Выступление директора департамента государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области Погореловой И.А. по теме: «Новые аспекты размещения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области муниципальных заказов»

В 2011 году принят очередной комплекс поправок в резонансный Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) (для сведения это уже восьмой комплекс поправок в Закон за пять лет его существования).

На сегодняшний день в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ внесены очередные изменения (от 21.04.2011 № 79-ФЗ, опубликован 27.04.2011) в 22 статьи, а также он дополнен двумя новыми статьями – 19.1 и 55.3.

А теперь мне хотелось бы остановиться более подробно на наиболее значимых изменениях:

Во-первых, предусматривается процедура осуществления закупок по решению Правительства Российской Федерации.

Пояснения: Это новая статья 55.3 Главы 6 размещение заказа у единственного поставщика. Данная статья будет распространяться на социально-значимую категорию товаров, работ и услуг по решению Правительства Российской Федерации. В статье прописан порядок и процедура осуществления таких закупок.

Во-вторых, у заказчиков впервые возникает обязанность обосновывать начальную цену контракта с указанием источников получения информации о стоимости товаров работ и услуг.

Пояснения: Это также новая статья 19.1 «Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)». Для этого источниками информации могут служить данные госстатистики, реестр контрактов, цены производителей, общедоступные результаты исследований рынка. Также заказчики вправе производить собственные расчёты начальной цены контракта и привлекать независимых профильных специалистов.

Данная информация должна быть включена в технико-экономическое задание.

В-третьих, заказчикам разрешается вносить изменения в заключённый контракт в части замены на продукцию, имеющую лучшие характеристики.

Пояснения: В статью 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ вводится новый пункт 6.7, согласно которому при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, с характеристиками, которые являются улучшенными, по сравнению с указанными в контракте.

И, в-четвёртых, расширяется перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Пояснения: Статья 55 размещение заказа у единственного поставщика дополняется двумя новыми пунктами 32 и 33. Данные пункты дают право бюджетным учреждениям, являющихся исполнителями контракта без торгов привлекать иных лиц для выполнения вышеуказанных работ.

Кроме того, определено право заказчика в документации о торгах устанавливать требования к сроку и (или) объёму предоставления гарантий на товар, работу, услугу.

Пояснения: А именно финансовые гарантии в размере от 2% до 10% от начальной цены контракта в тех случаях, когда она превышает 50 млн. рублей. Эта норма имеет право быть по решению заказчика и на малые закупки.

Также предусматривается право заказчика устанавливать требования к монтажу оборудования и обучению заказчика его эксплуатации.

18 июля 2011 года принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

Его принятие было обусловлено необходимостью упорядочить процесс осуществления закупок юридическими лицами, учредителями и участниками которых являются публично-правовые образования, а также осуществляющими деятельность в наиболее жизненно важных сферах, но не подпадающими под действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, и распространяется на следующие организации:

1)- государственные корпорации;

- государственные компании;

- субъекты естественных монополий;

- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- автономные учреждения;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

2) дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 5% долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 юридическим лицам;

3) дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 дочерним хозяйственным обществам.

По состоянию на сегодняшний день на территории Ульяновской области находится в общей сложности более 400 организаций, подпадающих под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ:

Согласно ст. 2 федерального закона, указанные организации для осуществления закупок для своих нужд, должны утвердить положение, которое будет регламентировать правила закупок, в том числе с применением таких процедур как конкурс и аукцион. То есть, как такового единого порядка осуществления закупок всеми организациями закон не предусматривает, а предполагает, что каждая организация будет руководствоваться собственным положением.

Положение о закупках, а также вся информация о закупках должны размещаться на официальном сайте. Имеется в виду общероссийский сайт, на котором в настоящее время размещается информация о государственных и муниципальных закупках в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Однако, в настоящее время указанный сайт технически не готов к работе по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Поэтому законом предусматривается, что до 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению на официальном сайте, размещаются на сайте заказчика. После 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению на официальном сайте, размещаются на официальном сайте.

Реализация указанной нормы осложняется тем, что подавляющие большинство организаций в Ульяновской области, подпадающих под его действие, не имеют своих сайтов.

Закон вступает в силу 1 января 2012 года.

В случае если в течение трех месяцев со дня вступления в силу федерального закона, то есть до 1 апреля 2012 года, организации-заказчики не разместят утвержденное положение о закупках, при закупках они должны будут руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ до дня размещения положения о закупке.

Для отдельных видов юридических лиц предусмотрены иные сроки вступления в силу федерального закона:

Организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями, а также дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2013 года.

 

Муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

2011 год был ознаменован активными действиями федеральных ведомств и экспертного сообщества по поиску путей совершенствования законодательства в сфере размещения государственного и муниципального заказа.

Катализатором послужило Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 г., в котором Д.А. Медведев отметил, что заложенные в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ цели, к сожалению, во многом остались декларациями, поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках - более продуманной и более современной. Президент также указал, что обо всех планируемых открытых закупках должно быть известно заранее. На специальном интернет-портале нужно предварительно публиковать информацию о таких планах с возможностью обратной связи с компаниями относительно их заинтересованности в торгах, а также мнения экспертов об адекватности этих планов современным требованиям и рыночным ценовым условиям.

Во исполнение данного поручения Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Высшей школой экономики была разработана и в марте 2011 года представлена Концепция законопроекта «О федеральной контрактной системе» (ФКС), которая предполагала принципиальное расширение правового регулирования в сфере заказа – от планирования, непосредственно самих процедур размещения заказа до исполнения и контроля за исполнением контрактов.

1 сентября 2011 г. Министерством экономического развития РФ был представлен непосредственно сам текст проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе». Проект был вывешен на официальном сайте Минэкономразвития для широкого обсуждения, а также направлен в профильные ведомства и субъекты Российской Федерации.

Первоначальный текст законопроекта сразу вызвал бурю критики как по принципиальным позициям (таким как увеличение способов размещения заказа, обязательное формирование при каждом заказчике контрактных служб и пр.), так и с точки зрения несовершенства юридической техники.

Принципиальным противником законопроекта, разработанного МЭР, была и является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, которая в середине сентября 2011 г. представила собственный альтернативный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа», в котором акцент был сделан на совершенствовании существующего Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а также внесении изменений и дополнений в Бюджетный, Гражданский кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях.

Между тем, Министерство экономического развития Российской Федерации с учетом поступивших замечаний и предложений, в середине октября 2011 года представило и вынесло на обсуждение новую редакцию своего законопроекта с измененным наименованием «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», содержание которого во многом отличалось от первой редакции. Вторая редакция также была направлена в субъекты Российской         Федерации.

15.11.2011 Министерством экономики Ульяновской области был проведён круглый стол по обсуждению проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг».

В обсуждении участвовали более 40 представителей различных организаций, в том числе Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Законодательного Собрания Ульяновской области, аппарата Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, Счётной палаты Ульяновской области, Торгово-промышленной палаты Ульяновской области, Совета муниципальных образований Ульяновской области, Ульяновского государственного университета, а также областных министерств и ведомств, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

В ходе круглого стола выработаны рекомендации, на основании которых подготовлены замечания и предложения к законопроекту, которые были направлены от нашего региона в Министерство экономического развития Российской Федерации.

В конце ноября 2011 года проект МЭР был направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, несмотря на то, что не был согласован с Минфином Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В декабре 2011 года, как и следовало ожидать, законопроект был возвращен в Министерство экономического развития Российской Федерации на доработку.

В Послании Федеральному Собранию от 22.12.2011 Президент РФ вновь напомнил о необходимости изменений в системе госзаказа, указав, что в первой половине следующего года взамен всеми любимого Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ надо принять федеральный закон, предусматривающий создание федеральной контрактной системы. Новые процедуры государственных и муниципальных закупок должны обеспечить высокое качество исполнения государственного заказа и препятствовать формированию монопольно высоких цен и многомиллиардных коррупционных схем.

Между тем, руководитель Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации И.Артемьев заявил, что в ближайшее время (февраль 2012 года) Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации представит на суд общественности свою версию закона о федеральной контрактной системе. Сейчас одноименный закон готовится к рассмотрению в правительстве Минэкономразвития Российской Федерации — оппонент Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в вопросах госзакупок. На такой шаг в Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации решились после «приговора» президента и премьера, которые заявили, что модернизация действующего Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ не поможет.

По словам начальника управления размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации М.Евраева, разработать альтернативный законопроект, но с тем же названием, что и у оппонентов, решено потому, что «это самый быстрый способ реализовать то поручение, которое дали президент и правительство, при этом сохранив все самое лучшее и исправив все те недостатки, которые существуют». Тем более что, по мнению М.Евраева, «документ от МЭР не выдерживает никакой критики, поэтому и был возвращен на доработку в конце года». Впрочем, в Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации до сих пор надеются на конструктивный диалог с экономическим ведомством.

Ранее из уст президента и премьера модернизация госзакупочной сферы звучала именно как «разработка федеральной контрактной системы». «Мы подготовили наш законопроект о ФКС, в ближайшие дни разместим его на сайте, — рассказал М.Евраев. — Он основывается на Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в который внесены некоторые изменения. Плюсы закона заключаются в том, что он комплексный, позволяет сохранить все подзаконные акты и судебную практику. Это позволит не идти путем разрушения существующей системы госзаказа — не придется потом в течение пяти-семи лет восстанавливать все то, что было наработано».

В качестве аргумента в свою пользу в антимонопольной службе приводят статистику по электронным аукционам и конкурсам (главное идеологическое различие между ФАС и МЭР как раз заключается в главенстве того или иного варианта закупки: ФАС настаивает на аукционах, МЭР — на конкурсах). По данным общероссийского портала zakupki.gov.ru, в 2011 году в электронных аукционах приняли участие более 850 тыс. поставщиков, в то время как на открытый конкурс пришли лишь 102 тыс. При этот бюджет сэкономил на разнице между первоначальной и конечной ценами контрактов 191 млрд и 111 млрд руб. соответственно.

Всего, по данным Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, на открытых конкурсах и электронных аукционах бюджет сэкономил почти 292 млрд руб. Общий размер экономии бюджета при размещении заказов в 2011 году составил порядка 318 млрд руб. при общей стоимости заключенных контрактов 6,4 трлн руб.

Впрочем, в МЭР предпочитают опираться на иные факты: так, по данным мониторинга деятельности официальных электронных площадок, около 65% (более 570 тыс.) электронных аукционов были признаны несостоявшимися.

Конфликт между двумя ведомствами, несмотря на обоюдные заявления о сотрудничестве, сохраняется.

Исходя из вышеописанной ситуации, спрогнозировать момент принятия закона о Федеральной контрактной системе и его окончательное содержание довольно сложно.

Что касается Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, то он будет действовать как минимум ещё год, поскольку согласно проекту закона о ФКС, последний вступает в силу по истечении одного года с момента официального опубликования.

 

 

 

 

 

Добавлено: 27 февраля 2012 года, 16:50