Выступление директора департамента административного обеспечения Министерства экономики Ульяновской области Ильиной С.Н. по теме: «Об итогах аналитического доклада Министерства экономического развития Российской Федерации по осуществлению органами местного самоуправления муниципального контроля в 2010 году»

01.03.2012

С 2010 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215 «Об утверждении правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно предоставлять в Министерство экономического развития Российской Федерации  доклады об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора).

Министерство экономического развития Российской Федерации в своём аналитическом докладе подвело итоги деятельности в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за 2010 год. Основное внимание отведено муниципальному контролю.

Муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований,  установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды  контроля относятся  к вопросам местного значения.

Виды контроля, напрямую закреплённые среди вопросов местного значения  и в соответствующем отраслевом законе:

- муниципальный земельный контроль,

- муниципальный лесной контроль,

- муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения,

- муниципальный контроль в области использования  и охраны  особо охраняемых  природных территорий местного значения,

- муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей,

- муниципальный контроль на территории  особой экономической зоны,

- контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о размещении заказов.

Виды контроля, напрямую закреплённые в отраслевых законах и являющихся  составной частью местного значения:

- контроль за использованием и сохранностью муниципального  жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда,  установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

- контроль над представлением обязательного экземпляра.

Виды контроля, установленные в отраслевом законодательстве и не имеющие нормативных оснований среди вопросов местного значения:

- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- контроль за соблюдением законодательства в области розничной  продажи алкогольной продукции;

- муниципальный контроль в области торговой деятельности;

- контроль за  организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.

Виды контроля, не имеющие оснований в отраслевых законах и являющиеся частью конкретных вопросов местного значения:

- контроль исполнения  нормативных правовых актов в сфере рекламы,

- муниципальный экологический  контроль (муниципальный контроль за соблюдением требований  в области охраны окружающей среды);

- муниципальный контроль в сфере благоустройства;

- контроль соблюдения условий организации регулярных перевозок на территории муниципального образования.

Следует отметить, что среди видов муниципального контроля в отношении физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц наиболее активно осуществляется  земельный контроль. Другие виды муниципального контроля, как напрямую указанные в федеральном законодательстве, так и вытекающие из вопросов местного значения, осуществляются в крайне ограниченном объёме или вовсе не осуществляются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается правовыми актами (Положениями о контроле) либо законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. В федеральном законодательстве отсутствуют специальные требования к содержанию, а также порядку разработки и утверждения административных регламентов исполнения контрольных функций. В связи с этим требования к составу и порядку разработки муниципальных регламентов  устанавливаются органами местного самоуправления. Порядок разработки и утверждения административных регламентов утверждается актом главы муниципального образования либо актом местной администрации, и как правило, содержит требования аналогичные требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».

По рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации следует разработать и принять административные регламенты, определяющие порядок осуществления конкретного вида муниципального контроля, поскольку это позволяет максимально подробно регламентировать осуществление  административных действий с учётом особенностей того или иного вида контроля.

По итогам проведённой оценки Министерства экономического развития Российской Федерации лишь в 10 муниципальных образованиях Ульяновской области имеется в наличии регламент (положение) проведения муниципального контроля (Майнский, Сурский, Барышский, Кузоватовский, Николаевский, Тереньгульский, Карсунский, Новомалыкинский, Ульяновский и Чердаклинский районы).

Считаю необходимым напомнить всем муниципальным образованиям, что они в срочном порядке должны разработать и принять административные регламенты по контролю и разместить данные регламенты на официальных сайтах муниципальных образований. Также хочется отметить, что при оценке рассматривался вопрос раскрытия информации на сайте муниципального образования по проведению контроля, и было указано, что муниципальные образования Ульяновской области данную информацию не размещают.

Согласно мониторингу представленных отчётов за 2010 год муниципальными образованиями Ульяновской области  и анализу докладов по контрольной деятельности за 2010 год, муниципальный контроль  находится на низком уровне, муниципальные образования не осуществляют все, закреплённые за ними нормативно-правовой базой, виды муниципального  контроля. В Ульяновской области в лучшем случае осуществляется один вид контроля – земельный, количество проверок не значительно, а в некоторых муниципальных образованиях равно нулю. Так, муниципальными образованиями Сурский, Кузоватовский, Тереньгульский, Новомалыклинский, Старомайнский и Ульяновский районы были проведены контрольные мероприятия, а остальные муниципальные образования представили нулевой отчёт.

Ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215 «Об утверждении правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и эффективности такого контроля (надзора)», осуществляют подготовку докладов и представляют указанные доклады в Министерство экономического развития Российской Федерации в срок до 15 марта. Доклады представляются как на бумажном носителе за подписью должностного лица, так и путём размещения на сайте ИС Мониторинг (http://88.210.42.243/monitoring/).

По представленным докладам проводится анализ практики организации  муниципального контроля Министерством экономического развития. Для проведения оценки деятельности муниципального контроля из 23 304 муниципальных образований Российской Федерации были выбраны 471 муниципальное образование, среди которых имеются муниципальные образования Ульяновской области. Так в рейтинг крупных муниципальных образований по организации муниципального контроля вошло муниципальное образование «Город Ульяновск». Это можно отметить как положительный фактор. В рейтинг других муниципальных образований по организации контроля вошли муниципальные образования: город Димитровград, Майнский район, Сурский район, Барышский район, Кузоватовский район, Николаевский район, Тереньгульский район, Вешкаймский район, Карсунский район, Новомалыклинский район, Новосспаский район, Радищевский район, Старомайнский район, Ульяновский район, Чердаклинский район.

Муниципальное образование «Кузоватовский район» по проведённому анализу получил 4 балла, которые позволили среди других муниципальных образований Российской Федерации занять 110 место из 471. Все остальные районы Ульяновской области получили средние баллы.

В этом году муниципальным образованиям предстоит проделать определённую работу по расширению полномочий в сфере муниципального контроля.

Во-первых, необходимо дополнительно определить приоритетные направления в муниципальном контроле, возможно, это будет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда или муниципальный лесной контроль и выстроить работу по его осуществлению.

Во-вторых, на все виды осуществляемого контроля должны быть разработаны административные регламенты.

Ну и в-третьих, это организация проведения проверок и предоставление отчётности в Министерство экономического развития Российской Федерации.