8. Предложения по организации системы стратегического управления развитием Ульяновской области

8.1. Функциональные блоки системы стратегического управления развитием Ульяновской области 

Для эффективного управления реализацией Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года (далее – Стратегия) необходимо формирование системы стратегического управления развитием Ульяновской области, что подразумевает выделение ряда новых функциональных блоков стратегического управления и совершенствование работы уже имеющихся путём придания им дополнительных функций и включения в системные связи с вновь создаваемыми элементами.

Система стратегического управления развитием Ульяновской области предполагает выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования стратегических решений с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, а также руководством крупнейших предприятий Ульяновской области.

Функции стратегического управления в Ульяновской области  реализуются на трёх уровнях – региональном, муниципальном и уровне хозяйствующих субъектов.

Система стратегического управления развитием Ульяновской области включает три функциональных блока:

стратегический (Стратегия, схема территориального планирования Ульяновской области; нормативные, организационные и информационные условия реализации Стратегии);

программный (разработка и реализация программ развития Ульяновской области, согласованных со Стратегией);

систему мониторинга реализации Стратегии и управления изменениями (отслеживание отклонений от целевых значений показателей и оперативное реагирование на эти отклонения).

Управленческие решения, связанные с реализацией функций стратегического блока, принимаются на уровне Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области.

Управленческие решения, связанные с реализацией функций программного блока, принимаются на трёх уровнях:

Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области;

заместителей Председателя Правительства Ульяновской области (по нап-равлениям деятельности);

руководителей структурных подразделений Правительства Ульяновской области.

8.2. Организационная схема управления реализацией Стратегии

Управление реализацией Стратегии должно осуществляться по проектному принципу, так как Стратегия – это долгосрочный проект, у которого должны быть свои механизмы управления и контроля. По каждому направлению реализации Стратегии предлагается создать  коммуникационную площадку с участием основных  игроков. Предполагается матричная система управления, по каждому направлению деятельности выделяется координатор работы, который отвечает за вопросы взаимодействия между участниками процесса, выработки и контроля исполнения решений, организационные вопросы. 

 

Организационная схема управления реализацией Стратегии

8.3. Механизмы реализации Стратегии

Реализация поставленных стратегических целей и стратегических задач должна осуществляться как с применением уже существующих, так и с помощью новых, эффективных механизмов.

Новым механизмом реализации Стратегии  в первую очередь является система нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию Стратегии.

Для обеспечения среднесрочного управления реализацией Стратегии  необходима разработка и принятие областных целевых программ, обеспечивающих реализацию основных приоритетов стратегического развития Ульяновской области. К числу возможных новых областных целевых программ можно отнести:

1)  программу повышения конкурентоспособности экономики Ульяновской области (в том числе мероприятия по созданию кластеров в перспективных секторах экономики);

2)  программу повышения инвестиционной привлекательности Ульянов-ской области с входящими подпрограммами:

по развитию инвестиционного потенциала;

по снижению инвестиционных рисков;

по продвижению Ульяновской области на российском и зарубежных рынках;

3)  программу по развитию инновационного потенциала Ульяновской области;

4)  программу по развитию туризма на территории Ульяновской области;

5)  программу по развитию потенциала трудовых ресурсов Ульяновской области.

Большинство новых механизмов реализации Стратегии обеспечивают создание бизнес-среды, способствующей развитию бизнеса и привлечению дополнительных инвестиций на территорию Ульяновской области. К их числу относятся:

технопарк;

инновационно-внедренческая зона;

агентство развития бизнеса;

логистический парк.

Организация эффективно работающих  кластеров – важный механизм повышения конкурентоспособности предприятий Ульяновской области.

Необходимым условием обеспечения устойчивого экономического роста  является дальнейшее проведение административной и бюджетной реформы (в том числе внедрение БОР).

Дальнейшее внедрение в практику работы Правительства  Ульяновской области системы БОР позволит существенно повысить результативность бюджетных расходов, обеспечить эффективный контроль за распределением бюджетных средств, повысить мотивацию чиновников на достижение запланированных целевых показателей социально-экономического развития Ульяновской области.

В рамках работы по БОР планируется разработка доклада о результатах и основных направлениях деятельности  Правительства Ульяновской области, в котором будут определены целевые показатели деятельности Правительства Ульяновской области на среднесрочную перспективу, разработаны программные мероприятия, запланировано финансирование заявленных мероприятий в рамках разработанных программ.

Оценка деятельности Правительства Ульяновской области в целом и конкретных сотрудников будет проводиться по итогам достижения запланированных целевых показателей. Система мотивации персонала и фонд оплаты труда будут привязаны к выполнению заявленных планов.

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности  Ульяновской области будет проходить предварительное обсуждение, в ходе обсуждения будут обосновываться заявленные целевые показатели и объёмы финансирования, обеспечивающие их достижение, затем доклад будет утверждаться решением Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области. Таким образом, будет проходить своеобразная защита «бизнес-плана» деятельности Правительства Ульяновской области, что повысит эффективность процесса планирования, сделает его более реалистичным и открытым.

8.4. Мониторинг реализации Стратегии и управление её изменениями

Мониторинг реализации Стратегии и управление её изменениями осуществляется на всех вышеперечисленных уровнях в рамках системы управления реализацией Стратегии (далее – СУРС).

В результате реализации описанного выше комплекса действий по совершенствованию СУРС в Ульяновской области будет сформирована рабочая модель управления развитием региона.

Для обеспечения эффективного функционирования экономики Ульяновской области в рамках новой рабочей модели предлагается создание информационно-аналитической системы обеспечения деятель-ности хозяйственного комплекса Ульяновской области (далее – ИАС) и информационно-аналитического центра Правительства Ульяновской области (далее – ИАЦ).

8.5. Система управления реализацией Стратегии

Назначением СУРС является обеспечение необходимой информацией (информационно-аналитические функции), методиками и регламентами процессов планирования, контроля и мониторинга реализации Стратегии, а также её актуализации с учётом изменений социально-экономической ситуации в регионе.

Объектом СУРС являются показатели перечисленных ниже документов и характеристики действий (проектов, мероприятий):

Стратегия;

программы развития Ульяновской области, обеспечивающие реализацию Стратегии;

проекты как действия, реализуемые в рамках целевых программ или непосредственно включённые в комплексные программы;

мероприятия в рамках проектов, включённых в целевые программы или непосредственно в комплексные программы.

Отдельные мероприятия описываются набором значений следующих атрибутов:

назначение (цель);

стоимость;

сроки начала и завершения;

источник финансирования;

форма и характеристики результата;

качественные и количественные характеристики результата;

ответственный исполнитель в лице соответствующего хозяйствующего субъекта.

К субъектам СУРС относятся:

Губернатор – Председатель Правительства Ульяновской области;

заместители Председателя Правительства Ульяновской области;

Министр экономики  Ульяновской области.

Важнейшим элементом СУРС является ИАЦ, обеспечивающий субъекты СУРС всей необходимой информацией для принятия решений по реализации Стратегии.

Предполагается, что ядром ИАЦ будет информационно-аналитическая система обеспечения деятельности социально-экономического комплекса Ульяновской области (далее - ИАС СЭК), представляющая собой информационный портал, интегрирующий информацию ответственных исполнителей о ходе исполнения мероприятий, информацию, исходящую от соответствующих административных органов, от системы информационного  обеспечения градостроительной деятельности, с информацией аналитической службы ИАЦ.

Наличие объективной и актуальной информации о ходе исполнения каждого из мероприятий, реализуемых в рамках Стратегии и областных среднесрочных программ, позволит своевременно принимать соответствующие управленческие решения, повысить эффективность деятельности ответственных исполнителей, а также должностных лиц Правительства Ульяновской области, своевременно информировать федеральные органы власти о состоянии исполнения соответствующих федеральных целевых программ и приоритетных национальных проектов на территории Ульяновской области.

Разрабатываемый инвестиционный паспорт Ульяновской области также может быть одним из элементов ИАС СЭК.

Права доступа к информации ИАС СЭК регламентируются соответствующими документами. Права доступа должны быть определены так, чтобы обеспечивать представление необходимой справочной и аналитической информации не только исполнительным органам государственной власти Ульяновской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, но также разработчикам инвестиционных проектов и инвесторам.

В частности, это касается информации о:

финансово-экономическом состоянии социально-экономического комплекса, уровне инвестиционных рисков;

состоянии строящихся и вводимых объектов (для инвесторов, вложивших средства в их строительство);

площадках для инвестиций, инвестиционных проектах и предложениях (для потенциальных инвесторов);

рынке доступного жилья, программах жилищного финансирования (для граждан, заинтересованных в приобретении жилья);

ходе исполнения программ и проектов на территории Ульяновской области (для руководителей, инвесторов, населения и средств массовой информации).

 

 


Добавлено: 17 февраля 2011 года, 10:49

Изменено: 17 февраля 2011 года, 11:12