Пояснительная записка к проекту закона Ульяновской области «О некоторых мерах по обеспечению покоя граждан и тишины в ночное время»

Оздоровление социальной среды и предупреждение правонарушений является одной из главных задач Правительства Ульяновской области. В связи с этим серьёзную озабоченность вызывают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, к числу которых можно отнести многочисленные нарушения спокойствия и тишины граждан, находящихся в жилых домах, общежитиях, гостиницах и др.

Нарушение спокойствия граждан, выражающееся громкой музыкой, пением, использованием пиротехники, шумом, связанным с ремонтными работами и другими действиями, повсеместно распространено и имеет разнообразные формы проявления.

В соответствии со статьёй 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями.

Проживая в многоквартирных домах, гостиницах, общежитиях, граждане вправе избирать любые, не противоречащие законодательству, формы досуга и отдыха и вместе с тем, обязаны соблюдать правила пользования жилыми помещениями, не нарушать права и законные интересы соседей.

В частности, право на отдых и досуг предполагает, что, находясь в своем жилище, каждый может в ночное время пользоваться покоем и тишиной. Именно из такого широкого истолкования содержания права на отдых и досуг исходит Европейский Суд по правам человека (Постановление от 24 июня 2004 года).

Вместе с тем, федеральным законодательством обязанности соблюдать тишину и покой граждан, так же как и административной ответственности за их нарушение в жилых помещениях в ночное время, не установлено.

Так, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (в редакции от 27.12.2010) утверждён  СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Данный СанПиН устанавливает предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1.19. Методических рекомендаций МУК 4.3.2194-07, утверждённых Главным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко, процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного:

-  естественными и случайными явлениями;

- поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применением пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);

- подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации.

При этом состав административного проступка связывается не с определённым уровнем звукового воздействия, а с нарушением тишины и покоя, поскольку именно это, а не сам по себе сильный шум, громкое звучание музыки и т.п. приводит к ущемлению прав других лиц на отдых и досуг.

Кроме того, в настоящее время не урегулированы вопросы обеспечения тишины в ночное время на улицах, в скверах, парках, на территориях, предназначенных для отдыха, занятий физической культурой и спортом; в помещениях и на территориях объектов социального назначения, на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Учитывая изложенное, полагаем возможным урегулировать данные отношения законом Ульяновской области. Основаниями являются пункт «б» статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится защита прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, а также статья 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, делегирующая субъектам Российской Федерации право принимать собственные законодательные акты об административных правонарушениях.

 

Директор департамента по вопросам
общественной безопасности
Правительства Ульяновской области                                           Л.А.Крутилина

 

Пояснительная записка к проекту закона Ульяновской области «О некоторых мерах по обеспечению покоя граждан и тишины в ночное время» (в формате .rtf, 30 Кб)

Добавлено: 15 августа 2011 года, 11:11

Изменено: 15 августа 2011 года, 11:16