Выступление Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области Сергея Морозова на расширенном совещании на тему «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и основных направлениях социальной политики в Ульяновской об

Сегодня в этом зале собрались заместители глав муниципальных образований по социальным вопросам, Председатели Советов ветеранов, женсоветов, профсоюзных организаций здравоохранения, образования и культуры, руководители общественных организаций инвалидов, молодые специалисты. Цель нашей встречи – рассказать вам об основных направлениях нашей социальной политики и принимаемых дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан.

Проведение эффективной социальной политики является одной из ключевых задач  для органов государственной власти и местного самоуправления. Я неоднократно говорил, что все меры социальной поддержки дадут необходимый эффект только тогда, когда будут реализованы системно, с максимальным использованием всех имеющихся у нас ресурсов. И такой системный подход Правительством области создан.

В качестве адресатов нашей социальной политики определены следующие, наиболее незащищенные категории граждан. Это, в первую очередь, дети. Далее, многодетные семьи. Отдельная категория - ветераны и пенсионеры.  Также в особой социальной поддержке нуждаются инвалиды. Требует нашего внимания молодежь и молодые семьи. И последняя категория – работники государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры, так называемые «бюджетники».

Для каждой из данных категорий граждан разработаны свой комплекс мер дополнительной социальной поддержки. Подчеркиваю, именно комплекс, который предстоит реализовывать нашему социальному блоку, всем государственным и муниципальным учреждениям, каждому – в зоне своей ответственности.

Более детально и подробно об этом сегодня будут говорить руководители отраслей. Мне бы хотелось изложить вам именно чёткую систему, чтобы у всех  присутствующих сложилось ясное представление о том, как и что будет сделано.

 

Начну с главного. Для создания нормальных условий жизни и развития детей мы, во-первых, увеличим размеры единовременного и ежемесячного пособий на ребенка. При этом пособия в течение года должны быть увеличены дважды: с 1 января и с 1 июля. Будут увеличены размеры единовременных пособий при рождении второго и третьего ребенка. С этого года мы выплачиваем пособие детям погибших военнослужащих в размере 500 рублей. Думаю, что эта выплата должна быть также проиндексирована. Все эти  меры находятся в зоне ответственности органов социальной защиты.

Также мы будем продолжать, причём более активно, практику единовременных выплат в 100 тысяч рублей, жителям области, усыновляющим детей из детских домов и домов ребенка.  

Со стороны органов образования важно создать нормальные условия для обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На практике это означает выполнение принятой нами программы по возрождению детских садов, оснащению всех дошкольных учреждений необходимыми играми, спортивным инвентарем, обустройству игровых площадок. Для школьников – обновить материально-техническую базу учебных заведений, коренным образом улучшить систему питания, реализовать в полном объеме программу «Школьное молоко», продолжить выплаты губернаторских премий отличникам учебы и одаренным ребятишкам. Для развития системы дополнительного образования во всех школах области будут созданы работающие клубы выходного дня. Также в течение следующего года мы завершим капитальный ремонт областного Дворца творчества учащихся.

Предельно важный вопрос – здоровье детей. Мной дано поручение разработать специальную комплексную программу «Здоровье школьников», в которой будут отработаны все вопросы связанные с возрождением школьной медицины, усилением взаимодействия школ,  больниц и поликлиник для качественного проведения профилактических медосмотров и диспансеризации, особенно подростков. От себя добавлю, что в обязательном порядке будут приняты дополнительные меры по обеспечению детей, страдающих такими заболеваниями, как, например, сахарный диабет, всеми необходимыми лекарствами за счёт средств областного бюджета.

С этой же темой здоровья детей и подростков тесно связан весь комплекс мер по развитию физической культуры, строительству во дворах спортивных площадок, хоккейных кортов, а также физкультурно-оздоровительных комплексов. Перед нами стоит задача в течение двух ближайших лет создать все необходимые условия, чтобы каждый ребенок, каждая семья могла в свое свободное время пойти в спортивный зал, на каток или стадион. Причем, не только в городе, но и в каждом населенном пункте области.

Говоря о физическом развитии подрастающего поколения, мы обязаны думать и о развитии духовном. Это означает усиление внимания к вопросам развития культуры, особенно на селе. Мы уже начали открывать в сельских районах «модельные библиотеки», оснащенные в соответствии не только с отечественными, но и мировыми стандартами. Также мы будем продолжать приводить в порядок сельские клубы, оснащать их необходимым обрудованием. К 2010 году практически в каждом селе должны быть работающая библиотека и сельский клуб. В любых формах: раздельно, совместно, под эгидой единого социокультурного центра в школе, но они обязательно должны работать в первую  очередь для подрастающего поколения.

 

Следующая категория граждан, особо нуждающаяся в социальной поддержке – это многодетные семьи. В декабре 2005 года мы приняли областной закон, который устанавливает меры и формы помощи таким семьям. С января 2008 года ежемесячные денежные выплаты на детей из многодетной семьи будут увеличены. Полагаю, что в следующем году нам предстоит пересмотреть в сторону увеличения и размер предоставления льгот по оплате коммунальных услуг.

Кстати, замечу, что все многодетные семьи, в которых кроме родных есть приёмные дети, пользуются всеми льготами многодетной семьи. Это положение отражено в последней редакции Закона Ульяновской области «О размере оплаты труда приёмных родителей и льготах, предоставляемых приёмной семье», принятой в этом году.   

У многодетных семей есть другая важная проблема, которую нам предстоит решать. Это вопрос об улучшении жилищных условий. Каким образом – будем думать.

Что касается комплекса работы с многодетными семьями со стороны всех учреждений социального блока, то соответствующим областным законом предусмотрено внеочередной приём детей из многодетных семей в дошкольные учреждения, бесплатное посещение семьями государственных учреждений культуры и искусства, внеочередное обеспечение детей путевками в санаторные и санаторно-оздоровительные учреждения. А от себя добавлю: многодетные семьи должны стать одной из категорий, которая находится на особом учёте в учреждениях здравоохранения, в том числе и иметь льготы по лекарственному обеспечению. Полагаю, что стоит подумать и о льготах, либо денежных компенсациях для таких семей при проезде на общественном транспорте, а также выплате компенсацию на покупку комплектов школьной формы и спортивной одежды для детей.

Мы должны всемерно поощрять стремление каждой семьи на территории области стать многодетной. Поэтому я дал поручение разработать законопроект о региональном материнском капитале в размере 100 тысяч рублей при рождении третьего ребенка. А традиционный областной конкурс «Семья года» в следующем году будет проведен именно среди многодетных семей.

 

Особенно остро в системной государственной поддержке нуждаются наши ветераны. С 1 января мы индексируем ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам. Мы начали обеспечивать нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов жильём. Но главное сегодня  - это расширить меры социальной поддержки тем пенсионерам, кто добросовестно работал на благо государства и не имеет сегодня никаких социальных льгот.

Вот почему нами был разработан проект областного закона «О присвоении звания «Ветеран труда  Ульяновской области». Мы хотим, чтобы пенсионеры, заслужившие право на внимание и заботу, получили дополнительные и весьма существенные льготы. Это не только ежемесячные денежные выплаты, но и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе не только самим ветеранам, но и членам семей, находящимся на их иждивении и совместно с ними проживающим. В том числе – денежная компенсация ветеранам, проживающим в сельской местности на приобретение печного топлива.

Думаю, что вы все прекрасно понимаете, что полная реализация всех наших планов потребует значительных бюджетных средств, измеряемых уже не в десятках, а в сотнях миллионов рублей в год. И я уверен, что мы к этому будем стремиться. Главное – начать этот процесс, начать на деле проявлять заботу и внимание по отношению к старикам.

Также мы планируем оказывать с 2008 года поддержку родителям погибших военнослужащих, работников милиции и других силовых структур. Соответствующий законопроект уже подготовлен.

Знаю, насколько ветеранов тревожит рост цен на продукты питания и лекарства. Поэтому мы, по примеру некоторых «продвинутых» регионов, той же Москвы, приступили в этом году к реализации проекта «Социальная карта». Каждый региональный льготник будет иметь возможность не только получать на нее необходимые денежные выплаты, но и пользоваться значительными скидками в продуктовых магазинах и аптеках. Этот проект будет реализован в пилотном варианте в четырех муниципальных образованиях, а впоследствии распространен на всю Ульяновскую область.

Другое направление поддержки ветеранов – снижение их расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Мы должны добиться, чтобы одиноко проживающие неработающие пенсионеры и нетрудоспособные члены их семей оплачивали только 10-15 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Остальную часть расходов должен компенсировать областной бюджет. Такой законопроект уже направлен нами в Законодательное собрание области.

К уже реализованным нами мерам социальной поддержки ветеранов относится и адресная помощь при проведении газификации в сельских районах области, выплаты компенсации садоводам, обеспечение горячим питанием.

Но оказание мер поддержки ветеранам и пенсионерам – это дело не только органов социальной защиты населения, но и  других учреждений бюджетной сферы.  У человека, вышедшего на пенсию, появляется свободное время, которое он может тратить не только на помощь детям и внукам, но и на самого себя. Поэтому для нашей сферы образования, например, вполне было бы возможно организовывать по месту жительства и совместно с ветеранскими организациями работу, например, по правовому просвещению, проводить занятия по тем темам, которые ветеранам интересны. Наконец, эти люди могут просто делиться друг с другом своими знаниями. Почему это нельзя делать, например, в тех же школах в выходные дни? Почему нельзя организовать для пенсионеров «школу здоровья», подключить к этому процессу работников здравоохранения, спорта?

Кстати, это еще одна большая и важная тема: здоровье пенсионеров. Полагаю, что в самом ближайшем будущем мы проведем с медработниками и ветеранами «круглый стол» на эту тему. Одним словом, социальная поддержка ветеранов не должна замыкаться только на том, что мы людям раздали какие-то деньги и сказали: «Ну вот, мы вас поддержали». Здесь надо работать системно и комплексно по всем направлениям.

 

Сказанное в равной степени относится и к инвалидам. У нас сегодня по данным статистики практически каждый десятый житель области относится к этой категории граждан. И социальная поддержка инвалидов также должна носить всеобъемлющий, комплексный характер.

В прошлом году на Дне инвалидов я уже давал поручение разработать соответствующую областную программу. Здесь наша главная цель - обеспечить всем ульяновцам с ограниченными возможностями достойное качество жизни, равные права и возможности, устранить все имеющиеся препятствия для вашего полноценного участия в общественной жизни, в получении знаний и профессиональных навыков, доступности занятий физкультурой и спортом.

 На что хотелось бы обратить особое внимание? У нас 65 тысяч инвалидов – это люди в трудоспособном возрасте, среди которых много молодежи. Следовательно, для департамента образования и Совета ректоров вузов важно обеспечить доступность получения не только среднего, но и высшего образования с последующим трудоустройством молодых людей с ограниченными возможностями. Для детей-инвалидов – создать условия не только для умственного, но и физического развития, обеспечить возможность беспрепятственного доступа в библиотеки, музеи, стадионы. Управлению по делам культуры и искусства и департаменту по физической культуре и спорту необходимо решить вопрос о том, чтобы и дети-инвалиды, и взрослые могли присутствовать и на концертах, и на выставках, на театральных спектаклях и спортивных соревнованиях. Иначе, например, инвалид-колясочник может всю жизнь прожить в Ульяновской области, но ни разу не побывать в Художественном музее, расположенном на втором этаже. То же самое касается департамента здравоохранения в отношении доступности для инвалидов наших больниц и поликлиник. Отдельный вопрос – организация службы «социального такси», в том числе для инвалидов-колясочников.

Глубоко убежден, что и органы местного самоуправления должны включиться в эту работу более активно. Так, к примеру, мы знаем, что Ульяновская городская Дума организует интересные мероприятия для инвалидов-колясочников. Но эта поддержка должна носить не разовый, а системный характер. Тот же город Ульяновск, на мой взгляд, мог бы принять решение о бесплатном проезде в общественном транспорте для лиц, сопровождающих детей-инвалидов, более активно реализовать программу по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями ко всем объектам социальной инфраструктуры.

Одним словом, в отношении мер социальной поддержки инвалидов у нас пока остается много нерешенных вопросов. Но я уверен, что в 2008 году мы и в этом направлении сделаем существенный шаг вперёд.

           

Следующая категория граждан, нуждающихся в нашей дополнительной помощи – это молодежь. Речь идёт о молодых специалистах – выпускниках вузов и средних специальных учебных заведений, молодых семьях.  Для молодых педагогов в школах и детских садах, например, с 1 сентября этого года мы ввели региональные надбавки к зарплате. То же самое относится и к молодежи, работающей на сельхозпредприятиях. А с 2009 года вводим для всех молодых специалистов, работающих в сельской местности «тринадцатую зарплату»: единовременную выплату в 20 тысяч рублей за первый год работы, 40 тысяч рублей – за второй, и 60 тысяч рублей – за третий год работы. Эта мера касается и учителей, и врачей, и работников культуры, и специалистов агропромышленного комплекса.

Полагаю, что всем муниципальным образованиям необходимо предусмотреть в своих бюджетах такую меру социальной помощи молодым специалистам, как выплата «подъемных».

Что касается вопроса обеспечения молодых семей и молодых специалистов жильём. Сегодня у нас работают две федеральные целевые программы: «Обеспечение жильем молодых семей» и «Обеспечение жильём молодых семей и молодых специалистов на селе». В этом году в общей сложности получили сертификаты на жилищную субсидию по этим программам более 270 человек. Конечно, это мало, но ведь еще несколько лет назад проблема вообще никак не решалась. В следующем году мы планируем, что более 500 молодых семей и специалистов будут обеспечены жильём.

 

Наконец, последняя категория граждан – это работники учреждений здравоохранения, образования и культуры, которые также нуждаются в особой социальной поддержке. Здесь мы пошли по пути установления стимулирующих надбавок ряду категорий. В следующем году будут установлены региональные доплаты учителям физической культуры, заслуженным и народным работникам сферы образования и культуры, отличникам просвещения, руководителям детских дошкольных учреждений. А кандидаты и доктора наук, работающие в школах, такую доплату уже получают с 1 сентября. Полагаю, что и в учреждениях здравоохранения, культуры и социальной защиты населения области должна быть введена такая же система надбавок для лиц, имеющих ученую степень.

Во всех учреждениях культуры с 2008 года должны быть введены надбавки за стаж работы. Это касается и культурно-досуговых учреждений, и музеев, и библиотек.

Очень важно помочь работникам бюджетных учреждений в решении жилищных проблем. Поэтому нами было принято решение о выделении субсидий в размере 50 процентов стоимости жилья работникам областных бюджетных учреждений. Право на получение субсидии имеют работники со стажем работы в учреждениях бюджетной сферы не менее пяти лет и в возрасте до 40 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Тем самым мы оказываем серьезную поддержку людям, составляющим  сегодня кадровый костяк наших школ, больниц, учреждений культуры, социальной защиты и спорта. Полагаю, что с 2009 года такая практика будет внедряться и для бюджетников всех муниципальных учреждений области.

 

Такова, в основных чертах, система социальной поддержки граждан, которая на сегодняшний момент сложилась в Ульяновской области. Вне всякого сомнения, ее отдельные элементы будут корректироваться и совершенствоваться. Но главное, что у нас есть четкое понимание, кому и какую социальную помощь мы должны оказывать. У нас наконец-то появились для этого определенные финансовые возможности. Но главное – есть большое желание сделать так, чтобы все жители Ульяновской области, нуждающиеся в заботе и внимании со стороны государства, получили социальную помощь в необходимом объеме и стали жить лучше.

И последнее. Удастся ли нам реализовать все намеченные планы – во многом зависит и от вас, сидящих в этом зале. От вашей социальной активности, от вашей поддержки наших планов и программ. В конечном счёте, от сохранения взятого нами курса на политическую стабильность и поступательное развитие Ульяновской области, от совместной конструктивной работы. От того, какой выбор будет сделан областью 2 декабря.

Благодарю за внимание.

Добавлено: 23 ноября 2007 года, 16:46