Основные результаты деятельности Министерства экономики Ульяновской области в сфере регулирования цен и тарифов за 2010 год

Выступление Министра экономики Ульяновской области на межрегиональном семинаре-совещании «Проблемы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» (25.03.2011г.)

Полномочия в сфере государственного регулирования цен и тарифов возложены на Министерство экономики Ульяновской области с января 2008 года в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 № 29/478.

С этого момента  в  состав Министерства как структурное подразделение был включён департамент по регулированию цен и тарифов. До 2008 года Министерство экономики являлось лишь куратором ценового регулирующего органа – Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

В соответствии с возложенными на Министерство полномочиями в сфере государственного регулирования цен и тарифов Министр экономики является Председателем Правления.

 В соответствии с действующим законодательством из всего перечня услуг населению, входящих в расчет индекса потребительских цен,  Министерство экономики  осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на услуги ЖКХ и на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а также железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Цены на продовольственные и непродовольственные товары (за исключением цен на продукты детского питания и лекарственные средства) не регулируются государством.

Таким образом,  Министерство экономики своими решениями о тарифах по регулируемым видам деятельности  напрямую может влиять менее, чем на 15% товаров и услуг, цены (тарифы)  на которые входят в расчет индекса потребительских цен (уровня инфляции).

Вместе с тем, предпринимаемые Министерством  экономики меры, позволили Ульяновской области в 2010 году по уровню тарифов  на основные регулируемые виды услуг населению сохранить  средние позиции и выше  в рейтинге регионов ПФО, за исключением холодного и горячего водоснабжения (1 место - наименьший тариф).

Лейтмотивом тарифной политики на 2011 год стало ограничение, наложенное Правительством РФ на рост цен на коммунальные услуги  для населения, – не более 15%. Этот показатель значительно ниже показателей 2010 и 2009 годов, когда «потолок» увеличения тарифов для населения составлял 18% и 25% соответственно.

Утверждённые Министерством экономики Ульяновской области тарифы   на 2011 год, не превысили предельные индексы роста, установленные приказами Федеральной службы по тарифам для Ульяновской области.

В 2010 году было проведено 53 заседания Правления Министерства экономики области. В повестку заседаний Правления было включено более 400 вопросов,  принято   509  приказов  (в 2,3 раза больше, чем в 2009 году).  

В 2010 году было утверждено 1201 тариф по регулируемым видам деятельности – это в 1,3 раза больше, чем в 2009 году и 1,8 раза больше, чем в 2008 году. При этом численность регулирующего органа в 2010 году не значительно увеличилась  по сравнению с предыдущими годами.

Увеличение числа принятых приказов и, соответственно,  утверждённых тарифов, произошло за счёт передачи с местного на  региональный уровень  полномочий по утверждению тарифов и нормативов на все виды коммунальных услуг для всех муниципальных образований субъекта (Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Министерству экономики удалось в предельно сжатые сроки (сентябрь – ноябрь) принять полномочия от ОСМУ, открыть дела и установить тарифы для 170 предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению, водоотведению и утилизации ТБО. Ранее департаментом регулировалось 19 организаций, оказывающих услуги в данной сфере – увеличение в 8,9 раза.

Ранее на территории Ульяновской области для населения, получающего услуги теплоснабжения от мазутных котельных, устанавливался льготный тариф.

В связи с требованиями Федерального закона от 21.07.2010 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»  на 2011 год для всех потребителей установлен экономически обоснованный тариф.

В связи с ростом тарифа на услуги теплоснабжения для населения, получающих тепло от мазутных котельных, в десяти муниципальных образованиях рост размера платы превысил 15,0% (поселения Барышского, Инзенского, Вешкаймского, Карсунского и Николаевского районов).

В целях решения указанной проблемы Правительством Ульяновской области принят областной закон № 226-ЗО от 20.12.2010 г.  «О мерах государственной поддержки граждан в связи с введением на территории Ульяновской области экономически обоснованных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг».  В областном бюджете на 2011 год на расходы по реализации данного закона предусмотрено 75 млн. руб.

Данный закон предусматривает меры государственной поддержки граждан, проживающих на территории Ульяновской области, в виде компенсационной выплаты на оплату коммунальных услуг.

Следует отметить, что на 2011 год впервые регулирующий орган не устанавливает конечные тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям. В 2011 году сохранится государственное регулирование цен (тарифов) на электроэнергию для населения, сбытовые надбавки для ГП  (гарантирующих поставщиков), а также государственное регулирование услуг  по передаче электрической энергии.

Также впервые при регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год для ОАО «МРСК Волги» применяется метод RAB.

RAB – регулирование  -  это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации  сетевой инфраструктуры и стимулирование эффективности расходов сетевых компаний. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании будут привлекать как собственные, так и заёмные средства.

Тарифы устанавливаются на период 5 лет, что обеспечивает стабильность  и предсказуемость  «правил игры»  для инвесторов, снижает их риски, а значит  и стоимость капитала для распределительных сетевых компаний.

Проведено 54 мероприятия по контролю порядка ценообразования, из них: в соответствии с ежегодным Планом проверок - 27 плановых  и на основании обращения граждан и организаций - 27 внеплановых проверок. Нарушения установлены по результатам каждой пятой проверки.

Общая сумма штрафов, наложенных на  хозяйствующие субъекты и должностные лица   по результатам контрольных мероприятий, составила  более 2 млн.  руб., что в 1,4 раза больше суммы, предъявленной к взысканию в 2009 году.

В 2010 году продолжена работа по внедрению на территории нашего региона пилотного проекта - полной версии регионального сегмента ЕИАС единой информационной аналитической системы).

В апреле 2009 года Министерством экономики подписано соглашение с ФСТ России по внедрению регионального сегмента единой информационно-аналитической системы (ЕИАС ФСТ России) на территории Ульяновской области. Таким образом, Ульяновская область вошла в список регионов по внедрению полной версии ЕИАС ФСТ России.   Данная система позволяет обеспечить оперативное информационное взаимодействие между ФСТ России, Министерством экономики области, ОМСУ, регулируемыми организациями и предусматривает автоматизацию функций мониторинга, расчета и анализа тарифов.    По некоторым направлениям регулируемых видов деятельности Ульяновская область является «пилотным» регионом.

С начала реализации пилотного проекта подготовлено и направлено в ФСТ России 3091 шаблон  в системе ЕИАС:

- 643   шаблона в сфере регулирования ЖКК;

- 1035  шаблонов  в  сфере регулирования электроэнергетики;

- 1361  шаблон  в сфере регулирования ТЭК;

- 52 2шаблона в социальной сфере.

В 2009 году  в ФСТ России было направлено 654 шаблона, в 2010 году –1671, а за три месяца текущего года  - 766 шаблонов в системе ЕИАС.

В 2010 году  и в настоящее время в рамках внедрения полной версии ЕИАС «ФСТ – РЭК - субъекты регулирования» и в целях обеспечения информационного обмена и прозрачности регулирования на территории Ульяновской области    реализуются два «пилотных» проекта:

-  департаментом по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области совместно с ФСТ России впервые разработан шаблон «Методика определения предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактически отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности фармацевтических организаций Ульяновской области и расчёта предельных оптовых и предельных розничных надбавок, что предполагает значительное снижение трудовых затрат, в том числе  со стороны организаций оптовой и розничной торговли лекарственными средствами

 - осуществляется доступ к «пилотному» информационному ресурсу по стандартам раскрытия информации, в соответствии с Постановлением Правительства от 30 декабря 2009 г. № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии».

Кроме того, в рамках реализации пилотного проекта разработан и размещёна на сайте Министерства экономики области программа «Калькулятор», используя которую каждый житель г. Ульяновска может проверить правильность начисленной ему платы за коммунальные услуги.

 

Основными задачами на перспективу Министерство экономики Ульяновской области считает выявление резервов оптимизации себестоимости ЖКУ и повышению экономической обоснованности тарифов, создание экономических стимулов, обеспечивающих использование ресурсосберегающих технологий в производственных процессах; установление тарифов на регулируемые виды деятельности с учетом программ по энергосбережению и энергоэффективности.

 

Выступление Министра экономики Ульяновской области на межрегиональном семинаре-совещании «Проблемы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» (25.03.2011г.)

 

 

Добавлено: 12 октября 2011 года, 11:16