Материалы к собеседованию

О структуре создаваемого Министерства информационных технологий

 

Прежде всего нужно отметить явные формальные различия создаваемого Министерства и ранее существовавшего Департамента информационных технологий. Как следует из материалов на официальных сайтах Ульяновской области, министерства в Ульяновской области являются юридическими лицами, а Департамент – структурным подразделением Правительства Ульяновской области. Это влечёт за собой существенные дополнительные функции нового Министерства, как то:

- ведение кадрового учёта и обеспечение соблюдения трудового законодательства;

- ведение бухгалтерского учёта и отчётности, административно-хозяйственная деятельность;

- осуществление государственных закупок, ведение договорной работы, делопроизводства и правовой (юридической) поддержки;

- функции, связанные с обеспечением государственного управления в особые периоды (мобилизационная работ, гражданская оборона, режимные работы и пр.).

У различных министерств в Ульяновской области данные функции реализуются структурами от одного отдела (Министерство строительства) до 5-6 подразделений (Министерство здравоохранения, Министерство образования и др.).

На первом этапе формирования Министерства информационных технологий полагал бы целесообразным объединить указанные функции в три подразделения:

- Отдел бухгалтерского и кадрового учёта и отчётности (бухгалтерия с сектором кадровой работы и учёта хозяйственной деятельности);

- Отдел договорной работы (включая юриста и специалиста, ответственного за размещение государственного заказа);

- Отдел информационной безопасности и специальной деятельности (включает мобилизационный сектор (гражданская оборона)).

Другие основные направления работы создаваемого Министерства информационных технологий могли бы реализоваться путём включения в его состав следующих подразделений (отделов, возможно, объединённых в департаменты):

- Отдел развития телекоммуникационных сетей и услуг связи;

- Отдел реализации государственной политики в сфере ИКТ и ведения целевых программ (в т.ч. работ по административной реформе);

- Отдел развития информационных систем и оказания информационных услуг;

- Отдел развития инфраструктуры электронного правительства.

Структура может быть уточнена в зависимости от полномочий, передаваемых создаваемому Министерству.

 

Применение пространственной геоинформационной системы в сфере оказания государственных услуг населению

 

Полагаю, что главная ценность геоинформационной системы (ГИС) в том, что на её основе можно провести интеграцию и систематизацию потоков данных и сведений об объектах, находящихся в «информационном ведении» различных ведомств и структур.

Интеграционная ГИС не только может, но и должна привести к совместному использованию таких данных и сведений на муниципальном и региональном уровне в интересах населения. Можно привести несколько очевидных примеров использования ГИС:

информации органов ЗАГС с учётом информации о связности дорожной сети и инфраструктуры – для подготовки и проведения переписи населения (сельскохозяйственной переписи), нарезки избирательных участков и округов, оперативного реагирования службами, отвечающими за безопасность и разрешение чрезвычайных ситуаций на возникающие угрозы, прогнозирование иными органами власти социальных последствий принимаемых решений, для использования бизнес-структурами при принятии решений о размещении производственных, торговых и развлекательных объектов;

информации о проложенных коммуникациях (ЖКХ, связь, специальные коммуникации) – для принятия оперативных решений об устранении чрезвычайных ситуаций, о предупреждении угроз их возникновения, о планировании транспортных потоков и оптимальном строительстве объектов, для развития инфраструктуры ЖКХ и т.п. 

Полагал бы правильным стремиться к реализации в отношении ГИС двух основных принципов, которые максимально приблизят ГИС к использованию населением:

1) Интерактивность интеграционной ГИС. В идеале следует стремиться к результатам самых прогрессивных европейских городов, когда использование функций ГИС идёт не только на сайте, где гражданин может посмотреть ближайшую интересующую его точку оказания государственных услуг, получить информацию о своём земельном участке в режиме он-лайн, но и делать это с непосредственной привязкой к географическим координатам гражданина. К примеру, получение информации о том, куда следует обратиться за разрешением на строительство объекта в данной точке, какие там проложены коммуникации (с какими ведомствами нужно согласовывать подземные работы) на нынешнем этапе развития ИКТ вполне достижимо реализовать через SMS-запрос гражданина с мобильного телефона с функциями определения координат (ГЛОНАСС/GPS) прямо из данной точки.

2) Реализовав проект на мощной ГИС не забывать о том, чтобы для «продвинутого» гражданина или представителей бизнеса всегда сохранялась возможность использования нужных ему данных в привязке к привычным ему открытым бесплатным упрощённым ГИС типа Яндекс.Карты или Google Maps.

 

Выработку конкретного плана реализации услуг по оказанию услуг населению с помощью ГИС полагал бы одной из главных организационных задач нового Министерства.

 

Общее видение Кластера информационных технологий Ульяновской области

 

Считаю, что при создании Кластера информационных технологий Ульяновской области следует исходить из того, что развитие такого Кластера только на базе внутренних ресурсов области, за счёт средств только регионально бюджета и средств ульяновских организаций будет идти гораздо медленнее, чем в случае привлечения ресурсов федеральных государственных и коммерческих структур.

Одной из ключевых характеристик найденного таким прогрессивным способом Министра информационных технологий должна, по моему глубокому убеждению, быть его способность профессионально работать не только внутри региона, но и привлекать в интересах региона ресурсы федерального уровня. Практически все федеральные ведомства имеют целевые программы, а при деятельной поддержке областного правительства, активной позиции нового Министерства информационных технологий, представители федеральных министерств и ведомств вполне могут быть заинтересованы в первоочередном (пилотном) развитии новых ИКТ-проектов именно на территории Ульяновской области; за такими проектами могут потянуться и крупные коммерческие структуры.

В отношении непосредственного формирования Кластера как группы взаимоувязанных и дополняющих друг друга организаций (компаний, государственных организаций, образовательных учреждений) предлагаемый подход включает в себя шаги по:

формированию системы мониторинга, позволяющей отслеживать ход формирования Кластера, ход выполнения планов участников Кластера;

выработке согласованного комплекса мер, предпринимаемых на уровне субъекта Российской Федерации для формирования кластера, его существования и развития;

привлечению в ИТ-кластер компаний, которые могут его усилить;

продвижению кластера (результатов работы входящих в него организаций) на федеральном уровне (а весьма желательно, что и на международном тоже).

Все проводимые мероприятия должны быть увязаны с программой Развития информационного общества и использования информационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области.

Следует учесть также формирование ядерно-иннновационного кластера в Ульяновской области.

 

С уважением,
Р.И.Калина