Выступление начальника отдела муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области С.О.Горячева на тему «Совершенствовании взаимодействия с органами местного самоуправления в рамках полномочий Правительства Ульяновской области по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы подводим итоги осуществления деятельности по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – регистр) за 2010 год, а также обсудим вопросы совершенствования взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее – органы местного самоуправления) в рамках осуществления полномочий Правительства Ульяновской области по ведению регистра.

Ведение регистра – это задача большой государственной важности, в решении которой мы с вами принимаем непосредственное участие, а также задействованы правовые структуры многих органов государственной власти.

Следует отметить, что в работе по формированию единства правового пространства на всей территории Российской Федерации  крайне важным этапом является создание и ведение регистра.

За прошедший год в целях совершенствования деятельности по ведению регистра проделана огромная работа. Анализ проделанной в период с 1 января 2009 года до конца 2010 года работы по данному направлению, позволил определить наиболее острые задачи, стоящие сейчас перед всеми структурами, задействованными в реализации полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра.

Так, основными задачами на 2011 год являются:

1.     Повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников юридических служб органов местного самоуправления

2.     Установка в органах местного самоуправления программного продукта «АРМ Муниципал»

3.     Разработка модельных актов для органов местного самоуправления

4.     Обеспечение направления полной информации для включения в регистр.

5.     Проведение выборочной правовой экспертизы актов органов местного самоуправления

6.     Налаживание более тесного взаимодействия с органами прокуратуры и юстиции по вопросам связанным с реализацией полномочий Ульяновской области по организации и ведению регистра

7.     Проведение работ по подготовке к включению в регистр актов прошлых лет.

 

Важным шагом в реализации вышеуказанных задач и обеспечении наиболее эффективного взаимодействия государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области и органов местного самуоправления явилось утверждение Заместителем Губернатора Ульяновской области - руководителем аппарата Анатолием Владимировичем Озерновым Плана мероприятий по развитию регистра муниципальных нормативных правовых актов  Ульяновской области от 24.12.2010 № 119-пл (далее – План).

В данном Плане нашли отражения практически все вышеуказанные задачи.

Теперь я расскажу вам о том, как данный План реализуется на практике:

 

1. О стажировке/обучении специалистов органов местного самоуправления

Пункты 8 и 11 Плана предусматривают проведение учёбы/стажировки лиц, осуществляющих правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления представили в государственно-правовой департамент свои предложения по тем вопросам, которые составляют предмет обучения/стажировки. Государственно-правовым департаментом разработан проект графика обучения/стажировки специалистов органов местного самоуправления в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и структурных подразделениях Правительства Ульяновской области на 2011 год, с учётом поступивших от органов местного самоуправления предложений.

Так, уже в апреле 2011 года планируется организовать обучение сотрудников органов местного самоуправления в Министертсве экономики Ульяновской области по вопросам реализации положений федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (размещение муниципальных заказов в электронной форме, регистрация сведений о заключенных контрактах, организациея работы с официальным сайтом и электронными площадками для размещения муниципального заказа). Помимо обучения в Министерстве экономики Ульяновской области, запрланированы обучение/стажировка в Министерстве внутренней политики Ульяновской области, Министерстве строительства Ульяновской области, Министерстве труда и социального развития Ульяновской области, Министерстве финансов Ульяновской области, Министерстве информационных технологий Ульяновской области, Управлении ветеринарии Ульяновской области, а также в некоторых структурных подразделениях Правительства Ульяновской области.

Также уже сегодня вам будут даны разъяснение по порядку подготовки проектов правовых актов и проведение их экспертизы.

Формы и порядок обучения/стажировки будут определены в рабочем порядке в ходе организации исполнения данных мероприятий. В настоящий момент проект графика находится на согласовании Заместителя Губернатора Ульяновской области – руководителя аппарата А.В. Озернова. Утверждённый график обучения/стажировки будет размещён на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в разделе «Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Планируется привлечение к участию в обучении/стажировке специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих правовое обеспечение деятельности муниципальных образований. Предполагается, что прохождение обучения/стажировки по всем запланированным вопросам позволит обеспечить более высокий уровень подготовки специалистов органов местного самоуправления посредством получения навыков практической деятельности в той или иной сфере и использовать полученные знания при разработке муниципальных нормативных правовых актов.

Будем надеяться на активное участие специалистов органов местного самоуправления в запланированных мероприятиях. Соответствующая организационная информация по проведению обучения/стажировки будет доведена до сведения органов местного самоуправления.

 

2. Проведение выездных проверок исполнения органами мсетного самоуправления переданных государственных полномочий

Пункт 1 Плана предусматривает проведение сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области выездных проверок исполнения органами местного самоуправления муниципальных районов государственных полномочий по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра (далее – государственных полномочий), переданных в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.03.2009 № 14-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Необходимость организации данных проверок вызвана, в том числе, проведённой в декабре 2010 года проверкой органами прокуратуры деятельности по ведению в Ульяновской области регистра муниципальных нормативных правовых актов, в ходе которой выявлены нарушения органами местного самоуправления сроков направления в Правительство Ульяновской области нормативных правовых актов для включения в регистр.

В связи с этим в 2011 году Правительством Ульяновской области ужесточен контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий. Так, пункт 2 Плана предусматривает рассмотрение вопроса о выдаче соответствующих предписаний руководителям органов местного самоуправления и иным должностным лицам в случае выявления повторных нарушений исполнения государственных полномочий, а пункт 3 Плана предусматривает рассмотрение вопроса о соответствии осуществляемых государственных полномочий органами местного самоуправления и их прекращении. Указанные меры реагирования установлены положениями статей 9, 11 Закона Ульяновской области от 03.03.2009 № 14-ЗО. Кроме того, в отношении лиц, допускающих ненадлежащее исполнение государственных полномочий, будут применяться меры административной ответственности.

Государственно-правовым департаментом Правительства Ульяновской области утверждён график выездных проверок в муниципальные образования Ульяновской области на 2011 год. В соответствии с данным графиком в марте 2011 года осуществлены выезды в Базарносызганский и Новоспасский районы. По итогам проведённой проверки подготовлены письма о нарушениях, допущенных органами местного самоуправления указанных районов.

Помимо выездов в муниципальные районы график предусматривает выезды в городские округа. Так, осуществлен выезд в администрацию муниципального образования «город Новоульяновск», по итогам которого направлено письмо об устранении выявленных нарушений.

Можно определить основные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления при подготовке документов для включения в регистр:

- направление муниципальных нормативных правовых актов с нарушением месячного срока, установленного частью 7 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области»;

- направление неполного объёма муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих для включения в регистр;

- направление для включения в регистр правовых актов, не являющихся нормативными или не подлежащими включению в регистр (например, акты о внесении изменений в Уставы муниципальных образований, акты об утверждении отчётов исполнения местных бюджетов).

- направление неполного объёма документов, являющихся дополнительной информацией к актам (акты прокурорского реагирования, заключения различных органов государственной власти, решения, определения, постановления судов и др.).

Пункт 4 Плана предусматривает организацию проверок органов местного самоуправления на предмет полноты направления в регистр актов прокурорского реагирования в качестве дополнительной информации к актам. В целях устранения подобных нарушений государственно-правовым департаментом организовано более тесное взаимодействие с органами прокуратуры. В частности, Правительством Ульяновской области направлено письмо в прокуратуру Ульяновской области от 20.01.2011 за исх.                   № 73-П-08/928 с просьбой предоставления информации об актах прокурорского реагирования, поступающих на нормативные акты органов местного самоуправления. Данная информация уже поступает в государственно-правовой департамент, что позволило начать работу по выявлению объёма актов прокурорского реагирования, не направленных для включения в регистр, в том числе в рамках выездных проверок.

- направление копий муниципальных нормативных правовых актов только на бумажном носителе, без электронных версий. Обращаем внимание, что подобная ситуация делает невозможным внесение муниципальных нормативных правовых актов в регистр. В Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» были внесены соответствующие изменения, в соответствии с которыми обязательным является направление копии муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр в документальном и электронном виде с сопроводительным письмом. Т.е. на настоящий момент необходимость направления муниципальных нормативных правовых актов на электронных носителях закреплена законодательно.

Кроме того, в законе определены основания отказа в приёме документов, направляемых для включения в регистр:

1) если копии документов направлены органом либо должностным лицом местного самоуправления, не имеющим на это полномочий;

2) если копии текстов актов не направлены на машиночитаемом носителе;

3) если копии текстов актов не заверены в установленном порядке.

 

Таким образом, выездные проверки, проводимые сотрудниками отдела ведения регистра муниципальных правовых актов, являются ещё одним инструментом для выявления проблемных вопросов, возникающих у органов местного самоуправления в рамках реализации ими преданных государственных полномочий и выработки согласованных путей  их решения.

 

3. Предоставление органами местного самоуправления муниципальных районов отчётов о непосредственном осуществлении государственных полномочий по сбору информации в регистр

Отдельно хотелось бы поговорить о предоставлении органами местного самоуправления отчётов о непосредственном осуществлении государственных полномочий по сбору информации с поселений, необходимой для ведения регистра (далее – отчёты), направление которых предусматривает Закон Ульяновской области от 03.03.2009 № 14-ЗО.

По результатам мониторинга указанных отчётов, выяснилось, что зачастую информация, содержащаяся в них, не соответствует тому, какие документы фактически направлялись в регистр. Кроме того, нарушаются сроки направления отчётов, установленных Законом Ульяновской области от 03.03.2009 № 14-ЗО. На эти нарушения указала также прокуратура Ульяновской области в ходе проверки исполнения полномочий по ведению регистра, проводимой в декабре 2010 года.

В рамках взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам ведения регистра, выяснилось, что основная причина ненаправления отчётов в установленные сроки – большой объем функций, исполняемых специалистами органов местного самоуправления, осуществляющими правовое обеспечение деятельности муниципальных образований. Данная ситуация была проанализирована и принято решение о продлении срока направления отчетов в Правительство Ульяновской области. Так, в Законе Ульяновской области от 03.03.2009 № 14-ЗО внесены изменения, в соответствии с которым отчёты необходимо направлять не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Надеемся, что внесённые изменения позволят избежать в дальнейшем нарушения сроков направления отчётов и напоминаем, что отчёты за 1 квартал 2011 года необходимо направить до 15 апреля. Обращаем внимание, что отчёты необходимо направлять сопроводительным письмом, а информация, указанная в отчётах должна соответствовать действительности, т.е. быть актуальной. Государственно-правовым департаментом будет активирована работа по проверке содержания предоставляемых отчётов на предмет их достоверности. В случае выявления несоответствий будут приниматься соответствующие меры.

Сообщаем, что на данный момент подписаны все соглашения между Правительством Ульяновской области и муниципальными районами по передаче из областного бюджета субвенций на осуществление государственных полномочий. В 2011 году размер субвенций составил около 6 миллионов рублей. Хотелось бы отметить оказанную органами местного самоуправления помощь в обеспечении оперативного подписания соглашений.

 

4. Осуществление выборочной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. Участие исполнительных органов государственной власти в проведении правового анализа муниципальных нормативных правовых актов

Ведение регистра уполномоченным органом предполагает проведение правового анализа актов на их соответствие нормам действующего законодательства. В Ульяновской области не проводится официальная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, поступающих для включения в регистр, в виду отсутствия соответствующего финансирования. Однако в рамках осуществления полномочий по ведению регистра сотрудниками государственно-правового департамента проводится работа, направленная на обеспечение качественной нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Ульяновской области.

В ходе выездных проверок осуществляется выборочная экспертиза принимаемых органами местного самоуправления муниципальных нормативных правовых актов. На совещаниях по вопросам ведения регистра, проводимых ранее, мы не раз освещали вопросы, касающиеся типичных нарушений, допускаемых органами местного самоуправления при принятии муниципальных нормативных правовых актов. Следует отметить, что ряд нарушений действующего законодательства встречаются в муниципальных нормативных правовых актов и по сей день. Таковыми являются:

- нарушения порядка официального опубликования (обнародования) МНПА, в том числе их не опубликование (необнародование), что нарушает нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- нарушение порядка вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов, в том числе актов, для которых предусмотрен специальный порядок их вступления в силу (налоги, бюджет, тарифы);

- несоответствие необходимой форме принятия актов (например, принимаются акты Главы администрации, тогда как в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты администрации).

- нарушение правил принятия актов о внесении изменений (в основном касается нарушений правил юридической техники).

Перед муниципальными образованиями стоит задача недопущения вышеперечисленных нарушений, допускаемых при разработке муниципальных нормативных правовых актов.

В соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 24.07.2009 № 447-пр «О порядке участия органов исполнительной власти Ульяновской области в проведении анализа муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» исполнительные органы государственной власти Ульяновской области участвуют в проведении правового анализа муниципальных нормативных правовых актов, поступивших для включения в регистр, направляются в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области для рассмотрения их на соответствие действующему законодательству. Практически это представляет собой направление большого количества актов определенной сферы регулирования, в соответствующий исполнительный орган. По результатам такого рассмотрения составляются заключения, которые вносятся в регистр в качестве дополнительной информации к актам, а выявленные нарушения доводятся до сведения органов местного самоуправления. Кроме того, такой механизм правового анализа актов позволяет выявить типичные нарушения, допускаемые при принятии муниципальных нормативных правовых актов.

Также рекомендуем органам местного самоуправления обеспечить постоянное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, в том числе направление разработанных проектов правовых актов на предварительную экспертизу в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 11.09.2009 № 410-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности нормотворческой деятельности», которое предполагает направление проектов муниципальных нормативных правовых актов для согласования в исполнительных органах.

Кроме того, просим Вас сообщать в государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области в случаях, если заключение исполнительных органов государственной власти по результатам рассмотрения проектов актов не поступает в муниципальное образование.

Перед муниципальными образованиями стоит задача обеспечения принятия качественных муниципальных нормативных правовых актов, устранения нарушений норм законодательства, а также правил юридической техники на стадии разработки правовых актов.

В свою очередь, государственно-правовой департамент нацелен на обеспечение максимально плодотворного оказания методической помощи органам местного самоуправления, направленной на достижение принятия муниципальных нормативных правовых актов высокого качества. Существует практика участия государственно-правового департамента в подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов – наиболее сложные акты направляются для предварительного рассмотрения в государственно-правовом департаменте, что позволяет устранить нарушения на стадии разработки актов. Кроме того, сотрудниками государственно-правового департамента разрабатываются модельные муниципальные нормативные правовые акты, принятие которых требуется в связи с внесениями изменений в нормы законодательства (например, в данный момент разрабатывается модельный акт о порядке предоставления находящихся в муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан бесплатно).

В контексте данного вопроса хотелось бы отметить о необходимости проведения мониторинга федерального и областного законодательства как способа выявления пробелов в правовом регулировании. Отмечаем, что государственно-правовой департамент направляется еженедельный мониторинг нового федерального законодательства, который рекомендуем использовать органами местного самоуправления в работе.

 

5. Муниципальные нормативные правовые акты, принятые до 1 января 2009 года

В регистр подлежат включению муниципальные нормативные правовые акты, принятые до 1 января 2009 года. Государственно-правовым департаментом уже начата работа по выявлению объема актов прошлых лет. Так, от муниципальных образований поступила информация о количестве нормативных правовых актов, которые приняты до 1 января 2009 года, являются действующими и подлежат включению в регистр. В ходе проделанной работы выяснилось, что некоторые муниципальные нормативные правовые акты прошлых лет сохранены только на бумажных носителях, а электронные версии отсутствуют. В связи с этим просим организовать уже на данном этапе работу по выявлению точного объема таковых актов и последующему восстановлению их электронных копий. Опять же обращаем внимание на обязательность направления копий муниципальных нормативных правовых актов в регистр не только на бумажном, но и электронном носителе.


6. Система Автоматизированного рабочего места «АРМ Муниципал»

В ряде муниципальных районов установлены так называемые программы «АРМ Муниципал», аналогичные программному обеспечению, установленному на рабочих местах сотрудников отдела муниципальных правовых актов государственно-правового департамента. Указанный программный продукт разработан Федеральным государственным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» для автоматизации процесса ввода, хранения и ведения муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований непосредственно в муниципальном образовании и предполагает в нем участие специалистов органов местного самоуправления. Такие программы установлены и успешно реализуются в Старомайнском, Чердаклинском, Сенглеевском, Ульяновском и Мелекесском районах.

В 2011 году планируется установление «АРМ Муниципал» в остальных муниципальных районах Ульяновской области за счет средств областного бюджета.

Таким образом, из выше изложенного вы видите, что в ближайшее время нам с Вами предстоит большая, сложная, но интересная работа направленная на поддержание регистра в актуальном состоянии, повышения качества принимаемых муниципальных нормативных правовых актов, и достижения ведущих позиций среди субъектов Приволжском федеральном округе в части реализации полномочий по ведению регистра.

 

Выступление начальника отдела муниципальных правовых актов государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области С.О.Горячева на тему «Совершенствовании взаимодействия с органами местного самоуправления в рамках полномочий Правительства Ульяновской области по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» (в формате .rtf, 178 Кб)

Добавлено: 13 апреля 2011 года, 12:29

Изменено: 13 апреля 2011 года, 17:05