Выступление Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на первом заседании Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва 15.03.2008

Уважаемые депутаты! 

В первую очередь, разрешите мне поздравить всех вас с избранием в новый состав Законодательного Собрания Ульяновской области и выразить уверенность в том, что обновленный депутатский корпус с первого дня будет активно и плодотворно работать на благо развития нашего региона и повышения качества жизни граждан. 

Отмечу, что вновь избранный депутатский корпус начинает работу с более благоприятной основы, чем ваши предшественники, ведь  по сути приоритеты на предстоящие пять лет уже определены. Это законодательное обеспечение решения стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным на расширенном заседании Государственного Совета восьмого февраля и конкретизированных вновь избранным Президентом страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым на Красноярском экономическом форуме, Гражданском форуме, итоговом заседании Совета  по приоритетным национальным проектам. 

Для Ульяновской области основные положения стратегии развития были сформулированы на расширенном заседании Губернаторского Совета от 27 февраля. Обозначены как стратегические цели, так и среднесрочные меры по ключевым направлениям: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции.

Предложенный Правительством области курс развития на предстоящие пять лет целиком и полностью соответствует масштабным и амбициозным задачам, поставленным руководством страны. Реализация стратегии позволит нам, в полной мере используя свои конкурентные преимущества, войти в число двадцати наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации и коренным образом улучшить качество жизни ульяновцев. Мы обязаны без проволочек и эффективно использовать весь накопленный опыт и ресурсы, чтобы перейти к качественно новому, инновационному этапу развития экономики, который позволит осуществлять масштабные инвестиции в человеческий капитал.  

Хочу особо подчеркнуть: наш стратегический курс будет успешно реализован только в том случае, если он станет основой для организации деятельности не только исполнительной, но и законодательной ветви власти. Поэтому считаю необходимым предложить Законодательному собранию разработать и принять стратегию законотворческой деятельности до 2012 года, четко определив цель, задачи, приоритетные направления и механизмы конструктивного взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества. Подчеркиваю, подготовка нормативного «каркаса» развития Ульяновской области, совершенствование законодательства – это ваша главная задача.

На мой взгляд, совершенствование законодательной базы должно вестись по нескольким направлениям. Во-первых, разработка и принятие нормативных правовых актов Ульяновской области, направленных на исполнение и конкретизацию норм действующих и вновь принятых федеральных законов.  

Во-вторых, важным направлением должна стать разработка инициатив Ульяновской области, направленных на совершенствование федерального законодательства.   

Наконец, в-третьих, на основе изучения передового российского и зарубежного опыта предстоит принять новые региональные законы, способные создать самую современную правовую базу, отвечающую целям и задачам инновационного развития Ульяновской области.  

По направлению «Инфраструктура» у нас уже принято немало целевых программ, направленных на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, решение вопросов энергосбережения, газификации, обеспечения граждан доброкачественной питьевой водой, обновления подвижного состава пассажирского автотранспорта. Полагаю, что мы с вами должны обратить особое внимание на создание законодательной базы, направленной на формирование инструментов частно-государственного партнёрства, распространение концессионных соглашений на процессы развития и модернизации всей коммунальной и транспортной инфраструктуры.  

Принципиально важно разработать и принять Градостроительный Устав области, определить системный подход в пространственном развитии региона в целом и отдельных его территорий. Обращаю ваше внимание и на необходимость создания законодательной базы для оперативной разработки документов территориального планирования, о чём я подробно говорил в выступлении 27 февраля.  

Крайне важно продолжить работу над формированием региональной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих прорывные направления развития технологий.  Хочу особо подчеркнуть, что для инновационного развития нам потребуются внятные и существенные стимулы, в первую очередь – в сфере налогообложения. 

Необходимо создать законодательную основу для государственной поддержки ведущих предприятий региона через компенсации процентных ставок по кредитам на техническое и технологическое перевооружение производств. Это позволит нашим заводам и фабрикам выпускать новую высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью.  

Особое значение по направлению «Инвестиции» приобретает законодательное обеспечение создания региональных экономических зон, новых производственных площадок для перспективного развития промышленности строительных материалов, включая цементный и стекольный кластеры, авиастроения, пищевой и перерабатывающей промышленности.

При этом мы должны создать все необходимые правовые условия для использования наших природных богатств, законодательно стимулировать проведение геологоразведочных изысканий на территории области.  

Отдельная важная тема – совершенствование законодательства в сфере земельных отношений, создание дополнительных стимулов для развития предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств в агропромышленном комплексе, принятие необходимых мер для комплексного развития сельских территорий.  

Немало предстоит изменить и в законодательном обеспечении развития малого предпринимательства. Здесь необходимо не только радикальное снижение административных барьеров, но и создание на территории области дополнительных мер государственной поддержки, стимулирующих граждан создавать и развивать собственный бизнес. В том числе, в корне поменять идеологию административных процедур, перейти от разрешительного порядка открытия и ведения бизнеса к уведомительному. Практика большинства экономически развитых государств и регионов показывает, что такой подход даёт реальную возможность встать на крыло тем людям, которые решили попробовать свои силы в малом бизнесе, и тем самым приблизить решение стратегической важной задачи формирования в регионе среднего класса. Вот почему новый региональный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» крайне необходим.  

Исходя из ключевых приоритетов по направлениям «Инфраструктура», «Инновации» и «Инвестиции» должна стоится вся наша бюджетно-налоговая политика. Здесь хочу обратить ваше внимание на предстоящий переход к трёхлетнему бюджетному планированию, в связи с чем необходимо внести изменения в региональные законы «О бюджетном процессе» и «О межбюджетных отношениях». Призываю депутатов сразу, без раскачки включиться в работу комиссии по подготовке проекта областного бюджета.    

Приоритеты нашей социальной политики очевидны. Главный из них связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Будущее Ульяновской области напрямую зависит от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.  

Вот почему нам крайне необходимо разработать и принять закон о профессиональном образовании, создать эффективную систему непрерывного обучения и переподготовки кадров. Выстроить  систему формирования интеллектуальной элиты региона, чтобы одаренные юноши и девушки имели возможности для развития своих талантов и способностей, начиная от школьной скамьи и вплоть до прихода на производство или в науку.  

Нам необходим и областной закон «О здравоохранении», ясная стратегия охраны и укрепления здоровья людей. Президент поставил задачи радикального увеличения продолжительности жизни и снижения смертности. Очевидно, что с нынешней системой организации медицинской помощи, её техническим уровнем решить эти задачи невозможно. 

Эта тема затрагивает всё население области, поэтому необходимо создать условия, для широкого общественного обсуждения развития системы здравоохранения. Полагаю, что нужно в самые короткие сроки сформировать рабочую группу из числа депутатов, представителей гражданского общества, авторитетных врачей и организаторов здравоохранения, чтобы начать работу над подготовкой Концепции развития здравоохранения на территории Ульяновской области. 

Важно создать и условия, чтобы граждане имели возможность и сами стремились поддерживать своё здоровье за счёт занятий физической культурой и спортом. Здесь также необходимо разработать и принять соответствующий региональный закон. 

Все основные направления модернизации социальной сферы должны быть увязаны между собой. Наша конечная цель – формирование качественно новой политики социального развития. 

Полагаю, что давно пора приступить к разработке законопроекта,  устанавливающего на территории Ульяновской области единые минимальные государственные социальные стандарты, отражающие  требования к объему и качеству предоставления всех видов бесплатных социальных услуг гражданам.  

Нуждается в совершенствовании и законодательная база, направленная на оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан. Здесь считаю целесообразным создать единый «Социальный кодекс Ульяновской области», в который будут включены системные меры поддержки для всех категорий: ветеранов, пенсионеров, инвалидов, семей с детьми.  

Мы должны активно создавать комфортные условия жизни для всех категорий граждан, находящихся под патронатом государства, в первую очередь ветеранов и пенсионеров. На рассмотрение Законодательного собрания будут внесены дополнения в закон «О ветеранах труда Ульяновской области», чтобы уже с первого января 2009 года расширить перечень льгот для этой категории граждан. 

Важны для нас и проекты законов, направленные на реализацию семейной, демографической и молодёжной политики. В качестве законодательной инициативы необходимо внести предложения по изменениям в федеральное законодательство, которые предусмотрят право женщины на получение первичного «материнского капитала» до достижения ребёнком возраста трёх лет в случае, когда ребёнок родился больным и нуждается в срочной операции либо в дорогостоящем лечении.  

Необходимо увеличить размеры ежемесячных пособий на ребёнка как минимум в два раза. Особое внимание обратить на одиноких матерей, воспитывающих детей. Меры поддержки таких семей должны быть усилены. 

Нам необходим и региональный стандарт дошкольного образования, чтобы деньги шли за ребёнком и оплачивались конкретные услуги по воспитанию. Если власть не может обеспечить ребёнка местом в детском саду, то деньги должны прийти в семью. 

Будет правильно, если мы в законодательном порядке разработаем систему мер по поддержке практики усыновления сирот и других форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Закон «О патронате в Ульяновской области» будет призван создать для этого необходимые стимулы. Составной частью этого закона должно стать обязательное условие строительства домов для приёмных семей.  

Предстоит обратить особое внимание и на законодательное обеспечение вопросов развития массового жилищного строительства, в том числе и малоэтажного. Нужно возродить во всех городах и районах области строительство социального жилья. Довести к 2012 году до одной тысячи число молодых семей, которым ежегодно будет оказана государственная поддержка в улучшении жилищных условий. Надо внести изменения в областную целевую программу, которые позволят молодой семье при рождении или усыновлении первого ребёнка получить дополнительную субсидию из областного бюджета в размере 10 процентов расчётной стоимости жилья, при рождении второго – 30, а при рождении третьего ребёнка – 50 процентов. 

Говоря о высоких жизненных стандартах, нельзя забывать о личной безопасности граждан, способной обеспечить надежную защиту жизни и имущества, благоприятную экологическую среду. Здесь крайне важно принять областной закон, направленный на профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании, совершенствовать региональное законодательство в сфере обеспечения пожарной безопасности. Полагаю, что нуждается в доработке и целевая программа комплексных мер по профилактике правонарушений, кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях. 

Важным направлением совершенствования законодательства является и создание условий для активного вовлечения в решение социальных и экономических задач институтов гражданского общества, национально-культурных автономий, традиционных конфессий. В прошлом году мы уже приняли закон о взаимодействии с некоммерческими организациями. Необходимо идти дальше. Должен быть принят закон «О благотворительности в Ульяновской области», расширена практика привлечения общественных объединений и некоммерческого сектора для реализации областных целевых программ в рамках государственного социального заказа. Предстоит разработать и реализовать областную целевую программу по возрождению наших духовных святынь. Наконец, необходимо сформулировать концепцию национальной политики, сформировать областную целевую программу развития культуры межэтнического диалога. 

Особого внимания требует тема законодательного обеспечения защиты прав и свобод граждан. Считаю необходимым решить, наконец, вопрос об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области.   

Кроме того, нам предстоит более эффективно содействовать реализации одного из важнейших конституционных прав граждан – права на обращение в органы государственной власти. Полагаю, что необходимо в соответствии с частью второй статьи третьей Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» разработать и принять региональный закон, устанавливающий дополнительные гарантии прав граждан на обращение на территории Ульяновской области, в том числе в органы местного самоуправления. 

Уважаемые депутаты! 

Переход Ульяновской области на инновационный путь развития неизбежно выдвигает качественно новые требования к системе государственного и муниципального управления. Чётко сформулировать стратегические цели развития на ближайшие пять лет для нас очень важно, но не менее важно создать систему работы, которая также чётко будет ориентирована на конечный результат. 

Поэтому реальные показатели перехода региона на инновационные рельсы развития должны стать главным критерием оценки работы государственных и муниципальных служащих, всего аппарата управления, всех ветвей власти.  

Нам предстоит серьёзная и жёсткая борьба не только с традиционными бюрократизмом и коррупцией, но и с безответственностью, неэффективном расходованием ресурсов, ленью и стремлением многих чиновников во главу работы ставить  принцип «кабы чего не вышло». Это относится не только к органам региональной власти, но и органам местного самоуправления, руководителям всех бюджетных организаций. 

Низкая эффективность работы органов управления является одним из важнейших источников того правового нигилизма, который по меткому выражению Дмитрия Анатольевича Медведева уже стал одной из наших «национальных привычек». Сталкиваясь с так называемой «работой» конкретных представителей власти, особенно на местах, с существующими процедурами принятия решений, каждый нормальный человек понимает, что единственный способ пробить эту «стену» некомпетентности и равнодушия – нарушить закон. Как говорится, «хоть чучелом, хоть тушкой», но получить необходимый результат.  

Поэтому в качестве первоочередной меры предлагаю разработать областной закон о порядке досудебного разрешения споров между чиновниками и гражданами, который позволит нам не только оперативно решать возникающие проблемы, но и поставит надёжный заслон действиям недобросовестных и нечистоплотных чиновников.  Многое предстоит сделать и в плане  совершенствования  антикоррупционного законодательства, повышения прозрачности деятельности органов госвласти, а значит, и усиления защищённости граждан от возможных злоупотреблений. 

Нам необходим и закон о нормативных правовых актах Ульяновской области, специальный закон, который будет регулировать порядок осуществления правотворчества органами государственной власти, установит основные требования к законам и иным нормативным правовым актам, четко определит их формы.

С помощью этого закона также будет определён порядок прогнозирования и планирования правотворческой деятельности,   найдут своё отражение и процессы подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, официального опубликования, вступления в силу, толкования, изменения, действия и признания утратившими силу нормативных правовых актов области, способы разрешения коллизий законодательства.  

Уверен, что будет оправданным также разработать и принять закон «О контроле за исполнением законов Ульяновской области». Контролирующих организаций у нас великое множество, а результативность их работы по-прежнему оставляет желать много лучшего. Но главное состоит в том, что никто не оценивает, насколько эффективно работают принятые законы, в какой степени они соответствуют целям и задачам, ради которых они создавались. Принятие такого закона позволит нам серьёзно укрепить законность и эффективность реализации нормативных правовых актов на территории региона. 

27 февраля я уже говорил о том, что региональная система управления будет пересмотрена. Она должна соответствовать масштабности и сложности стоящих перед нами задач, эффективному расходованию бюджетных средств. 

Модернизация управления требует проведения принципиально новой политики и в сфере территориального развития. Еще раз повторю: вопрос административно-территориального устройства региона в предстоящий период, с учётом задач, поставленных Президентом, будет предметом самого пристального изучения и принятия взвешенных решений. Мы должны формировать новые центры социально-экономического развития, в которых будут сосредоточены необходимые ресурсы и для обеспечения достойных условий жизни, и диверсификации экономики муниципальных образований. В связи с этим особое внимание должно быть уделено нашим малым городам и районным центрам. 

В связи с этим хочу обратиться к Законодательному собранию области с предложением более активно и системно осуществлять работу с представительными органами местного самоуправления. Это касается и проведения выездных заседаний комитетов в муниципальных районах, и выработки иных мер взаимодействия, таких как проведение парламентских слушаний. Данное направление я рассматриваю также как одно из наиболее важных в вашей работе.  

В самое ближайшее время предстоит разработать и принять областной закон «О порядке ведения регистра муниципальных правовых актов в Ульяновской области», с помощью которого будет осуществляться эффективный контроль за соответствием муниципальных правовых актов региональному и федеральному законодательству.  

Помимо содержательных новаций работа нового состава Законодательного собрания должна, на мой взгляд, подвергнуться серьезной структурной и организационной перестройке, чтобы целиком и полностью соответствовать ключевым направлениям развития региона. Очевидно, что число комитетов должно быть увеличено до семи. Считаю, что будет обоснованным и правильным принять меры, направленные на сокращение  количества депутатов, работающих на освобождённой основе. 

Также необходимо внимательно посмотреть и сократить аппарат областного парламента, реформировать его структуру. Он должен быть компактным и высокопрофессиональным, «заточенным» на результат. Хочу напомнить вам слова, сказанные Президентом Путиным на расширенном заседании Госсовета: «чертами системы госуправления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперёд, следование общей идеологии развития, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, и их компетенции, и кругозор.» Именно таким требованиям сегодня должна отвечать работа и Правительства области, и Законодательного собрания. 

Также полагаю, что при каждом комитете необходимо будет создать общественный экспертный  совет, способный объективно оценивать вносимые на рассмотрение депутатов проекты законов и программ, в том числе и на предмет их потенциальной коррупциогенности.  В состав таких общественных советов могут войти не только компетентные специалисты, учёные, но и представители общественности, в частности, члены Общественной палаты региона и бывшие депутаты.   

Убежден, что предстоит немало сделать для качественного изменения уровня гласности и открытости в работе Законодательного собрания. В частности, вполне возможно транслировать заседания Законодательного собрания в режиме видеоселекторной связи во все муниципальные районы, размещать стенограммы заседаний и парламентских слушаний, поступившие законопроекты на официальном Интернет-сайте.  

Качественно иным должно стать и взаимодействие комитетов ЗСО со структурами органов исполнительной власти. Концепции законопроектов, предлагаемых к рассмотрению, должны серьезно обсуждаться на коллегиях региональных министерств с обязательным приглашением руководителей комитетов и депутатов, «круглых столах» и конференциях.  

Между ветвями власти должен идти постоянный и продуктивный диалог. Но это не значит, что депутаты должны только пассивно ждать предложений от Правительства, чтобы потом их оценивать. Необходимо самим генерировать инициативы, предлагать новые подходы и смелые, инновационные решения. Тем более, что после выборов у вас собрана масса наказов избирателей. Полагаю, что гораздо более активными в плане подготовки законодательных инициатив должны стать и депутатские объединения. 

Также было бы целесообразно комитетам Законодательного собрания поддерживать постоянные тесные контакты с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации. Это взаимодействие могло бы быть не только информационным, но и деловым. Убежден, что такой механизм в значительной степени помогал бы руководству области взаимодействовать с Федеральным собранием. 

Одним словом, сегодня Ульяновская область как никогда нуждается в сильном, профессиональном и энергичном парламенте, который должен стать центром принятия и реализации ответственных решений.  

Уже после выборов, во время встреч и общения с жителями области ко мне неоднократно поступали просьбы донести до вновь избранного депутатского корпуса мнение граждан по поводу будущего руководящего состава Законодательного собрания. В нём, как считают ульяновцы, должны быть люди активные, зарекомендовавшие себя в общественной жизни, обладающие необходимым опытом законотворческой и управленческой деятельности, а главное – способные эффективно работать на развитие региона, на благо его жителей. Назывались и конкретные фамилии, в том числе Борис Иванович Зотов, Александр Александрович Майер, Тамара Александровна Дмитриева.    

Выскажу своё личное мнение. Мы с Борисом Ивановичем очень конструктивно отработали вместе три года. Знаю его как опытного и ответственного политика, которого отличает взвешенный подход к решению проблем. На выборах в шестом округе за Бориса Ивановича проголосовало более 71 процента избирателей, это – достаточно высокий уровень доверия граждан. Считаю, что в случае его избрания на высокий пост Председателя Законодательного собрания будут обеспечены не только необходимая преемственность в работе областного парламента, но и  целенаправленная работа по решению масштабных задач, стоящих перед Ульяновской областью. 

И последнее. Убежден -  нынешний состав нашего Законодательного собрания вполне отражает различия и совпадения во мнениях избирателей, в политических взглядах и человеческих симпатиях. 

Тем не менее, я рассчитываю на деловые профессиональные взаимоотношения внутри депутатского корпуса, в том числе со стороны представителей других политических партий. Все ваши предложения, носящие конструктивный характер и направленные на решение задач экономического и социального развития области, повышения качества жизни граждан, обязательно будут рассматриваться и обсуждаться. Я намерен вести постоянный и продуктивный диалог со всеми здоровыми политическими силами общества, ведущими институтами гражданского общества. 

Желаю всему депутатскому корпусу успешной и плодотворной работы.

Добавлено: 17 марта 2008 года, 10:09