Доклад Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова об основных направлениях социально-экономического развития Ульяновской области в 2011-2013 годах

 Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

 

         Перед рассмотрением во втором чтении проекта областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов обращаюсь к вам, органам государственной власти и местного самоуправления, ко всем ульяновцам, чтобы ещё раз сконцентрировать внимание на путях и методах решения ключевых проблем социально-экономического развития региона на ближайшую перспективу.

         2011-2013 годы должны стать для нас временем превращения Ульяновской области в регион-лидер, в регион с динамично развивающейся экономикой, комфортными условиями проживания, политической стабильностью. Для этого у нас сегодня есть всё:

- четкая и выверенная Стратегия социально-экономического развития;

- компетентная и профессиональная управленческая команда;

- сформированная в основных чертах цивилизованная политическая система.

         Проводимая нами в предшествующие годы бюджетная и налоговая политика дала нам возможность увеличить бюджетные доходы и расходы, направленные на повышение качества жизни граждан. Вот только несколько цифр.

         Пять лет назад доходы областного бюджета составляли 9 миллиардов рублей, на 2011 год запланировано более 21 миллиарда. За тот же период расходные обязательства выросли с 10,5 до 23,4 миллиардов рублей. В том числе межбюджетные трансферты выросли в 1,7 раза расходы на образование - в 1,85 раза, здравоохранение – в 2,1 раза,  культуру – в 2,9 раза, социальную политику – более чем в 3 раза.

         Мы с вами год назад принимали бюджет в достаточно трудной ситуации. Было много сомнений, некоторые из вас не верили, что мы справимся со своими обязательствами. Но мы никого не подвели. За 10 месяцев налоговых и неналоговых доходов в бюджет области уже поступило на 1 млрд. 68 миллионов рублей больше, чем за весь 2009 год и на 804 миллиона больше, чем за весь докризисный 2008 год. Это дало нам возможность направить дополнительные средства в сумме более 2-х миллиардов рублей на поддержку сельского хозяйства, борьбу с пожарами, финансирование учреждений образования и здравоохранения, ремонт областного Дворца творчества детей и молодежи,  финансирование милиции общественной безопасности, помощь муниципальным образованиям и целый ряд других направлений.

         Более того, на сегодняшний день можно констатировать, что Ульяновская область окончательно распрощалась с позорным брендом «депрессивный регион». Давайте посмотрим на статистику.

         Итоги социально-экономического развития региона за 10 месяцев показывают, что восстановление экономики к докризисному уровню, начавшееся в четвёртом квартале 2009 года, происходит достаточно быстрыми темпами.

  1. Ульяновская область входит в первую пятёрку наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа, а по отдельным ключевым показателям, таким как индекс промышленного производства, – занимает второе место в масштабах страны.
  2. По данным мониторинга Министерства регионального развития Ульяновская область входит в число 20-и наиболее благополучных регионов России по сводному индексу состояния реального сектора экономики. Мы обоснованно рассчитываем, что экономика региона окончательно выйдет на докризисный уровень к концу следующего года.
  3. Наш регион вошел в первую десятку субъектов Российской Федерации с наибольшим числом реализуемых инвестиционных проектов.
  4. В октябре Международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило действующие рейтинги Ульяновской области с прогнозом "стабильные". Такая высокая оценка столь авторитетного международного рейтингового агентства даёт нам широкие возможности в привлечении в регион крупных инвесторов, для которых такие показатели являются очень важными.
  5. Только вчера мы закончили переговоры с крупнейшими двумя западными компаниями. Одна компания готова вложить в реализацию своего проекта более 1 млрд. евро, и создать несколько тысяч рабочих мест. Четыре инвестиционных проекта региона вошли в число приоритетных для стратегии развития Приволжского федерального округа, а значит, и Российской Федерации. Ульяновская область стала победителем Конкурса региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации «Регионы России: от кризиса к развитию» в номинации «За стимулирование инновационной активности».
  6. Рабочая группа «Ядерные технологии» Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России приняла окончательное решение о создании ядерно-инновационного кластера в Димитровграде.
  7. В рейтинге качества жизни факультета политологии МГУ Ульяновская область поднялась с 48 места в 2005 году на 35-е, а по отдельным позициям, как например, безопасность личности или состояние жилищного фонда регион вошел в число двадцати наиболее благополучных регионов РФ.
  8. Также отмечу, что в общероссийском рейтинге регионов по достигнутой общей динамике эффективности государственного управления Ульяновская область заняла шестое место.

         В этом году Указом Президента поддержана наша инициатива о праздновании 250-летия со дня рождения Николая Михайловича Карамзина. Отмечу и недавнее постановление Правительства Российской Федерации, в котором Ульяновская область вошла в число регионов, в которых пройдут мероприятия, посвящённые 150-летию со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина.

         Но все эти и многие другие позитивные тенденции лишь доказывают, что мы правильно расставили стратегические приоритеты и последовательно движемся к достижению поставленных целей. Нас перестали воспринимать как аутсайдеров. Мы перешли в разряд крепких «середняков», по отдельным направлениям – в число лидеров. Однако сказать, что Ульяновская область уже стала динамично развивающимся регионом с современной экономикой, качественной инфраструктурой и высоким уровнем жизни граждан, было бы преждевременно. Нам предстоит ещё очень многое изменить буквально во всех отраслях и сферах жизни, чтобы по-настоящему стать современными, чтобы наши лидерские амбиции не остались просто словами.

         Данные опросов общественного мнения наглядно показывают, какие проблемы в наибольшей степени сегодня беспокоят жителей области. Это низкий уровень жизни и проблемы безработицы. Высокая стоимость и низкое качество услуг ЖКХ. Недостаточные меры поддержки сельского хозяйства. Рост цен и тарифов. Недостаточная защищённость от преступных посягательств. Низкое качество или недоступность медицинского обслуживания. Коррупция, бездействие и безразличие органов власти на всех уровнях. Также ульяновцы считают, что власть должна уделять гораздо больше внимания вопросам ремонта автомобильных дорог, поддержке молодёжи, социальной защищенности людей. Объективности ради, следует сказать, что эти же проблемы волнуют и всех жителей Российской Федерации.

         Вот почему наша политика, в том числе бюджетная и налоговая, будет нацелена на последовательное решение именно этих проблем. Одновременно мы продолжим курс на модернизацию и адаптацию экономики к задачам инновационного развития. Более того, мы должны по ряду направлений занять лидирующие позиции в России, чтобы получить дополнительные ресурсы через участие в ключевых федеральных проектах.

         Принимая во внимание необходимость перехода на программно-целевые методы бюджетного планирования, мы сформировали 47 региональных целевых программ. Суммарный объём их финансирования на период до 2013 года – более 31 млрд. рублей. Все программы сгруппированы по четырём ключевым направлениям:

1. Новое качество жизни: 29 программ с общим объёмом финансирования 10,3 миллиарда рублей.

2. Модернизация экономики и инновационное развитие: 12 программ, объем финансирования – более 19-и миллиардов рублей.

3. Обеспечение безопасности: 3 программы, объём финансирования – более 70 миллионов рублей). Я говорю только о развитии, так как мы направляем на обеспечении безопасности более 1 млрд. рублей.

4. Эффективное государство: 3 программы, объем финансирования более 754 миллионов рублей.

 

         В целом же плановые расходы бюджета на 2011-2013 годы без учёта целевых средств федерального бюджета составят 68 миллиардов рублей, что на 35 процентов превышает аналогичные показатели предыдущего трёхлетнего периода. Практически по всем отраслям происходит рост расходов, по отдельным, таким, как ЖКХ или охрана окружающей среды, экология – в 2-2,5 раза.

         Какие задачи перед собой мы ставим по каждому из данных направлений?

Все мы прекрасно понимаем, что достичь серьёзных позитивных изменений в вопросах качества жизни можно только при условии наличия «сильной», динамично развивающейся, по-настоящему «современной» экономики. Для нас это важно и с точки зрения создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, и  для привлечения на территорию мировых «центров прибыли» в целях увеличения доходов областного бюджета.

         В рамках направления «Модернизация экономики и инновационное развитие» перед нами стоит ряд задач.

         Первое. Необходимо наращивать усилия по реализации «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов.

         Для решения этой задачи мы должны:

- во-первых, создать необходимые условия для реализации комплексного проекта создания ядерно-инновационного Центра России в городе Димитровграде с суммарным объемом инвестиций по всем проектам до 2020 года в размере более ста миллиардов рублей.

         В результате этого на территории региона будет создан мощный комплекс предприятий, лечебных, профилактических, образовательных и научных учреждений мирового уровня в одной из самых перспективных сфер: ядерной медицине и ядерных исследованиях. Особо отмечу, что этот проект нацелен на решение не только экономических, но и социальных проблем. Центр ядерной медицины, строительство которого планируется завершить в 2013 году, рассчитан на ежегодное лечение онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний в стационаре – для 18 тысяч больных, амбулаторно – на 115 тысяч посещений. Такого центра нет не только  России, но и в Европе. Благодаря открытию в Димитровграде филиала национального исследовательского ядерного университета МИФИ и Президентского физико-математического лицея, мы сможем обеспечить конкурентоспособное по самым высоким мировым меркам образование для нашей молодёжи. В целом же сам город Димитровград и вся Ульяновская область получат уникальные возможности для инновационного развития. В самой ближайшей перспективе нам предстоит построить целый комплекс, включающий университетский городок и коттеджный посёлок- кампус для российских и зарубежных специалистов.

         От нас это потребует выделения из областного бюджета в 2011 году 225 миллионов рублей, а в целом до 2013 года – более 1,1 миллиарда рублей. И это только первая часть проекта, которая позволит нам создать 2250 новых высокооплачиваемых рабочих мест и потом ежегодно получать более 200 миллионов налоговых платежей. В целом же по всем предприятиям кластера налоговые отчисления с 2016 года составят более полутора миллиардов рублей. Я повторяю, Это только начало. Мы говорим только о медицине. Впереди у нас использование ядерных технологий в ЖКХ, АПК, всего у нас 10 таких направлений. Объём инвестиций в них будет не менее, чем в первую часть.

         Во-вторых, для привлечения инвестиций в строительство новых производств необходимо развивать инфраструктуру региональных промышленных зон, особой портовой зоны и индустриальных парков.

Мы видим, что промзона «Заволжье» уже стала мощным инструментом привлечения инвестиций и создания современных производств. Вслед за всемирно известными компаниями «Марс» и «Сабмиллер» свои заводы на нашей промзоне будут строить «Таката-Петри» и «Хемпель». В стадии завершения находятся переговоры ещё с несколькими крупнейшими мировыми компаниями.

         Промзона уже сегодня стала самым эффективным проектом реализации частно-государственного партнёрства в России. На один рубль бюджетных инвестиций нам удалось за два года привлечь 17 рублей частных инвестиций, и мы планируем в течение ближайших трёх лет как минимум удвоить данный показатель.

         Насколько это выгодно для области, может проиллюстрировать один факт. По итогам 9 месяцев 2010 года объём налогов, поступивших в бюджет области от компаний-инвесторов, составил более 2-х миллиардов рублей. Всего за период с 2011 по 2013 годы планируется завершить реализацию 28 проектов с общим объёмом инвестиций 56,8 миллиардов рублей. По итогам реализации планируется создать почти 8,5 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Ежегодные налоговые поступления при выходе проектов на полную проектную мощность должны составить 5,2 миллиарда рублей.

         В следующем году нам предстоит в полном объеме приступить к созданию инфраструктуры особой портовой экономической зоны.  Организационный период 2010 успешно завершился, мы прошли все подводные течения, здесь хорошо поработала Корпорация развития и блок развития в Правительстве. Здесь начнётся строительство завода по производству авиакомплектующих из композиционных материалов для серийного производства новых самолётов «Сухой Супер Джет» и МС-21. К 2015 году завод будет введён в эксплуатацию. Также на портовой зоне мы планируем создать два производства самолётов региональной авиации совместно с инвесторами из Европы и Америки. Проект по конвертации самолётов «Эйрбас» также, будет реализован именно на портовой зоне. Всё это потребует от нас определённых вложений.

         Несколько слов о положении дел на «Авиастаре». И руководство Объединенной авиастроительной корпорации, и руководство предприятия дали исчерпывающие разъяснения относительно дальнейшей судьбы данного предприятия, в том числе, производства Ту-204. Я еще раз, пользуясь этой трибуной, вынужден заявить, те паникеры и крикуны, которые говорят что судьба и история самолёта Ту-204 закончилась - глубоко ошибаются и бегут впереди планеты всей. Мы в полном объеме согласовали объемы выпуска самолетов на 2011, 2012 и последующие годы. В 2011 годы мы произведём 4 самолёта Ту-204. У нас есть конкретная авиационная компания, в том числе Управление делами Президента которые закупают эти самолёта.

         Хочу отметить, что в настоящее время идет подготовка к реализации других перспективных проектов. Это модернизация АН-124-100, а  министерство обороны РФ подтвердило заказ на 20 самолётов. Это производство транспортного самолёта Ил-476, тем более, что в октябре следующего года первый лётный образец этого лайнера должен быть передан на сертификационные испытания. Это и совместный российско-индийский проект по производству нового лайнера МТА. Я уже не говорю о совместном украинско-российском проекте, который планируется реализовываться в Ульяновске. При условии реализации всех этих проектов до 2015 года на заводе будет дополнительно создано 5-6 тысяч новых рабочих мест. Мы продолжим активно поддерживать «Авиастар» и налоговыми льготами, и реализацией широкомасштабных программ строительства жилья для работников предприятия и привлечения молодых специалистов из других регионов. Затраты на инфраструктуру для подготовки площадок под строительство за счёт бюджетов всех уровней составит по оценке не менее 500 млн. рублей.  Одним словом, завод будет работать и работать весьма успешно.

         В автомобилестроении с 2011 году начнётся реализация программы создания индустриальных парков на площадках УАЗа и ДААЗа. На первом этапе финансирование создания индустриальных парков будет идти за счёт средств самих предприятий. Программа позволит нам разместить на этих площадках производство в международной кооперации с крупнейшими производителями автокомпонентов Италии, Германии, Франции, Кореи. Переговоры с ними уже произведены.

         В связи с этим несколько слов о наших так называемых «старых» промышленных  предприятиях, которые также нуждаются в модернизации. Кризис заставил наш директорский корпус многое переосмыслить и изменить подходы к организации производства.

         По оперативной информации в следующем году крупные градообразующие предприятия планируют направить на финансирование инвестиционных проектов и мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производств более 12 миллиардов рублей за счёт собственных и привлеченных средств.

         Задача органов власти я вижу в том, чтобы совместно с директорским корпусом создавать необходимые условия не только для открытия новых предприятий, но и для восстановления традиционных для региона производств в ряде отраслей промышленности.

         Могу сказать, что мы практически завершили переговорный процесс и будем возрождать такую традиционную для региона отрасль, как станкостроение. В следующем году начнётся и реализация проектов по строительству новых предприятий в легкой и текстильной промышленности: фабрики первичной обработки шерсти в Барыше, создание нового производства велюровых тканей на Румянцевской фабрике. В ближайшей перспективе – модернизация текстильного производства в Языково.

         В-третьих, нам необходимо оказать серьёзную поддержку инновационной деятельности предприятий и организаций региона и развивать инновационную инфраструктуру. Здесь мы намерены в следующем году создать в Ульяновске совместно с ГК «Роснанотех» Нанотехнологический Центр и Фонд малобюджетных инновационных проектов. Это позволит обеспечить реализацию научно-технического потенциала региона, привлечь крупные частные инвестиции в разработку и внедрение новых технологий, облегчить доступ к современному технологическому оборудованию. От нас это потребует софинансирования в объёме 200 миллионов рублей. При этом планируемый объем привлеченных инвестиций составит более 800 миллионов.

         Кроме того, мы закладываем средства на развитие инновационной инфраструктуры и поддержку инновационных предприятий в размере 15 миллионов рублей.

         В-четвёртых, перед нами стоит задача создавать инновационные производства и привлекать инвестиции не только в крупные города. В полной мере необходимо задействовать и потенциал «опорных» сельских районов области. К этой работе мы уже приступили. Важным межрегиональным проектом стало формирование, при поддержке депутатов от фракции «Единая Россия», Межрегионального научно-производственного кластера эффективного использования нерудных материалов в Инзе. На очереди – создание текстильного кластера в городе Барыш. В 2011-2013 годах мы создадим региональные промышленные зоны в Новоспасском и Новоульяновске. Получат дальнейшее развитие и реализуемые проекты по созданию кластера строительных материалов в Сенгилеевском и Тереньгульском районах.

         Ещё одно важнейшее направление в создании «новой экономики» - поддержка развития малого и среднего бизнеса. Кстати, в настоящее время по динамике прироста числа малых предприятий в расчёте на 100 тысяч жителей Ульяновская область занимает 4-е место по Российской Федерации.

В следующем году мы увеличиваем объёмы финансирования по областной целевой программе поддержки предпринимательства до 85 миллионов рублей. Мы рассчитываем, что при увеличении ассигнований по итогам исполнения бюджета в первом квартале до 150 миллионов, как это предусмотрено в программе, эти средства позволят привлечь дополнительные федеральные и банковские ресурсы на развитие малого бизнеса в объеме 1.2 миллиардов рублей. Особый акцент будет сделан на поддержку инновационных и экспортоориентированных малых предприятий, модернизацию технологической базы, создание разветвлённой инфраструктуры лизинга. Будет внедрена и новая мера поддержки – субсидирование расходов, связанных с выходом на «открытый рынок торгов».

         Отмечу также, что Ульяновская область вошла в пилотный проект Минэкономразвития Российской Федерации по созданию Центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства. Работа в этом направлении будет продолжена и в 2011 году.

 

Вторая по важности задача – создать все необходимые условия для комплексного развития сельских территорий.

         В области земледелия мы должны, в первую очередь, извлечь уроки из ситуации с засухой. Во-первых, создать стимулы для страхования посевов. Я благодарен всем кто при обсуждении проекта бюджетов внесли свои предложения.

         Мы должны увеличить долю субсидирования по страхованию из областного бюджета, чтобы с учетом федерального бюджета компенсировать 95% уплаченного страхового взноса. И должны ввести в практику, что субсидии из областного бюджета в растениеводстве будут выплачиваться только сельхозпроизводителям, застраховавшим не менее 90% посевов.

         На встрече с фракцией КПРФ звучало предложение о создании регионального страхового фонда зерна. Полагаю, что мы должны внимательно отнестись к этой инициативе и всесторонне её рассмотреть.

         Во-вторых, мы должны серьёзно заняться восстановлением и строительством новых оросительных систем, развитием мелиорации, что позволит независимо от погодных условий обеспечить урожай овощных культур и картофеля. Мы уже просчитали, сколько на следующий год нам нужно будет средства на эти цели.

         Задача номер три - обновление машинно-тракторного парка. Здесь нам предстоит внедрить Программу утилизации старой комбайновой и тракторной техники с приобретением новой на льготных условиях. При этом бюджетные субсидии на компенсацию затрат будут составлять от 20 до 50 процентов в зависимости от вида техники. Как обратила внимания фракция «Единой России» — нам нужно будет погасить долги по субсидиям, тем кто уже закупил в прошлые годы технику.

         Следующее направление - развитие мясного скотоводства. Здесь мы также будем компенсировать сельхозтоваропроизводителям часть средств, направленных на покупку племенного молодняка и эмбрионов мясных пород, реализацию кондиционного мясного поголовья, приобретение оборудования, кормоуборочной и кормораздаточной техники, а также семян высокобелковых кормовых культур. Это позволит нам обеспечить потребность населения области в качественной мясной  продукции, а также обеспечить сырьём мясоперерабатывающие предприятия.

         Важным направлением считаю и развитие малых форм хозяйствования на селе. На эти цели в проекте бюджета предусмотрено 30 миллионов рублей.

         Мы продолжим выплачивать сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидии на молоко и приобретение мини-молочных заводов и модульных комбинатов по убою скота и переработке мясной продукции. Кроме того, планируем расширить направления поддержки личных подсобных хозяйств через субсидии на приобретение молодняка крупного рогатого скота, поросят и комбикормов. Мы хотим не только сохранить поголовье скота, но и повысить доходы сельчан.

         Далее, нам необходима техническая и технологическая модернизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Поэтому ставлю задачу Министерству сельского хозяйства в следующем году разработать порядок субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности на покупку нового технологического оборудования. Это позволит повысить конкурентоспособность производимой продукции как на внутреннем рынке, так и за его пределами. Мы хотели бы чтобы этот порядок начал действовать со второй половины 2012 года.

         В целом мы должны в течение бюджетного года довести суммарное финансирование отрасли АПК до, как минимум, 1,2 миллиарда рублей. С учётом федеральных средств цель на 2011 год – привлечь в сферу АПК, как минимум, два миллиарда только бюджетных инвестиций.

         Одним из приоритетов является создание необходимых условий для развития садоводства на территории области. 2011 год в нашем регионе впервые объявлен Годом садовода. Если в текущем году мы впервые в рамках целевой программы выплатили 5 миллионов рублей субсидий садоводческим товариществам, то в следующем году первоначально запланированный объем субсидий вырастет в два раза – до 10 миллионов рублей. И это не предел, по программе предусмотрено 45 миллионов рублей, но, думаю, что и эта цифра будет корректироваться в сторону увеличения.

Эти средства будут направлены на создание систем устойчивого водоснабжения, создание демонстрационной площадки по выращиванию плодово-ягодных культур методом капельного орошения, строительство подъездных дорог с твердым покрытием. Впервые запланировано проведение газификации садоводческих товариществ и дачных объединений. Также в рамках Года садовода состоится Первый областной слёт садоводов и будет открыт областной Дом садовода. Мы рассмотрим передачу всех электрических сетей и инженерной инфраструктуры в специализированные предприятия.

         Прямое отношение к комплексному развитию сельских территорий имеет и тема развития туризма во всех его видах. Здесь у нас есть огромный потенциал.

         Принятая областная целевая программа развития туризма сконцентрирует наши усилия на четырёх направлениях. Это субсидирование части затрат субъектов туристической индустрии на развитие инженерной инфраструктуры, включая разработку ПСД, в создаваемых туристско-рекреационных зонах «Центр ремесел» в Новой Беденьге и «Русский берег» в Старомайнском районе. Это субсидии, направленные на поддержку муниципальных программ развития туризма. Это информационное и рекламное сопровождение въездного туризма. Наконец, мы намерены войти в качестве одного из «пилотных регионов» в соответствующую федеральную целевую программу по развитию туризма, финансирование которой начнётся с 2012 года. Вот почему одной из новаций бюджета 2011 года является выделение значительных средств на программу развития туризма – 60 миллионов рублей.

         В следующем году мы должны уделить особое внимание состоянию сельской инфраструктуры. В первую очередь, будут продолжены работы по газификации сельских районов. В том числе, и вы, уважаемые депутаты, обращали на это внимание, будем серьёзно заниматься доведением до 100% уровня газификации там, где она не была доведена до конца, и в городе Сенгилей, и в ряде других сёл и посёлков области, в том числе и в пригородной зоне Ульяновска. На эти цели будут направлены не только запланированные в бюджете следующего года 70 миллионов рублей, но и средства, вырученные областью от продажи газопроводов. Плюс средства Облгаза и муниципальных образований. Кроме того, за счёт дополнительно привлеченных средств «Газпрома» в размере 4,5 миллиарда рублей в 2011 году будет завершена вторая очередь магистрального газопровода Сызрань-Ульяновск, что позволит нам вдвое увеличить объёмы поставок газа.

         Засушливое лето этого года ещё больше обострило вопрос о нормализации водоснабжения сельских районов и обеспечении граждан доброкачественной питьевой водой. Разработанная областная целевая программа «Чистая вода» предполагает, что до 2015 года мы построим и реконструируем более 1100 километров водопроводных сетей. На 2011 год запланированы работы в 18 городах и районах области с первоначальным объемом финансирования- 84,6 миллионов рублей за счёт бюджетов всех уровней.

         Также необходимо продолжить работу по модернизации объектов теплоэнергетического комплекса. На эти цели в бюджете следующего года выделяется 30 миллионов рублей - в пять раз больше, чем в текущем году. Помимо этого на модернизацию котельных мы направим ещё 50 миллионов рублей, вырученных от продажи газопроводов. Часть мазутных котельных Барыша и Инзы будет переведена на использование биотоплива. Ещё 60 миллионов рублей будет выделено муниципальным образованиям для содействия в организации теплоснабжения населения и объектов социальной сферы.

         Завершая эту часть доклада, хочу особо подчеркнуть: модернизация производства в аграрной отрасли, внедрение новых технологий крайне остро ставят перед нами вопрос о занятости на селе. Наша главная цель – использовать все имеющиеся возможности для создания на селе новых рабочих мест в различных секторах экономики. Этой темой надо заниматься очень серьёзно. Поэтому сегодня мы уже приступили к созданию особой госкорпорации – Агентства по развитию сельских территорий.

 

Другое магистральное направление модернизации, на которое направлена наша бюджетная политика – повышение качества жизни граждан. 

         По сравнению с бюджетом текущего года в 2011 году расходы на образование на здравоохранение и спорт – увеличены на 35%, темп роста расходов федерального бюджета на эти цели — намного скромнее, культуру и СМИ – в 1,7 раза, расходы на реализацию мер в сфере социальной поддержки граждан – на 13%, межбюджетные трансферты – на 9%. В целом же за три предстоящих года в социальную сферу Ульяновской области только из областного бюджета поступит 50 миллиардов 862 миллионов рублей.

         На что будут направлены эти средства? Перед нами стоит несколько ключевых задач. Первая – обеспечить в полном объеме текущее финансирование отраслей, в том числе и выплату заработной платы с учётом предстоящего повышения фонда оплаты труда бюджетников на 6,5%. Вторая – решение проблем модернизации материально-технической базы учреждений, в том числе проведение капитальных ремонтов, строительство новых социально значимых объектов. Третья задача – обеспечить необходимые меры социальной поддержки наименее защищённым группам населения: ветеранам и пенсионерам, многодетным и малообеспеченным семьям.  Четвёртая задача – создать действенные стимулы для решения ряда социальных проблем, в первую очередь, в отношении демографической и семейной политики, дошкольного образования, физической культуры и спорта. Наконец, пятая по счёту, но одна из первых по важности задача – повышение качества услуг в сфере ЖКХ, благоустройство и организация комфортной среды проживания для жителей городов и населённых пунктов.

         Несколько слов о крайне важном вопросе – повышении уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. На встречах с представителями профсоюзов мы неоднократно обсуждали эту тему. Встречи проходили бурно, но конструктивно. Могу сказать, что доведение оплаты труда бюджетников хотя бы до среднеобластного уровня потребует от нас дополнительного финансирования в размере более 8-и миллиардов рублей. Люди это услышали. Понятно, что одномоментно осуществить такие затраты наш бюджет пока не в состоянии. Но эта задача с повестки дня не снимается.  Мы разработали план пошаговых действий и начнём по отдельным отраслям и отдельным социальным группам решать эту проблему. Как решать — мы знаем. Начинаем, например, в дошкольном образовании с воспитателей, технических работников.

         Проведение преобразований в экономике и социальной сфере напрямую связано с решением кадровых проблем, масштабными вложениями в образование, культуру, молодёжную политику. 

         В сфере образования наши приоритеты расставлены следующим образом. Главная задача - модернизация системы профессионального образования. Для того, чтобы осуществить полный переход на новые стандарты за счет увеличения доходной части бюджета до конца 2011 года необходимо выделить 145 млн. руб.

         Кроме того, за счёт развития системы профильных физико-математических классов мы должны увеличить количество выпускников, поступающих на физико-математическое направление, как минимум в 2 раза. Для этого необходимо направить на эти цели 14,2 млн. руб. в 2011 году.

         В этом же направлении должно двигаться развитие естественно-научного, агротехнологического образования  в школах.

         Перед нами стоит и другая важная задача – создать условия для повышения в структуре занятости доли работников с высшим и профессиональным образованием.

         Именно поэтому было принято решение  установить лучшим выпускникам, поступившим в вузы области и набравшим по результатам ЕГЭ более 225 баллов, в дополнение к обычной академической стипендии ежемесячную Губернаторскую стипендию в размере трёх тысяч рублей. С 1 января 2011 студенты, при условии сдачи сессии без троек, начнут её получать. Эта стипендия распространяется на всех студентов РФ и зарубежья, которые будут учиться в ВУЗах Ульяновска. На данные цели в бюджете предусмотрено 7 млн. руб.

         Следующее направление – модернизация инфраструктуры образовательных учреждений. В этом году мы реализуем программу по ремонту школьных бассейнов, в результате которой будут созданы 9 плавательных оздоровительных центров с организацией обучения плаванию более 15000 детей.

         Также мы продолжим реализацию Программы  «Ремонт аварийных школ в 2010-2011 годах». Всего на эти цели будет направлено 54 млн. руб. Перечень школ у нас определен, конкретные объекты будут выбраны в зависимости от готовности муниципальных образований участвовать в софинансировании программы.

         Со следующего года мы намерены приступить к выполнению программы «Школьные окна» на которую обращала не раз внимание партия «Единая Россия». В ходе ее реализации планируется заменить более 37 тысяч оконных блоков общей площадью 122 тысячи квадратных метров. Эта программа будет выполняться совместно областным и муниципальными бюджетами. В 2011 году на данные цели должно быть выделено 126 млн. руб. По итогам первого квартала средства будут выделены, при условии софиансирования со стороны муниципальных образований. Родители 6000 учеников и педагоги 30 школ в 24 муниципальных образованиях будут спокойны за безопасность и здоровье и детей.

         На следующем этапе будем капитально ремонтировать спортзалы и пришкольные стадионы

         На протяжении ряда последних лет мы очень настойчиво решали проблему обеспечения доступности дошкольного образования.  Было создано более семи тысяч  мест в детских садах и дошкольных группах при школах, но пока проблема полностью не снята.

         В следующем году на увеличение доступности дошкольного образования должно быть направлено 300 млн. рублей. Это в 4,2 раза больше, чем в текущем году. Дополнительные средства на реализацию этой программы будут добавляться по мере исполнения доходной части бюджета. Плюс мы переговорили с фракцией ЕР в Госдуме. есть соответствующий партийный проект и мы рассчитываем получить средства в рамках этого партийного проекта. Это позволит нам создать более четырёх тысяч мест для ребятишек.

         Поддержим мы и модернизацию всей учебно-воспитательной работы в средней школе. Принято решение о создании двух Фондов. Это Фонд развития в объеме 50 млн. рублей, поддержку из которого смогут получить школы – ресурсные центры, базовые школы, школы повышенного уровня реализующие профильное обучение, школы – социокультурные центры, школы создавшие целостную систему воспитательной работы.

В рамках фонда будут реализованы  проекты «Мобильный класс», «Электронная учительская», в школах  должны интенсивно использоваться современные технологии обучения.

         Второй Фонд мы создадим в 2012 году – Фонд поддержки сельских малочисленных школ. Его объём 50 млн. рублей, но получить поддержку из этого Фонда смогут только те, сельские малочисленные школы, которые пройдут конкурсный отбор и представят реальные программы развития своего учреждения.

         В целом деятельность Фондов будет направлена на поддержку лидеров, повышение заработной платы учителей, имеющих высокие результаты работы.

         Кроме того, будет реализован еще целый ряд интереснейших проектов.

Фондами будет поддержана  системная работа с одарёнными детьми. В этом году мы завершаем капитальный ремонт областного Дворца творчества детей и молодёжи, который призван стать Центром по работе с юными талантами.

         Теперь крайне важно уделить особое внимание изучению иностранных языков, развитию международного сотрудничества с образовательными учреждениями других стран. Хорошим подспорьем в этом может стать возрождение в школах клубов интернациональной дружбы. Для лучших школ области достойной целью на перспективу должно стать вхождение в систему международного бакалавриата.

         Отмечу и ещё одно важное направление – обучение детей-инвалидов. До 2012 года предстоит решить задачу, чтобы все дети-инвалиды, находящиеся на индивидуальном обучении на дому и не имеющие противопоказаний, а их у нас всего 504, должны обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий. На эти цели в течение нескольких лет будет направлено 178 миллионов рублей.

         В сфере молодёжной политики наши усилия будут направлены на стимулирование инновационной активности и решение проблем занятости молодёжи, вовлечение молодых людей в активную общественную деятельность, поддержку и реабилитацию ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, укрепление материальной базы молодёжных и подростковых клубов по месту жительства, развитие международного молодёжного сотрудничества.

         Впервые будет присуждён Грант Губернатора для молодых ученых, решающих актуальные задачи социально-экономического развития региона. Впервые мы проведём конкурс «Работодатель года» для предприятий и организаций, создающих рабочие места для молодёжи. По-новому будет организовано проведение Молодёжного инновационного Форума ПФО. Дальнейшее развитие получит и проект по робототехнике. Ударной молодёжной стройкой будет объявлено строительство Федерального центра ядерной медицины. Одной из задач станет организация в Ульяновской области международного молодёжного общеевропейского саммита – своеобразного Фестиваля молодёжи и студентов.

         Также будет продолжена реализация проекта «Губернаторская тысяча» по благоустройству населённых пунктов. В числе студенческих отрядов появится экологическое направление, ребята будут работать на восстановлении территорий, пострадавших от лесных пожаров. Наконец, в следующем году мы проведём Открытый летний форум для сельской молодёжи «Открытые пространства», наш своеобразный мини-Селигер. Будет продолжена реализация проектов «Поверь в себя» (для работы с условно-осужденными подростками и теми, кто находился в местах лишения свободы) и «Остров отважных».

         На все эти мероприятия в бюджете первоначально предусмотрено 50 миллионов рублей, но до конца года финансирование будет увеличено до 94,5 миллионов.

         Особо скажу о сфере культуры. На эту отрасль мы направляем в 2011 году почти 529 миллионов рублей, что на 32 процента больше, чем в текущем году, а также привлекаем 125 миллионов федеральных средств. Замечу, что это как раз те инвестиции в культуру, которые ждут не только работники отрасли, но и жители области.

         Реализация поставленных перед отраслью задач поможет нам не только сохранить значимые объекты историко-культурного наследия, но и начать строительство нового здания областного краеведческого музея имени Гончарова и историко-архивного центра; создать на базе Театра юного зрителя Центр театрального искусства для детей и юношества, а на базе бывшего кинотеатра «Современник» - Дом культуры работников правоохранительных органов. Кроме того, для улучшения качества предоставляемых услуг и повышения комфортности условий  пребывания жителей области в учреждениях культуры мы планируем коренным образом модернизировать здания ряда областных учреждений культуры, включая Ленинский Мемориал, Дворец культуры «Губернаторский», Дворец культуры УАЗ, областной драматический театр имени Гончарова, Областную научную библиотеку.

         Сегодня мы готовимся к проведению ярких культурных событий российского и международного уровня. Это 200-летие со дня рождения Гончарова, 120-летие со дня рождения Пластова, 150-летие со дня рождения Столыпина. Уже в будущем году нам  предстоит начать реализацию крупномасштабного плана мероприятий по подготовке к празднованию 250-летия со дня рождения Карамзина с объемом финансирования более 4-х миллиардов рублей.

         Сегодня мы рассматриваем культурную политику как один из решающих факторов, определяющих качество «человеческого капитала», а значит, и развитие в любой сфере деятельности. Нашим ориентиром стал большой опыт европейских стран, накопленный программой «Культурная столица».

         Поэтому мы планируем в новом году приступить к большой системной работе по культурному сотрудничеству со странами двух глобальных межгосударственных объединений – СНГ и Евросоюза, эти договоренности уже достигнуты.

         В сентябре 2011 года в Ульяновске будет проведен Конгресс партнеров программ «Культурная столица» - широкомасштабный форум, способный продемонстрировать важнейший современный опыт культуры как главного ресурса развития общества. Помимо этого, в следующем году ульяновцев ждут Международный Форум художников «Пластовская осень», федеральный «Акатуй», Всероссийский конкурс «ТЭФИ-регион», театральный фестиваль «Атомград» в Димитровграде и целый ряд других ярких событий.

         Все эти события – лишь часть важнейшей задачи на ближайшие годы – синхронизировать программы модернизации культуры и модернизации экономики, сделать культуру локомотивом модернизации, включить в этот интереснейший процесс всех жителей области.

         Несколько слов о содействии, которое мы будем оказывать развитию институтов гражданского общества и поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. В этом году был сформирован новый состав Общественной палаты Ульяновской области. Палата одной из первых в ПФО обрела право законодательной инициативы и буквально недавно, вы, уважаемые депутаты, уже поддержали первый законопроект, который она внесла.  Совсем недавно была создана, но уже активно начала работать Молодежная общественная палата. Крайне важным начинанием этого года стал и общественный проект «Гражданский контроль». Уверен, что реализация программных мероприятий в отношении институтов гражданского общества позволит нам увеличить общественную активность, развивать территориальное общественное самоуправление, поддержать социально значимые проекты и инициативы некоммерческих организаций.

         В этом же ряду находятся и меры, направленные на укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе. В следующем году мы приступим к реализации интереснейшего проекта «Национальная деревня», где усилиями национально-культурных автономий региона будут созданы девять «национальных подворий». Это будет настоящий комплекс, отражающий культурное многообразие, исторические национальные традиции, и, одновременно, единство народов, проживающих на территории Ульяновской области. Все необходимая проектно-сметная документация есть. Объёмы финансирования определены.

         Наиболее «затратная» часть бюджета связана с оказанием различных мер социальной поддержки, которую у нас получает 500 тысяч граждан., без малого 40% жителей области. На эти цели в 2011 году планируется выделить 3,4 миллиарда рублей.

         Первая и главная наша забота – это ветераны. Мы обеспечим жильём всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны независимо от даты постановки на учёт. В настоящее время 2095 человек уже получили свидетельства на общую сумму 1,7 миллиарда рублей, 1673 ветерана уже справили новоселье. В ближайшее время мы направим дополнительно на эти цели ещё 470 миллионов рублей.

         Кроме того, в дополнение к федеральной ветераны Великой Отечественной будут получать региональную компенсацию 50% расходов на жилищно-коммунальные услуги и, таким образом, мы полностью берем на себя финансирование этой статьи расходов для наших фронтовиков.

         Новым расходным обязательством стали ежегодные и ежемесячные денежные выплаты заслуженным творческим работникам и ветеранам творческих профессий Ульяновской области. Это наш «золотой фонд» отрасли «Культура», который мы должны поддерживать.

         В 2011 году мы продолжим поддержку ветеранов труда Ульяновской области, их более 59 тысяч. Расходы бюджета составят 753,7 миллионов, а к 2013 году достигнут почти одного миллиарда рублей.

         Мы должны создать в регионе соответствующие условия для активного долголетия пожилых людей. Для этого нами, как финансово, так и административно будут всячески развиваться и поддерживаться идеи создания клубов для пожилых людей по месту жительства, «Университет пожилого человека», проект «Тимуровцы информационного общества», обслуживание ветеранов на дому работниками библиотек, особые комфортные условия для занятий пенсионеров физической культурой и так далее.

         За последние годы мы последовательно стремились принять ряд мер, направленных на усиление социальной поддержки семей с детьми, стимулирование роста рождаемости и возрождение культа крепкой многодетной семьи. Со следующего года мы будем выплачивать региональный капитал «Семья» всем семьям, у которых родится не только третий, но и второй ребенок. Мы дифференцировали размеры выплат таким образом, чтобы при рождении каждого последующего ребенка сумма выплат увеличивалась, сняли ограничения по возрасту родителей, расширили область применения этих денежных средств. Установили и единовременную социальную выплату на улучшение жилищных условий семьям, где одновременно родилось трое и более детей. Также мы будем выплачивать единовременное поощрение женщинам-матерям, награждённым почётным знаком  Материнская Слава» и ежемесячную денежную выплату в размере прожиточного минимума  многодетным женщинам – пенсионерам.

         В сфере здравоохранения приоритетными задачами по-прежнему являются повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни граждан.

         Мы заложили основы для снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Сегодня в области заработали Региональный сосудистый центр и 3 первичных сосудистых отделения, в которых прошли лечение более 13 тысяч человек. Готов к открытию Центр помощи пострадавшим в ДТП. В декабре мы его откроем. Все это позволит стабилизировать показатели смертности и выйти на их снижение, добиться снижения смертности населения трудоспособного возраста.

         Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» позволила улучшить ситуацию с оказанием медицинской помощи в первичном звене здравоохранения. А на совершенствование специализированной помощи будет направлена масштабная программа модернизации здравоохранения. В рамках этой программы мы планируем приступить к строительству областной клинической больницы.

         И хотя конкретные размеры финансирования будут определены только после утверждения областной программы модернизации в Минздравсоцразвития России, уже сейчас можно сказать: на выделенные средства нам предстоит коренным образом обновить материально-техническую базу лечебных учреждений в соответствии с новыми порядками и стандартами оказания медицинской помощи, решить кадровые вопросы, предметно заняться информатизацией отрасли. Софинансирование составит со стороны Ульяновской области  — более 1 млрд. рублей.

         Все эти меры позволят нам значительно улучшить качество лечения и избавить людей от утомительного стояния в очередях. Будут введёны в эксплуатацию электронный паспорт здоровья жителя Ульяновской области, единая электронная регистратура и Веб портал для записи на приём к врачу через Интернет.

         Одним из наиболее проблемных вопросов является рост заболеваемости и смертности населения от онкологических заболеваний. Поэтому значительная сумма в бюджете следующего года предусмотрена на развитие онкологической службы региона. Более 180 млн. рублей будет направлено на строительство пристроя к радиологическому корпусу онкологического диспансера, ремонт и оснащение оборудованием этого лечебного учреждения. Такое вложение позволит привлечь более 400 млн. рублей федеральных средств.

         Кроме того, 20 миллионов рублей планируется потратить на разработку проектно-сметной документации для строительства нового здания областного противотуберкулёзного диспансера, чтобы наш регион имел возможность войти в 2012 году в соответствующую федеральную целевую программу.

         Всего же в бюджете на 2011 год на развитие здравоохранения предусмотрено более 2.5 миллиардов рублей. Плюс 1,3 млрд. рублей будет вложено в течении 2011 года.

         В сфере развития физической культуры и спорта одной из наших главных задач является проведение комплекса мероприятий под девизом «Спартакиада длиною в жизнь». Все возрастные группы: от воспитанников детских садов до пенсионеров будут вовлечены в занятия массовым спортом.

Особое внимание мы уделим системе подготовки спортивного резерва. В этих целях мы объединяем все областные ДЮСШ и специализированные ДЮСШ областного центра под единым началом Департамента физической культуры и спорта. Перед Департаментом поставлена задача сформировать региональные Центры спортивной подготовки по опорным для Ульяновской области видам спорта: плаванию, греко-римской борьбе, биатлону, боксу. Это позволит нам выстроить единую систему подготовки спортсменов высокого класса. И на это мы направим 48,6 миллионов рублей.

         Мы продолжим развивать спортивную инфраструктуру. В конце декабря этого года в рабочем посёлке Новоспасское будет сдан физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном. В 2011 году там же начнётся строительство крытого ледового стадиона по типу ФОКа «Лидер». В планах следующего года – начало строительства крытого ледового стадиона на 5 тысяч зрителей, 50-метрового бассейна в Димитровграде, плавательного центра в рамках программы партии «Единая Россия» «500 бассейнов» в Ульяновском государственном университете. Дворца спортивных единоборств, Центра спортивной и художественной гимнастики, Биатлонного стрельбища и Центра горнолыжного спорта. Будет продолжено строительство легкоатлетического манежа. Ну и, конечно, футбол и хоккей останутся нашими приоритетами.

         В целом же на отрасль «Физическая культура и спорт» мы направляем 205 млн. руб., а также привлекаем 80 млн. руб. федеральных средств.

         Это – только наши ближайшие и вполне реальные планы. А впереди - разработка новой региональной целевой программы развития физической культуры и спорта с учётом требований сегодняшнего дня. В первом квартале следующего года этот проект должен быть вынесен на обсуждение общественности.

         Отдельное, особо важное направление повышение качества жизни граждан связано с мерами стимулирования жилищного строительства.

Перед нами стоит ряд задач.  Первая – в течение 2011 года необходимо полностью завершить разработку всех документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований.

         Вторая задача – обеспечить жилищное строительство сформированными земельными участками. Для этого через взаимодействие с Федеральным Фондом жилищного строительства будут выделены под застройку земли, находящиеся в федеральной собственности,. Кроме того, будет реализован механизм упрощённого порядка бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства эконом-класса отдельным категориям граждан: стоящим в очереди на получение жилья, многодетным и молодым семьям, одиноким родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей.

         Третья задача – развитие малоэтажного жилищного строительства. В настоящее время сформировано 1072 гектара земельных участков под малоэтажную жилую застройку, что позволит ввести в эксплуатацию уже в 2011 году – 290 тысяч кв.м. малоэтажного жилья. Всего же за период 2011-2013 годов планируется ввести в эксплуатацию 1 миллион 610 тысяч квадратных метров жилья, из них 940 тысяч - малоэтажного.

         Задача номер четыре – стимулирование спроса на рынке жилья посредством ипотечного жилищного кредитования. Будут запущены программы, нацеленные на развитие рынка жилья эконом-класса в рамках программы «Стимул». Соответствующее соглашение между АИЖК, Правительством области и региональным оператором подписано.

         Пятая задача – снижение административных барьеров в строительстве.

Шестая задача – обеспечение жильём молодых семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На реализацию программы «Обеспечение жильём молодых семей».  предполагается в следующем году направить 50 миллионов, в 2012-2013 годах – ещё более 139 миллионов рублей. Это даст возможность полутора тысячам молодых семей обрести собственное жильё. Ещё 370 миллионов в течение трёх лет будет выделено на обеспечение жильём детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

         Отдельное направление – повышение качества оказания услуг в сфере ЖКХ. Всего за три последних года мы капитально отремонтировали 1442 многоквартирных жилых дома, что дало возможность улучшить условия проживания 214 тысяч граждан. Предоставили новое жильё для более полутора тысяч человек, проживавших в 63-х многоквартирных аварийных домах. За три года на эти цели за счёт всех источников финансироания направлено более 3-х миллиардов 115 миллионов рублей. Но этого всё равно недостаточно для решения проблемы в полном объеме.

         Поэтому с 1 января 2011 года будет создан Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ульяновской области, который совместно с госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ»  может обеспечить  нами дополнительные средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. На эти цели необходимо дополнительно предусмотреть 100 миллионов рублей.

         Отмечу, что в этом году Правительство области предметно занялось темой повышения качества услуг в сфере ЖКХ, практически в «ручном режиме» по каждой управляющей компании. Первые положительные моменты уже есть, но работу в этом направлении мы будем продолжать до тех пор, пока ульяновцы реально не почувствуют, что эта сфера перестала быть для них особо «проблемной».

         Стратегически важным направлением для нас является благоустройство городов и населённых пунктов, создание комфортной среды проживания граждан. Конечно, в первую очередь, эта задача относится к полномочиям и зоне ответственности органов местного самоуправления. Но мы будем оказывать муниципалитетам поддержку, в том числе и финансовую, по приведению в порядок и благоустройству особо значимых для всей области территорий.

         Первоочередное внимание мы уделим благоустройству областного центра и города Димитровграда. Это благоустройство бульвара Новый Венец, набережных рек Свияга и Черемшан, реконструкция центральных площадей, капитальный ремонт ряда скверов и парков, благоустройство головного отраслевого музея гражданской авиации. Первоначальные расходы бюджета на программу «Ульяновск – административный центр» определены в объёме 30 миллионов рублей. Задача – в течение года выйти на цифру в 100 миллионов.

         Впервые в следующем году совместно с муниципалитетами мы приступим и к реализации программы увековечения памяти знаменитых земляков. Это не только дань глубокого уважения  по отношению к людям, прославившим Симбирский край и Ульяновскую область, но и значимая часть работы по обновлению архитектурного облика  населённых пунктов.

Также мы должны поддержать развитие гражданских инициатив в области благоустройства. Искренне надеюсь, что мы разбудим в каждом жителе нашего региона желание привнести в привычный окружающим мир творческую нотку и тем самым создать условия для максимально комфортного проживания на территории нашей области.

         В особом внимании органов власти нуждается и транспортная и дорожная инфраструктура.

         В 2011 году будут сохранены социально значимые услуги по перевозке пассажиров. Для этого в бюджете предусмотрены компенсации выпадающих доходов перевозчиков, как автомобильным транспортом, так и железнодорожным транспортом, 81,2 и 17,1 млн. рублей соответственно.

         В проекте бюджета на 2011 год предусмотрено выделение 34-х миллионов рублей по программе модернизации подвижного состава пассажирского автотранспорта. На эти средства будут приобретены в лизинг 50 автобусов среднего и 15 – большого класса. Со своей стороны город Ульяновск будет реализовывать программу обновления городского электротранспорта. Кроме того, достигнута договорённость о поставке дорожно-строительной и уборочной  техники для предприятий, обслуживающих региональные и муниципальные дорожные сети по лизинговым схемам 

         Также в раках имеющихся полномочий перед нами стоит задача по созданию условий для обновления подвижного состава частными перевозчиками с темпами не менее 20% ежегодно.

         Отдельная тема – ремонт и строительство автомобильных дорог. В следующем году за счёт средств бюджетов всех уровней, привлечения кредитных средств на дорожную отрасль будет направлено в общей сложности более 4-х миллиардов рублей. Это очень серьёзные деньги, которые позволят нам качественно улучшить ситуацию с состоянием дорог в Ульяновске, завершить первый этап и приступить ко второму этапу строительства второго пускового комплекса нового мостового перехода через Волгу, приступить к работам в каждом районе, в том числе отремонтировать мостовые переходы в Кузоватовском и Новоспасском, и ряде других районов. В рамках инвестпроекта в Инзе будет осуществлено строительство подъездных путей к диатомовому комбинату.

         Для полноценного решения этих задач нам с вами, уважаемые депутаты, предстоит разработать и принять региональный закон о дорожном фонде.

 

События этого года предельно заострили наше внимание на вопросах эффективного обеспечения общественной, пожарной и экологической безопасности.

         Финансирование областной целевой программы «Охрана окружающей среды» в следующем году возрастает почти в 7 раз – до 59 миллионов рублей. Эти средства будут потрачены на обустройство мусорных полигонов, утилизацию ядохимикатов, благоустройство прудов и мероприятия по охране водных объектов.

         25 миллионов рублей будет направлено на  реализацию работ, связанных с тушением пожаров.

         На этой теме хотелось бы остановиться особо. Этот год показал, насколько дорого может обойтись отсутствие необходимых средств и техники при пожаротушении. Поэтому в рамках целевой программы «Развитие пожарной безопасности» мы закладываем в бюджет 2011 года ещё 20 миллионов рублей на создание 12-и пожарных частей в сельских районах области.

         Кроме того, перед нами стоит задача в ближайшие три года восстановить лесной фонд, пострадавший от пожаров на площади почти в 4 тысячи 300 гектаров, обеспечить охрану от пожаров лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций на площади 6,2 тысячи гектаров. Соответствующая областная целевая программа на 2012-2014 годы нами уже разработана.

         Кроме того, мы серьёзно, в два раза увеличили объём Резервного Фонда Правительства области, он составит 30 млн. рублей. Эти средства предусмотрены, в первую очередь, на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Принято решение, что средства этого Фонда будут выделяться на основании решения Комиссии, в состав которой войдут представители всех фракций, представленных в Законодательном Собрании области.

         В целом же в 2011 году расходы областного бюджета по строке «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность возрастают по сравнению с текущим годом почти на 36% и в общей сложности составят 1 миллиард 70 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на решение задач, связанных с обеспечением деятельности милиции общественной безопасности, служб ГО и ЧС, мировых судей.

         Отмечу, что бюджетные ассигнования, предназначенные на содержание подразделений милиции общественной безопасности, в наступающем году в сравнении с 2010 годом возрастут сразу более чем на 200 миллионов рублей, то есть без малого на треть. Задачи здесь понятны: обеспечить дальнейшее снижение уровня преступности, в том числе на улицах и в общественных местах, преступлений несовершеннолетних.

         Для этого, помимо традиционных мероприятий, в рамках реализации областной целевой программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений» нами предусмотрены средства не только на выкуп у населения добровольно сданного оружия и боеприпасов, но и на выплату денежного вознаграждения гражданам за содействие в установлении и розыске лиц, совершивших преступления. Это сделано впервые, и нам ещё предстоит оценить все последствия такого решения, а возможно в будущем и увеличить средства, направляемые на эти цели.

         Кроме того, будет продолжен пилотный проект по оборудованию системами видеоконтроля наиболее «проблемные» с точки зрения общественной безопасности места в городе Димитровграде. Будут оснащены дополнительными системами видеофиксации нарушений и патрульно-постовые службы ГИБДД. Это позволит нам снизить аварийность на дорогах.

 

 

Выполнение всех поставленных нами масштабных задач требует от нас повышения эффективности государственного и муниципального управления.

По направлению «Эффективное государство наше внимание должно быть сосредоточено на следующих проблемах.

1. Управление государственной и муниципальной собственностью.

Здесь наши усилия будут сосредоточены на решении ряда задач. Во-первых, федеральным Правительством перед всеми регионами поставлена задача подготовки масштабного плана приватизации государственного и муниципального имущества в суммарном размере 1,8 триллионов рублей. Решать эту задачу мы будем в основном за счёт реализации пакетов акций тех предприятий, где доля Ульяновской области меньше 50%, либо в случае 100% доли региона выставлять на торги менее 50% акций. Также пополнение прогнозного плана приватизации будет осуществляться за счёт продаж земельных участков, имущества казны и имущества, не используемого областными учреждениями и предприятиями в уставных целях. Могу сказать, что, расходы  следующего года в 7,5 миллионов рублей на кадастровые работы по земельным участкам. находящимся в областной собственности, принесут бюджету дополнительные доходы от продажи или аренды в 30 миллионов рублей.

         Во-вторых, для эффективного управления собственностью и земельными ресурсами совместно с Росреестром нам необходимо реализовать в полном объеме программу следующего года по созданию системы кадастра объектов недвижимости Ульяновской области. На эти цели в бюджете предусмотрено 15 миллионов рублей. Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель сельхозназначения и земель поселений позволить определить актуальную кадастровую стоимость земельных участков и увеличить сборы земельного налога с 2012 года как минимум на 25 миллионов рублей. Кроме того, это создаст условия для перехода с 2013 года к единому налогу на недвижимость.

         В рамках этого же направления нами впервые поставлена задача создания трёхмерной геоинформационной системы Ульяновской области ТриДэ-ГИС, которая станет интеграционной платформой для информационных систем различных ведомств и служб и позволит, наконец, объединить и совместить данные кадастра, БТИ, архитектуры, ЖКХ, энергетиков, МЧС и т.д. Внедрение подобной системы позволит более эффективно решать комплекс задач, связанных с управлением развития территорий и разработкой генеральных планов, развитием архитектуры и градостроительства, социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, сохранением исторического и культурного наследия, обеспечением безопасности и защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Именно на базе ТриДэ геоинформационной системы будет осуществляться полномасштабное внедрение  и функционирование «электронного правительства» региона. Координация работ по созданию ТриДэ-ГИС станет одним из важных направлений в деятельности создаваемого Министерства информационных технологий Правительства области. На эти цели в 2011 году будет выделено 50 миллионов рублей.

 

 

2. Повышение эффективности расходования бюджетных средств.

         Проект соответствующей региональной программы на ближайшие два года нами разработан, он включает пять основных направлений. Наиболее важным и актуальным является «Повышение эффективности предоставления бюджетных услуг».

         В рамках этого направления и в соответствии с 83-им Федеральным законом бюджетные учреждения перейдут на новые формы деятельности. Нами определён предварительный список из 71-ого казённого и 47-автономных областных учреждений, которые будут работать в новом статусе с 2012 года. Всем остальным областным учреждениям предполагается оставить статус просто «бюджетных».

         С 1 января десять областных бюджетных учреждений в качестве «пилотных» перейдут со сметного финансирования на получение субсидий для выполнения государственных заданий по оказанию государственных услуг. При этом, финансирование деятельности остальных бюджетных учреждений Ульяновской области в переходный период будет осуществляться на основании  бюджетной сметы. Рубить с плеча шашкой здесь мы не собираемся, но и в то же время будем стремиться к тому, чтобы за счёт перехода на новые формы работы наши учреждения могли повысить и качество своих услуг, и возможности самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами.

         Следующее направление программы предполагает «Внедрение программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов». Собственно говоря, мы последовательно к этому двигались и раньше, увязывая расходные обязательства с долгосрочными целевыми программами, основанными на Стратегии развития Ульяновской области.

         Бюджет 2011 года сформирован пока в привычном для всех формате. Но, начиная со следующего года, мы будем поэтапно переходить к планированию, где все отраслевые расходы будут оцениваться исходя из работы на конечный результат. Думаю, будет совершенно правильным, если будет создан и государственно-общественный Экспертный Совет, который будет предварительно оценивать эффективность подходов отраслевых министерств к реализации долгосрочных целевых программ.

Предстоит в разы усилить эффективность государственного и муниципального финансового контроля. Напомню, что недавно президентом Российской Федерации внесён в Госдуму проект закона о работе контрольно-счётных органов регионов и муниципальных образований, устанавливающий общие принципы организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их основные полномочия. Вступление данного федерального закона в силу предусматривается с 1 июля 2011 года, но необходимо уже сегодня готовиться ко всем новациям, которые он предполагает.

         Скажу откровенно: меня категорически не устраивает то состояние, в котором сегодня находится соблюдение финансовой дисциплины администраторами бюджетных средств. Проводимые проверки вскрывают целый «букет» нарушений, начиная от грубых ошибок по незнанию бюджетного законодательства и заканчивая вещами, граничащими с откровенным воровством. 14 процентов проверенных в этом году бюджетных расходов сделаны с нарушениями закона!

         Такое состояние финансовой дисциплины требует не только проведения профилактических мероприятий, но и конкретных жестких мер в отношении виновных лиц. А у нас есть немало примеров, когда в муниципалитетах виновные в финансовых нарушениях, в том числе в подписании «липовых» актов сдачи-приёмки выполненных работ, отделываются лишь замечанием.

         Поэтому работа контрольных органов и в органах государственной власти, и в муниципалитетах будет усилена в разы. Кроме того, одним из значимых моментов в деятельности всех органов власти в следующем году станет повышение прозрачности системы государственных и муниципальных закупок путем переход на электронные торги.

         Несколько слов о нашей долговой политике. В текущем году с целью своевременного исполнения расходных обязательств и покрытия дефицита нам пришлось прибегнуть к привлечению бюджетных и банковских кредитов на сумму 663 миллиона рублей. Текущие долговые обязательства в этом году регион погасил полностью. В результате государственный долг Ульяновской области по состоянию на 1 ноября 2010 года составил 2,4 миллиарда рублей.

Перед нами на ближайшие три года стоит задача принять необходимые меры для сокращения дефицита областного бюджета с 14,8% до 10,2%, чтобы иметь оптимальную структуру госдолга и продолжить вести взвешенную и грамотную долговую политику.

         Следующее направление повышения эффективности бюджетных расходов связано с совершенствованием системы межбюджетных отношений. Нам необходимо, во-первых,  сформировать объективную, формализованную и прозрачную систему предоставления межбюджетных трансфертов. Во-вторых, создать для органов местного самоуправления действенные стимулы к повышению эффективности расходования бюджетных средств.

         Отмечу, что на 2011 год финансовая помощь муниципальным бюджетам запланирована в объёме 6,3 миллиарда рублей, что почти на 10 процентов выше уровня текущего года. Рост дотаций на выравнивание составит 11 процентов.

         Также в связи с изменениями налогового законодательства на федеральном уровне и переносом сроков уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога местные бюджеты в 2011 году «теряют» 144 млн. рублей. Поэтому в целях поддержки бюджетов муниципальных образований объём дотаций увеличится на 200 млн. рублей, что позволит сбалансировать местные бюджеты и обеспечить необходимыми ресурсами предусмотренные бюджетами расходы.

         В текущем году мы достаточно предметно занимались вопрос повышения эффективности исполнения полномочий на уровне муниципальных районов и поселений. Последние решения Губернаторского Совета призваны реализовать единый подход в передаче ряда не обеспеченных финансово и кадрово полномочий от поселений на уровень районов. Подобную практику мы будем продолжать и в дальнейшем.

         К числу важных задач повышения эффективности бюджетных расходов относится оптимизация функций государственного управления и оказания гражданам качественных услуг, что предполагает продолжение реализации административной реформы в новом формате – перехода к «электронному правительству».

         В этом году в Ульяновске мы открыли головной многофункциональный центр, в котором оказывается 98 государственных и муниципальных услуг. Отмечу, что за четыре месяца работы в этот Центр уже обратилось более 16-и тысяч человек, которые получили необходимые услуги без обращения к чиновникам и стояния в очередях. Задача на 2011 год – открыть подобные МФЦ в городах Димитровград, Сенгилей и Барыш.

         Кроме того, Ульяновская область одной из первых в Российской Федерации пописала соглашение с ФГУП «Почта России», чтобы использовать отделения почтовой связи для оказания государственных и муниципальных услуг в отдалённых сельских территориях. В следующем году представительства регионального МФЦ будут созданы в 13-и муниципальных образованиях. Это город Димитровград, Мелекесский, Барышский, Цильнинский, Инзенский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Николаевский, Новоспасский, Сенгилеевский, Сурский и Чердаклинский районы. Тем самым для граждан создаётся возможность получить государственную или муниципальную услугу без необходимости приезжать в областной центр. В достаточно близкой перспективе мы планируем, что сеть представительств МФЦ охватит собой всю область.

         Помимо развития системы МФЦ  нам предстоит продолжить работу по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид с использованием Портала государственных услуг Ульяновской области. В настоящее время на Портале содержится информация о 501 государственной и муниципальной услуге, 7 тысяч 700 документов. В августе этого года нами было заключено соглашение о взаимодействии при обеспечении развития инфраструктуры электронного правительства в Ульяновской области с ОАО «Ростелеком». Результатом нашей совместной работы станет полный перевод 10-ти сложных муниципальных и социально значимых государственных услуг в электронный вид. На основе реализации данного проекта  будут отработаны стандарты взаимодействия  и по другим услугам.

         Поскольку до 1 января 2014 года все государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный вид, и каждый житель области должен будет иметь возможность доступа к создаваемой инфраструктуре через персональный «электронный ключ», нам предстоит существенно модернизировать проект «Социальная карта жителя Ульяновской области», трансформировав его в «Универсальную электронную карту гражданина».

 

Уважаемые депутаты!

         Решение поставленных задач на ближайшую и среднесрочную перспективу потребует консолидации усилий органов власти, местного самоуправления, политических партий и общественных организаций,  бизнес-сообщества, простых граждан.

         Модернизация всех сфер жизни с необходимостью требует от нас изменений в своём собственном поведении, деятельности и мышлении. Изменение сознания, отказ от устоявшихся привычек и стереотипов – процесс долгий и трудный. Но и через него нам предстоит пройти.

         Модернизация – время выбора. Можно благополучно сидеть сиднем на обочине дороги и проливать горькие слёзы по тяжёлой судьбе региона, ожидая, кто же нас спасёт. А можно действовать, упорно работать вопреки обстоятельствам, вопреки самым неблагоприятным условиям, зная, что всерьёз стоит надеяться только на самого себя и на своих товарищей.

         Задачи, стоящие перед нами, трудны и масштабны. Мы хотим сделать Ульяновскую область динамичным, инновационно развивающимся регионом с лучшим инвестиционным и бизнес-климатом, комфортными условиями для проживания, высоким качеством жизни. Сегодня мы пока далеки от этого. Но никто, кроме нас, кроме самих ульяновцев, не сделает нашу жизнь лучше, ярче, современнее.

         Симбирск-Ульяновск по праву называют «родиной талантов». Уверен, что у нас хватит воли и решимости, трудолюбия и упорства, чтобы воплотить в жизнь все намеченные планы. А значит, всё у нас получится!

         Благодарю за внимание.

 

Доклад Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова об основных направлениях социально-экономического развития Ульяновской области в 2011-2013 годах (в формате .rtf)