, является подготовка Модельных Правил благоустройства территорий Ульяновской области.

Модельные правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства и определяют порядок уборки и содержания территорий муниципальных образований области.

Принятие Модельных правил позволит качество повысить уровень благоустройства на территории муниципальных районов и городских округов Ульяновской области.

Модельные правила разработаны с учётом требований законодательства, в том числе санитарных норм и правил, строительных норм и правил, отраслевых дорожных методических документов, а также существующей практики. Кроме того, принятие предлагаемого проекта направлено на реализацию поручений Президента Российской Федерации по вопросам, касающимся совершенствования правового регулирования в сфере благоустройства соответствующих территорий.

Модельные правила позволят обеспечить правовое регулирование общественных отношений в сфере:

  • Содержания территорий, иных объектов, расположенных на территории муниципального образования;
  • Уборки территорий в зимний и летний периоды;
  • Содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, тротуаров, мостов, путепроводов, внутриквартальных территорий, искусственных и инженерных сооружений и дождевой канализации;
  • Содержания зданий, сооружений и объектов инфраструктуры;
  • Сбора и вывоза отходов, содержания контейнерных площадок;
  • Озеленения территории муниципального образования;
  • Производства земляных и ремонтных работ, прокладки и переустройству инженерных сетей и коммуникаций.

Таким образом, отчётливо видно, что Модельные правила благоустройства регламентируют большую часть жизнедеятельности в обществе, и являются одним из основных нормативных актов, используемых для наведения порядка на территориях Ульяновской области.

Полагаю, что у нас существует несколько основных способов наведения порядка в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Активизация социальной агитации уважения к благоустройству среди населения.

В частности, Министерством энергетики и ЖКК Ульяновской области надзора неоднократно организовывались репортажи в средствах массовой информации, в которых на конкретных примерах подробно рассказывалось о тех или иных нарушениях, способах решения конфликтных ситуаций, а также озвучивались призывы к уважения труда благоустроителей.

Установление ответственности органов местного самоуправления за ненадлежащую организацию благоустройства на местах.

Органы местного самоуправления должны, прежде всего, выполнять роль организатора благоустройства на территориях своих муниципальных образований.

Следующим шагом к увеличению контроля за соблюдением требований Правил благоустройства по нашему мнению является создание на базе муниципалитетов контрольных органов, осуществляющих муниципальный контроль.

Фактически, проведение проверок, регламентируемых действующим федеральным законодательством (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») в рамках муниципального контроля в нашем регионе не производится.

Кроме того, органы местного самоуправления могут в судебном порядке взыскивать ущерб от нарушения Правил благоустройства, а взысканные деньги могут поступать в муниципальные бюджеты.

К примеру, на территории муниципального образования ведётся строительство нового жилого дома. Грузовой автотранспорт строительной организации повредил автодорожное полотно и пешеходный тротуар. Проверкой может быть установлен факт причинения вреда, сумма которого взыскана в судебном порядке. В данном случае восстановительный ремонт территорий муниципалитета может быть произведён за счёт нарушителя, что в свою очередь является способом защиты прав жителей населённого пункта и поддержания благоустройства.

 

Тем не менее, в настоящий момент главной задачей Департамента административно – технического надзора в сфере благоустройства – является профилактика нарушений.

Необходимо отметить, что при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях штрафные наказания для правонарушителей, не являются основным и обязательным критерием работы. Основная задача органов местного самоуправления и органов государственной власти заключается в повышении уровня благоустройства в муниципальных районах и городах Ульяновской области, путём принуждения правонарушителей к устранению и недопущению нарушений.

Проделанная работа по рассмотрению протоколов об административных правонарушениях влечёт за собой определённый социальный резонанс. Граждане, предприниматели, либо работники организаций, общаясь между собой, сообщают друг другу о возможных неблагоприятных последствиях нарушений Правил благоустройства, и заранее принимают меры по устранению нарушений. При рассмотрениях дел об административных правонарушениях правонарушители часто приносят фотографии с изображениями территорий убранных после составления протоколов. Нарушения устраняются виновниками в подавляющем большинстве случаев. Поэтому, административная практика по составлению протоколов благоприятно сказывается на состоянии благоустройства в Ульяновской области.

Необходимо существенное увеличение возможностей Департамента административно-технического надзора, который может координировать деятельность органов местного самоуправления муниципалитетов Ульяновской области, органов государственной власти Ульяновской области, федеральных структур (в том числе правоохранительных органов) на местах.

Необходимость усиления административно-технического надзора основывается, прежде всего, на предложениях муниципальных властей. Так, Глава города Димитровград обратился к Губернатору Ульяновской области с предложением о создании структурных подразделений Департамента административно-технического надзора на территории города Димитровграда, в связи с острой нехваткой собственных ресурсов. На сегодняшний момент, во втором по величине городе Ульяновской области составлено всего лишь 18 административных протоколов, что является недопустимо малыми результатами работы. Основной проблемой тормозящей процесс развития административного производства в сфере благоустройства является то, что должностные лица муниципальных образований Ульяновской области не составляют протоколы из-за того, что эта сфера деятельности не является для них основной. Протоколы составляют архитекторы, специалисты ЖКХ, сотрудники торговых отделов, отделов по делам предпринимателей и т.д. Поэтому заниматься административной юрисдикцией в сфере благоустройства у таких сотрудников не всегда есть время и необходимые знания.

Поэтому показатели по составлению протоколов за нарушения Правил благоустройства незначительны во всех муниципальных районах, кроме города Ульяновска.

 

Таблица.
Административная практика органов местного самоуправления Ульяновской области  за период с 01 апреля 2011 года по отчётный период.

 


п/п

Наименование муниципального района (городского округа) Ульяновской области

Количество направленных протоколов

1.

г. Ульяновск

866

2.

Барышский район

23

3.

г. Димитровград

18

4.

Вешкаймский район

14

5.

Радищевский район

14

6.

Сурский район

10

7.

Майнский район

10

8.

Теренгульский район

8

9.

Старокулаткинский район

6

10.

Кузоватовский район

5

11.

Ульяновский район

5

12.

Николаевский район

4

13.

Павловский район

4

14.

Мелекесский район

3

15.

Новоульяновск г.

3

16.

Новомалыклинский район

1

17.

Базарносызганский район

1

18.

Инзенский район

0

19.

Новоспасский район

0

20.

Цильнинский район

0

21.

Сенгилеевский район

0

22.

Карсунский район

0

23.

Чердаклинский район

0

24.

Старомайнский район

0

 

Итого

995

 

В заключении хотелось бы отметить главное.

Процесс наведения порядка в сфере благоустройства, начатый руководителем региона и Правительством Ульяновской области бесспорно необходим Ульяновской области и её жителям.

Всем нам хочется чтобы мы и наши дети жили в комфортных и благоустроенных населённых пунктах, чтобы возвращаясь домой по вечерам, мы не опасались идти по тёмным улицам с боязнью попасть в яму или в грязь, нам хочется чтобы каждое утро начиналось в каждом муниципальном образовании с элементарной уборки территорий, дорог, тротуаров. Для этого необходимо в первую очередь наше желание.