6. Сценарии социально-экономического развития Ульяновской области

6.1. Ключевые задачи и миссия  Ульяновской области

Предварительные сценарные условия основных макроэкономических параметров экономики Ульяновской области на 2008-2020 годы учитывают итоги социально-экономического развития Ульяновской области 2004-2006 годов, сценарные условия концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года, а также изменения внутренних условий, происходящие в экономике Ульяновской области.

Перед Правительством Ульяновской области стоят две ключевые задачи: увеличение ВРП региона и снижение дотационности бюджета. Речь идёт о выходе по значениям основных показателей социально-экономического развития Ульяновской области до уровня лидеров ПФО.

Основные стратегические направления развития Ульяновской области следующие:

модернизация экономики региона, направленная на повышение конкурентоспособности производимых в регионе товаров и услуг;

концентрация в регионе качественного человеческого капитала, направленная на формирование слоя квалифицированных специалистов, способных обеспечить качественное изменение и рост экономики (высокая производительность труда, высокотехнологичные производства, креативные производства и т.д.).

Модернизация экономики заключается в технологическом обновлении промышленной базы, повышении производительности труда, переходе на производство продукции с высокой добавленной стоимостью (фактически – отказ от первичной переработки и переход к промышленности более высокого передела). В свою очередь, ключевым условием для модернизации экономики является наличие качественного человеческого капитала.

С одной стороны, только высококачественные специалисты способны работать на новом качественном и технологическом уровне (в том числе развивать малый и средний бизнес), с другой стороны, высокий уровень доходов подобного рода специалистов позволит развивать более высокими темпами сектор торговли и услуг (во многом представленный малым и средним бизнесом). Одним из ключевых требований для формирования и удержания качественного человеческого капитала должно стать обеспечение высокого качества жизни.

Таким образом, миссию Ульяновской области можно сформулировать как «обеспечение устойчивого социально-экономического развития Ульяновской области за счёт повышения конкурентоспособности экономики и повышения качества жизни».

Следует понимать, что сценарии социально-экономического развития Ульяновской области необходимо увязывать с управленческими возможностями Правительства Ульяновской области. Сами сценарии будут развиваться в следующем пространстве возможностей для экономики Ульяновской области:

управление ресурсами и производствами может варьироваться от «внешнего», когда центры капитализации и принятия решений находятся вне субъекта, до «субъектного», когда все решения по значимым вопросам принимаются исключительно субъектом;

ориентация на потребителей может варьироваться от «локальной», когда подавляющая часть производимых товаров и услуг предназначена для жителей самого субъекта, до «экспансии», когда значительная часть потребителей постоянно проживает вне территории субъекта;

качественный уровень основных секторов экономики может варьироваться от «сырьевого», когда располагающиеся на территории субъекта организации не идут дальше добычи, и, возможно, первичной обработки сырья, до «инновационного», когда значительная часть ВРП субъекта поступает от отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.


Если кратко описать в предлагаемом пространстве ключевые для Ульяновской области отрасли и производства, то получится следующая картина:

1)  атомная индустрия – в настоящее время можно говорить о возможности формирования кластера; отрасль ориентирована на исследовательские проекты; тактические решения принимаются руководством НИИАР и его партнёрами, ключевые стратегические решения принимаются на федеральном уровне; Правительство Ульяновской области может выступать участником переговорных процессов с федеральным центром по вопросу формирования кластера, за счёт чего обеспечивать себе активную позицию в принятии стратегических вопросов, а также оказывать поддержку отрасли за счёт реализации инфраструктурных и социальных проектов; наиболее инновационная из существующих в Ульяновской области отраслей; ориентирована на внешние рынки;

2)  авиационная промышленность – ключевые вопросы финансирования (в том числе размещение заказов) находятся на федеральном уровне; вопросы оптимизации производства, кадров – на уровне руководства предприятия; Правительство Ульяновской области способно участвовать в ряде программ, направленных на кадровое обеспечение предприятия; перспективность участия в переговорных процессах неочевидна; отрасль в высокой степени инновационна; ориентирована на внешние рынки;

3)  автомобильная промышленность – находится в управлении частной корпорации; Правительство Ульяновской области может способствовать организации автомобильного кластера на территории Ульяновской области, способно обеспечивать поддержку за счёт развития инфраструктур и социальных проектов; отрасль в значительной степени инновационна, ориентирована как на внешние рынки, так и на областной рынок;

4)  приборостроение – отрасль является локализованной, входящие в её состав предприятия не входят в крупные российские государственные или частные корпорации; Правительство Ульяновской области может оказывать поддержку (частично влияя на принятие стратегических решений) через развитие инфраструктур и развитие социальных проектов, а также предоставление финансовой поддержки; отрасль в высокой степени инновационна; ориентирована как на внешние рынки, так и является встроенной в производственные цепочки высокотехнологичных отраслей Ульяновской области (атомной, авиационной, автомобильной);

5)  станкостроение – предприятия отрасли не входят в состав крупных корпораций; Правительство Ульяновской области может оказывать поддержку (частично влияя на принятие стратегических решений) через развитие инфраструктур и развитие социальных проектов, а также предоставление финансовой поддержки; отрасль в высокой степени инновационна; ориентирована на внешние рынки;

6)  производство строительных материалов – наиболее крупные предприятия отрасли входят в российские холдинги; Правительство Ульяновской области способно обеспечивать поддержку за счёт развития инфраструктур и социальных проектов; отрасль проходит технологическую модернизацию, ориентирована как на внешние рынки, так и на областной рынок;

7)  транспорт-логистика – права собственности на основные объекты транспортной инфраструктуры распределены между федеральным центром и Правительством Ульяновской области; для реализации стратегического географического потенциала необходимо проводить активную переговорную (лоббистскую) политику на федеральном уровне, параллельно инвестируя в транспортную инфраструктуру, а также оказывая поддержку частным партнёрам, инвестирующим в логистические комплексы и сопроводительную инфраструктуру;

8)  АПК – в Ульяновскую область начинают приходить крупные агрохолдинги, поэтому пока агропромышленный комплекс в значительной степени зависит от скоординированной политики Правительства Ульяновской области.  Для поддержки отрасли прежде всего необходимо оказать помощь в модернизации технологической базы, организовать систему выхода на рынки, для чего сформировать политику по организации на территории Ульяновской области предприятий по глубокой переработке сырья и созданию брендированной продукции; отрасль может стать в значительной степени инновационной за счёт внедрения новых технологий по получению и переработке сырья; рынки сбыта находятся как на территории Ульяновской области, так и за её пределами;

9)  нефтедобыча – осуществляется дочерними структурами крупных российских нефтяных компаний; влияние на экономику Ульяновской области не является значительным; Правительство Ульяновской области может оказывать опосредованное влияние на развитие отрасли на территории Ульяновской области; отрасль сырьевая, ориентирована на внешние рынки.

6.2. Сценарии долгосрочного развития региона 

По существующей на начало 2008 года ситуации можно говорить о двух базовых сценариях развития Ульяновской области, сочетающих в себе наборы политик (приоритетных действий): промышленный (инерционный) и инновационный (целевой), для каждого из которых будет характерен свой набор значений показателей.

Оба сценария развития Ульяновской области предусматривают использование конкурентных преимуществ Ульяновской области в ключевых сферах: транспорт, сельское хозяйство, природно-ресурсный и научный потенциал.

6.2.1. Промышленный сценарий

В рамках данного сценария на территории Ульяновской области будут создаваться условия для привлечения инвесторов в промышленный и агропромышленный сектора экономики. Основой для работы с инвесторами станут создаваемые промышленные площадки, оборудованные базовым набором инфраструктур. При этом ключевыми в работе с инвестором будут оценка объёма привлекаемых инвестиций и количество создаваемых рабочих мест. Сценарий характеризуется развитием производств, использующих новые технологии, однако не являющихся производствами новых знаний и постоянно обновляющихся продуктов.

Исходя из того, что в Ульяновской области достаточно низкая стоимость рабочей силы, можно предположить, что в первую очередь в регион будут приходить инвесторы, для которых критическим является наличие недорогой рабочей силы, не требующей высокой квалификации, – сборочные производства, первичная переработка сырья, производства небрендированной продукции, производство продукции с невысоко добавленной стоимостью.

В рамках данного сценария Правительство Ульяновской области не будет проводить какую-либо специализированную политику в области подготовки кадров.

Также не будет проводиться отдельная градостроительная политика, увязываемая со стратегией социально-экономического развития. Жилищное строительство будет вестись в соответствии с реализацией приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» и рыночным спросом. Бизнес и промышленное строительство будут вестись исходя из соответствующего спроса.

Доля среднего класса возрастёт до 40-50 %, но основная его часть будет относиться к так называемому «нижнему среднему классу».

Развитие атомной индустрии будет полностью зависеть от федерального центра и активности руководства института и смежных организаций. Правительство Ульяновской области не будет исполнять какую-либо специальную роль в развитии данной индустрии.

Схожая ситуация будет складываться в авиационной промышленности. Правительство Ульяновской области специальную политику в данной отрасли формировывать не будет, ограничиваясь решением стандартно возникающих вопросов.

В отношении автомобильной промышленности, станко- и приборостроения, а также строительной индустрии Правительство Ульяновской области специальной политики поддержки также проводить не будет, ограничиваясь общими предложениями по использованию вновь создаваемых промышленных площадок (с возможным предоставлением льгот организациям, уже функционирующим на территории Ульяновской области).

Наиболее активной позиция Правительства Ульяновской области будет в отношении реализации проекта «Волжский транзит». При этом основной упор будет делаться непосредственно на обеспечение строительства транспортной инфраструктуры, а также поиск крупного логистического оператора. Развитие сопутствующих дорожных сервисов не будет связано в какую-либо отдельную программу, в рамках которой возможно будет получение областной поддержки.

Отдельная политика по привлечению инвесторов может быть сформирована для АПК. В регион будут активно привлекаться российские и транснациональные компании, для которых область может стать сырьевой базой, а также местом размещения производств по первичной переработке сырья.

Сектор услуг и торговля будут расти, однако будет существовать потолок как для количественного, так и качественного роста.

Малый бизнес будет развиваться низкими темпами, что связано с ограниченным спросом в секторе услуг и торговле.

На территории Ульяновской области инвестиционные площадки могут располагаться с учётом требований по наличию инфраструктур и достаточного числа трудовых ресурсов или возможности предоставления жилья привлекаемым рабочим.

Данный сценарий будет характеризоваться существующими темпами роста ВРП, притока инвестиций, создания рабочих мест, роста оборота торговли и платных услуг на первом этапе (активный приход инвесторов) и снижениями данных показателей после насыщения региона инвестиционными проектами и выходом производств на проектную мощность. Этот сценарий не позволит удержать темпы роста, обеспечивающие попадание Ульяновской области в число лидеров Приволжского федерального округа.

6.2.2. Инновационный сценарий

Данный сценарий характеризуется тем, что Правительство Ульяновской области ориентируется на привлечение в регион инвестиционных проектов, ориентированных на коммерциализацию научных разработок, производство высокотехнологичных продуктов, высокую степень переработки сырья.

Для Правительства Ульяновской области работа по реализации данных приоритетных направлений будет выражена в наборе действий, направленных на повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Ульяновской области.

Для развития в регионе атомного кластера Правительство Ульяновской области должно разработать программу поддержки специалистов отрасли (обеспечение жильём, качественным здравоохранением и образованием), а также выступить координатором формирования кластера в части, касающейся проведения переговоров с федеральными структурами.

В целях развития авиационной промышленности в регионе Правительство Ульяновской области должно сформировать программу поддержки специалистов, аналогичную «атомной» программе. Кроме того, Правительство Ульяновской области может выступить инициатором создания в г. Ульяновске международной специализированной выставки транспортной авиации, за счёт чего сформировать новый элемент бренда Ульяновской области.

В целом, одной из ключевых задач Правительства Ульяновской области будет формирование инфраструктуры подготовки, привлечения и удержания высококвалифицированных кадров. Наиболее эффективные элементы данной инфраструктуры – программа предоставления жилья квалифицированным специалистам, а также формирование комфортной среды обитания. Также в Ульяновской области необходимо сформировать доступную и качественную транспортно-логистическую систему, позволяющую свободно перемещаться как внутри области, так и по России. Только в этом случае наличие крупных региональных центров по соседству не будет выступать угрозой в отношении потери квалифицированных кадров, а будет предоставлять ещё одну дополнительную возможность для отдыха и т.п. Соответственно развитие проекта «Волжский транзит» также будет одним из главных направлений для Правительства Ульяновской области, при дополнительном внимании к количеству и качеству сопутствующих сервисов.

Поддержка автомобильной промышленности, станко- и приборостроения, а также строительной индустрии в рамках данного сценария будет заключаться в совмещении мер в рамках промышленного сценария с программой поддержки квалифицированного персонала.

Развитие агропромышленного производства в рамках данного сценария связано с выстраиванием производственных цепочек на территории области (от «получения сырья» до «глубокой переработки»), а также формированием и раскруткой региональных брендов, позволяющих выходить на внешние рынки и формировать повышенную добавленную стоимость. Исходя из этих положений Правительство Ульяновской области должно вести поиски и переговоры с потенциальными инвесторами. Кроме того, необходимо продолжить реализацию программы модернизации сельского хозяйства, а также сформировать программу социального развития села. Данная программа, в частности, сможет снизить отток активного населения из сельской местности.

Формирование качественной городской среды в совокупности с повышением доходов населения, а также возможной организацией серии международных мероприятий будет стимулировать развитие сферы услуг (в первую очередь – гостиничного и ресторанного бизнеса), прежде всего за счёт создания системы малых и средних предприятий. Кроме того, организация нескольких высокотехнологичных кластеров также будет способствовать созданию системы малых и средних организаций.

Инвестиционная политика Правительства Ульяновской области будет строиться как на адресной работе с инвесторами, так и на выстраивании общего, нового имиджа (формирования нового бренда) Ульяновской области и работы по повышению рейтинга инвестиционной привлекательности. Важными элементами нового имиджа, соответствующего миссии Ульяновской области, должны стать инновационные отрасли и благоприятная среда обитания (удобная для работы и отдыха).

Инновационный сценарий будет характеризоваться темпами роста ВРП, притоком инвестиций, созданием рабочих мест, ростом оборота торговли и платных услуг, превышающих существующие на протяжении всего рассматриваемого периода развития Ульяновской области за счёт обеспечения качественного развития экономики. Это обеспечит нахождение Ульяновской области в пятёрке лидеров ПФО.

Стратегические целевые показатели социально-экономического развития Ульяновской области  (инновационный сценарий)

Показатели стратегического развития Ульяновской области

Первый этап

 

Второй этап

 

Показатели по России

2008 - 2012

2013- 2017

2018- 2020

2008- 2020

         

 

1

2

3

4

5

ВРП

в % к предыдущему году (в текущих ценах)

115-117

116-117

116-117

 

в % к предыдущему году (в сопоставимой оценке)

107-108

108,5-109

109

106

Индекс промышленного производства

в % к предыдущему году (в сопоставимой оценке)

108

109

110

106

АПК

в % к предыдущему году (в текущих ценах)

109-110

111-112

110

 

в % к предыдущему году (в сопоставимой оценке)

105-106

106-107

106

104

Розничный товарооборот

в % к предыдущему году (в текущих ценах)

117-122

119-122

119-122

 

в % к предыдущему году (в сопоставимой оценке)

108-112

110-114

110-114

109-113

Инвестиции в основной капитал

в % к предыдущему году (в текущих ценах)

127

125

123

 

в % к предыдущему году (в сопоставимой оценке)

115

117

117

112

Производительность труда

в % к предыдущему году (в сопоставимой оценке)

106

108

109

109

Номинальная заработная плата

в % к предыдущему году

119

117

117

-

Реальная заработная плата

в % к предыдущему году

111

110

110

109

SWOT-анализ инновационного сценария

S (сильные стороны):

W (слабые стороны):

 

1

2

1. Наличие развитой системы профессионального образования. Научно-исследовательский потенциал Ульяновской области.

2. Значительный внутренний и внешний рынки.

3. Рост экономики Российской Федерации. Приток в регион прямых иностранных инвестиций.

4. Высокая  конкурентоспособность инновационных продуктов на мировых рынках.

5. Создание и развитие собственных брендов, снижение зависимости от импорта иностранных технологий.

6. Гибкость экономики за счёт формирования сегмента малого и среднего бизнеса.

7. Повышение производительности труда.

8. Высокое качество условий труда и рост доходов населения

9. Получение федеральной поддержки. Приток средств в регион. Рост налогового потенциала.

1. Отсутствие собственных современных конкурентоспособных «материнских» технологий.

2. Отсутствие подготовленных промплощадок в инвестиционно-привлекательных населённых пунктах.

3. Дефицит кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями.

4. Отставание в формировании инновационной инфраструктуры от регионов-конкурентов.

5. Отсутствие крупных корпораций, способных сыграть роль стратегического инвестора.

6. Дефицит реальных конкурентоспособных производственных проектов.

O (возможности):

T (угрозы):

1. Поддержание роли Ульяновской области как исторически сформировавшегося передового промышленного центра Поволжья.

2. Формирование конкурентоспособных кластеров.

3.  Формирование в Ульяновской области значительного человеческого и интеллектуального капитала.

4. Технологический рост производств.

5. Освоение новых рынков.

6. Создание новых рабочих мест, требующих современных ключевых компетенций.

7. Приток в регион инвестиций и мобильных кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями.

8. Диверсификация экономики Ульяновской области, повышение её конкурентоспособности и устойчивости.

9. Повышение производительности экономики и рост благосостояния населения Ульяновской области.

1. Сокращение сектора традиционной индустрии.

2. Высвобождение значительного количества работников вследствие технологической модернизации.

3. Рост экологической нагрузки.

 

Инновационный сценарий следует рассматривать как приоритетный, так как его реализация позволит повысить эффективность экономики Ульяновской области, удерживать требуемые темпы развития и более эффективно использовать имеющийся человеческий потенциал.

6.3. План мероприятий по реализации приоритетного сценария социально-экономического развития Ульяновской области 

Направление «Модернизация экономики Ульяновской области» включает следующие действия:

проведение новой активной промышленной политики;

создание среды, благоприятной для развития бизнеса и привлечения масштабных инвестиций в экономику Ульяновской области;

развитие инновационной экономики. Реализация масштабных инновационных проектов;

развитие транспортной инфраструктуры.

Направление «Концентрация в Ульяновской области качественного человеческого ресурса»  включает в себя действия, направленные на:

обеспечение высокого качества и комфорта жизни;

повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;

модернизацию существующей системы среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с требованиями современной экономики и рынка труда;

проведение эффективной молодёжной политики;

повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан.

6.4. Этапы реализации инновационного сценария развития Ульяновской области

Предполагаются два этапа реализации инновационного сценария развития Ульяновской области:

Первый этап –2008-2012 годы;

Второй этап включает два периода:

I период – 2013-2017 годы;

II период – 2018-2020 годы.

Направление «Модернизация экономики Ульяновской области» согласно этапам реализации будет включать в себя следующие действия:

Первый этап –2008-2012 годы:

преодоление дефицита энергомощностей;

завершение крупномасштабных проектов в ТЭК;

активное освоение новых  месторождений полезных ископаемых;

завершение строительства мостового перехода через Волгу, реконструкция и создание новых элементов транспортной сети;

налаживание институтов частно-государственного партнёрства;

содействие формированию рынка земельных участков и рынка недвижимости путём оформления технической документации и регистрации прав всех субъектов;

создание центра высоких медицинских технологий. 

Второй этап:

 – I период – 2013-2017 годы:

интенсивное технологическое обновление  производств;

обеспечение экономики высокопрофессиональными кадрами;

распространение новых  транспортно-логистических технологий;

обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных  обязательств областного бюджета Ульяновской области;

снижение территориальной  социально-экономической  дифференциации.

– II период – 2018-2020 годы:

устойчивое развитие высокотехнологичного сектора экономики;

формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на «экономике знаний»;

развитие экологически чистых производств;

обеспечение высокой территориальной мобильности населения и сопоставимых условий жизни на всей территории региона.

Направление «Концентрация в Ульяновской области качественного человеческого ресурса» согласно этапам реализации будет включать в себя следующие действия:

Первый этап –2008-2012 годы:

неотложные меры в сфере демографии, снижение смертности;

минимальная зарплата = прожиточному минимуму;

структурная модернизация образования, здравоохранения;

механизмы обеспечения доступности жилья, модернизация ЖКХ.

Второй этап:

- I период – 2013-2017 годы:

распространение стандартов  здорового образа жизни;

эффективное экологическое   регулирование;

переход к индивидуализированному непрерывному образованию;

инновационные технологии в здравоохранении и образовании;

улучшение кадрового обеспечения;

современные стандарты  жилищных условий;

эффективная пенсионная система.

-II период – 2018 -2020 годы:

стабильные демографические показатели;

выход на стандарты развитых регионов по обеспечению услугами обра-зования и  здравоохранения;

комфортный тип расселения, доступный для основной  массы населения;

снижение бедности до уровня развитых регионов.

Добавлено: 17 февраля 2011 года, 14:52

Изменено: 18 февраля 2011 года, 10:42