Выступление главного специалиста-эксперта правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области О.А. Долговой на тему «О нарушениях, выявленных в ходе исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области законодательства о налогах и сборах»

Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) предоставляется определенный объем правомочий органов местного самоуправления в области налогообложения, устанавливаются принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Так, статья 1 НК РФ установлено, что нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Какие налоги относятся к местным налогам определено в ст. 15 НК. Так, к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Кроме этого, в статье 346.26 НК РФ указано на право представительных органов муниципальных районов, городских округов вводить в действие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Таким образом, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области принимаются нормативные акты в отношении земельного налога, налога на имущество физических лиц и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В статье 12 НК РФ федеральный законодатель указал, что при установлении региональных и местных налогов органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, определяются следующие элементы налогообложения: налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога.

Пункт 4 статьи 12 НК РФ установлено, что местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктами 4 и 7 статьи 12 НК РФ.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

 

Земельный налог

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

В тексте одного из решений было установлено, что налогоплательщики, физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог одним сроком не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае использована некорректная конструкция правовой нормы  - «не ранее» 1-го ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, согласно которой налог может быть уплачен и позже 1-го числа, т.е. 3-го, 10-го, 24-го числа ноября, декабря. Тем самым нарушается один из основополагающих принципов налогообложения, гласящий, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Еще один пример некорректного установления срока уплаты земельного налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями – «уплачивают налог с 1 ноября года…».

Срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Несмотря на данную норму, в решениях устанавливается, что по итогам налогового периода сумма налога уплачивается до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, налог должен быть уплачен 31 января, в то время как согласно НК РФ срок не может быть установлен ранее 1 февраля.

Согласно пункту 6 статьи 391 НК РФ порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вместе с тем, в некоторых решениях не установлен срок представления физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.

В одном из решений содержится такая формулировка: налогоплательщики – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, в сроки, установленные для представления налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации по налогу.

Этим решением не учтена норма пункта 3 статьи 396 НК РФ, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Данная категория налогоплательщиков не представляет налоговые декларации по земельному налогу.

Таким образом, не установлен срок для представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, так как физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не обязаны представлять налоговые декларации.

Не всегда устанавливается  срок уплаты земельного налога юридическими лицами и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Все остальные элементы налогообложения установлены НК РФ.

Вместе с тем, в некоторых решениях установлены такие элементы налогообложения, как налогоплательщики, объект, налоговая база.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ отменена обязанность физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, представлять налоговые расчеты по авансовым платежам. Это положение также не учитывается. В решениях установлено, что уплата авансовых платежей по земельному налогу организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляется после окончания срока представления налоговых расчетов по авансовым платежам.

Либо указывается, что налогоплательщики – юридические лица и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы в сроки, установленные  для предоставления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу.

 

Налог на имущество физических лиц

Статьей 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1) установлены пределы, в которых могут быть установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц, а также пределы суммарной инвентаризационной стоимости, которым соответствует та или иная налоговая ставка (суммарная инвентаризационная стоимость до 300 тыс. руб. включительно – до 0,1% включительно, свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. включительно – свыше 0,1 до 0,3% включительно, свыше 500 тыс. руб. – свыше 0,3 до 2,0% включительно.

Допускается такое нарушение: четко не определены стоимостные пределы имущества при применении той или иной налоговой ставки. Так, установлено, что при суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества до 300 тыс. руб. налоговая ставка составляет 0,1%, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,3%, свыше 500 тыс. руб. – 0,7%. Таким образом, в случае, если суммарная инвентаризационная стоимость имущества 300 тыс. руб., то может быть применена налоговая ставка 0,1% и 0,3%.

В решениях занижаются налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц по сравнению с пределами, установленными Законом № 2003-1. Так, при суммарной инвентаризационной стоимости имущества от 300 до 500 тыс. руб. установлена налоговая ставка 0,1%, свыше 500 тыс. руб. – 0,3%, в то время как согласно Закону № 2003-1 при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. включительно может быть установлена налоговая ставка в пределах – свыше 0,1 до 0,3% включительно, при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500 тыс. руб. – свыше 0,3 до 2,0% включительно. Либо завышаются налоговые ставки, например, в одном из решений установлена налоговая ставка 0,2% за имущество с суммарной инвентаризационной стоимостью до 300 тыс. руб.

Еще одно из нарушений: не четкое установление налоговых ставок. Так установлено, что при суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества до 300 тыс. руб. налоговая ставка составляет 0,1%, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,2%, от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб. – 0,4% и т.д.. Таким образом, в случае, если суммарная инвентаризационная стоимость имущества 300 тыс. руб., то может быть применена налоговая ставка 0,1 и 0,2%.

Одним из решений установлены налоговые ставки за имущество с суммарной инвентаризационной стоимостью объектов налогообложения до 300 тыс. руб., свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб., свыше 500 тыс. руб. до 1000 тыс. руб. Налоговая ставка за имущество с суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 1000 тыс. руб. не предусмотрена.

Согласно пункту 9 статьи 5 Закона № 2003-1 (в ред. от 27.07.2010 № 229-ФЗ) уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

В некоторых решениях установлен срок уплаты налога только для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Данная формулировка не соответствует федеральному законодательству и некорректна, так как плательщиками налога признаются все собственники недвижимого имущества независимо от наличия или отсутствия статуса индивидуального предпринимателя.

Замечания к решениям органов местного самоуправления, вводящим на территории муниципального образования специальный режим налогообложения – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Хотелось бы отметить муниципальное образование «Инзенский район» Ульяновской области, в отношении нормативных актов в области налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности муниципального образования «Инзенский район» в 2011  замечаний не имелось.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении определенных  видов предпринимательской деятельности, перечисленных в статье 346.26 НК РФ.

Когда принимаются решения необходимо указывать формулировку видов деятельности в соответствии с нормами, установленными НК РФ, при этом необходимо учитывать все, нормы, установленные главой 26.3.

Например, когда принимается решение о введении на территории муниципального образования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению; указывается только формулировка пункта 2 статьи 346.26 НК РФ и не учитывается положение статьи 346.27 НК РФ, где указывается, что для целей настоящей главы используются следующие основные понятия:

бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

Поэтому рекомендуется решения дополнять текстом следующего содержания: «(за исключением услуг ломбардов, услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов)», т.к. данные виды деятельности не переведены на ЕНВД.

В соответствии с пунктом 11 статьи 346.29 НК РФ (значение физических показателей указывается в целых единицах, поэтому площадь торговых мест следует также указывать в целых единицах.

В некоторой части решений муниципальных образований виды деятельности, переводимых на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход изложены в старой редакции, что противоречит действующему законодательству.

Например, Федеральным законом № 155-ФЗ от 22.07.2008 внесены изменения в подпункты 10, 13, 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ. В старой редакции указывался такой вид деятельности: оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

В новой редакции этот вид деятельности сформулирован по иному: оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания

Т.е. исключены слова «прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов», в отношении объектов организации общественного питания нет ограничения:  не имеющих залов обслуживания посетителей. Однако часть решений муниципальных образований в 2011 году содержала старую редакцию этой нормы.

Такое же замечание в отношении предприятий общественного питания. Этот вид деятельности следует изложить с учетом  изменений, внесенных в главу 26.3 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ - столовые, обслуживающие образовательные учреждения (за исключением, установленными подпунктом 4 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ).

В отношении услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках забывают указать ограничение, установленное новой редакцией:  (за исключением штрафных автостоянок).

Следует относиться внимательнее и излагать нормы в новой редакции.

Подпунктом 9 Приложения 1 Решения «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории одного из муниципальных образований области на систему налогообложения в виде ЕНВД переведены услуги по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. При этом значения корректирующего коэффициента установлены для услуг по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло). Следовательно, коэффициент базовой доходности для услуг по распространению наружной рекламы с автоматической сменой изображения и электронных табло не установлен.

Добавлено: 13 января 2012 года, 10:11