Выступления Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на заседании Законодательного Собрания области 30 ноября 2006

Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания! 

Сегодня вам предстоит рассмотреть во втором чтении проект областного бюджета на 2007 год. За прошедший месяц была проведена напряженная, но плодотворная работа в комитетах по обсуждению основных направлений доходной и расходной статей бюджета. Со своей стороны хочу выразить слова искренней благодарности депутатам Законодательного собрания за активное и заинтересованное участие в поиске путей решения тех стратегических задач, которые стоят перед Ульяновской областью и которые были обозначены мной в тексте Бюджетного Послания.

Принципиально важно, что за последние два года совместными усилиями органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, всех ульяновцев, нам удалось не только переломить кризисную ситуацию в экономике, навести порядок в управлении регионом, но и сделать ряд важных шагов, направленных на создание условий и новых возможностей для поступательного развития.

Ульяновская область возвращается к нормальной жизни. Возможно, это происходит медленнее, чем всем нам хотелось бы. Но за относительно короткий период времени на наш регион перестали смотреть, как на заповедник отсталости и застоя. Напротив, все, что происходит в области, является предметом пристального внимания и живого интереса не только руководителей нашего государства, но и крупных бизнесменов, в том числе и зарубежных. В этом я лишний раз убедился во время недавней поездки делегации Ульяновской области в Германию и Нидерланды.

А возросший уровень доверия к нашему региону со стороны федерального центра подтверждают те объемы финансовой помощи, которые предусмотрены как в недавно принятом федеральном бюджете на 2007 год, так и при распределении дополнительных доходов бюджета текущего года. Уже в этом году на строительство мостового перехода через Волгу область получит дополнительно один миллиард 600 миллионов рублей. В федеральном бюджете следующего года дополнительный объем финансовой помощи, который пока не включен в проект областного бюджета, составит более 2,5 миллиардов рублей. Более подробно об этом будет говорить Алексей Юрьевич Пантелеев. Эти факты лишний раз свидетельствуют, что Правительство Российской Федерации рассчитывает на серьезное усиление экономического потенциала Ульяновской области.

Таким образом, достигнутые результаты позволяют нам сегодня вести конструктивный диалог с федеральным центром, другими субъектами Российской Федерации,  отечественными и зарубежными инвесторами. И не последнюю роль в этом процессе играет сложившаяся в регионе обстановка политической стабильности и взаимопонимания. Отрадно, что усиливается роль гражданского общества, а работа органов власти  ведется более планово и профессионально.

Тем не менее, мы далеки от того, чтобы испытывать головокружение от успехов. Скажу честно, пока наши возможности, в том числе и бюджетные, весьма ограничены. Есть немало, что называется, «незакрытых» вопросов, которые серьезно беспокоят и депутатов, и всех жителей области. Есть бюджетный дефицит в 1,2 миллиарда рублей, который нам предстоит покрывать, в том числе, вероятно и за счет размещения облигационного займа или кредита. 

Однако я уверен, что проект областного бюджета на 2007 год позволяет нам в соответствии с приоритетными направлениями бюджетной политики, указанными в Бюджетном послании Губернатора, стабилизировать ситуацию в социальной сфере и приступить к реализации ряда стратегических проектов, направленных на коренное улучшение качества жизни граждан. Поэтому сегодня мне хотелось бы четко обозначить те приоритетные направления и стратегически значимые вопросы, которые нам предстоит решать, начиная со следующего года.

Хочу подчеркнуть, что для достижения поставленных целей нам потребуется не один бюджетный год, а как минимум три-четыре года, а то и больше. Тем самым мы закладываем основы стратегического подхода к бюджетному планированию, ориентированному на конечный результат. Одновременно наши стратегические цели выступают в качестве приоритетов при распределении дополнительных доходов областного бюджета в 2007 году.

 

Стратегическая цель номер один для Ульяновской области – решение застарелых проблем модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры. Для достижения этой цели должно быть решено несколько задач. Во-первых, завершить газификацию региона. Во-вторых, модернизировать всю систему муниципальной теплоэнергетики. Для перевода на газ 91 котельной в четырнадцати муниципальных районах по оценкам необходимо 476 миллионов рублей. Эту задачу мы намерены последовательно решать как за счет привлечения финансовых средств из бюджетов всех уровней, так и за счет частных инвестиций.

Третья задача в рамках этого направления – обеспечение жителей области качественной питьевой водой. Соответствующая целевая программа Правительством области разработана. Планируется, что в следующем году на начальный этап реализации этой программы необходимо 50 миллионов рублей. Полагаю, что к рассмотрению этого вопроса мы обратимся в следующем году по итогам исполнения бюджета за первое полугодие, равно как и по другому важному вопросу – приведения жилых домов в нормативное состояние, создания условий для комфортной среды жизни ульяновцев. Соответствующая целевая программа также разработана Правительством области.

Одной из важнейших проблем, которая в последнее время все больше волнует жителей области, является обеспечение доступности и качества транспортного сообщения. Правительством региона разработана целевая программа обновления подвижного состава пассажирского автотранспорта. В соответствии с ней в течение шести лет планируется приобрести 354 автобуса за счет средств областного бюджета и автотранспортных предприятий  на сумму 290 миллионов рублей. Также мы намерены уделить особое внимание участию области в реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения».

Наконец, последняя задача в рамках этого направления – ремонт и строительство дорог. В дополнение к средствам, предусмотренным в областном бюджете, в следующем году мы получаем на эти цели 167 миллионов рублей из федерального бюджета. С учетом имеющихся проектов и достигнутых договоренностей по строительству дорожных трасс в обход городов Ульяновска и Димитровграда, а также стабилизации финансирования строительства мостового перехода, мы в состоянии за три-четыре года решить и эту больную проблему.

 

Второе стратегическое направление напрямую связано с решением целого комплекса задач, направленных на сбережение населения области. При этом мы ясно понимаем: улучшение демографической ситуации в регионе напрямую связано с повышением качества жизни граждан, ростом заработной платы, решением проблем обеспечения жильем.

В конце прошлого года я уже обращался к руководителям предприятий и организаций области с призывом повысить заработную плату работникам на 25-30 процентов. Многие руководители откликнулись на это обращение. На недавнем совещании Трехсторонней комиссии я повторно обратился с обращением к нашим промышленникам и предпринимателям принять меры для повышения в 2007 году заработной платы работникам реального сектора экономики еще на 25-30 процентов. Кроме того, борьба с «серыми схемами» и конвертной зарплатой будет вестись более жесткими методами, при объединении усилий органов власти всех уровней и силовых структур.

Решение проблем повышения качества жизни неразрывно связано с системной работой по увеличению темпов жилищного строительства, созданию условий для обеспечения доступности жилья, в том числе для работников бюджетной сферы. Первые шаги в этом направлении нами уже сделаны. Во-первых, создана областная ипотечная строительная корпорация. В бюджете следующего года предусмотрены 10 миллионов рублей на государственную поддержку приобретения жилья для работников бюджетной сферы с льготными условиями ипотечного кредитования.

Разработана программа малоэтажного индивидуального жилищного строительства. Наряду с этим есть ряд серьезных предложений от крупных инвесторов, готовых вкладываться в строительство многоэтажных жилых домов. Но для удешевления строительства и стоимости вновь возводимого жилья принципиально важно формировать готовые земельные участки, разработать схемы территориального планирования и всю необходимую документацию. Со следующего года необходимо последовательно начать работу в этом направлении, чтобы общее количество земельных участков, выделяемых под строительство, было сформировано и обеспечено необходимой документацией не на один год. Сказанное особенно важно для города Ульяновска.

Говоря о жилищном строительстве, нельзя обойти вниманием и проблему поддержки обманутых дольщиков. В Законодательное Собрание мной направлен проект Закона Ульяновской области об оказании помощи пострадавшим соинвесторам в размере 25 миллионов рублей. Хочу особо подчеркнуть, что мы будем принимать меры к тому, чтобы достроить начатые четыре дома и поддержать бюджетными средствами в первую очередь тех дольщиков, кто оказался в наиболее сложной ситуации, фактически лишившись собственного жилья. Включение данных средств в бюджет 2007 года возможно после рассмотрения итогов исполнения бюджета за первый квартал.

Не последнюю роль в решении проблем повышения качества жизни граждан призвано сыграть неукоснительное соблюдение государством обязательств по улучшению доступности и качества социальных услуг.

Мало кто помнит, что всего два года назад к началу 2005 года учреждения образования, здравоохранения, культуры имели утвержденный бюджетом фонд оплаты труда лишь на 10 месяцев, 70-процентную обеспеченность по «коммуналке» и практически полное отсутствие средств на основную деятельность. Сегодня мы уже ведем разговор о необходимости восстановления и укрепления материально-технической базы этих учреждений.

В сфере образования важнейшей задачей для нас становится  восстановление сети детских садов, чтобы предоставить нашим гражданам возможность нормально работать, не беспокоясь о качественном дошкольном воспитании своих детей. Для того, чтобы приступить к решению этой задачи, уже в следующем году необходимо направить в муниципальные районы 70 миллионов рублей. Полагаю, что депутаты в этом меня полностью поддерживают.

В проект областного бюджета впервые были включены расходы на обеспечение выплат в 100 тысяч рублей гражданам, постоянно проживающим на территории Ульяновской области, и усыновившим ребенка-сироту. Считаю, что это важное и ответственное решение. Наш регион может и должен стать за ближайшие пять лет территорией, где каждый ребенок будет воспитываться в семье. Поэтому предельно важно принять меры для увеличения опекунского пособия, довести его хотя бы до четырех тысяч рублей. Я очень надеюсь, что мы это сделаем уже в следующем году.

С решением демографических проблем тесно связана главная перспективная задача в здравоохранении. Речь идет о качественном улучшении работы службы скорой медицинской помощи. Соответствующая целевая программа также уже передана на рассмотрение депутатов.  Нуждается в обновлении и материально-техническая база учреждений здравоохранения. Дополнительные средства на эти цели требуются весьма значительные, как минимум 400 миллионов рублей ежегодно. Но решать данную проблему необходимо.

Долгосрочным приоритетом для нас продолжает оставаться социальная поддержка жителей Ульяновской области. Здесь главная цель – создать сеть выплатных центров, работающих по принципу «единого социального окна», чтобы максимально упростить процедуру оформления и получения гражданами пособий и компенсаций.

Решение задачи сбережения населения Ульяновской области во многом связано и с сохранением и преумножением культурного и духовного наследия. Так, в проекте областного бюджета впервые за долгие годы предусмотрены средства на пополнение коллекций художественного музея, гарантированы в полном объеме средства на оплату охраны музейных коллекций, предусмотрено и приобретение новых книг и периодики библиотеками области.

При этом стратегически значимой задачей становится восстановление материальной базы ряда ведущих учреждений культуры: Драмтеатра, Ленинского Мемориала, филармонии, Дворца книги, краеведческого и художественного музеев, ряда других объектов. На ее решение дополнительно к уже обозначенным в бюджете суммам требуется 70 миллионов рублей.

Нуждается в серьезном укреплении и материально-техническая база в сфере физической культуры и спорта. Здесь наши приоритеты связаны со строительством нового многофункционального комплекса с ледовой площадкой по проезду Сиреневый и универсального спортивного комплекса по улице Шолмова в Ульяновске, строительством в рамках федеральной целевой программы физкультурно-оздоровительных комплексов в Димитровграде и Сенгилее. Предполагаемый суммарный объем финансирования из областного бюджета должен составить более 150 миллионов рублей.

Кроме того, в следующем году будут введены в эксплуатацию новейший спортивный комплекс в рабочем поселке Павловка, два спортивных комплекса в техническом и классическом университетах, начнется строительство стадиона УлГУ. Это строительство в основном осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Наконец, одним из важнейших стратегических направлений  по-прежнему будет являться молодежная политика. Здесь важнейшей задачей становится не только поддержка молодежных инициатив, но реализация, в том числе и силами общественных организаций, программ, направленных на решение наиболее актуальных проблем молодежи. Это проблемы трудоустройства, формирования здорового образа жизни, противодействия алкоголизму и наркомании в молодежной среде.

Хочу особо подчеркнуть, что обозначены лишь наиболее важные, ключевые направления наших действий в социальной сфере. Это не означает, что мы не будем заниматься конкретными и более частными вопросами, например, программой «Школьное молоко» или ремонтом Дворца творчества учащихся. Но, решая отдельные проблемы учреждений, мы должны ясно себе представлять, где должна находиться главная «точка» приложения наших усилий, способная придать новый импульс развитию всей социальной сферы.

 

Очевидно, что достижение поставленных целей повышения качества жизни граждан станет возможным, если будет расти доходная часть бюджета. Поэтому третьим по счету, но первым по важности стратегическим направлением является создание условий для развития экономики и привлечения инвестиций.

С учетом предполагаемого вступления России в ВТО в конце следующего или в начале 2008 года вопросы экономического развития области приобретают для нас особое значение. Прямые расчеты экспертов показывают, что Россия в случае вступления в ВТО приобретает внешних рынков на 23 миллиарда долларов, а отдаст часть своего рынка эквивалентную примерно 90 миллиардам. И если у наших предприятий возникают сложности с расширением или модернизацией производства, а на рынок массово выходят иностранные производители, то речь уже не идет ни о прибылях, ни о кредитах.

Вот почему мы сегодня столь заинтересованы в повышении конкурентоспособности ульяновских предприятий, внедрении передовых технологий и приобретении современного оборудования. И фактор времени здесь играет решающую роль. Повторю вслед за поэтессой Мариной Цветаевой: «Успех – значит успеть». И это надо понимать всем, чтобы использовать имеющиеся возможности. Пока еще не поздно.

Стратегические задачи региональной власти в экономике сегодня разделяются на три сферы. Во-первых, создание необходимых условий для привлечения внешних инвестиций. За прошедшие почти два года Правительством области уже сделаны важные шаги для улучшения инвестиционного климата в регионе. Достигнутый по итогам 10 месяцев рост объема инвестиций на 30 процентов, а это весьма неплохой показатель, лишний раз подтверждает, что мы движемся правильным курсом.

Но стратегически верно не только сохранять имеющиеся формы государственной поддержки реализации приоритетных инвестиционных проектов, но и  вкладывать средства в техническую подготовку производственных площадок, на которые могли бы прийти потенциальные инвесторы. Решив эту задачу, мы приобретаем важное конкурентное преимущество по сравнению с другими регионами. Другим преимуществом может стать компенсация средств, затраченных инвесторами на переподготовку и обучение кадров.  Особенно это касается новых видов производств, например, стекольного.

Здесь важно понять, что, вкладывая бюджетные деньги, в частности, средства нашего Инвестиционного фонда в эти два направления, мы многократно их окупаем будущими налоговыми поступлениями и созданием новых рабочих мест.

С этой же проблемой тесно связана работа по актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений. Ее проведение позволит нам увеличить площадь земель, вовлеченных в экономический оборот, дополнительно выявить объекты налогообложения, что, в конечном счете, приведет к росту налоговых поступлений и  существенно удешевить проектно-изыскательские работы. Сегодня на проведение всего комплекса мероприятий по указанным работам необходимо дополнительно изыскать более 17 миллионов рублей.

Другой комплекс задач мы должны решить, стимулируя развитие имеющихся на территории области производств, оказывая им необходимую государственную поддержку. Хочу поблагодарить депутатов за принятое важное решение в процессе обсуждения расходной части бюджета, которое позволило увеличить на 62,3 миллиона рублей ассигнования на техническое перевооружение и закупку племенного скота в агропромышленном комплексе области.

Полагаю, что не менее важным и ответственным решением может стать и предоставление налоговой льготы из областного бюджета в размере 32 миллионов 450 тысяч рублей для ЗАО «Авиастар-СП» на содержание объектов мобилизационного назначения. При этом я сразу же хочу дать прямое поручение Александру Петровичу Пинкову проработать с соответствующими федеральными министерствами вопрос о компенсации областному бюджету этих средств в случае положительного решения данного вопроса депутатами. Сегодня поддержка «Авиастара» со стороны областной власти, при имеющихся у руководства страны серьезных планах полной загрузки производственных мощностей предприятия, приобретает особое значение.

Стимулирование развития добывающих отраслей экономики области напрямую связано сегодня с решением задачи воспроизводства минерально-сырьевой базы, поиском новых месторождений полезных ископаемых. Скажу прямо, внимание, которое Правительство области уделяло этой теме, было крайне слабым. Поэтому нам предстоит при получении дополнительных доходов бюджета предусмотреть на эти цели хотя бы шесть миллионов рублей, чтобы начать необходимые геологоразведочные работы.

Также к числу стратегических решений, стимулирующих развитие экономики, относится поддержка малого и среднего бизнеса, о чем я подробно говорил в Бюджетном послании. Конечно, и заложенных в проекте областного бюджета десяти миллионов рублей крайне недостаточно, чтобы всерьез содействовать развитию предпринимательства. Но важно сделать первый шаг. Уверен, что каждый бюджетный рубль, вложенный в это направление, даст быструю и серьезную отдачу. Предстоящий Год поддержки малого бизнеса и предпринимательства я рассматриваю не как разовую пиар-акцию, а как начало системной работы по превращению этого сектора экономики в один из главных источников нашего развития.

Отдельная тема для размышления – повышение эффективности взаимодействия предприятий. Кластерный подход к развитию экономики реализуется в целом ряде регионов, чей уровень развития вполне сопоставим с ульяновским, и уже дает хорошие результаты, как, например, в Ивановской области, где за счет кооперации местных текстильных и швейных компаний впервые за многие годы происходит рост объемов производства.

Мировой опыт показывает, что сформировать настоящий кластер можно при двух условиях: государственных гарантиях для привлечения инвестиций, и грамотно выбранной компаниями стратегии развития бизнеса, основанной на повышении производительности труда. Со стороны Правительства области разработка и реализация кластерных моделей станет одним из важнейших направлений деятельности в 2007 году. 

Наконец, третье важное направление в наращивании экономического потенциала Ульяновской области связано с так называемой «новой экономикой» и инновациями. Речь идет не только о системной научно-исследовательской работе, но и о создании на базе производственных площадей промышленных предприятий индустриальных парков. Для вашего сведения: в Республике Татарстан под такой индустриальный парк был отдан один из бывших производственных корпусов КАМАЗа. За два года на территории парка было создано более семидесяти инновационных предприятий. В Ульяновской области создание индустриальных парков в соответствии с недавно принятой вами Программой развития инновационной деятельности предусмотрено с 2008 года. Думаю, этот процесс можно и нужно ускорить.

Другая задача в сфере инноваций – обучение и обеспечение деятельности инновационных менеджеров. Мало создать интересный и нужный инновационный проект, необходимо внедрить его в производство, сделать предметом бизнеса. Таких специалистов у нас в области сейчас просто нет и их надо готовить.

И последнее. Инвестиции придут туда, где есть проекты. А проекты появляются там, где работают креативные люди, люди, способные эти проекты создать. Проблема сохранения и укрепления кадрового потенциала экономики Ульяновской области – одна из наиболее актуальных. И здесь нам необходимо еще раз вернуться к существующей практике поддержки молодых специалистов, нашей талантливой молодежи. В этом году мы существенно увеличили надбавки из областного бюджета тем, кто остается работать на селе. Но ведь такая же проблема существует и в других отраслях экономики. Области нужна стройная система поддержки талантливой молодежи на всех этапах – от школьной скамьи и до прихода выпускника вуза на производство. Думаю, что совместными усилиями мы сможем поддерживать хотя бы сто наиболее талантливых выпускников вузов, оставшихся работать на предприятиях области.

Уважаемые депутаты!

Завершая свое выступление, хочу еще раз подчеркнуть: сегодня и в ближайшие годы благополучие Ульяновской области будет напрямую зависеть от решения трех стратегических задач: развития инженерной инфраструктуры, решения демографических проблем и привлечения инвестиций в экономику региона.  На решении этих проблем в течение 2007 года и нескольких последующих лет должны быть сосредоточены все имеющиеся финансовые ресурсы и основное внимание исполнительной и законодательной ветвей власти. Особо отмечу: у нас есть четкое понимание, что и как надо делать, чтобы улучшить жизнь в Ульяновской области. Но конечный положительный результат будет достигнут, если и только если все мы приложим максимум усилий для наполнения доходной части бюджета и обеспечения эффективности бюджетных расходов. Это означает, что и Правительство области, и депутатский корпус, органы местного самоуправления, руководители предприятий, политические партии и общественные организации должны слаженно и самоотверженно работать по каждой из поставленных в моем выступлении задач. Работать не только на своих рабочих местах, но и в созданных общественных Советах, комиссиях, рабочих группах. 

Благодарю за внимание.

Добавлено: 30 ноября 2006 года, 18:44