Об итогах работы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в 2010 году и задачах на 2011 год

Доклад на заседании Правительства Ульяновской области 16.02.2011.

 Уважаемый Сергей Иванович!  Уважаемые члены Правительства области и приглашённые!

 

В самом начале своего выступления я бы хотел немного рассказать о  полномочиях Госэкоконтроля Ульяновской области.

В сфере охраны окружающей среды Комитет осуществляет контроль за сбросами и выбросами загрязняющих веществ, контроль за обращением с отходами и контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду на объектах хозяйственной и иной деятельности за исключением объектов федерального экологического контроля (в конце года перечень утверждён Министром природных ресурсов РФ Трутневым).

В области природопользования - контроль за использованием и охраной: недр, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, водных объектов (за исключением водных объектов федерального контроля), объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания (не отнесённых к объектам охоты).

В сфере лицензирования заготовки, переработки и реализации лома чёрных и цветных металлов осуществляет предоставление соответствующих лицензий, их переоформление, приостановление и аннулирование в судебном порядке, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также ведёт реестр лицензий.

В области организации системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Комитет обеспечивает функционирование регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ) по сбору, обработке и передаче информации в Росатом. 

В Ульяновской области на начало 2011 года зарегистрировано чуть менее 70 тысяч природопользователей и природных объектов, подлежащих государственному экологическому контролю. При этом федеральному контролю подлежат всего 652 объекта (511 юрлиц и предпринимателей, 2 федеральных заказника, 60 водных объектов, 79 месторождений полезных ископаемых), а региональному – 63 763 юридических лица и индивидуальных предпринимателя и 5132 природных объекта: реки и ручьи, полностью расположеннее на территории области (1974), болота (493 торфяных), озёра (1223), ООПТ областного значения (133), месторождения ОПИ (109).

Таким образом, на 1 инспектора Госэкоконтроля приходится около 4000 объектов контроля. 

В 2010 году вместе с увеличением относительно 2009 года на 191% количества плановых проверок, более чем в 2 раза снизилось число внеплановых проверок. Причины: требования 294-ФЗ, резко ограничивающие основания их проведения по обращениям граждан. Только ДОКАЗАННАЯ угроза причинения вреда, либо факт причинения вреда населению или окружающей среде является основанием для согласования внеплановой проверки прокуратурой.

В целях выхода из сложившейся ситуации Госэкоконтролем налажено тесное взаимодействие с природоохранной и районными прокуратурами. Совместные контрольные мероприятия по обращениям граждан позволяют оперативно пресекать экологические правонарушения.

 В 2010 году Комитетом Госэкоконтроля Ульяновской области рассмотрено 407 дел об административных правонарушениях (в 2008 г. - 352 дела, 2009 г. - 362 дела). Привлечено к административной ответственности 398 лиц, в том числе 23 юридических и 375 должностных.

Наложено штрафов на сумму 2 млн. 976 тыс. руб., взыскано – 1 млн. 985 тыс.руб. (66%). По сравнению с 2008 годом сумма штрафов увеличилась в полтора раза.

Рост суммы наложенных и взысканных штрафов обеспечен, в основном за счёт, увеличения числа рассмотренных административных дел и своевременным взысканием штрафов через службу судебных приставов 

Количество выявленных и пресечённых нарушений постоянно увеличивается. За 2010 год выявлено 628 нарушений. Это говорит о тщательной подготовке годового плана проверок (добросовестные природопользователи, имеющие разрешительную документацию, в план не включаются).

Доля устранённых правонарушений также увеличилась до 33% (2008 г. – 20,7%, 2009 г. – 17,1%). В отчётном году госинспекторам была поставлена задача - добиваться полного исполнения выданных предписаний, за их неисполнение составлялись протоколы по ст. 19.5 КоАП РФ.

К сожалению, ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает мизерные штрафы за невыполнение предписания. Зачастую предприятию выгоднее заплатить штраф, чем выполнять законное предписание инспектора. Для решения этой проблемы в адрес федеральных властей нами сформулированы предложения по увеличению данного штрафа для злостных нарушителей. 

По итогам контрольных мероприятий, а также деятельности рабочей группы под моим руководством по увеличению поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду, в 2010 году обеспечено увеличение поступлений экологических платежей в доход бюджетов всех уровней.

В консолидированный бюджет области поступило - 110 млн. рублей, в том числе по плану дополнительных обязательств - 28,5 млн. рублей или 135% к плану. Во все уровни бюджетов поступило 137,5 млн.рублей при плане 101,7 млн. рублей. Для сравнения, в 2009 году поступило 125 млн. рублей, то есть уровень прошлого года превышен на 12,5 млн. рублей. Хочу заметить, что затраты на содержание Комитета в 2010 году составили чуть более 9 млн.рублей. 

В соответствии со своими полномочиями Комитет осуществляет ведение Кадастра отходов Ульяновской области. Согласно Кадастру отходов за 2009 год в Ульяновской области зафиксировано 665 объектов размещения отходов (в 2008 году – 539), в том числе 321 – ТБО (289), 61 – промышленных отходов, 271 – биологических и 2 – агрохимикатов. Общая площадь занимаемых ими земель составляет более 725 гектар. Общая масса размещённых отходов составляет 3млн. 320 тыс.тонн.

При этом из имеющихся объектов ТБО только 18 имеют лицензию на размещение отходов, т.е. де – юре являются санкционированными. Необходимо отметить, что в 2009 г. их было только 13, а в 2011 г. планируется строительство еще 2-х в Сенгилеевском и Старомайнском районах, то есть определённые небольшие подвижки в этом вопросе есть. 

В 2010 году по поручению Губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова Госэкоконтролем совместно с природоохранной и районными прокуратурами проведены рейды по выявлению несанкционированных свалок. На территории 48 поселений было зафиксировано 121, а в придорожных полосах автодорог - 37 свалок мусора и отходов. По результатам рейдов Комитетом более 40 руководителей муниципалитетов оштрафованы по ст. 8.2 КоАП РФ на 10 тыс. рублей каждый. Судами области удовлетворено 54 иска об обязании администраций поселений ликвидировать свалки. На конец отчётного года ликвидировано 67 свалок, сроки по остальным не истекли и находятся на нашем контроле.

К сожалению нельзя сказать, что после наших рейдов все муниципальные образования озаботились вопросами чистоты, но «вода камень точит», поэтому мы считаем необходимым продолжить в 2011 году работу по выявлению и понуждению к ликвидации несанкционированных свалок. Нами уже получено предварительное согласие природоохранной прокуратуры на совместное проведение рейдов весной – летом 2011 года. 

В сфере лицензирования оборота лома чёрных и цветных металлов Комитетом в 2010 году проведено 108 проверок исполнения лицензионных требований и условий (в 2009 году – 98). Совместно с УВД по Ульяновской области проверены 24 проверки нелегальных пункта приёма металлолома, в результате составлено 8 протоколов по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и подготовлены материалы для возбуждения уголовного дела по факту краж канализационных люков. По результатам плановых проверок 4 организации досрочно прекратили свою деятельность и сдали лицензии. В результате, число лицензиатов сократилось с 95 до 91, число действующих лицензий – со 123 до 119. 

В соответствии с постановлением Правительства РФ №1298 от 11 ноября 1997 года «Об утверждении Правил организации системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» на Комитет возложены функции регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ) по сбору, обработке и передаче информации.

В настоящее время на территории области зарегистрировано 7 организаций регионального уровня, использующих в своей деятельности 451 единицу приборов и оборудования с радионуклидами: это медицинские учреждения, предприятия, осуществляющие геофизические исследования, ФГОУ ВПО «УВАУГА» и Ульяновская таможня.

В 2010 году на объектах, подконтрольных ульяновскому РИАЦ, нарушений с обращением радиоактивных веществ и отходов не выявлено, загрязнения окружающей среды радионуклидами не зафиксировано.

Ежегодно, в том числе и в отчётном году, деятельность РИАЦ проверяется Волжским межрегиональным территориальным управлением по контролю за ядерной безопасностью Ростехнадзора; замечаний Комитет по результатам проверок не имеет. 

В 2010 году Комитетом использовались все доступные формы работы с населением: личный приём граждан руководством Комитета, кустовыми инспекторами в райцентрах; действуют телефон «прямой линии», организуются «горячие линии»;  по месту дислокации установлен «Ящик приёма письменных обращений», на сайте Комитета ведётся рубрика «вопрос-ответ» и т.д..

За отчётный период в Комитет поступило 307 обращений граждан (в т.ч. 229 или 75% из Ульяновска). Большая часть обращений касалась вопросов сбора и вывоза отходов, загрязнения воздуха. По обращениям граждан Комитетом было проведено 97 проверочных мероприятий с выездом на место, по их итогам к 89 лицам были приняты меры административного воздействия. В результате 87% обращений граждан в Комитет решены положительно.

Хочу еще раз отметить, что подавляющая часть обращений граждан касается вопросов, решение которых возможно на муниципальном уровне, что говорит о недостаточном качестве работы органов местного самоуправления в сфере благоустройства и организации сбора и вывоза отходов. 

Госэкоконтроль огромное внимание уделяет разъяснительной работе с предприятиями и населением. Ежегодно во всех муниципальных образованиях области для руководителей и экологов предприятий проводятся обучающие семинары о требованиях природоохранного законодательства. В 2010 году в таких семинарах приняли участие более 2500 слушателей.

В СМИ постоянно размещаются информационные материалы о деятельности Госэкоконтроля, о недопустимости тех или иных экологических нарушений (за 2010 год – вышло 33 таких публикации в различных печатных изданиях «Мозаика», «Дыхание земли», «Народная газета» и др.).

В 2010 году был значительно обновлён и информационно наполнен сайт Госэкоконтроля www.gosecocontrol.ru, в результате посещения выросли в 2,8 раза и Госэкоконтроль занял II место в областном конкурсе сайтов органов власти в номинации «Лучший дизайн сайта».

Контакты Госэкоконтроля с федеральными органами власти находятся на должном уровне. Заключены соглашения о взаимодействии с территориальными управлениями по Ульяновской области Росприроднадзора, Россельхознадзора, МЧС России, Службы судебных приставов, ГИБДД и другими. Комитет постоянно взаимодействует с Минприроды России и Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Российской Федерации.

Во исполнение поручений Президента РФ, данных по итогам заседания Президиума Государственного совета РФ от 27 мая 2010 года, Комитетом рассмотрены и даны предложения по проектам федеральных законов:

- по созданию экологических фондов и контролю за их деятельностью и целевым использованием средств,

- по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба и их ликвидации,

- по нормированию вредного воздействия на окружающую среду,

- по экономическому стимулированию предприятий за внедрение наилучших доступных технологий,

- по расширению полномочий госинспекторов,

- по совершенствованию экологического мониторинга и другим.

Комитетом были подготовлены предложения в проект Основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года. 

Кроме выполнения своих основных задач и функций Комитет принимает активное участие во всех акциях, инициируемых Губернатором Ульяновской области, в том числе в спартакиадах госслужащих, поздравлениях ветеранов ко Дню Победы и детей из малообеспеченных семей накануне 1 сентября и Нового года.

Комитет постоянно организует и собственные мероприятия: экологические десанты, субботники, «круглые столы» для школьников и студентов.

В Госэкоконтроле налажено тесное рабочее взаимодействие с представителями общественности и просто неравнодушными к проблемам окружающей среды гражданами. 

Хочу отметить, что представленный доклад мы предварительно обсудили на заседании коллегии Госэкоконтроля с приглашением коллег из федеральных органов власти и общественности. Решением Коллегии признано, что основные задачи, поставленные Госэкоконтролю на 2010 год, в целом выполнены. В условиях жёсткого ограничения расходов на содержание Комитета показатели его деятельности были в целом улучшены. Произошло это в основном, за счёт более четкой организации работы инспекторского состава. Сказалась и наработка опыта. Распределение инспекторов по кустовому принципу по районам области также себя оправдало.

Между тем, по итогам 2010 года остались и нерешённые проблемы:

- слабая организация работы муниципалитетов по сбору и вывозу отходов, приводящая к возникновению несанкционированных свалок;

- повсеместное отсутствие в муниципалитетах системы сбора и накопления бытовых ртутьсодержащих отходов отдельно от других ТБО;

- недостаточная работа дорожных служб по предупреждению и очистке придорожных полос, площадок отдыха и остановочных павильонов автодорог общего пользования от мусора и отходов;

- недостаточная работа администраций муниципальных районов и городов по ликвидации долгов по платежам за НВОС муниципальными бюджетными учреждениями и невнесение платы в установленные сроки в 2010 году;

- загрязнение территорий населённых мест ядохимикатами и отходами в результате хозяйственной деятельности прошлых лет.

Все эти проблемы нам предстоит решать в 2011 году. 

Основные задачи Госэкоконтроля на 2011 год:

1. Сохранение темпов роста основных показателей контрольной деятельности.

2. Обеспечение роста показателя взыскания штрафов по вступившим в законную силу постановлениям Комитета.

3. Передача в Госэкоконтроль полномочий по контролю за охраной объектов животного мира от Минприроды Ульяновской области. И связи с этим, повышение квалификации инспекторского состава в области охраны объектов животного мира и водных биоресурсов.

4. Продолжение рейдов совместно с органами прокуратуры по муниципальным образованиям области с целью проверки реализации полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов.

5. Продолжение работы с органами местного самоуправления по организации раздельного сбора бытовых отходов, в первую очередь обеспечение сбора, накопления и вывоза ртутьсодержащих отходов.

6. Выявление природопользователей, уклоняющихся от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

7. Продолжение работы с администрациями районов и городов по ликвидации долгов по плате за НВОС муниципальными учреждениями.

8. Проведение разъяснительной работы с неплательщиками через СМИ, проведение выездных семинаров, выставление требований о представлении Расчётов платы (деклараций).

В заключение хотел бы отметить следующее. Моя коллега и.о. министра природных ресурсов области Наталья Станиславовна Аюкаева докладывала на прошлом заседании Правительства, что в экологическом рейтинге субъектов Российской Федерации наш регион занимает 19 место в общем списке и 3 место в ПФО. Я доведу до вас дополнительную информацию.

Данный рейтинг составляется на основе 3 индексов: природоохранный индекс, социально-экологический индекс и промышленно-экологический индекс. Так вот, по показателю природоохранного индекса, учитывающего деятельность региональных природоохранных ведомств и контролирующих органов, наша область занимает 14 место среди всех субъектов РФ и 1 место в ПФО.

Добавлено: 21 марта 2011 года, 12:07