Выступление заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Т.В. Девяткиной на Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по молодёжной политике (Дни Ульяновской области в ГД РФ)

Уважаемый Павел Владимирович!

Уважаемые Депутаты и гости!

 

Второй день в стенах Государственной Думы Российской Федерации проходят Дни Ульяновской области – организована выставка, демонстрирующая социально-экономический потенциал региона, проходят встречи в Комитетах Госдумы.

Думаю, что подобная практика очень полезна как для регионов, так и депутатов, представляющих интересы других регионов, т.к. в ходе таких мероприятий происходит живое общение, «встреча» интересов региональной исполнительной, законодательной и высшей законодательной властей, решаются конкретные проблемы и, что самое главное – происходит обмен опытом. Известный британский писатель Бернард Шоу по поводу опыта сказал: «Мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к его приобретению». Так, что наш регион всегда готов к его приобретению и открыт обмену опытом и лучшими практиками.

Говоря об Ульяновской области, следует отметить, что это динамично развивающийся регион. Еще в 2008 году Губернатором перед Правительством области была поставлена амбициозная, но как оказалось, вполне выполнимая задача – доказать, что Ульяновская область не является депрессивным регионом, выдвинув ее на 5 место в Приволжском федеральном округе. На сегодня от четвертого места нас отделяет всего четыре балла.

Столь высокую позицию в ПФО области удалось занять как благодаря промышленному блоку, так и благодаря активной и напряженной работе всех отраслевых министерств и ведомств социального блока, оперативно отслеживавших ситуацию в своих сферах деятельности. Это стало возможным и благодаря тому, потенциалу, который имеет регион, и который мы смогли раскрыть через переход к более современным и эффективным методам управления регионом – методам управления проектами, в т.ч. сфере демографической политики.

Правительство Ульяновской области уделяет огромное внимание вопросам института семьи, многодетным и молодым семьям, семьям неблагополучным в социальном плане. Поддержка семьи стала системным фактором – увеличивается финансирование областных социальных программ, ежегодно вносятся дополнительные законопроекты социальной направленности. Органами исполнительной власти проводятся системные мероприятия, направленные на пропаганду материнства, повышении мотивации беременности, профилактике абортов.

Например, во всех женских консультациях области функционируют школы будущих родителей: «Школа матери», «Школа отцов». В детских поликлиниках созданы «Школы молодых родителей». Подготовка к родам и материнству проводится как индивидуально, так и в форме групповых занятий.

На базе МУЗ «Городская детская поликлиника № 6» создана уникальная структура взаимодействия педиатрической и подростковой службы: подростковый медицинский центр – Центр охраны репродуктивного здоровья.

В области ежегодно проводится областная акция «Подари мне жизнь!», целью которой является стимулирование интереса населения к здоровому образу жизни, профилактике абортов, профилактики нарушений репродуктивной системы особенно среди девочек-подростков, необходимости подготовки супружеской пары к предстоящей беременности.

Одним из важнейших направлений деятельности женских консультаций является работа по профилактике абортов и охране репродуктивного здоровья женского населения.

С целью оказания психологической помощи беременным и женщинам, обратившимся на прерывание беременности, в 2010 году в 7 учреждениях здравоохранения введены ставки психолога.

По данным оперативного мониторинга Министерства здравоохранения области наблюдается стойкая тенденция к снижению числа абортов, выполненных в лечебных учреждениях области. По данным за 2010 году выполнено 5996 абортов, что на 15% (1042) меньше по сравнению с 2009 годом (7038).

Правительством Ульяновской области проводится большая работа по мотивации создания семьи. Для проведения системной политики в этой сфере в структуре Министерства труда и социальной политики в 2010 году создан Департамент по семейной и демографической политики. Департаментом совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводится комплекс мероприятий, направленный на повышении статуса семьи. Более 5 лет на территории региона проводится акция «Роди патриота в День России».

Большую роль в пропаганде семейных ценностей среди молодёжи играет Департамента по молодёжной политике Министерства образования Ульяновской области и общественные организации. Под его эгидой совместно с общественной организацией «Здоровое поколение» регулярно проводится работа по профилактике ранних абортов, распространения ВИЧ/СПИД инфекции, профилактике алкоголизма и наркомании среди молодёжи.

По инициативе Департамента по молодёжной политике Ульяновской области и Областного семейного совета в августе прошлого года в Ульяновской области сформировалось молодёжное волонтёрское движение «За здоровую счастливую семью», целью которого является пропаганда семейных ценностей среди молодёжи. Ежегодно совместно с Управлением ЗАГС по Ульяновской области Департаментом по молодёжной политике проводится конкурс будущих мам «Орхидея».

В Высших учебных заведениях Ульяновской области работают клубы молодых семей.

Важным моментом в жизни молодой семьи является её обеспечение жильём. Начиная с 2006 года, на территории Ульяновской области реализуется подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы. В рамках данной подпрограммы молодым семьям предоставляется социальная выплата на покупку, либо строительство жилья. С 2006 года в рамках подпрограммы улучшили свои жилищные условия 356 молодых семей из 24 муниципальных образований Ульяновской области.

Начиная с 2008 года молодым семьям – участницам подпрограммы стали предоставляться дополнительные социальные выплаты при рождении (усыновлении) ребёнка. При рождении первого ребёнка предоставляется социальная выплата в размере 10% расчётной стоимости жилья, при рождении второго – 30%, при рождении третьего и последующих – 50%. Всего с 2008 года дополнительную выплату получили 50 молодых семей. По состоянию на 01.01.2011 участниками программы «Обеспечение жильём молодых семей» являются 1474 молодых семьи.

Пропаганда семейных ценностей реализуется через серию общественно-значимых мероприятий. 25 ноября 2010 года состоялся I областной женский форум «Женское счастье», приуроченный ко Дню матери. На данном форуме была принята резолюция о проведении Всероссийского форума матерей в Ульяновске.

1 – 2 марта в Ульяновске прошёл IV Всероссийский Форум матерей. В таком формате форум прошёл впервые. Вместе с тем, он продолжил, начатую на предыдущих трех форумах (в 2002, 2006 и 2008 годах), работу по объединению прогрессивных силы российского общества для решения проблем семьи, материнства и детства в национальном и международном масштабе, выработке основных направлений деятельности общественных организаций, а также определению места и роли государства, делового сообщества, СМИ и политических партий в сфере защиты прав и интересов семьи, материнства и детства.

В преддверии форума течение всего прошлого года в каждом муниципальном образовании региона также прошли женские форумы, в которых приняли участие активистки женских движений, представители структур бизнеса, власти, общественные организации.

Важным этапом в жизни молодой семьи является устройство ребёнка в детский сад. Отсутствие возможности устроить ребёнка в детский сад, ставят молодую семью в затруднительное положение – мама продолжительное время не может вернуться на работу, теряет свою квалификацию и т.д. Кроме того, важным аспектом этого шага является необходимость ранней социализации детей и квалифицированной подготовки к обучению в школе.

Значительный рост рождаемости, стремление родителей заявить о потребности в ДОУ сразу после рождения ребёнка, снижение возраста приёма в детский сад – лавинообразно увеличили спрос на услуги дошкольного образования. Этот ряд обстоятельств сделал дошкольное образование зоной ответственности властей разного уровня. В настоящее время в определении в дошкольные образовательные учреждения региона нуждаются более 13000 детей в возрасте старше 2 лет.

В текущем году по сравнению с прошлым годом финансирование программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области» увеличилось в 7 раз. Беспрецедентное увеличение финансирования позволит нам ввести дополнительно 3510 мест. Вообще за предыдущие годы нам удалось ввести 7300 мест.

За 2011 – 2012 годы планируется возвратить в сеть 7 зданий детских садов, которые находятся в настоящее время в муниципальной собственности, но используются не по целевому назначению (арендуются, переданы в безвозмездное пользование). После проведения капитального ремонта данных зданий и оснащения их необходимым оборудованием будет дополнительно создано 1410 мест. В регионе создаются альтернативные формы устройства детей – дошкольные группы в школах, учреждениях дополнительного образования, группы выходного дня, группы вечернего пребывания, семейные и корпоративные детские сады, центры поддержки и развития образования (в т.ч. частные). Кроме того, подготовлен законопроект об организации услуг по воспитанию и обучению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста на дому.

Параллельно проводится активная работа совместно с общественными организациями по созданию семейных клубов на базе дошкольных учреждений, которые объединяют не только родителей, дети которых посещают дошкольное учреждение, но и тех, которые имеют детей раннего возраста, а также детей, воспитывающиеся в семье. Это позволит повысить чувство социальной и личной ответственности за полноценное развитие и воспитание своих детей, молодым родителям позволит приобрести опыт, а также снизит риск негативного воздействия на детей раннего и дошкольного возраста.

Для активизации родительской общественности и развития сотрудничества в регионе создан региональный родительский комитет дошкольных образовательных учреждений.

Важным аспектом демографической политики является адресная материальная поддержка всех категорий семей.

В регионе сформирована система адресной социальной поддержки семей с детьми, в рамках которой осуществляются выплаты различных пособий и компенсаций, предоставление социальных льгот и гарантий, социально-психологическая помощь в адаптации к новым жизненным условиям, и ориентация семей на самостоятельное решение собственных проблем, укрепление и повышение статуса семьи, материнства и ответственного отцовства.

По итогам 2010 года в Ульяновской области насчитывается 4913 многодетных семей, в которых воспитывается 16055 детей. По сравнению с 2009 годом количество многодетных семей увеличилось более чем на 7% (на 334 семьи). А если взять статистику за последние 5 лет, то на 14%. Этому во многом способствовали меры моральной и материальной поддержки.

В целях стимулирования рождаемости, увеличения количества многодетных семей в области с 2008 года выплачивается единовременное пособие при рождении ребёнка от 1100 руб. за первого до 3000 руб. при рождении третьего и последующих детей.

В соответствии с действующим региональным законодательством 73 тыс. человек в зависимости от статуса получают ежемесячное пособие на несовершеннолетних детей в размере от 120 руб. до 240 руб.

В Ульяновской области успешно реализуется закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», в соответствии с которым многодетные семьи пользуются правом внеочередного приёма детей в детсад; бесплатного посещения учреждений спорта, культуры и искусства, находящихся в государственной собственности Ульяновской области; внеочередного обеспечения детей путёвками (по медицинским показаниям) в лечебные и санаторные учреждения, оздоровительные лагеря и др. Кроме того, в случае, если среднедушевой доход многодетной семьи не превышает величины прожиточного минимума семьям предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 160 рублей на каждого ребенка.

С 1 января прошлого года в соответствии с Законами Ульяновской области, регулирующими нормы социальной поддержки многодетных семей, натуральные льготы на коммунальные услуги, приобретение топлива и транспортные услуги по его доставке были заменены ежемесячной денежной компенсацией расходов в размере 50%.

Ежегодно каждый ребёнок школьного возраста получает выплату в размере 1000 руб. на приобретение школьной и спортивной одежды. В пятый раз в прошлом году под патронатом Губернатора – Председателя Правительства области
С.И. Морозова проведена благотворительная акция «Помоги собраться в школу»
. В ходе акции каждый шестой школьник, получил реальную помощь при подготовке к новому учебному году. Более тысячи трудовых коллективов, да и просто граждане пожертвовали ни много ни мало, а более 28.0 млн. рублей. В рамках акции всем будущим 11 тыс. с лишним первоклассникам вручена дисконтная карта «Первоклассник», по которой они смогли получить скидки до 20% на товары, необходимые при подготовке к школе.

Лицам, награждённым орденом «Родительская слава», выплачивается единовременная денежная выплата в размере 15000 рублей.

В соответствии с Законом Ульяновской области «О размере оплаты труда приёмных родителей и льготах, предоставляемых приёмной семье, в Ульяновской области» на приёмную семью, имеющую трёх и более детей, включая родных и усыновлённых, также распространяются льготы для многодетных семей, установленные законодательством Ульяновской области.

В 2010 году принят закон Ульяновской области «О социальной поддержке семей при рождении троих и более детей в результате многоплодных родов», в соответствии с которым семьям, в которых родилось одновременно трое и более детей, предоставляется право на получение единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий из расчёта по 18 кв. м на каждого родившегося ребёнка. Так, например, в прошлом году в 3 семьях родилась тройня.

С 1 июля 2008 года вступил в силу Закон Ульяновской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», в котором предусматривается выдача государственного сертификата на именной капитал «Семья» в размере 100 тыс. рублей, женщинам, не достигшим 35-летнего возраста при рождении (усыновлении) третьего ребёнка, которым можно воспользоваться по достижении ребёнком возраста полутора лет, направив их на улучшение жилищных условий и образование детей.

С начала реализации Закона молодым многодетным семьям выдано 1460 государственных сертификатов на именной капитал «Семья». Так, например, на улучшение жилищных условий в 2010 реализовано году 25 сертификатов.

Учитывая предложения многодетных семей об использовании средств капитала «Семья», в ноябре 2010 года были приняты беспрецедентные меры: сняты ограничения по возрасту родителей, дифференцирован размер капитала «Семья»: при рождении второго ребёнка – 50,0 тыс. рублей; при рождении третьего – 100,0 тыс. руб., четвёртого – 150,0 тыс. руб., пятого – 200,0 тыс. руб., шестого – 250,0 тыс. руб., седьмого и последующих детей – 700,0 тыс. руб., а также расширена область их применения: на ремонт жилья и лечение детей.

В целях улучшения жилищных условий многодетных семей совместно с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области введена норма о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков площадью 15 соток для индивидуального жилищного строительства, родившим либо усыновившим после 1 января 2011 года третьего или последующего ребёнка. На строительство жилья многодетные семьи смогут направить средства капитала «Семья» и материнского капитала.

В целях морального стимулирования многодетных родителей за достойное воспитание подрастающего поколения в области с 2008 года учреждён Почётный знак Ульяновской области «За веру и добродетель», «Материнская Слава» трёх степеней и «Отцовская Слава», которые вручается женщинам-матерям, воспитавшим пять и более детей, в День матери и многодетным и одиноким отцам в День отца, который учреждён в области в 2006 году и отмечается 26 июля в день рождения народного просветителя И.Н.Ульянова.

Кроме того, в 2010 году начата реализация пилотного проекта по уравниванию родительского труда с профессиональным «внесемейным» трудом – введена так называемая «семейная зарплата» в размере МРОТ.

На последнем заседании депутатов Законодательного собрания Ульяновской области были внесены изменения в региональный закон «О размере вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и льготах, предоставляемых приемной семье». Теперь за каждого ребенка, принятого в семью, будет выплачиваться по 4009 рублей ежемесячно. Ранее применялся регрессивный подход (За воспитание каждого последующего ребенка сумма уменьшалась).

В целях совершенствования работы по увеличению числа многодетных семей с 2013 года предусмотрено изменение статуса многодетной семьи – до исполнения последнему ребёнку 23 лет. В 2014 году планируется ввести ежемесячные выплаты в размере прожиточного минимума по уходу за ребёнком от 1,5 до 3-х лет, прорабатываются вопросы о введении с 2012 года ежемесячных выплат на обеспечение бесплатным питанием детей первых трёх лет жизни, налоговых преференций на транспорт, индивидуальное предпринимательство.

В результате реализации проекта к 2014 году планируется увеличение рождаемости на 17,9%, браков – на 11%, числа многодетных семей – на 22%, уменьшение числа абортов на 8%, разводов – на 43%.

В регионе успешно развиваются различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приёмная семья.

В Ульяновской области доля детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, на 01 января этого года составляет 2,5% от общей численности детей. На эту же дату в семьях, включая все формы семейного устройства, воспитывалось 4181 детей. Это составляет 77,9% от числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, опека (попечительство) установлена в отношении 2873 детей, 1308 детей воспитываются в 927 приёмных семьях. Отрадно, что за последние 5 лет в 37 раз увеличилось количество приёмных семей, и в 30 раз воспитывающихся в них детей. Для примера, в 2005 году в области было всего 25 таких семей, в них проживало 43 ребёнка.

Большая работа проводится нами по профилактике возврата приёмных детей. В целом по области за прошлый год процент возврата детей составил 1,5%, в то время как по стране эта цифра была на уровне 2,53%. Этому способствовала реализация инновационного образовательного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей». Он позволяет сформировать позитивное общественное мнение относительно развития различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и снизить показатели возврата приёмных детей в интернатные учреждения.

Региональная комплексная образовательная программа подготовки детей и подростков к жизни в семье «Мир семьи» обеспечивает ребёнку по мере его развития и взросления последовательно и всесторонне осваивать опыт, нормы, правила и законы жизни в семье, способствовать формированию представлений о семье как высшей жизненной ценности, выработке стремлений завести в будущем собственную семью и продолжить себя и свой род в своих детях.

Все перечисленные меры и мероприятия позволили повысить рождаемость: в прошлом году родилось 13760 детей, что на 76 человек больше, чем в прошлом году (2009 год – 13684). По количеству рождений это лучший показатель за последние 14 лет! Таким образом, коэффициент рождаемости в прошлом году составил 10,6 на 1000 человек. Число родившихся выросло в 11 муниципальных образованиях из 24.

Реализация мероприятий демографической направленности проводится с активным привлечением общественных организаций – Областного семейного Совета, Совета Отцов, женсоветов, Областного родительского комитета и др.

Важную роль в реализации демографической политики играют социальные службы, работающие с семьей. Они занимают активную позицию по выявлению и удовлетворению социальных потребностей семей с учётом их специфики, будь это состоятельная семья или малообеспеченная. Эти службы должны иметь достаточно средств на работу с семьей, поэтому мы тесно сотрудничаем с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программы Ульяновской области: «Здоровая семья», «Если ребёнок не такой, как все», «Круг заботы», «Протяни руку будущему» и «Мы разные, но мы вместе» в прошлом году стали победителями всероссийского конкурса программ Фонда и получили грант на сумму боле 30,0 млн. рублей.

Мероприятия программ направлены на сокращение социального неблагополучия семей с детьми, стимулирование эффективных форм и методов работы семьями и детьми, создание консультационных служб для родителей в каждом населённом, просвещение и поддержку членов семьи на различных этапах её развития и повышение культуры родителей, оказание содействия молодым семьям по развитию у них мотивов и навыков управления семейной экономикой.

Уважаемые депутаты и гости комитета! Мы отчётливо понимаем, что полное и гармоничное развитие личности, на которое имеет право каждый ребенок, по большому счёту, возможно только в семье. Поэтому наша приоритетная задача – обеспечение каждого ребенка теплом и заботой его собственной семьи.

Анализ социально-экономического положения семей с детьми и существующей системы государственной поддержки материнства и детства, требует выработки инновационных стратегий проведения семейной политики. Стратегические направления достижения цели: совершенствование законодательства; финансовые ресурсы; улучшение качества социальных услуг; укрепление института семьи.

При подготовке к заседанию Совета при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе по вопросам защиты прав и интересов детей, поддержке материнства, семьи и детства нами выявлен ряд проблем, от решения которых зависит улучшение положения семей с детьми, детей различных категорий, повышение их правовой и социальной защищённости и сформулированы следующие предложения.

  1. В настоящее время существует проблема обеспечения жильём многодетных семей, так как большинство из них в силу своего социально-экономического положения не имеет возможности приобрести жильё за счёт собственных средств или за счёт ипотечного кредитования, а также воспользоваться средствами «материнского капитала» на улучшение жилищных условий.

           Предлагаем рассмотреть вопрос о включении в Федеральную целевую программу «Жилище» в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан» обеспечение жильём многодетных семей.

2. В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости предлагаем внести изменение в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусматривающее выплату ежемесячных пособий по уходу за ребёнком до 3-х лет (в настоящее время пособие выплачивается до 1,5 лет).

Предлагаем установить минимальный размер данного пособия на уровне минимального размера оплаты труда, и ввести норму об удержании подоходного налога с данного вида пособия, что позволит включить в период трудовой деятельности, учитываемый при назначении пенсии, период, в течение которого мать осуществляла уход за детьми до 3-х лет. Таким образом, при достижении пенсионного возраста труд многодетной матери по воспитанию детей будет приравнен к труду работающих женщин-матерей.

3. Задачи по совершенствованию механизма защиты прав детей-инвалидов:

3.1. В связи с тем, что временное трудоустройство детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и молодых инвалидов в возрасте до 23 лет является для них программой профессионально-производственной адаптации, работодатель может не оформлять трудовую книжку подростку-инвалиду, так как в силу своего заболевания он не может самостоятельно работать и его трудовая занятость является трудовой реабилитацией, предусмотренной в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 

Предлагаем в Главу 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» Трудового кодекса РФ добавить статью «Особенности трудоустройства лиц с умственными и физическими недостатками в возрасте до 23 лет» в следующей редакции:

«Работодателям, предоставляющим временное трудоустройство лицам с умственными и физическими недостатками (инвалидам-подросткам до 18 лет и молодым инвалидами в возрасте до 23 лет), и гарантирующим им сопровождение взрослыми специалистами, исключить из фонда оплаты труда софинансирование в размере 50% на оплату труда детей-инвалидов».

3.2. В связи с обращениями родителей детей-инвалидов об оказании материальной помощи на лечение детей-инвалидов в лечебных учреждениях РФ предлагаем расширить перечень бесплатных медицинских услуг для детей-инвалидов, предусмотренных в программе обязательного медицинского страхования (Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 461).

4. Просить Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и другие заинтересованные структуры:

4.1. О принятии на федеральном уровне государственных мер, направленных на поддержку усыновления, как наиболее отвечающей интересам детей-сирот формы их семейного устройства:

-      установление права получения материнского капитала на каждого второго и каждого последующего усыновленного ребенка;

-      решить вопрос о предоставлении благоустроенных жилых помещений по договору безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из их числа, возвращение которых невозможно в жилище, где проживают родители лишённые родительских прав, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, граждане, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, при которых совместное проживание с ними в одном помещении невозможно;

-      определение чёткого понятия «закрепленное жилое помещение». Данное определение встречается только в Федеральном Законе от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ. В Семейном кодексе РФ введено понятия «сохранение права собственности на жилое помещение», «сохранение права пользования жилым помещением»; привести в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ;

-      определить чёткое понятие, где должны обеспечиваться жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (по месту их регистрации, месту их первичного выявления, по месту проживания на момент обращения, по месту проживания на момент возникновения права на обеспечение и.д.);

-      наложение моратория на продажу жилых помещений, приобретённых путём выделения субсидии на приобретение жилья в первые пять лет;

-      определить порядок и условия обеспечения мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по оплате ремонта жилого помещения и коммунальных услуг;

-      введение налоговых льгот (увеличение стандартных налоговых вычетов) для  приёмных родителей и усыновителей при получении приёмными и усыновлёнными детьми образования на платной основе, при улучшении жилищных условий для детей и т.д.

4.2. Разработать и ввести единые по РФ стандарты профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по охране прав детей, нормативы кадрового обеспечения органов опеки и попечительства, а также меры по повышению их статуса и социальной поддержке.

4.3. Разработать Типовое положение о службе сопровождения замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, единые требования к профессиональной подготовке специалистов данных служб и нормативы кадрового обеспечения этой деятельности.

4.4. Создание центров постинтернатной адаптации, социальных гостиниц для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В соответствии со ст. 155.1 по завершении пребывания ребёнка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей попечителя возлагается на органы опеки и попечительства, установить нормативы численности специалистов для работы с данной категорией детей.

4.5. С целью улучшения качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях российских граждан:

-      законодательно закрепить обязательность профессиональной подготовки для кандидатов в замещающие родители (кроме случаев родственной опеки);

-      установить нормативы и сроки для обязательного прохождения курсов повышения психолого-педагогической и правовой компетентности замещающих родителей;

-      организовать на центральных каналах телевидения проведение целенаправленной информационной кампании по повышению престижа российского усыновления и созданию положительного имиджа приёмной семьи в России.

         Спасибо за внимание.