Практические рекомендации по первоочередным мерам организационно-правового характера в интересах формирования антитеррористической идеологии

УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЕРВООЧЕРЕДНЫМ МЕРАМ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА В ИНТЕРЕСАХ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

 

 

Москва 2010 г.

 

 

 

Аннотация

В настоящих рекомендациях представлены первоочередные меры организационно-правового характера в интересах формирования антитеррористической идеологии. В них преимущественно аккумулированы предложения, содержащиеся в аналитических материалах по концептуальным и организационно-правовым основам формирования антитеррористической идеологии, современным социально-политическим условиям,  основным целям, принципам и задачам ее формирования.

Рекомендации касаются первоочередных мер в области государственно-правового регулирования, социально-экономической политики, культурно-воспитательной работы и научных исследований, направленных на противодействие идеологии терроризма.

 


В области государственно-правового регулирования предлагаются следующие практические рекомендации по первоочередным мерам, направленным на формирование антитеррористической идеологии.

 

1. В Федеральном Законе «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ содержится следующая формулировка терроризма: «терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Исходя из этой формулировки, мы предлагаем определять антитеррористическую идеологию как идеологию гуманизма, миролюбия и толерантности на основе общероссийской гражданской идентичности, предполагающую воспитание граждан, всех групп населения и всех организаций в духе недопущения и неприятия теории и практики нарушения общественной безопасности, воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанных с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

2. Опыт деятельности Национального антитеррористического комитета с момента создания и по настоящее время показал своевременность его образования и значительную эффективность деятельности по сравнению с Федеральной антитеррористической комиссией, которая действовала до 15 февраля 2006 г.  Вопросы формирования антитеррористической идеологии выделились в одно из основных направлений в работе НАК. Вместе с тем, в современных условиях чрезвычайно важно укрепить идеологическое звено в региональных и муниципальных антитеррористических комиссиях, институтах гражданского общества. 

3. В этой связи необходимо поддержать инициативу Общественной палаты по программе противодействия экстремизму в российском обществе «За гражданское согласие – против нетерпимости и экстремизма». Программа должна носить характер практических действий и предполагать широкое участие гражданского общества в её реализации. Одним из соисполнителей и координатором программы могла бы выступить сама Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов РФ, другие общественные организации, ВУЗы и научные центры в регионах.

4. В отдельных субъектах РФ, имеющих высокую террогенность и массовидные террористические движения, в первую очередь на Юге России, прежде всего на Северном Кавказе, к работе региональных антитеррористических комиссий в качестве экспертов привлекаются ученые и специалисты политического, юридического, экономического, психологического и социологического профилей, вносящие научно обоснованные рекомендации по идеологическому обеспечению антитеррористической борьбы. Очевидно, требуется обобщение опыта работы этих комиссий и привлекаемых ими организаций и отдельных специалистов в этом направлении. На наш взгляд, это целесообразно сделать в форме межрегиональных (в федеральных округах) научно-практических конференций и совещаний и создании «мозговых центров» по данной проблематике при Полномочных представителях Президента.

5. В регионах и муниципалитетах при образовательных и культурно-просветительных учреждениях целесообразно создание сети Общественных информационно-аналитических и пропагандистских центров антитеррористической направленности. В состав этих центров помимо официальных представителей власти должны входить видные деятели науки, образования, культуры, авторитетные представители религиозных и общественных организаций, руководители землячеств и национально-культурных автономий и центров.

Главной задачей таких центров должно стать глубокое, научное изучение современной идеологии терроризма и всемерное ей противодействие: подготовка аналитических сборников, докладов и записок, предложений и рекомендаций по вопросам противодействия терроризму; организация конференций, семинаров и школ по актуальным проблемам терроризма; разработка текстов лекций и выступлений в целях оказания помощи в проведении эффективной, грамотной антитеррористической пропаганды среди различных групп населения и особенно молодежи.

Кроме того, общественные информационно-аналитические и пропагандистские центры антитеррористической направленности при ведущих вузах могли бы стать органами, которые координируют и направляют в российских регионах усилия ученых по написанию научных и популярных книг и статей, а представителей художественной интеллигенции, писателей, кинорежиссеров, артистов - на создание правдивых рассказов, повестей и кинофильмов о разрушительной сути и деструктивных целях современного терроризма. Особо следует выделить роль этих центров в СМИ, блогосфере, в целом сети Интернет.

6. Зарубежный, в частности американский опыт показывает, что аналитические центры, обеспечивающие системную переработку информации об экстремистской активности и осуществляющие подготовку прямых рекомендаций в сфере политики противодействия экстремизму, тактических практических решений для высших органов государственной власти США, должны находиться не в спецслужбах, а вовне. Для того, чтобы эффективность их работы была высока, у них должен быть статус независимых аналитических центров или общественных организаций, которые имеют серьезное финансирование и возможность привлекать к своей работе лучших специалистов.

В области социально-экономической политики предлагаются следующие практические рекомендации по первоочередным мерам, направленным на формирование антитеррористической идеологии.

7. С учетом задач, поставленных Президентом России Д.А. Медведевым на совещании в Дагестане 1 апреля 2010 года, и на основе рекомендаций ведущих специалистов по борьбе с терроризмом можно выделить как одну из основных составляющих стратегии этой борьбы в сфере социальной политики антитеррористической направленности -  повышение уровня и качества жизни, преодоление диспропорций между регионами и муниципалитетами в социально-экономическом развитии, крайнего социального неравенства, сокращения безработицы, особенно среди молодежи, неудовлетворенности жизнью. Реализация указанной составляющей предполагает постоянный мониторинг и дифференцированный подход к оценке уровня и качества социально-экономического развития федеральных округов, входящих в них регионов и муниципальных образований. Очевидно, что данная оценка должна быть увязана с планами и программами социально-экономического развития макрорегионов, субъектов РФ, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских  поселений.

8. В условиях мирового экономического кризиса в России, как известно, резко возросла безработица, которая  наряду с крайним социальным неравенством служит благоприятным фактором для распространения идеологии терроризма, особенно в наиболее террогенных регионах. В частности для Северного Кавказа эксперты отмечают, что занятость в этом регионе имеет специфические особенности. Безработица - в основном проблема молодежная: почти 70% молодых людей в возрасте до 30 лет на Северном Кавказе безработные, что связано с низким качеством рабочей силы. Многие жители хотели бы работать, но из-за отсутствия достаточного уровня образования и профессиональной подготовки устроиться даже на имеющемся рабочие места не могут. Эта проблема указывает на необходимость реформирования всей системы профессионального обучения, в первую очередь профессионально-технического на базе как полной, так и неполной средней школы, а также создания многих тысяч новых рабочих мест. Система ПТУ также может обеспечить специальное воздействие на большой контингент незанятой молодежи.

9. Вторая крупная группа населения, которую затронула безработица, - женщины, поэтому программы социально-экономического развития для конкретных регионов, в первую очередь Северного Кавказа, должны предусматривать инвестиции в те отрасли, где можно занять именно молодое женское население (предприятия легкой, пищевой промышленности, кустарное производство, народные промыслы и пр.). Решение данной задачи означает, что у проблемы формирования антитеррористической идеологии существует гендерный аспект, требующий научного подхода и учета. Очевидно, что вовлечение женской молодежи в борьбу с терроризмом, в том числе террористической идеологией, имеет свою специфику хотя бы потому, что в последнее время из этой среды происходит рекрутирование смертниц-шахидок.

10. Среди некоторых экспертов преобладает мнение, что терроризм – это продукт бедности. Подобные представления весьма популярны, особенно в публицистике левого толка, хотя  практика их не подтверждает. Результаты исследований Института социологии РАН показывают, что не просто бедность или низкий уровень социально–экономического положения провоцируют агрессию, создают почву для распространения идеологии  терроризма, а именно длительно действующие по времени социальные противоречия и конфликты. Поэтому для противодействия распространению террористической идеологии, идеи классовой ненависти и вражды недостаточно только сокращения разницы в доходах до приемлемого, «европейского» уровня - в 6-8 раз и решения проблемы «бедности». Необходимо создать условия для формирования современной общенациональной идеологии, основанной на идеях классового мира и сотрудничества, единства российской нации, обеспечить доминирование общегражданской идентичности над социально-слоевой, национальной, конфессиональной, региональной и прочей групповой принадлежностью, достижением их сочетания.

 

В области культурно-воспитательной работы предлагаются следующие практические рекомендации по первоочередным мерам, направленным на формирование антитеррористической идеологии.

11. В целях привития чувства общероссийской гражданственности и сопричастности каждого россиянина к своей стране, истории, традициям и т.д. среди российских граждан всех групп российского общества должна целенаправленно вестись работа по формированию чувства гражданственности и патриотизма, перспективных целей, достойных великой державы. Актуальной задачей является создание полноценной российской идентичности, которая включала бы в себя чувство принадлежности не только к своей национальной, этнической, религиозной, поселенческой группе, но к единой общности – российскому народу. Сегодня речь должна идти о становлении на базе гражданского общества российской нации как согражданства.

12. В русле общей стратегии борьбы с терроризмом необходимо вести профилактическую работу антитеррористической, антиэкстремистской направленности среди населения по основным целевым группам: половым, возрастным, национальным, конфессиональным, поселенческим, а, главное, различающимся по восприимчивости, склонности к террористической идеологии (не склонные, незначительно склонные, умеренно склонные и вполне склонные) и по степени выраженности авторитарных качеств личности (не выражены, незначительно выражены, умеренно выражены и ярко выражены).

13. Воспитание населения в духе миролюбия, толерантности и дружбы народов, против ксенофобии, национализма и расизма должно вестить посредством плановых информационно-пропагандистских мероприятий, использования радио, телевидения, центральной и местной прессы, блог-сферы Интернета, а также повседневных профилактических действий местных властей, особенно в отношении молодежи.

14. Важно добиться общественного осуждения преступлений, которые совершаются и могут совершаться террористами. Четкое выражение общественного осуждения конкретных террористических акций и терроризма в целом, транслируемое средствами массовой информации, могло бы сыграть важную роль в формировании антитеррористической идеологии. Для этого возможны как массовые акции  по примеру Европы, так и относительно немногочисленные пикеты с освещением в СМИ, но в нужное время (в разгар конттеррористической операции или сразу после нее) и в нужном месте (не только в Москве, но и в максимальной близости от места теракта). Организаторами таких пикетов могли бы стать вышеупомянутые общественные информационно-аналитические и пропагандистские центры антитеррористической направленности.

15. Важной задачей является идеологическое обеспечение уголовного преследования участников террористических акций. В плане формирования антитеррористической идеологии это означает четкое терминологическое разведение, особенно в текстах средств массовой информации, с одной стороны, преступных помыслов и действий террористов, с другой, законных действий участников контртеррористических операций. Если в отношении террористов речь должна вестись об убийствах мирных жителей, захвате заложников, потерях материальных ценностей и т.д., то в отношении участников контртеррористических операций, - соответственно, об уничтожении бандитов, их аресте и конфискации имущества.

16. Следующая задача состоит в идеологическом сопровождении амнистии бывших членов террористических бандформирований и их пособников. В этом случае первостепенное значение приобретают не только вопросы их последующей адаптации к нормальной жизни, в том числе в глазах общественного мнения, но и обеспечение безопасности бывших боевиков по программе защиты свидетелей или другими специальными средствами. Особую ценность в данном случае представляет популяризация фактов примирения прежде враждовавших групп, кланов, тейпов по примеру недавнего примирения Р. Кадырова и И. Ямадаева.

17. Идеологическое обеспечение мер безопасности, прежде всего направленных на охрану возможных объектов терроризма - правительственные учреждения, административные здания, определенные элементы правоохранительной системы, важные народнохозяйственные объекты и жизнеобеспечивающие системы, просто население, люди главным образом в местах массового скопления – предполагает разработку и внедрение специальных информационно-пропагандистских технологий, обучающих программ действий ответственных лиц и людей, оказавшихся в террогенной ситуации.

18. Особую сложность представляет предупреждение, профилактика и пресечение действий террористов на стадии подготовки преступления. При этом, поскольку терроризм сейчас выступает как вид организованной преступности, то, следовательно, необходимо, прежде всего, выявлять, показывать и пресекать связи террористов с определенными международными и российскими финансовыми и политическими кругами.

19. Учитывая «сетевой» характер вербовки новых членов террористических бандформирований из молодежной среды, необходимо специализировать профилактические мероприятия по формированию антитеррористической идеологии применительно к различным условиям по месту жительства, работы, учебы, проведения досуга молодежи. Речь идет о пропаганде идей миролюбия, толерантности и общероссийской идентичности в трудовых коллективах, общественных местах, учебных заведениях, общежитиях, клубах, спортивных объединениях, других объединениях по интереса, включая виртуальные, интернет-объединения.

20. С точки зрения проведения культурно-просветительской, образовательной деятельности в направлении перестройки общественного сознания, воздействия на восстановление позитивных ценностных ориентиров у людей особая миссия должна отводиться школе, университетам, религиозным и другим общественным организациям, средствам массовой информации, деятелям литературы, кино, музыки, науки и т.д. Необходима пропаганда правовых знаний, информирование населения о последствиях участия в подготовке и осуществлении актов терроризма, других насильственных преступлений. Важно уделять постоянное внимание пропаганде в обществе таких утраченных за последние годы ценностей как патриотизм, интернационализм, гражданственность, ответственность, бдительность, которые несут в себе способность объединять людей в борьбе с всеобщей опасностью терроризма.

В области научных исследований предлагаются следующие практические рекомендации по первоочередным мерам, направленным на формирование антитеррористической идеологии.

21. На сегодняшний день важной является дальнейшая работа по оценке потенциальных и реальных угроз безопасности, стабильности и устойчивости развития России. С этой целью необходимо вести постоянные системные исследования проблем обеспечения безопасности российского общества, прямо и непосредственно связанных с антитеррористической идеологией и практикой. Принятие управленческих решений в контексте безопасности в обязательном порядке должно учитывать фактор терроризма и быть направлено, прежде всего, на его предупреждение и нейтрализацию на основе антитеррористической идеологии.

Понятие безопасности требует глубокого социально-правового осмысления, его уточнения в смысле создания новой гибкой, «чуткой» системы безопасности, которая способна не только выявлять фактические угрозы, реализуя так называемый защитный подход к безопасности, а работать на опережение, т.е. отслеживать и прогнозировать развитие всех значимых социальных процессов и явлений, которые могут в конечном итоге представлять опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе и в террористическом плане.

22. Для успешного формирования антитеррористической идеологии и её использования в борьбе с терроризмом нужны системные, концептуальные знания о природе этого феномена, которые включают социологическую, экономическую, конфликтологическую, психологическую, политическую и другие научные концепции. Комплексный подход к феномену терроризма (с учетом его исторических, политико-экономических, социально-психологических, психиатрических и информационных аспектов) предполагает наряду с выявлением причин и условий возникновения и существования современного терроризма, овладение четким и ясным представлением о его исторических и психологических корнях.

23. Для формирования антитеррористической идеологии важным является не только знание теоретических положений и оценок научных экспертов, но и видение проблем терроризма в массовом сознании людей, полученных в результате социологических опросов населения России, мониторинга отношения населения к терроризму.

24. Поиск оптимального варианта определения понятия терроризма имеет большое практическое значение, ибо такое определение способствует выявлению наиболее важных черт, особенностей и проявлений этого зла с тем, чтобы наметить эффективные пути борьбы с ним. Нужно ясно и однозначно воспринимать такие производные от понятия «терроризм» категории как: террористический акт, террористическая акция, террорист, террористическая группа, террористическая организация, террористическая деятельность, государственный терроризм, международный терроризм, заложник, борьба с терроризмом, контртеррористическая операция и другие.

25. Поскольку обострение террора в известной мере связано со слабостью государственного аппарата, коррупцией, просчетами в области внешней и внутренней политики, игнорированием этнопсихологических и других закономерностей, для успешной борьбы с терроризмом должен быть задействован весь комплекс нормативно-правовых стандартов, необходима углубленная разработка механизмов взаимодействия норм права и гуманистически ориентированных норм нравственности на уровнях светского государственного права (законодательства), морали и этики, конфессионального права, обыденного права, традиций, обычаев и других регуляторов поведения различных социально-экономических групп (страт), этноконфессиональных общностей и отдельных индивидов.

 

Практические рекомендации по первоочередным мерам организационно-правового характера в интересах формирования антитеррористической идеологии (в формате .rtf, 106 Кб)