Выступление директора ОГАУ «УО ЦСНК» Т.В.Ашлаповой на видеоселекторном совещании с руководителями МОУО 03.02.2011 «О результатах реализации проекта по независимой оценке качества образования»
Уважаемые коллеги!
В 2010 году продолжена реализация проекта «Модель общественно-государственной оценки качества обучения как элемент региональной системы оценки качества образования».
В рамках реализации данного проекта проведены мероприятия по контролю качества образования в рамках преданных полномочий по государственному контролю качества и государственной аккредитации в общеобразовательных учреждениях: начальных, основных и средних школах с использованием технологии Интернет-тестирования с привлечением таких общественных структур как:
ü Ассоциация «Лучшие школы Ульяновской области» и Совет директоров учреждений НПО-СПО (опорные образовательные учреждения);
ü Сетевое объединение общественных методистов (составители-комплектовщики единой региональной базы КИМ);
ü Электронное СМИ «Инновации в образовании» (технологический инструмент обеспечения процедуры независимой объективной диагностики качества обучения).
Всего протестировано 23406 обучающихся из 318 образовательных учреждений всех муниципальных образований Ульяновской области.
По результатам мониторинга составлены:
рейтинг активности муниципальных образований в реализации проекта,
рейтинг показателей степени обученности в образовательных учреждениях региона (в период реализации проекта.).
Эффективность реализации подтверждается:
ростом активности органов управления образованием муниципалитетов, школ в организации компьютерной диагностики в рамках внутришкольного мониторинга;
востребованностью результатов диагностики не только педагогами и администрацией школы, но и учащимися и их родителями.
Рейтинг активности образовательных учреждений муниципальных образований Ульяновской области в проведении независимой оценки качества обучения
№ п/п |
Муниципальное образование |
Количество учреждений, принявших участие в тестировании |
1 |
Барышский район |
23 |
2 |
Г.Ульяновск |
18 |
3 |
Новомалыклинский район |
15 |
4 |
Инзенский район |
14 |
5 |
Цильнинский район |
14 |
6 |
Мелекесский район |
14 |
7 |
Павловский район |
13 |
8 |
Ульяновский район |
13 |
9 |
Старокулаткинский район |
12 |
10 |
Радищевский район |
12 |
11 |
Николаевский район |
11 |
12 |
Г.Дмитровград |
11 |
13 |
Кузоватовский район |
10 |
14 |
Новоспасский район |
9 |
15 |
Сурский район |
9 |
16 |
Старомайнский район |
8 |
17 |
Чердаклинский район |
8 |
18 |
Вешкаймский район |
8 |
19 |
Карсунский район |
7 |
20 |
Базарносызганский район |
6 |
21 |
Сенгилеевский район |
6 |
22 |
Тереньгульский район |
5 |
23 |
Г.Новоульяновск |
4 |
24 |
Майнский район |
3 |
Каковы же результаты мониторинга по контролю качества образования, проведённого в рамках внутришкольного мониторинга с использованием независимой оценки качества образования за 2010 год?
1. В целом по муниципальным образованиям степень обученности по русскому языку составила 51,8%. При этом только в 66,6% муниципальных образований достигнут среднерегиональный показатель.
Степень обученности (СОУ) обучающихся и выпускников в муниципальных образованиях Ульяновской области по русскому языку
№ п/п |
Муниципальное образование |
СОУ |
1 |
Сурский район |
66,54 |
2 |
Барышский район |
60,97 |
3 |
Новоспасский район |
59,7 |
4 |
Инзенский район |
59.02 |
5 |
Кузоватовский район |
58,54 |
6 |
Цильнинский район |
57,19 |
7 |
Старокулаткинский район |
56,66 |
8 |
Вешкаймский район |
56,08 |
9 |
Г.Ульяновск |
55,86 |
10 |
Николаевский район |
55,3 |
11 |
Чердаклинский район |
54,99 |
12 |
Павловский район |
54,97 |
13 |
Старомайнский район |
54,22 |
14 |
Г.Дмитровград |
52,8 |
15 |
Базарносызганский район |
50,74 |
16 |
Сенгилеевский район |
50,72 |
Сренерегиональный показатель (50%) |
||
17 |
Карсунский район |
49,72 |
18 |
Ульяновский район |
48,38 |
19 |
Радищевский район |
48,08 |
20 |
Новомалыклинский район |
46,99 |
21 |
Г. Новоульяновск |
42,73 |
22 |
Мелекесский район |
42,42 |
23 |
Тереньгульский район |
38,36 |
24 |
Майнский район |
35,16 |
2. 1. Степень обученности по муниципальным образованиям по математике составила 51,2%.
При этом только в 70,8% муниципальных образований достигнут среднерегиональный показатель.
Степень обученности (СОУ) обучающихся и выпускников в муниципальных образованиях Ульяновской области по математике
№ п/п |
Муниципальное образование |
СОУ |
1 |
Кузоватовский район |
63,94 |
2 |
Новоспасский район |
63,29 |
3 |
Старокулаткинский район |
61,15 |
4 |
Вешкаймский район |
60,9 |
5 |
Цильнинский район |
60,47 |
6 |
Инзенский район |
60.34 |
7 |
Майнский район |
59,47 |
8 |
Барышский район |
58,47 |
9 |
Базарносызганский район |
55,91 |
10 |
Сурский район |
55,5 |
11 |
Новомалыклинский район |
54,81 |
12 |
Чердаклинский район |
54,18 |
13 |
Павловский район |
53,61 |
14 |
Старомайнский район |
52,79 |
15 |
Г.Дмитровград |
52,12 |
16 |
Николаевский район |
51,53 |
17 |
Г.Ульяновск |
51,00 |
Среднерегиональный показатель (50%) |
||
18 |
Радищевский район |
49,64 |
19 |
Сенгилеевский район |
48,15 |
20 |
Ульяновский район |
45,48 |
21 |
Мелекесский район |
44,7 |
22 |
Карсунский район |
41,44 |
23 |
г. Новоульяновск |
41,31 |
24 |
Тереньгульский район |
39,97 |
Достижение данного результата обеспечено за счёт показателей степени обученности на ступени начальной школы, который составил по русскому языку 56,69%. В 23 муниципальных образованиях показатель выше средне регионального. В Тереньгульском районе данный показатель не достигнут и составил 45,38%.
По математике на ступени начальной школы средне региональный показатель значительно выше-72,2%. Все муниципальные образования и все школы достигли по результатам тестирования уровень средне регионального показателя.
На ступени основной школы по русскому языку средерегиональный показатель в 2010 году составил 50,57%. В 8 (33,3%) муниципальных образованиях данный уровень не достигнут:
Базарносызганский район - 48,3%
Ульяновский - 45,81%
Радищевский - 45.56%
Сенгилеевский - 45,39%
г.Новоульяновск - 39,29%
Тереньгульский - 38,74%
Мелекесский - 37,14%
Майнский - 36,07%
По математике на ступени основной школы среднерегиональный показатель ставил 49,32.
В 9 муниципальных образованиях (37,5%) среднерегиональный показатель не достигнут:
Николаевский - 49,04%
Карсунский - 46,36%
Чердаклинский - 46,17%
г. Ульяновск - 42,61%
Мелекесский - 44,54%
Сенгилеевский район - 42,24%
г. Новоульяновск - 37,57%
Радищевский - 34,31%
Майнский - 33,74%
На ступени средней школы (10 класс) по русскому языку средне региональный показатель составил 48,9%. В 10 муниципальных образованиях (41,7%) он не достигнут:
Старокулаткинский - 49,27%
Радищевский - 46,01%
Сенгилеевский район - 44,63
Ульяновский район - 43,08%
Мелекесский - 43,05%
Карсунский район - 41,75 %
Старомайнский район - 41,33
Новомалыклинский - 38,43%
г. Новоульяновск - 38,4%
Тереньгульский район - 24%
На ступени средней школы (10 класс) по математике среднерегиональный показатель составил 42,2%. В 22 муниципальных образованиях (91,7%) он не достигнут. Только Павловский район вышел на средне региональный показатель.
Следует понимать, что средне региональный показатель - показатель, с которым работает Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области. Это основание для принятия решения в рамках переданных полномочий.
Образовательные учреждения по результатам тестирования получают конкретные данные о степени обученности и усвоении содержания каждым учеником, классом, по конкретным предметам. Как показывают результаты проведённых проверок по контролю качества образования образовательные учреждения в большей своей части не используют полученные результаты для анализа ситуации и принятия решений, направленных на достижение качества образования. В годовой аналитической отчётности, в планирующей документации эти результаты не отражаются. Не определяется система мероприятий направленная на решение возникших проблем. Отсюда тенденции к снижению качества обучения от ступени к ступени. Данная тенденция прокомментирована в интервью заместителя министра образования Максима Дулинова Учительской газете, в котором сказано, что «среднее звено проваливается, в 10-11 всех уже натаскивают на выпуск и опять нормальный результат». И в его же интервью отмечено, что сейчас активно обсуждают новую федеральную целевую программу, в которой одной из трёх задач определена задача по становлению и развитию системы оценки качества и управления качеством образования.
В 2011 году реализация проекта продолжается: сформированы графики внутришкольного мониторинга с использованием независимой оценки качества обучения, определяются эффективные механизмы взаимодействия участников проекта, вопросы независимой оценки качества в образовательных учреждениях Ульяновской области являются предметом обсуждения на совещаниях различного уровня, запланирована серия информационных семинаров для муниципальных образований по вопросам оценки качества. Одним словом, всё направлено на решение проблем, и в конечном итоге - на качество образования.
Опыт создания и реализации региональной системы оценки качества образования на всех ступенях образования
В основу реализации одной из актуальных проблем - проблемы развития человеческого капитала ключевое звено должна занять конкурентоспособная и гибкая система образования. В настоящее время особое внимание уделяется вопросу общественно-государственной независимой оценке качества образования в образовательных учреждениях Ульяновской области.
В рамках реализации данного направления Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области создано областное государственное автономное учреждение «Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования» (Распоряжение Правительства Ульяновской области от 10.02.2010 г. №66-пр).
Целью деятельности Учреждения является создание и функциональное обеспечение независимой (региональной) системы оценки качества образования и условий осуществления образовательной деятельности.
В 2010 году продолжена реализация проекта «Модель общественно-государственной оценки качества обучения как элемент региональной системы оценки качества образования».
В рамках реализации данного проекта проведены мероприятия по контролю качества образования в общеобразовательных учреждениях: начальных, основных и средних школах с использованием технологии Интернет-тестирования с привлечением таких общественных структур как:
- Ассоциация «Лучшие школы Ульяновской области» и Совет директоров учреждений НПО-СПО (опорные образовательные учреждения);
- Сетевое объединение общественных методистов (составители-комплектовщики единой региональной базы КИМ);
- Электронное СМИ «Инновации в образовании» (технологический инструмент обеспечения процедуры независимой объективной диагностики качества обучения).
1 этап тестирования обучающихся проведен в период с ноября 2009 по 1 июня 2010 года.
В тестировании приняли участие 19266 обучающихся из 240 школ из всех муниципальных образований Ульяновской области, что составляет 47% от общего числа образовательных учреждений региона.
Средний показатель степени обученности по русскому языку составил 53,2%, по математике- 55,54% (приложение №1).
2 этап мониторинга проходил в период с октября по декабрь 2010 года. На данном этапе главное внимание было уделено апробации тестовой диагностики в рамках проверок проводимых Комитетом по государственному контролю качества. (Приложенпие №2)
По результатам мониторинга составлены:
- рейтинг активности муниципальных образований в реализации проекта,
- рейтинг показателей степени обученности в образовательных учреждениях региона (в период реализации проекта.).
Эффективность реализации подтверждается:
- ростом активности органов управления образованием муниципалитетов, школ в организации компьютерной диагностики в рамках внутришкольного мониторинга;
- востребованностью результатов диагностики не только педагогами и администрацией школы, но и учащимися и их родителями.
Ограничения в реализации: отсутствие бюджетного финансирования проведения мероприятий по независимой оценке качества образования.
Ошибки, зафиксированные в ходе реализации: нормативно-правовые акты муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений не отражают вопросов обеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений через развитие системы независимых рейтингов и участия в них образовательных учреждений.
Добавлено: 5 марта 2011 года, 15:27