Доклад «Совершенствование системы водоснабжения Ульяновской области»

ВВЕДЕНИЕ

Решение задач по повышению качества и продолжительности жизни россиян, поставленных Президентом Российской Федерации, невозможно без решения острейшей проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой.

Концепция водоснабжения Ульяновской области на 2010-2015 годы направлена на обеспечение населения Ульяновской области  питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; снижение риска для здоровья населения, связанного с водным фактором; улучшение уровня жизни населения и повышение качества предоставления коммунальных услуг.

Концепцией предусмотрено значительное повышение качества коммунального обслуживания, эффективности и надёжности работы систем водоснабжения по обеспечению населения Ульяновской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, сокращение объёма не нормативно очищенных сточных вод в водные объекты, являющиеся источниками питьевого водоснабжения, а также улучшение на данной основе качества жизни населения Ульяновской области

Концепция предусматривает усиление контроля за качеством питьевой воды в населённых пунктах; переход на использование подземных вод в местах наибольшего загрязнения поверхностных водоисточников; улучшение состояния водных объектов и зон санитарной охраны источников водоснабжения; проведение строительства, реконструкции, модернизации объектов водоснабжения и водоотведения, направленных на обеспечение надёжности их работы; внедрение новых технологий очистки (доочистки) питьевой воды и сточных вод.

Концепция ставит перед руководителями предприятий, занимающихся эксплуатацией водопроводно-канализационного хозяйства, и органами власти решение задач технического перевооружения объектов водопроводно-канализационного хозяйства населённых пунктов на основе ввода в действие новых основных фондов, проведения реконструкции, модернизации существующих основных фондов; внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; государственной поддержки модернизации водопроводно-канализационных хозяйств населённых пунктов Ульяновской области; обеспечения условий для снижения издержек и повышения качества предоставления услуг; подготовки и переподготовки кадров.

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

Вопросы снабжения населения водой, как и любой другой вопрос жизнеобеспечения населения, входит в состав полномочий органов власти и полномочия, по его решению, разграничены по уровням публичной власти федеральными законами.

В целом, согласно действующему законодательству, вопросы водоснабжения находятся в компетенции двух уровней власти – государственной власти на уровне субъектов РФ и местной власти. При этом, если полномочия органов государственной власти в данной сфере отношений имеют исключительно контрольный и надзорных характер (пункт 59 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), то статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г.  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» непосредственно организация в водоснабжения населения отнесена к компетенции органов местного самоуправления.

Организация водоснабжения, таким образом, может осуществляться органами местного самоуправления путем реализации прав, предоставленных им федеральным законодательством.

В частности, в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ  «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» органы местного самоуправления в соответствии с установленным разграничением полномочий между ними положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом могут создавать муниципальные унитарные предприятия. В таком случае орган, управляющий муниципальным имуществом, осуществляет формирование его уставного фонда в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона № 161-ФЗ и осуществляет закрепление за ним имущества, необходимого для осуществления его деятельности, на праве хозяйственного ведения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и статьей 11 Федерального закона № 161-ФЗ.

Распоряжение имуществом, принадлежащим такому предприятию на праве хозяйственного ведения, осуществляется им самостоятельно с соблюдением ограничений, налагаемых на данные действия нормами Гражданского кодекса РФ и статьи 18 Федерального закона  № 161-ФЗ.

Имущество, необходимое унитарному предприятию для осуществления уставной деятельности, также может быть предоставлено ему в аренду, без исключения данного имущества из муниципальной казны.

Более гибким способом обеспечения исполнения мер по водоснабжению населения, обеспечивающим учет современных тенденций в развитии коммунального хозяйства в Российской Федерации, является реализация права органов местного самоуправления на участие в акционерных обществах.

Создание акционерных обществ осуществляется в данном случае в соответствии со статьями 96-99 Гражданского кодекса РФ с учетом положений Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с данными законодательными актами открытое акционерное общество может быть либо создано путем преобразования существующего муниципального предприятия с переходом всех имущественных прав и обязанностей (в том числе, долговых обязательств муниципального предприятия) в порядке статьи 37 Федерального закона   №178-ФЗ либо путем создания открытого акционерного общества в общем порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» с учетом особенностей правового положения такого акционерного общества, установленных статьей 39 Федерального закона № 178-ФЗ.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации в полном объеме урегулировало вопросы организации органами местного самоуправления водоснабжения подведомственной территории и дало местным властям достаточно широкие возможности по реализации их имущественных прав в данной сфере отношений.

 

2. РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ         

                2.1. Основные направления реорганизации системы водоснабжения в Ульяновской области

Реорганизация системы водоснабжения предполагается проводить в следующих двух основных направлениях:

1. Создание ОАО с долей участия органов власти 25% (требование фонда реформирования ЖКХ).

Реализация Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003  № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Ульяновской области привело к изменению структуры в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципальных образований. В рамках полномочий, определённых данным законом, в районах области функции по обеспечению населения жилищными услугами и услугами водоснабжения, водоотведения были возложены на поселения, что привело к уменьшению объема производства, увеличению количества управленцев и снижению профессиональной подготовки руководящего состава.

   Для исправления ситуации по развитию отрасли, предлагается создать предприятие в форме открытого акционерного общества – ОАО  с долей участия в уставном капитале муниципальных образований не более 25%.

 Основными функциями каждого подразделения являются – выполнение работ и контроль за обслуживанием и ремонтом водопроводных сетей, управление, организация сбытовой деятельности.

 

 2. Вхождение в процесс обслуживания водопроводных сетей на условиях аренды и передачи необходимого имущества в собственность предприятий.

 

Часть имущества, необходимого частным предприятиям для обеспечения деятельности по водоснабжению населения, предполагается предоставить им в аренду на время оформления документации, но не более чем на Гава муниципального образования месяцев. В дальнейшем возможен выкуп сетей и сооружений.

Указанные преобразования позволят значительно повысить качество управления отраслью, сосредоточить основные финансовые потоки в едином управленческом центре, обеспечить возможность оперативного и качественного реагирования на возникающие проблемы в сфере снабжения населения водой.

Исходя из вышеизложенного, органам исполнительной власти Ульяновской области необходимо:

Разработать нормативно-правовой акт о создании открытого акционерного общества.

Организовать проведение технического аудита.

Внести изменения в областную целевую программу «Обеспечение населения Ульяновской области доброкачественной питьевой водой» на 2007-2010 годы».

Проработать вопрос с фирмой «Грундфост» о предоставлении Ульяновской области  товарного кредита.

 

Одновременно органы местного самоуправления муниципальных образований должны провести следующие мероприятия:

– провести инвентаризацию основных фондов, выяснить наличие документации;

– составить реестр имущественного комплекса в границах поселения;

– определить действующие системы водоснабжения, водоотведения и составить принципиальные схемы с указанием всех потребителей и сооружений по сетям, определить границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности;

–  заключить договоры с потребителями и с арендаторами;

– составить реестр всех действующих и вновь заключенных договоров, в т.ч. договоров между администрациями поселений и арендаторами;

–  провести сезонные обследования инженерных сетей;

– разработать и утвердить мероприятия по подготовке объектов ЖКХ к работе в зимних условиях;

–  определить потребность населения в воде по каждому населённому пункту;

–  провести разъяснительную работу с населением о необходимости устройства «легальных» врезок, установки приборов учёта (для повышения качества предоставляемой услуги водоснабжения).

 

2.2. Модернизация оборудования и капитальный ремонт

 

Одновременно с изменением системы управления отраслью и имуществом, необходимым для предоставления населению услуг водоснабжения, необходимо осуществлять планомерное техническое перевооружение организаций коммунального комплекса.

Внедрение ресурсосберегающих технологий и ремонт основных фондов. На ресурсоэнергосбережение будет направлено внедрение новой водозапорной арматуры, приборов учета и контроля расхода воды.

                Потребление электроэнергии отрасли за 2009 год прогнозируется в объёме 38791 тыс. кВт/час на сумму 164,416 млн. рублей. Требуется замена насосного оборудования. Проведённые переговоры с руководством российского представительства компании «Грундфос» показывают возможные резервы в отрасли, имеется опыт других регионов (г. Балашов Саратовской области, г. Сухой Лог Свердловской области) по применению нового оборудования, это даёт возможность сократить расход электроэнергии на 18%, что в натуральных показателях (по уровню 2009 года) составит 6982 тыс. кВт/час, или 29,594 млн. рублей в год. Взаимодействие будет выстроено следующим образом: после обсуждения и принятия решения будет проведён технический аудит, по результатам которого будут даны предложения по модернизации, после чего будут проводиться переговоры с руководством головной компании по выделению долгосрочного товарного кредита с возвратом за счет средств, полученных в результате экономии.

Но проблема электроэнергии не снимается, так как в 2010 году увеличивается доля реализации электроэнергии по нерегулируемым ценам с 50% до 70% от общего объёма реализации. Учитывая ежегодное увеличение доли электроэнергии, оплачиваемой по нерегулируемым тарифам, можно сделать вывод о том, что это приведёт к ухудшению экономической ситуации. Поэтому следующим шагом необходимо начало масштабного капитального ремонта, так как ситуация за последние три года показала, что в год ремонтируется около 40 км сетей. Это в 8 раз меньше, чем требуется для приостановления износа основных фондов.

В сложившейся ситуации мы должны ремонтировать ежегодно 8-10% сетей, а это – от 300 до 500 км в год. Считаем необходимым после проведения анализа состояния сетей определить проблемное поле и составить графики первоочередного ремонта.

В первую очередь необходимо предусмотреть осуществление ряда организационных мероприятий по управлению системами водоснабжения и реализовать меры по восстановлению в населенных пунктах области систем водоснабжения, имеющих высокий уровень физического износа. Решение данной задачи позволит сократить потери воды, предотвратить возникновение инфекционных заболеваний путем улучшения органолептических и микробиологических показателей качества воды.

Данная проблема должна быть решена путем строительства объектов водоснабжения прежде всего в населенных пунктах, имеющих дефицит воды. Вопросы водоснабжения населения, сельского хозяйства, промышленного производства, а также проблемы водоотведения и очистки сточных вод являются приоритетными для руководства региона. В ходе выполнения комплекса намеченных мероприятий произойдет не только значительное обновление основных фондов отрасли и улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, но и возрастет эффективность использования водных ресурсов региона.

В регионе сформирован список проблемных вопросов муниципальных образований, состоящий из необходимости изготовления ПСД на строительство и реконструкцию водопроводов на сумму 152 млн. рублей и выполнения СМР на сумму 4415 млн. рублей с ремонтом 1311 км сетей.

Безусловно, необходимо решать проблему Радищевского района по магистральному водопроводу.

Радищевский групповой водопровод был введён в эксплуатацию в начале 70-х годов прошлого века. Общая протяжённость водопроводных сетей 219 км, 10 насосных станций, 12 скважин, обеспечивает подачу воды в 24 населённых пунктах трёх районов области с населением 13500 человек и 35 организаций и хозяйств. Объём реализованной воды составляет 350,5 тыс. куб. м в год, в том числе населению-255,3 тыс. куб. м в год.

Износ магистральных и разводящих водопроводов, насосно-силового оборудования и обслуживающей техники составляет более 80%. Многолетнее использование систем группового водопровода без капитального ремонта и недостаточное финансирование приводят к потерям питьевой воды и большому расходу электрической энергии. ОГУП «РГВ» имеет значительные убытки. Из всего объёма поднятой воды питьевого качества доводится до потребителей только 50%.

За прошедшие три года заменено 15 км сетей 1 очереди группового водопровода. В 2007 году на ремонт 1 очереди было выделено 9,548 млн. руб. В 2008 году средства не выделялись.

Вопрос о мерах по предупреждению возможной чрезвычайной ситуации в связи с нарушением водоснабжения не раз рассматривался на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области.

15 мая 2008 года на заседании КЧС было принято решение о необходимости выделения финансовых средств из дополнительных доходов по итогам исполнения бюджета Ульяновской области за второй квартал 2008 года бюджету муниципального образования «Радищевский район» в сумме 20,0 млн. руб. на проведение ремонтных работ Ульяновского группового водовода на территории Радищевского и Старокулаткинского районов (из которых 2,0 млн. руб. предусмотреть на проведение ремонтных работ водопровода на участке Рязаново-Новое Зелёное Старокулаткинского района).

Законом «Об областном бюджете Ульяновской области на 2008 год» денежные средства не предусматривались.

14.05.2009 в Министерстве строительства состоялось совещание по проблемным вопросам водоснабжения населённых пунктов, обслуживаемых ОГУП «Радищевский групповой водовод», с участием главы администрации муниципального образования «Радищевский район» и директора ОГУП «Радищевский групповой водовод», в рамках которого были выработаны меры по обеспечению надлежащего функционирования указанного объекта. Для проведения первоочередных ремонтных работ на Радищевском групповом водопроводе необходимо 20,0 млн. руб. На 2009 год ОГУП «РГВ» выделено всего 6,0 млн. рублей.    

В целом указанные проблемы в сфере водоснабжения должны решаться в рамках реализации областной целевой программы «Обеспечение населения Ульяновской области доброкачественной питьевой водой» на 2007-2010 годы», утверждённой Законом Ульяновской области от 09.07.2007 № 86-ЗО.

 В связи с отсутствием достаточного финансирования Законом Ульяновской области от 19.12.2008 № 230-ЗО в данную программу внесены изменения в части уточнения перечня мероприятий программы.

В новую редакцию программы включены объекты водоснабжения, подлежащие софинансированию областного бюджета Ульяновской области в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».

Общий объём финансирования программных мероприятий уменьшен с 7421,264 млн. рублей до 674,149 млн. рублей, в том числе:

2007 год - 103,757 млн. рублей,

2008 год - 158,610 млн. рублей,

2009 год - 187,843 млн. рублей,

2010 год - 223,939 млн. рублей.

           Программой предусматривается строительство и реконструкция 235,835 км сетей водоснабжения, в том числе:

2007 год - 29,347 км,

2008 год - 66,488 км,

2009 год - 69,5 км,

2010 год - 70,5 км.

           Фактически за 2007-2009 год построено и реконструировано 128,751 км водопроводных сетей. Необходимо строить не менее 300 км водопроводов в год, чтобы приостановить старение основных производств.

 

2.3. Основные направления финансового оздоровления отрасли

 

Традиционными для Российской Федерации источниками финансирования систем коммунального хозяйства являются:
- федеральный бюджет;

- бюджет субъекта федерации (областной, местный бюджет);

- собственные средства предприятий эксплуатационных организаций и владельцев сооружений, в том числе негосударственных организаций.

 

По сложившейся российской практике чаще всего средства привлекаются на безвозмездной основе в форме субсидий из федерального или регионального бюджетов.

В настоящее время объемы финансирования из данных источников покрывают не более 20% от реальных потребностей.

В большинстве стран с рыночной экономикой основные расходы на строительство, эксплуатацию и развитие систем водоснабжения несут потребители услуг, оплачивая их по оправданным тарифам.

Могут быть выделены четыре источника финансирования: потребители, частные финансовые институты, международные финансовые институты и бюджет.

Стратегически основным источником финансирования являются платежи населения при условии, что в регионе введены реальные тарифы, включающие инвестиционную составляющую.

Другим направлением финансового оздоровления является использование заемных средств.

Возможно применение таких методов привлечения инвесторов, как налоговые льготы, льготы по арендной плате на землю, иные объекты недвижимости.

Наиболее эффективным вариантом финансирования различных проектов является привлечение банковских долгосрочных кредитов, а также средств частных компаний и вкладчиков.

Основным преимуществом кредитного финансирования являются:

- возможность быстрого получения средств и выполнения работ с достижением конечного результата;

- возмещение затрат начинается после того, как результат (улучшение качества питьевой воды, новые подключения к сети) достигнут;

- распределение затрат на длительный период времени (12-20 лет);

- распределение возмещения затрат между сегодняшним и будущими потребителями.

 

Привлечение инвестиций является прерогативой владельцев сооружений. Именно они должны определить потребности, возможности и приемлемые формы инвестирования и несут ответственность перед кредиторами.

Финансирование из частных источников возможно только в условиях получения гарантированной прибыли от вложения капитала. Возможны различные способы и формы стимулирования средств от частных инвесторов, например, освобождение от ряда налогов на заданный период времени. Наряду с прямыми кредитами возвратное финансирование может осуществляться и за счёт использования механизмов долгосрочного лизинга или аренды.

 

2.4. Совершенствование правовой основы системы водоснабжения

 

В бывшем СССР эта задача рассматривалась как одна из приоритетных, разрабатывались нормативные документы, утверждавшиеся на уровне Центрального Комитета партии и Совета Министров СССР.

К таким документам относились Основы водного законодательства, Строительные нормы и Правила (СНиП) Государственные стандарты "Вода питьевая", Государственный стандарт "Источники водоснабжения", первая редакция санитарных правил и норм (СанПиН) и многие другие.

В рыночных условиях хозяйствования необходимо прежде всего определить меру ответственности каждого юридического и физического лица за качество и количество подаваемой воды, техническое состояние системы, ее воздействие на окружающую среду. Эти документы должны разрабатываться на основе Гражданского кодекса, Закона о техническом регламенте, законов о местном самоуправлении, Закона о защите прав потребителя. Необходимо провести анализ их полноты во всех возможных ситуациях в области водоснабжения и, в случае необходимости, сформулировать требования к разработке дополнительных правовых документов.

К главным недостаткам существующих нормативно-правовых отношений можно отнести следующие:

• недостаток (зачастую отсутствие) юридической и финансовой самостоятельности муниципальных водоканалов, и, как следствие, излишний уровень политического вмешательства со стороны муниципалитетов в эксплуатационную и финансово-экономическую деятельность обслуживающих организаций, в вопросы перспективного планирования. Наиболее характерный пример - запрещение отключения воды в случае несвоевременной оплаты, введение нереальных тарифов;

• отсутствие действующих механизмов ответственности водоканалов за качество услуг и потребителей воды за своевременную оплату услуг;

• отсутствие законодательно закрепленной ответственности владельцев сооружений (муниципалитетов) за их состояние;

• низкая эффективность государственного регулирования, вызванная недостатками принятой системы нормирования и контроля. Ответственность за качество питьевой воды должны нести в первую очередь владельцы сооружений, т.е. муниципалитеты.

 

Существующая правовая база ставит предприятия ВКХ в невыполнимые с точки зрения реальной экономики условия. С одной стороны, в части покрытия собственных расходов они вынуждены жить по законам рыночных отношений. С другой стороны, оказывать свои услуги потребителям они должны на принципах, характерных для социалистической экономики, выступая в роли кредиторов не только населения и бюджета, но и многих промышленных предприятий.

Представляется целесообразным в рамках государственной политики в области водоснабжения более четкое разграничение функций госструктур и введение более жесткой ответственности, в перспективе с переходом на персональную.

Для этого органами местного самоуправления должны быть разработаны и утверждены правила предоставления услуг водоснабжения и  порядок использования основных производственных фондов для предприятий, работающих в сфере водоснабжения.

 

Приложение 1

Приложение 2