Доклад Министра финансов Ульяновской области О.С.Максимушкиной на Расширенном заседании коллегии (01.04.2011) "ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2010 ГОД И ЗАДАЧАХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ НА 2011 ГОД"

Бюджетная и налоговая политика Ульяновской области в 2010 году была ориентирована на реализацию основной цели, определённой Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, – повышение качества жизни населения Ульяновской области за счёт создания условий для обеспечения граждан рабочими местами и доступными и качественными бюджетными услугами.

      С одной стороны, кризис 2009 года обнажил многие проблемы экономики субъектов Российской Федерации, в том числе и Ульяновской области. С другой – заставил оперативно искать внутренний потенциал для оздоровления экономики, корректировать цели и стратегии, сокращать бюджетные расходы. Принятые меры воплотились в конкретные результаты. И в этом смысле о 2010 годе можно говорить как о посткризисном периоде.

      Результатом работы Правительства и финансовых органов Ульяновской области за 2010 год явилось увеличение поступлений собственных доходов в консолидированный бюджет области. Положительная динамика сохраняется и в настоящее время.

      В прошлом году пришлось решать и неотложные проблемы, связанные с небывалой засухой и чрезвычайной пожароопасной обстановкой. Благодаря совместным усилиям всех органов государственного власти Ульяновской области, в том числе за счёт грамотного применения мер бюджетной и налоговой политики, области удалось выстоять, обеспечить необходимую поддержку реальному сектору экономики, сохранить политическую стабильность, смягчить социальные последствия кризиса для наименее защищённых категорий граждан, существенно снизить напряжённость на региональном рынке труда.

      Общие параметры исполнения консолидированного бюджета Ульяновской области за 2010 год характеризуются следующими данными: доходы – 36123,4 млн. рублей, расходы – 37839,4 млн. рублей, дефицит – 1716,1 млн. рублей.

      С целью своевременного исполнения расходных обязательств области в течение отчётного года на покрытие дефицита бюджета привлекались кредиты банков на общую сумму (с учётом их возвратов) 467,7 млн. рублей, а также бюджетные кредиты на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог в сумме 210,0 млн. рублей и на ликвидацию последствий засухи в сумме 253,8 млн. рублей, в результате чего консолидированный долг Ульяновской области увеличился практически на 30 процентов и по состоянию на 01 января 2011 года составил 3 183,4 млн. рублей. Несмотря на это объём государственного долга находится в пределах допустимого уровня и составляет 17,0 процентов от общего объёма доходов бюджета области без учёта безвозмездных поступлений.

      Проведение взвешенной долговой политики и рациональное использование бюджетных ресурсов позволило сохранить высокий кредитный рейтинг Ульяновской области. В октябре 2010 года Международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило действующие рейтинги Ульяновской области с прогнозом «стабильные». Такая высокая оценка столь авторитетного международного рейтингового агентства даёт широкие возможности в привлечении в регион крупных инвесторов, для которых такие показатели являются очень важными.

      Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений области в целом снизилась на 149,7 млн. рублей. При этом просроченной задолженности по заработной плате не имеется. Исходя из потребности и числа обратившихся граждан, выделялись средства на социальную поддержку льготной категории граждан.

      В целях увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов реализовывался План межведомственных мероприятий по увеличению доходной части консолидированного бюджета Ульяновской области на 2010 год.

      В 2010 году функционировало 8 рабочих групп по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона по основным доходным источникам и видам экономической деятельности, организовано и проведено 8 заседаний Межведомственной комиссии по увеличению налоговых поступлений, проведено 18 заседаний штаба по увеличению налогового потенциала Ульяновской области с участием представителей федеральных структур, осуществлены выезды в 14 муниципальных образований.

      Аналогичные комиссии действуют и в администрациях всех муниципальных образований области.

 

      В результате проведённой работы в областной бюджет дополнительно поступило 3177,9 млн. рублей, что в 2,1 раза превышает сумму принятых на 2010 год дополнительных обязательств.

      По муниципальным образованиям сумма принятых обязательств на 2010 год составляла 901,5 млн. рублей, исполнение составило 1460,7 млн. рублей. Следует отметить, что в разрезе муниципальных образований с поставленной задачей справились 18 муниципальных районов и городских округов.

      Стабилизация ситуации в экономике региона и комплекс мер, принимаемых органами исполнительной власти Ульяновской области, позволили обеспечить поступление в 2010 году в консолидированный бюджет Ульяновской области налоговых и неналоговых доходов в сумме 24422,7 млн. рублей, что больше поступлений 2009 года на 5072,8 млн. рублей или на 26,2 процента.

      Выполнение плановых назначений консолидированного бюджета области составило 109,5 процента.

 

      Наибольшую долю доходов консолидированного бюджета области формируют следующие отрасли:

      - обрабатывающие производства – 3694,5 млн. рублей или 19,0 процентов;

      - бюджетная сфера – 2927,1 млн. рублей или 15,1 процента;

      - транспорт и связь – 2817,4 млн. рублей или 14,4 процента;

      - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий – 2796,8 млн. рублей или 11,8 процента;

      - производство пищевых продуктов, включая напитки – 2025,4 млн. рублей или 10,4 процента.

      Наиболее значимый вклад в доход консолидированного бюджета вносят 6 предприятий области, на долю которых приходится более 30 процентов всех поступлений (ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр», филиал ООО «Сабмиллер РУС» в г.Ульяновске, ОАО «Акционерный коммерческий сберегательный банк», филиал ОАО «РЖД», ООО «Юпитер Продакшн», ОАО «УАЗ»).

 

      В областной бюджет поступило налоговых и неналоговых платежей в сумме 16215,3 млн. рублей, что на 4145,0 млн. рублей или на 34,3 процента больше 2009 года.

      Поступление налоговых платежей составило 15129,9 млн. рублей или 93,3 процента от общих поступлений. По сравнению с 2009 годом налоговые поступления увеличились на 3876,9 млн. рублей или на 34,5 процента, неналоговые доходы на 268,1 млн. рублей или на 32,8 процента.

      Наибольший рост поступлений обеспечен по следующим налогам:

      - по налогу на прибыль организаций – 143,7 процента или на 1633,0 млн. рублей;

      - по акцизам – в 2 раза или на 1434,2 млн. рублей;

      - по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения – 124,6 процента или на 127,5 млн. рублей;

      - по транспортному налогу – в 2,2 раза или на 256,7 млн. рублей.

      При этом по налогу на добычу полезных ископаемых произошло снижение поступлений на 70,2 процента или на 57,2 млн. рублей, в связи с изменением законодательства и зачислением налога с 01.01.2010 в полном объёме в федеральный бюджет.

      В структуре поступлений наибольший удельный вес приходится на:

      -налог на прибыль организаций – 35,5 процента;

      -налог на доходы физических лиц – 28,1 процента;

      -акцизы – 19,0 процента;

      -налог на имущество организаций – 9,6 процента.

 

      Лидирующее положение, как по удельному весу, так и по абсолютной сумме поступлений занимает налог на прибыль организаций – 5370,9 млн. рублей или 35,5 процента от общей суммы налоговых поступлений. При этом доля поступления налога увеличилась с 33,2 процента до 35,5 процента.

      При этом рост поступлений обеспечен главным образом предприятиями следующих видов экономической деятельности:

      - финансовое посредничество – на 590,3 млн. рублей или в 11 раз;

      - оптовая и розничная торговля – на 467,0 млн. рублей или в 2,5 раза;

      - производство автомобилей – 341,4 млн. рублей или в 19 раз.

      На долю указанных предприятий приходится 86 процентов прироста поступлений.

      Снизили поступления к прошлому году предприятия сельского хозяйства на 34,0 процента, добычи полезных ископаемых на 6,0 процентов, производства пищевых продуктов на 24 процента, транспортирования по трубопроводам – на 27 процентов, сухопутного и железнодорожного транспорта на 23,0 процента и 27,0 процентов соответственно.

 

      Следующим по значимости доходным источником в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц, поступления которого в 2010 году составили - 4255,0 млн. рублей или 28,1 процента от общей суммы налоговых поступлений, темп роста поступлений составил 110,6 процента.

      В то же время удельный вес поступлений данного налога снизился с 34,2 процента до 28,1 процента, за счёт опережающего роста поступлений налога на прибыль и акцизов.

 

      В отчетном году значительно увеличилось поступление акцизов и составило 2877,0 млн. рублей, что 2,0 раза больше поступлений 2009 года, удельный вес налога увеличился с 9,0 процентов до 19,0 процентов, при этом поступления акцизов на алкогольную продукцию увеличились в 3,1 раза по сравнению с 2009 годом и составили 1606,4 млн. рублей.

      Акцизы на пиво увеличились в 10,3 раза по сравнению с 2009 годом, в основном за счёт деятельности филиал ООО «Сабмиллер РУС» в г. Ульяновске.

 

      Поступления акцизов на нефтепродукты увеличились на 343,0 млн. рублей или на 37,0 процента и составили 1270,6 млн. рублей.

 

      Транспортного налога в областной бюджет поступило 471,5 млн. рублей. Увеличение поступлений в 2010 году в 2,2 раза связано с изменением законодательства в части сроков уплаты данного налога.

 

      Плановые назначения налоговых доходов областного бюджета выполнены на 111,1 процента. Обеспечено выполнение по всем налоговым доходам, в том числе:

      - по налогу на прибыль организаций - 112,4 процента;

      - по налогу на доходы физических лиц – 107,7 процента;

      - по акцизам – 117,2 процента;

      - по налог на имущество организаций – 104,6 процента и т.д.

 

      Плановые назначения по неналоговым доходам выполнены на 108,9 процента. Обеспечено выполнение по всем доходным источникам, кроме административных платежей и сборов - 99,3 процента и прочих доходов от оказания платных услуг - 93,3 процента.

      По прочим доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства плановые назначения не выполнены следующими структурными подразделениями:

      - Министерством здравоохранения Ульяновской области на 20,4 процента, в бюджет недопоступило 26,4 млн. рублей;

      - Департаментом массовых коммуникаций на 47,6 процента, в бюджет недопоступило 6,7 млн. рублей;

      Поступления в бюджеты муниципальных образований в 2010 году составили 8207,4 млн. рублей, что на 927,8 млн. рублей или на 12,7 процента больше поступлений 2009 года.

      В структуре налоговых поступлений бюджетов муниципальных образований области наибольший удельный вес приходится на следующие виды налогов:

      - налог на доходы физических лиц – 51,8 процента;

      - земельный налог – 7,8 процента;

      - единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности - 5,8 процента;

      - государственная пошлина – 4,1 процента;

      - налог на имущество физических лиц – 1,2 процента.

 

      Выполнение плана бюджетов муниципальных образований обеспечено на 106,9 процента. При этом необходимо отметить, что все муниципальные образования области плановые назначения выполнили.

      Наибольший рост поступлений по сравнению с прошлым годом обеспечили муниципальные образования: г.Димитровград – 123,7 процента, Старокулаткинский район – 145,8 процента, Старомайнский район – 125,0 процентов, г.Ульяновск – 113,6 процента.

      При этом, в 6 муниципальных образованиях поступления составили от 91,9 процента до 99,7 процента к уровню прошлого года: Базарносызганский район, г.Новоульяновск, Павловский район, Тереньгульский район, Кузоватовский район, Радищевский район.

      Из 143 поселений области выполнили план по доходам 138 поселений, а 5 поселений не обеспечили выполнение плановых показателей (в т.ч. в двух поселениях Кузоватовского муниципального образования (Спешневское сельское поселение (93,8 процентов), Коромысловское сельское поселение (99,5 процента)) и по одному поселению Мелекесского муниципального образования (Новосёлкинское сельское поселение (93,8 процента)), Николаевского муниципального образования (Сухо-Терешанское сельское поселение (76,5 процента)), Чердаклинского муниципального образования (Крестовогородищенское сельское поселение (94,0 процента)). Кроме того, невыполнение плана сложилось в Павловском муниципальном образовании в районном бюджете.

      По итогам работы за 2010 год недоимка по региональным и местным налогам в целом увеличилась на 16,7 млн. рублей или на 3,9 процентов. Увеличение недоимки произошло по региональным налогам – на 12,6 процентов (25,7 млн. рублей), а по местным налогам произошло снижение на 4,1 процентов (9,0 млн. рублей).

 

      В течение всего года Правительством Ульяновской области проводилась систематическая работа с федеральными органами по обоснованию необходимости увеличения финансовой помощи Ульяновской области.

      В результате чего общий объём безвозмездных поступлений за 2010 год составил 11837,2 млн. рублей. В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Ульяновской области в 2010 году из федерального бюджета выделены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в общей сумме 431,6 млн. рублей, в том числе на ликвидацию последствий засухи 298,6 млн. рублей, на ликвидацию последствий природных пожаров 28,2 млн. рублей.

      Безвозмездные поступления от Государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ составили 1057,4 млн. рублей.

      С учётом безвозмездных поступлений расходы консолидированного бюджета Ульяновской области за отчётный год составили 37839,4 млн. рублей или 96,9 процента годового плана. В абсолютной сумме рост расходов к уровню прошлого года составил более 2,0 млрд. рублей. При этом возросла доля расходов консолидированного бюджета, произведённых в рамках программ, и составила 51,5 процента против 47,6 процента в 2009 году.

      Расходы на проведение мероприятий и обеспечение деятельности учреждений социального блока составили 24296,0 млн. рублей или 64,2 процента общих расходов консолидированного бюджета. По сравнению с прошлым годом расходы социального блока увеличились на 3029,5 млн. рублей или на 14,2 процента.

      При этом выполнены все обязательства перед населением, включая выплату в установленные сроки заработной платы работникам бюджетных учреждений области, обеспечено бесперебойное функционирование этих учреждений, а также финансирование других социально-значимых расходов областного бюджета Ульяновской области. К их числу можно отнести дальнейшую реализацию областной целевой программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области» на 2007-2010 годы, на финансирование которой было выделено 34,4 млн. рублей, что позволило ввести дополнительно 955 мест в детских садах, были возвращены в действующую сеть 3 детских сада, ранее использовавшихся не по назначению, открыто 35 групп в действующих детских садах и при общеобразовательных школах.

      Завершён ремонт дворца детского творчества. На эти цели в 2010 году было выделено 106,5 млн. рублей.

      За счёт средств областного бюджета получили жилые помещения 247 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 48 гражданам, усыновившим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выделены единовременные денежные пособия в размере 100,0 тыс. рублей.

      В области здравоохранения реализовывалась областная целевая программа «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2010-2012 годы», на финансирование которой из областного бюджета в 2010 году были направлены средства в сумме 91,5 млн. рублей. Из них средства в сумме16,3 млн. рублей позволили Ульяновской области войти в программу по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, в соответствии с которой бюджету Ульяновской области были выделены субсидии из федерального бюджета в сумме 52,9 млн. рублей.

      Также за счёт средств названной программы в сумме 26,5 млн.рублей на базе областной больницы №2 было создано ГУЗ «Ульяновский областной клинический специализированный травматологический центр». На приобретение медицинского оборудования для этого центра поступили также субсидии из федерального бюджета в сумме 66,2 млн. рублей.

      Исходя из потребности и количества обратившихся граждан, выделялись средства на социальную поддержку льготной категории граждан, что позволило предоставить меры социальной поддержки 111789 гражданам регионального регистра (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий) на общую сумму 1361,5 млн. рублей.

      При этом в 2010 году, наряду со ставшими традиционными, реализовывались новые виды социальной поддержки. В целях социальной поддержки семей, в которых одновременно рождается трое и более детей, впервые предоставлялась единовременная социальная выплата на улучшение жилищных условий. Расходы составили 3,6 млн. рублей. В целях укрепления статуса семьи, в качестве дополнительных мер социальной поддержки семьям, родившим (усыновившим) третьего ребёнка или последующих детей, выплачивался именной капитал «Семья» в размере 100,0 тыс. рублей. Расходы на эти цели в 2010 году составили 2,3 млн. рублей.

      В целях оказания государственной поддержки в улучшении жилищных условий гражданам, пострадавшим от участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов для предоставления им социальных выплат на приобретение жилья из областного бюджета в 20109 году было выделено 10,0 млн. рублей.

      В рамках антикризисных мер, направленных на снижение напряжённости на рынке труда и предупреждения роста безработицы на территории Ульяновской области была принята и реализовывалась Программа поддержки занятости населения Ульяновской области с фактическим объёмом финансирования мероприятий Программы в 2010 году в сумме 785,7 млн.рублей.

      В целях обеспечения безопасности граждан, защиты населения и территории Ульяновской области в рамках подпрограммы «Развитие системы пожарной безопасности в Ульяновской области на 2006-2011 годы» в 2010 году было создано 12 пожарных частей дополнительно к уже действующим 35.

 

      Говоря о расходах на поддержку реального сектора экономики, необходимо отметить значительный, против 2009 года, рост расходов на развитие сельского хозяйства. Если в 2009 году расходы на эти цели составили 1465,4 млн. рублей, в 2010 году – уже 2432,6 млн. рублей, то есть почти на 1000,0 млн. рублей больше. Рост названных расходов в основном был обусловлен необходимостью ликвидации последствий засухи, в том числе за счет целевых дотаций, выделенных из федерального бюджета в сумме 298,6 млн.рублей, а также привлечённых кредитов из федерального бюджета в общей сумме 389,8 млн.рублей. Дополнительно полученные средства направлялись на закупку кормов, семян, удобрений и средств химической защиты растений.

      Ассигнования на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2010 году выросли по равнению с 2009 годом на 17,9 млн. рублей, однако исполнение в 2010 году сложилось ниже на 55,1 млн. рублей. Причинами низкого исполнения явились как позднее поступление средств федерального бюджета, так и позднее доведение средств областного бюджета Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области до конкретного получателя - «Центр кластерного развития Ульяновской области». Вместе с тем, Министерством экономики Ульяновской области в 2010 году несколько раз вносились изменения в закон об областном бюджете в части финансирования мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства с целью наиболее эффективного освоения выделенных средств, а в конечном итоге эта цель не была достигнута.

      В течение 2010 года в рамках государственно-частного партнерства Министерством строительства Ульяновской области освоены средства Инвестиционного фонда Российской Федерации на реализацию региональных инвестиционных проектов «Симбирское кольцо», «Создание первой очереди промышленной зоны «Заволжье» в сумме 700,7 млн. рублей, или 93,4 процента годовых назначений. На эти средства построено 7,8 км дорог, 47,9 км инженерных сетей, 3 канализационных насосных подстанции, 2 электроподстанции. В то же время в связи с тем, что своевременно не были внесены изменения в Паспорт регионального инвестиционного проекта «Симбирское кольцо» на 1 января текущего года сложились остатки средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 49,5 млн. рублей.

      Оценивая расходование средств инвестиционного характера, хочется остановиться также на реализации мероприятий в рамках ОЦП «Развитие газификации в сельской местности в 2009-2012 годах», на финансирование которой в 2010 году было направлено 367,3 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2009 году ( 146,2 млн. рублей). Выделенные средства позволили построить 212 км газопроводов, что на 87 км больше чем в 2009 году.

      Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований было перечислена в общей сумме 8902,9 млн. рублей, что на 17 процентов или на 1294,3 млн. рублей больше соответствующей суммы 2009 года.

      Наибольший удельный вес 39,7 процента или 3531,0 млн. рублей в межбюджетных трансфертах составили субсидии. Субвенции на реализацию переданных муниципальным образованиям государственных полномочий перечислены в объёме 3406,8 млн. рублей или 38,3 процента. На дотации и иные межбюджетные трансферты приходится 22,0 процента общего объёма финансовой помощи или 1965,1 млн. рублей.

      Оказание финансовой поддержки местных бюджетов в отчётном финансовом году было смещено в сторону увеличения ассигнований на решение вопросов местного значения. При общем росте финансовой помощи на 17,0 процентов объём субсидий за 2010 год увеличился более чем в 1,5 раза, объём субвенций увеличился на 5,7 процента.

      В 2010 году бюджетам муниципальных образований были предоставлены новые виды субсидий:

      - на реализацию мероприятий областной целевой программы содействия в подготовке и прохождения отопительного сезона 2010-2011 годов в общей сумме 108,8 млн. рублей;

      - на реализацию мероприятий Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005- 2010 годы на сумму 51,9 млн. рублей;

      - на реализацию мероприятий по областным целевым программам по ремонту аварийных школ и ремонту школьных бассейнов на сумму 33,0 млн. рублей;

      - бюджету города Димитровграда на реализацию ОЦП «Развитие инженерной инфраструктуры Западного района города Димитровграда на 2010-2012 годы» на сумму 41,2 млн. рублей.

      Кроме того, в значительно больших, чем в 2009 году, объёмах выделены субсидии:

      -на финансовое обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов - 1113,4 млн. рублей (в 2009 году - 621,8 млн. рублей);

      - на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации города Ульяновска за счёт средств инвестиционного фонда - 700,7 млн. рублей (в 2009 году - 197,2 млн. рублей);

      - на строительство газопроводов в общей сумме 367,3 млн. рублей, что на 221,1 млн. рублей больше уровня 2010 года; и др.

      Кроме того, в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета были изысканы дополнительные средства в сумме 396,9 млн. рублей на выплату заработной платы и оплаты коммунальных услуг бюджетных учреждений муниципальных образований. Выделение указанных субсидий позволило высвободившиеся в местных бюджетах собственные финансовые ресурсы направить на решение иных первоочередных задач.

 

      За 2010 год расходы бюджетов муниципальных образований области сложились в объёме 17 366,0 млн. рублей, что на 17,4 процента выше уровня 2009 года.

      При этом, наиболее высокие темпы роста – более 20% сложились по г.Ульяновску, Старомайнскому и Новоспасскому районам. Основную долю составили муниципальные образования, в которых рост расходов сложился от 100 до 120 процентов – 17 муниципальных образований. Ниже уровня прошлого года былди произведены расходы в Николаевском, Тереньгульском и Майнском районах, и менее 90% - в Вешкаймском районе.

      Структурный срез расходов муниципальных образований за 2010 год показал, что 6803,3 млн. рублей было направлено муниципальными образованиями на выплату заработной платы с начислениями.

      Данные расходы составили 40 процентов общего объёма расходов. При этом в 10 муниципальных районах доля этих расходов составила от 50 до 61 процента, в 8 муниципальных районах и двух городских округах - от 40 до 50 процентов и менее 40 процентов – в г.Ульяновске и трёх муниципальных районах.

      Анализ направления собственных доходов на выплату заработной платы с начислениями показал, что в отдельных муниципальных районах, имеющих высокий уровень дотационности, направляют на выплату заработной платы с начислениями около 60%: Базарносызганский район (61%), Радищевский район (59,1%), Карсунский район (57,2%). В тоже время, такими муниципальными образованиями, как Ульяновским, Кузоватовским, Барышским и Цильнинским районами данная доля составляет всего от 40 до 44%. То есть, названные муниципальные районы перераспределяют выделенные дотации на текущие расходы, а выплату первоочередных расходов «возлагают на плечи» областного бюджета за счёт выделения дополнительной финансовой помощи в виде субсидий на заработную плату и оплату коммунальных услуг.

      Второй наиболее социально-значимой статьёй расходов местных бюджетов является оплата коммунальных услуг бюджетными учреждениями. В 2010 году указанные средства были израсходованы в сумме 1346,7 млн. рублей или 8% от общего объёма расходов.

      Доля коммунальных услуг в расходах муниципальных бюджетов сложилась от 6 до 12 процентов.

      По итогам исполнения местных бюджетов за 2010 год в 11 муниципальных районах сложился профицит, в 10 муниципальных районах и трёх городских округах – соответственно дефицит. По сравнению с 2009 годом количество профицитных бюджетов сократилось на 4 и соответственно увеличилось дефицитных на 4.

      Одним из условием введения в муниципальном образовании временной финансовой администрации является доля просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств в общем объёме доходов. По результатам 2010 года доля кредиторской задолженности в муниципальных районах и городских округах составила от 3 до 18 процентов, то есть меньше критического уровня, установленного Бюджетным кодексом – 30 процентов.

      Наибольшая доля задолженности сложилась в:

      - Старокулаткинском районе – 18 процентов, Тереньгульском районе – 17 процентов; городе Ульяновске – 16 процентов, Майнском районе – 15 процентов и Цильнинском районе – 14 процентов.

      В остальных муниципальных образованиях доля составила от 12 до 3 процентов.

      В тоже время за прошедший финансовый год произошёл рост доли кредиторской задолженности в следующих муниципальных районах: на 2 процента - в Сенгилеевском районе, по 1 проценту – в Вешкаймском, Ульяновском, Николаевском, Тереньгульском.

      В прошедшем году Министерством финансов области ежеквартально проводился анализ расходов на содержание органов местного самоуправления на предмет их соответствия установленному нормативу в 2010 году.

      Мониторинг расходов на содержание органов местного самоуправления за 2010 год показал, что из 24 муниципальных районов и городских округов превысили установленный норматив в Сенгилеевском районе. Приказом Министерства финансов Ульяновской области Сенгилеевскому району сокращена причитающаяся на 2011 год дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности на 746,5 тыс. рублей.

 

      Хочется отметить, что в 2010 году наряду с традиционной работой значительное внимание уделялось новым направлениям.

      Министерством финансов области совместно с главными распорядителями средств областного бюджета и финансовыми органами муниципальных образований проведена серьёзная подготовительная работа по реализации федерального закона 08.05.2010 № 83-ФЗ. На территории Ульяновской области в 2010 году разработана и утверждена вся необходимая нормативно-правовая база.

      На уровне региона принят Закон Ульяновской области от 29.11.2010 № 194-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений Ульяновской области в переходный период», в соответствии с которым с 1 января 2011 года 10 областных бюджетных учреждений (в качестве «пилотных») перешли со сметного финансирования на получение субсидий для выполнения государственных заданий по оказанию государственных услуг. При этом, финансирование деятельности остальных бюджетных учреждений Ульяновской области осуществляется на основании бюджетной сметы.

      В перечень «пилотных» учреждений вошли 5 учреждений отрасли «Образование», 4 учреждения отрасли «Культура» и одно учреждение средств массовой информации.

      В настоящее время в Ульяновской области функционирует 1576 государственных (муниципальных) учреждений, в том числе 68 автономных и 1508 - бюджетных. Прогнозируется сохранить учреждения как бюджетные - 1372, изменить тип на казенные - 121 учреждение, 83 автономных учреждений.

 

      Из 1246 муниципальных бюджетных учреждений в 2011 году в статус «пилотных» бюджетных учреждений планируется перевести 27 муниципальных учреждений:

      в г.Ульяновске – 15 учреждений;

      в г. Димитровграде – 9 учреждений;

      в Кузоватовском районе – 2 учреждения;

      в Старомайнском районе – 1 учреждение.

      Я думаю, что в 2011 году в условиях переходного периода, всем муниципальным образованиям необходимо предусмотреть 1-2 пилотных бюджетных учреждений.

      Вся необходимая нормативная база уже разработана и основная задача в 2011 году это начало применения всех норм Закона на практике, т.е правоприменительная практика.

      Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах Министерством финансов Ульяновской области разработана и утверждена постановлением Правительством Ульяновской области Программа повышения эффективности бюджетных расходов Ульяновской области на период до 2012 года.

      Муниципальными образованиями Ульяновской области разработаны и утверждены аналогичные муниципальные программы. На областном уровне исполнительными органами государственной власти Ульяновской области разработаны и утверждены соответствующие отраслевые планы.

      В 2011 году перед исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления Ульяновской области стоит задача по выполнению в полном объёме мероприятий предусмотренных принятыми программами.

 

      В целях осуществления предварительного и последующего финансового контроля за использованием бюджетных средств работниками Министерства финансов Ульяновской области проведено 46 контрольных мероприятий.

      В ходе их проведения проверено использование средств областного и муниципальных бюджетов в сумме 3 208,1 млн.руб.

      По результатам финансового контроля выявлено использование средств областного и муниципальных бюджетов с несоблюдением норм действующих нормативно - правовых актов в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 252,1 млн. рублей.

      Структура выявленных нарушений представлена следующим образом:

      - необоснованное планирование бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств (завышение сметных назначений) 86,8 млн. рублей;

      - резервы и сокращение доходов бюджета 131,0 млн. рублей;

      - неправомерные расходы (нарушения по кассовой дисциплине, по учету основных средств и ТМЦ, по расчетам с подотчетными лицами и др.) – 10,5 млн.рублей;

      - неэффективное использование бюджетных средств – 1,1 млн.рублей;

      - нецелевое использование средств – 4,3 млн.рублей;

      - прочие нарушения – 18,6 млн. рублей.

 

      Устранено финансовых нарушений на общую сумму 162,2 млн. рублей, в том числе возмещено в доход областного бюджета 532,4 тыс. рублей.

      Итоги контрольной работы за 2010 год были подведены на заседании Межведомственного совета при Правительстве Ульяновской области по вопросам государственного и муниципального финансового контроля.

      Давая оценку проделанной работе, можно сказать, что основные задачи, которые стояли перед нами в финансовом году, были выполнены. Это подтверждает и результат мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, проведённых Министерством финансов Российской Федерации, по результатам которых Ульяновская область вошла в группу регионов с надлежащим качеством организации бюджетного процесса. А это результат нашей с вами совместной работы.

 

      Не менее важные и ответственные задачи стоят перед финансовыми органами и на 2011 год, связанные с качественным исполнением принятых бюджетов, также с формированием бюджетов на 2012 – 2014 годы.

      Основные задачи уже нашли отражение в постановлении Правительства Ульяновской области «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

      1. Приоритетной задачей при этом остаётся работа по укреплению доходной базы бюджета и обеспечение полноты поступлений налогов и сборов.

      2. Выполнение её позволит решить следующие важные задачи – своевременное исполнение публичных нормативных обязательств и недопущение образования кредиторской задолженности по социальным обязательствам и заработной плате.

      3. При этом необходимо поддержание объёмов и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, позволяющем гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию. Необходимо снижение расходов бюджета области по обслуживанию государственного долга.

      4. Важной задачей, стоящая перед Министерством финансов Ульяновской области, главными распорядителями средств областного бюджета и финансовыми органами области является реализация федерального закона 83-ФЗ.

      5. Кроме того, нам предстоит серьёзная работа по реализации областной Программы повышения эффективности расходов на период до 2012 года и соответствующих программ муниципальных образований области.

      6. Важнейшим направлением эффективного использования средств является дальнейшее применение программно-целевых методов управления расходами. Актуальность этого подхода связана также с тем, что с 2012 года формирование бюджетов будет осуществляться по программному принципу.

      7. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» продолжить работу по оптимизации расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления Ульяновской области.

      8. Следующей задачей в области бюджетной политики на 2011 год является формирование бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

 

      Таким образом, 2011 год характеризуется дальнейшими реформами в области общественных финансов, предполагающими дальнейшие масштабные качественные изменения всей системы управления бюджетной сферой. Их проведение требует творческого подхода, поиска путей оптимального решения поставленных задач, консолидации на них усилий всех участников бюджетного процесса.

 

      Требования к составлению Плана

 

      План составляется учреждением в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, содержащей следующие части:

      заголовочную;

      содержательную;

      оформляющую.

 

      В заголовочной части Плана указываются:

      наименование учреждения;

      гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения;

      Дата составления документа;

      наименование подразделения (в случае составления им Плана);

      наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

      дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения);

      финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;

      наименование единиц измерения показателей, включаемых в План и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и (или) Общероссийскому классификатору валют (ОКВ).

 

      Содержательная часть Плана состоит из текстовой (описательной) части и табличной части.

      В текстовой (описательной) части Плана указываются:

      - цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения (положением подразделения);

      - виды деятельности учреждения (подразделения), относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения);

      - перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;

      - общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением (подразделением) за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

      - общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;

      - иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

 

      В табличной части Плана указываются:

      показатели финансового состояния учреждения (подразделения) (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана).

 

      Плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) в следующем разрезе:

 

      Показатели по поступлениям и выплатам учреждения

 

      Наименование показателя

      Всего в том числе

      по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих ведение лицевых счетов учреждений

      По счетам, открытым в кредитных организациях

      Остаток средств *

      Поступления, всего:¦

      в том числе:

 

      Выплаты, всего:

      в том числе:

 

      Остаток средств**

 

      Справочно:

 

      Объем публичных обязательств, всего

 

      --------------------------------

      *) Указывается планируемый остаток средств на начало планируемого года.

      **) Указывается планируемый остаток средств на конец планируемого года.

 

      иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

 

      В целях формирования показателей Плана по поступлениям и выплатам, включенных в табличную часть Плана, учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период План, исходя из представленной Учредителем, информации о планируемых объемах расходных обязательств:

      • субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (далее - государственное (муниципальное) задание);

      • субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом закона (решения) о бюджете на осуществление соответствующих целей (далее - целевая субсидия);

      • бюджетных инвестиций;

      • публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления планируется передать в установленном порядке учреждению.

      Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:

      • субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;

      • целевых субсидий;

      • бюджетных инвестиций;

      • поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности;

      • поступлений от реализации ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами).

      Справочно указываются суммы публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления передаются в установленном порядке учреждению.

      Суммы всех поступлений (за исключением поступлений от платных услуг) формируются учреждением на основании информации, полученной от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

      Суммы поступлений от оказания платных услуг учреждение рассчитывает исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации.

 

      Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на:

      • оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;

      • услуги связи;

      • транспортные услуги;

      • коммунальные услуги;

      • арендную плату за пользование имуществом;

      • услуги по содержанию имущества;

      • прочие услуги;

      • пособия по социальной помощи населению;

      • приобретение основных средств;

      • приобретение нематериальных активов;

      • приобретение материальных запасов;

      • приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);

      • прочие расходы;

      • иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

      Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе при установлении порядка предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, а по группе "Поступление нефинансовых активов" - с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.

      Плановые объемы выплат, связанных с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

      На региональном уровне порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) и финансового обеспечения выполнения этого задания государственными учреждениями Ульяновской области утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.10.2010 № 365-П.

      В соответствии с данным Постановлением Министерством финансов Ульяновской области разработаны и утверждены Методические рекомендации по расчёту нормативных затрат на оказание (выполнение) государственными учреждениями Ульяновской области государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Ульяновской области.

      При предоставлении учреждению целевой субсидии учреждение составляет и представляет Учредителю Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, по рекомендуемому образцу (Сведения не должны содержать сведений о субсидиях, предоставленных учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг.

      В случае если учреждению предоставляется несколько целевых субсидий, показатели Сведений формируются по каждой целевой субсидии без формирования группировочных итогов.

      Формирование объемов планируемых выплат, указанных в Сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.

      Объемы планируемых выплат от оказания платных услуг формируются учреждением в соответствии с порядком определения платы, установленным Учредителем.

      Учредитель вправе установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов услуг (работ).

      Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе утвердить единую форму Плана для государственного (муниципального) автономного и бюджетного учреждения либо две отдельные формы для государственного (муниципального) автономного и бюджетного учреждения соответственно, а также правила по их заполнению.

      После утверждения в установленном порядке закона о бюджете План и Сведения при необходимости уточняются учреждением и направляются на утверждение.

      Уточнение показателей Плана, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учётом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

      Оформляющая часть Плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за содержащиеся в Плане данные, - руководителя учреждения (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа.

      В случае изменения подведомственности учреждения План составляется в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти (органом местного самоуправления), который после изменения подведомственности будет осуществлять в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.

 

      Требования к утверждению Плана и Сведений

 

      План государственного (муниципального) автономного учреждения (План с учетом изменений) утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения.

      План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается Учредителем.

      Учредитель вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План (План с учетом изменений) руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения.

Добавлено: 14 декабря 2011 года, 09:28