Бюджетное послание Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на 2007 год

Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания! 

Проект областного бюджета на 2007 год стал результатом конструктивного сотрудничества и слаженной совместной работы исполнительной и законодательной ветвей власти. Я искренне благодарен депутатам Законодательного Собрания, принявшим активное участие в подготовке этого финансового документа.

Приоритеты бюджетной политики в 2007 году определены нами в соответствии с основными положениями Послания Президента страны Федеральному Собранию, необходимостью реализации на территории области приоритетных национальных проектов, достижения реальных качественных изменений в социально-экономическом развитии.

В современных условиях решение поставленных задач возможно только на основе активного привлечения инвестиций в экономику, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов, реализацию бюджетной политики упорядочения системы межбюджетных отношений, ответственности всех уровней и ветвей власти. Сама жизнь предъявляет сегодня все более жесткие требования по повышению качества управления регионом. Мы еще только начали выбираться из той ямы, в которой оказались. Поэтому для благодушных настроений оснований нет. 2007 год в этом отношении станет для нас очередным очень серьезным экзаменом на состоятельность. Люди ждут не обещаний, а результатов, прежде всего улучшения качества жизни.

1. О реализации основных направлений бюджетной политики в 2006 году.

В основу бюджетной политики 2006 года легло реформирование бюджетной системы, предполагающей перераспределение и четкое закрепление полномочий между уровнями власти, перераспределение доходных источников и их закрепление на постоянной основе, упорядочивание системы межбюджетных отношений.

Реализация бюджетной политики 2006 года происходила под влиянием изменений в федеральном законодательстве, что  привело к возникновению выпадающих доходов в бюджете области.

 Это – ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные средства в размере 10%, увеличение верхнего предела суммы убытков прошлых лет с 30 до 50%, отмена налогов на наследование или дарение, увеличение для организаций малого бизнесе верхнего предела с 11 до 15 млн.руб., при котором возможен переход на упрощенную систему налогообложения. Это способствовало снижению налогового бремени на бизнес.

От руководства региона в 2006 году требовалось принятие мер по компенсации этих выпадающих доходов за счет наращивания налоговой базы. В результате были реализованы меры по повышению качества налогового администрирования, сокращение сумм налоговой недоимки за 9 месяцев текущего года составило 87 млн. руб., организован мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности и показателей налоговой дисциплины крупнейших налогоплательщиков, что позволило увеличить собственные доходы  бюджета  на 15,8 % по сравнению с прошлым годом.

Темпы развития экономики и социальной сферы за прошедшие девять месяцев этого года свидетельствуют, что мы идем в правильном направлении. И в Комплексном рейтинге регионов Приволжского федерального округа по темпам развития существенно продвинулись вперед. Есть уверенность, что по итогам 2006 года результат будет.

Приведу лишь некоторые цифры. Индекс объема промышленного производства за девять месяцев текущего года в обрабатывающих отраслях вырос на 7,6 а объемы строительных работ - на 67 процентов, в том числе объемы строительства жилья – на 16 процентов. Более, чем на 24 процента увеличился грузооборот предприятий транспорта, причем на всех его видах. В полтора раза по сравнению с прошлым годом возрос   внешнеторговый оборот и более, чем в 4,5 раза – сальдированный финансовый результат предприятий и организаций.

Текущий год стал знаковым и для сельского хозяйства. В отрасли продолжился рост, начавшийся в 2005 году: за 9 месяцев производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 3%, тогда как в целом по стране отмечается небольшое снижение.

Нам удалось привлечь в сельскохозяйственную отрасль частные инвестиции, вовлечь в оборот неиспользуемые площади пашни. В этом году сельскохозяйственными предприятиями засеяно озимых культур на площади 205 тысяч гектаров, что на 27 тысяч больше, чем в 2005 году. В целом по Приволжскому округу, напротив, произошло снижение площади посевов озимых.

В 2006 году предприятиями агропромышленного комплекса области получено около 600 миллионов рублей банковских кредитов, что вдвое больше, чем в 2005 году.

На жестком контроле находится реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК». По объему выданных кредитов личным подсобным и фермерским хозяйствам Ульяновская  область занимает сегодня 12 место в Российской Федерации.

Больше внимания стало уделяться привлечению внешних, а на ряд крупных проектов – иностранных инвестиций. В первую очередь, это организация сборочного производства грузовиков марки «Исузу» на Ульяновском автомобильном заводе, строительство многофункционального торгового комплекса "МЕТРО Кэш энд Керри".

В 2006 году были реализованы еще 8 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около 2 млрд. руб. и 2,5 тысячами рабочих мест. К ним относятся:

- освоение выпуска высококачественных нетканых материалов и сукна на ООО «Октябрь» в г. Барыше;

- строительство завода по производству функциональных продуктов питания и создания молочного комбината (Агропромышленный союз «Алев»);

- организация производства полипропиленовых нитей жаккардовых ковров и реорганизация производственной площадки ОАО «Ковротекс»;

- строительство в г. Ульяновске 10 социально-значимых магазинов самообслуживания компании «Пятерочка»;

- модернизация производства фильтровальных порошков и кизельгура на ОАО «Инзенский завод фильтровальных порошков»;

- производство несъемной пенополистирольной опалубки ЗАО «Газнефтесервис»;

- строительство ряда торговых центров, в т.ч. компании «Техносила».

Взаимодействие по вертикали управления с федеральными министерствами и ведомствами позволило серьезно продвинуться в развитии инженерной инфраструктуры. Свидетельство тому - утверждение Законодательным собранием области целевой программы газификации сельских районов. В течение этого года работы по газификации велись с опережением сетевого графика, что позволило провести «голубое топливо» в районные центры Николаевку и Тереньгу, ряд других населенных пунктов. До конца  года добавится более 350 км газопроводов, на природный газ будет переведено 30 котельных, газифицировано 4900 квартир. В полном объеме разработана проектно-сметная документация на газификацию города Барыша, Барышского, Вешкаймского, Базарносызганского, Сенгилеевского районов.

Газификация сельских районов – это ведь не только социальный проект, улучшающий качество жизни на селе. Это надежная основа для развития производства и привлечения инвестиций.

Программа энергосбережения, например, в бюджетных учреждениях, где оптимизация систем тепло и энергопотребления крайне необходима, позволила при вложении 6,2 миллионов рублей, получить годовой экономический эффект составит 6,7 миллионов со сроком окупаемости затрат около 11 месяцев.

Что касается строительства нового мостового перехода через Волгу, то здесь работы в течение всего года велись четко по графику, объемы федерального финансирования в один миллиард рублей освоены полностью. Дополнительно подрядными организациями выполнен объем работ на сумму в 700 миллионов рублей. Я, как Губернатор, Правительство области и впредь будем очень активно работать с Министерством транспорта России и Федеральным дорожным агентством.

Особое значение имеют основные показатели, связанные с ростом уровня жизни граждан. Денежные доходы населения увеличились на 33,5 процента в номинальном выражении, а с учетом инфляции – почти на 20 процентов. Напомню, что за аналогичный период прошлого года прирост реальных денежных доходов составлял всего 2,7 процента. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 октября - 88 миллионов рублей. По сравнению с началом года  она сократилась почти на 45 миллионов рублей. С 3,1 до 2,1 процента сократился уровень официально зарегистрированной безработицы. Повышение качества жизни граждан напрямую связано с реализацией национальных проектов в образовании и здравоохранении.

Наконец, удалось сдвинуть с «мертвой точки» решение вопросов, связанных с научно-техническим и инновационным потенциалом. Проект закона «О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов» в первом чтении вами, уважаемые депутаты, рассмотрен. Нам нужна планомерная работа по созданию системы поддержки и развития инноваций.

Кто бы что ни говорил, но для Ульяновской области знаковыми стали мероприятия в рамках Года Молодежи, проведение Вторых Малых Олимпийских игр регионов Приволжского Федерального округа. В ходе подготовки к Олимпиаде мы привели в порядок 9 крупных спортивных объектов, полностью реконструирован центральный стадион «Труд», где появилось возможность проводить соревнования международного уровня.

Да и в целом, уделяя особое внимание благоустройству городов и населенных пунктов области, мы работаем на создание комфортной среды для проживания ульяновцев.

2.    Основные цели и задачи бюджетной политики на 2007 год.

Стратегическая цель бюджетной политики – повышение уровня конкурентоспособности региона во всех отраслях экономики и социальной сферы.

 

На первом плане - две взаимосвязанные задачи: добиться роста темпов привлечения инвестиций в экономику и повысить эффективность и результативность управления бюджетными расходами.

Первую задачу трудно решить без развития транспортной и инженерной инфраструктуры. Для потенциальных инвесторов, помимо наличия свободных производственных площадей и квалифицированных кадров не менее важны вопросы минимизации издержек производства, наличие газоснабжения и хороших дорог. Поэтому, в 2007 году основной объем инвестиционных бюджетных средств будет сконцентрирован на газификации области, строительстве мостового перехода через Волгу, ремонте и реконструкции автомобильных дорог. 

Очень важно также понимать, что любой, вложенный в социальную сферу рубль, должен приносить реальный и конкретный результат, оцениваться с точки зрения повышения качества жизни граждан.

Поэтому, сохраняя социальную направленность бюджета, в 2007 году нам предстоит коренным образом модернизировать систему бюджетных расходов в социальной сфере, повысить инвестиционную составляющую в здравоохранении, образовании, культуре, чтобы в полной мере соответствовать решению задач по софинансированию приоритетных  национальных проектов.

Ключевая задача – повысить в 2007 году эффективность бюджетных расходов, обеспечить прозрачность закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом, в соответствии с положениями Бюджетного Послания Президента необходимо реализовать в качестве пилотного проекта проведение совместных торгов областными и муниципальными заказчиками, что позволить удешевить стоимость закупок и экономить деньги налогоплательщиков.

Прогноз социально-экономического развития области позволил сформировать проект областного бюджета на 2007 год со следующими параметрами:

- доходы – 12 миллиардов 802 миллиона рублей;

- расходы – 14 миллиардов 19,5 миллионов рублей.

Обращаю внимание депутатов, что собственные доходы областного бюджета в 2007 году составят 8 миллиардов 123 миллиона рублей, что на 1 миллиард 355 миллионов больше, чем уточненный план по доходам текущего года.

Однако общий планируемый объем доходов в следующем году по сравнению с первоначально утвержденным планом на 2006 год возрастает всего на 6,5 процента. Это связано с тем, что в 2006 году средства федерального бюджета на строительство мостового перехода были включены на стадии утверждения бюджета в сумме 1миллиард 350 миллионов рублей. В представленном проекте бюджета эти средства пока не включены. Кроме того, объём дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Ульяновской области на 2007 год планируется ниже уровня 2006 года, так как при расчёте этого вида финансовой помощи Министерством финансов Российской Федерации учитывались фактические показатели соблюдения предприятиями ЖКХ экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Область при этом потеряла более 900,0 млн. рублей.

В результате того, что федеральный стандарт по Ульяновской области был выдержан далеко не всеми предприятиями, нас наказали рублем и наказали весьма существенно. Это еще раз показывает, сколь дорогим удовольствием может быть дешевый популизм и несоблюдение требований Федерального центра. Поэтому надо делать правильные выводы.

В связи с разграничением полномочий между  федеральным центром и субъектами Российской Федерации с 2007 года на региональный уровень передаются содержание учреждений и проведение мероприятий в области занятости населения, а также реализация прав пользования и распоряжения лесами, их охране, защите и воспроизводству, тушению лесных пожаров. Полномочия передаются с финансированием из федерального фонда компенсаций. Очень важно, чтобы переходный этап не привел к ухудшению работы соответствующих служб на территории области.

3. Налоговая политика на 2007 год.

Формирование доходной части областного бюджета велось с учетом изменений федерального налогового законодательства. В области акцизного налогообложения - это изменение существующего порядка уплаты акцизов на нефтепродукты, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%, кроме акцизов на нефтепродукты. По налогу на добычу полезных ископаемых в целях стимулирования инвестиций и роста добычи нефти - установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки. По налогу на доходы физических лиц - увеличение размеров социальных налоговых вычетов с 38 до 50 тысяч рублей на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации. Наконец, по налогу на прибыль  с 2007 года организации получают право в полном размере уменьшить налоговую базу на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Осуществление указанных мер обеспечат сохранение в распоряжении предприятий дополнительных денежных средств.

Указанные изменения налогового законодательства отрицательно повлияли на формирование доходной базы бюджета на 2007 год. Потери составят около 106 миллионов рублей.

В этих условиях региональная налоговая политика должна в первую очередь ориентироваться на мобилизацию налоговых доходов региона за счет развития внутреннего налогового потенциала. Расчет доходной базы в ходе работы Межведомственной комиссии производился весьма тщательно, очень скрупулезно он проверялся бюджетным комитетом Законодательного собрания.

Замечу, что доходы  по проекту бюджета сформированы с учетом оптимистического варианта прогноза социально-экономического развития области. Любое недовыполнение плана по тому или иному виду налогов может оказать негативное влияние на выполнение расходных обязательств.

Поэтому, в следующем году мы должны приложить максимум усилий по соблюдению всеми предприятиями и организациями налоговой дисциплины. И здесь надо сполна использовать систему взаимодействия с федеральными органами власти по налоговому администрированию, подписав соответствующие Соглашения.

4.    Экономическая и инвестиционная политика в 2007 году

Основной упор должен быть сделан на дальнейшем развитии промышленной политики, в первую очередь связанной с развитием ключевой отрасли промышленности – машиностроения. При поддержке депутатов соответствующая целевая программа в первом чтении принята. Потенциал машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли позволяет прогнозировать увеличение объемов производства на 2007 год. В первую очередь, это касается ключевых предприятий отрасли - УАЗа и особенно «Авиастара», на базе которого будет размещено производство самолетов ИЛ-476.  

Определенные надежды мы возлагаем и на развитие производства на Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков, собственником которого стала крупнейшая станкостроительная компания «СтанкоИмпекс Групп». Планируется увеличение объемов производства и на других предприятиях отрасли: «Утесе», «Контакторе», «Димитровградхиммаше».

Бюджетная поддержка в агропромышленном секторе будет осуществляться  по двум направлениям. Первое направление – это реализация мероприятий в рамках одной областной целевой программы, которая заменит восемь действующих программ. Мероприятия этой программы будут направлены на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, развитие растениеводства через применение элитных семян, удобрений и средств химической защиты растений, повышение генетического потенциала животных и кадровое обеспечение. При этом особое внимание будет уделено расширению возможностей лизинга племенного скота и сельхозтехники, развитию новых и модернизации действующих животноводческих производств.

В 2007 году в области будут построены две молочно-товарные фермы, произведена реконструкция и модернизация шести животноводческих помещений для содержания крупного рогатого скота и двух свинокомплексов, что позволит увеличить производство молока и мяса. При этом будет продолжена реализация инвестиционных проектов с привлечением частного капитала в Тереньгульском, Майнском, Новомалыклинском и ряде других районов.

Я уже обращал внимание на необходимость развития транспортной и инженерной инфраструктуры. Расходы на дорожное хозяйство в проекте бюджета запланированы в сумме 584,7 миллиона рублей, включая 270 миллионов, направляемых на софинансирование строительства мостового перехода. Это позволит нам получить в следующем году федеральное финансирование в сумме 2,4 миллиарда рублей. Плюс к этому достигнута договоренность о возможности получения дополнительного финансирования при перераспределении допдоходов в размере 1,2 миллиардов рублей.

Кроме того, на ремонт и реконструкцию дорог общего пользования будут направлены 167 миллионов рублей федеральных средств. Считаю, что для обеспечения ремонта и поддержания сети автомобильных дорог, в следующем году необходимо решить вопрос о передаче межмуниципальных дорог в областную собственность.

На реализацию программы газификации предусмотрено выделить 300 миллионов рублей, включая расходы на проектно-изыскательские работы и проведение экспертиз проектно-сметной документации. В следующем году планируется газифицировать город Барыш, райцентры Вешкайма, Базарный Сызган, Барышский район, а также продолжить газификацию Кузоватовского, Инзенского, Сенгилеевского и Тереньгульского районов. Перевод котельных в этих муниципальных образованиях с мазута и котельно-печного топлива на природный газ позволит получить экономический эффект в размере 58 миллионов рублей в год.

Острой проблемой, сдерживающей развитие промышленных предприятий, становится дефицит природного газа в области. Это вызвано тем, что основной газопровод-отвод построенный 35 лет назад исчерпал свою пропускную способность. В результате переговоров с руководством РАО «Газпром» разработана и утверждена программа на 2007 – 2010  годы по реконструкции старого газопровода-отвода. В результате объемы поставок природного газа будут увеличены как минимум в два раза, что позволить снять напряженность и в значительной степени ликвидировать проблему энергодефицита.

Особое внимание в следующем году будет уделено поддержке малого и среднего бизнеса, вклад которого в экономику области может и должен быть гораздо более весомым. 2007 год мной объявлен «Годом поддержки предпринимательства». В числе запланированных мероприятий - финансово - кредитная поддержка предпринимательства; экспортноориентированных малых предприятий, при финансовой поддержке из федерального бюджета, а также компенсация процентных ставок по привлекаемым кредитам. Решение проблем кредитования малого бизнеса видимо потребует заключения соглашений с банками Ульяновской области о сотрудничестве по данному вопросу.

Привлечь внимание общества к вопросам развития предпринимательства призваны конкурсы по таким номинациям, как «Лучшее малое предприятие года», «Лучший ремесленник года», «Лучший инвестиционный проект малого бизнеса», проведение ряда крупных выставок и форумов, в том числе по поддержке молодежного предпринимательства. В целях развития ремесленной деятельности планируется оказание всемерного содействия деятельности недавно созданной Ремесленной Палаты Ульяновской области.

В этой работе нельзя обойтись без создания инфраструктуры поддержки предпринимательства, Ульяновского областного бизнес-инкубатора и сети центров в районах области, мероприятий по информационной и методической поддержке малого бизнеса.

Реализация перечисленного комплекса мер позволит к концу 2007 года увеличить на 25% количество субъектов малого предпринимательства, довести количество занятых в сфере малого бизнеса до 150 тысяч человек, а также обеспечить налоговые поступления в бюджет  в сумме не менее 570 миллионов рублей.

В инвестиционной политике Правительства области основными направлениями считаем стимулирование привлечения частных инвестиций и средств федерального бюджета на реализацию наиболее важных инфраструктурных проектов.

В настоящее время областной реестр, включает в себя 80 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций в 50 миллиардов рублей и созданием около 20 тысяч новых рабочих мест. Одиннадцать проектов планируется завершить в 2007 году.

В числе наиболее крупных – строительство завода по производству тарного стекла совместно с инвесторами из Чехии в рабочем поселке Красный Гуляй Сенгилеевского района, строительство завода по производству стальных конструкций компании «Электрощит», строительство завода по производству низковольтной аппаратуры совместно с компанией «Сименс», создание сервисного центра для станков «Шкода» на базе УЗТС, строительство нового комбикормового завода на территории ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод», строительство завода по производству алюминиевых дисков в Ульяновске, строительство завода по производству ДСП в городе Инза, создание современного рыбного завода на базе ОГУП "Ульяновскрыбзавод", строительство ряда торговых комплексов.

Планируется ввести в эксплуатацию производство камвольной пряжи и шерстяных тканей в городе Барыше. Заключен контракт на разработку чешскими специалистами проекта строительства нефтеперерабатывающего завода в Чердаклинском районе. Наиболее значимым социальным инвестиционным проектом является строительство современного диализного центра совместно с немецкой фирмой «Фрезениус».

Одним из важных нововведений в реализации инвестиционной политики в следующем году станет внедрение принципа территориального планирования и кластерного подхода к привлечению инвестиций. В первой половине 2007 года планируется сформировать банк свободных земельных участков и производственных площадок, с полным описанием характеристик данных объектов, для последующей презентации целевым инвесторам.

Учитывая опыт работы ведущих регионов Российской Федерации, планируем привлечь для сотрудничества одну из ведущих российских консалтинговых компаний.

  Выполнение мероприятий областной адресной инвестиционной программы в 2007 году позволит Ульяновской области принять долевое участие в реализации на ее территории ряда федеральных целевых программ с объемом софинансирования со стороны области в сумме 129,3 миллиона рублей. Хочу особо подчеркнуть, что в этом году по предварительным данным согласованная с федеральными министерствами и агентствами общая сумма финансирования из федерального бюджета по ФЦП и ФАИП составляет (с учетом строительства мостового перехода) 4 миллиарда рублей, что вдвое превысит уровень этого года. Данные средства планируется использовать в первую очередь на решение вопросов газификации и водоснабжения сельских районов области, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, реконструкции ряда объектов социальной сферы.

Безусловным приоритетом областной адресной инвестиционной программы является жилищное строительство в сельской местности, реализация программы «Обеспечение жильем молодых семей».

В проекте бюджета, как и в прошлом году, предусмотрен Фонд муниципального развития в объеме 70 миллионов рублей. Эти средства будут направляться на конкурсной основе на строительство и реконструкцию объектов в муниципалитетах при обязательном условии наличия подготовленной проектно-сметной документации.

5.    Приоритетные направления бюджетных расходов в социальной сфере («бюджет для граждан»)

Более половины всех расходов в проекте областного бюджета на 2007 год приходятся на социальную сферу.

В первую очередь в проекте бюджета предусмотрены денежные средства на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 сентября 2007 года на 15 процентов. Тем самым мы неукоснительно выполняем указание Президента России, направленное на повышение заработной платы бюджетников сферы за 3 года не менее чем в 1,5 раза.

Одним из важнейших бюджетных приоритетов в следующем году продолжают оставаться расходы по статье «социальная политика». Объем финансовых средств областного бюджета, направляемых на социальное обслуживание и социальное обеспечение граждан составит почти три миллиарда рублей.

В настоящее время социальную помощь и поддержку за счет бюджетных средств в той или иной форме получают более 860 тысяч жителей области, то есть почти две трети населения региона.

Это означает, что социальная политика затрагивает интересы большинства жителей области и находится под их пристальным вниманием. Социальная сфера сегодня нуждается в глубоких структурных преобразованиях. В первую очередь, в  повышении качества предоставляемых услуг.

Реформа по разграничению полномочий централизовала функции по социальному обслуживанию населения на региональном уровне государственной власти.

В целях реализации единой социальной политики на территории Ульяновской области и снижения бюджетных затрат на содержание органов социальной защиты за счет их укрупнения, мы переходим к созданию территориальных управлений социальной защиты населения, подведомственных Департаменту социальной защиты населения области. Приоритет в этой работе один – снизить бюджетные затраты на содержание органов управления таким образом, чтобы при этом не пострадало качество оказываемых социальных услуг.

Важной задачей органов социальной защиты на 2007 год является создание системы «Единого социального окна», центров социальных выплат, передача функций надомного обслуживания престарелых граждан и инвалидов в государственные учреждения социальной защиты населения, проведением всей необходимой подготовительной работы к открытию во всех районах области центров комплексного социального обслуживания.

Стратегическим направлением на повышение эффективности использования бюджетных средств на социальную поддержку населения является  переход от субсидирования издержек предприятий, предоставляющих льготы, к выплате «живых» денег непосредственно на руки получателю льгот.

Это даст возможность сделать бюджетные затраты «прозрачными», позволит получателям льгот лично влиять на качество и количество предоставляемых услуг и товаров, уйти от скрытой поддержки неэффективных предприятий за счет бюджетных средств.

 Это означает, что  в следующем году перед органами социальной защиты стоит задача по подготовке к монетизации льгот по услугам ЖКХ, чтобы, начиная с 2008 года, граждане, имеющие льготы, получали их только в денежном выражении.

На реализацию Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» в проекте  областного бюджета на 2007 год предусмотрен 1 миллиард рублей, что на 27,5 процентов больше, чем размер ассигнований текущего года.

В этом году дополнительно приняты нормативно-правовые акты, обеспечивающие выплату пособия детям погибших военнослужащих и предусматривающие материальную поддержку семей погибших военнослужащих и военнослужащих, получивших ранение в ходе боевых действий.

В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию особое внимание уделено поддержке граждан, воспитывающих детей. Поэтому в проекте бюджета на 2007 год предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки семьям с детьми. За счет средств регионального бюджета увеличены размеры ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей и единовременного пособия при рождении ребенка. 

         Как и в текущем году, в проекте бюджета предусмотрены средства на погашение задолженности прошлых лет по выплате государственных пособий на детей в размере 41 миллиона рублей, что позволит нам полностью  рассчитаться по этим долгам.

Также в проекте бюджета на следующий год предусмотрены средства на погашение задолженности по Федеральным Законам «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий». Здесь наша позиция остается неизменной: все долги областного бюджета перед гражданами должны быть возвращены в максимально короткие сроки.

Мы будем продолжать оказывать поддержку общественным организациям инвалидов по зрению и слуху.  В следующем году размер субвенций для них составит  3,5 миллионов рублей.

Не остается без внимания и проблема укрепления материально-технической базы действующих учреждений социальной защиты населения. В следующем году планируется продолжить строительство здания комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей, произвести реконструкцию Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух».

В 2007 году перед всеми учреждениями социальной сферы стоит главная задача – оптимизация бюджетных расходов. Для нас более не может быть приемлемой ситуация, когда все возрастающие расходы на социальную сферу не приводят к увеличению доступности и качества услуг учреждений здравоохранения, образования и культуры. В течение следующего года нам предстоит принять непростые, порой болезненные, но ответственные решения по реструктуризации бюджетной сети во всех отраслях. Только таким образом возможно обеспечить и переоснастить учреждения современным оборудованием, повысить качество услуг для населения.

Так, в сфере здравоохранения будет осуществлен переход всех медицинских учреждений на финансирование по факту оказания услуг за единицу медицинской помощи. Будет продолжена практика личной материальной ответственности руководителей учреждений за выполнение качественных показателей территориальной программы государственных гарантий. Это позволит в максимальной степени привлечь средства фонда обязательного медицинского страхования.

В этом году в соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» произошло существенное повышение заработной платы у значительной группы работников первичного звена в здравоохранении. Средняя заработная врача в первичном звене теперь составляет 14 тысяч рублей, медицинской сестры – 8 тысяч рублей. В 2007 году за счет средств областного бюджета будут производиться дополнительные ежемесячные выплаты водителям служб скорой медицинской помощи в размере двух тысяч рублей.

Работа по обновлению материально-технической базы учреждений здравоохранения и обеспечения санитарным автотранспортом будет продолжена. Планируется, что объемы финансирования поставок оборудования и техники составят в 2007 году 187,3 миллиона рублей. Это даст возможность полностью укомплектовать необходимым оборудованием первичное звено здравоохранения в сельских районах. 49 миллионов рублей будет использовано для закупки санитарного автотранспорта, что впервые за последние годы позволит полностью закрыть потребность служб скорой медицинской помощи.

Мы приступили к созданию на территории области офисов врачей общей практики как наиболее оптимальной формы организации первичной медицинской помощи в селах и отдаленных территориях. Соответствующая целевая программа уже прошла предварительные слушания в Законодательном собрании. До конца этого и в течение следующего года будет открыто 24 офиса врачей общей практики, оснащенных всем необходимым оборудованием, а также проведено обучение специалистов.  

Здоровье населения зависит не только от деятельности системы здравоохранения, но и от качества жизни, культуры здоровья. Вот почему в следующем году развитию физической культуры и спорта будет уделяться особое внимание. Важно активно развивать массовый спорт в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан, укреплять материально-техническую базу, модернизировать существующие спортивные объекты и строить новые сооружения.

Завершены переговоры о строительстве современного многофункционального спортивного комплекса в г. Ульяновске на улице Шолмова за счет средств Фонда Спортивных программ «Новое поколение», попечительский совет которого возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванов.

С целью увеличения охвата регулярными занятиями физической культурой и спортом, прежде всего молодежи, принято решение об увеличении до 46 миллионов объема финансирования областного календарного плана спортивных мероприятий в 2007 году. Основным приоритетом календарного плана 2007 года станет проведение комплексных, многоэтапных соревнований, с максимальным охватом всех групп населения.

В следующем году в Ульяновске будет проведен финал Российской предметной Олимпиады по физической культуре среди школьников. Это мероприятие также позволит нам вывести на новый уровень методику преподавания физической культуры в общеобразовательных школах.

Нам надо всегда помнить о необходимости поддержки детского и юношеского спорта. Поэтому в проекте бюджета предусмотрены средства на финансирование созданной специализированной детской спортивной школы по хоккею с мячом для подготовки резерва игроков команды «Волга», а также специализированной детско-юношеской спортивно-технической школы РОСТО.

Размер субсидии на содержание хоккейной команды «Волга» остается на уровне текущего года и составит 35 миллионов рублей.

Расходы областного бюджета по разделу «Образование» в 2007 году по сравнению с уточненным планом на текущий год возрастут на 9,7 процентов. Рост вроде бы незначительный, но если принять во внимание продолжающееся снижение контингента обучающихся, а также вспомнить, что еще в 2005 году объем финансирования составлял всего 625 миллионов, то увеличение весьма существенно.

В 2007 году будет продолжена, но уже более активно, работа по оптимизации существующей сети образовательных учреждений, основной целью которой будет повышение качества образования при оптимальных затратах. И это вовсе не значит, что финансирование образовательных учреждений будет уменьшено, наоборот, там, где в этом есть необходимость, оно будет увеличено. Будут исключены только необоснованные и неэффективные затраты бюджетных средств а высвобождающиеся средства будут направляться целевым образом только на развитие отрасли.

Будет в полном объеме завершена работа по созданию механизма, обеспечивающего постоянный мониторинг и контроль качества образования во всех образовательных учреждениях области.

В 2007 году окончательно завершится компьютеризация общеобразовательных учреждений, все школы области подключатся к сети Интернет.

Будет продолжена работа по переходу учреждений отрасли на нормативно-подушевое финансирование. В следующем учебном году на такую систему финансирования будут переведены все областные учреждения профессионального образования.

В рамках регионального компонента приоритетного национального проекта «Образование» будет в полном объеме реализована многоступенчатая система поддержки инновационных образовательных учреждений и творчески работающих педагогов. Количество проводимых конкурсов увеличится, на серьезную поддержку могут рассчитывать уже не только школы, но и дошкольные учреждения, учреждения профессионального образования. Состоится конкурс и среди руководителей образовательных учреждений.

В 2006 году, в рамках приоритетного национального проекта «Образование»  на поддержку инновационных школ, лучших педагогов, классных руководителей, в ульяновскую область поступили средства Федерального бюджета в сумме 138,3 миллиона рублей. На 2007 год подтверждены те же объемы. Кроме того, в 2006 году в школы области поступит 87 комплектов учебного оборудования и 24 школьных автобуса. Обязательным условием для этого является наше софинансирование.

В 2007 году за счет бюджета Ульяновской области, так же будет обеспечено софинансирование всех направлений приоритетного национального проекта «Образование».

Объем финансирования на реализацию молодежной политики в проекте бюджета с учетом реализации мероприятий областной целевой программы «Молодежь Ульяновской области» и предстоящего Года Молодежи в рамках всего Приволжского федерального округа составит 30 миллионов рублей. Считаю, что даже в нынешних непростых условиях экономия на молодежной политике является недопустимой.

На 10,5 процентов увеличиваются бюджетные расходы в сфере культуры и кинематографии. Здесь наши приоритеты 2007 года связаны с реализацией программы по внедрению системы управления отраслью, ориентированной на результат. Это один из первых шагов, благодаря которым мы реально сможем говорить уже не только о сохранении культурного наследия в области, но и о серьезном развитии отрасли.

В рамках софинансирования по Федеральной целевой программы «Культура России» будут выделены средства для проведения реконструкции Дома-памятника Ивану Александровичу Гончарову, зданий областной научной библиотеки и Ленинского Мемориала.

В 2007 году будет начат капитальный ремонт здания Ульяновского областного драматического театра, будут выполнены наиболее необходимые для сохранения здания и затратные работы.

6.    Бюджет для безопасности.

Неотъемлемой частью решения задач по повышению качества жизни граждан является эффективное обеспечение их личной безопасности. Расходы на безопасность и правоохранительную деятельность составят 711 миллионов рублей, что соответствует уровню текущего года. Это позволит нам с 1 января 2007 года ввести дополнительно 75 единиц милиции общественной безопасности, повысить денежное довольствие сотрудникам милиции, ГО и ЧС с 1 января на 10 процентов, а с 1 октября – еще на 15 процентов.

         Наша задача – снизить уровень преступность в области, не допускать террористических актов на ее территории, материально и организационно укрепить органы внутренних дел, в том числе и за счет создания в Ульяновске и Димитровграде «зон безопасности», оснащенных стационарными постами милиции, средствами экстренной связи «гражданин-милиция». Также одной из важных задач предстоящего года станет качественное изменение системы социальной профилактики, активное привлечение граждан к охране общественного порядка, возрождение добровольных народных дружин.

7.    О бюджетном дефиците и политике управления государственным долгом.

Бюджет 2007 года сформирован с дефицитом в 1 миллиард 217,6 миллионов рублей, что составляет 15 процентов от объема собственных доходов. Скажу прямо, на сегодня это – предельно возможная величина дефицита, позволяющая сохранить управляемость бюджетом. Поэтому обращаю особое внимание депутатов, что этот показатель по итогам рассмотрения бюджета не должен возрасти.

         Как и в прошлом году в проекте областного бюджета предусмотрены средства на погашение реструктуризированной задолженности прошлых лет перед ОАО «Ульяновскэнерго» и задолженности перед газоснабжающими организациями за потребленными топливно-энергетические ресурсы. К сожалению, от этого печального «наследства» предыдущих лет мы отказаться не в состоянии.

Что касается нашей политики в отношении управления государственным долгом  в 2007 году, то ее ключевые принципы остаются неизменными. Мы должны сделать все возможное, чтобы  обеспечить поддержание объемов и структуры государственного долга на уровне, позволяющем гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию.

В 2007 году объём погашения государственного долга Ульяновской области составит 160,1 млн. рублей, из них на погашение по Соглашению по реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по бюджетным ссудам, полученным до 1 января 2005 года в сумме 48,9 млн. рублей. При погашении данной задолженности и выполнении Ульяновской областью условий, предусмотренных Соглашением, Минфином России будет уменьшена задолженность по бюджетным ссудам на  440,3 млн. рублей, что позволит сократить объём государственного долга на 43,6 процента от планируемого.

8.    Реализация реформы местного самоуправления и внутриобластные межбюджетные отношения.

С 1 января этого года на территории Ульяновской области началась непосредственная реализация реформы местного самоуправления.

Конечно, при реализации реформы возникло немало проблем. Но прошедшие девять месяцев убедительно показали, что переход к новой системе организации местной власти прошел в нашей области достаточно безболезненно. Принятое нами решение о вступлении в силу на территории области 131-го Федерального закона в полном объеме, не дожидаясь окончания переходного периода, было правильным. Об этом же свидетельствуют и результаты проведенной в июне этого года проверки Контрольным управлением Администрации Президента Российской Федерации.

Накопленный поселениями опыт позволяет им в следующем году самостоятельно осуществлять более широкий круг полномочий по решению вопросов местного значения. Наша стратегическая цель и индикатор реализации муниципальной реформы – к 2009 году обеспечить готовность всех поселений без исключения осуществлять в полном объеме свои полномочия. Решение этой задачи невозможно без активизации работы по увеличению доходов бюджетов поселений за счет закрепленных доходных источников.

Поэтому 2007 год должен стать годом системной работы в сфере земельных и имущественных отношений. Главной задачей поселений в рамках данного направления является инициирование регистрации гражданами земельных участков, особенно участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.

Общий объём финансовой помощи из областного бюджета местным бюджетам на 2007 год планируется в сумме 4 миллиардов 963 миллионов рублей. По сравнению с исполнением бюджета 2005 года объем финансовой помощи вырос на 28 процентов, что весьма существенно.

Важной задачей в области межбюджетных отношений остается создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований, что позволит органам местного самоуправления эффективно и качественно выполнять свои обязательства перед населением. Поэтому, как и в прошлом году, приоритетными направлениями оказания финансовой помощи через фонды финансовой поддержки муниципальных образований будут своевременная и в полном объеме выплата текущей заработной платы, своевременная оплата текущих счетов и частичное погашение кредиторской задолженности за коммунальные услуги бюджетных учреждений местных бюджетов, погашение реструктуризированной задолженности бюджетов районов и городов по бюджетным ссудам прошлых лет.

Кроме того, в расходах областного бюджета предусматриваются средства, играющие стимулирующую роль в развитии муниципальных образований: фонд муниципального развития и фонд реформирования муниципальных финансов. Данные фонды направлены на финансирование инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципального значения.

Новым элементом политики в области межбюджетных отношений в 2007 году становится создание в составе областного бюджета нового фонда – фонда  софинансирования социальных расходов в объеме 50,8 миллионов рублей. Цель этого фонда – оказание помощи муниципальным образованиям в обеспечении своевременной подготовки к отопительному сезону и в погашении кредиторской задолженности по выплате компенсаций педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию.

Следует так же отметить, что впервые при  подготовке проекта областного бюджета применены данные потребности местных бюджетов, согласованные с отраслевыми департаментами, комитетами, вошедшие в репрезентативную систему расходов методики распределения финансовой помощи. До настоящего времени указанные расходы определялись исходя из ожидаемого и прогнозируемого объема расходов на основе бухгалтерской отчетности.

Таким образом, в области формирования межбюджетных отношений нами сделан существенный шаг по укреплению взаимодействия и координации действий органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, направленных на совершенствование механизмов межбюджетного регулирования и внедрение положительного опыта субъектов Российской Федерации.

9.    Заключение.

Уважаемые депутаты!

Сформированный проект бюджета реализует основные приоритеты, намеченные Правительством Ульяновской области по пути стабилизации и еще нескольких шагов на пути «возрождению былой экономической и социальной привлекательности» Ульяновской земли. Завтра состоится его рассмотрение в первом чтении. Желаю вам плодотворной работы!

Добавлено: 25 октября 2006 года, 18:27