Выступление заместителя директора департамента развития экономики и предпринимательства Воловой Е.В. «О рейтинге оценок целевых показателей социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области» (14.05.2011 г.)

Всем нам известно, что российское село продолжительное время имеет достаточно низкий уровень социально-экономического развития, для повышения которого необходимо соблюдение двух базовых предпосылок: во-первых, наличие дееспособного института местного самоуправления, во-вторых, приемлемых условий хозяйствования, обеспечивающих эффективное функционирование сельскохозяйственных организаций и других формирований, работающих на селе.

Условия хозяйствования, прежде всего, важны для развития экономики, а главной предпосылкой социального развития сельских территорий, является уровень развития местного самоуправления.

Поскольку территория любого муниципального района состоит из системы городских и сельских поселений, то перспективы повышения уровня самообеспеченности муниципальных районов напрямую зависят от эффективности деятельности глав поселений. Поэтому одной из важнейших задач для глав муниципальных районов является совместная работа с главами поселений по доведению до них идеологии и задач органов государственной власти по повышению уровня социально-экономического развития муниципальных образований.

С целью выявления  проблемных точек в развитии, как муниципальных образований так и поселений, находящихся на их территориях, а так же принятия своевременных управленческих решений, ежегодно между Губернатором региона и муниципальными образованиями заключаются  Соглашения «О достижении значений показателей, индикаторов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Круг индикаторов, разрабатывается Министерством экономики, начиная с 2009 года и ежегодно уточняется с целью более широкого охвата сфер деятельности органов местного самоуправления. В 2010 году он был расширен с 10 до 35 показателей и большинство показателей дифференцированы по каждому муниципальному образованию.

Анализ отклонения фактически достигнутых значений индикаторов от целевых по итогам 2009, 2010 годов, проведенный Министерством экономики, показал, что нет ни одного муниципального образования, которое выполнило бы все индикаторы, принятые Соглашениями.

Лучшие результаты показали:

В 2009 году - город Димитровград, Базарносызганский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Мелекесский, Радищевский, Сурский и Цильнинский районы, которые не выполнили по 1 индикатору.

В 2010 году - город Димитровград и Мелекесский район, которые не выполнили по 2 индикатора, у Новоспасского района, не выполнено 3 индикатора, у Базарносызганского, Майнского, Сурского и Цильнинского районов не выполнено по 4 индикатора и у Чердаклинский - 5 индикаторов.

Сравнительный анализ выполнения ежемесячных итоговых индикаторов Соглашений в 2009 и 2010 годах показал тенденции улучшения выполнения показателей и наилучшую динамику экономического развития в Новоспасском, Чердаклинском, Цильнинском и Майнском районах, а также во всех городских округах.

Тенденции снижения показателей отмечены в Барышском, Сурском, Радищевском и Тереньгульском районах.

В целом итоговые результаты реализации Соглашений 2010 года показывают, что поставленные год назад задачи выполнены как областью в целом, так и большинством муниципальных образований и это доказывает, что мы правильно расставили стратегические приоритеты и последовательно движемся к достижению поставленных целей.

Нам удалось снизить безработицу;

Практически сведена к минимуму просроченная задолженность по зарплате. Индикатор выполнен во всех муниципальных образованиях области, за исключением Кузоватовского и Николаевского районов.

Исполнение бюджета муниципальными районами и городскими округами характеризовалось положительной динамикой. Основные мероприятия, направленные на выполнение плановых заданий по налоговым и неналоговым доходам, обеспечили темп роста доходов бюджетов территорий региона – 107%.

В условиях  жестокой засухи 2010 года поголовье КРС во всех категориях хозяйств области выросло на 3,1%, индикатор выполнен большинством муниципальных районов.

Несмотря на все трудности, неплохо выросла средняя номинальная и реальная зарплата и т.д.

Работа по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления согласно Указа Президента № 607 ведется по 5 основным направлениям и почти 200-м ключевым показателям, характеризующим эффективность расходования бюджетных средств, динамику изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

Определение качества функционирования органов власти осуществляется с одной стороны с помощью применения статистических методов анализа, с другой стороны, достигнутые значения показателей подлежат качественной экспертной оценке. То есть рейтингование муниципальных образований производится по части показателей (порядка 40), остальные используются для экспертной оценки и расчёта неэффективных расходов. Результаты анализа и рейтинга МО ежегодно направляются Министерством экономики членам «Комиссии по оценке эффективности деятельности исполнительных органов и органов ОМСУ Ульяновской области» с целью согласования.

После принятия комиссией положительного решения первым пяти МО Ульяновской области предусмотрено выделение за счет средств бюджета Ульяновской области грантовой поддержки в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей. По итогам 2009 года грантовую поддержку получили МО: Карсунский, Сенгилеевский, Сурский, Цильнинские районы, г. Новоульяновск.

С целью подтверждения или опровержения фактора системности снижения уровня социально-экономического развития некоторых МО, Министерством экономики проведен подробный анализ выполнения показателей по трем оценочным системам, а именно:

1. Соглашения между Губернатором и МО;

2. рейтинга МО среди всех МО региона,

3 Указа Президента № 607, сводный доклад по которому с итогами 2010 года будет подготовлен и направлен Губернатору 20 июня.

В результате проведенного анализа нами были сделаны следующие выводы:

- ряд МО ежегодно показывают высокую динамику экономического развития и на протяжении ряда лет находятся в лидерах или десятке лучших;

-  ряд МО систематически являются отстающими.

Так в качестве примера представлю двух лидирующих МО:

- Новоспасский район, занимающий в рейтинге МО 1 место и Чердаклинский, занимающий в рейтинге 4 место. В этих районах высокими темпами развивается промышленность, сфера потребительского рынка и финансово-инвестиционный сектор. Соответственно по показателям эти районы занимают следующие места:

- отгружено товаров собственного производства в расчете на 1 работника: –  Новоспасский занимает - 1 место, Чердаклинский  - 2 место;

- среднемесячная заработная плата – Чердаклинский - 1место и Новоспасский - 6 место;

- уровень безработицы – Новоспасский - 2 место и Чердаклинский  - 6 место;

- оборот общественного питания (на душу населения) – Чердаклинский - 1место и Новоспасский - 4 место;

- объём собственных доходов бюджета МО (в расчёте на душу населения) – Новоспасский - 1 место и Чердаклинский - 5место.

Наиболее проблемными на сегодня являются МО: Базарносызганский и Барышский районы.

Именно в них не лучшим образом выглядят результаты по всем системам оценки:

- по Соглашениям не выполнены от 7 до 9 показателей,

- в рейтинге за последние 5 лет они занимают последние позиции,

- и по результатам оценки эффективности согласно Указу Президента РФ № 607 они относятся к наихудшим.

Результаты всех трех оценок являются доступными для обсуждения, осмысления и выводов. Мы регулярно на официальных сайтах Правительства области и Министерства экономики размещаем итоги выполнения как Соглашений, так и рейтинга муниципальных районов. В 2010 году на заседаниях  Советов депутатов рассматривались результаты выполнения Соглашений, а на сайтах МО размещены результаты деятельности ОМСУ и рейтинговое место МО среди всех МО области.

Первостепенной задачей в 2011 году в сфере социального развития является повышение качества жизни и уровня благосостояния населения региона. В структуре денежных доходов населения, оплата труда занимает более чем 40%. Как показал сравнительный анализ субъектов ПФО, сложившихся в области темпов роста заработной платы недостаточно. 18-20% - это та минимальная планка ежегодного роста заработной платы, которая приблизит регион к среднеокружному значению. Соглашениями 2011 года утверждены целевые индикаторы роста заработной платы на 2011 год, которые дифференцированы по каждому муниципальному образованию.

По итогам 1 квартала 2011 года средняя зарплата выросла во всех МО в диапазоне от 2,5% до 21,7%. Тем не менее, установленные параметры не выполнены в 13-ти МО, в том числе, самый низкий рост в сельских районах: Сурском, Цильнинском, Старомайнском и Тереньгульском районах, для которых установлен параметр «не менее 110%».

Максимальный рост зарплаты среди районов – в Чердаклинском (115,5%), среди городских округов – в Димитровграде  (121,7%).

Индикатор «Среднемесячная реальная заработная плата» не выполнен в 18-ти МО, при этом в 11 из них уровень реальной зарплаты ниже прошлого года. Это зафиксировано в Карсунском, Ульяновском,  Сурском, Цильнинском, Старомайнском, Тереньгульском, Майнском, Вешкаймском, Мелекесском и Старокулаткинском районах.

Наибольшее превышение установленного параметра на уровне 103,2%  в Димитровграде – 109,6% и Сенгилеевском районе – 106,2%.

Кроме роста зарплаты существенное значение имеет её своевременное получение. Целевой индикатор Соглашений «не допущение роста просроченной задолженности по заработной плате» по итогам 1 квартала не выполнен в 3-х МО, в которых на начало года задолженности не было:

-  Инзенский район – 1 млн. 80 тыс. руб.,

- Чердаклинский район – 995 тыс. руб.

- Павловский район – 410 тыс. руб.

Следующая важнейшая задача – недопущение роста безработицы. Данный индикатор Соглашений за январь-март 2011 года выполнен всеми МО: по области, однако самая низкая безработица среди городских округов – в Димитровграде (0,61%), среди районов – в Вешкаймском (0,71%).

Кроме того, пред всеми муниципальными районами области стоит задача – недопущение сокращения поголовья коров и увеличение посевных площадей. В области на 1 апреля 2011 года поголовье коров выросло всего 1,1%. Индикатор не выполнен в 9-ти муниципальных районах, а в 5 из них поголовье коров к уровню прошлого года сокращено, при этом максимальное снижение в Базарносызганском районе – на 9,8%. Наибольший рост поголовья коров в Павловском районе – 113,1%.

Индикатор недопущение роста уровня преступности не выполнен в 11-ти муниципальных образованиях, где отмечен рост преступности, причём наибольший рост в сельских районах (более чем на 20%):  Николаевском (на 23,9%); Барышском (на 35,5%); Павловском (на 37,9%);  Кузоватовском (в 1,5 раза). Максимальное снижение преступности в г. Димитровграде - на 26,7% или 173 ед., это более 52% из числа сокращённых преступлений в целом по области.

Анализ достигнутых значений показал, что по итогам января-марта 2011 года ни одно муниципальное образование не выполнило все 9 ежемесячных индикаторов.

- 1 индикатор не выполнены в одном МОКузоватовский район;

- 2 индикатора в пяти МО – городе Димитровграде, Карсунском, Николаевском, Новомалыклинском и Старокулаткинском районах;

- 3 индикатора в восьми МО – городах Ульяновск и Новоульяновск, Инзенском, Новоспасском, Павловском, Радищевском, Сенгилеевском и Чердаклинском районах;

- 4 индикатора в шести МО Барышском, Вешкаймском, Майнском, Сурском, Тереньгульском и Цильнинском районах;

- 5 индикаторов в трёх МО – Базарносызганском, Старомайнском и Ульяновском районах;

- 6 индикаторов в одном Мелекесском районе, это максимальное число, невыполненных индикаторов.

В целом демонстрируют положительную динамику большинство показателей социально-экономического развития области. В силу того, что экономика региона не претерпела значительных колебаний относительно начала года, по результатам 3-х месяцев, уже можно говорить об устойчивых тенденциях развития.

В Стратегии развития Ульяновской области до 2020 года мы поставили перед собой серьёзную задачу – уже через 5 лет по уровню социально-экономического развития Ульяновской области войти в пятёрку передовых регионов ПФО и в число 20 наиболее динамично развивающихся регионов России. Достижение этих целей возможно лишь при консолидации всех имеющихся ресурсов всех органов государственной власти, местного самоуправления и общественных сил региона.

 

Выступление заместителя директора департамента развития экономики и предпринимательства Воловой Е.В. «О рейтинге оценок целевых показателей социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области» (14.05.2011г.)

Приложение: Скачать

Добавлено: 12 октября 2011 года, 11:28