1. Стартовые условия и проблемы развития Ульяновской области

1.1. Человеческий потенциал Ульяновской области

1.1.1. Особенности исторического развития Ульяновской области

 

Симбирск с прилегающей к нему территорией за свою многолетнюю историю успел побывать в составе Казанской и Астраханской губерний. С 1780 года по 1924 год он был центром Симбирской губернии, в состав которой входило 10 уездов. Главным занятием жителей губернии было земледелие. До 1917 года, Симбирская губерния оставалась одной из житниц России, под пашней было занято свыше 2 млн. десятин земли. Второй по значению отраслью сельского хозяйства являлось животноводство, особенно большое внимание уделялось овцеводству. К середине ⅩⅠⅩ века в губернии насчитывалось свыше 2 млн. голов овец, по их количеству губерния занимала 6 место в европейской России.

В 1924 году, в год кончины В.И. Ленина,  Симбирск был переименован в Ульяновск. Симбирская губерния по своей экономической сути была аграрной и ещё в дореволюционный период России занимала одно из последних мест по уровню индустриализации. Большинство из имевшихся в губернии предприятий были заняты переработкой сельскохозяйственного сырья (мельницы, винокуренные, пивоваренные, сахарные, крахмально-паточные заводы). Ведущими отраслями промышленности были пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, кожевенная, силикатная.

Со времен первой мировой войны в губернии развивается металлообрабатывающая промышленность. Осуществление программы индустриализации в Симбирской губернии началось с реконструкции имевшихся и строительства новых предприятий. В 1930 году состоялся пуск Сенгилеевского цементного завода, был построен химический завод «Дубитель», продукция которого предназначалась для кожевенной, лакокрасочной и других отраслей промышленности. В 1935 г. в Ульяновске начал работу хлебозавод, в 1936 г. в городе открывается швейная фабрика, за годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) была проведена коренная реконструкция машиностроительного завода и завода «Металлист», гостипографии, текстильных и суконных фабрик, паровых мельниц. Постепенно увеличивался объём промышленного производства. К 1933 году он был в два раза больше по сравнению с 1927 годом, но по-прежнему доля промышленного сектора в экономике Симбирской губернии уступала доле сельского хозяйства. Большим препятствием для более быстрого роста ульяновской промышленности была слабая энергетическая база. В решении этой проблемы большую роль предстояло сыграть Куйбышевскому гидроэлектроэнергетическому узлу, строительство которого намечалось третьим пятилетним планом. Важным событием, способствующим индустриальному развитию Ульяновского края, было превращение Ульяновска в крупный железнодорожный центр. Ещё в 1916 году открытие железнодорожного моста через Волгу сделало Симбирск узлом двух железных дорог: Московско-Казанской и Волго-Бугульминской.

В 30-е годы в связи с созданием Урало-Кузбасской металлургической базы ульяновское направление оказалось одним из ведущих. Началось строительство новых железных дорог. Так, из небольшой товарной станции Киндяковка превратилась в узел шести направлений: на Москву, Уфу, Казань, Сызрань, Саратов, Сталинград. В годы первых пятилеток было развернуто строительство автомобильных дорог Ульяновск-Мелекесс, Ульяновск-Сызрань Ульяновск-Куйбышев. 1 мая 1925 г. состоялось открытие моста через Свиягу. С 1925 года начались работы по оборудованию аэродрома. Итогом индустриализации в регионе явилось, во-первых, создание структуры промышленности, в которой ведущими были металлообработка, пищевая и текстильная отрасли; во-вторых, почти в два раза в сопоставлении с довоенным временем возросло производство различной продукции на душу населения; в-третьих, значительно увеличилась производительность труда, сложились традиции ударничества и новаторства; в-четвёртых, в 1929 году в Симбирской губернии была ликвидирована безработица.

С упразднением округов в 1930 году территория Симбирской губернии в составе Средневолжского края уменьшилась. 19 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована новая административно-территориальная единица – Ульяновская область. Образование Ульяновской области явилось началом нового этапа в развитии промышленности края. В городе на базе эвакуированного оборудования началось строительство заводов. Мощное развитие в области получили машиностроение, приборостроение, были открыты высшие учебные заведения.

Ульяновская область известна, прежде всего, как родина В.И. Ленина. Бурное строительство Ульяновска к 100-летнему юбилею В.И. Ленина буквально преобразило город, после чего он стал одним из красивейших городов страны. В 70-х и 80-х годах XX столетия в городе был построен крупнейший в стране авиационный комплекс, организован Центр микроэлектроники и открыт филиал МГУ, что превратило город в крупный индустриальный, научный и культурный центр Поволжья.

В последние годы экономика Ульяновской области довольно динамично развивается, наблюдается рост социально-экономических показателей, что способствует увеличению доходов населения. В область активно привлекаются инвестиции, что благоприятно влияет на развитие имеющегося промышленного потенциала. Внешнеэкономические связи Ульяновской области поддерживаются со странами СНГ, США, Германией, Великобританией, Индией, Италией, Вьетнамом, Китаем, Австрией, Венгрией, Польшей.

В настоящее время в области проживают 1312,2 тыс. человек. Здесь живут представители более 80 национальностей. Преобладают русские, татары, чуваши, мордва. В общей сложности они составляют 96,95% населения. Остальные народы немногочисленны.

 

1.1.2. Демографический потенциал Ульяновской области

 

Ульяновская область занимает 36 место в Российской Федерации по численности населения. В области проживают представители 80 национальностей, 73% жителей области – русское население. В общей численности населения 54% - женщины, 46 % - мужчины (или на 1 000 мужчин приходится 1 168 женщин).

Плотность населения составляет 35,5 человека на 1 кв. км, что значительно выше, чем по России в целом (8,3 человека на 1 кв. км), и выше, чем в Приволжском федеральном округе (29,3 человека на 1 кв. км). Высокая плотность населения области, с одной стороны, формирует благоприятные предпосылки организации новых производств, но, с другой стороны, формирует напряжённость на рынке труда.

 

Проблемы и их решение

Демографические процессы в Ульяновской области в последнее время (2001-2006 годы) характеризуются тенденцией увеличения доли старших возрастов в экономически активном населении трудоспособного возраста.

По прогнозным оценкам, с 2008 года численность трудоспособного населения будет снижаться, поскольку в эту возрастную группу будет переходить поколение девяностых годов, отмеченных самым низким уровнем рождаемости.

Демографические процессы характеризуются низкой рождаемостью, высоким уровнем смертности, снижением численности населения.

 

В целях улучшения демографической ситуации, формирования здорового поколения необходимо создание благоприятных условий для работающих мам на предприятиях области  и предоставление на государственном уровне дополнительных мер социальной поддержки женщинам, воспитывающим детей до 3-х лет.

Средний возраст населения области увеличился за последние шесть лет на 1,3 года и на начало 2006 г. составил 39,2 лет, что выше, чем в целом по России (38,1 лет). При этом средняя продолжительность жизни обоих полов сократилась с 65,99 до 65,2 лет.

Численность экономически активного населения, обеспечивающего предложение рабочей силы для организаций Ульяновской области, составляет 695 тысяч человек (52% от общей численности населения области). Уровень естественного прироста населения (на 1000 человек населения) составляет минус 8,3, а  уровень миграционного прироста населения (на 1000 человек населения) - минус 27 человек. При этом значительный миграционный отток серьёзным образом снижает инвестиционную привлекательность области для потенциальных инвесторов.

Безработица как фактор развития регионального рынка труда продолжит сдавать свои позиции. Уровень безработицы в области за 9 месяцев 2007 года снизился с 2,3% до 1,4% по отношению к численности экономически активного населения, в дальнейшем он будет с небольшими отклонениями колебаться в пределах 2% от экономически активного населения, а уровень общей безработицы составит 6-8%, что соответствует её естественному уровню (по данным научных центров региональных экономических исследований и разработок Ульяновского государственного университета (далее- УлГУ).

По итогам 2007 года в области создано 12066 новых рабочих мест, за январь-июнь 2008 года – 5867 новых рабочих мест, причём 54,8% (3218) создано в г. Ульяновске и г. Димитровграде.

Доступность рабочей силы является ключевым ресурсом развития региона. На  предприятиях и в организаций Ульяновской области наблюдается наибольшая потребность (74%)  в специалистах рабочих профессий.

Экономика Ульяновской области всё в большей степени будет ощущать нехватку рабочих рук, в первую очередь, рабочих массовых профессий. При этом данный фактор будет способствовать и росту заработной платы, приводя работодателей к более жесткой конкуренции «рук и мозгов» своих сотрудников.

Учитывая существующие демографические проблемы, руководству Ульяновской области необходимо планировать реализацию миграционных программ с целью привлечения в область трудоспособного населения. Одним из каналов и инструментов организации миграции должна стать система профобразования. Также в регионе необходимо развернуть систему языковых курсов, культурных институтов (специальные виды социальной помощи мигрантам, поддержка культурной деятельности диаспор и т.д.).

 

1.1.3. Социальный потенциал Ульяновской области

 

Социальный потенциал Ульяновской области в настоящее время характеризуется улучшением  социальных показателей и повышением доходов населения. Однако объём денежных доходов ниже, чем по России в целом, и по данному показателю по итогам 2006 года область занимает 63 место среди субъектов Российской Федераци. Заработная плата в январе – июне 2008 года достигла 10041,8 рубля, что значительно ниже средних показателей по Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО) и Российской Федерации в целом.

Уровень заработной платы 


Объём потребления бытовых услуг на душу населения вырос в 2006 году по сравнению с 2001 годом в 3,5 раза, оборот розничной торговли на душу населения увеличился в 3,3 раза и достиг значения, которое соответствует 6 месту среди регионов в ПФО и 59 в Российской Федерации.

Реальные денежные доходы населения Ульяновской области постоянно растут. Так, по итогам 2006 года доходы составили 121% к уровню предыдущего года, а по итогам первого полугодия 2007 года – 114,6%. По размерам денежных доходов на душу населения область находится на 9 месте в ПФО.

Удельный вес жителей со средним и высоким достатком составлял в 2006 году 30,3 %.

Проблемы и их решение

Среди негативных факторов следует назвать относительно невысокие среднедушевые значения ряда макроэкономических показателей. Несмотря на существенный рост большинства макроэкономических показателей Ульяновской области, абсолютный объём многих из них в пересчёте на душу населения по-прежнему ниже общероссийского уровня. В частности, в Ульяновской области ниже, чем по России в целом, объём валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения, объем инвестиций в основной капитал и ряд других показателей. При этом необходимо учитывать, что плотность населения в Ульяновской области значительно выше, чем по России в целом.

В 2007 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Ульяновской области снизилась на 4,1 %, а по итогам первого полугодия 2008г. ещё на 2,2 %. Вместе с тем доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума – 3970 рублей остается ещё достаточно высокой. В потребительскую корзину, на основе которой рассчитывается его величина, включено около 170 наименований продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе и обязательные платежи населения. По этому показателю область занимает 9 место в ПФО.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.07.2008        №  322-П «О прожиточном минимуме в Ульяновской области за II квартал 2008 года» работодателям области рекомендовано устанавливать оплату труда работникам не ниже уровня прожиточного минимума (для трудоспособного населения 4367 рублей), а также использовать величину прожиточного минимума для выработки мер по оказанию работникам материальной и иной социальной поддержки с включением этих вопросов в коллективные договоры. В трёхстороннем Соглашении между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, объединениями работодателей Ульяновской области и Правительством Ульяновской области закреплено обязательство работодателей довести в течение 2007-2009 годов среднемесячную заработную плату на своих предприятиях не только до величины прожиточного минимума, но и до размера среднеотраслевой заработной платы по Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО), что значительно выше прожиточного минимума Ульяновской области.

1.1.4. Потенциал развития системы здравоохранения

 

Потенциал системы здравоохранения области позволяет обеспечить доступность медицинской помощи каждому жителю независимо от социального положения, уровня доходов, места проживания. Тем не менее уровень общей заболеваемости населения превышает среднероссийский показатель. На начало 2008 года уровень заболеваемости в расчёте на 1000 населения составил 906,8 зарегистрированных случаев.

В Ульяновской области принимаются меры для решения проблем, существующих в здравоохранении. Разработан ряд нормативных актов, направленных на улучшение здоровья населения:

Закон Ульяновской области от 04.07.2006 № 99-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2007-2009 годы»;

Закон Ульяновской области от 04.10.2006 № 136-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Организация службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области на 2006-2009 годы»;

Закон Ульяновской области от 06.12.2006 № 201-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Развитие скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007-2008 годы»;

Закон Ульяновской области от 06.06.2007 № 82-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Целевая диспансеризация мужского населения Ульяновской области по ранней диагностике рака предстательной железы «Мужчинам - здоровье и долголетие» на 2007-2009 годы».

Все виды медицинской помощи, в том числе специализированная высококвалифицированная, оказываются в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях здравоохранения. На 01 января 2008 года на территории области функционируют 98 лечебно-профилактических учреждений системы Минздравсоцразвития России, из них 65 больниц, 6 диспансеров, 19 амбулаторно-поликлинических учреждений.

В 2006 году в учреждениях здравоохранения области работали 32,8 тыс. медицинских работников, в том числе 4,3 тыс. врачей и 15,9 тыс. средних медицинских работников. В 2007 году отмечается увеличение кадрового потенциала работников первичного звена, терапевтов и педиатров на 25%.

Специализированная высококвалифицированная медицинская помощь оказывается в областных учреждениях здравоохранения. Одним из ведущих является областная клиническая больница, где проводятся высокотехнологичные виды медицинской помощи: оперативное вмешательство на сердце и крупные сосуды с использованием аппарата искусственного кровообращения и без аппарата искусственного кровообращения, в том числе имплантация электрокардиостимуляторов; коронарография; компьютерная и резонансная томография; аппаратный гемодиализ и перетониальный диализ; эндопротезирование суставов и др. В областной детской клинической больнице проводятся: реконструктивно-пластические вмешательства на мочеполовой системе у детей; лечение наследственных заболеваний у детей; хирургические методы лечения  пороков у детей; применение высокодозной химиотерапии при лечении детей с онкогематологической патологией.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению оказывается в 23 самостоятельных учреждениях и в 83 амбулаторно-поликлинических отделениях мощностью 30160 посещений в смену по 45 специальностям.

Показатели амбулаторно-поликлинической помощи населению области в 2001-2007 годах представлены в таблице. При увеличении мощности поликлиник в этот же период возросло и количество посещений врача в расчёте на одного жителя в год.

Показатели амбулаторно-поликлинической помощи населению Ульяновской области

Показатели 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

 

Мощность поликлиник на 10 000 населения

204

206

208

219

225

226

230

Число посещений к врачам на 1 жителя в год

9,2

9,2

8,5

8,9

9,0

9,5

9,7

В области получили широкое развитие стационарзамещающие технологии. Функционируют 2425 мест стационаров дневного пребывания, помощь оказывается по 15 профилям.

На рынке медицинских услуг служба скорой и неотложной медицинской помощи является самым дорогостоящим видом медицинской помощи. На территории области она представлена одной самостоятельной станцией и 38 отделениями скорой медицинской помощи. В областном центре функционирует 8 специализированных бригад скорой помощи: 5 кардиологических, 2 интенсивной терапии, 1 психиатрическая.

В составе государственного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница» и государственного учреждения здравоохранения «Областная детская клиническая больница» осуществляется оказание специализированной санитарно-авиационной скорой медицинской помощи.

На платной основе в учреждениях здравоохранения оказываются медицинские услуги повышенной комфортности, плановая медицинская помощь вне общей очереди, традиционные методы диагностики и лечения, лечение сексологической патологии, косметологические услуги, зубопротезирование.

В настоящее время реализуется Концепция развития здравоохранения и совершенствования организации медицинской помощи населению Ульяновской области, ориентированная прежде всего на охрану здоровья женщин и детей, профилактику и борьбу с заболеваниями социального характера, выполнение программы государственных гарантий по оказанию населению области бесплатной медицинской помощи, рациональное использование лечебной базы, внедрение новых организационных форм деятельности лечебно-профилактических учреждений, развитие сельского здравоохранения.

Распоряжением Министра здравоохранения Ульяновской области утверждена ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) от 30.05.2008      № 154 «Развитие донорского движения и обеспечение безопасности компонентов и препаратов донорской крови, заготавливаемых в Ульяновской области» на 2009-2011 годы, предусматривающая приобретение оборудования. Данные мероприятия направлены на развитие донорского движения.

Разработана и проходит согласование ведомственная целевая программа  «Повышение качества и доступности медицинской помощи населению Ульяновской области» на 2008-2011 годы, согласно которой предусмотрено обеспечение современным лечебно-диагностическим оборудованием государственных учреждений здравоохранения за счёт средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Разработана концепция долгосрочной областной целевой программы «Развитие специализированной хирургической помощи населению Ульяновской области на 2009-2019 годы», предусматривающая строительство хирургического корпуса ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница». Проект проходит процедуру согласования в Правительстве Ульяновской области.

Реализуются меры по улучшению показателей здоровья детей и подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов, а также меры по снижению уровня младенческой и материнской смертности.

Данное направление включает:

увеличение койко-мест для беременных и рожениц с учётом готовности муниципального учреждения к оказанию доступной, своевременной и качественной медицинской помощи женщине и новорождённому;

реконструкцию акушерского стационара государственного учреждения здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница (далее – ГУЗ УОКБ) в перинатальный центр на условиях софинансирования  федерального и областного бюджетов.

Также разработана ведомственная целевая программа  «Совершенствование оказания медицинской помощи супружеским парам по проведению современных репродуктивных технологий на 2009–2011 годы».

Проводятся мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, созданию регионального сосудистого центра с тремя первичными отделениями сосудистой помощи на условиях софинансирования федерального, областного и муниципальных бюджетов; внедрение современных методов лечения больных с острой коронарной и церебральной патологией. Ожидаемым результатом станет снижение смертности от сердечно-сосудистых патологий на 15 % к 2012 году.

Разработана и проходит согласование ведомственная целевая программа «Снижение смертности населения Ульяновской области от сердечно-сосудистой патологии на 2008-2010 годы», где предусмотрено выделение средств для тромболитической терапии больных с острой коронарной патологией.

Распоряжением Министра здравоохранения Ульяновской области от 09.06.2008 № 170 утверждена ведомственная целевая программа «Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Ульяновской области на 2009-2011 годы».

В 2009 году планируется приобрести гамма-камеры для Центра здоровья мужчины ГУЗ УОКБ.

Одной из задач здравоохранения является стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с распространённостью  туберкулёза. Решение вопроса укрепления материально-технической базы противотуберкулёзной службы является одним из стратегических направлений. Необходимо с 2009 года начать строительство противотуберкулёзного диспансера.


1.1.5. Образовательный потенциал Ульяновской области

 

Кадровое обеспечение деятельности системы образования

 

В 2007-2008 учебном году численность работников отрасли образования  в Ульяновской области составляла 22503 человека, из них 11528 - работники общеобразовательных учреждений, в том числе 4408 – работники дошкольных образовательных учреждений, 1259 – работники детских домов и школ-интернатов, 2872 – работники учреждений начального и среднего  профессионального образования, 2436 – педагоги дополнительного образования детей.

Аттестация педагогических и руководящих работников является одним из приоритетных направлений, механизмом реализации кадровой политики, обеспечивающим непрерывное повышение  профессионального уровня педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Ульяновской области.

В 2007-2008 учебном году аттестовано 1505 педагогических и руководящих работников области, в том числе на высшую квалификационную категорию 1335 человек (88,7%), из них 288 - работники  муниципальных образовательных учреждений, 229 - работники областных государственных образовательных учреждений. На высшую категорию аттестовано 648 работников образовательных учреждений города Ульяновска и 170 человек – города Димитровграда.

Из общего количества руководящих работников образовательных учреждений области в 2007-2008 учебном году на высшую категорию аттестовано 184 человека, из них  82 руководящих  работника средних общеобразовательных учреждений, 51  руководитель  муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 20 руководящих работников учреждений дополнительного образования детей, 18 руководящих работников учреждений начального и среднего профессионального образования, 12  руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений и детских домов.

На первую квалификационную категорию за 2007 год было аттестовано 170 педагогических и руководящих работников образовательных учреждений области.

По данным 2007 года, государственными наградами отмечены 597 педагогических работников Ульяновской области,  из них 402 работающих и 195 пенсионеров.

Почётное звание «Народный учитель СССР» имеют Латышев Юрий Иванович, учитель истории и естествознания муниципального общеобразовательного учреждения гимназия № 44, Головин Петр Петрович, учитель Ишеевской средней общеобразовательной школы Ульяновского района.

Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» имеют 514 человек, из них 333 работающих, 181 пенсионер.

Звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации» имеют 472 человека, из них 18 пенсионеров и 454 работающих педагога.

Органами управления образованием проводится  работа по моральному поощрению работников отрасли образования.

В целях морального стимулирования и поощрения труда педагогов  было разработано Положение о Почётной грамоте Министерства образования Ульяновской области,  ежегодно обновляется Доска Почёта Аллеи Славы учителей Ульяновской области.

Почётными грамотами Министерства образования Ульяновской области за 2007 год - первое полугодие 2008 года  поощрены 468 работников отрасли.

Согласно  постановлению  Правительства  Ульяновской области  от          04.03 2008 № 89-П «Об утверждении Положения об оплате труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области» введены надбавки руководителям и специалистам учреждений образования, имеющим почётные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Заслуженный преподаватель СССР», «Заслуженный  преподаватель Российской Федерации» - на 1 разряд выше, на два разряда выше – работникам, имеющим учёную степень доктора наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин).

По данным 2007 года, в образовательных учреждениях Ульяновской области трудятся 55 педагогов, имеющих  учёную степень  кандидата наук и 2 преподавателя, имеющие учёную степень доктора наук.

В целях распространения  педагогического опыта работы лучших учителей, поддержки инновационного движения, развития и внедрения новых технологий в систему образования, поддержки талантливых, творчески работающих педагогов была проведена работа по подготовке и проведению областного конкурса «Учитель года - 2008». В 2008 году на областном этапе конкурса приняло участие 26 педагогов из всех муниципальных образований области. Среди участников 4 мужчины, 22 женщины, из них 19 педагогов представляли сельские районы. По стажу работы участники распределились следующим образом: 5 лет – 1 человек, 5-10 лет – 2 человека, 10-20 лет – 19 человек, более 20 лет – 4 человека. 38,5% конкурсантов имели высшую квалификационную категорию, 61,5% - первую квалификационную категорию.

Проблемы и их решение

Учитывая невысокую заработную плату педагогических работников, особенно начинающих, муниципальными органами управления образованием приняты меры по социальной поддержке молодых специалистов. Практически во всех сельских районах  распоряжениями глав администраций  муниципальных образований установлены повышенные разряды оплаты труда или надбавки и доплаты к должностному окладу. Так, в 7 районах – Вешкаймском, Карсунском, Мелекесском, Новомалыклинском, Ульяновском, Цильнинском, Базарносызганском и  в  г. Димитровграде оплата труда молодых специалистов производится по 12 разряду. В 13 районах – Барышском, Вешкаймском, Инзенском, Карсунском, Новомалыклинском, Новоспасском, Павловском, Радищевском, Старокулаткинском, Сурском, Цильнинском, Чердаклинском, Базарносызганском и в г. Димитровграде молодым специалистам производятся единовременные выплаты.

С целью закрепления педагогических работников в сельских образовательных учреждениях в большинстве районов работники образования включены в программу социального развития села до 2010 года, по которой они получают кредиты на строительство или приобретение  жилья. По состоянию на 01.05.2007 оформлены пакеты документов 81 педагогическому работнику. 31 человек получили кредиты, в том числе 8 – в Тереньгульском, 4 – в Новомалыклинском, 6 – в Майнском, 4 – в Ульяновском районах, 3 – в Радищевском, 2 – в Сурском, по 1 – в Кузоватовском, Мелекесском, Сенгилеевском районах.

 

Система общего образования Ульяновской области

Государственные гарантии доступности качественного общего образования на всех его ступенях обеспечивает сеть образовательных учреждений различного вида, в Ульяновской области действуют 576 учреждений общего образования, в которых обучаются 120,8 тыс. школьников.

Программа общего образования также реализуется в 9 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

По причине демографической ситуации, складывающейся в регионе, количество общеобразовательных учреждений (далее - ОУ) продолжает сокращаться вместе с обучающимся в них контингентом. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество общеобразовательных учреждений,  реализующих программы повышенного уровня обучения (с 72 до 75 ОУ).

По сравнению с первым полугодием прошлого года как в целом по региону, так и по ступеням обучения  наблюдается положительная динамика уровня образования с 37,9% до 42,5% и обученности с 98,9% до 99,1%.


Динамика уровня образования


В течение двух лет прослеживается положительная динамика уровня общей обученности (рост на 0,4%, с 98,6%  до 99%) и образования  (рост на 0,3%, с 14,7% до 15%) в классах коррекционно-развивающего образования.

В течение трёх лет количество неуспевающих по предметам уменьшается: 2005-2006 годы – на 1,4%, 2006-2007 годы – на 1,1%, 2007-2008 годы – на 0,9% обучающихся.

В 2007-2008 учебном году в системе общего образования Ульяновской области стало на 15 общеобразовательных учреждений меньше, чем в прошлом учебном году.

Количество общеобразовательных учреждений Ульяновской области

Снижение количественного состава общеобразовательных учреждений произошло за счёт:

реорганизации 5 школ в филиалы: Старомайнском районе - 3, Базарносызганском районе – 2. На начало учебного года  в 5 муниципальных образованиях Ульяновской области функционируют 23 филиала: Майнский - 1, Мелекесский – 13, Новомалыклинский - 4, Старомайнский – 3,  Базарносызганский – 2;

реорганизации двух общеобразовательных учреждений путём слияния с другими  общеобразовательными учреждениями в г. Димитровграде;

ликвидации 5 школ в Майнском, Мелекесском, Радищевском, 2 школ в Сурском районах. Из них ликвидированы 4 начальные школы и 1 основная школа на основании распоряжений глав муниципальных  образований. Одна начальная школа – детский сад в Тереньгульском районе реорганизована в дошкольное образовательное учреждение.

Анализ выбывших обучающихся показал, что основными причинами выбытия согласно данным муниципальных образований являются:

переезд семей в другие регионы (Самара, Сызрань, Чувашия, Санкт- Петербург, Москва) – 496 (79% от количества выбывших);

социальные причины  (лишение родительских прав, определение в детский дом, социально-реабилитационный центр) – 48 обучающихся (7,7%) (Тереньгульский, Мелекесский, Кузоватовский).

За два года  контингент обучающихся основной школы сократился на 1,3%,  средней школы - на 2,5%.

Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области 

Работа по выявлению и поддержке одарённых детей

 

Проведён 3-й (региональный) этап Всероссийской олимпиады школьников 2008 года (по 21 предмету). Цель: поддержка талантливой молодёжи области. 938 обучающихся приняли участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2008 году. По сравнению с 2007 годом количество участников увеличилось на 229 человек. Увеличилось число победителей и призёров по сравнению с 2007 годом с 7 до 17 человек. Общее количество участников – 63.

В 2005 году в региональном этапе предметных олимпиад участвовали 811 человек (2004 г. - 611), дипломами 1-3 степени были награждены 138 участников, похвальными отзывами жюри 1-2 степени отмечены 106 участников. Всего в 2005 году по решению регионального жюри и оргкомитета наградами отмечены 31% обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области. По итогам всероссийских олимпиад 2005 года кандидатами в сборную команду России для участия в международных олимпиадах школьников по химии и физике стали 2 ульяновских обучающихся в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «город Ульяновск».

Количество участников школьных олимпиад

 

Год

Федеральные окружные олимпиады

Всероссийские олимпиады

Межрегиональные олимпиады для учащихся национальных школ

количество участников

отмечены наградами

количество

участников

отмечены наградами

количество участников

отмечены наградами

2004

14

11

23

11

6

4

2005

16

10

26

7

7

6

Дошкольное образование

Система дошкольного образования Ульяновской области в 2005 году насчитывала 427 дошкольных образовательных учреждений, в том числе 8 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

С целью обеспечения доступности дошкольного образования в Ульяновской области продолжается работа по развитию вариативного дошкольного образования. Развивается сеть дошкольных групп на основе кратковременного пребывания, в сельской местности проводится работа по открытию дошкольных групп в общеобразовательных школах. С целью развития дошкольного образования в Ульяновской области разработаны: проект концепции предшкольного образования детей дошкольного возраста, проект программы развития предшкольного образования, модели и примерные положения организации предшкольного образования в Ульяновской области.

Воспитание и дополнительное образование детей

По состоянию на 01 июля 2008 года в Ульяновской области действуют 92 учреждения дополнительного образования детей, в том числе 8 областных государственных образовательных учреждений.

В 6832 детских образовательных учреждениях и организациях Ульяновской области занимаются 95079 детей и подростков.

В кружках и секциях занимаются 78,7% детей.

Приоритетными направлениями в дополнительном образовании детей являются занятия в спортивных кружках и секциях, кружках эколого-биологической направленности, объединениях художественной и творческой направленности, которые посещают 67,9% от общего количества занимающихся.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей осуществляется в том числе в рамках реализации областных целевых программ:

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2007-2009 годы» (утверждена Законом Ульяновской области от 04.07.2006 № 99-ЗО);

 «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории Ульяновской области на 2006-2010 годы» (утверждена Законом Ульяновской области от 04.07.2006 № 100-ЗО);

 «Дети и семья Ульяновской области на 2007-2011 годы», подпрограмма «Одарённые дети» (утверждена Законом Ульяновской области от 02.11. 2006

 № 168-ЗО);

«Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области на 2007-2012  годы» (утверждена  Законом Ульяновской области от 19.12.2006 № 210-ЗО).

Дополнительное образование в области развивается по 10 направлениям детских объединений. Одними из самых массовых и популярных среди детей являются объединения художественной (29,1%), физкультурно-спортивной (27,8%) и эколого-биологической (11,6%) направленности. Открыто одно учреждение дополнительного образования – детско-юношеская спортивная школа (далее - ДЮСШ) в р.п. Новая Малыкла; две ДЮСШ г. Димитровграда реорганизованы в одно учреждение – многопрофильную ДЮСШ. В учреждениях системы образования функционируют 111 отделений по 24 культивируемым видам спорта. Самыми востребованными являются лёгкая атлетика, лыжный спорт, волейбол, баскетбол.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ульяновской области, сохранён учебный курс «Граждановедение», в том числе его дисциплины «Ответственность подростков за правонарушения», «Наш выбор - без наркотиков». Учебный курс позволяет проводить профилактику наркозависимости среди несовершеннолетних в рамках учебного предмета.

В целях обеспечения экстренной помощи обучающимся, их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, активизирована работа по организации постоянно действующих «горячих линий» и «телефонов доверия» при муниципальных органах управления образованием на территории Ульяновской области.

Впервые в апреле 2005 г. на базе оздоровительного лагеря «Юность» проведена профильная смена по программе «Россия. Здоровое поколение». Итогом смены стало рождение волонтёрского движения из числа школьников области по профилактике негативных проявлений и СПИДа среди учащихся.

В Книгу Почёта на Поклонной горе по решению Президиума Всероссийской организации ветеранов занесены школьные музеи Ульяновской области: мемориальный музей А. Матросова Ивановского детского дома, музей Героя Советского Союза Ю.Т. Алашеева муниципального общеобразовательного учреждения «Инзенская средняя общеобразовательная школа №1», военно-исторический музей им. В.М. Баданова муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Димитровграда».

В настоящее время в Ульяновской области создано более 300 детских и молодёжных организаций, которые объединяют около 90 тысяч детей и подростков. Две организации – областная детско-юношеская общественная организация «ЮНЭКО», созданная при образовательном учреждении «Областной детский экологический центр», и Ульяновская местная детская общественная организация туризма - при Областном центре детско-юношеского туризма и краеведения - зарегистрированы в органах юстиции, что даёт право на государственную поддержку организации.

Социально-педагогическая поддержка, реабилитация детей и специальное (коррекционное) образование

В соответствии с Законом Ульяновской области от 19.12.2007 № 227-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних» установлен норматив численности работников органа опеки и попечительства муниципального образования и утверждены единовременные расходы на приобретение оборудования и транспортных средств. Реализация вышеуказанного закона позволила увеличить в 2008 году численность штатных работников муниципальных органов опеки и попечительства с 48 до 95 человек.

Денежные средства в размере 6935,0 тыс. рублей на единовременные расходы на приобретение автотранспорта и оргтехники были перечислены муниципальным образованиям Ульяновской области в полном объёме в феврале 2008 года.

Деятельность органов опеки и попечительства в 2008 году ориентирована на выполнение приоритетных направлений социальной политики Ульяновской области в сфере защиты прав несовершеннолетних, в частности права ребёнка жить и воспитываться в семье.

В Ульяновской области развиваются различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приёмная семья.

Проблемы и их решение

На 01.07.2008 на учёте в Ульяновской области состоят 5182 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2007 году – 5362), из которых в семьях, включая все формы семейного устройства, воспитывается 3751 ребёнок, что составляет 72 % (в 2007 году – 3785 детей, что составляло 70 %). В том числе:

опека и попечительство установлены в отношении 3122 детей (в 2007 году – 3292);

в 425 приёмных семьях воспитываются 629 детей (в 2007 году в 265 приёмных семьях - 404 приёмных ребёнка; в 2006 году в 30 приёмных семьях - 54 приёмных ребёнка).

В 15 областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится 1161 ребёнок, что составляет 22 % от общего количества детей-сирот в области  (в 2007 году - 1277 детей, 23 %). Из них 73 % - это дети в возрасте старше 10 лет, наиболее проблемная категория для семейного устройства (причём 60 % из них составляют мальчики).

Большое внимание в области уделяется мотивации потенциальных кандидатов в усыновители, приёмные родители, в том числе и посредством материального стимулирования.

В течение года в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляются следующие выплаты:

единовременные:

1) гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – по 100 тыс. рублей;

2) гражданам, принявшим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, – по 8 тыс. рублей (с 1 января 2008 года – 8680 рублей);

ежемесячные:

1) пособия на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

Среднее содержание опекаемого ребёнка в месяц


Объём субвенций местным бюджетам на выплату ежемесячного пособия на содержание детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, попечительством и в приёмных семьях, на 2008 год составляет 179525 тыс. рублей, в том числе из средств областного бюджета – 155088 тыс. рублей, из средств федерального бюджета - 24437 тыс. рублей.

За 6 месяцев 2008 года в муниципальные образования Ульяновской области перечислено 78583,1 тыс. рублей (из них средств областного бюджета – 66795,1 тыс. рублей, средств федерального бюджета - 11788 тыс. рублей). Финансирование осуществляется в соответствии с потребностью муниципальных образований Ульяновской области на выплаты опекунских пособий;

2) оплата труда приёмных родителей  производится из расчёта
0,75 тарифной ставки 14 разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников областных государственных учреждений. Также к окладу выплачиваются надбавки, которые дифференцируются по возрасту, состоянию здоровья и проживанию (село, город) данной категории детей.

С принятием 30 января 2008 года постановления Правительства Ульяновской области № 29-П «О повышении оплаты труда работников областных государственных учреждений» с 1 февраля 2008 года месячный оклад приёмных родителей из расчёта 0,75 тарифной ставки 14 разряда ЕТС составляет 3380 рублей.

Объём субвенций местным бюджетам на оплату труда приёмных родителей на 2008 год составил 33575,3 тыс. рублей, в том числе из средств областного бюджета 7708,2  тыс. рублей, из средств федерального бюджета – 25867,1 тыс. рублей.

За 6 месяцев 2008 года в муниципальные образования Ульяновской области перечислено 10403,2 тыс. рублей (из них средств областного бюджета – 4993,2 тыс. рублей, средств федерального бюджета - 5410 тыс. рублей).

В настоящее время Министерством образования Ульяновской области ведутся расчёты по перераспределению средств между муниципальными образованиями в соответствии с потребностью до конца 2008 года.

С 2006 года из областного бюджета выделяются денежные средства для приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В 2006 году было выдано и реализовано
49 сертификатов, в 2007 году – 71 сертификат, за 6 месяцев 2008 года выдано 59 сертификатов. Необходимо отметить, что в Ульяновской области жильё приобретается в собственность указанной категории детей, а не по социальному найму (как в ряде других субъектов Российской Федерации).

В 2007 году приобретено 98 жилых помещений на сумму 33810,7 тыс. рублей.

В 2008 году в областном бюджете заложено 52634,0 тыс. рублей на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Получено из федерального бюджета 10019,6 тыс. рублей. Общая сумма составляет 62653,6 тыс. рублей, что позволяет в 2008 году практически на 100 % обеспечить жильём детей-сирот, состоящих на учёте и нуждающихся в жилых помещениях (159 человек на 01.01.2008).

За 6 месяцев 2008 года приобретено 34 жилых помещения на сумму 14 925,3 тыс. рублей.

Закон Ульяновской области от 02.11.2005 №113-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти Ульяновской области, а также муниципальных образовательных учреждениях, устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 250 рублей на обеспечение проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

В результате проводимых мероприятий, направленных на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ульяновской области  значительно возросло количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приёмные семьи.

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приёмные семьи

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

На 01.07.2008

Количество детей, воспитыва-ющихся в приёмных семьях

43

54

404

629

Количество приёмных семей

25

30

265

425

Увеличилось количество детей, переданных на усыновление (удочерение) гражданам Российской Федерации:

Количество детей, переданных на усыновление (удочерение) гражданам Российской Федерации

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

На 01.07.2008

Количество детей, усыновлённых посторонними гражданами Российской Федерации

21

30

71

28

Количество детей, усыновлённых иностранными гражданами

67

45

18

1

Возросло число кандидатов в усыновители, опекуны, приёмные родители, граждан Российской Федерации, обратившихся к  региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для подбора детей из областных государственных  учреждений для указанной категории детей с целью оформления на воспитание в свои семьи.


Число кандидатов в усыновители, опекуны, приёмные родители

Год

Число граждан Российской Федерации

Число иностранных граждан

2005

52

73

2006

116

40

2007

274

20

  На 01.07.2008

129

3

 

Из 129 семей - кандидатов в усыновители, опекуны и приёмные родители, поставленных на учёт за 6 месяцев 2008 г. в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 90 кандидатам подобраны дети в соответствии с их пожеланиями.

Всего за 6 месяцев 2008 года из областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано на воспитание в семьи граждан 112 детей (в том числе кандидатам, поставленным на учёт в 2007 г.), 26 детей были возвращены родителям.

В региональный банк данных внесены сведения о 171 ребёнке, оставшемся без попечения родителей, с целью их устройства в семьи граждан.

Ежедневно осуществляется передача анкет детей в федеральный банк данных о детях в порядке и в сроки, установленные законодательством, а также оперативный обмен информацией с федеральным оператором государственного банка данных о детях.

За 2006 год выявлено и учтено 1056 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 251 меньше, чем в 2005 году (1307). В 2007 году выявлено 1135 детей данной категории.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

На 01.07.2008  

Выявлено и учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1307

1056

1135

530

% устроенных из вновь выявленных в семьи

55

68

70

64

По итогам 6 месяцев 2008 года в Ульяновской области органами опеки и попечительства выявлено 530 детей, из них устроено в семьи  334 (64 %).

По заданию Министерства образования Ульяновской области сотрудниками Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования разработана программа постоянно действующего проблемного семинара «Воспитание в приёмной семье».  Данная программа предназначена для усыновителей, опекунов, приёмных родителей, желающих получить информацию по вопросам нормативно-правового обеспечения института приёмной семьи, особенностям развития, состоянию здоровья приёмных детей, оценить свои силы и возможности принятия ребёнка в семью, а также получить при этом психолого-педагогическую поддержку.

Программа семинара включает в себя три раздела:

1)    юридический (нормативно-правовое обеспечение института приёмной семьи);

2)    психолого-педагогический (подготовка семьи к приёму ребенка, адаптация ребёнка к семье, приёмы воспитания детей, возрастная психология ребёнка, взаимоотношения приёмных родителей и детей);

3)    медицинский (возрастная физиология, особенности здоровья детей, прогнозы и компенсация нарушений, медицинская экспертиза здоровья ребёнка).

На каждый из этих разделов приходится по 12 учебных часов. 

На базе Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования 05 апреля 2008 года состоялось открытие семинара, слушателями которого стали 27 приёмных родителей города Ульяновска. В мае – июне 2008 года к ним присоединились 22 приёмных родителя из Ульяновского района. Занятия проводились в форме лекций, «круглых столов», индивидуальных и групповых собеседований.

С сентября 2008 года по данной программе планируется обучение приёмных родителей из других районов Ульяновской области.

В 2008 году перед органами опеки и попечительства стоят задачи расширения форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создания уполномоченных служб по сопровождению замещающих семей. Для этого в 2008 году запланирована разработка и принятие закона Ульяновской области о патронатном воспитании.

По данным 2005 года, в Ульяновской области проживают 19352 ребёнка (6,5 % от общего числа), нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании.

Образовательное пространство Ульяновской области включает в себя 10 муниципальных и 24 областных специальных (коррекционных) образовательных учреждения, где воспитываются и обучаются дети с особыми образовательными потребностями.


Количество детей, нуждающихся и получивших коррекционное образование

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2005 году приняты в государственную собственность шесть образовательных учреждений:

Димитровградский детский дом;

Измайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 16 VII вида;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 VIII вида;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 87 I вида;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 26 V вида.

Из общего числа детей, проживающих на территории Ульяновской области, 4735 – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Форма устройства

Количество детей

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Детский дом

840

807

753

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

505

510

562

Учреждения систем здравоохранения и социальной защиты

188

270

255

В семьях граждан:

- опека и попечительство

- приёмная семья

 

2868

49

 

2984

49

 

3124

41

ВСЕГО

4450

4613

4735

На территории Ульяновской области расположены 18 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех интернатных учреждениях проживание детей организовано по семейному типу в разновозрастных группах (семьях) наполняемостью 10-12 человек. Все учреждения финансируются за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.

Воспитанники детских домов, интернатных учреждений, образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями принимают активное участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. Так, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты области стали участниками международной конференции «Социальная интеграция инвалидов в современном обществе». Воспитанники школы-интерната  для слабослышащих детей стали дипломантами всероссийского конкурса «Созвездие», проводившемся в г. Пензе. Педагогический коллектив школы-интерната  № 87  для глухих детей стал обладателем премии федерального конкурса «Учитель – учителю» в размере 15 тыс. рублей за внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения.

Наряду с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения в Ульяновской области реализуются и семейные формы устройства. С целью формирования позитивного общественного мнения, распространения информации о семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработана программа курсов подготовки кандидатов в усыновители, приёмных родителей и опекунов.

За 2005 год в Департамент образования Ульяновской области обратилось 122 семьи – кандидаты в усыновители, опекуны, попечители, приёмные родители. Из них региональным оператором оказано содействие в подборе детей с целью устройства 116 семьям (49 – российским, 67 – иностранным). Всего в 2005 году усыновлено 85 детей (67 иностранными гражданами, 18 – российскими).

С целью защиты прав несовершеннолетних, интересов опекунов, приёмных родителей приняты соответствующие нормативные правовые акты.

Начальное профессиональное образование

Образовательная сеть подведомственных Министерству образования Ульяновской области учебных заведений, реализующих программы начального профессионального образования, составляет 18 профессиональных училищ, 1 профессиональный лицей, имеются отделения начального профессионального образования в 11 технологических техникумах и в 1 профессионально-педагогическом колледже.

Контингент обучающихся в учреждениях системы начального профессионального образования (далее – НПО)

В области утверждён Координационный совет по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Ульяновской области, который содействует в обеспечении выполнения госзаказа и повышения квалификации кадров для организаций Ульяновской области, а также содействует в создании укрупнённых и интегрированных учреждений начального и среднего профессионального образования путём присоединения профессиональных училищ к техникумам или колледжам.

Финансирование подготовки одного учащегося в учреждениях НПО Ульяновской области в 2007 году составило 28,1 тыс. рублей, средний показатель по Приволжскому федеральному округу (ПФО) – 37 тыс. рублей Ожидаемый показатель по учреждениям НПО Ульяновской области в 2008 году – 39,33 тыс. рублей.

Средняя заработная плата в учреждениях НПО в 2007 году у мастеров производственного обучения составила 6,5 тыс. рублей, у работников НПО – 6,1 тыс. рублей (средний показатель по ПФО – 6,6 тыс. рублей и 5,95 тыс. рублей соответственно; по России – 7,78 тыс. рублей и 7,63 тыс. рублей соответственно).

По данным 2007 года, в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования каждый третий обучающийся воспитывается в неполной семье; 50% учащихся от общего контингента – дети из малообеспеченных семей; 628 человек – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 315 чел. имеют отклонения в умственном развитии и физические недостатки; 358 человек стоят на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних. В 2007 году обучающимися учреждений начального профессионального образования было совершено 177 преступлений. Наличие такого контингента обучающихся обязывает педагогические коллективы рассматривать проблемы воспитательной деятельности как приоритетные.

Количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с умственными и физическими недостатками

 

Высшее и среднее профессиональное образование

 

В систему высших учебных заведений Ульяновской области входят государственные и негосударственные высшие учебные заведения (далее – вузы). Государственные представлены следующими учреждениями – Ульяновским государственным университетом, Ульяновским государственным техническим университетом, Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н. Ульянова, Ульяновской государственной сельскохозяйственной академией, Ульяновским высшим военно-техническим училищем и Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации.

Консолидированный потенциал вузов можно охарактеризовать следующими параметрами:

общее количество обучающихся – более 50 тыс. человек;

количество профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) –2660  человек, из них имеют учёную степень доктора наук  235 человек, кандидата наук – 1200 человек;

количество аспирантов и соискателей – 1031 человек;

совокупный консолидированный бюджет университетов составляет свыше 3,4 млрд. рублей.

В 2007 году преподавателями вузов Ульяновской области защищено 140 диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, 12 диссертаций на соискание учёной степени доктора наук.

Научными школами вузов Ульяновской области проводится научно-исследовательская и инновационная деятельность в области индустрии радиационных технологий, нанотехнологий,  фундаментальных исследований в области математического моделирования, теоретической физики, энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, биоинженерии, технологий рационального природопользования, здоровьесберегающих технологий. В 2007 году подготовлено более 4 тыс. публикаций в российских и зарубежных научных журналах.

Исследования проводятся в тесном взаимодействии с ведущими зарубежными и российскими научными центрами и университетами. Среди них Институт радиоэлектроники Российской академии наук (далее - РАН), Институт прикладной математики  РАН, Институт Макса Планка (ФРГ), Центр здоровья детей Российской академии медицинских наук, Научно-исследовательский институт сердечно-сосудистой хирургии, МГУ, МГИМО, СПбГУ и другие. Осуществляется сотрудничество в сфере реализации инновационных программ с высокотехнологичными предприятиями региона (закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) «Авиастар-СП», открытое акционерное общество (далее - ОАО) «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (далее - УКБП), ОАО «Утёс», ОАО «Государственный научный центр  Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее  - ОАО «ГНЦ НИИАР»), федеральный научно-производственный центр  (далее - ФНПЦ) ОАО НПО «Марс», группа компаний «Волга-Днепр» (далее – ГК «Волга-Днепр»), ОАО «Ульяновский автомобильный завод».

В пяти вузах осуществляется подготовка более чем по 200 специальностям. Структура специальностей охватывает подавляющее большинство отраслей реального сектора экономики и социальной сферы: культура и искусство, гуманитарный профиль, педагогика, юриспруденция и таможенное дело, экономика и менеджмент, управление качеством, информационные технологии и информационная безопасность, математическое моделирование, прикладная математика, физика, физическое материаловедение, автомобилестроение, самолётостроение и авиаприборостроение, лётная эксплуатация летательных аппаратов и аэронавигация, эксплуатация ядерных реакторов, лечебное дело, биология и микробиология, экология, агрономия.

Подготовка специалистов осуществляется на современной материально-технической базе, в том числе и с привлечением ресурсов стратегических партнёров вузов: ГК «Волга-Днепр», ЗАО «Авиастар-СП», ФНПЦ ОАО «НПО Марс», ОАО «ГНЦ НИИАР», ОАО «УАЗ», ОАО «УКБП» и др. В среднем на подготовку одного студента очной формы обучения в вузах затрачивается  87 тыс. рублей ежегодно. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса соответствует, а в большинстве случаев превосходит установленный государственными образовательными стандартами норматив. В вузах действуют электронные библиотеки, предоставляющие доступ к изданиям ведущих научных издательств, каталогам, базам данных и информационно-аналитическим справочникам. Функционирует единая библиотечная система вузов области. Активно используются мультимедийные учебные материалы и технологии видеолекций.

Высокий уровень образования обусловливает высокую конкурентоспособность выпускников. Они занимают ведущие должности в промышленных организациях, в учреждениях здравоохранения и культуры, органах власти, правоохранительных органах, организациях финансово-кредитной сферы, научных учреждениях как в Ульяновской области, так и крупных городах России и дальнем зарубежье.

Специалистов среднего профессионального образования готовят в 50 учреждениях среднего профессионального образования, из которых 9 учреждений федерального подчинения, 8 филиалов и представительств государственных и негосударственных учреждений среднего профессионального образования, 4 учреждения областных ведомств, 7 учреждений являются структурными подразделениями  высших учебных заведений, 3 негосударственных учреждения и 19 учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования Ульяновской области. 

Среди регионов Поволжья по количеству студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (далее - СПО), в расчёте на 10 тыс. населения регион занимает 7 место.

Такое состояние образовательной сферы даёт основание предположить, что Ульяновская область может быть обеспечена квалифицированными кадрами. В то же время в настоящий момент уровень квалификации кадров, особенно специалистов рабочих профессий, не соответствует потребностям предприятий и отраслей Ульяновской области.

Финансирование подготовки одного студента (обучающегося) в учреждениях СПО Ульяновской области составило 31 тыс. рублей, ожидаемый показатель 2008 года – 38,9 тыс. рублей. Рост данных показателей обусловлен как увеличением объёмов базового финансирования из средств областного бюджета Ульяновской области, так и привлечением средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в объёме 40 млн. рублей.

1.1.6. Культурный потенциал

 

Сеть учреждений культуры и искусства Ульяновской области на 1 января 2007 года представлена четырьмя театрами, филармонией, 584 культурно-досуговыми учреждениями, 595 библиотеками, 45 музеями, 209 учреждениями кинематографии, 62 учреждениями дополнительного образования, 2 специальными учебными заведениями и 7 парками.

В регионе 45 музеев: 23 музея находятся в городах, 10 – в районных центрах и 12 - в сельской местности. Основной фонд государственных и муниципальных музеев насчитывает 259 883 единицы хранения. В постоянных экспозициях представлено 3,5% основного фонда. В выставочной деятельности ежегодно используется 2 % основного фонда.

На территории Ульяновской области поставлено на государственную охрану 2133 памятника истории и культуры, из них федерального значения – 80, регионального значения – 261. Объектов археологии – 533, все федерального значения.

В настоящее время в Ульяновской области действуют 3 областных и 1 муниципальный театр. В области работают 3 общественные организации творческих работников – Ульяновская региональная организация ВТОО «Союз художников», Ульяновская областная писательская организация Союза писателей России, Ульяновское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Стратегической задачей отрасли физической культуры и спорта является развитие массовой физкультуры, пропаганда здорового образа жизни.

В Ульяновской области проводится работа по организации и проведению спортивных мероприятий и соревнований, направленных на пропаганду здорового образа жизни, развитие детского, подросткового и молодёжного спорта. Ведётся работа в учреждениях, на предприятиях, в сельской местности, среди ветеранов и инвалидов.

В Ульяновской области ведут свою деятельность 44 областные федерации по видам спорта.

Обеспеченность спортивными сооружениями по отношению к численности населения Ульяновской области составляет: спортивными залами - 43,8 % (в Российской Федерации – 47,1 %), плоскостными сооружениями –   37,7 % (в Российской Федерации – 19,1 %), бассейнами – 4,2 % (в Российской Федерации – 5,0 %).

Мероприятиями, направленными на решение проблемы развития массового спорта и укрепления материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, предусматривается строительство до конца 2010 года:

14 физкультурно-спортивных комплексов с универсальным игровым залом в городах Ульяновске, Димитровграде, Сенгилее, в рабочих посёлках Вешкайма, Базарный Сызган, Радищево, Кузоватово, Сурское;

9 физкультурно-спортивных комплексов с бассейном в рабочих посёлках Николаевка, Карсун, Новоспасское, Старая Кулатка, Ишеевка, Павловка, в городах Ульяновске и Барыше;

2 физкультурно-спортивных комплексов с ледовой ареной в городах Димитровграде и Новоульяновске;

21 сельского стадиона.

Строительство новых специализированных спортивных сооружений позволит максимально и эффективно реализовать потенциал для улучшения результатов в спорте высших достижений, привлечения максимального количества населения к занятиям физической культурой и спортом, а также работе комитетов, федераций по развитию детского и юношеского спорта.

 

1.1.7. Молодёжная политика Ульяновской области

 

Одной из важнейших составляющих формирования условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения области является эффективная государственная молодёжная политика.

На основании Закона Ульяновской области от 14.11.2002 № 055-ЗО «Об основах молодёжной политики в Ульяновской области» и Закона Ульяновской области от 30.11.1999 № 039-ЗО «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» Законом Ульяновской области от 29.12.2004 № 105-ЗО утверждена областная целевая программа «Молодёжь» на 2005 – 2010 годы. Целью и задачами вышеуказанной программы являются создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их наиболее полной самореализации; духовно-нравственное воспитание молодёжи, оздоровление демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи; обеспечение активного участия молодёжи в дальнейшем развитии общества; переход от компенсаторского к инвестиционному механизму реализации государственной молодёжной политики.

Реализация программы направлена на удовлетворение потребностей молодёжи в информации, необходимой для социальной  защищённости в период гражданского становления; улучшение социально-бытовых условий жизни молодёжи; создание условий для поддержки молодых семей, снижение числа разводов, уровня безнадзорности среди детей и подростков; снижение уровня социальной напряжённости, безработицы среди молодёжи; обеспечение вторичной и сезонной занятости молодёжи; рост деловой активности; повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала; улучшение состояния здоровья, снижение смертности, наркомании в молодёжной среде; снижение преступности среди молодёжи; подготовка квалифицированных специалистов по работе с молодёжью, владеющих современными методами управленческих технологий. Реализация программы позволит сохранить устойчивую тенденцию роста численности молодых людей, охваченных деятельностью молодёжных общественных объединений, числа призывников, годных к воинской службе.

В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов:

1) по обеспечению региональной экономики молодыми квалифицированными кадрами «Жить и работать в России: Ульяновская область». Реализация плана позволит изменить вектор общественного отношения к возможностям закрепления и организации жизни молодого человека в Ульяновской области с нейтрально-отрицательного на нейтрально-положительный. Предполагается, что увеличится число молодёжи, выбирающей и реализующей специальности реального образования (т.е. образование в сфере производства товаров и услуг), востребованные региональной экономикой в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

2) «Кадровый потенциал сельской молодёжи «Старт в будущее!»,  предусматривающий отбор и подготовку управленческих кадров для сельского хозяйства области с последующим закреплением из числа социально-активной молодёжи, проживающей и работающей в сельской местности; 

3) «Молодёжное самоуправление», направленный на обеспечение участия молодёжи в принятии решений, влияющих на социально-экономическое развитие региона и повышение электоральной активности.

 

1.1.8. Социальная поддержка населения и семейная политика

 

В регионе сложилась система социального обеспечения и поддержки социально уязвимых групп населения. Потребность в её дальнейшем развитии обусловлена значительной численностью населения старше трудоспособного возраста (21,4 % населения Ульяновской области).

В Ульяновской области разработана и действует законодательная база, направленная на поддержку различных категорий граждан, в том числе  и семей с детьми.

В Ульяновской области по итогам 2007 года 20,5% населения имеют доход ниже прожиточного минимума. В связи с этим оказание адресной социальной помощи является мерой поддержки бедного населения и смягчающим фактором негативного проявления среди населения. Значительную помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным гражданам оказывают субсидии и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые позволяют снизить данные расходы граждан.

Последние годы в Ульяновской области развивается система поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей и  обеспечения государственной материальной поддержкой семей, имеющих детей.

В Ульяновской области функционируют 26 государственных учреждений социального обслуживания населения, в том числе 13  учреждений социального обслуживания семьи и детей, 8  стационарных учреждений обслуживания престарелых граждан и инвалидов, 3  центра социального обслуживания, 2  реабилитационных центра.

Ускоренное развитие человеческого и социального капитала и реализация принципов социальной справедливости требуют оказания поддержки социально уязвимым категориям населения и повышения эффективности и восприимчивости к инновациям сектора социальных услуг.

В настоящее время реализуется   Концепция развития  системы социальной поддержки населения Ульяновской области на 2008-2012 годы, которая направлена на  повышение эффективности государственного управления, своевременное и качественное оказание социальных услуг и эффективное  расходование выделяемых бюджетных средств.

Добавлено: 17 февраля 2011 года, 15:23

Изменено: 18 февраля 2011 года, 15:03