Доклад Министра труда и социального развития Ульяновской области «О ситуации на рынке труда и создании рабочих мест в Ульяновской области» на коллегии 28 октября 2011 года

Уважаемые коллеги!

Последние три года тема рынка труд находится на острие внимания. Сейчас, когда основные показатели безработицы сократились до уровня почти двадцатилетней давности, этим вопросам уделяется ещё более пристальное внимание. Совместно с администрациями муниципальных образований проведено серьёзное обследование всех населённых пунктов нашей области, анализ ситуации в почти трети муниципальных образований уже был рассмотрен на совещаниях по созданию новых рабочих мест и вопросам рынка труда. Наша задача сейчас дойти до каждого жителя области, понять, чем живут жители того или иного поселения, услышать их проблемы и принять все возможные меры для их решения.

Теперь, что касается ситуации на рынке труда Ульяновской области. За последние 1,5 года она характеризуется снижением числа граждан, обратившихся в учреждения службы занятости населения по вопросу трудоустройства, снижением численности зарегистрированных безработных, уровня регистрируемой безработицы и напряжённости на рынке труда. Практически прекратились и стали единичными массовые высвобождения на предприятиях, повысилась потребность в количестве и качестве рабочей силы.

На 1 января 2011 года уровень регистрируемой безработицы составлял 1,3 %, статус безработных имели 8 839 человек. По итогам 2010 года Ульяновская область по уровню регистрируемой безработицы среди регионов ПФО заняла 3 место. Более 10,4 тысяч человек находились под риском увольнения. А по оценке МОТ в 2010 году не имели работы почти 60,3 тысячи человек.

Поэтому на 2011 год Правительство Ульяновской области по сохранению стабильности на рынке труда поставило следующие приоритеты.

Первое - сохранение уровня регистрируемой безработицы не выше 1,3% в среднегодовом исчислении, а коэффициента напряжённости на рынке труда –1,0.

Второе - создание не менее 20 000 новых рабочих мест, в том числе за счёт реализации инвестиционных проектов.

Третье - повышение уровня средней заработной платы к концу 2011 года на 18%, а в перспективе к 2013 году достижение среднего уровня заработной платы по Приволжскому Федеральному округу.

Четвёртое - сокращение просроченной задолженности по выплате заработной платы на 14,0%

Что же нами было сделано в течение 9 месяцев.

Как известно, в 2009 «кризисном» и 2010 «посткризисном» годах огромное внимание было приковано к разработке и исполнению «Программ поддержки занятости населения области». В этом году принято называть её Программой «развития и модернизации», так как почти все мероприятия Программы лежат в этой плоскости.

В мероприятиях этой Программы приняли участие более 10 тыс. человек:

-более половины их них прошли обучение и переобучение. Это коснулось в первую очередь работников предприятий, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами. По программе модернизации здравоохранения прошли повышение квалификации 80 врачей. Женщины, работающие во вредных и тяжёлых условиях труда, прошли переобучение с целью вывода их с вредного производства, а также обучение проходят женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет, планирующие возвращение к трудовой деятельности;

-почти 2,5 тыс. человек были трудоустроены на вновь созданные рабочие места (в рамках программ «самозанятости» и оснащения специальным оборудованием рабочих мест для инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов и многодетных родителей);

-почти 500 выпускников профессиональных учебных заведений, не сумевших самостоятельно найти работу, были трудоустроены на временные рабочие места с участием наставников;

-кроме того, почти 2 тысячи работников «Авиастар-СП» участвовали в общественных оплачиваемых работах во время периода неполного рабочего времени.

На мероприятия Программы освоено 205,5 млн. рублей субсидий федерального бюджета и 12,1 млн. рублей средств областного бюджета. Средства осваиваются хорошими темпами, сейчас полным ходом идёт согласование корректировок в Программу с целью привлечения в мероприятия Программы новых участников и наиболее полного и эффективного освоения средств.

 

Но, не смотря на всю важность этих мероприятий, в 2011 году приоритет был вновь отдан «Ведомственной целевой программе содействия занятости населения» - основной программе, которая направлена на реализацию государственной политики занятости в соответствии с федеральным «Законом о занятости населения в Российской Федерации».

За 9 месяцев 2011 года в областную службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились более 26 тыс. человек, что на 31,5 % меньше числа обратившихся граждан за 9 месяцев 2010 года. Это сокращение связано, в первую очередь, с улучшением экономической ситуации, с уменьшением более чем в 2 раза числа обращений уволенных по сокращению штата или ликвидации, с востребованностью на рынке труда выпускников, особенно в организациях, открывшимися в нашем регионе в рамках различных инвестпроектов. Таким образом, обращений выпускников учебных заведений уменьшилось в 1,7 раза, в 1,6 раза сократилось число обращений длительно (более года) незанятых граждан.

Были признаны безработными 14 тыс. человек, более половины из них - женщины (57 %). По сравнению с аналогичным периодом 2010 года численность признанных безработными сократилась на 31 %.

Трудоустроены за этот же период почти 18 тыс. человек, или 69 % от числа обратившихся граждан, что на 4 пункта ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение показателя по сравнению с прошлым годом объясняется тем, что в 2009-2010 годах произошёл резкий рост показателя трудоустройства за счёт общественных работ в рамках Программы поддержки занятости населения, и сейчас этот показатель вышел на «докризисный» уровень.

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников - одна из основных услуг, оказываемых службой занятости.

Лучшие показатели трудоустройства в Центрах занятости Тереньгульского, Сенгилеевского, Ульяновского, Майнского, Кузоватовского, Сурского районов, г.Новоульяновска. Ниже среднеобластного этот показатель в Новомалыклинском, Карсунском районах, в городе Ульяновске.

Работа по содействию в трудоустройстве в значительной степени зависит от наличия и качества вакансий.

В течение 9 месяцев 2011 года в Центры занятости населения было заявлено более 57,5 тысяч вакантных должностей – это больше соответствующего уровня 2010 года. Коэффициент напряжённости на рынке труда составляет 0,7.

В тоже время в Николаевском районе он составляет 10,0, Кузоватовском 4,2, Цильнинском – 3,9.

В целом по области 57 % вакансий имеют оплату труда выше прожиточного минимума (в аналогичном периоде прошлого года – этот показатель был 47 %).

Однако эта положительная тенденция сложилась в основном за счёт вакансий г. Ульяновска, где уровень оплаты труда в организациях выше.

В районах области только у 29,5 % вакансий предлагается оплата труда выше прожиточного минимума, а в Сурском районе такие вакансии составляют всего 7 %.

На 1 октября 2011 года в распоряжении службы занятости было почти 10,5 тыс. свободных вакансий.

Этот фактор, а также несоответствие потребности в работниках и рынка образовательных услуг и другие моменты ставят задачу более активного информирования центрами занятости населения граждан, работодателей, администраций городов и районов о ситуации на рынке труда муниципальных образований.

Все должны понимать, что чем больше вакансий заявлено работодателями в службу занятости и чем выше их качество по уровню оплаты, условиям труда, по имеющимся возможностям профессионального роста, совмещениям, тем большему количеству людей будет оказана реальная помощь в поиске работы.

 

· За 9 месяцев текущего года около 3 тысяч граждан участвовало в общественных оплачиваемых работах. Конечно, это не те масштабы 2009-2010 годов, когда мы возмещали затраты работодателей на оплату труда участникам данных работ. Тем не менее, имеются контрольные показатели ВЦП, которые нужно выполнять. Нет претензий к организации работы по этому направлению к Центрам занятости и администрациям муниципальных образований Барышского, Инзенского, Мелекесского, Павловского, Радищевского, Тереньгульского, Вешкаймского, Чердаклинского, Старомайнского районов.

Самые низкие рейтинги по выполнению показателей численности участников общественных работ имеют по итогам 9 месяцев Цильнинский, Новомалыклинский районы и г. Ульяновск. В оставшийся период 2011 года им необходимо поправить положение дел.

 

· На временные рабочие места трудоустроено 235 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы и 37 выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Наиболее многочисленной категорией из числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы, являются инвалиды.

За 9 месяцев 2011 года в органы службы занятости обратился 1691 инвалид, что на 18 % меньше, чем за аналогичный период 2010 года. Из них трудоустроено 611 человек, или 36 % от числа обратившихся граждан, относящихся к категории инвалидов.

В соответствии с Законом Ульяновской области «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области … » на сегодняшний день на квотируемых рабочих местах на предприятиях и в организациях области работает 2,8 тысяч инвалидов, или 76 % от установленной квоты.

· Организовано временное трудоустройство более 7 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Наиболее активно занимались временным трудоустройством несовершеннолетних граждан в Заволжском районе г.Ульяновска (55 % от общего числа трудоустроенных), Майнском, Новоспасском, Инзенском, Мелекесском и Николаевском районах.

Реализация данной программы является важным профилактическим и воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и преступностью, криминализацией подростковой среды, источником удовлетворения материальных и духовных потребностей подростка, способом получения информации в сфере трудовых отношений.

Всё это требует ещё большей координации деятельности органов власти всех уровней, службы занятости и других заинтересованных ведомств по снижению напряжённости с занятостью молодёжи.

· За 9 месяцев 2011 года приступили к профессиональному обучению 2636 безработных или 12,5 % от всех признанных безработными, что выше уровня 2010 года на 4,5%.

Организация профессионального обучения была ориентирована на социально слабо защищённые категории населения, в первую очередь, женщин и молодёжь.

Кроме того, обучение прошли 86 безработных женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, по профессиям, востребованным областным рынком труда: бухгалтер, продавец, офис-менеджер, парикмахер, повар, маникюрша, менеджер по персоналу, профессиональный пользователь различных прикладных компьютерных программ.

 

· Услуги по профессиональной ориентации получили порядка 15 тыс. человек.

Лучшие показатели в Радищевском районе, городе Димитровграде, Ульяновском районе. Худшие - у Сенгилеевского, Николаевского и Новомалыклинского районов.

Следует отметить, что данной государственной услуге в последнее время уделяется всё больше внимания: в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло число профориентационных услуг, оказанных ученикам школ. Ознакомление молодёжи с рынком труда, востребованными профессиями в регионе, выдача молодым людям научно-обоснованных рекомендаций относительно выбора профессионального пути – это важная социально-экономическая задача. Однако ряд директоров центров занятости, допустивших снижение числа услуг учащимся в 3 раза, видимо, не допонимают её значимости. Это руководители центров занятости Новомалыклинского района и Железнодорожного районного отдела ОГКУ ЦЗН г.Ульяновска. В качестве положительного примера выступают центры занятости Радищевского, Майнского районов и Заволжского и Засвияжского районных отделов г.Ульяновска, где произошло кратное увеличение услуг учащимся. Всем центрам занятости населения следует шире использовать мобильные центры, организовать выезды для проведения профориентационных мероприятий в самых дальних школах района.

· Услуги по психологической поддержке и социальной адаптации получили 3,7 тыс. безработных граждан.

· Проведено 390 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, участие в которых приняли 24,8 тыс. человек.

· Выплата пособий по безработице, стипендий, досрочных пенсий и материальной помощи безработным осуществлялась своевременно и в полном объёме. Социальные выплаты получили 26,3 тыс. человек, в том числе 22,3 тыс. человек получали пособие по безработице, 2,6 тыс. человек – стипендию, 1196 – досрочные пенсии.

Всего на мероприятиях Ведомственной целевой программы содействия занятости было освоено 320,0 млн. рублей федеральных средств субвенций, в том числе на мероприятия активной политики занятости – 30,0 млн. рублей, на социальные выплаты – 290,0 млн. рублей, из них пособие по безработице – 225,0 млн. рублей, досрочные пенсии – 48,0 млн. рублей, стипендии – 17,0 млн. рублей.

В целях повышения социальной защищённости безработных инвалидов Департаментом занятости населения Ульяновской области с 2009 года реализуется ВЦП «Профессиональное обучение безработных граждан из числа инвалидов, имеющих соответствующие показания к труду». За 9 месяцев 2011 года всеми центрами занятости было направлено на обучение 126 безработных инвалидов.

Совместные усилия центров занятости, муниципальных образований, Правительства стали:

- уровень регистрируемой безработицы составил 0,97 %, численность безработных - 6,5 тыс. человек, 26 % из которых – жители сельской местности.

Сокращение числа безработных граждан, состоящих на учёте в службе занятости, произошло почти во всех муниципальных образованиях области, однако самые значительные темпы наблюдались в Карсунском районе (на 43%), Сенгилеевском районе (на 41 %), Сурском районе (на 40 %) и городе Ульяновске (на 33 %).

На протяжении последних семи месяцев это второй (после Нижегородской области) результат в ПФО.

-уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, также имеет положительную динамику. Если в январе 2011 года уровень общей безработицы составлял 8,0 %, численность безработных – 55,3 тыс. человек, то сегодня, соответственно, 6,6 % и 47,5 тыс. человек,

-сократилась численность работников, находящихся под риском увольнения и работающих неполное рабочее время. На начало 2011 года их было 10,4 тысяч человек, в октябре их количество достигает чуть более 3,0 тыс. человек, что также гораздо ниже докризисных показателей 2008 года.

-коэффициент напряжённости на рынке труда снизился с 1,3 на начало года до 0,7 по состоянию на 1 октября.

Уже сейчас, по итогам работы за 9 месяцев, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые были поставлены Губернатором и Правительством Ульяновской области в сфере занятости населения, а именно сохранение уровня регистрируемой безработицы не выше 1,3 % в среднегодовом исчислении, а коэффициента напряжённости на рынке труда – на уровне «единицы» – выполнены. И наша задача до конца года - сохранить достигнутые результаты, так как впереди, в 4 квартале, нас ждёт традиционный сезонный рост числа безработных, связанный в первую очередь с окончанием сезонных и вахтовых работ в сельском хозяйстве и строительстве. А для этого необходимо по максимуму использовать все возможности, которыми наделены центры занятости в области активной политики занятости, а также возможности дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда.

На стабилизацию ситуации на рынке труда огромное влияние оказало создание новых рабочих мест.

Для выполнения данной задачи каждому муниципальному образованию доведено плановое задание, организован еженедельный мониторинг, отражающий реальную ситуацию по созданию новых рабочих мест, регулярно данный вопрос рассматривается на совещании по созданию новых рабочих мест и рынка труда.

Совместные усилия привели к следующим результатам.

За счёт реализации инвестиционных проектов с начала года в 15 муниципальных образованиях создано 2339 рабочих мест. Это составляет 75% годового плана или 12% от общего количества созданных рабочих мест. 997 современных рабочих мест с заработной платой 12-40 тыс. руб. создано в контактном центре ОАО «Альфа-банк» (г. Ульяновск). Продолжают открываться магазины ЗАО «Тандер» компания «Магнит», в которых создано 285 рабочих мест с заработной платой 10-30 тыс. руб. в 9 муниципальных образованиях Ульяновской области (г. Ульяновск, г. Димитровград, Базарносызганский, Барышский, Цильнинский, Тереньгульский, Инзенский, Карсунский, Кузоватовский район). На крупнейшем специализированном предприятии по производству и переработке мяса цыплят-бройлеров ООО «Симбирск Бройлер» (Мелекесский район) создано 241 рабочее место со средней заработной платой 14-17 тыс. руб.

С начала года 1474 безработных гражданина открыли собственное дело, кроме того ими создано 660 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Эффективные совместные действия органов местного самоуправления и работодателей позволили создать 15026 рабочих мест.

В итоге за 9 месяцев 2011 года на рынке труда Ульяновской области создано 19499 рабочих мест, что на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

План по созданию новых рабочих мест по итогам 9 месяцев выполнен всеми муниципальными образованиями, кроме того в 13 муниципальных образованиях выполнен годовой план.

В тоже время проблемой остаётся низкое качество вновь созданных рабочих мест - они малопроизводительны, низкооплачиваемы, не требующие высокого образования и квалификации. Кроме того, 6% создаваемых рабочих мест – временные.

До конца 2011 года запланировано создание не менее 1500 рабочих мест в организациях Ульяновской области.

Для работающего населения, особенно для молодёжи одним из самых важных показателей качества жизни на территории региона, является наличие работы с достойной заработной платой. По итогам 2010 года заработная плата по области оставляла чуть более 13 тыс.руб. Около 20% работающих в бюджетной сфере получали заработную плату на уровне МРОТ. Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы отставала на 20-30% от регионального уровня.

С целью повышения уровня средней заработной платы:

- проводились заседания межведомственных комиссий по укреплению дисциплины оплаты труда в муниципальных образованиях и при налоговых инспекциях;

- работали методический совет по вопросам оплаты труда и областная «горячая линия» по вопросам оплаты труда;

- были организованы мониторинги уровня оплаты труда и исполнения целевых показателей темпов роста заработной платы, задолженности по заработной плате в разрезе видов экономической деятельности, муниципальных образований, отдельных предприятий;

- налажено взаимодействие по вопросам уровня и дисциплины оплаты труда с Государственной инспекцией труда в Ульяновской области, Прокуратурой Ульяновской области, отделом судебных приставов, налоговой инспекцией, Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, муниципальными образованиями, отраслевыми министерствами и ведомствами;

- разработано 13 нормативных правовых актов, касающихся совершенствования отраслевых систем оплаты труда и повышения уровня заработной платы работников областных государственных и муниципальных учреждений, установления величины прожиточного минимума, проведения конкурсов федерального и регионального значения в сфере охраны труда и социального партнёрства, проведения мониторинга потребности экономики в кадрах, создания новых рабочих мест.

В итоге в январе - августе 2011 года размер среднемесячной начисленной заработной платы составил по полному кругу предприятий -14,5 тыс. руб., а по крупным и средним предприятиям чуть более 16,2 тыс. руб. Среднемесячная начисленная заработная плата по Российской Федерации составляет 22,5 тыс.руб.

Как видите, к уровню заработной платы в Российской Федерации заработная плата в нашей области составляет только 64,4 %. В рейтинге ПФО по уровню среднемесячной заработной платы не удалось подняться выше 10 позиции.

Среди муниципальных образований области наиболее высокий уровень среднемесячной начисленной заработной платы в муниципальных образованиях: г.Ульяновск (17,3 тыс.руб.), г. Димитровград (14,6 тыс. руб.), г. Новоульяновск (13,9 тыс.руб.), Новоспасский район (13,4 тыс. руб.) и Николаевский район (13,3 тыс. руб.).

Последние позиции по уровню среднемесячной начисленной заработной платы стабильно занимают: Цильнинский, Сурский и Старомайнский районы, в которых заработная плата чуть более 8,9 тыс.руб.; Радищевский - 8,8 тыс. руб. и Старокулаткинский - 7,6 тыс.руб.

В этом году серьёзные меры приняты со стороны Правительства Ульяновской области по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы.

С 1 февраля установлены стимулирующие персональные надбавки отдельным категориям работников областных государственных учреждений здравоохранения:

-работникам в подразделениях санитарной авиации, детской реанимации, специализированных реанимационных бригад, реанимационно-анестезиологических бригад экстренного реагирования и бригад экстренного реагирования - 5000 рублей врачу, 3500 рублей - фельдшеру (акушерке) и 2500 рублей - медицинской сестре;

- специалистам анестезиологам-реаниматологам (кроме выше перечисленных), заключившим трудовой договор по основному месту работы, - 10000 рублей на одного врача, осуществляющего оказание медицинской помощи в экстренном порядке, и 5000 рублей на одного врача, осуществляющего оказание медицинской помощи в плановом порядке.

С 1 июня базовые оклады работников учреждений бюджетной сферы Ульяновской области повышены в 1,065 раза. Кроме того, одновременно с повышением окладов работников бюджетной сферы также на 6,5% был повышен МРОТ, размер которого составил 4611 рублей.

С 1 июня в государственных учреждениях социального обслуживания населения установлены ежемесячные персональные надбавки: врачам - 3000 рублей, среднему медицинскому персоналу учреждений - 2500 рублей, младшему медицинскому персоналу учреждений - 1000 рублей. Молодым специалистам учреждений установлена ежемесячная персональная надбавка в размере 1000 рублей в течение трех лет непрерывной работы в учреждении со дня окончания ими учреждений высшего или среднего профессионального образования. Кроме того, для молодых специалистов в данных учреждениях введены стимулирующие выплаты за каждый отработанный календарный год: за первый год - в размере 20000 рублей, за второй год - 40000 рублей, за третий год - 60000 рублей (субсидии из областного бюджета).

С 1 сентября повышена заработная плата педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, при этом на 6,5% были повышены должностные оклады и на 17% фонд материального стимулирования.

С 1 октября вновь индексируются размеры базовых окладов работников учреждений бюджетной сферы Ульяновской области (за исключением педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений) на 6,5%.

Все эти меры в целом повлияли на рост заработной платы в целом по Ульяновской области. Темп роста заработной платы превысил на 0,6% соответствующий общероссийский показатель.

Вместе с тем темп роста среднемесячной заработной платы в целом по области отстаёт от установленного целевого показателя на 5,3%. Не достигнуты целевые показатели роста заработной платы в 7 муниципальных образованиях и в 8 видах экономической деятельности.

Значительные отклонения от целевого показателя темпа роста среднемесячной заработной платы допущены в г.Ульяновске (-6,4%) и Ульяновском районе (-3,1%).

Не исполнены целевые показатели в сельском хозяйстве (-10,1%),в сфере производства пищевых продуктов (- 3,9%), производства и распределения э/энергии, газа и воды (- 2,4%), предоставления прочих услуг (-10,2%), в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (-0,5%).

Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области С.И.Морозовым поставлена задача к концу года среднемесячная заработная плата по региону должна стать 15,5 тыс.руб.

Несмотря на предпринимаемые меры остаётся сложной и ситуация по размеру просроченной задолженности. На 1 января 2011 года её размер составлял 2,0 млн.рублей. Ульяновская область имела самый низкий размер задолженности по заработной плате в ПФО и занимала первое место.

В течение 9 месяцев уровень задолженности по заработной плате вырос почти в 5 раз и составил 9,8 млн.рублей. В рейтинге ПФО область заняла третье место после Республики Марий Эл– 8,3 млн.руб., (первое – Республика Мордовия – 4,0 млн.руб.).

Долги по заработной плате в размере 4,8 млн.рублей имеются в 4 организациях 4 муниципальных образований перед 376 работниками. 5,0 млн.руб. составляет задолженность в организациях, находящихся в процедуре банкротства.

Наибольшая по размеру задолженность имеется в муниципальных образованиях:

- «Старомайнский район» - долги по зарплате на предприятии –банкроте ЗАО «Старомайнский завод механических изделий» составили более 4,8 млн.рублей;

- «Сенгилеевский район» - долги по зарплате на предприятии ТОСП ООО Строительная компания «Игуана» составили 4,1 млн.руб.

Следует отметить, что в течение текущего года полностью погашены долги по заработной плате в ООО «Ульяновскрастмасло» в размере 1,4 млн.руб.

В связи с тем, что основная задолженность по заработной плате находится на предприятиях – банкротах и её погашение связано с процедурой банкротства, необходимо до конца 2011 года принятие действенных совместных мер с департаментом по вопросам общественной безопасности Правительства Ульяновской области по выплате заработной платы работникам ЗАО «Старомайнский завод механических изделий», Учхоз «УГСХА» и др.

Что нам предстоит в 2012 году.

С 1 января 2012 г. финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации по осуществлению активной политики в области содействия занятости населения, а также по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти и государственных учреждений, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, передаются на региональный уровень. В связи с этим в проекте областного бюджета Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрены средства в сумме 207,8 млн. рублей, 221,4 млн. рублей и 229,3 млн. рублей соответственно.

В настоящее время Федеральным центром подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации на 2012-2014 годы, регламентирующий дополнительные мероприятия на рынке труда субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым субсидии из федерального бюджета будут предоставляться только на содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Средства федерального бюджета будут направлены на оборудование (оснащение) для них рабочих мест из расчёта по 50,0 тыс. рублей на каждое рабочее место. Федеральные средства будут выделяться, как и в 2009-2011 годах, на условиях пятипроцентного софинансирования из бюджета субъекта РФ.

Таким образом, реализация перечисленных задач позволяет сохранять стабильную ситуацию на рынке труда и обеспечивать эффективную занятость.

Однако, как показывают различные социологические опросы, страх потери работы является основным среди переживаний населения, связанных с трудовой деятельностью. Потеря стабильного заработка, перспектива остаться без работы страшит 16 % сотрудников российских предприятий и организаций.

Активно должна вестись социальная реабилитация рабочих профессий, особенно в глазах молодёжи. В банке службы занятости 75 % всех вакансий составляют вакансии по рабочим профессиям и только 25 % - для специалистов и служащих.

Занятость населения находится в прямой зависимости от цены труда. Как говорилось выше, сегодня всего в 57-ми процентах заявленных в службу занятости вакансий оплата труда превышает прожиточный минимум (напомню, год назад таких вакансий было всего лишь 47 процентов). Но, не смотря на положительную динамику в данном направлении, уровень заработной платы в нашем регионе остаётся достаточно низким.

В решении этих задач нужно задействовать весь механизм социального партнёрства, способный минимизировать всё ещё сохраняющиеся сложности на рынке труда, а именно:

1. Дальнейшее увеличение разрыва между спросом и предложением на рынке труда;

2. Дефицит качественно квалифицированных кадров, в том числе восстановление спроса на специалистов наиболее пострадавших в кризис отраслей;

3. Неформальные или полуформальные трудовые отношения, которые в избытке расплодились в условиях кризиса, «серые» схемы оплаты труда;

4. Скрытая, латентная безработица.

Выход на новую траекторию экономического развития еще не означает, что безработица будет постоянно сокращаться. Предприятия будут оптимизировать численность работников, увеличивать производительность труда и, соответственно, высвобождать персонал. Задача службы занятости оперативно реагировать на это. Не надо рассчитывать, что работы у службы будет меньше, чем в кризисный период.

И наконец, не стоит исключать вероятность новой волны экономического кризиса.

Задача служба занятости - минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы. Она должна отвечать общественным потребностям и требованиям рынка, способствовать достижению сбалансированности предложения рабочей силы и рабочих мест, созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест и повышению эффективности существующих, развитию трудового и интеллектуального потенциала, а также совершенствованию систем обучения и переобучения, распределительных отношений в трудовой сфере.

Успешное решение вопросов содействия занятости населения, снятия напряжённости на региональном рынке труда возможно при условии тесного взаимодействия службы занятости населения и всех заинтересованных участников процесса – работодателей, органов исполнительной власти, министерств и ведомств, муниципальных образований.

Спасибо за внимание.

Добавлено: 18 ноября 2011 года, 10:06

Изменено: 18 ноября 2011 года, 10:07