Послание Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова «О развитии гражданского общества в Ульяновской области» 6 июня 2007 года

Уважаемые коллеги!

Сегодня я впервые выступаю с Посланием о состоянии, проблемах и перспективах развития институтов гражданского общества в Ульяновской области. Необходимость такого обращения к представителям общественных организаций, национально-культурных автономий, религиозных объединений, некоммерческих партнёрств, союзов и ассоциаций, действующих на территории региона, для меня более чем очевидна.

В современных условиях без организации  конструктивного диалога между властью и гражданским обществом невозможно решить ни одну из ключевых задач, стоящих как перед нашей областью, так и перед Россией в целом. В условиях демократии невозможно представить себе политические процессы без участия неправительственных объединений, без учета их мнений и позиций.

Гражданское общество возникает как результат свободной самоорганизации граждан, стремящихся к объединению на основе осознания общности своих интересов и целей, и способных самостоятельно решать не только свои собственные, но и проблемы других людей.

Вот почему сегодня задача организации всемерного содействия со стороны органов государственной власти укреплению и развитию процессов гражданской активности, стимулированию деятельности некоммерческих организаций, так называемого «третьего сектора» экономики, выходит перед нами на первый план. Ведь ключевая «точка роста» гражданского общества – это, прежде всего, региональные проблемы и региональный патриотизм, ощущение личной ответственности за происходящее на твоей «малой Родине».

Что из себя представляет современное гражданское общество на территории Ульяновской области? По данным статистики, на 1 января этого года в регионе зарегистрированы 7049 некоммерческих организаций, из которых 3482 – государственные и муниципальные учреждения. Остальные 3567 – это структуры гражданского общества, оформленные в качестве зарегистрированных организаций. За последние два года число организованных структур гражданского общества в регионе выросло почти на 9 процентов. Это неплохой показатель, но не более.

В расчете на одну тысячу жителей области приходится 2,6 зарегистрированных НКО, что чуть-чуть превышает среднероссийский показатель.

Наиболее распространенной формой негосударственных некоммерческих организаций на территории области являются общественные и религиозные объединения. Их доля в общем числе НКО составляет почти 40 процентов. Доля других форм существенно меньше. Около 27 процентов приходится на потребительские кооперативы, почти 9 процентов – на садоводческие, дачные и прочие объединения, около 8 процентов – на некоммерческие партнерства.

Понятно, что среди зарегистрированных НКО есть и такие, которые существуют только на бумаге. Существуют также и фактически незарегистрированные, но активно действующие объединения граждан.

За последние два года в сфере гражданского общества области произошли значительные изменения. Во-первых, активизировалась работа большинства общественных объединений, будь то ветеранские организации, творческие союзы или национально-культурные автономии. Была создана Общественная Палата. Заключены Соглашения о взаимодействии в решении задач духовно-нравственного и патриотического воспитания с Симбирско-Мелекесской епархией и муфтиятами.  Проведены крупные мероприятия областного и окружного уровня. Это два Гражданских форума, Форум благотворителей, Международные Ассамблеи национальных культур, съезды православной и мусульманской молодежи, целый ряд «круглых столов», конкурсов, фестивалей, конференций и ряд других важных и полезных дел, направленных на повышение роли гражданского общества в жизни области, на укрепление гражданского мира и согласия.

Взаимоотношения власти и гражданского общества выстраиваются и с помощью постоянного диалога в рамках  созданных Общественных Советов. Это Совет при Губернаторе по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совет по делам религий, Совет национальностей, комиссия по делам женщин, Совет отцов, Консультативный совет политических партий и другие.

Важным направлением взаимодействия органов власти всех уровней и гражданского общества стала совместная работа по соблюдению трудовых прав граждан и укреплению дисциплины оплаты труда, по защите прав обманутых дольщиков. В этой сфере у нас пока остается немало нерешенных вопросов, но крайне важно, что происходит диалог, и он носит конструктивный характер. 

Особое значение придавалось содействию в реализации молодежных инициатив, вовлечение юношей и девушек в решение проблем молодежи. В рамках этого направления в области были созданы и активно работают Молодежное Правительство и Парламент, Советы рабочей молодежи, молодых ученых, Молодежный Совет по инвестиционной привлекательности Ульяновской области. Проведение на системной основе «Дней дублера», в том числе и в муниципальных образованиях, позволило нам не только показать молодым ульяновцам, как строится работа органов власти, но и начать формировать у молодых людей необходимые управленческие навыки. Важную роль сыграл и областной конкурс «Золотой кадровый резерв», по итогам которого несколько десятков юношей и девушек, ставших победителями конкурса, получили возможность трудоустройства на ведущие ульяновские предприятия и организации.

Серьезным показателем уровня гражданской активности в регионе стало развитие благотворительности. Важно, что не только представители бизнес-сообщества, но и общественные объединения все активнее вовлекаются в эту работу. Национально-культурные автономии, творческие союзы, благотворительные фонды и ряд других организаций стали частыми гостями в детских домах, школах, больницах. Вне всякого сомнения, эти добрые начинания необходимо всемерно развивать и поддерживать.  

Наконец, рост гражданской активности отразился и в такой значимой деятельности, как реализация социальных проектов. Отрадно, что в 2006 году 15 проектов некоммерческих организаций Ульяновской области стали победителями Президентского конкурса и выиграли гранты на осуществление своих идей. Вовлечение общественных объединений  в проектную деятельность стало нормой и для ряда органов региональной власти. В частности, системно в этом направлении действуют Министерство молодёжного развития и управление по делам культуры и искусства Ульяновской области.

В то же время, вынужден констатировать, что пока по уровню развития гражданского общества Ульяновская область не занимает лидирующие позиции, как в масштабах России, так и в рамках Приволжского федерального округа. Такой же вывод сделан и в ежегодном докладе Общественной Палаты Российской Федерации.

К сожалению, в области отсутствуют четкие принципы и системный механизм финансирования некоммерческих организаций. Институты гражданского общества не получили пока должного развития в сельских районах. Да и в городах деятельность  общественных объединений, как правило, затрагивает крайне узкий круг вопросов социального характера.

Одним из главных препятствий на пути к объединению и эффективным совместным действиям институтов гражданского общества является дефицит доверия людей друг к другу и к общественным структурам. Скажу честно: меня как гражданина, как жителя Ульяновской области, серьезно беспокоит неумение и нежелание многих общественных организаций и объединений разговаривать друг с другом без посредничества государства. Подчеркиваю: не соглашаться, но просто разговаривать. Такая неспособность к диалогу внутри общества чревата тем, что с легкостью отдает все третейские полномочия власти, от чего как раз мы с вами  и стремимся уйти, если хотим жить в нормальной демократической стране.

Хочу напомнить, что главный «продукт», обеспечивающий жизнеспособность гражданского общества, – это доверие и востребованность.

Восполнить нынешний дефицит доверия в обществе  возможно не заявлениями, а только реальными, конкретными делами, направленными на решение жизненно важных проблем, волнующих людей.

Другим серьезным «барьером» на пути развития гражданской активности в регионе становится слабая информированность граждан о деятельности общественных структур в средствах массовой информации. И если в официальных областных СМИ еще можно изредка встретить подобные материалы, то на уровне «районок», не говоря уже о так называемых «независимых» печатных органах, такие публикации напрочь отсутствуют.

Серьезным препятствием, сдерживающим развитие гражданского общества, на мой взгляд, является и отсутствие в Ульяновской области должностей Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по защите прав ребенка. Необходимость в их создании более чем очевидна.

В настоящее время вопросы защиты прав детей, например, решаются в основном за счет создания в общеобразовательных учреждениях института общественных уполномоченных по правам ребенка. Однако по большому счету это лишь частично решает проблемы соблюдения прав человека на территории области. Мне, честно говоря, не вполне понятна позиция депутатов Законодательного Собрания, которые  два года «тянут резину» с принятием Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области».

Особая проблема – взаимоотношения общественных организаций и органов власти, в первую очередь, на уровне местного самоуправления. Скажу прямо, они пока далеки от идеальных. У многих руководителей регионального и муниципального уровня отсутствует как понимание важности эффективного взаимодействия со структурами  гражданского общества, так и желание системно выстраивать эти отношения. Со стороны же руководителей некоммерческих организаций нередко проявляется недостаточная активность и заинтересованность в совместной работе. Иногда приходится сталкиваться и с откровенным непрофессионализмом, слабой проработкой предложений со стороны общественников.

В связи с этим не могу не затронуть и вопрос о деятельности Общественной Палаты Ульяновской области. Пока эффективность её работы, в том числе по содействию развитию на территории области институтов гражданского общества, оставляет желать много лучшего. Я искренне надеюсь, что затянувшийся процесс поисков Общественной палатой своей «ниши» в жизни Ульяновской области – явление сугубо временное, связанное с тем, что никакого подобного опыта ранее у нас не было. Метод проб и ошибок – долгий путь, зато надежный. Только времени на раскачку у нас больше нет.

В целом, на сегодняшний день в Ульяновской области накоплен, пусть пока и ограниченный, но все же весьма существенный потенциал свободной самоорганизации гражданского общества. Теперь перед нами стоит задача совершить качественный прорыв в использовании этого потенциала

Для этого необходимо системно выстроить всю работу с общественными объединениями граждан на местах. Поэтому я призываю всех глав районов создать муниципальные Советы по поддержке гражданских инициатив, в состав которых войдут активисты общественных объединений и некоммерческих организаций. Считаю, что работа по развитию гражданского общества на местах входит в зону личной ответственности руководителей городов и районов области.

В целях повышения эффективного взаимодействия с общественными объединениями предлагаю всем главам муниципальных районов и городских округов нормативно закрепить соответствующие полномочия и ответственность, возложив их на заместителей глав администраций по социальным вопросам. Практика прошлых лет, когда этот важнейший вопрос в отдельных муниципалитетах поручался всем кому не лень, вплоть до специалистов музеев, должна быть прекращена. Следует также особое внимание уделить системной подготовке специалистов, отвечающих в муниципальных образованиях за работу с общественными объединениями.

Наконец, на уровне городов и районов необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие все вопросы взаимодействия органов местного самоуправления  и некоммерческих организаций.

Сказанное тем более важно, что Ульяновская область стала «пилотной площадкой» для реализации окружного проекта «Волжское согласие», цель которого – отработать и внедрить систему взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и социально ответственного бизнеса в интересах развития гражданского общества. Проект реализуется на базе Железнодорожного района города Ульяновска, города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов. Его итоги мы подведем в конце года.

 Но уж сегодня очевидно, что формы непосредственного участия граждан в управлении территорией используются либо крайне недостаточно, либо формально. Поэтому я даю поручение управлению по взаимодействию с общественными объединениями граждан совместно с государственно-правовым департаментом и Ассоциацией муниципальных образований в кратчайшие сроки провести экспертизу существующей нормативной правовой базы местного самоуправления и разработать необходимые рекомендации для принятия на местном уровне таких нормативных актов, которые будут направлены на поддержку деятельности НКО в части вовлечения граждан в процессы управления территориями.

Считаю, что для всех муниципальных образований на предстоящий период одной из важнейших задач является создание органов территориального общественного самоуправления. Особенно эта задача актуальна для города Ульяновска. Разговоры о создании ТОСов ведутся уже давно. В других регионах уже накоплен многолетний и богатый опыт работы таких структур, максимально приближенных к нуждам и повседневным проблемам граждан. В конце прошлого года городская Дума Ульяновска даже провела обучающий семинар, определила ответственных среди депутатов за организацию таких структур. Однако существенных «подвижек» в этом вопросе как не было, так и нет.  

Что касается региональных министерств, то перед ними также стоит задача в максимальной степени усилить взаимодействие со структурами гражданского общества путем создания Общественных советов по направлениям своей деятельности. Творческий потенциал и возможности общественных организаций должны быть широко использованы, в том числе для разработки, общественной экспертизы и участия некоммерческих организаций в реализации областных целевых программ, а также в принятии важных управленческих решений.

Важным направлением в работе органов власти призван стать мониторинг деятельности общественных объединений. Без знания особенностей нынешнего состояния и перспектив развития  гражданского общества на территории Ульяновской области, его нужд и потребностей, невозможно сколь-нибудь системно решать имеющиеся проблемы. Формирование до конца года полного банка данных, ключевых индикаторов деятельности некоммерческих организаций, изучение динамики общественной среды сегодня – задача, как говорил Владимир Ильич Ленин, архиважная. И её предстоит решить управлению по работе с общественными объединениями совместно с Министерством экономики.

Особая сфера взаимодействия власти и общества – реализация на территории Ульяновской области административной реформы. Разработка проектов административных регламентов и стандартов оказания государственных услуг должна вестись не келейно, а с широким привлечением общественности и бизнес-сообщества. Активное участие гражданских организаций и предпринимателей, максимальный учет интересов граждан при подготовке регламентов и стандартов является своего рода гарантией защиты их прав. Поэтому в состав рабочих групп областного штаба по административной реформе обязательно необходимо включить представителей НКО и бизнес-объединений. Прошу взять этот вопрос на особый контроль.

Одним из общественно значимых направлений в деятельности гражданского общества является содействие развитию благотворительности и меценатства. Полгода назад, на областном Форуме благотворителей мной было озвучено решение о создании в Ульяновской области общественно-государственных Фондов местного сообщества. Однако вынужден констатировать: с тех пор решительных шагов в этом направлении не было сделано ни властью, ни бизнесом. Такая непоследовательность, скажу прямо, не делает нам чести.

Что нам конкретно необходимо сделать в ближайшие два года, чтобы создать все условия для развития гражданского общества и существенного повышения социальной активности жителей области?

         В первую очередь, создать самую передовую нормативно-правовую базу. Ее основу должен составить областной Закон «О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями». Проект Закона уже разработан. Он обсуждался на недавно проходившем Гражданском форуме и направлен на рассмотрение в Законодательное Собрание области.

         В законе будут четко прописаны все основные направления взаимодействия органов государственной власти Ульяновской области с некоммерческими организациями,  формы оказания государственной поддержки, включая государственный социальный заказ и государственные гранты, которые будут выделяться на конкурсной основе на финансирование целевых социальных программ некоммерческих организаций.

         Другими важными законопроектами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, призваны стать проект закона «О государственных грантах Ульяновской области» и «О благотворительности в Ульяновской области». Вся работа по ним должна быть завершена до конца этого года.

         Замечу, что и на федеральном уровне сегодня активно разрабатываются законопроекты, направленные на развитие «третьего сектора» экономики. Первой «ласточкой» стал принятый в конце прошлого года Закон о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций. Теперь рассматриваются  и другие меры, направленные на совершенствование налогообложения НКО, регулирование благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля. В частности, предполагается освободить определенные виды некоммерческих организаций от уплаты налога на прибыль, распространить на них льготы по уплате НДС, предоставлять налоговые льготы как благотворителям - физическим лицам, так и получателям благотворительной помощи. Общественные объединения получат право на участие в выработке решений органов власти. Также предполагается детально прописать и процедуры общественного контроля за деятельностью властей.

         Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе намечено уже на осеннюю сессию. Полагаю, что все заинтересованные организации нашего региона могут и должны принять активное участие в обсуждении этого важного документа.

         Следующим необходимым условием активизации деятельности некоммерческих организаций является создание необходимой инфраструктуры поддержки НКО. Полагаю, что нам необходимо создать на основе использования Малого зала Ленинского Мемориала Центр развития гражданских инициатив, которым могли бы пользоваться не только Общественная Палата Ульяновской области, но и все общественные объединения и некоммерческие организации для проведения своих собраний, встреч и других мероприятий. Полагаю также, что необходимо, по примеру передовых регионов России, создать Клуб лидеров некоммерческих организаций, в рамках которого происходил бы обмен опытом работы и рождались новые, общественно полезные инициативы. И нам необходимо всерьез подумать над тем, чтобы создать, по крайней мере, в городе Ульяновске «Народный дом» для общественных организаций.

         Важным вопросом, требующим системного решения, является широкое информационное освещение деятельности гражданского общества в средствах массовой информации, включая электронные СМИ. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. На портале Правительства Ульяновской области создан Интернет-сайт «Я – гражданин». Через него у всех общественных объединений теперь есть возможность более широко информировать граждан о своей деятельности и проводимых мероприятиях. Полагаю, что нам также необходимо будет предусмотреть в качестве одного из направлений грантовой поддержки объявить конкурс на создание и печатного СМИ, целиком и полностью посвященного гражданскому обществу региона.

         Наконец, самое важное – обеспечить конкурентоспособным некоммерческим организациям необходимую финансовую поддержку. Хочу особо подчеркнуть, что никаких раздач денег только по факту существования организаций  больше не будет. Деятельность НКО должна быть направлена на решение приоритетных для области социальных проблем. Давно уже не секрет, что некоммерческие организации могут оказывать услуги не хуже, а порой и гораздо лучше, чем государственные или муниципальные учреждения.  

Поэтому мы будем поддерживать, в первую очередь через систему грантов, не содержание организаций, а выполнение конкретных проектов, направленных на оказание социальных услуг жителям области. Проектная деятельность – это относительно новое направление в работе традиционных общественных объединений, и ему необходимо учиться. В том числе и у тех организаций, которые давно и успешно реализуют общественно значимые проекты. Полагаю, что им вполне по силам стать своеобразными «экспертными» центрами, независимыми операторами, оценивающими эффективность и качество представленных на конкурс разработок.

Реализация некоммерческими организациями социальных проектов – это лишь первый шаг. Перед нами стоит задача в течение двух лет сформировать систему государственного социального заказа. Это позволит не только развивать «третий сектор» экономики области, но и наиболее эффективно расходовать бюджетные средства.

В данном вопросе существует опасность, что заказы на оказание социальных услуг могут получить так называемые «псевдоНКО», то есть организации, создаваемые государственными и муниципальными чиновниками, депутатами разных уровней, которые фактически являются коммерческими организациями. Нам предстоит научиться выявлять подобные структуры, существование которых дискредитирует не только власть, но и гражданское общество.

На каких условиях мы будем оказывать поддержку некоммерческим организациям? По сути, таких условий всего три. Это  «прозрачность» деятельности, эффективность и готовность институтов гражданского общества брать на себя ответственность в совместном решении социальных проблем.

В число основных направлений грантовой поддержки должны войти проекты по созданию новых некоммерческих организаций в определенных сферах. В частности, я уже говорил о необходимости создания постоянно действующих общественных объединений граждан по месту жительства. Без таких общественных структур, способных не только отстаивать свои законные права, но и заботиться о благоустройстве дворов и улиц, мы вряд ли сможем всерьез изменить внешний облик населенных пунктов области.

Точно также, никакие реформы в социальной сфере невозможны без активного участия профессиональных сообществ учителей, врачей, преподавателей высшей школы, родителей. И если в отношении самоорганизации родительского сообщества первые шаги уже сделаны, то, например, четкая гражданская позиция и общественная активность вузовских педагогов, за исключением отдельных личностей, пока проявляется в области весьма и весьма слабо.  

Еще одним значимым направлением, по которому мы будем оказывать грантовую поддержку некоммерческим организациям, является гражданское образование и правовое просвещение. По сути, именно через эти формы жители получают навыки гражданской активности, знание своих конституционных прав, а также учатся ответственному поведению. Убежден, что структуры гражданского общества, действующие на территории области, могут и должны принять самое активное участие в формировании прочных основ гражданско-правовой культуры.

При этом круг лиц, нуждающихся в качественном гражданском образовании, весьма широк. Это не только школьники и студенты, но и пенсионеры, инвалиды, мигранты, работники правоохранительных органов и других структур.

Также считаю крайне важным сегодня для общественных организаций принимать все меры для превращения Ульяновской области в центр проведения крупномасштабных мероприятий окружного, российского и международного уровня. 

В этой связи, в качестве первого шага предлагаю на базе объединения Общественных палат всех регионов провести в Ульяновске в ноябре этого года Гражданский форум Приволжского федерального округа. Хочу заверить все общественные организации, что любые инициативы по продвижению нашего региона в качестве межрегиональной или общероссийской площадки по направлениям вашей деятельности с моей стороны всегда будут находить поддержку.

Наконец, считаю необходимым обратиться к представителям гражданского общества с предложением подумать о формах организации эффективного общественного контроля над проведением предстоящих в ноябре этого года выборов в Государственную Думу. Думаю, что профессионально подготовленные и независимые наблюдатели от общественных объединений, а также организация «горячих линий» в дни проведения выборов  будут способны в полной мере обеспечить защиту интересов и законных прав избирателей. Убежден, что объединение усилий гражданского общества в этом вопросе будет содействовать укреплению института выборов как базовой ценности демократии в нашей стране.

Вместе с тем, хочу отметить, что государственные гранты не должны рассматриваться некоммерческими организациями как единственный источник финансирования. Важно, чтобы каждый житель области, любая бизнес-структура знали, что есть определенный перечень проектов, от которых получится тот или иной положительный результат и для реализации которого можно пожертвовать деньги. Ведь по большому счету в России так исторически сложилось, что люди  не столько привыкли отстаивать свои собственные интересы, сколько помогать слабым социальным группам. И это чувство социальной ответственности может стать одной из главных движущих сил развития гражданского общества.

В своем недавнем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин особо подчеркнул, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность». Действительно, сегодня проблемы возрождения духовности, нравственности, патриотизма стоят очень остро. И их надо решать, как говорится, «всем миром», совместными усилиями государства и общества.

В настоящее время среди многих важных жизненных ценностей особое значение приобретают ценности семьи и семейной жизни. Ведь именно в семье закладываются основы духовно-нравственного отношения к жизни, к другим людям, к обществу и государству. Убежден, что возрождение ценности семьи, укрепление ее статуса может и должно стать важнейшим направлением в работе всех институтов гражданского общества, начиная от традиционных религиозных конфессий и заканчивая профсоюзными организациями. Национально-культурные автономии, творческие союзы, общественные объединения, - для каждой организации  в решении этой проблемы есть своя точка приложения усилий.

Говоря о семье и семейных ценностях, не могу обойти стороной еще одну важную тему: отношение общества к пожилым людям, ветеранам и инвалидам. В стремительно меняющимся мире эти люди, трудом которых создавалось богатство страны и Ульяновской области, оказались одной из самых незащищенных категорий не только экономически, но и морально. Вернуть общественное признание по отношению к старшему поколению, помочь этим людям чувствовать себя востребованными в общественной жизни – задача не менее важная. И все общественные объединения должны думать над тем, как её решать.

Кто-то из великих сказал: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной». Все мы хотим, чтобы подрастающее поколение имело четкие духовно-нравственные ориентиры в жизни, росло настоящими патриотами. При этом нередко забываем, что основу патриотизма составляют не красивые слова, а конкретные дела, направленные на заботу о людях, о месте, где мы живем. Именно на этой основе у наших детей, у молодежи формируется готовность упорно учиться и добросовестно работать на благо Ульяновской области. 

И последнее. У общественных объединений любой направленности есть замечательные, и пока слабо использованные возможности доказать свою востребованность жителям области. Речь идет о вашем активном участии в реализации основных направлений государственной социальной и культурной политики. Этот год по всей стране объявлен Годом русского языка и чтения, на окружном уровне мы проводим Год молодежи, а на областном – Год поддержки предпринимательства. Любая общественная организация в состоянии участвовать во всех государственных мероприятиях по данным направлениям, предлагать новые формы и методы реализации тех задач, на которых  сосредоточено особое внимание государства.

Следующий 2008 год уже объявлен Президентом России Годом семьи. На уровне региона мы будем торжественно отмечать две юбилейные даты – 65-летие образования Ульяновской области и 360-летие Симбирска. Мы ждем от всех общественных организаций конструктивных предложений и новых инициатив.

Завершая свое выступление, хочу особо подчеркнуть, что сегодня укрепление и развитие институтов гражданского общества  – это вопрос крайне важный. Сама жизнь настоятельно требует от нас усиления внимания к использованию того богатого потенциала и энергии, которыми обладают общественные структуры. В этом – залог благополучия и дальнейшего поступательного развития Ульяновской области.

Благодарю за внимание.

Добавлено: 6 июня 2007 года, 16:47