Обращение Губернатора Ульяновской области к депутатам ЗСО в связи с внесением проекта закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Дорогие ульяновцы!

         В прошлом году, выступая перед вами с бюджетным посланием, я уже говорил, что ближайшие несколько лет должны стать для нас временем превращения Ульяновской области в регион с динамично развивающейся экономикой, комфортными условиями проживания, политической стабильностью. Итоги социально-экономического развития за девять месяцев текущего года подтверждают: мы не только вышли на докризисные показатели в экономике, но и продолжили  сохранение позитивной динамики по ключевым макроэкономическим показателям.

Так, индекс промышленного производства вырос на 6,7 процентов, а в обрабатывающих отраслях – на 8.2 процента. В экономику региона уже проинвестировано 27 миллиардов рублей, 90% из которых – это частные инвестиции. Высокими темпами, на 21,5% процента выросли объемы строительства. Почти на 5 процентов возросли объемы строительства жилья, за девять месяцев введено в эксплуатацию 306 тысяч квадратных метров. Сохраняется позитивная динамика роста объемов торговли и платных услуг, по 4 процента прироста.

Выдержал испытание засухой агропромышленный комплекс. В этом году хлеборобы области собрали на сегодняшнюю дату один миллион 368 тысяч тонн зерна – абсолютно лучший результат за последние 15 лет! В разы по сравнению с докризисным для отрасли периодом выросли сборы урожая сахарной свеклы, гречихи, овощей. По темпам роста индекса сельхозпродукции Ульяновская область на протяжении трёх последних месяцев занимает 1-е место в ПФО, По итогам года валовая продукция сельского хозяйства прогнозно составит 25,5 млрд. рублей, что не только в полтора раза превышает показатели «провального» 2010 года, но и будет на 13% выше докризисного уровня.

Все эти успехи прямо отразились на росте налоговых поступлений. В бюджетную систему Российской Федерации за девять месяцев перечислено более 22-х миллиардов рублей. Это почти на 12 процентов или на 2,3 миллиарда больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это позволило нам направить необходимые средства на повышение заработных плат бюджетникам и на выполнение взятых социальных обязательств. За счёт роста экономики собственные доходы консолидированного бюджета региона в 2011 году составят 25,2 миллиардов рублей, что больше докризисного уровня на 30%  с плюсом в 5,8 млрд. рублей.

Интенсивное развитие экономики, реализация программ занятости обеспечили снижение уровня общей безработицы до 6,6 процента, а регистрируемой до уровня менее 1 процента – ниже, чем было до кризиса. При этом число имеющихся вакансий в службах занятости сегодня превышает число официально зарегистрированных безработных в 1,6 раза. К 1 ноября практически выполнен годовой план по созданию 20-и тысяч новых рабочих мест. Среднемесячные заработная плата и доходы граждан выросли в номинальном выражении на 12 процентов.  По прогнозу среднегодовая  зарплата по области достигнет 15,5 тысяч рублей, прирастёт по сравнению с 2010 годом на 16 процентов.

Индекс потребительских цен по сравнению с декабрём составил 105,2 процента. На протяжении двух месяцев происходит дефляция за счет снижения цен на продовольствие. Мы рассчитываем, что по итогам года уровень инфляции в регионе будет самым низким за последние 20 лет.

Напомню, что в прошлом году валовой региональный продукт вырос почти на 7 процентов, что значительно выше среднероссийского уровня. По умеренно-оптимистичному прогнозу регионального министерства экономики, в предстоящие три года темпы роста ВРП будут соответствовать среднероссийским, это три-четыре процента. Очевидно, что такие темпы роста нас не устраивают, поскольку не обеспечивают условий для решения главной задачи – стать регионом-лидером не только в экономическом развитии, но и по качеству жизни граждан.

Уверенное развитие экономики, коренное улучшение качества жизни реально, только если темпы экономического роста у нас будут в два раза выше! Это сверхзадача, требующая предельной концентрации ресурсов, в том числе и бюджетных, на инвестициях в человеческий капитал. Каждая ульяновская семья должна чувствовать позитивные перемены в своей жизни. Именно в этом главный смысл и цель всей нашей работы, и основное условие поддержки деятельности правительства области со стороны наших земляков.

         Наша бюджетная и налоговая политика призвана способствовать достижению данной поставленной цели. Для этого мы должны, сохраняя социальную направленность бюджетных расходов, повышать их эффективность. Одновременно с этим создавать условия для привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности реального сектора, в конечном счёте – перехода к новой модели экономического роста, основанной на инновациях.

         Бюджет на 2012 год и плановый период 2013-14 годов формировался в условиях перераспределения расходных обязательств между федеральным центром, регионом и муниципалитетами. Так, со следующего года на федеральный уровень передано содержание полиции. Одновременно на уровень региона переданы полномочия по содержанию шести федеральных учреждений среднего профессионального образования, расходные обязательства по поддержке реабилитированных лиц и семей, принявших на воспитание ребенка, лишенного родительского попечения, а также обязательства в области содействия занятости населения. Помимо этого, на уровень субъекта от муниципалитетов передаются полномочия по организации оказания всех видов медицинской помощи. К новым расходным обязательствам региона относится и формирование со следующего года регионального дорожного фонда.

Все указанные новации существенно повысили требования к соблюдению сбалансированности областного бюджета, жестко поставили перед нами вопрос о дополнительных источниках бюджетных доходов.

         По прогнозу собственные доходы областного бюджета в 2012 году превысят 21 миллиард рублей, что на 23,7 процента больше планового уровня доходов текущего года. Если в деньгах, то дополнительно областной бюджет получит более четырёх миллиардов рублей. Планируется, что на 1,7 миллиарда возрастут поступления от налога на доходы физических лиц, на 1,1 миллиарда – от акцизов, на 900 миллионов – от налога на имущество и на 550 миллионов - от налога на прибыль организаций.

         Отмечу, что мы пересмотрели подходы к предоставлению налоговых льгот для юридических лиц. В первую очередь, отменили льготы по налогу на имущество органам власти всех уровней, государственным и муниципальным учреждениям. Цель одна – создать стимулы для более эффективного использования имущества. Такой же подход мы применяем и в отношении всех видов льгот по региональным налогам для юридических лиц.

Вместе с тем мы сохраняем все льготы по региональному инвестиционному законодательству, стимулированию развития инноваций, развитию некоммерческого сектора, предоставляющего услуги социального характера.

В качестве задач, стоящих перед органами власти всех уровней в 2012 году, считаю организацию работ по подготовке к введению налога на недвижимость, что потребует проведение работ по кадастровой оценке и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости, а также подготовку к отмене с 2014 года специального налогового режима в виде единого налога на вменённый доход. Последнее особенно важно для органов местного самоуправления, поскольку в перспективе 90 процентов доходов по патентной системе налогообложения будут закреплены за бюджетами муниципальных районов и городских округов.

Важным источником роста доходов бюджета является эффективное управление государственной собственностью. В Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев поставил задачу: «Органы власти должны избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям». В соответствии с Программой приватизации областной собственности на 2012-2014 годы бюджет Ульяновской области получит более 1,3 миллиарда рублей доходов от продажи «непрофильных» активов.

Что касается расходных обязательств, то они будут направлены в первую очередь на повышение качества жизни граждан. Для этого наша бюджетная и налоговая политика будет ориентирована на решение 12-и ключевых задач:

         Первое. Модернизация экономики.

         Для этого мы продолжим программное финансирование проектов развития инфраструктуры промышленных зон, особой экономической зоны портового типа, ядерно-инновационного центра в Димитровграде.

         Формирование первой региональной промышленной зоны «Заволжье» доказало свою эффективность. Уже шесть резидентов реализуют свои проекты на её территории, а средства, вложенные в строительство её инфраструктуры, уже окупились как минимум 4 раза, даже с учётом предоставляемых льгот.

В связи с этим мы продолжим развивать инфраструктуру промзоны «Заволжье», на которую зайдет ещё шесть предприятий с объемом инвестиций за три года в размере 12,5 миллиарда рублей. Приступим к формированию промышленных зон в Новоульяновске и Карлинском, к которым инвесторы уже проявляют значительный интерес.

2012 год станет временем активной фазы реализации проекта создания портовой особой экономической зоны. Все формальности завершены, первые 3 резидента: Волга-Днепр текникс», ЭфЭл-Текникс» и авиационный завод «Витязь» - уже получили сертификаты и в следующем году начнут строительство. Их проекты – это 3,5 миллиарда рублей инвестиций и 1100 новых рабочих мест. Четыре заявки прошли стадию Наблюдательного Совета и будут рассмотрены уже в текущем году. Все они связаны с созданием сборочных производств малой авиации, производством самолётных интерьеров и авионики. Ещё около двадцати потенциальных инвесторов ведут с нами переговоры о размещении своих производств.

Поэтому, понимая перспективы данного проекта, мы закладываем в бюджет необходимые средства на софинансирование развития инфраструктуры портовой зоны.

Что касается других проектов развития авиастроения, то в этом году завершено проектирование завода по производству композитного крыла. Мы рассчитываем, что в конце следующего года будет начато строительство самого современного производства, продукция которого будет востребована всеми авиационными заводами нашей страны.

Отмечу, что в соответствии с недавно утверждённой Стратегией развития Объединенной авиастроительной корпорации до 2025 года на «Авиастаре» должно быть произведено около 340 воздушных судов различных модификаций. Продажи новых видов авиационной техники должны начаться с 2013 года, на проектную мощность по выпуску 20 тяжелых транспортных самолётов в год предприятие выйдет в 2016 году. Кроме того, в Ульяновске будут созданы центр компетенции по интерьерам всех гражданских самолётов, производимых в Российской Федерации, а также полноценный инжиниринговый центр по сопровождению производств воздушных судов. К 2025 году число работающих на «Авиастаре» возрастёт с нынешних 10 до 25 тысяч человек.

Будет продолжена работа по созданию на базе УВАУ ГА международного учебного центра по подготовке и переподготовке пилотов совместно с Оксфордской и Балтийской авиационными академиями.

В этом году мы официально зарегистрировали в Роспатетнте товарный знак «Авиационная столица России». Выступили с рядом инициатив, наиболее яркими из которых являются «Лига юных авиаторов» и «Ассоциация авиационных регионов». Мы с успехом провели Первый международный авиатранспортный форум и уже начали подготовку ко второму форуму. Поэтому в бюджете 2012 года предусмотрены средства по программе «Ульяновск-авиационная столица» в сумме 70 миллионов рублей.

Активно развивается проект создания ядерно-инновационного  центра в г.Димитровграде. Он уже получил очень высокую оценку Президента РФ Д.А.Медведева, во время его последнего визита. Данный проект поддержан всеми институтами развития, которые существуют в России, в том числе корпорацией «Росатом», Фонда «Сколково», Российской венчурной компании,  корпорации «Роснано».

Когда в 50-е годы в скромном Мелекессе по инициативе академика Курчатова начал строиться НИИАР, это коренным образом изменило жизнь и развитие города, стало одним из важнейших факторов роста научно-инновационного потенциала всей Ульяновской области.  То, что происходит на НИИАРе сегодня, реализация всех масштабных проектов ядерного кластера позволит превратить Димитровград в город поистине мирового значения в ядерной науке и технологиях.

Для нас не менее важно, что в ходе реализации проектов развития кластера будет создано как минимум 4,3 тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. И здесь нам необходимо не снижать темпов, определённых программой «Развитие инфраструктуры западного микрорайона» и профинансировать программу в полном объеме.

Продолжая тему инновационной экономики, отмечу, что в следующем году мы начинаем строительство на промзоне «Заволжье» Нанотехнологического центра. Уже сейчас есть понимание, что роль его в развитии инновационной инфраструктуры региона значительно больше, чем та, которая отводилась на этапе подачи заявки на конкурс. Команда будущего наноцентра активно участвует в разработке и продвижении проектов практически во всех ключевых отраслях экономики. Это и авиация, и приборостроение, и промышленность строительных материалов, ядерная медицина. Общий объем инвестиций составляет 1,2 млрд. рублей, из которых областной бюджет вкладывает лишь 50 миллионов. Остальное – средства госкорпорации «Роснано» и средства частных инвесторов – ульяновских предприятий, заинтересованных в создании наноцентра.

Мы не собираемся снижать объёмы государственной поддержки развития науки и инноваций. В этом году нам впервые удалось провести сразу 2 этапа конкурса на получения поддержки малых инновационных предприятий от Фонда содействия развития малых инновационных форм (Фонд Бортника). В результате 8 интереснейших проектов получили возможность развиваться. Ещё 10 проектов получили поддержку за счёт поддержки регионального бюджета. В следующем году мы сохраним уже внедрённые формы поддержки и планируем выделить средства на софинансирование участия наших ведущих научных школ в конкурсах РФФИ и РГНФ.

Что касается уже действующих предприятий, то за последние годы существенно модернизировано оборудование на «КТЦ «Металлоконструкция», Димитровградхиммаше, Элеганте, Утёсе, Номатексе. На Моторном заводе реализуется инвестиционный  проект по созданию двигателя версии Евро-4, Евро-5.

Ульяновский автомобильный завод в модернизацию производства и развитие продуктовой линейки выпускаемых автомобилей в 2011 году направит более 550 млн. рублей. В целях стимулирования спроса на ульяновские внедорожники Правительством области в 2010 году реализована в дополнение к федеральной региональная программа утилизации. В следующем году благодаря расширению параметров программы более тысячи россиян смогут приобрести автомобиль УАЗ со скидкой 50 тыс. рублей. Средства в областном бюджете на эти цели заложены.

На площадке Димитровградского автоагрегатного завода при активном содействии областного Правительства создаётся индустриальный парк, что позволит организовать производство высококачественных автомобильных комплектующих, не только для перспективных проектов «АвтоВАЗа», но и для иностранных автопроизводителей, локализующих производство в России. Реализация данного проекта придаст не только серьёзный импульс развитию современных производств автокомпонентов в регионе, но и позволит дополнительно создать 2000 новых рабочих мест.

Благодаря проводимой активной политике по поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса удалось сохранить и значительно увеличить объёмы производства. Так, на Механическом заводе выпуск военной техники увеличен на 30%. НПО МАРС, Искра на основании проводимой научной работы осваивают новые образцы материалов и комплектующих для военно-промышленного комплекса России.

Успешно развиваются предприятия с участием иностранного капитала. Например, французская компания Легран расширяет производство электробытовой аппаратуры на Контакторе и переводит часть своих производств на ульяновскую площадку.

На ЗАО «Симбирская литейная компания» в 2013 году будет запущено производство точного литья по выпуску различных комплектующих и заготовок из традиционных материалов, а также из металломатричных нанокомпозитов.

Сегодня набирает обороты созданное с нуля совместно с китайской госкорпорацией БАЙЕГ предприятие «БАУ Мотор Корпорэйшн». Начат выпуск автобусов «БАУ-Стрит» собственной разработки, автобусы уже поставлены на городские маршруты Ульяновска.

Завтра в рамках развития Межрегионального научно-производственного кластера эффективного использования нерудных материалов мы будем открывать новый завод фильтровальных порошков и сорбентов в Инзе. До 2014 года там будут построены ещё два завода.

Всего же за счёт реализации инвестиционных и инновационных проектов областного и муниципального уровня создадим до 2016 года не менее 70 тысяч новых рабочих мест. К концу 2014 года средняя заработная плата по области должна составить 23-24 тысячи рублей. Под все проекты в бюджете заложены необходимые финансовые ресурсы.

Серьёзные планы мы связываем с модернизацией агропромышленного комплекса.

Хочу напомнить уважаемым депутатам, что в 2004 году на поддержку сельского хозяйства было выделено всего 256 миллионов рублей, а в проекте бюджета 2005 года вообще стояла «позорная» цифра в 69 миллионов. В прошлом году агропромышленный комплекс области получил бюджетной поддержки на рекордную сумму свыше 2-х миллиардов рублей. Понятно, что, как говорится, не было бы счастья, да несчастье в виде засухи помогло. Тем не менее, мы и в этом году сделали всё возможное для устойчивой стабильной работы отрасли и получили хорошие, а по целому ряду позиций - отличные результаты.

Так, посевные площади в 2011 году достигли максимального уровня за последние 15 лет и составили 989 тысяч гектаров. Площади посева этого года по таким культурам, как подсолнечник и сахарная свекла, превзошли не только новейший, но и советский период в истории области.

В этом году за счёт реализации инвестиционного проекта в птицеводстве компанией МАПО, объединившей пять птицефабрик,  Ульяновская область вышла на лидирующие позиции не только в округе, но и в стране по производству мяса птицы и яйца. Например, производство мяса птицы возросло на 59,3%, это первое место в ПФО, а если учесть только птицефабрики и объемы выпускаемой продукции, то прирост производства мяса птицы составил 178 процентов, это практически первое место по России.

В этом же году в мае стартовал проект «Симбирский бекон». В советское время крупнейший в области свинокомплекс «Рощинский» был рассчитан на поголовье в 50 тысяч голов. Сегодня реконструированный свинокомлекс рассчитан уже почти на 89 тысяч голов свиней и ежегодное производство почти 10 тысяч тонн свинины в живом весе.

Ещё одно направление хотел бы особо выделить: техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства. Значительную помощь в техническом перевооружении оказала компенсация 20% стоимости приобретенной техники, выплачиваемая сельхозтоваропроизводителям из областного бюджета. Это дало свои результаты. Если в 2010 году на всю Ульяновскую область было закуплено лишь 4 зерноуборочных комбайна, то в 2011-м уже поставлено и работают 79 новых комбайнов различных марок. В целом же только за последние 3 года  хозяйствами области приобретено 2759 единиц техники на сумму около 4-х миллиардов рублей - в разы больше, чем за все предыдущие годы реформ.

В сопоставимой оценке рост в сфере АПК в этом году составит 152% к уровню 2010 года. Это самый высокий темп роста за последние 20 лет, за счёт которого отрасль компенсирует  падение производства прошлого года и выходит на докризисный уровень.

Основными задачами  поддержки агропромышленного комплекса на 2012-12014 годы являются:

- обновление машинно-тракторного парка. В том числе за счёт организации производства и сборки наиболее актуальной для региона сельскохозяйственной техники и оборудования на ульяновских предприятиях.

Далее, развитие мясного и молочного животноводства. По производству мяса птицы и яйца, картофелю и зерновым наша область уже самодостаточна и может продавать излишки продукции в другие регионы. При сохранении уже достигнутых показателей производства подсолнечника и сахарной свеклы, мы полностью закроем потребности по сахарному песку и растительному маслу. Перед нами стоит задача к 2016 году полностью обеспечить продовольственную безопасность региона по молоку и мясу, к 2020 году – по овощам.

Для решения этой задачи:

Уже в текущем году будет завершено строительство молочного комплекса в ООО «Агро – Гулюшево» (Сурский район) на 1000 голов;

Будет продолжена реализация проекта по созданию мегафермы «Октябрьская» на 5200 коров;

Будут построены

  • •свиноводческий комплекс на 24 тыс. голов свиней в с. Сабакаево МО «Мелекесский район»;

четыре свинокомплекса в Старомайнском районе с поголовьем 200 тыс. голов;

третий свинокомплекс на 11,5 тыс. голов в ООО «СКИК «Новомалыклинский»

Мы продолжим оказывать поддержку приобретению племенного скота и возмещать до 30% затрат на строительство животноводческих объектов. До конца этого года создадим два племенных репродуктора по мясному скоту

Особо хочу сказать о тех задачах, которые пока не обеспечены бюджетным финансированием.

Во-первых, это Развитие малых форм хозяйствования на селе. Соответствующая целевая программа показала свою эффективность и  наша задача найти возможности для её финансирования на 2012-2014 годы. В перспективе, кроме выплаты субсидий на молоко сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся сбором и переработкой молока, произведённого его членами, планируется выплачивать субсидии на компенсацию 25% затрат по приобретению оборудования по функционированию объектов для заготовки, переработки мясо-молочной продукции.

Следующая задача – развитие Агропромпарка для решения проблем сбыта продукции крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами, ее последующей переработки, хранения и реализации гражданам и организациям. В частности, на территории Агропромпарка будет работать постоянно действующая ярмарка сельскохозяйственной продукции, где горожане смогут приобрести свежие продукты питания по оптовым ценам напрямую у производителей.

Наконец, в текущем году, который проходит под знаком Года садовода мы впервые оказали серьёзную поддержку садоводческим хозяйствам региона, обратили особое внимание и на развитие промышленного садоводства. Отремонтировали и построили десятки километров дорог, водопроводов, линий электропередач. Впервые с 1956 года заложили плодовый сад на площади 150 гектаров. Поставили задачу к 2020 году увеличить площади под промышленное садоводство в 10 раз, а валовой сбор продукции – в 15 раз! И это – вполне выполнимые задачи.

Поэтому мы должны продолжить системно поддерживать наших садоводов за счёт средств областного бюджета и в ближайшие годы. Предусмотрим финансирование данного направления уже по ходу исполнения бюджета 2012 года.

В целом же хочу отметить, что уровень бюджетной поддержки агропромышленного комплекса области ежегодно должен быть не ниже 1,5-2-х миллиардов рублей. И вне всякого сомнения, мы будем уделять особое внимание теме комплексного развития сельских территорий.

На протяжении нескольких лет мы достаточно последовательно двигались в направлении поддержки малого и среднего предпринимательства. За 3 последние года в разы увеличили финансирование региональной программы развития предпринимательства. Общий объем планируемых средств до конца 2011 года, составляет 650 млн. руб. И это только средства прямой финансовой поддержки.

Каков итог? Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства только за последние 3 года выросло на 25%.

Малый бизнес сегодня производит шестую часть валового регионального продукта. Здесь ежегодно создаются до 80% новых рабочих мест и, замечу, стабильно растут налоговые поступления в бюджет. Они за 9 месяцев только по двум видам налогов составили почти миллиард рублей. А государственные инвестиции, окупились за счёт дополнительных налоговых поступлений менее, чем за 4 первых месяца текущего года.

До 2015 года мы запланировали достаточно большой объём мероприятий по государственной поддержке бизнеса. С одной стороны, мы сохраним все приоритетные направления поддержки, которые доказали свою эффективность в текущем году. Это поддержка инновационных предприятий, экспорта и предэкспорта - стимулирование компаний, которые создаются и действуют как экспортные. Это и поддержка деятельности центров развития предпринимательства Ульяновской области, и начинающих предпринимателей, в том числе молодежи.

В тоже время мы намерены внести определенные коррективы в нашу работу.

В первую очередь это касается муниципального вектора региональной политики, его углубления. Мы уверены, что развитие предпринимательства для сельских районов должно быть вопросом номер один. Фактически эта работа начата уже сейчас через разработку специальных подпрограмм в муниципальных программах развития малого бизнеса «Малый бизнес малым поселениям» и «Поддержка малых фермерских и иных товариществ».

Цель работы – дойти до поселений. Прописать программы развития для каждого села. Убедить глав в том, что это тот инструмент, который позволит им эффективно решать задачи поселенческого уровня.

Соответственно и основное финансирование мы направим именно на этот уровень.

Следующее направление нашей работы - дополнительные меры развития малого бизнеса в социальной сфере.

В течение 2011 года мы приняли ряд нормативных документов, позволяющих стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в этих отраслях. Это не только имущественная поддержка, но и закон о применении льготных ставок при применении упрощенной системы налогообложения, для таких видов бизнеса как, школы раннего развития ребенка, группы временного пребывания, беби клубы, частные детские сады. Это и формирование приоритетов для этих во всех наших программах финансовой поддержки.

В то же время необходима разработка подобного «налогового» пакета для бизнеса в сфере здравоохранения. В настоящее время ведется согласование данной законодательной инициативы, с целью предоставления максимально комфортных условий для частных клиник, лабораторий и диагностических центров, также частной медицинской практики.

Наконец, выделю еще одно принципиально важное направление. Оно касается стимулирования работы общественных объединений предпринимателей.

Мы предлагаем прописать в действующей областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области" разделы финансового стимулирования лучших объединений предпринимателей, у которых есть своя программа, определенный минимум участников, которые активно выступают с нормотворческими инициативами. Все это будет стимулировать активность субъектов малого и среднего предпринимательства к объединению их в новые профессиональные союзы и некоммерческие партнёрства на основе отраслевого принципа. Мы готовы поддержать их финансово.

О развитии туризма. На завершившемся на днях в Нижнем Новгороде форуме ПФО по развитию туризма Ульяновская область выиграла огромное количество призов. Пусть не обижаются наши куда более «раскрученные» соседи, но лучший проект, лучший отель эконом-класса, лучшая гостиница, лучший туроператор и ряд других наград получили ульяновцы. Это ещё раз свидетельствует, что у туристической отрасли в регионе – громадный потенциал развития, который нуждается в системной бюджетной поддержке.

В следующем году в регионе будет создан «Визит-центр», своеобразный центр гостеприимства для иногородних и иностранных туристов. Мы приступим к реализации проекта «Музей Советского Союза» на базе музея Ленинского Мемориала. Мы продолжим осуществлять грантовую поддержку тех муниципальных образований, кто всерьёз занимается созданием условий для развития туризма на своей территории. Наконец, мы планируем в перспективе создать единого крупного туроператора «Ульяновсктуризм», который будет заниматься привлечением в регион туристов из России и зарубежных стран.

         Второе. Привести в нормативное состояние все транспортные «артерии» региона

         Для этого мы:

- сформировали региональный дорожный фонд в размере 2,2 миллиардов рублей. С учетом всех источников финансирования направим на ремонт и модернизацию дорог уже в 2012 году 8 миллиардов рублей;

- приступим к реконструкции одной из основных региональных трасс «Ульяновск-Димитровград-Самара». Для этого направим средства на изготовление проектно-сметной документации по строительству обхода города Димитровграда и рабочего поселка Чердаклы. Тем самым мы делаем занчимый самостоятельный шаг для осуществления мега-проекта «Волжский транзит».

- осуществим реконструкцию автомобильных дорог в Кузоватовском, Майнском, Сенгилеевском, Барышском и Николаевском районах;

- капитально отремонтируем дорогу «Красный-Васильевка» в Новоспасском районе, дорогу к санаторию имени Ленина в Ундорах и дорогу соединяющую Барыш и Николаевку;

- начнём строительство обхода города Инзы

- будем ремонтировать и сельские дороги, при этом областной бюджет берет на себя 70% объемов софинансирования;

В 1970 году в Ульяновске был построен аэропорт «Центральный», который 40 лет не видел капитального ремонта. В этом году мы уже проинвестировали 50 миллионов рублей в реконструкцию аэропорта, который стал носить имя Николая Михайловича Карамзина. В бюджете следующего года на эти цели будет направлено ещё 60 миллионов. Мы рассчитываем к концу следующего года получить полностью обновленный современный аэровокзальный комплекс, достойный «авиационной столицы». В 2013-2014 годах начнём строительство нового пассажирского терминала в аэропорту «Ульяновск-Восточный».

Третье. Сохранить и укрепить здоровье людей.

Для этого мы:

- примем на областное финансирование все муниципальные учреждения первичной и скорой медицинской помощи. В областную собственность должны быть переданы 57 муниципальных больниц и поликлиник, состоящих из 833 зданий и 419 земельных участков. Срок их передачи короток – все документы необходимо оформить до 1 января 2012 года.

Главный вопрос – будет ли с переводом в регион больниц и поликлиник увеличено их финансирование – решен положительно.

В результате будет выстроена трехуровневая единая государственная система оказания медицинской помощи: первичное звено, межрайонные акушерские и хирургические центры и специализированные учреждения. Ни одно учреждение при этом ликвидировано не будет. Мы попишем соглашения о сохранении всех льгот работникам здравоохаренния и приме единый стандарт социальной защиты работников

Мы увеличим общие расходы на здравоохранение в 2012 году с 3,3 до 7,1 миллиардов рублей, в том числе доводим платежи за неработающее население с 812 миллионов до 1,6 миллиардов рублей и увеличиваем финансирование областной целевой программы «Здоровье» более чем в 6 раз.

В результате  65 учреждений здравоохранения региона будут капитально отремонтированы. 55 учреждений получают 1530 единиц новейшей медицинской техники. 88 учреждений будут полностью информатизированы. 64 учреждения будут  работать по внедряемым новым стандартам оказания медицинской помощи.

Для оказания квалифицированной первичной медицинской помощи в населенных пунктах до 2014 года будут дополнительно открыты 89 офисов врача общей практики.

В 2012 году завершим реконструкцию областного перинатального центра. На эти цели в бюджете предусмотрено 100 миллионов рублей. Это позволит нам оказывать качественную помощь при родовспоможении и снизить материнскую и младенческую смертность.

В этом году мы завершаем строительство пристроя к радиологическому корпусу онкологического диспансера. В следующем году мы должны войти в Национальную онкологическую программу, чтобы оснастить это лечебное учреждение самым современным оборудованием.

Всё это позволит нам существенно снизить уровень смертности населения.

Ещё одна задача, которую нам во что бы то ни стало предстоит решить – строительство нового хирургического корпуса в областной больнице № 1. проектно-сметная документация готова, дело за самым трудным – в 2012 году найти инвестора.

Укрепление здоровья зависит не только от медицины, но и от здорового образа жизни, занятий спортом.

В 2012 году мы увеличим финансирование расходов на детско-юношеский и массовый спорт  почти в два раза. Выделим 71 миллион рублей на строительство новых спортивных комплексов. Начнём строить ФОК в Николаевке, а также пятидесятиметровый бассейн в Димитровграде. Завершим строительство крытого спортивного комплекса с искусственным льдом в Новоспасском и начнём, наконец, строительство стадиона с искусственным льдом на базе стадиона «Торпедо». На очереди: Инза, Барыш, Чердаклы и другие районные центры. Понятно, что всё это стоит гораздо больше, чем предварительно запланированные бюджетные средства. Будем по итогам рассматриения бджета будем средства доавлять смотреть на исполнение бюджета и добавлять.

Четвертое: Обеспечить достойный уровень социальной защищенности и активного долголетия людей.

Мы давно и системно занимаемся социальной поддержкой граждан. Хочу отметить, что в Общероссийском конкурсе стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Федерации этого года Ульяновская область заняла почётное второе место в номинации «За усиление социальной защиты населения и поддержку региональных рынков труда». Этот факт лишний раз подчеркивает, что в регионе создана и действует одна из самых эффективных систем социальной поддержки граждан. Но и её мы должны развивать и совершенствовать.

Для этого мы:

- увеличим объем финансирования раздела «Социальная политика» почти на 30 процентов. В деньгах расходы на меры соцподдержки в 2012 году составят более 7-и миллиардов рублей.

До конца 2012 года обеспечим жильем 1384 ветерана Великой Отечественной войны и полностью снимем эту проблему.

Правительство Ульяновской области разработало и приняло комплексную программу «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста». Аналогичные программы начали действовать во всех муниципальных образования области. Общий объём финансирования за три года составит 8,3 миллиарда рублей. Программа  охватывает различные социальные группы внутри старшего поколения:

Мы сохраним взятое на себя в прошлом году обязательство по полному освобождению 3,5 тысяч наших фронтовиков от оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Проиндексируем размеры выплат ветеранам труда Ульяновской области. Напомню, в 2008 году мы начинали с выплаты всего в 300 рублей. Сегодня эта сумма возросла почти в пять раз: до 1482-х рублей ежемесячно. Тем самым мы поддержим 72 тысячи наших пенсионеров и направим на эти цели более 1,3 миллиардов рублей.

Обеспечим ежегодные и ежемесячные денежные выплаты 112 заслуженным творческим работникам и 268 ветеранам творческих профессий Ульяновской области.  Это наш «золотой фонд» отрасли «Культура», который мы должны поддерживать.

Впервые введём меру социальной поддержки для более пятисот женщин - жён граждан, уволенных с военной службы.

Продолжим увеличивать объемы оказания адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В 2012 году на эти цели запланировано 49,5 миллионов рублей.

Отдельным направлением работы стало обучение пожилых людей правилам пользования порталом государственных услуг. Для этого на территории Ульяновской области организована работа по обучению граждан пожилого возраста навыкам владения компьютером в рамках проекта «Тимуровцы информационного общества». В настоящее время обучение уже прошли более 17,5 тысяч человек. Мы продолжим финансирование этого проекта.

         Разработан проект регионального закона «О детях войны». Аналогичный закон сейчас действует всего в 8-и регионах страны. Суть законопроекта в том, что граждане 1932 – 1945 годов рождения получат на территории Ульяновской области особый статус и соответствующие льготы. Этим законом мы воздаём дань уважения более 125 тысячам граждан поколению 30-40-х годов рождения, тем, кто провел свое детство в оккупации, концентрационных лагерях, трудился в тылу и восстанавливал разрушенную после войны страну.

2013 год в регионе пройдет под знаком Года равных возможностей. Для этого в текущем году мы приняли областную целевую программу «Доступная среда». Аналогичные программы должны быть приняты во всех муниципальных образованиях до 1 декабря. Программа направлена на развитие комплекса реабилитационных услуг и социальную интеграцию людей с ограниченными возможностями. Мы хотим, что во всех муниципальных образованиях была создана комфортная и дружественная среда, учитывающая особенности инвалидов всех возрастов. Также в Заволжском районе Ульяновска совместно с главным Бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области будет создан единственный в России Центр адаптации и сопровождения инвалидов после определения индивидуальной программы реабилитации.

Пятое. Реализовать максимально широко и эффективно комплекс мер по поддержке семей с детьми.

         За последние годы мы последовательно стремились принять ряд мер, направленных на усиление социальной поддержки семей с детьми, стимулирование роста рождаемости и возрождение культа крепкой многодетной семьи.

В 2012 году сохраняются все  меры социальной поддержки   многодетных семей, предусмотренные раннее. Финансовые средства на поддержку многодетных семей в бюджете 2012 года вырастают почти на 19% до 79,5 миллионов рублей.

В последующем поэтапно в 2013-2014 годах произойдёт значительное расширение мер поддержки.

В 2013 году: в виде  увеличения  размера компенсации за оплату жилищно–коммунальных услуг с 50 до 100%, оплаты проезда  и питания обучающихся в образовательных учреждениях, денежной выплаты при рождении 4-го или последующих детей в размере 1 миллиона рублей на приобретение жилого помещения или погашения ипотечного кредита, бесплатное обеспечение витаминами детей, ежегодная денежная компенсация на оплату платных медицинских услуг, связанных с лечением  стоматологических заболеваний.

В 2014 году вступает в силу изменения по статусу многодетной семьи. Ей будет считаться семья, воспитывающая  несовершеннолетних детей, а также детей  в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме в учреждениях образования. Семьям, воспитывающим 10-рых и более детей, будет бесплатно предоставлен в собственность автомобиль. Кроме того, многодетным будут обеспечены ежемесячная денежная выплата на каждого ребёнка, не посещающего дошкольное учреждение, денежная компенсация расходов на оплату путёвок совместного отдыха родителей с детьми.

Мы продолжим  выплачивать региональный именной капитал «Семья» всем семьям, у которых родится не только третий, но и второй ребенок. Почти две с половиной тысячи семей получили такой сертификат, в том числе 200 – на второго ребенка. Первые 163 семьи уже реализовали своё право на получение бюджетных выплат.

Мы дифференцировали размеры выплат таким образом, чтобы при рождении каждого последующего ребенка сумма выплат увеличивалась, сняли ограничения по возрасту родителей, расширили область применения этих денежных средств. Установили и единовременную социальную выплату на улучшение жилищных условий семьям, где одновременно родилось трое и более детей.

Сохраняются  меры социальной поддержки  семьям с детьми, размеры которых увеличены с 01 января 2012 года  и  впервые вводится новое  пособие на ребёнка – инвалида. 

Мы хотим, чтобы все роды в Ульяновской области проходили успешно, а дети были здоровыми. К сожалению, сегодня это далеко не так. Нами разработан  региональный закон по обеспечению с 1 июля 2012 года полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет. В 2012 году более 75 миллионов рублей направляются  на данные меры поддержки.

Подготовлен законопроект Ульяновской области  «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», в котором  предусмотрены меры социальной поддержки для студенческих и молодых  семей, семей одиноких  матерей и отцов, семей с двойняшками, семей с детьми – инвалидами.  Таких семей в области – более 47 тысяч..

Данным законопроектом предусматривается:

- для студенческих семей: ежемесячные пособия для детей   в размере 1000 рублей, пока родители обучаются по дневной форме обучения;

-семьям молодожёнов в возрасте до 25 лет по истечению одного года со дня государственной регистрации заключения брака предусматривается  единовременная денежная выплата в сумме 10 000 рублей;

-одиноким матерям и отцам предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере  родительской платы за содержание ребёнка в  детском дошкольном учреждении, при условии, если ребёнок не посещает его и социальное сопровождение семьи до достижения ребёнком 3-х лет;

-среди мер социальной поддержки семьям, в которых в результате многоплодных родов родилась двойня, предусматриваются выдача сертификата  на улучшение  жилищных условий из расчёта по 18 кв. м на  каждого родившегося ребёнка; единовременные выплаты в размере 10000 рублей при рождении двойни; ежемесячная денежная выплата в размере  родительской платы за содержание ребёнка в  детском дошкольном учреждении, при условии, если ребёнок не посещает его; социальное сопровождение ребёнка со дня рождения до 3-х лет и внеочередное приём врачами и средним медицинским персоналом;

-для семей с детьми инвалидами законом предусмотрено социальное сопровождение с момента рождения ребёнка.

Введение данных мер предусматривается с 1 июля 2013 года.

Хочу отметить, что мы с 2012 года на базе министерства труда и социального развития создадим новое министерство по делам семьи, демографии и социальной политики. Также в пяти пилотных районах в следующем году будут созданы филиалы Центра «Семья». Они станут основными площадками для помощи и поддержки семьи в муниципалитетах. В 2013 году такие Центры будут созданы во всех муниципальных образованиях. Это позволит нам дойти буквально до каждой семьи, своевременно решать все проблемы на конкретной территории.

Шестое. Создать одну из лучших в России систему образования и воспитания.

В этом году мы выполнили поручение Владимира Владимировича Путина и повысили заработную плату педагогическим работникам школ. Если в январе этого года средняя зарплата учителя по области была немногим более 10 тысяч рублей, то к концу года она превысит 13 тысяч рублей. Перед нами стоит задача в течение 2012 года довести среднюю зарплату учителя до среднего уровня по экономике региона. На эти цели в бюджете 2012 года уже предусмотрено 58.2 миллиона рублей. Ещё 100 миллионов мы гарантированно добавим по итогам исполнения бюджета. Мы предполагаем, что повышение пройдет по той же схеме, что и в этом году: в июне и в сентябре.

Убежден, что и органы местного самоуправлении в своей зоне ответственности должны найти средства для повышения зарплаты педагогическим работникам детских садов, чтобы в течение следующего года довести среднюю зарплату педагогов до 10 тысяч рублей.

Мы продолжим реализацию программы развития дошкольного образования. В следующем году за счёт средств областного и федерального бюджетов направим 38 миллионов рублей. Этого, конечно же, недостаточно, чтобы в полном объеме реализовать все намеченные планы. Поэтому, мы, во-первых, будем увеличивать в течение года объемы финансирования, а во-вторых,  продлим действие этой программы на 2013-2015 годы.

Следующее направление: за счёт стимулирующих выплат создать условия, чтобы и в городе, и в сельской местности в школы пошла работать молодёжь. Более 500 молодых сельских педагогов уже получают меры поддержки в виде «тринадцатой» зарплаты по итогам работы за год. Перед нами в ближайшей перспективе стоит задача распространить такие же меры поддержки и на молодых учителей городских школ.

Мы не только продолжим ремонт и приведение в достойное состояние аварийных школ, но и начнём строительство новых школ в сельских районах: в частности, в 2012 году в Большом Чирклее Николаевского района

Впервые будем выплачивать ежемесячные стипендии отличникам 10-11 классов. В течение 2012 года введем систему Губернаторских стипендий, охватывающую все уровни образования: от школьников до аспирантов и их наставников.

Наконец, мы сформируем необходимые условия, чтобы дети-инвалиды могли получать образование как дистанционно, так и в самих учебных заведениях. 174 ребенка-инвалида уже получают образование с помощью дистанционных технологий. В ближайшие два года такую возможность получат ещё 300 ребятишек, что позволит нам полностью удовлетворить эту потребность.

Мы реализуем программу развития профессионального образования по направлению «Атомный энергопромышленный комплекс». Также создадим шестой по счёту ресурсный центр для подготовки специалистов для транспортной отрасли региона на базе Ульяновского техникума железнодорожного транспорта.

Особое внимание уделим качественному летнему отдыху детей. На эти цели из областного бюджета будет направлено в 2012 году в общей сложности 320 миллионов рублей. Отмечу, что мы планируем приобретать в областную собственность загородные лагеря, которые в настоящее время не функционируют, но находятся в неплохом состоянии;

Еще один проект о восстановлении санаторно-курортным лечением бюджеников

Седьмое. Реализовать новую культурную политику.

2012 год на территории региона объявлен Годом культуры.

Для этого мы:

- предусмотрели средства на реализацию законов Ульяновской области «О мерах поддержки молодых специалистов в сфере культуры» и «О мерах поддержки творческих  работников»;

- в рамках ОЦП «Развитие библиотечного дела» направим почти 34 миллиона рублей на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований, организацию системы мобильного библиотечного обслуживания в сельских районах и на ремонтно-реставрационные работы памятника истории и культуры федерального значения «Здание дворянского собрания»;

В перспективе мы должны осуществить плановые ремонты и приведение в порядок зданий Дворца культуры «Губернаторский», Ленинского Мемориала, Ульяновской областной филармонии, детско-юношеской библиотеки имени Аксакова и других важных объектов в срок 3 года.

В 2012 году будут профинансированы мероприятия по подготовке и проведению международных юбилейных торжеств, связанных с 200-летием со дня рождения И.А.Гончарова, в рамках которого состоится заседание Совета по культуре при Президенте Российской Федерации. Также мы проведем Второй международный культурный форум, Вторую международную ассамблею художников «Пластовская осень», Международный съезд работников дополнительного образования, детских школ искусств и центров детского творчества и целый ряд других мероприятий. Министерство культуры Российской Федерации проведет выездное заседание Оргкомитета по подготовке празднования юбилея Н.М.Карамзина. Отмечу, что Ульяновская область своим вниманием к вопросам культуры и искусства получила статус приоритетного региона в федеральной целевой программе «Культура России».

В рамках реализации новой областной целевой программы «Культура в Ульяновской области на 2012-2016 годы» более 1,5 миллиардов рублей будут направлены на модернизацию и техническое переоснащение сельских домов культуры и школ искусств. Конкретно в 2012 году направим на эти цели 300 миллионов рублей.

Восьмое. Ульяновцы должны быть обеспечены комфортным и доступным жильём.

За последнюю пятилетку в среднем в регионе сдавалось за год по полмиллиона квадратных метров жилья – столько же, сколько в благополучные 70-е годы. Но этого сегодня уже недостаточно. Напомню, что в 1986-1990 годах по области строили ежегодно более 860 тысяч, а в 1988 году было введено рекордное количество жилья - 951 тысяча квадратных метров. В основном тогда всё это жильё строилось в Новом городе под потребности бурно развивавшегося «Авиастара». Сегодня мы должны не только выйти на подобные рубежи, но и превзойти их. К 2016 году в регионе должно вводится не менее одного миллиона квадратных метров общей площади жилья – в два раза больше, чем в настоящее время.

Эта задача будет решаться за счёт реализации нескольких крупных проектов. Во-первых, уже начато строительство микрорайона «ЗАПАД-1» в Дальнем Засвияжье, где до 2017 года будет построено миллион квадратных метров жилья. Два первых дома уже построены, до конца этого года  будут сданы ещё два и три дома будут введены в эксплуатацию в 2012 году.

Во-вторых, до 2017 года в Новом городе будет построен жилой микрорайон «ЗАПАД-2» с количеством жилья 680 тысяч квадратных метров. Здесь пока ведутся подготовительные работы по строительству первого дома. Отмечу, что ЗАО «Авиастар-СП» разработана жилищная программа, которая предполагает ввод в строй пяти тысяч квартир для работников предприятия с дальнейшей их передачей в собственность при привлечении ипотечного займа Сбербанка России. Первоначальный взнос по ипотечному кредиту в размере 150 тыс. рублей безвозмездно оплачивается предприятием. Данный проект будет реализован при поддержке региональных властей.

В-третьих, это проекты строительства специализированного жилого кампуса для участников ядерно-инновационного центра в Димитровграде: это 158  индивидуальных коттеджей и 82-е многоэтажки, всего 2,5 тысячи квартир. И здесь уже со следующего года начнутся все подготовительные работы, чтобы создать современный микрорайон, обеспеченный всей социальной инфраструктурой.

Важно, что подобные проекты комплексного освоения территорий будут реализованы и в других населённых пунктах. Например, в Инзе, где также будет построен жилой микрорайон для работников строящихся заводов кластера нерудных материалов.

Наконец, со следующего года мы впервые приступим к реализации проектов по реновации городских территорий. Он начнется с улицы Автозаводской Засвияжского района, где старые ветхие дома послевоенной постройки будут сносится, а на их месте за счёт совместных средств инвестора, областного и городского бюджетов будет строиться новое современное жилье. Впоследствии, если программа пойдет успешно, мы распространим её действие и на другие территории.

         Какую роль во всём этом будет играть областной бюджет? Во-первых, мы должны создать условия для обеспечения устойчивого спроса на жилье. Для этого в текущем году мы впервые предусмотрели в бюджете средства на компенсацию 50% стартового ипотечного взноса для бюджетников. Получили великолепные результаты: 90 работников областных и муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта смогли воспользоваться субсидией в размере 150 тысяч рублей и, прибавив к ней такую же сумму собственных накоплений, обрести собственное жильё в ипотеку. Ежемесячные платежи за новую однокомнатную квартиру ниже семи тысяч рублей, что сопоставимо с рыночной арендной платой. Но это уже не «дядина», а своя собственная квартира!

Отмечу, что субсидия выдаётся при двух условиях: обязательстве работника трудиться в бюджетной сфере в течение пяти лет и приобретении жилья только на первичном рынке. Тем самым мы решаем две задачи: закрепляем кадры и стимулируем жилищное строительство.

И это только первый шаг! Со следующего года подобная практика распространится не только на бюджетников, но и на рабочих и инженеров предприятий, вошедших в консорциум «Ульяновск-Авиа», размещенных в создаваемых индустриальных парках, промзоне «Заволжье» и особой портовой зоне при условии 50% финансирования суммы стартового взноса со стороны самих предприятий. Важно, что через взаимодействие областной корпорации ипотеки и строительства с банками-партнерами по программе «Стимул» процентные ставки по ипотечным кредитам планируем снизить с 11,5 до 8 процентов.

Вот почему предельно важной задачей считаю в течение бюджетного года увеличить финансирование по данному направлению как минимум в два раза.

В этом году мы впервые приступили к бесплатному выделению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей. Первые 70 семей уже обрели право собственности на подобные участки. Эта практика будет продолжена и в 2012 году. Цель – обеспечить земельными участками все 5587 ульяновских семей, имеющих трёх и более детей.

Будут продолжены реализация областной целевой программы «Жильё для молодых семей» с объемом финансирования на 2012 год 50 миллионов рублей, а также участие в программе «Социальное развитие села». По этим двум программам за три года будут обеспечены жильём около 3-х тысяч молодых семей и молодых специалистов.

Предусматриваем в бюджете на 2012 год и 30 миллионов рублей для решения проблем обманутых дольщиков. Пока только 30, но у нас есть полное понимание, что в течение бюджетного года нужно удвоить эту сумму, чтобы целиком и полностью выполнить взятые на себя обязательства. Это – принципиальный вопрос.

Девятое. Модернизировать жилищно-коммунальную инфраструктуру.

Эта тема на протяжении целого ряда лет находится в зоне особого внимания Правительства области и депутатского корпуса.

Вначале о газификации. В прошлом году я обещал депутатам, что мы будем не только наращивать темпы строительства газопроводов, но и «подчищать хвосты» в тех населенных пунктах, куда когда-то провели газ, но не довели дело до конца. Информирую: из 68 населенных пунктов, где такая проблема была, по 12-и вопрос в течение этого года уже полностью закрыт. Этот вопрос находится на моем постоянном контроле.

До 2016 года мы должны полностью обеспечить природным газом все населенные пункты, вошедшие в областную программу. На 2012 год запланированы к выполнению в первоочередном порядке объекты по Старомайнскому, Сурскому, Николаевскому и Тереньгульскому районам, в 2013 и последующих годах – ещё в 16-и районах области. Это позволит нам газифицировать 37 тысяч квартир и обеспечить «голубым топливом» 94 тысячи ульяновцев.

По водоснабжению. В этом году число населенных пунктов Ульяновской области, где есть централизованное водоснабжение, увеличилось ещё на одну единицу. В селе Забалуйка Инзенского района за 200 лет его существования впервые появился водопровод. Это маленький, но весьма показательный факт нашего внимания к проблемам обеспечения жителей села комфортными условиями проживания.

В следующем году мы должны с учётом привлеченных федеральных средств по программе «Социальное развитие села» в первоочередном порядке завершить начатые работы по строительству водопроводов в селах Папузы Базарносызганского района и. Малое Станичное Карсунского района, начать строительство водопровода в новом микрорайоне села Больщие Ключищи Ульяновского района, осуществить реконструкцию водопроводов в селах Новый Белый Яр Чердаклинского района и  Калиновка Радищевского района.

В целом же за три ближайших года нам необходимо провести строительство и реконструкцию 669 км водопроводных сетей в 107 населённых пунктах практически во всех муниципальных образованиях Ульяновской области.

Также мы продолжим реализацию программ содействия муниципальным  образованиям Ульяновской области в подготовке и прохождении отопительного сезона и энергосбережения. В 2012 году на все четыре указанные программы первоначально предусмотрено выделить не менее 130 миллионов рублей. Мы понимаем, что этих денег пока недостаточно, чтобы реализовать все наши планы в полном объеме, необходимо добавлять ещё как минимум 150-180  миллионов рублей.

Говоря об энергосбережении, отмечу, что в текущем году нами совместно с руководством Барышского района была реализована программа модернизации источников теплоснабжения в городе Барыш, которая позволяет не только полностью уйти от мазутной составляющей, не только обеспечить высокое «качество» теплоснабжения но и снизить в 2012 году тарифы на теплоэнергию на 30%. Такую программу мы должны реализовать и в Инзенском, Вешкаймском, Карсунском районах. Надеюсь, главы меня услышали.

Через региональный фонд реформирования ЖКХ мы продолжим работу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов и переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В 2012 году общий объем финансирования по программе капремонта составит 138,9 миллионов рублей. Это средства позволят нам улучшить условия проживания граждан в 85-90 многоквартирных жилых домах. Этого, конечно, явно недостаточно. Перед нами стоит непростая задача: чтобы отремонтировать 1176 домов за три года, необходимо направить на капитальный ремонт жилья в общей сложности 1,2 миллиарда рублей из областного бюджета.

Мы будем проводить взвешенную тарифную политику. С учётом установленных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год предельных параметров роста тарифов предельный индекс роста размера платы граждан за коммунальные услуги установлен для муниципальных образований с индивидуальным газовым отоплением в размере 14%, для остальных 12,%. При этом в первом полугодии 2012 года тарифы на основные виды коммунальных услуг сохранятся на уровне 2011 года.

Также перед нами стоит задача создать четкую и всеобъемлющую систему общественного контроля за работой управляющих компаний с участием  старших по домам и создаваемых домовых комитетов и территориальных органов самоуправления,  которая охватит весь многоквартирный  жилой фонд.

Десятое. Ульяновская область должна стать одним из самых безопасных регионов.

Мы продолжим расширять региональную противопожарную группировку. Предусмотрены средства на создание в течение трёх лет 36-и малочисленных пожарных частей в сельских районах области и создание добровольных пожарных дружин и пожарных команд. Это позволит нам на 90% обеспечить защиту территорий населенных пунктов области. Также мы окажем меры социальной поддержки добровольным пожарных дружинам

В связи с тем, что финансирование полиции с 2012 года переходит на федеральный уровень, мы оставляем за собой реализацию ряда совместных полномочий по охране общественного порядка. В частности, завершим реализацию пилотного проекта «Безопасный город» в Димитровграде, чрез действующие целевые программы продолжим поощрять лучших работников полиции, будем поддерживать детские и молодёжные организации правоохранительной направленности.

Всего же по подразделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» за три года бюджетные вложения составят более 940 миллионов рублей.

На реализацию мероприятий областной целевой программы «Охрана окружающей среды Ульяновской области на 2007-2013 годы» предварительно направим в 2012 году 35 миллионов рублей. Эти средства в основном будут направлены на капитальный ремонт гидротехнических сооружений в 10-и муниципальных районах, берегоукрепление в Сенгилее, благоустройство памятника природы регионального значения «Винновская роща», выполнение первоочередных мероприятий по охране и защите лесов, созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения, мониторингу окружающей среды, повышению уровня экологической культуры граждан.  Также будет продолжена реализация программы по восстановлению лесного фонда.

Одиннадцатое. Повышение эффективности бюджетных расходов, качества оказания государственных и муниципальных услуг и переход к «электронному правительству»

В рамках областной целевой программы «Развитие информационного общества» в 2012 году будут реализовываться четыре важнейших направления работ:

- по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия органов власти в целях дальнейшего повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению;

- по дальнейшему развитию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

- по внедрению универсальной электронной карты;

- по дальнейшей реализации проекта построения инфраструктуры пространственных данных.

Сегодня в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в Ульяновской области организован обмен документами в электронном виде на базе многофункциональных центров. До 2014 года мы планируем перевести в электронный вид большинство социально значимых и массовых услуг – всего около двухсот услуг по всей области.

Развивается проект «Всё для всех», который позволит гражданам получить доступ к Единому и региональному порталам государственных услуг в специально устанавливаемых павильонах в каждом районном центре области.

В рамках развития сети многофункциональных центров в 2012 году мы откроем филиалы МФЦ в оставшихся 10 районах Ульяновской области. Таким образом, будет обеспечено полное покрытие региона сетью МФЦ.

Сегодня сеть МФЦ успешно функционирует, предоставляя гражданам и организациям более 100 государственных и муниципальных услуг. Впечатляет и статистика предоставления услуг в сети МФЦ: с 4,5 тысяч в 2009 году до почти 120 тысяч за 10 месяцев текущего года. Качеством предоставляющихся услуг довольны 97% граждан, обратившихся в МФЦ за их получением.

Повышению качества и доступности услуг способствует и реализация совместного с ФГУП «Почта России» проекта по предоставлению услуг на базе отделений почтовой связи. Ульяновская область – единственный регион России, где этот проект активно развивается и уже приносит свои результаты: более тысячи граждан обратилось на Почту за консультациями по услугам, для их получения, а также за доступом к Порталу государственных услуг.

Совместно с почтовиками за этот год мы увеличили количество отделений почты, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, с 13 до 93. До 2014 года мы планируем увеличить число таких отделений до 146.

За счёт внедрения системы универсальных электронных карт граждане области получат дополнительную возможность доступа к электронным услугам, а также к таким услугам, как банковские, платёжные и другие. К 2014 году такую карту сможет получить любой желающий.

Областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым, который сформирован и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых областными государственными учреждениями.

С 1 января 2012 года из 246 областных государственных учреждений 87 будут функционировать в качестве казенных учреждений, 114 – бюджетных учреждений и 45 – автономных учреждений.

Тем самым уже в текущем бюджетном цикле, будет заложена база для повышения доступности и качества государственных услуг, результативности деятельности государственных бюджетных  учреждений и их работников.

Двенадцатое. Создать действенные стимулы для роста созидательной активности гражданского общества

Мы продолжим реализацию ОЦП «Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально некоммерческих организаций в Ульяновской области». Целевые субсидии будут предоставлены государственному автономному учреждению «Центр патриотического воспитания», некоммерческим организациям «Региональное отделение Ассоциации юристов России», Ассоциации «Совет муниципальных образований». Предусмотрены средства и на финансирование Палаты справедливости.

Таковы наши главные задачи и направления усилий в сфере бюджетных расходов.

Теперь несколько слов о нашей долговой политике. До 2008 года основной заботой области было обеспечение своевременного погашения ранее взятых кредитов. В результате чего, государственный долг в 2008 году составлял всего 59,9 млн. рублей. Эта мера существенно помогла нам пройти кризис, поскольку мы вынуждены были привлекать дополнительные средства на исполнение расходных обязательств. Сам факт возможности выхода на рынок заимствований в «кризисные» годы, когда происходит снижение доверия кредиторов к заемщикам и дефицит ресурсов, наглядно показывает, что Ульяновская область сбалансированной финансовой и долговой политикой сформировала к себе отношение как к надежному заёмщику.

Заимствования привлекались в основном из федерального бюджета, поскольку условия по ним были для области значительно более выгодными. В сложившемся в настоящее время объёме государственного долга в 3,4 млрд. рублей, долг по бюджетным кредитам из федерального бюджета составляет 2,5 млрд. рублей. Большая доля привлеченных кредитов была направлена на развитие инфраструктуры, а также на ликвидацию последствий засухи 2010 года. Помимо этого, в условиях кризиса, заимствования позволили сдерживать его негативное влияние на экономику региона, сохраняя уровень жизни граждан области на достигнутом уровне.

Проводимая долговая политика должна способствовать привлечению новых заимствований на развитие с использованием новых более эффективных инструментов. В 2012 году планируется выпуск первого облигационного займа Ульяновской области в сумме 1 млрд. рублей. Кроме того, учитывая опыт осуществления заимствований прошлых лет, на покрытие дефицита областного бюджета будут привлекаться бюджетные и банковские кредиты.

 

Уважаемые депутаты!

Сегодня Ульяновская область стоит на пороге таких же масштабных преобразований, что и кардинальные изменения в жизни ульяновцев конца 60-х – начала 70-х годов ХХ века. Тогда эти перемены позволили Ульяновской области за короткий срок совершить значительный рывок в развитии экономики и социальной сферы. У нас есть все шансы повторить этот успех, занять лидирующие позиции в инвестиционном росте, развитии высокотехнологичных производств, улучшении качества жизни граждан. Уверен, что мы в состоянии это сделать, опираясь на широкую общественную поддержку, работая в единой команде ради общей цели – благополучия и процветания Ульяновской области!