Результаты выездной проверки исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Барышский район» переданных государственных полномочий по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) 05 сентября 2011 года сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области (далее – отдел) осуществлён выезд в муниципальное образование «Барышский район», по результатам которого сообщаем следующее.

В процессе направления органами местного самоуправления муниципального образования «Барышский район» нормативных правовых актов для включения в регистр встречаются случаи нарушения части 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области», в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области обеспечивают направление копий текстов актов не позднее одного месяца со дня их подписания.

Так, постановление администрации муниципального образования «Барышский район» от 12.10.2010 № 1066-А «Об утверждении ведомственной целевой программы «Молодёжь» на 2011-2013 годы» направлено для включения в регистр 28.06.2011 (сопроводительное письмо за исх. № 1451), постановление администрации муниципального образования «Живайкинское сельское поселение» от 29.04.2011 № 23 «Об утверждении административного регламента» направлено 01.06.2011 (сопроводительное письмо за исх. № 123), постановление администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» от 03.05.2011 № 78 «О порядке проведения аттестации муниципальных служащих в администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» направлено 20.06.2011 (сопроводительное письмо за исх. № 856), решение Совета депутатов муниципального образования «Барышский район» от 18.05.2011 № 21-315-8 «О внесении изменений в решение Совета депутатов «О бюджете муниципального образования «Барышский район» на 2011 год» направлено 22.06.2011 (сопроводительное письмо за исх. № 1389).

В ходе проверки выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Барышского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. Подготовлен перечень муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих направлению в Правительство Ульяновской области для включения в регистр.

Выявлены случаи направления органами местного самоуправления муниципального образования «Барышский район» нормативных правовых актов, не подлежащих включению в регистр - решения Совета депутатов муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» от 20.05.2011 № 4/1 «Об исполнении бюджета МО «Старотимошкинское городское поселение» за 2010 год», от 20.05.2011 № 4/2 «О назначении публичных слушаний по проекту решения «Об исполнении бюджета МО» «Старотимошкинское городское поселение» за 1-й квартал 2011 год» (сопроводительное письмо от 07.06.2011 № 01-13/94).

Сотрудниками отдела проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты Барышского района в 2010 году и первом полугодии 2011 года, направленных в регистр в качестве дополнительной информации к правовым актам. По результатам указанного мониторинга выснилось, что для включения в регистр в качестве дополнительной информации к правовым актам в 2010 году направлено 18 актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные нормативные правовые акты. Согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области (исх. от 17.02.2011 № 07-11-2011), количество правовых актов Барышского района, оспоренных в 2010 году, составляет 167. В первом полугодии 2011 года для включения в регистр в качестве дополнительной информации к актам поступило 3 акта прокурорского реагирования. По информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области (исх. от 08.07.2011 № 07-11-2011), за указанный период оспорено 50 муниципальных нормативных правовых актов Барышского района.

В целях выявления актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты Барышского района в 2010 году и первом полугодии текущего года, и не направленных в регистр для включения в него в качестве дополнительной информации, органам местного самоуправления Барышского района рекомендовано направить перечень муниципальных нормативных правовых актов, на которые были вынесены акты прокурорского реагирования за указанный период, в адрес государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области.

В программе регистра содержатся правовые акты Барышского района, информация об официальном опубликовании (обнародовании) которых на настоящий момент не направлена в Правительство Ульяновской области (решение Совета депутатов муниципального образования «Измайловское городское поселение» от 03.02.2010 № 30/7-2 «О структуре, предельной штатной численности, денежном содержании муниципальных служащих исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления МО «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области» и постановление администрации муниципального образования «Поливановское сельское поселение» от 06.04.2010 № 25 «Об утверждении Положения о звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и создание единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Поливановское сельское поселение»).

Также в ходе проверки выявлены случаи указания сведений об официальном опубликовании (обнародовании) правовых актов Барышского района в сопроводительных письмах (сопроводительные письма муниципального образования «Живайкиское сельское поселение» от 04.08.2011 № 196, муниципального образования «Малохомутёрское сельское поселение» от 16.08.2011 № 526). На практике информация об официальном опубликовании (обнародовании) представляет собой информацию, указанную в справке, подписанной уполномоченным лицом, либо указанную письменно на копии текста муниципального акта, направляемого для включения в регистр.

В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «Барышский район» для предварительного рассмотрения в органы прокуратуры официально направляются только проекты правовых актов Совета депутатов муниципального образования «Барышский район». Проекты правовых актов администрации муниципального образования «Барышский район» не направляются в органы прокуратуры для предварительного согласования в соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» и от 24.11.2008 № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления».

Органами местного самоуправления муниципальных образований Барышского района не соблюдается распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.

В ходе выезда в муниципальное образование «Барышский район» изучен вопрос реализации Плана первоочередных действий по законопроектной и нормотворческой деятельности на июнь-декабрь 2011 года, утверждённый Первым заместителем Главы администрации муниципального образования «Барышский район» 31.05.2011 года. Так, по состоянию на 05.09.2011 во исполнение указанного Плана не утверждены муниципальные программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Барышском районе на 2011-2015 годы», «Развитие туризма в Барышском районе на 2011-2016 годы», «Развитие агротуризма в Барышском районе на 2011-2013». Также, не приняты постановления администрации «О порядке составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий» и «О порядке проведения аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий МО «Барышский район».

Кроме того, в наименовании Плана содержится несоответствие распоряжению Губернатора Ульяновской области от 29.12.2008 № 848-р «О некоторых мерах по повышению эффективности законопроектной деятельности и иной нормотворческой деятельности в Ульяновской области», в соответствии с пунктом 3.4 которого органы местного самоуправления утверждают планы нормотворческой деятельности. В отношении правотворческой деятельности органов местного самоуправления неприменима формулировка «законопроектная деятельность». Также необходимо отметить, что в соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете в представительный орган, следовательно план нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на 2011 год не должен содержать муниципальные целевые программы, финансирование которых начинается с 2011 года.

Сотрудниками отдела проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Барышского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники:

1) Постановление администрации муниципального образования «Барышский район» от 03.06.2011 № 628-А «Об уточнении адреса местонахождения кирпичного гаража (г. Барыш, район пер. Советский)» не подписано Главой администрации муниципального образования «Барышский район», что влечёт его недействительность.

2) Решениями Совета депутатов муниципального образования «Поливановское сельское поселение» от 25.07.2011 № 11 «О внесении изменений в решение Совета депутатов № 1 от 19.01.2011», Совета депутатов муниципального образования «Поливановское сельское поселение» от 25.07.2011 № 9 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Поливановское сельское поселение» муниципального образования «Барышский район», Совета депутатов муниципального образования «Барышское городское поселение» от 29.06.2011 № 47/203-1 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Барышское городское поселение» возлагается контроль за исполнением данных актов на соответствующие комиссии Совета депутатов. Однако установлено, что в Положениях о комиссиях отсутствуют нормативные закрепления полномочий по осуществлению контроля за исполнением правовых актов.

Постановлением администрации муниципального образования «Измайловское городское поселение» от 01.08.2011 № 66 «О внесении изменений» возлагается контроль за исполнением постановления на специалиста администрации, тогда как контроль за исполнением правовых актов необходимо возлагать на должностных лиц местного самоуправления (руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления).

3) В соответствии с пунктом 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления подписываются Главой муниципального образования. В нарушение данного требования решение  «Об утверждении Положения о постоянных комиссиях Совета депутатов» подписано Председателем Совета депутатов.

4) Постановлением администрации муниципального образования «Барышский район» от 01.07.2011 № 737-А утверждается Положение о проведении районного конкурса «Лучший водитель общественного транспорта». Вместе с тем, Положение не содержит норм, устанавливающих сроки проведения конкурса. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В нарушение данного требования постановлением администрации муниципального образования «Барышский район» от 11.07.2011 № 762-А «О внесении изменений постановление  Главы администрации от 28.11.2008  № 341-А» вступает в силу с момента подписания.

6) Решением Совета депутатов муниципального образования «Поливановское сельское поселение» от 01.12.2009 № 16 «О создании постоянных комиссий при Совете депутатов муниципального образования «Поливановское сельское поселение» утверждаются составы различных комиссий, действующих при Совете депутатов. Вместе с тем, при включении в состав комиссий соответствующих лиц не указываются их должности. Кроме того, отсутствует порядок, регулирующий деятельность комиссий.

7) Постановление администрации муниципального образования «Барышский район» от 28.07.2011 № 831-А «Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы  общего образования в муниципальном образовании «Барышский район» в 2011 году» содержит внутренние противоречия в части несоответствия срока мероприятия повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений (01.06.2011) сроку принятия правового акта (28.07.2011).

8) В наименовании решения Совета депутатов муниципального образования «Поливановское сельское поселение» от 25.07.2011 № 9 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Поливановское сельское поселение» муниципального образования «Барышский район» содержится неопределённость относительно того, Правила землепользования и застройки землепользования и застройки какого муниципального образования утверждаются.

9) В решении Совета депутатов муниципального образования «Земляничненское сельское поселение» от 01.07.2011 № 20 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 10.11.2010 № 13/39 «Об утверждении бюджета муниципального образования «Земляничненское сельское поселение» на 2011 год» не соблюдается собственная нумерация приложений.

10) В тексте правовых актов используются сокращения, что является нарушением правил юридической техники (решения Совета депутатов муниципального образования «Поливановское сельское поселение» от 25.07.2011 № 11 «О внесении изменений в решение Совета депутатов № 1 от 19.01.2011, от 25.07.2011 № 9», муниципального образования «Барышское городское поселение» от 29.06.2011 № 47/203-1 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования муниципального образования «Барышское городское поселение»).

Кроме того, выявлены случаи несогласования проектов правовых актов с уполномоченными лицами. Так, постановления администрации муниципального образования «Барышский район» от 18.07.2011 № 789-А «О предварительном согласовании места размещения локальной газовой котельной  (город Барыш – площадь Фабричная), от 21.07.2011 № 793-А  «О предоставлении в собственность земельного участка (город Барыш, ул. Красноармейская, дом 27)» на стадии разработки не согласованы с руководителем аппарата администрации муниципального образования «Барышский район», тогда как в листах согласования указанное должностное лицо отмечено в качестве согласующего.

По итогам выездной проверки органам местного самоуправления муниципального образования «Барышский район» рекомендовано:

обеспечить направление в регистр муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых в течение 2011 года, с соблюдением установленного срока;

обеспечить направление в регистр только нормативных правовых актов;

в срок до 20.11.2011 направить в Правительство Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр;

в срок до 20.11.2011 обеспечить направление перечня муниципальных нормативных правовых актов, на которые были вынесены акты прокурорского реагирования за период 2010 года и первое полугодие 2011 года;

обеспечить постоянное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, в том числе направление разработанных проектов правовых актов на предварительную экспертизу в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности»;

в срок до 20.11.2011 обеспечить направление информации о причинах непринятия правовые актов указанных в плане нормотворческой деятельности администрации муниципального образования «Барышский район»;

в срок до 20.11.2011 обеспечить устранение выявленных в правовых актах Барышского района нарушений действующего законодательства и правил юридической техники.