Результаты выездной проверки исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Новомалыклинский район» переданных государственных полномочий по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов

В целях повышения качества осуществления полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – регистр) 04 июля 2011 года сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области (далее – отдел) осуществлён выезд в муниципальное образование «Новомалыклинский район», по результатам которого сообщаем следующее.

В ходе проведения проверки исполнения государственных полномочий по сбору информации с поселений, входящих в состав Новомалыклинского района, необходимой для ведения регистра, выявлены нарушения.

Направление правовых актов для включения в регистр муниципальным образованием «Новомалыклинский район» осуществляется с нарушением срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области». Так, в апреле 2011 года для включения в регистр муниципальным образованием «Новомалыклинский район» направлены нормативные правовые акты, принятые в январе, феврале, марте 2011 года (сопроводительными письмами от 05.04.2011 № 128 и от 08.04.2011 № 404). Кроме того, встречаются случаи направления неполных текстов муниципальных нормативных правовых актов  (например, отсутствует приложение к постановлению администрации муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» от 09.03.2011 № 21 «О порядке оповещения и информирования населения муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение»).

В ходе проверки выявлены нормативные правовые акты муниципальных образований Новомалыклинского района, подлежащие включению в регистр, но до настоящего времени не направленные в Правительство Ульяновской области. В связи с этим подготовлен перечень муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих направлению в Правительство Ульяновской области для включения в регистр.

Сотрудниками отдела проведён мониторинг актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные правовые акты в 2010 году и направленных в регистр в качестве дополнительной информации к актам. По результатам указанного мониторинга сообщаем, что органами местного самоуправления Новомалыклинского района для включения в регистр в качестве дополнительной информации направлено 34 акта прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные акты Новомалыклинского района в 2010 году. Согласно информации органов прокуратуры, поступившей в Правительство Ульяновской области (исх. от 17.02.2011 № 07-11-2011), количество правовых актов Новомалыклинского района, оспоренных в 2010 году, составляет 169.

По результатам мониторинга актов прокурорского реагирования на правовые акты муниципальных образований Новомалыклинского района, поступивших в первом полугодии 2011 года, сообщаем, что количество актов, оспоренных в текущем году, составляет 9, для включения в регистр в качестве дополнительной информации направлено 6 актов.

В целях выявления актов прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты Новомалыклинского района в 2010 году и первом полугодии текущего года, и не направленных в регистр для включения в него в качестве дополнительной информации, органам местного самоуправления «Новомалыклинский район» рекомендовано направить перечень муниципальных нормативных правовых актов, на которые были вынесены акты прокурорского реагирования, в адрес государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области.

В ходе проведения проверки установлено, что муниципальными образованиями Новомалыклинского района не реализуется распоряжение Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», в соответствии с которым органам местного самоуправления необходимо обеспечить согласование проектов правовых актов с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, что является следствием приведённого выше количества актов прокурорского реагирования.

В ходе выезда в муниципальное образование «Новомалыклинский район» был изучен вопрос наличия планов нормотворческой деятельности органов местного самоуправления с учётом мнения отраслевых исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (пункт 3.4 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 29.12.2008 № 848-р «О некоторых мерах по повышению эффективности законопроектной деятельности и иной нормотворческой деятельности в Ульяновской области»), в результате чего было установлено, что план нормотворческой деятельности в данном муниципальном образовании отсутствует.

Сотрудниками отдела проведена выборочная экспертиза правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Новомалыклинского района, в результате которой выявлены нарушения норм законодательства, а также правил юридической техники.

1) На основании части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003                  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). С нарушением данной нормы принято постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» от 04.04.2011 № 180 «Об уполномоченном органе администрации муниципального образования «Новомалыклинский район», которое вступает в силу со дня подписания.

Аналогичные нарушения содержатся в постановлениях администрации муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» от 09.03.2011 № 27 «О мерах по обеспечению безопасности населения муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» на водных объектах на 2011 год», муниципального образования «Новомалыклинский район» от 21.04.2011 № 226  «О создании оперативного штаба по содействию в организации и проведении выборов на территории муниципального образования «Новомалыклинский район».

2) В соответствии с пунктом 5 статьи 2642 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовые отчёты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. В нарушении указанной нормы принято постановление администрации муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение» от 05.03.2011 № 26 «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение» за 2010 год».

3) Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. С нарушением данной нормы приняты решения Совета депутатов муниципального образования «Среднеякушкинское сельское поселение» от 29.10.2010 № 11/29 «Об утверждении прейскуранта цен по оказанию платных услуг муниципальным учреждением культуры «Дом культуры «Среднеякушкинское сельское поселение» на 2011 год», от 21.03.2011 № 17/11 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Среднеякушкинское сельское поселение» от 29.10.2010 № 11/29 «Об утверждении прейскуранта цен по оказанию платных услуг муниципальным учреждением культуры «Дом культуры «Среднеякушкинское сельское поселение» на 2011 год», что является превышением полномочий.

4) В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» признан утратившим силу Закон РСФСР от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», однако в решении Совета депутатов муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» от 14.01.2011 № 18/89 «Утверждение Положения о Совете общественности при участковом пункте милиции» применяется формулировка из утратившего силу федерального нормативного правового акта. Кроме того, данное решение принято с превышением полномочий: согласно статье 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции.

Также, в связи с признанным утратившим силу Законом РСФСР от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», необходимо провести мониторинг нормативных правовых актов, в той или иной мере касающихся деятельности полиции, на предмет соответствия законодательству.

5) Ряд муниципальных правовых актов, утверждающих Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципальных образований Новомалыклинского района, содержат ссылку на недействующий Закон Ульяновской области от 05.06.2007 № 72-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях», который утратил силу с в связи с изданием Закона Ульяновской области от 28.02.2011  № 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях»: решения Совета депутатов муниципального образования Высококолковское сельское поселение» от 24.02.2011 № 16/7 «Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования «Высококолковское сельское поселение», муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение» от 25.03.2011 № 20/02 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение», муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» от 29.03.2011 № 19/94 «Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение».

6) Выявлены случаи создания в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» комиссий и рабочих групп с утверждением их состава, но без урегулирования порядка деятельности данных совещательных и рабочих органов. Например, постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» от 14.02.2011 № 64 «О создании комиссии по поддержанию устойчивого функционирования организаций муниципального образования «Новомалыклинский район».

7) Решениями Совета депутатов муниципального образования «Новомалыклинский район» от 07.04.2011 № 22/23 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Новомалыклинский район» от 20.07.2009 № 53/103 «Об утверждении Положения «Об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель муниципального образования «Новомалыклинский район» возлагается контроль за исполнением указанного решения на комитет по градостроительству, землепользованию и экологии. Однако установлено, что в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» отсутствует Положение о вышеназванном комитете, следовательно, отсутствуют нормативные закрепления полномочий по осуществлению контроля. Кроме того, контроль за исполнением правовых актов необходимо возлагать на конкретное должностное лицо.

8) Постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» от 17.03.2011 № 30 «О пропуске паводковых вод в весенний период 2011 года»» содержит неясность и неопределённость правовой нормы, выражающиеся в неопределённом круге должностных лиц, которым непосредственно поручена реализация данного муниципального акта, что является коррупциогенным фактором.

Аналогичные нарушения содержит постановление администрации муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение» от 28.03.2011 № 34 «О проведении в 2011 году на территории муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение» акции «Посади и вырасти своё дерево».

9) Не полностью отражены административные процедуры в  постановлении администрации муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» от 09.03.2011 № 20 «О планировании мероприятий гражданской обороны на территории муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение». Так, пункт 1.1 постановления обязывает в установленные сроки планировать мероприятия гражданской обороны, вместе с тем не устанавливаются конкретные сроки реализации мероприятий.

10) Постановлением администрации муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» от 09.03.2011 № 19 «Об утверждении Положения об организации и ведения гражданское обороны в муниципальном образовании «Новомалыклинское сельское поселение» признаётся утратившим силу правовой акт с использованием формулировки «считать утратившим силу», тогда как в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов используется формулировка «признать утратившим силу».

11) Постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» от 09.03.2011 № 25 «О поддержании сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям» содержит внутренние противоречия. Так, пункт 3 постановления предусматривает порядок вступления в силу распоряжения, пункт 4 постановления устанавливает контроль за исполнением настоящего распоряжения.

По итогам выездной проверки органам местного самоуправления муниципального образования «Новомалыклинский район» рекомендовано:

1. обеспечить направление в регистр копий муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых в течение 2011 года, с соблюдением установленного срока;

2. в срок до 15.08.2011 направить в Правительство Ульяновской области копии текстов муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр согласно перечню;

3. в срок до 15.08.2011 обеспечить направление перечня актов прокурорского реагирования, поступивших на муниципальные нормативные правовые акты за первое полугодие 2011 года, и подлежащих включению в регистр в качестве дополнительной информации;

4. в срок до 08.08.2011 обеспечить направление перечня муниципальных правовых актов, оспоренных в 2010 году и в первом полугодии текущего года;

5. обеспечить постоянное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, в том числе направление проектов правовых актов на предварительную экспертизу в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности»;

6. в срок до 15.08.2011 обеспечить устранение выявленных в правовых актах муниципального образования «Новомалыклинский район» нарушений действующего законодательства и правил юридической техники;

7. в срок до 15.08.2011 утвердить план нормотворческой деятельности муниципального образования «Новомалыклинский район»;

8. провести обучение соответствующих специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Новомалыклинского района правилам юридической техники.