3. Предпосылки формирования территориально-отраслевых кластеров в экономике Ульяновской области (часть 1)

3.1. Возможности формирования транспортно-логистического кластера

3.1.1. Мировой и российский рынок транспортно-логистических услуг 

Объём мирового рынка транспортно - логистических услуг оценивается в 1500 млрд. долларов США, что составляет порядка 4,7% глобального валового внутреннего продукта. Развитие отрасли в ближайшие 5 лет будет определяться динамикой роста мировой промышленности и торговли, а также расширением глобальных сетей дистрибуции.

Согласно принятой классификации основными сегментами транспортно - логистического рынка являются:

грузоперевозки и транспортно - экспедиторские услуги;

комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;

управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации логистических бизнес – процессов;

В целом общей тенденцией является опережающее развитие рынка транспортно - логистических услуг по сравнению с темпами роста мирового ВВП.

С точки зрения мирового опыта и современных тенденций развития глобального рынка логистических услуг Россия находится на этапе формирования и консолидации отрасли, существенно уступая западным странам как по качеству, так и по комплексности услуг, предоставляемых национальными транспортно - логистическими компаниями.

Повышение инвестиционной привлекательности России, приток прямых иностранных инвестиций в страну, а также ускорение переговоров по принятию России в ВТО будут стимулировать рост конкуренции в ключевых отраслях экономики, включая рынок услуг по транспортировке и складированию грузов. Расширение Европейского союза и рост торговли с Китаем, а также создание новых транспортных коридоров приведут к увеличению, как входящих так и выходящих грузопотоков.

Учитывая мировые тенденции и приоритетные задачи Правительства Российской Федерации по развитию транспортно - логистических систем, создание в экономически развитом Поволжском регионе инфраструктуры приёма и обслуживания грузопотоков является актуальной задачей. В настоящее время 80% импорта, предназначенного регионам Поволжья, обслуживают Москва и Санкт-Петербург.

На уровне Правительства Российской Федерации принято решение о создании в Поволжском регионе транспортно - логистического центра. Но, кроме Ульяновской области, на создание транспортно - логистического центра на своей территории претендуют Татарстан, Самарская и Нижегородская области. При этом у конкурентов Ульяновской области есть существенное преимущество: на их рынки приходится наибольший среди поволжских субъектов Российской Федерации объём потребительского рынка – главного клиента логистических операторов.

Наиболее реальным из вышеперечисленных субъектов претендентом на создание на своей территории транспортно-логистического центра (далее - ТЛЦ) является Самарская область. Акцент в данном случае делается не на одном проекте ТЛЦ, а на развитии транспортно-логистического кластера, предусматривающего реализацию целого ряда проектов. В их число входят:

1)                строительство транспортно-консолидирующего центра по обработке грузов в Самаре, создание пяти локальных мультимодальных терминалов в Сызрани, Тольятти, Кинеле, Новосемейкино и логистического информационно-аналитического центра;

2)                реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч»;

3)                строительство автодорожного маршрута «Центр – Поволжье – Урал» с автомагистралью «Центральная» и новым мостовым переходом через реку Волгу в г. Октябрьске.

Преимущество кластерного подхода  в том, что отдельные составляющие кластера могут самостоятельно развиваться в зависимости от наличия бюджетного финансирования и возможностей частных инвесторов.

Недостатком проекта Самарской области по созданию ТЛЦ является необходимость строительства нового мостового перехода через реку Волгу в    г. Октябрьске, что является долгосрочным и затратным мероприятием.

Реальным конкурентом Ульяновской области в создании ТЛЦ является Республика Татарстан, в которой ведутся работы по долгосрочной стратегии развития транспортного комплекса республики. Республика Татарстан позиционирует три мультимодальных логистических центра (далее - МЛЦ): в Свияжске и Нижнекамске (управление потоками трех видов транспорта – автомобильным, железнодорожным и речным) и в Чистополе (на базе бывшего аэропорта). Резервирование участка площадью 1 200 га в 40 км от Казани вверх по течению Волги для строительства МЛЦ мощностью 8 млн. тонн грузов в год и подача заявки в Минтранс России на финансирование разработки обоснования инвестиций в строительство МЛЦ в Свияжске в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» - все вместе взятое является прямой конкуренцией не только Ульяновской, но и Самарской области.

Несмотря на то, что по нижегородскому проекту создания ТЛЦ ведутся переговоры с РАО «РЖД» об организации ТЛЦ, размещён заказ на разработку концепции ТЛЦ у ЗАО «Отраслевой центр внедрения» (структура РАО «РЖД») и немецкой фирмы Dornier Consulting, в инвестиционной программе РАО «РЖД», утверждённой до 2009 года, финансирование Нижегородского ТЛЦ не предусмотрено.

Ульяновская область имеет ряд неоспоримых преимуществ перед своими конкурентами по созданию на собственной территории транспортно- логистического кластера:

1)            в регионе сформированы законодательная база и эффективная система государственной поддержки инвестиционных проектов;

2)            на территории области сосредоточены ключевые элементы транспортно - логистического кластера: пассажирские и грузовые аэропорты класса «А», таможенный терминал, пассажирский и грузовой речные порты (причем грузовой порт - единственный в Среднем Поволжье, расположенный на правом берегу Волги, что позволяет осуществлять дальнейшую транспортировку грузов в западном направлении), разветвлённая сеть железных (три линии) и автомобильных дорог;

3)            наличие минимального в Приволжском федеральном округе транспортного плеча между элементами кластера;

4)            отсутствие в долгосрочном периоде инфраструктурных ограничений;

5)            оптимальное транспортное плечо до крупнейших промышленных центров европейской части России, Урала и Сибири, что позволит сократить время обработки и комплектации грузов различной сложности и их доставки конечному потребителю;

6)            наличие с 2009 года двух мостовых переходов через реку Волгу, а в период до 2015 года проведение реконструкции автодороги «Ульяновск – Димитровград – Самара», а также строительство автодороги «Саранск – Сурское – Ульяновск» и глубокого обхода г. Димитровграда и рабочего посёлка Чердаклы позволит Российской Федерации получить новый транспортный узел, который соединит европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Новый маршрут свяжет между собой основные федеральные дороги Ульяновской области и  позволит перераспределить грузопотоки в объёме 25 - 30% с маршрутов «Центр – Н. Новгород – Казань – Урал» и «Центр – Пенза – Тольятти – Самара – Урал» на новый маршрут «Центр – Саранск – Ульяновск – Димитровград – Урал» и, как следствие, доля межобластных и транзитных перевозок, проходящих по территории Ульяновской области, возрастёт с 10 до 30%;

7)            ведение активной внешнеторговой деятельности Правительством Ульяновской области. Торговые отношения поддерживаются более чем с 60 странами. При этом Правительством Ульяновской области предпринимаются меры по расширению внешнеэкономического сотрудничества. В результате внешнеторговый оборот Ульяновской области (с услугами) в 2006 году вырос на 55,2% и составил 1 026,2 млн. долларов США, в том числе экспорт – 599,3 млн. долларов, импорт – 146,3 млн. долларов США. Увеличение объёма экспорта и рост положительного сальдо внешнеторговой деятельности свидетельствуют о повышении конкурентоспособности продукции предприятий Ульяновской области.

Неэффективность сложившейся системы грузопотоков характеризуют высокая транспортная составляющая в конечной цене товаров, низкое качество транспортных услуг, продолжительные сроки доставки и обработки грузов. Дальнейшее участие России в системе международного разделения труда, перспективы вступления во Всемирную торговую организацию требуют деконцентрации грузопотоков, создание вместо монопольной системы конкурентной среды. Транспортной стратегией России до 2020 года предусмотрено создание сети региональных хабов. Преимущества деконцетрации грузопотоков с перспективой создания одного из хабов в Ульяновске очевидны: отсутствие в долгосрочном периоде инфраструктурных ограничений, оптимальное транспортное плечо до крупнейших промышленных центров европейской части России, Урала и Сибири, что позволит сократить время обработки и комплектации грузов различной сложности. Именно в этом заключается идея создания транспортно-логистического кластера «Волжский транзит».

3.1.2. Преимущества и потенциал Ульяновской области

Ульяновская область характеризуется выгодным географическим положением. Располагаясь в окружении экономически развитых областей, она имеет достаточно высокий транспортный потенциал. Одно из ее конкурентных преимуществ - возможность использования главной водной магистрали европейской части России – Волги, протяжённость которой на территории области составляет более 200 км. Через систему каналов она имеет выход к пяти морям - Каспийскому, Азовскому, Чёрному, Балтийскому и Белому. Протяжённость судоходных речных путей по территории области составляет 394 км.

Кроме того, через Ульяновскую область проходят международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем.

В Ульяновске размещены два крупных аэропорта: «Ульяновск - Центральный» и «Ульяновск - Восточный», имеющий статус международного и принимающий все типы воздушных судов без ограничений. К тому же он обладает уникальной взлётно-посадочной полосой, способной принимать космические летательные аппараты класса «Буран».

Главными авиакомпаниями Ульяновской области, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов, являются «Волга-Днепр» и «Полёт».

Авиакомпания «Волга-Днепр», эксплуатирующая уникальные самолёты АН-124,  на сегодняшний день является лидером на международном рынке авиаперевозок сверхтяжёлых и крупногабаритных грузов, контролируя более 53% рынка.

Авиакомпания «Полёт» - участник федеральной программы по запуску спутников «Воздушный старт». Крупнейшие партнёры авиакомпании – Федеральное космическое агентство и аэрокосмические агентства Европы, для которых «Полёт» осуществляет перевозку аппаратов запуска, спутников различных видов и другого космического оборудования. Через территорию Ульяновской области проходят три линии железнодорожных путей, связывающих Ульяновскую область с центральным районом страны, Нижним Поволжьем, Уралом, Казахстаном, Сибирью. Общая протяжённость железных дорог составляет 716 км. Железнодорожное сообщение с другими регионами России и грузопотоки осуществляются по магистралям: Ульяновск – Инза – Рузаевка – Рязань - Москва и Ульяновск – Димитровград – Новочеремшанск – Уфа – Челябинск - Курган. По расчётам Куйбышевского отделения ОАО «РЖД», уже к 2010 году вагонооборот на территории Ульяновской области возрастёт в четыре раза. Плотность железных дорог области составляет 19,2 км на 1 тыс. кв. км площади (по Российской Федерации данный показатель составляет  5 км на 1 тыс. кв. км). В начале 2007 года руководством РАО «РЖД» принято решение о строительстве в Приволжском федеральном округе сети терминально - логистических центров, один из которых будет создан в Ульяновске.

Ульяновская область обладает развитой сетью автомобильных дорог.   Общая протяжённость автомобильных дорог 4 904,5 км, из них федеральных автомобильных дорог 431,7 км, региональных 4 472,8 км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Ульяновской области составляет 130,4 км на 1 тыс. кв. км площади, данный показатель значительно превышает общероссийский уровень – 35,5 км на  1 тыс. кв. км площади.

3.1.3. Транспортно - логистический кластер «Волжский транзит» 

Создание транспортно-логистического кластера «Волжский транзит» будет играть ведущую роль в экономике Ульяновской области.

Развитие транспортных коммуникаций «Север-Юг» и «Запад-Восток» федерального значения окажет существенное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в Ульяновской области. Позитивный характер этого влияния в значительной степени обусловлен открывающимися возможностями в связи с созданием терминалов, а также с развитием транспортных и торговых услуг. Помимо этого, позитивное влияние ощутят и некоторые отрасли производства, в которых значительную роль играют межрегиональные обмены.

Схема транспортных коридоров, проходящих по территории Ульяновской области

Развитие транспортно - логистической системы региона является важным фактором повышения конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе. Реализация проекта создания транспортно-логистического кластера «Волжский транзит» позволит Российской Федерации получить новый транспортный коридор и разгрузить Московский транспортный узел, концентрация грузопотоков через который будет нарастать.

Стратегическая цель кластера: обеспечение взаимодействия всех участников транспортного бизнеса с целью предоставления потребителям комплексных услуг по перевозке, достижение единого целостного развития транспортно - логистической инфраструктуры.

Основными задачами развития транспортно - логистического кластера Ульяновской области на период до 2025 года являются:

включение региона в систему евроазиатских транспортных связей (развитие транзитных перевозок, международных транспортных коридоров), в результате Россия может получить новый транспортный коридор «Восток-Запад»;

обеспечение крупных промышленных организаций региона требуемыми качественными транспортными услугами в нужном объёме;

обеспечение малого и среднего бизнеса, федеральных торговых сетей качественным транспортно-логистическим сервисом.

Учитывая, что в Ульяновской области существенное развитие получили практически все виды транспорта, ведущая роль в деятельности кластера будет отведена:

на железнодорожном транспорте - филиалам ОАО «РЖД», действующим на территории области;

на воздушном транспорте - авиакомпаниям «Волга-Днепр» и «Полёт», осуществляющим полёты в первую очередь через аэропорт «Ульяновск - Восточный»;

на водном транспорте - судоходным компаниям, работающим в акватории Волжского бассейна и эксплуатирующим суда типа «река-море»;

на автомобильном транспорте - крупным и средним автомобильным транспортным организациям по перевозке грузов и пассажиров как специализированным, так и смешанным, организациям городского транспорта.

Для реализации проекта «Волжский транзит» необходимо завершить создание дополнительной инфраструктуры кластера: ввести в строй мостовой переход через реку Волгу, построить объездные дороги вокруг города Ульяновска и города Димитровграда, создать терминально - логистические центры на базе грузового аэропорта «Ульяновск - Восточный» и железнодорожного терминала, модернизировать речной порт. Такой комплекс мер позволит предоставлять полный спектр современных логистических услуг.

Ведущееся строительство нового мостового перехода в г. Ульяновске создаст новый транспортный  узел, который обеспечит проезд автотранспорта по транзитному коридору «Центр – Поволжье – Урал» (Москва – Рязань -  Саранск – Ульяновск – Димитровград – автодорога «Уфа-Самара»). Длина мостового перехода составит 12,976 км, в т.ч. мост 5,928 км. Количество полос движения – 4, шириной 2 х 7,5 м. Прогнозируемая интенсивность движения составит до 30 тысяч автомобилей в сутки. Планируемый ввод в действие мостового перехода – 2009 год.

Строительство второго пускового комплекса I-й очереди мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске предусматривает строительство путепроводов и развязок с разными направлениями въездов в г. Ульяновск. Срок производства работ - 2010-2011 годы.

Строительство II-й очереди мостового перехода через реку Волгу в городе Ульяновске предусматривает движение скоростного трамвая по нижнему ярусу со всеми соответствующими развязками. Срок производства работ - 2011-2012 годы.

Строительство объездных автодорог вокруг городов Ульяновска и Димитровграда трактуется необходимостью снижения высокого уровня загрузки автодорог европейской части страны, так как интенсивность движения по проходящим в Среднем Поволжье федеральным трассам М5 «УРАЛ» и М7 «ВОЛГА» превышает норматив грузопотока в 1,5 раза, а эксплуатационные характеристики этих трасс не отвечают современным требованиям. Дорожное покрытие трасс М5 и М7 проектировалось по старым техническим нормам, а сами трассы проходят через населённые пункты. Ежегодно увеличивающийся грузопоток приводит к высокой аварийности, снижению скорости доставки грузов и ухудшению экологической ситуации в населённых пунктах.  

Проект «Строительство автодороги Саранск – Сурское – Ульяновск» на участке обхода г. Ульяновска протяжённостью 26,02 км будет являться продолжением подходов нового мостового перехода через реку Волгу в городе Ульяновске, соединит между собой основные федеральные автомобильные дороги области и позволит вывести большегрузный транзитный автотранспорт за пределы г. Ульяновска. Это сохранит городские улицы от разрушения и улучшит экологическую обстановку в городе. Срок производства работ - 2010-2012 гг.

Строительство автодороги Саранск - Сурское - Ульяновск на участке обхода г. Ульяновска

Автодорога  «Ульяновск  –  Димитровград  –  Самара»  протяжённостью 108 км, соединяющая по кратчайшему расстоянию административные центры Ульяновской и Самарской областей, была построена в 70-е годы прошлого века под существовавшие на тот момент нагрузки из малопрочных дорожно-строительных материалов.

После открытия движения автотранспорта по новому мостовому переходу через реку Волгу в г. Ульяновске, а также с учётом роста автомобилизации прогнозная интенсивность движения по данной автодороге составит 15-20 тыс. автомобилей в сутки, что приведёт к существенному росту нагрузок и к возможному ее разрушению. Поэтому на данной автодороге необходимо будет проводить реконструкцию под I- II техническую категорию. Срок производства работ - 2010-2013 гг.

Строительство глубокого обхода г. Димитровграда и рабочего посёлка Чердаклы протяжённостью 135 км в рамках формирования межрегионального транспортного коридора «Волжский транзит» обеспечит выход  на федеральную автодорогу М5 по кратчайшему пути.  

Данная автодорога позволит вывести большегрузный транзитный автотранспорт за пределы г. Димитровграда, что сохранит городские улицы от разрушения и улучшит экологическую обстановку в городе. Срок производства работ – 2013-2015 годы.

Планируется   строительство  и  реконструкция  улично-дорожной  сети  г. Ульяновска, а также строительство сельских автодорог, связывающих населённые пункты, общей протяжённостью 150 км. Срок производства работ – ежегодно с 2010 по 2015 годы.

Строительство и ввод в строй объездных дорог вокруг городов Ульяновска и Димитровграда обеспечат:

оптимизацию  схем  движения грузопотоков (сокращение сроков доставки и транспортных издержек),  перераспределение грузопотоков в объёме 25 – 30% с маршрутов Центр – Н. Новгород – Казань – Урал и Центр – Пенза – Тольятти – Самара – Урал на новый маршрут Центр – Саранск – Ульяновск – Димитровград - Урал;

сокращение расстояния между конечными точками на 90 км и как следствие, увеличение доли межобластных и транзитных перевозок, проходящих по территории Ульяновской области, на 25 – 30 %;

снижение грузопотоков по существующим федеральным трассам М5 «Урал» и М7 «Волга» и возможность их модернизации.

Автодорога, которая пройдет по новому мостовому переходу, станет дублером трасс транспортного коридора, соединяющего европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

 

Терминально - логистический центр должен выполнять роль стыковочного звена при создании транспортно - логистических схем, обеспечивая динамичное взаимодействие всех видов транспорта, и реализовывать внешнеторговые перевозки в более короткие сроки и с меньшими транспортными затратами.

Международный аэропорт «Ульяновск - Восточный» - основной элемент терминально - логистического центра. Преимущества аэропорта перед аэропортами Приволжского федерального округа:

расположение вблизи международных транспортных коридоров «Север - Юг» и «Европа - Юго-Восточная Азия»;

равноудалённость от крупнейших промышленных центров европейской части России и Урала, оптимальное транспортное плечо позволяет эффективно осуществлять автомобильные и железнодорожные перевозки;

базирующиеся в аэропорту авиакомпании «Волга-Днепр» и «Полёт» - лидеры международного рынка авиаперевозок сверхтяжёлых грузов – способны выполнять международные грузовые авиаперевозки на самых больших в мире самолётах Ан-124-100 по любым направлениям;

наличие крупнейшей в Европе взлётно-посадочной полосы длиной           5100 м и шириной 105 м, способной принимать космические челноки;

отсутствие инфраструктурных ограничений для развития центра в долгосрочном периоде;

железнодорожная ветка, проложенная вблизи стоянок грузовых самолётов, обеспечивает прямую перевалку грузов с одного вида транспорта на другой при минимальных затратах;

возможность комплектации грузов различной сложности;

близкое расположение (15 км) грузового речного порта на реке Волге, обеспечивающего выход судов типа «Река-Море» к Черному, Балтийскому и Каспийскому морям и далее по любым направлениям.

Аэропорт «Ульяновск - Центральный» - составная часть терминально - логистического центра и один из элементов кластера «Волжский транзит». Преимущества аэропорта:

находится в 3 км от г. Ульяновска и входит в городскую транспортную структуру;

обладает взлётно-посадочной полосой, способной принимать все существующие типы воздушных судов без ограничений;

в непосредственной близости от аэропорта расположен федеральный автомагистральный узел (по направлениям Саранска, Казани, Самары, Нижнего Новгорода), железнодорожные и речные пути в направлениях Запад-Восток и Север-Юг;

в радиусе 15 км от аэропорта находятся железнодорожный, речной и автовокзалы;

обладает инфраструктурой, в  которую входят  аэровокзал  площадью 6552 кв. м и пропускной способностью 400 пассажиров в час, административный корпус площадью 2424 кв. м, гостиница на 122 места площадью 2274 кв. м, складские помещения площадью 1300 кв. м, 16 единиц специального транспорта для обслуживания воздушных сил, привокзальная площадь со стоянкой для автомобилей.

В адрес руководителя Федерального агентства воздушного транспорта направлена заявка на передачу акций ОАО «Аэропорт Ульяновск» из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, по рассмотрению которой 100 % акций ОАО «Аэропорт Ульяновск» могут быть переданы в собственность Ульяновской области, что позволит привлечь стратегического инвестора для модернизации аэропорта на условиях частно- государственного партнёрства или передать весь пакет акций в доверительное управление российской управляющей аэропортовой компании.

Реализация проектов реконструкции и модернизации аэропортов Ульяновской области при сохранении тенденций, сложившихся к настоящему времени, позволит к 2025 году более чем в 2,7 раза увеличить число обслуживаемых пассажиров, достигнув показателя более 300 тыс. человек, а количество перевозимых воздушным транспортом грузов увеличится в 8,3 раза и достигнет 1,3 млн. тонн.

На базе речного порта г. Ульяновска в 2009 – 2011 годах планируется осуществить создание терминально - логистического комплекса с использова-нием механизмов частно - государственного партнёрства при  участии Правительства Ульяновской области, ОАО «РЖД», крупных грузоперевозчиков, инвесторов. Преимущества ОАО «Ульяновский речной порт»:

единственный порт в Среднем Поволжье, расположенный на правом берегу Волги, что позволяет осуществлять дальнейшую транспортировку грузов в западном направлении;

причальная стенка длиной 205 метров, глубиной 5 метров, позволяющая обслуживать суда типа «река-море»;

близкое расположение железнодорожной ветки, соединённой с внутренними  железнодорожными путями порта, протяжённостью около 500 метров;

наличие необходимого погрузочно-разгрузочного оборудования, в том числе единственного на Волге крана грузоподъёмностью 100 тонн;

выход судов типа «река-море» к Чёрному, Балтийскому и Каспийскому морям и далее по любым направлениям.

Для стимулирования речного судоходства планируется осуществить реконструкцию действующих и создать новые речные порты. С этой целью разрабатывается региональная программа развития речных портов «Симбирская гавань». Создание терминально-логистического комплекса позволит увеличить грузооборот и сократить сроки перевалки принимаемых и отправляемых грузов в несколько раз. Комплекс будет состоять из трёх грузообрабатывающих центров, объединяющих в себе доставку экспортно-импортных грузов всеми видами транспорта. В настоящее время готовится его детализированный план.

Создание терминального комплекса РЖД будет способствовать дальнейшему осуществлению целей и задач транспортно - логистического кластера «Волжский транзит».

Преимущества размещения терминального комплекса РЖД в Ульяновской области:  

по территории области проходят три железнодорожные линии;

близость грузового речного порта, обеспечивающего выход к Азовскому, Чёрному, Каспийскому, Белому и  Балтийскому морям;

наличие международного аэропорта, способного обеспечить прямую перевалку грузов, в том числе крупногабаритных, с одного вида транспорта на другой при минимальных затратах.

Основная проблема при этом состоит в том, что в инвестиционной программе РАО «РЖД», утверждённой до 2009 года, инвестиции на строительство терминально - логистических комплексов в ПФО не предусмотрены.

Выполнение мероприятий по решению приоритетных стратегических задач создания транспортно - логистического кластера «Волжский транзит» окажет существенное положительное воздействие на экономику Ульяновской области.

SWOT– анализ сильных и слабых сторон

транспортно-логистического кластера

Фактор

Сильные стороны

Слабые стороны

 

1

2

3


Географическое положение и транспортная доступность

1. Выгодное экономико-географическое положение

2. Транспортный узел внутриобластного значения

3. Относительная близость к Москве

4. Наличие двух крупней-ших авиакомпаний, осу-ществляющих пассажирские и грузовые перевозки

5. Неэффективность существующих транспорт-ных маршрутов (более 65% грузов направляется в Цен-тральный федеральный ок-руг (далее - ЦФО) и оттуда происходит перераспределе-ние по регионам)

7. Дефицит пропускных возможностей ЦФО и инфраструктурные ограничения для развития в долгосрочном периоде

 

Инженерная и транспортная инфраструктура

1. Разветвлённая сеть автомобильных дорог

2. Развитие частного авто-мобильного обслуживания

3. Наличие с 2009 года двух мостовых переходов через р. Волгу

4. Наличие двух аэропор-тов

5. Наличие речного пасса-жирского порта

6. Единственный модерни-зированный грузовой реч-ной порт, расположенный на правом берегу Волги,  позволяющий осуществлять дальнейшую транспорти-ровку грузов в западном направлении

7. Три линии железных дорог и наличие филиалов ОАО «РЖД», обслуживаю-щих область

8. Наличие таможенного терминала

9. Минимальное в Привол-жском федеральном округе транспортное плечо между элементами кластера

10. Отсутствие в долгосроч-ном периоде инфраструк-турных ограничений

11. Оптимальное транспорт-ное плечо до крупнейших промышленных центров европейской части России, Урала и Сибири

12. Строительство комплекса автомобильных дорог «Средняя Волга», который станет дублёром трасс Панъевропейского транспортного коридора 

 

1. Износ сущест-вующей инженер-ной и транспорт-ной инфраструктуры, ее ускоренная де-градация ставят под вопрос не только реализацию новых инвестиционных проектов, но и стабильное жизне-обеспечение действующих предприятий и на-селения

2. Интенсивность движения по проходящим в Среднем Поволжье федеральным трассам М5 и М7 превышает норматив более чем в 1,5 раза

3. Эксплуатацион-ные характерис-тики этих трасс не отвечают совре-менным требо-ваниям, а сами трассы проходят через населённые пункты

4. Увеличиваю-щийся грузопоток приводит к высокой аварий-ности, снижению скорости доставки грузов и ухуд-шению экологи-ческой обстанов-ки в населенных пунктах

5. Высокая транспортная составляющая в конечной цене товаров, низкое качество транспортных услуг, продолжительные сроки доставки и обработки грузов

6. Высокие эксплуатационные расходы аэропорта «Восточный» в сочетании с низкими объемами грузо- и пасса-жиропотоков и, как следствие, его хроническая убыточность

7. Аэропорт «Восточный» фактически не функционирует как единый имущественный комплекс

8. Значительный износ основных фондов речного порта

9. Недостаточное  финансирование реконструкции и строительства ком-плекса автодорог «Средняя Волга»

Нормативная база

1. Принят Закон Ульяновской области от 05.05.2005  № 030-ЗО «Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 гг.», принят Закон Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области»

 

Создание ТЛЦ

1. Развитие федеральных торговых сетей, вхождение на рынок области группы компаний «Каскад» (Москва), торговых сетей «Пятёрочка», «Квартал», «Копейка», «Эльдорадо», «Метро»

2. Вовлечение в сферу деятельности ТЛЦ промыш-ленных предприятий,  организаций, оказывающих сопутствующие услуги, а также создание малых предприятий по данным видам услуг

3. Внедрение новых видов грузовых перевозок, в первую очередь расширение контейнерных перевозок

4. Создание на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» терминально - логистического центра

5. Планируемое строительство железнодорожного терминала в Ульяновске

1. Отсутствие генерального партнера  логистической компании с мировым уровнем не  позволяет выработать стратегию развития аэропорта «Восточный»

2. В инвестици-онной программе РАО «РЖД», утверждённой до 2009 года, инвестиции на строительство ТЛЦ в Приволжский федеральный округ  пока не предусмотрены

Анализ возможностей и угроз для развития транспорного кластера

Возможности

Угрозы

 

1

2

Выгодное географическое положение и транспортная доступность

Развитая инженерная и транспортная инфраструктура

Наличие транспортных организаций по перевозке грузов и пассажиров

Строительство крупных складских помещений

Целенаправленная нормативная  правовая деятельность Правительства Ульяновской области

Наличие федеральных торговых сетей

Активная внешнеторговая и межре-гиональная деятельность Правитель-ства области

Финансирование из федерального и областного бюджетов

Реализуемая программа создания особых промышленных зон (Заволжский район Ульяновска, Сенгилеевский район, город Димитровград) - создание площадок, полностью обеспеченных всеми необходимыми инженерными коммуникациями для новых производств

Создание областного залогового фонда, используемого под обеспечение банковских кредитов при реализации наиболее значимых для экономики региона инвестицион-ных проектов

Победа проекта Ульяновской области в конкурсе Правительства Российской Федерации на право создания на базе аэропорта «Ульяновск -Восточный» особой экономической зоны портового типа

Резкий  рост рентабельности аэропорта «Ульяновск - Восточный» при увеличении грузопотока

Увеличение грузопотока всех видов транспорта при условии создания технопарка в промышленной зоне «Заволжье»

Создание благоприятных условий для развития экспорта продукции товаропроизводителей Поволжья

Оказание полного комплекса современных логистических услуг

Организация грузового хаба при перевозках грузов авиационным транспортом

Снижение стоимости импорти-руемой продукции

Длительность строительства нового мостового перехода через реку Волгу в Ульяновске

Отсутствие подтверждённого финансирования терминально-логистических центров, комплекса автомобильных дорог «Средняя Волга»

Отсутствие в инвестиционной программе РАО «РЖД», утверждённой до 2009 года, финансирования на строительство терминально-логистического центра в Ульяновской области

Непередача аэропорта «Ульяновск – Центральный» в собственность Ульяновской области

Невключение в разрабатываемую ФЦП «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годах» финансирования строительства объектов второго пускового комплекса I-й очереди мостового перехода через реку Волгу в городе Ульяновске и комплекса автомобильных дорог «Средняя Волга», являющихся составной частью проекта «Волжский транзит»

3.2. Возможности формирования цементного кластера

3.2.1. Минерально-сырьевая база

В Ульяновской области имеются большие объёмы карбонатных пород (мел), глин и гидравлических добавок (опоки, диатомиты) для производства цемента. Разведано пять наиболее крупных месторождений мела для производства цемента. Месторождение цементного сырья «Солдатская Ташла» является одним из крупнейших месторождений мела в мире с перспективными запасами 750 млн. тонн, в том числе 273 млн. тонн разведаны как промышленные. Также перспективным для строительства крупного цементного завода является месторождение мела и глины «Бутырская Гора» (запасы мела – 68,9 млн. тонн, глины – 15,4 млн. тонн).

В июле 2006 года состоялся аукцион на получение права пользования недрами для добычи мела в целях производства цемента на Широковском II месторождении. Победителем признано ООО «Мергель», входящее в холдинг «Евроцемент».

Дальнейшей перспективой прироста запасов является участок «Потапиха» с оценёнными запасами 73 млн. тонн, являющийся продолжением Широковского II месторождения мела.

В настоящее время уровень освоенности балансовых запасов мела в Ульяновской области составляет всего 3%, глин – 73,5%, опок – 51%.

 

3.2.2. Предприятия цементной отрасли Ульяновской области

На территории области производством цемента занимаются предприятия: ОАО «Ульяновскцемент», входящее в холдинг «Евроцемент», и ОАО «Ульяновскшифер», в состав которого входит цех по производству цемента.

Сырьевой базой для ОАО «Ульяновскцемент» являются:

Кремёнское месторождение мела (Ульяновский район);

Нагорное месторождение опок (Ульяновский район);

Кремёнское II месторождение глин (Ульяновский район).

Сырьевой базой для цементного производства ОАО «Ульяновскшифер»  является северный участок комплексного месторождения «Белый ключ».

В качестве конкурентных преимуществ Ульяновской области в цементной отрасли можно выделить:

наличие в области крупнейших в России сырьевых месторождений, необходимых для производства цемента;

географическое расположение Ульяновской области (близость Центрального федерального округа);

наличие в области крупнейшего в России холдинга цементной промышленности «Евроцемент»;

активную деятельность региональных органов власти по развитию инфраструктуры;

специальную инвестиционную политику, проводимую Правительством Ульяновской области.

ОАО «Ульяновскцемент»

Местонахождение: Ульяновская область, г. Новоульяновск, Промплощадка.

Год ввода в эксплуатацию: 1961.

Мощность: 2,4 миллиона тонн в год.

Завод оснащён четырьмя технологическими линиями производства цемента с полным циклом производства по мокрому способу. Завод располагает тремя собственными сырьевыми карьерами, в качестве топлива используется природный газ. В состав предприятия входят 5 производственных и 12 вспомогательных цехов и участков.

Уникальность сырьевой базы ОАО «Ульяновскцемент» позволяет получать высокую прочность в ранние сроки схватывания за счёт содержания значительного количества окислов алюминия. На заводе отлажена высокая культура производства, ведётся контроль качества на каждой стадии производства от получения сырья до погрузки продукции конечному потребителю. Для повышения конкурентоспособности и обеспечения стабильности технических характеристик цемента на соответствие продукции европейским стандартам завод перешёл к испытаниям цемента по европейским стандартам. Начата работа по внедрению системы менеджмента качества по ИСО 9001:2000.

Анализируя запросы динамично развивающегося рынка, заводом было начато производство тампонажного портландцемента на основе высокоактивного клинкера, имеющего стабильный минералогический состав и высокие прочностные показатели. В связи с переходом строительных предприятий к высокомарочным цементам ОАО «Ульяновскцемент» начало производство ПЦ 500-Д0, был сертифицирован высокомарочный портландцемент с минеральными добавками ПЦ 500Д5, возобновлено производство шлакопортландцемента, возобновлено тарирование цемента в крупногабаритную упаковку, соответствующую стандартам EFIBCA (Биг-Беги).

Завод выпускает следующие марки цемента: ШПЦ 400, ПЦ 400-Д20, ПЦ 400-Д0, ПЦ 500-Д5-Н, ПЦ 500-Д0.

Динамика показателей ОАО «Ульяновскцемент»

Показатели

2000

год

2001

год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

 

В натуральных единицах

Производство промышленной продукции в натуральном выражении, тыс. тонн

910

959

1095

1134

1370

1153

1524

Среднесписочная численность, чел.

1623

1590

1658

1528

1439

1458

1336

Среднемесячная зарплата, руб.

1807

2612

4141

5276

6398

7668

9390

ОАО «Ульяновскцемент» принадлежит холдингу «Евроцемент групп», реализующему на предприятии программы по модернизации и техническому перевооружению. Главное направление технологической модернизации завода – переход производства на более экономичный сухой способ. В рамках программы развития инфраструктуры предприятия в 2007 году на предприятии в кратчайший период было завершено строительство нового газопровода длиной 8,5 км. Инвестиции в этот проект составили более 40 млн. рублей. Особое значение уделяется мероприятиям по охране окружающей среды. В рамках общехолдинговой программы на ОАО «Ульяновскцемент» был реализован проект по замене электрофильтра вращающейся печи, инвестиции в который составили 110 млн. рублей. Необходимо отметить, что ежегодное внедрение аналогичных проектов позволит к 2010 году осуществить полную реконструкцию пылегазоочистительных сооружений завода. В общей сложности расходы на охрану  окружающей  среды  в  2007  году  возросли  до 128 млн. рублей.

Активно ведётся работа по разработке карьеров. Если в 2006 году на эти цели было израсходовано 60 млн. рублей, то в 2007-2008 годах инвестиции в развитие этого направления составят более 500 млн. рублей. Затраты на содержание объектов социальной сферы, организацию отдыха и лечения работников, оздоровительные мероприятия в прошлом году также увеличились по сравнению с 2005 годом более чем на 71% и составили в 2006 году 35 млн. рублей. На заводе также реализуется программа реконструкции административно-бытового корпуса, столовой и медпунктов. Средняя заработная плата на предприятии «Ульяновскцемент» за 2005-2007 годы выросла более чем в 1,5 раза. Ежегодно на развитие областных социально-экономических программ холдинг «Евроцемент групп» выделяет 10 млн. рублей.

В 2007 году подписано Соглашение о реализации холдингом «Евроцемент групп» на территории Ульяновской области инвестиционного проекта по строительству современного цементного завода.

Стоимость проекта - 15 млрд. рублей. Мощность будущего предприятия сухого способа производства - 2,4 млн. тонн цемента в год.

3.2.3. Мировой и российский рынок цемента

 

Годовое потребление цемента может достичь к 2010 году 2,1 млрд. тонн, что составит рост 33,5% в сравнении с показателями 2005 года. Из общего прогнозируемого увеличения мирового потребления цемента (порядка 590 млн. тонн) большая часть придётся на Азию. Рост в Европе составит 66 млн. тонн. На  51   млн.  тонн   вырастет   рынок   Центральной   и  Южной Америки,  на  35 млн. тонн - Африки, на 43 млн. тонн - Ближнего Востока, на 6,3 млн. тонн - Северной Америки. Ежегодное увеличение производства цемента до 2010 года оценивается в 5,2 %, а в период с 2010 по 2015 год – менее 4 %. В 2015 году прогнозируется мировой выпуск цемента на уровне 3 млрд. тонн.


Основные мировые производители цемента (млн. тонн)

Основные мировые производители цемента

 

Выпуск

Мощности

2004 год

2005 год

2004 год

2005 год

США

99

99,1

105

106

Бразилия

38

39

45

45

Китай

934

1000

850

850

Египет

28

27

35

35

Франция

21

20

22

22

Германия

32

32

31

31

Индия

125

130

150

150

Индонезия

36

37

42

42

Иран

30

32

33

35

Италия

38

38

46

46

Япония

67,4

66

76

74

Корея

53,9

50

62

62

Мексика

35

36

40

40

Россия

43

45,8

65

65

Саудовская Аравия

23,2

24

24

24

Испания

46,8

48

40

40

Таиланд

35,6

40

50

50

Турция

38

38

35

35

Вьетнам

25,3

27

20

22

Прочие

381

392

330

346

В мире

2130

2220

2100

2120

                 

В большинстве стран наблюдается высокий спрос на цемент. Темпы роста потребления цемента в странах с развивающейся экономикой составляют 8% в год, в остальных странах 3-6%.

Российская цементная промышленность, таким образом, находится в числе самых быстрорастущих мировых индустрий с темпами роста около 9%, при этом в ближайшие годы можно прогнозировать увеличение этого показателя. Развитие производства может быть обеспечено высоким уровнем спроса на продукцию в странах азиатско-тихоокеанского региона (далее – АТР). Это наилучшая перспектива для заводов, находящихся на Дальнем Востоке.

В советское время страна была крупнейшим производителем цемента. С 1962 по 1990 год она занимала первое место в мире по производству цемента, производя более 80 млн. тонн цемента в год. И хотя в 90-е годы отрасль утратила свои позиции, с 2000 года благодаря активному строительству, развернувшемуся в России, производство цемента выросло в 1,5 раза.

Как уже отмечалось, рост стоимости строительства обусловлен высоким уровнем монополизации рынка строительных материалов в России. Ярким примером сильной монополизации служит рынок производства цемента. Например, холдинг «Евроцемент групп» обладает 55% долей всего сегмента. Рост цен на цемент вызывает рост цен на жилую и коммерческую недвижимость.

Главной проблемой для цементных предприятий является рост тарифов естественных монополий: их доля в структуре издержек составляет около 60%, поэтому предприятия реагируют на любое повышение тарифов на энергоносители и в ответ вынуждены повышать цены на свою продукцию.

Учитывая тот факт, что Российская Федерация стремится вступить во Всемирную торговую организацию, можно ожидать прихода на российский рынок дешёвых строительных материалов иностранных производителей. Увеличение в Российской Федерации цен на энергоносители до мирового уровня и низкие темпы модернизации отрасли сделают российскую продукцию менее конкурентоспособной. Следовательно, необходимо ускорить процесс модернизации производства строительных материалов, требующий регулярных вложений.

Согласно данным правительственных программ, динамичный  спрос на цемент продолжится в среднесрочной перспективе. Правительство Российской Федерации планирует увеличить количество новостроек, в том числе в рамках программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Для этого требуется увеличить производство цемента и кирпича. Дефицит цемента наблюдается уже сегодня и с каждым годом будет расти. Необходимо ввести новые мощности производства и модернизировать старые. В ближайшие годы потребуются инвестиции в десятки миллиардов рублей, а также новые энергетические ресурсы.

Стоит также отметить, что, несмотря на динамичный рост объёмов производства цемента, цементная промышленность ещё не вышла на объёмы производства, которые существовали в начале 90-х годов. Это значит, что мощности заводов все ещё полностью не загружены, и, следовательно, цементные заводы сохраняют серьёзный потенциал роста объёмов выпуска даже при минимальных инвестициях в производство.

Мировой спрос на цемент, по оценкам, продолжит устойчиво расти и к 2010 составит более 2,1 млрд. тонн. При этом в отдельных регионах темп роста будет составлять 20-30%, и в основном это будет происходить на рынках развивающихся стран, в том числе в России. Таким образом, помимо внутреннего рынка российские производители имеют хорошие возможности для экспансии и на рынке международном. Цены на отечественную продукцию все ещё значительно ниже среднемировых из-за более низких издержек в силу меньшей стоимости топлива, поэтому продукция является более конкурентоспособной при завоевании новых ниш и международных рынков сбыта в среднесрочной перспективе, единственная трудность - оптимизация логистики поставок.

Российские производители уже начали увеличивать объёмы поставок за рубеж, о чём свидетельствует статистика. По данным Государственной таможенной службы, экспорт цемента в 2005 году вырос на 53% по сравнению с предыдущим годом. При этом стоимостный объём экспорта превысил 160 млн. долларов, происходит перераспределение экспортных потоков в пользу стран СНГ. Объём поставок в дальнее зарубежье постепенно снижается. Основными экспортными направлениями являются Азербайджан (50,4%), Казахстан (32,4%), Украина (14,4%). В дальнее зарубежье цемент поставляется в основном в Испанию (74,4%), Финляндию (11,3%) и Мексику (6,1%). Основным поставщиком цемента в Азербайджан является «Вольскцемент», контролируемый компанией Holcim, в Казахстан - Новотроицкий цементный завод. Экспорт в Испанию и Мексику ведет «Новоросцемент».

 

В связи с большим спросом на внутреннем рынке Россия также активно импортировала цемент: стоимостный объём поставок в 2005 году составил чуть более 24 млн. долларов. То, что импорт продолжает осуществляться, означает: российские производители имеют дополнительный потенциал для роста производства за счёт замещения импорта.

3.2.4. Конкуренты Ульяновской области

По данным, представленным Федеральной службой государственной статистики, ПФО занимает второе место среди округов по производству цемента, уступая только ЦФО (данные за 2005 год).

В рамках федерального округа первое место удерживает Республика Мордовия (2757,8 тыс. тонн), затем идёт Саратовская область (2267,3 тыс. тонн), третье место занимает Ульяновская область (1216,2 тыс. тонн).

 

На основе анализа региональных и общероссийских показателей производства цемента можно сформировать рейтинг регионов ПФО.

Рейтинг регионов – производителей цемента

Регион

Место в России

Место в ПФО

Республика Башкортостан

19

4

Республика Мордовия

7

1

Пермский край

18

5

Оренбургская область

24

7

Самарская область

20

6

Саратовская область

9

2

Ульяновская область

17

3

Республика Мордовия

В настоящее время компанией «Мордовцемент» заявлен проект строительства нового цементного завода. Как и крупные цементные холдинги, которые уже объявили о реализации глобальных планов в Поволжье, компания рассчитывает на растущий спрос на цемент  региональных и столичных строителей.

Компания «Мордовцемент», владеющая Старо-Алексеевским и Алексеевским цементными заводами в Мордовии общим объёмом выпуска около 3 млн. тонн  цемента в год, рассчитывает вдвое увеличить свои мощности. В первом полугодии 2007 года будет пущена новая технологическая линия полусухого способа производства клинкера (полуфабриката, идущего на производство цемента) объёмом 760 тыс. тонн в год (из такого количества получается около 1 млн. тонн цемента), а через два года рядом будет построен новый цементный завод мощностью 2,5 млн тонн.

Новое предприятие позволит увеличить поставки стройматериала на рынки Приволжского федерального округа, а также Москвы и Санкт-Петербурга, на которые сейчас работает «Мордовцемент».

Помимо желания удовлетворить спрос на дефицитный стройматериал, инвестировать в строительство нового завода «Мордовцемент» заставляет  активность крупных производителей цемента, объявивших о создании собственных мощностей в Поволжье, и изношенность основных производственных фондов существующих предприятий.

 

Производство цемента в Поволжье (млн. тонн)

 

Республика Башкортостан

В Башкортостане заложен первый камень в основание Учалинского известково-цементного комбината - крупнейшего в республике. Он будет построен на средства чешской компании «Матминералс», специализирующейся на производстве стройматериалов.

Комбинат общей стоимостью 18 млрд. рублей запустят за два года. Владеть им будет специально созданное ЗАО «Учалинский известково-цементный комбинат» (100 – процентная дочерняя компания «Матминералс»).

Комбинат построят в Учалинском районе республики на базе Северо-Суяргуловского месторождения известняков.

Запланировано три этапа. На первом начнётся добыча известняка, будет организовано строительство известкового, асфальтного, щебёночного и бетонного заводов, а также производство сухих строительных смесей и газобетона. На втором – построят цементный завод, на третьем – железнодорожные пути на участке Белорецк – Учалы. Годовая производи-тельность на первом этапе - не менее 500 тыс. м3 стройматериалов с последующим увеличением до 1 млн. м3.

Проект предусматривает безотходную технологию: все первичные отходы будут перерабатываться для выпуска сопутствующих материалов.

Нижний Новгород

Нижегородское Правительство заинтересовалось разработкой месторождения известняка в Кировской области и рассматривает возможность строительства в этом регионе завода по производству цемента.

Решение разместить производство в соседнем регионе связано с тем, что в Нижегородской области нет собственного минерального сырья для выпуска цемента. В то время как в Кировской области разведанные более пятидесяти лет назад запасы известняка в Советском районе оцениваются в 150 млн. тонн. Разработкой Береснятского месторождения сейчас занимается только одна компания - Советская ПМК-15, которая ведёт здесь добычу щебня.

Нижегородский губернатор уже заявил о готовности построить межобластную 80-километровую железнодорожную ветку. Инвестором проекта, скорее всего, выступит ОАО «Нижегородкапстрой», учреждённое московской компанией СУ-155 и Правительством Нижегородской области, которое ведёт масштабное жилищное строительство в регионе и создаёт сейчас собственное производство.

Самарская область

ОАО «Верхнебаканский цементный завод» (куплен строительным холдингом «Интеко» в мае 2006 года) на  аукционе в Самаре выиграло право на геологическое изучение и добычу цементного сырья на месторождении «Шигонское-4» в Шигонском районе Самарской области. Участок площадью 9,34 кв. км и ресурсным потенциалом около 423 млн. тонн цементного сырья приобретён структурой «Интеко» за 187 млн. рублей.

На этом же аукционе «Резерв Плюс» выиграл право на разработку месторождения цементного сырья «Подвальский-1» ресурсным потенциалом мела и глины около 50 млн. тонн, месторождения мела близ села Бичевное в 50 млн. тонн и планирует построить заводы по выпуску цемента и строительных смесей. В течение года будет проведена доразведка месторождений и подготовлены проекты организации производства. По данным холдинга «Евроцемент групп», строительство цементного завода мощностью 1 млн. тонн в год потребует инвестиций в размере 120-150 млн. долларов, порядка 20 млн. долларов потребуется на создание необходимой инфраструктуры.

Следует отметить, что пока в Самарской области работает только один цементный завод - «Жигулёвские стройматериалы», который принадлежит холдингу «Евроцемент групп». Производственная мощность «Жигулевских стройматериалов» составляет 1,9 млн. тонн в год, но за прошлый год завод выпустил около 880 тыс. тонн цемента. Сейчас «Евроцемент групп» модернизирует производство –  всего в развитие завода в 2005-2007 годах будет инвестировано 400 млн. рублей, еще порядка 150 млн. рублей будет потрачено на экологические программы. Нужно отметить, что жигулевский завод «Евроцемента» работает на сырье, добываемом на принадлежащем компании месторождении «Яблоневый овраг». Сейчас, по данным Территориального агентства по недропользованию Самарской области, объём добычи цементного сырья там составляет 1,4 млн. тонн известняка и 1 400 куб. метров строительного камня в год.

 «Евроцемент» уже приступил к поиску альтернативных сырьевых месторождений в Поволжье.

Оренбургская область

По данным министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, потребности региона в цементе оцениваются в 500 тыс. тонн в год, а к 2010 году увеличатся вдвое. Сейчас на территории области работает единственный цементный завод, принадлежащий казахской компании Visor Investment Solutions, мощностью в 700 тыс. тонн в год. При этом 400 тыс. тонн вывозится в Казахстан и Москву. Компенсировать нехватку область вынуждена за счёт закупок в Башкортостане и Саратовской области. Строительство завода позволит полностью удовлетворить внутренний спрос на цемент.

Холдинг «Металлоинвест» (объединяет металлургические активы Алишера Усманова и его партнёров) планирует построить возле Новотроицка завод производительностью 3 – 5 млн. тонн цемента в год.

Предприятие расположится близ Аккермановского рудника, которым совместно управляют ООО «Южно-Уральская горно-перерабатывающая компания» (разработчик проекта завода) и ОАО «Уральская сталь» (входит в «Металлоинвест»).

Планы строительства цементного завода мощностью 1,3 млн. тонн в год есть и у Уральской горно-металлургической компании (далее – УГМК). Пока руководство УГМК не озвучило место его расположения. Рассматриваются три варианта: Свердловская и Оренбургская области, а также Республика Башкортостан.

Из приведённых выше данных видно, что в настоящее время в ПФО планируется строительство более 5 заводов по производству цемента. Наличие столь бурного интереса инвесторов к цементной отрасли вызвано: во-первых, ростом показателей строительной отрасли (реализация федеральных и региональных инициатив), во-вторых, дефицитом на рынке строительных материалов (высокая изношенность существующего производственного фонда, отсутствие инвестиций в течение 10 лет).

SWOT - анализ развития цементной промышленности

В представленном ниже анализе выделены основные сильные и слабые стороны развития цементной промышленности в Ульяновской области, а также возможные угрозы и перспективы ее развития.

Положительные стороны развития цементной промышленности в Ульяновской области

Активная позиция руководства Ульяновской области, позволяющая в кратчайшие сроки принимать на уровне Ульяновской области необходимые нормативные акты, направленные на социально-экономическое развитие региона.

Эффективная инвестиционная политика Правительства Ульяновской области, позволяющая создавать специальные условия для инвесторов, кредиторов и резидентов, заинтересованных в сотрудничестве (снижение налоговых ставок, предоставление гарантий).

Относительно низкий уровень стоимости рабочей силы в сравнении с ПФО и Россией (среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2006 году: Российская Федерация – 10633,9 рубля; ПФО – 8118 рублей; Ульяновская область – 6708 рублей).

Программа модернизации существующей инженерной и транспортной инфраструктур.

Отсутствие заменителей цемента.

Проблемы развития цементной отрасли и возможности их  решения

Проблемы развития цементной отрасли в Ульяновской области

Возможность решения проблемы

Использование устаревшей тех-нологии производства, высокий уровень износа производ-ственной инфраструктуры.

1. Привлечение мировых производителей, обладающих современными технологиями и оборудованием.

2. Региональная поддержка процессса технического перевооружения производств, реконструкция инфраструктур.

Слаборазвитая транспортная инфраструктура.

1. Решается за счёт комплекса мер по создания транспортного кластера на территории Ульяновской области

Низкий уровень развития энергетической инфраструк-туры. 

1. Строительство на территории области АЭС в рамках энергетической стратегии Российской Федерации.

2. Развитие малой энергетики.

3. Снижение потребления энергоресурсов за счет внедрения энергосберегающих технологий.

4. Необходимость модернизации проводящих сетей и трансформирующих мощностей.

5. Необходимость взаимодействия с Федеральной Сетевой Компанией и Волжской межрегиональной копанией для включения Ульяновской области в инвестиционные программы компаний.

Сильная зависимость от тари-фов естественных монополий (60% себестоимости).

 

 

3.2.5. Перспективы развития цементной  отрасли

в Ульяновской области

 

К перспективам развития цементной отрасли в Ульяновской области относятся:

увеличение темпов ввода новых жилых объектов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье» (строительство нового жилого микрорайона), а также стимулирование индивидуального жилищного строительства;

вступление в ВТО, необходимость создания современных конкурентоспособных предприятий;

вступление в ВТО как возможность привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов на создание (переоснащение) производств;

строительство дополнительных (региональных) энергетических ресурсов  (альтернативная энергетика).

 

Угрозы развития цементной  отрасли в Ульяновской области: 

строительство в соседних регионах производств-конкурентов, производящих схожую продукцию;

вступление России в ВТО, открытие российского рынка для качественных товаров зарубежного производства.

Ульяновская область по сравнению с ближайшими регионами-конкурентами обладает значительным потенциалом (производственная, сырьевая базы), использование которого может стать сильнейшим конкурентным преимуществом.

В рамках имеющегося потенциала предлагается сформировать на территории Ульяновской области строительный кластер, в состав которого должна войти и цементная отрасль (цементный кластер).

Цементный кластер должен стать одной из точек роста экономики региона. Продукция кластера будет обеспечивать не только собственные потребности, но и потребности ближайших регионов.

 

3.2.6. Основные задачи ПравительстваУльяновской области для развития цементного кластера

Основные задачи Правительства Ульяновской области для развития цементного кластера:

создание благоприятного инвестиционного и политического климата на территории региона;

формирование в рамках кластера полной производственной цепочки (от сырья – до готовой продукции);

обеспечение отрасли современной инженерной инфраструктурой;

развитие специализированной образовательной базы.

Ниже представлена принципиальная схема цементного кластера, которая включает в себя основные и обеспечивающие отрасли, развитие которых необходимо для получения мультипликативного эффекта.

 

 

Добавлено: 17 февраля 2011 года, 15:19

Изменено: 18 февраля 2011 года, 13:13