Доклад К.А.Зонова о коррупции
Уважаемый Сергей Иванович! Уважаемые члены Правительства!
Тема моего сегодняшнего доклада это реализация мер антикоррупционной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области.
Несомненно, одна из самых злободневных тем в современной общественной жизни России - тема коррупции. Согласно опросам, более 50% россиян относят коррупцию к проблемам, представляющим наибольшую угрозу интересам национальной безопасности России. Свыше 60% респондентов считают, что современная Россия может быть отнесена к числу наиболее коррумпированных государств мира.
Для начала давайте разберемся, что же такое коррупция. В переводе с латинского "коррупция" означает "подкуп", "порча" или "совращение". Общепринятое понятие коррупции это - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Суть её лежит в социально-психологических особенностях личности конкретного человека и общества в целом.
По мнению психологов, мотивационная сфера имеет преобладающее значение в выборе такого вида поведения людей. Наиболее распространенный мотив – как ни странно, компенсация за ощущаемый чиновниками ущерб, связанный с прохождением ими государственной службы (работа нервная, ответственная, в контакте с людьми; ненормированный рабочий день; сверхурочные и т.д.).
Как вы знаете, 25 декабря 2008 г. вышел закон "О противодействии коррупции", где закрепляются основные принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.
Среди предусмотренных законом мер по борьбе с коррупцией можно выделить такие, как:
- устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
- повышение оплаты труда и социальных гарантий госслужащими (повышение той самой мотивации);
- одновременное ужесточение требований к госслужащим (к их поведению, моральному облику, доходам и т.д.);
- антикоррупционная пропаганда (создание в обществе стойкого негативного отношения к коррупции).
Логически продолжают данный правовой акт ряд новых законов. Такие как, "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) и "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ).
Как вы понимаете, на этом законодательное обеспечение борьбы с коррупцией не заканчивается, в развитие вышеуказанных законов в настоящее время обсуждаются и готовятся другие нормативные правовые акты. Из выступлений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева можно сделать однозначный вывод – борьба с коррупцией в России в ближайшее время будет набирать обороты.
В своей деятельности Комитет Госэкоконтроля предпринимает определенные шаги по реализации мер антикоррупционной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Ульяновской области:
- уже сейчас реализуются права граждан на получение достоверной информации о деятельности Комитета посредством размещения информации на официальном сайте Комитета, информационных стендах муниципальных образований и других органов власти, а также в СМИ. Размещаются планы проверок, основные требования природоохранного законодательства и типичные нарушения. Размещен телефон доверия для сообщения о фактах превышения полномочий и коррупции в Комитете. Постоянно размещаются краткие отчёты о проводимых проверках и результатах рассмотрения инспекторами административных дел;
- с инспекторами Комитета лично председателем проведены разъяснительные беседы о необходимости неукоснительного соблюдения требований «антикоррупционного пакета законов»;
- с начала года все проекты постановлений о назначении административного наказания предварительно проходят правовую экспертизу в отделе правового обеспечения, что позволяет избегать ошибок в квалификации нарушения, необоснованных требований и двойных стандартов при применении штрафных санкций;
- все результирующие материалы контрольных мероприятий инспекторов ежемесячно направляются в районные прокуратуры по месту нарушений для анализа и обобщения.
В Комитете образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов, на которую возложены вопросы координации антикоррупционной политики Комитета и контроль за её проведением. Комиссией в течение года планируются служебные проверки деятельности государственных гражданских служащих Комитета. Проверки будут проводиться в плановом порядке, а также на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в СМИ.
Кроме того, Комитетом разработана ведомственная антикоррупционная программа, в которой учитывается наша специфика работы. В программе учтены коррупционные риски Комитета, то есть моменты деятельности инспекторов, в результате которой возникает опасность коррупции. Это всем известные полномочия. Такие как, возбуждать и рассматривать дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, привлекать к административной ответственности, выдавать предписания, предоставлять лицензии и т.д.
Исходя из четкого представления о рисках, Комитетом в антикоррупционной программе предлагается и определённый спектр действий:
- вести постоянный мониторинг антикоррупционных рисков;
- провести анализ эффективности регламентов по исполнению государственных услуг и функций на предмет уменьшения коррупционных рисков;
- разработать градацию применения штрафных санкций, соответствующих степени тяжести совершенного административного правонарушения (в каких случаях штрафуется должностное или юридическое лицо, применяется максимальный или минимальный штраф, осуществляется приостановление деятельности и т.д.);
- установить «телефон доверия», как составную часть системы информации руководства о неправомерных действиях государственных служащих;
- предусмотреть на сайте организации возможность размещения отзывов, а также жалоб на действия должностных лиц (с доступом к данной информации исключительно председателя Комитета);
- установить в организации специальный почтовый ящик для сбора жалоб и предложений от граждан и организаций;
- обеспечить максимально открытое информирование потенциальных объектов проверок о планах работы организации и об отчетах по завершённым проверкам;
- создать комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в рамках организации;
- привлекать представителей общественных организаций к участию в работе и к выработке решений Коллегий, комиссий и т.п.;
- организовать взаимодействие и согласовывать планы проверок между организациями, осуществляющими государственный контроль, с целью избегать проверки однотипных требований разными ведомствами;
Но самое главное, в Комитете проводится работа по сокращению дискреционных (позволяющих действовать по своему усмотрению) полномочий сотрудников, создающих возможности для всяческих злоупотреблений.
В апреле текущего года для инспекторов Комитета специалистами Поволжской академии государственной службы (г.Саратов) в Ульяновске будет проведен тренинг – семинар по разъяснению государственным служащим основных положений и механизмов действия «антикоррупционного пакета законов».
Антикоррупционная программа Комитета, а также меры по противодействию коррупции в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области 20 марта 2009 года были рассмотрены на расширенном заседании Коллегии Комитета, с участием всех природоохранных и природоресурсных органов региона, представителей предприятий, общественности и депутатов. Было принято решение на последующих заседаниях Коллегии в течение года поочередно заслушивать ведомства о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции с обязательным приглашением на заседания представителей общественности и освещением результатов работы в СМИ.
Основными ожидаемыми результатами реализации всего комплекса мер по противодействию коррупции в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области являются:
- снижение уровня коррупции в заявленной сфере;
- повышение качества и доступности государственных услуг;
- уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров;
- укрепление доверия граждан к деятельности органов исполнительной власти.