Результаты выездной проверки исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Павловский район» переданных государственных полномочий по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) 3 ноября 2011 года сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области (далее – отдел) осуществлён выезд в муниципальное образование «Павловский район», по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения государственных полномочий по сбору информации с поселений, входящих в состав Павловского района, необходимой для ведения регистра, выявлены нарушения.

В процессе направления органами местного самоуправления муниципального образования «Павловский район» нормативных правовых актов для включения в регистр встречаются случаи нарушения срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области», в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области обеспечивают направление копий текстов актов не позднее одного месяца со дня их подписания.

В ходе проверки выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Павловского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим органам местного самоуправления муниципального образования «Павловский район» предоставлен перечень муниципальных нормативных правовых актов, необходимых направить для включения в регистр.

В Правительство Ульяновской области направляются правовые акты Павловского района, не подлежащие включению в регистр, например, решение Совета депутатов муниципального образований «Павловский район» от 08.04.2011 № 54 «Об исполнении бюджета муниципального образования Шаховское сельское поселение на 2010 год» (сопроводительное письмо от 04.05.2011 № 66), постановление администрации муниципального образования «Пичеурское сельское поселение» от 13.04.2011 № 23 «Об исполнении бюджета муниципального образования Пичеурское сельское поселение за 1 квартал 2011 года» (сопроводительное письмо от 05.05.2011 № 07), постановление администрации муниципального образования «Павловское городское поселение» от 04.07.2011 № 144 «О переводе на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории МО Павловское городское поселение» (сопроводительное письмо от 01.08.2011 № 373), постановление администрации муниципального образования «Холстовское сельское поселение» от 23.09.2011 № 41 «О проведении на территории МО Холстовское сельское поселение надзорно-профилактической операции «Жилище – осень 2011» (сопроводительное письмо от 13.10.2011 № 73-02/1037).

Выявлены случаи направления в регистр документов сопроводительными письмами за подписью Глав поселений (сопроводительные письма муниципальных образований «Холстовское сельское поселение» от 01.08.2011 № 833, «Павловское городское поселение» от 01.08.2011 № 373, «Пичеурское сельское поселение» от 02.08.2011 № 134, «Шаховское сельское поселение» от 03.08.2011 № 115). Органам местного самоуправления муниципального образования «Павловский район» разъяснёно, что государственными полномочиями по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, следовательно, документы в регистр необходимо направлять сопроводительными письмами за подписью уполномоченных лиц администрации муниципального района.

Сотрудниками отдела проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2011 году, на предмет направления их в Правительство Ульяновской области для включения в регистр в качестве дополнительной информации к муниципальным нормативным правовым актам. По результате указанного мониторинга выявлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «Павловский район» для включения в регистр в качестве дополнительной информации направлены не все акты прокурорского реагирования. В связи с этим органам местного самоуправления муниципального образования «Павловский район» предоставлен перечень муниципальных нормативных правовых актов Павловского района, акты прокурорского реагирования на которые необходимо направить в регистр.

Сотрудниками отдела проведён анализ отчётов о непосредственном исполнении государственных полномочий по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра, направленных муниципальным образованием «Павловский район» за 3 квартала 2011 года. Отчёты направляются с соблюдением установленных сроков, однако, выяснилось, что в отчёте не указано постановление администрации муниципального образования «Пичеурское сельское поселение» от 03.06.2010 № 23 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы администрации МО «Пичеурское сельское поселение» и муниципальными служащими названной администрации сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащим им на праве собственности, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера», направленное в регистр в первом квартале 2011 года. Кроме того, сопроводительное письмо, которым направлен данный акт, не содержит обязательных реквизитов письма (даты и номера). С аналогичным нарушением правил делопроизводства оформлено сопроводительное письмо муниципального образования «Шмалакское сельское поселение» от 02.09.2011, в котором отсутствует его исходящий номер.

Также выявлены случаи неуказания в сопроводительных письмах документов, направляемых в Правительство Ульяновской области для включения в регистр. Так, сопроводительным письмом муниципального образования «Павловское городское поселение» от 31.03.2011 № 185 направлены для включения в регистр в качестве дополнительной информации 2 протеста прокуратуры Павловского района (исх. от 03.02.2011 № 07-02-2011 и 08.02.2011 № 07-02-2011), которые не указаны в сопроводительном письме. Аналогичные нарушения требований оформления документов, направляемых для включения в регистр, допущены при оформлении сопроводительных писем муниципальных образований «Шаховское сельское поселение» от 01.03.2011 № 32, «Павловский район» от 14.03.2011 № 73.02/229.

Муниципальным образованием «Павловский район» осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры Павловского района в рамках реализации приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» и от 24.11.2008 № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления». Однако для согласования в органы прокуратуры проекты нормативных правовых актов направляются не в полном объёме - направляются только те проекты, при разработке которых возникают сложности.

Также муниципальным образованием «Павловский район» реализуется распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области. В ходе проверки выявлено, что проекты правовых актов направляются в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области с нарушением установленного порядка, а именно без сопроводительных писем – по электронной почте.

В ходе выездной проверки изучен План нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Павловский район», утверждённый постановлением администрации муниципального образования «Павловский район» от 31.05.2011 № 259. По итогам изучения нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Павловский район» сообщаем, что не принят правовой акт об итогах работы по реализации Программы развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования «Павловский район», принятие которого предусмотрено Планом нормотворческой деятельности в августе 2011 года.

Сотрудники отдела правового обеспечения администрации муниципального образования «Павловский район» оказывают содействие специалистам поселений при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Других мероприятий, направленных на повышение качества правовых актов, принимаемых поселениями Павловского района, не проводится.

Юридическая служба администрации муниципального образования «Павловский район» состоит из трёх специалистов, однако рабочие места отдела оснащены только 2-мя персональными компьютерами.

Сотрудниками отдела проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Павловского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.

1. На основании части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). С нарушением указанной нормы приняты решения Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» от 13.11.2008 № 396 «Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра муниципальных служащих муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области», муниципального образования «Холстовское сельское поселение» от 22.02.2011 № 54 «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО Холстовское сельское поселение от 01.12.2009 г. № 20 «О Положении об оплате труда работников, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области», муниципального образования «Шаховское сельское поселение» от 16.03.2011 № 51 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Шаховское сельское поселение № 44 от 08.12.2010 г. «О бюджете муниципального образования Шаховское сельское поселение на 2011 год», муниципального образования «Павловский район» от 30.03.2011 № 128 «Об утверждении районной целевой программы «Развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в муниципальном образовании «Павловский район» на 2011-2015 годы». Данные акты вступают в силу с момента подписания. Кроме того, решением Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» от 30.03.2011 № 128 нарушен срок утверждения долгосрочных целевых программ. Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о местном бюджете в представительный орган местного самоуправления. Также из смысла данной нормы кодекса следует, что долгосрочные целевые программы должны утверждаться местной администрацией.

2. Постановлением администрации муниципального образования «Пичеурское сельское поселение» от 12.09.2011 № 44 «Об утверждении Устава муниципального бюджетного учреждения культуры «Старопичеурский центральный сельский Дом культуры» в новой редакции» устанавливается контроль за его исполнением на специалиста администрации муниципального образования «Пичеурское сельское поселение». Однако должностная инструкция не возлагает на специалиста полномочий по осуществлению контроля за исполнением правовых актов. С аналогичным нарушением приняты постановления администрации муниципального образования «Павловское городское поселение» от 09.02.2011 № 16 «Об утверждении Административного регламента администрации муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области исполнения муниципальной функции по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации», муниципального образования «Баклушинское сельское поселение» от 25.02.2011 № 4 «О введении на территории муниципального образования Баклушинское сельское поселение особого противопожарного режима», муниципального образования «Пичеурское сельское поселение» от 02.03.2011 № 13 «Об увеличении дополнительных поступлений в бюджет муниципального образования Пичеурское сельское поселение».

3. Постановлением администрации муниципального образования «Павловское городское поселение» от 04.03.2011 № 39 утверждается состав Общественного Совета собственников помещений многоквартирных домов, при этом не урегулирован порядок деятельности данного органа.

4. Постановление администрации муниципального образования «Павловский район» от 01.03.2011 № 91 «О введении на территории муниципального образования «Павловский район» особого противопожарного режима» принято с превышением полномочий, поскольку возлагает обязанности по осуществлению контроля по соблюдению требований пожарной безопасности на не подведомственное администрации муниципального образования должностное лицо – Начальника Павловского пожарного гарнизона. Кроме того, наименование должности, используемое в тексте, необходимо привести в соответствие с законодательством.

5. Ряд правовых актов содержит внутренние противоречия в части несоответствия сроков исполнения мероприятий сроку принятия акта. Так, постановление администрации муниципального образования «Шмалакское сельское поселение» № 40 «О выполнении пожарной безопасности в муниципальном образовании Шмалакское сельское поселение Павловского района Ульяновской области», принятое 15 июля 2011 года, устанавливает введение особого противопожарного режима на территории муниципального образования в период с 16 июля по 17 августа 2010 года; постановление администрации муниципального образования «Холстовское сельское поселение» № 41 «О проведении на территории МО Холстовское сельское поселение надзорно-профилактической операции «Жилище – осень 2011», принятое 23 сентября 2011 года, устанавливает срок проведения мероприятия с 20 сентября 2011 года; постановление администрации муниципального образования «Шаховское сельское поселение» № 06, принятое 15 февраля 2011 года, устанавливает срок исполнения мероприятий – 01 февраля 2011 года.

6. Решением Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» от 21.09.2011 № 155 «Об утверждении положения о Контрольно-ревизионной комиссии МО «Павловский район» признаётся утратившим силу правовой акт с использованием формулировки «считать утратившим силу». Согласно Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов необходимо использовать формулировку «признать утратившим силу».

7. В преамбуле постановления администрации муниципального образования «Холстовское сельское поселение» от 28.02.2011 № 7 «О введении особого противопожарного режима на территории муниципального образования Холстовское сельское поселение с 02.03.2011г. по 20.03.2011г.» используется ссылка на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при этом неправильно указана дата принятии Федерального закона.

По итогам выездной проверки органам местного самоуправления муниципального образования «Павловский район» рекомендовано:

1. в 2012 году обеспечить направление в регистр копий муниципальных нормативных правовых актов с соблюдением установленного срока;

2. в срок до 31.01.2012 направить в Правительство Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр согласно представленному перечню;

3. в 2012 году обеспечить направление в регистр только нормативных правовых актов;

4. в 2012 году обеспечить направление в регистр копий муниципальных нормативных правовых актов и иной информации сопроводительными письмами за подписью уполномоченных лиц;

5. в срок до 31.01.2012 обеспечить направление в регистр всех актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные нормативные правовые акты Павловского района, включенных в регистр;

6. в 2012 году обеспечить направление проектов всех нормативных правовых актов в органы прокуратуры для предварительного рассмотрения;

7. в 2012 году обеспечить направление проектов правовых актов в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности» с соблюдением установленного порядка, а именно направление сопроводительными письмами;

8. в срок до 29.02.2012 обеспечить всех сотрудников юридического отдела администрации муниципального образования «Павловский район» персональными компьютерами;

9. в срок до 31.01.2012 обеспечить устранение выявленных в правовых актах Павловского района нарушений законодательства и правил юридической техники;

10. в срок до 31.01.2012 выявить объём действующих муниципальных нормативных правовых актов Павловского района, принятых до 01.01.2009, электронные копии которых не сохранились, а также организовать работу по их восстановлению;

11. в 2012 году разработать систему мероприятий, направленных на повышение качества правовых актов, принимаемых поселениями Павловского района, а также обеспечить их реализацию;

12. в 2012 году обеспечить направление писем с соблюдением правил делопроизводства;

13. в срок до 31.01.2012 направить в государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области информацию об устранении нарушений, выявленных в ходе выездной проверки.