«Совершенствование региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области». 13.05.2011

Аналитический доклад

по вопросу «Совершенствование региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области»

 

Хаутиева Шарпудина Маулиевича,

председателя Комитета Ульяновской области по культурному наследию

(председателя рабочей группы)

 

I. Анализ законодательства Российской Федерации в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

 

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (часть 2 статьи 44) и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (часть 3 статьи 44).  

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что:

 в данной сфере издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76);

вне полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73).

На основании указанных конституционных положений принят Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).

По прошествии почти 9 лет его действия приходится констатировать, что  Закон № 73-ФЗ оказался далёк от совершенства, содержит значительное количество пробелов и внутренних противоречий, что существенным образом осложняет применение его на практике как государственными и муниципальными органами по охране объектов культурного наследия, так и собственниками данных объектов и пользователей ими. Все внесённые до настоящего времени изменения в Закон № 73-ФЗ, к сожалению, не устранили указанных недостатков, а имели в основном редакционный характер, либо были направлены на перераспределение функций по государственной охране памятников истории и культуры между федеральными органами или между федеральными и региональными уровнями государственной власти.

Среди одного из самых серьёзных недостатков Закона № 73-ФЗ является бланкетный (отсылочный) характер многих его норм, предусматривающих решение основополагающих вопросов подзаконными актами: постановлениями Правительства Российской Федерации или приказами Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной службы по надзору за законодательством в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура, ныне упразднена). Между тем, в течение почти 6 лет со дня начала действия Закона № 73-ФЗ ни одного подзаконного нормативного акта указанными федеральными органами власти принято не было. Первый акт правительства Российской Федерации регулирующий отношения в данной области - Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - был утверждён только 26 апреля 2008 г. постановлением № 315.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с парламентским запросом (постановление от 18 июня 2008 г. № 221-СФ) и Генерального прокурора Российской Федерации с представлением (от 24 марта 2009 г.          № I-ГП-13-2009) к Председателю Правительства Российской Федерации об устранении неисполнения Закона № 73-ФЗ. Только после этого работа по принятию подзаконных актов федеральными исполнительными органами государственной власти, необходимых для применения данного Закона, несколько активизировалась. Были приняты:

постановление Правительства России от 15 июля 2009 г. № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»;

постановление Правительства России от 31 декабря 2009 г. № 1204 «Об утверждении Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

постановление Правительства России от 16 января 2010 г. № 2 «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны»;

приказ Министерства культуры Российской Федерации от 26 августа   2010 г. № 563 «Об утверждении Положения о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы»;

приказ Росохранкультуры от 3 февраля 2009 г. № 15 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия»;

приказ Росохранкультуры от 27 февраля 2009 г. № 37 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

приказ Росохранкультуры от 27 февраля 2010 г. № 27 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия».

Росохранкультурой были утверждены, кроме того, ряд методических рекомендаций в области государственной охраны памятников истории и культуры.

Несмотря на это, всё еще остаются не принятыми подзаконные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие:

общие принципы установления границ территорий объектов культурного наследия (пункт 7 статьи 9 Закона № 73-ФЗ);

общие принципы содержания историко-культурных заповедников (пункт 16 статьи 9 Закона № 73-ФЗ);

порядок использования информации, содержащейся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при формировании иных государственных реестров и подготовке нормативных правовых актов (пункт 22 статьи 9 Закона № 73-ФЗ);

порядок установления льготной арендной платы и её размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности,  физическим или юридическим лицам, владеющим на праве аренды данными объектами культурного наследия, вложившее свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим их выполнение (пункт 1 статьи 14 Закона № 73-ФЗ);

порядок переоформления документов, предусмотренных статьёй 17 Закона № 73-ФЗ, в отношении выявленных объектов культурного наследия (пункт 4 статьи 64 Закона № 73-ФЗ). 

Отсутствие подзаконных актов Российской Федерации во многом компенсировалась тем, что Закон № 73-ФЗ сохранил действие правил охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865, но только на срок до 1 января 2011 года.  Сейчас срок действия данного Положения истёк, но взамен ему до сих пор ничего не издано. Вследствие этого неполнота законодательства об охране объектов культурного наследия сейчас только увеличилась, особенно в части оформления охранных обязательств и порядка использования памятников истории и культуры.

Надежду на исправление непростой ситуации с федеральным законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия даёт рассмотрение  Государственной Думой проекта № 163864-5 федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и  отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого в первом чтении 17 марта 2010 года постановлением № 3358-5 ГД. Данный законопроект по-существу излагает в новой редакции Закон № 73-ФЗ, учитывая почти 10-летнюю практику его применения, устраняет имеющиеся пробелы и противоречия в данном законе. Кроме того, законопроект излагает в новой редакции статью 243 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за уничтожение и повреждение памятников истории и культуры. 

Однако второе чтение законопроекта № 163864-5 Советом Государственной Думы откладывалось уже 6 раз, последний планируемый срок рассмотрения проекта во втором чтении - май 2011 г.     

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в  ежегодном Докладе о состоянии законодательства Российской Федерации за 2009 год, анализируя законодательство в сфере охраны объектов культурного наследия отметил, что «назрела разработка чёткой правовой концепции  имущественных и земельных отношений в данной сфере, поощрения меценатства в культуре и соответствующего подкрепления принятием законодательных и необходимых организационных и экономических решений. Владением памятником истории и культуры накладывает на собственника или пользователя обязательства по соблюдению особого правового режима использования этого недвижимого имущества.  Однако в законодательстве Российской Федерации отсутствуют механизмы неоспоримого исполнения принятых на себя пользователями памятника истории и культуры охранных обязательств по его сохранению, а также ответственности за их невыполнение.».

Также в названном Докладе указывается на отсутствие нормативной базы в области охраны и использования археологического наследия. В этой связи стоит отметить, что в настоящее время в Государственную Думу внесена для ратификации подписанная Российской Федерацией 16 января 1992 г. в г.Валетте (Мальта) Пересмотренная Европейская конвенция об охране археологического наследия. По мнению экспертов в области культуры и сохранения наследия, ратификация документа спасёт множество археологических объектов на территории страны от варварского разрушения, позволит сохранить историческое наследие народов, населявших Россию многие столетия и тысячелетия назад, а также даст возможность создать археологические заповедники и музеи. 

Одним из последних принятых законодательных актов в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Этим законом устранён пробел в правовом регулировании статуса и деятельности музеев-заповедников. Впервые дано определение музея-заповедника, его территории. Закреплено, что
одной из целей создания и разрешённых видов деятельности музеев-заповедников в Российской Федерации являются обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов. В Ульяновской области данный закон в первую очередь касается нашего Государственного историко-культурного музея-заповедника «Родина В.И.Ленина», который до настоящего времени не имеет чётко установленных и утверждённых в установленном порядке границ своей территории.

 

II. Анализ ситуации с нормативным правовым регулированием в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в субъектах Российской Федерации и в Ульяновской области

 

1. Практически во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные законы об охране объектов культурного наследия, расположенных на их территориях. Данные законы регулируют вопросы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры регионального и местного (муниципального) значения. Таковы, например, Закон Саратовской области от 04.11.2003 № 69-ЗСО «Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области», Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 934-ЗПО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области»,  Закон Самарской области от 8 декабря 2008 г.  № 142-ГД «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области».   

2. В  Ульяновской области принят и действует Закон Ульяновской области от 9 марта 2006 г. № 24-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области», ставший, наряду с Законом № 73-ФЗ, основным законодательным актом, регулирующим на территории Ульяновской области отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Данный закон действует в редакции от 31 марта 2009 г. В текущем году в него предполагается внести изменения для приведения в соответствие с федеральным законом, принятие которого ожидается, как указано выше.

Региональная нормативно-правовая база регулирования рассматриваемой сферы в Ульяновской области в основном создана и является в целом удовлетворительной.

В 2008 - 2010 годах Комитетом Ульяновской области разработаны и приняты Правительством Ульяновской области постановления, регулирующие:

Порядок принятия решения об отнесении достопримечательного места к историко-культурному заповеднику регионального значения (постановление от 16 сентября 2008 г. № 395-П);

Порядок установления и размер льготной арендной платы арендаторам объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ульяновской области, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия и обеспечившим их выполнение (постановление от 30 апреля 2009 г. № 186-П);

Порядок определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению (постановление от 1 февраля 2010 г. № 30-П);

Порядок проведения публичных мероприятий на территориях объектов культурного наследия, расположенных в Ульяновской области (постановление от 12 февраля 2010 г. № 48-П);

Кроме того,  в 2009 году в основном была завершена многолетняя работа по определению и утверждению границ зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. Правительство Ульяновской области утвердило указанные границы, режимы и регламенты постановлением от 2 июля 2009 г. № 256-П.

 8 мая 2009 г. Правительство области постановлением № 198-П  включило в единый реестр объектов культурного наследия как памятник истории и культуры регионального значения «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова». Этим был завершён очередной этап мер по усилению государственной охраны достопримечательного места,  связанного с жизнью и творчеством выдающегося народного художника, нашего земляка А.А.Пластова. Под государственную охрану взяты 10258 гектаров земель села Прислониха и окружающих его территорий Карсунского и Майнского районов Ульяновской области. Очередным этапом в данной работе станет утверждение зон охраны на территории данного достопримечательного места.

Вопросы охраны памятников истории и культуры решаются и нормативными актами Комитета. Так, приказами Комитета утверждены:

единый образец информационной доски, устанавливаемой на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенный на территории Ульяновской области, и его описание;

административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в рассматриваемой сфере:

по предоставлению информации о памятниках истории и культуры, внесённых в реестр объектов культурного наследия; по оформлению охранного обязательства собственников и пользователей памятников истории и культуры; по выдаче разрешения на производство работ по сохранению объектов культурного наследия, по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного регионального контроля и др.       

Завершается работа по утверждению административных регламентов на предоставление других государственных услуг: по выдаче задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и согласование проектной документации на проведение таких работ и их приёмке, по выдаче письменных разрешений на возобновление приостановленных строительных, землеустроительных и иных хозяйственных работ, создающих угрозу причинения вреда памятнику истории и культуры.  

3. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования, а также по охране объектов культурного наследия местного (муниципального) значения закреплены за органами местного самоуправления:

поселения (пункт 13 части 1 статьи 14),

городского округа (пункт 18 части 1 статьи 16).

Аналогичные нормы содержатся в статье 93 Закона № 73-ФЗ, дополнившей указанные полномочия ещё и правом определения порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Кроме того, согласно части 2 статьи 15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселённых территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями. Из этого следует, что администрации районов области также обладают вышеперечисленными правомочиями по сохранению, использованию, популяризации и охране памятников истории и культуры, находящихся на территориях вне поселений и городских округов. В первую очередь это относится к памятникам истории и культуры в ликвидированных поселениях.

В связи с тем, что на территории Ульяновской области до настоящего времени не существует (за исключением муниципального образования «город Ульяновск») объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, не имеется также и муниципальной нормативно-правовой базы по охране объектов культурного наследия  местного (муниципального) значения (понятие охраны памятников истории и культуры и примерный перечень функций по охране содержится в статье 33 Закона № 73-ФЗ).

Что касается муниципальной нормативно-правовой базы по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований, то по отношению к ним органами местного самоуправления вполне могут быть приняты  соответствующие нормативно-правовые акты. Например, это могут быть акты, утверждающие муниципальные целевые программы по сохранению и рациональному использованию объектов культурного наследия, обеспечивающие и регулирующие доступ граждан и мобильных групп населения к памятникам истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

Так, в муниципальном образовании «город Ульяновск» постановлением Главы города от 23 сентября 2010 г. № 4969  утверждена муниципальная целевая программа  «Сохранение  объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования «город Ульяновск» на 2011-2013 годы». Решением Ульяновской Городской Думы от 30 сентября 2009 г. № 85 утверждено Положение о порядке установления и размере льготной арендной платы арендаторам объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия и обеспечившим их выполнение.

Необходимо отметить, что муниципальные нормативно-правовые акты в сфере регулирования вопросов сохранения объектов культурного наследия не должны вторгаться в компетенцию федеральных и региональных органов власти. Органом местного самоуправления не может быть, например,  изменён порядок сохранения объектов культурного наследия, определённый в статье 45 Закона № 73-ФЗ, или порядок использования объекта культурного наследия, установленный статьёй 52 данного Закона.

 

III. Основные проблемы и механизм их решения

 

1. Основные проблемы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия  связаны не столько с несовершенством законодательства, сколько с отсутствием необходимого финансирования данной сферы.

К сожалению, в 2010 году не удалось принять разработанную Комитетом Ульяновской области по культурному наследию Областную целевую программу «Сохранение, использование и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области» на 2011 - 2013 годы», концепция которой был утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 23 августа 2010 г. № 30/590-пр». Ульяновская область  остаётся одним из немногих регионов России, где такая программа отсутствует.

Финансирование сохранения культурного наследия в Ульяновской области несопоставимо мало по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа. Например, в Нижегородской области на сохранение 869 объектов культурного наследия выделяется бюджетных средств в сумме 636,1 млн. рублей.

В связи с отсутствием финансирования течение уже нескольких лет не удаётся провести полноценную инвентаризацию объектов культурного наследия,  расположенных на территории области. Последняя сплошная инвентаризация памятников истории и культуры  в Ульяновской области проводилась в 1992-95 годах. Отсутствие актуальных данных о наличии и состоянии объектов культурного наследия препятствует в проведении эффективной работы по их государственной охране, в том числе не позволяет должным образом провести паспортизацию памятников истории и культуры. Задача инвентаризации историко-культурного наследия ставится на уровне Правительства Российской Федерации. Как заявил председатель Правительства России В.В.Путин на заседании президиума Правительства Российской Федерации 5 июля 2010 года, «необходимо провести инвентаризацию памятников старины, установить границу территорий, на которые распространяется статус земель историко-культурного назначения.  В паспорте каждого объекта культурного наследия должно быть четко определено, какой памятник и почему государство охраняет, и что с ним можно делать, а что нельзя».

По учётным данным, в Ульяновской области состоят на государственной охране: всего памятников истории и культуры - 2141, в том числе: федерального значения - 82, регионального - 268, местного (муниципального) - 29 (все в городе Ульяновске), выявленных объектов культурного наследия - 1762.

Большое количество выявленных объектов культурного наследия (более 80 процентов от общего количества охраняемых памятников), поставленных на государственную охрану распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29 июля 1999 г. № 959-р, становится сейчас ещё одной реальной проблемой в рассматриваемой сфере именно в нашей области. В соответствии с Законом № 73-ФЗ их необходимо либо включать в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), либо снимать с государственной охраны. Для решения вопроса о включении в Реестр или снятии с государственной охраны необходимо провести государственную историко-культурную экспертизу каждого такого объекта, на что необходимы весьма существенные финансовые средства. В настоящее время увеличивается количество обращений граждан в Комитет и другие органы власти с  предложениями о снятии с государственной охраны  объектов культурного выявленных объектов культурного наследия, не представляющих сейчас исторической или архитектурной ценности, с государственной охраны. В ближайшее время эту проблему необходимо будет решать.

Актуальной проблемой является наличие на территории области значительного количества бесхозяйных памятников истории и культуры. Особенно значимой она стала в 2010 году, после признания судами  в нескольких районах области (Инзенский, Старомайнский) по искам прокуроров незаконным бездействия органов местного самоуправления ряда поселений по подаче заявлений о постановке на государственный учет находящихся на их территории памятников истории и культуры (церквей), не имеющих собственника, в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. При исполнении решений судов встала проблема финансирования из местного бюджета технической инвентаризации бесхозяйных памятников, поскольку для подачи указанного заявления в орган Росреестра необходимо, среди прочего, представить техническое описание объекта в виде кадастрового паспорта. Между тем, одновременно встаёт обоснованный вопрос о целевом расходовании средств и так дефицитных местных бюджетов на техническую инвентаризацию объектов недвижимости, которые в будущем не обязательно будут находиться в муниципальной собственности. Очевидно, что имеется нестыковка между указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Законом  № 131-ФЗ.

На основании вышеизложенного в качестве первоочередных мер для решения существующих проблем в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия предлагается следующие практические рекомендации:

 

1. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области:

1.1. Совместно с Комитетом Ульяновской области по культурному наследию провести мониторинг наличия и состояния объектов культурного наследия по каждому муниципальному району Ульяновской области. В ходе мониторинга:

проверить фактическое наличие объектов культурного наследия, в том числе имеющих статус выявленных;

составить перечни объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, а также предполагаемых бесхозяйных объектов культурного наследия.

Рекомендуемый срок - до 10 июля 2011 г.

1.2. Принять меры к разработке и утверждению, начиная с 2012 года, муниципальных целевых программ по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

1.3. Принять меры к обеспечению доступа граждан, в том числе лицам с ограниченными физическими возможностями, к объектам культурного наследия, находящимся в муниципальной собственности.   

Рекомендуемый срок - до 1 июля 2011 года. 

 

2. Комитету Ульяновской области  по культурному наследию:

2.1. Обобщить результаты мониторинга, указанного в пункте 1, разработать и внести в правительство Ульяновской области концепцию областной целевой программы «Инвентаризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» на 2012-2014 годы.

Рекомендуемый срок - до 01 августа 2011 г.

2.2. По результатам исполнения областной целевой программы, указанной в пункте 2.1:

внести в полном объёме сведения об объектах культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) в Реестр;

по результатам проведения государственной историко-культурной экспертизы принять меры по внесению в Реестр либо снятию с государственной охраны объектов культурного наследия, имеющих в настоящее время статус выявленных объектов культурного наследия;

разработать и внести в Правительство Ульяновской области концепцию областной целевой программы «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области» на 2015 - 2018 годы.

 

3. Правительству Ульяновской области:

3.1. Утвердить областную целевую программу «Инвентаризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» на 2012-2014 годы и обеспечить её финансирование.

3.2. Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о скорейшем завершении принятия всего комплекса подзаконных нормативных актов Российской Федерации, предусмотренных  Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

3.3. Рассмотреть возможность определения источников финансирования тех муниципальных образований, в отношении которых состоялись судебные решения об обязании принять меры к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия.

 

4. Министерству экономики Ульяновской области обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации с предложением утвердить новый порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, с учётом необходимости освобождения муниципальных  образований при подаче заявлений о постановке на государственный учёт бесхозяйных объектов культурного наследия от обязанности проведения технической инвентаризации данных объектов, либо их освобождения от оплаты такой технической инвентаризации или предоставления субвенций на эти цели.

Рекомендуемый срок - 1 месяц.

 

5. Законодательному Собранию Ульяновской области обратиться в Государственную Думу с предложением:

об ускорении рассмотрения и принятия проекта № 163864-5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого в первом чтении 17 марта 2010 года постановлением  № 3358-5 ГД;

об изложении абзаца первого пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в следующей редакции:

«3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению исполнительного органа государственной власти Российской Федерации,  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в зависимости от вида имущества, которое может находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности с учётом разграничения полномочий по уровням публичной власти.»

____________