Доклад Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области 28 марта 2006 года

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемый Александр Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Внесение Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным моей кандидатуры на рассмотрение Законодательного Собрания для наделения полномочиями Губернатора Ульяновской области, поддержку Полномочного представителя Президента страны в Приволжском федеральном округе Александра Владимировича Коновалова я рассматриваю, не только как определенную оценку сделанного в регионе за последнее время. Прежде всего, это кредит доверия. И не только мне, а всем нам, кто сообща трудится сегодня для повышения качества жизни ульяновцев.

Минувший год наглядно показал, что проблемы в социально-экономическом развитии Ульяновской области, несмотря на их тяжесть и запущенность, решать можно.

Главная задача на предстоящие пять лет - придать  развитию области энергичный и конструктивный импульс, чтобы по ключевым социально-экономическим показателям мы вошли в первую тридцатку регионов России, где Ульяновская область, кстати, находилась до 1991 года. Для этого по моему поручению подготовлена программа ускоренного социально-экономического развития региона. Мы ставим задачу достижения ежегодных темпов роста валового регионального продукта до 8-9 процентов, промышленного производства на 10,6 процентов год, продукции сельского хозяйства – на 11,4 процента, сферы строительства на 8,2 процента, транспорта и связи – на 11 процентов, торговли и общественного питания – на 9 процентов, инвестиций – на 20 процентов. Это сложная задача. Но ее решение отвечает коренным интересам всех жителей области и, естественно, интересам России.

Однако среднесрочных планов и программ явно недостаточно, чтобы обеспечить поступательное движение вперед опережающими темпами. Поэтому мной поставлена задача разработать Стратегию развития Ульяновской области до 2020 года, в которой необходимо учесть и генеральные планы развития территорий муниципальных образований, и Территориальную схему размещения производительных сил. В связи с этим нового подхода требует административно-территориальное устройство региона. Со следующего года поддержка из фонда муниципального развития в первую очередь будет оказываться проектам, объединяющим территории и ресурсы не одного, а нескольких муниципальных районов. В разработке Стратегии развития нужны совместные усилия органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, бизнеса и наших ученых. Проектному видению перспектив с учетом положения и той роли, которую может играть Ульяновская область в экономике Приволжского федерального округа, мы будем уделять особое внимание.

Сегодня мне совершенно ясно, что только новые нестандартные шаги и решения, новые подходы, творческое использование накопленного передового опыта, как российского, так и мирового, может позволить Ульяновской области совершить резкий рывок в экономическом и социальном развитии, стать конкурентоспособным регионом по всем направлениям развития.

Как справедливо заметил недавно мой коллега Губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев, главной проблемой многих субъектов Федерации является отсутствие необходимых ресурсов для решения проблем. Для нас это также актуально. По уровню бюджетной обеспеченности на душу населения Ульяновская область в течение ряда лет занимает одно из последних мест в Российской Федерации. Поэтому крайне важно реализовать в ближайшие годы комплекс мероприятий, направленных на увеличение доходной части консолидированного бюджета с доведением его к 2008 году до 18-20 миллиардов, а к 2011 – до 30 миллиардов рублей.

Эта непростая задача требует не только создания новых производств, ее решение невозможно без усиления контрольных функций всех ветвей и уровней власти, системной работы межведомственного координационного совета по финансовому контролю, комиссий по укреплению налоговой дисциплины и дисциплины труда.

Приведу один пример. Сегодня в Ульяновской области фактически отсутствует система государственного экологического контроля за выполнением условий лицензий на разработку общераспространенных месторождений полезных ископаемых. Это приводит к значительным потерям областного и местных бюджетов.

Кроме того, отдельные виды природоохранных платежей в области просто не осуществляются, поскольку не закреплены законодательно. По оценкам специалистов, при организации должной работы органов власти всех уровней можно добиться увеличения сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду в десять раз! Это наш неиспользованный резерв только по одному из источников доходов.

Мы имеем все возможности для увеличения налогооблагаемой базы за счет добычи нефти, что уже делаем, но недостаточно, стекольного и цементного сырья, диатомитов, запасы которых у нас составляют почти четверть общероссийских ресурсов, карбонатовых пород. Имеются все предпосылки для создания сырьевой базы федерального значения.

Большую роль приобретают рациональное и эффективное использование другого ресурса – земельного налога и платежей за аренду земли. Очевидно, что и здесь при грамотном взаимодействии всех заинтересованных структур существует возможность для значительного роста поступлений в бюджет, с 500 миллионов в 2005 году до 6 миллиардов рублей в 2011 году. Проведение полной инвентаризации земель, оформление земельных паев, создание полноценного кадастра объектов недвижимости, реализация принципов «Единого окна», упрощающих и ускоряющих регистрацию прав собственности на недвижимое имущество и земельные участки, создание областного оператора, работающего на земельном рынке – вот целый набор инструментов, позволяющих вовлечь в экономический оборот новый ресурс.

Предстоит принять ряд серьезных мер по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью. Мы намерены сокращать количество ОГУПов, часть из них будет переведена в казенные предприятия, часть – акционироваться. Государственная собственность должна приносить казне постоянный и стабильный доход. Поэтому я против тотальной распродажи в погоне за одномоментной выгодой, я за эффективное использование и преумножение государственной собственности. Скажу больше: если отдельным муниципальным образованиям не нужны некоторые объекты недвижимости, тем более относящиеся к охраняемым памятникам культуры, то мы готовы рассматривать вопрос об их переводе в областную собственность.

Увеличение доходной части бюджета требует привлечения инвестиций, как российских, так и зарубежных. Принятый в прошлом году закон «Об инвестиционной деятельности», ряд нормативно-правовых актов Губернатора и Правительства позволяют утверждать, что по законодательной базе  теперь мы не уступаем другим регионам России. Нам предстоит добиться присвоения Ульяновской области кредитного рейтинга, что является крайне важным для повышения инвестиционной привлекательности.

Мы будем открывать зеленый свет всем инвестиционным проектам, которые ведут к созданию на территории области новых рабочих мест и росту налогооблагаемой базы. При этом приоритеты по отраслям – промышленность и сельское хозяйство, по инвесторам – компании, обладающие брэндами мирового уровня, такие как «Сименс» и «Метро», «Буиг» и ряд других. Наличие бизнес-структур таких компаний на территории области – знак нашей конкурентоспособности как субъекта Федерации для других потенциальных инвесторов.

Непочатый край работы в развитии инвестиционного потенциала на уровне муниципальных образований. Это касается нормативной базы, организации работы по привлечению инвестиций, подготовки презентационных материалов и качественных бизнес-планов.

Одним из приоритетов остается активное участие области в привлечении средств из федерального бюджета в рамках участия в федеральных целевых и адресной инвестиционной программе. Объем финансирования региона в рамках ФЦП и ФАИП мы планируем довести к 2008 году с нынешних двух до десяти миллиардов рублей. Ключевое направление привлечения федеральные инвестиций – модернизация инженерной инфраструктуры, берегоукрепление, снабжение граждан качественной питьевой водой.

Наша стратегическая задача – обеспечить ежегодный прирост инвестиций в основной капитал из всех источников на уровне не менее 20 процентов. Только тогда мы сможем уверенно говорить о развитии экономики региона.

В сфере промышленной политики усилия должны быть сосредоточены на трех основных направлениях.

Во-первых, преодолеть зависимость промышленности области от положения дел на Ульяновском автомобильном заводе. Нельзя долгое время стоять на одной опорной ноге: и нога затекает, да и на второй мышцы атрофируются. Поэтому нужно создавать на базе наших предприятий сборочные производства автомобилей, производство автокомпонентов, развивать сотрудничество с такими компаниями как Тойота, Форд, Исудзу. Перспективным направлением является развитие партнерских отношений с ВАЗом не только в области автокомпонентов, но и в сфере инновационных проектов.

Важное значение для диверсификации промышленности приобретает создание новых капиталоемких производств. Это металлургический завод, создание предприятий по производству металлоконструкций и стеновых панелей, древесно-стружечных плит, автомобильных алюминиевых дисков. Реализация этих проектов позволит создать несколько тысяч новых рабочих мест.

Также необходимо сделать все, чтобы на полную мощность заработал «Авиастар». Как по российско-украинскому проекту восстановления производства «Русланов», так и по обеспечению заказов на производство «Ту-204», в том числе и для Президентского авиаотряда. Всерьез мы рассчитываем на начало реализации уже в этом году на заводе проекта «Эклипс».

Второе направление - оказание поддержки и помощи ульяновским предприятиям, включая меры по развитию внутриобластной кооперации.

И наконец, в-третьих, это реализация региональной инновационной политики. Утверждена Концепция инновационной научно-технической политики до 2010 года, при реализации которой удельный вес инновационно-активных предприятий должен возрасти с 7 до 20 процентов, а доля инновационной продукции в объеме продаж с 18 до 35 процентов. Кроме того, затраты на технологические инновации должны увеличиться в полтора раза и достигнуть 2,5 миллиардов рублей.

К другим конкретным практическим шагам можно отнести   создание технопарка по использованию CALS-технологий на базе Ульяновского государственного университета, недавнее подписание договора о сотрудничестве с Российско-китайским технопарком «Дружба», и пусть медленное, но верное продвижение Димитровграда к статусу наукограда.

В области информатизации создается консорциум «Ульяновский областной технопарк», в который уже вошли 15 промышленных и научных организаций. В планах – создание областного венчурного фонда.

В течение ближайших пяти лет будут созданы областная сеть пунктов коллективного доступа граждан к информации органов государственной власти, электронная торговая площадка для системы электронных торгов по государственным и муниципальным закупкам.

Большое внимание мы будем уделять развитию и поддержке малого предпринимательства, созданию благоприятных условий для его устойчивого развития на территории области, прежде всего в производственной и инновационной сферах.

Следствием реализации политики по поддержке малого предпринимательства в Ульяновской области должно стать увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем обороте предприятий и организаций области с нынешних 25 до 35 процентов.

В целях активизации государственной политики области в вопросах развития малого бизнеса считаю необходимым объявить следующий – 2007 год Годом поддержки предпринимательства и бизнеса.

Реализация промышленной и инвестиционной политики тесно связана с развитием межрегиональных и международных связей, внешнеэкономическим сотрудничеством нашей области. Принят ряд мер по установлению взаимовыгодных экономических связей с Белоруссией и Азербайджаном. Предстоит визит представительной делегации Ульяновской области в Армению. В перспективе – подписание соглашений о сотрудничестве с Казахстаном и Узбекистаном. Мы и впредь намерены поддерживать усилия ульяновских предприятий по экспорту своей продукции в страны СНГ.

В число наших партнеров войдут Германия, Италия, Нидерланды и Китай, из стран Восточной Европы –Венгрия и Чехия. Скажу больше: мы за контакты с любой страной мира, которая будет покупать продукцию ульяновских предприятий, в том числе с Кубой и Ираном.

Сегодня, когда социально-экономическое развитие региона сопровождается увеличением спроса на  качественные транспортные услуги, мы должны обратить самое серьезное внимание на поддержку государственного транспорта. Работа будет вестись по двум направлениям. Во-первых, реализация областной программы обновления подвижного состава государственных предприятий транспорта, что потребует 290 миллионов рублей. Во-вторых, привлечение частных инвестиций для развития предприятий транспорта. Работа в этом направлении уже идет и скоро на городских маршрутах Ульяновска появятся комфортабельные автобусы марки «Хёндай».

Стратегической задачей на ближайшую перспективу является полномасштабное использование выгодного географического положения региона для создания системы оптовых складов, терминалов и логистических центров. Здесь в прошлые годы мы сильно проиграли нашим соседям. Но шансы еще есть. С вводом в эксплуатацию первой очереди мостового перехода через Волгу наши конкурентные преимущества усилятся.

Что касается строительства многострадального мостового перехода, то в прошлом году из федерального бюджета мы получили 650 миллионов рублей. В этом году получим  один миллиард. В соответствии с поручением Президента текущие объемы финансирования строительства были существенно увеличены. Но выделяемых средств все равно пока недостаточно. Об этом мы говорили во время встречи с Президентом. Им было дано прямое поручение Председателю Правительства и Министру транспорта России принять согласованное с руководством области решение  по увеличению объемов финансирования, чтобы в 2009 году сдать объект в эксплуатацию. Производственные мощности, развернутые на строительстве, позволяют осваивать ежегодно до трех миллиардов рублей. Интерес к участию в строительстве мостового перехода стали проявлять солидные зарубежные фирмы, в частности французская строительная компания «Буиг», переговоры с которой при участии специалистов Министерства транспорта России пройдут в самое ближайшее время.

Люди совершенно правильно обращают внимание на необходимость ремонта внутриобластных и городских дорог. В этом году бюджет областного дорожного фонда составил 450 миллионов. В течение трех лет его надо увеличить до 1 миллиарда рублей, что поможет привести дороги в надлежащее состояние, особенно в городах Ульяновске и Димитровграде, с использованием самых современных технологий ремонта.

Нельзя не видеть низкий уровень обеспеченности производств, особенно в сельских районах, современной инженерной инфраструктурой. Задачу полностью завершить газификацию региона к 2008 году мы перед собой уже поставили. В результате по инвестиционной программе «Газпрома» только в 2006 году будет выделено 835 миллионов рублей, что в 3,5 раза больше, чем год назад. Эти средства будут распределены на прокладку газопроводов в четыре района области - Николаевский, Сенгилеевский, Кузоватовский и Вешкаймский, где в течение года надо построить более двух тысяч километров внутри и межпоселковых газовых сетей.

В 2007 году будут газифицированы Базарносызганский, Вешкаймский и Барышский районы, полностью завершится газификация Сенгилеевского района. Всего по областной программе  к 2008 году предстоит газифицировать 389 населенных пунктов и построить пять с половиной тысяч километров газопроводов.

Реализация программы газификации нуждается в надлежащем общественном контроле, ведь средства предстоит освоить большие. Поэтому я подписал распоряжение о создании оперативного штаба, в состав которого наряду со специалистами вошли представители политических партий и средств массовой информации.

Проблема восстановления сельскохозяйственного производства сегодня волнует всех. В прошлом году в области произведено сельхозпродукции на сумму почти 13 миллиардов рублей. Для сравнения: лидирующий по округу Татарстан произвел продукции на 68 миллиардов, а соседние с нами Чувашия, Мордовия и Пенза – на 15-17 миллиардов рублей. Вывод один: надо догонять, в полной мере используя накопленный нашими соседями опыт организационно-управленческой работы.

Для решения задач обеспечения населения области основными продуктами питания нам необходимо производить к 2010 году 100 тысяч тонн мяса, более 500 тысяч тонн молока, более 50 тысяч тонн подсолнечника и 320 тысяч тонн сахарной свеклы. Сегодня мы производим этой продукции в полтора-два раза меньше.

Все это диктует необходимость освоения не используемых пахотных земель, а их в области более 600 тысяч гектаров. Предстоит за два года вовлечь в оборот как минимум 120 тысяч гектаров земли, закупить новой энергонасыщенной и ресурсосберегающей техники на сумму более полмиллиарда рублей. Бюджетное финансирование сельского хозяйства к 2008 году должно составить не менее одного миллиарда рублей.

В организационном плане необходимо отлаживать механизм закупок сельхозпродукции у населения. Одновременно с изменением системы закупок принять меры по специализации и кооперации частных подворий, проводить техническое перевооружение хозяйств, внедрение передовых почво- и энергосберегающих технологий, способствовать развитию ветеринарной службы.

Ульяновская область будет принимать самое активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В его рамках предусматривается строительство животноводческих комплексов на 2000 голов крупного рогатого скота; реконструкция и модернизация четырнадцати действующих животноводческих ферм на 1600 голов КРС и на 12600 голов свиней. Планируем также закупать через систему лизинговых поставок высокопродуктивный скот и оборудование для ферм. На сегодня заявки десяти хозяйств области уже прошли процедуру отбора в Минсельхозе РФ.

Вторым важным направлением реализации Проекта является стимулирование развития личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств, создание благоприятных условий для их развития, обеспечение  доступности к кредитным ресурсам. Таким кредитованием в области будет охвачено 1300 личных подсобных и 40 крестьянских фермерских хозяйств с объёмом финансирования в 2006-2007 годах до 200 миллионов рублей. Предусматривается создание семи снабженческо-сбытовых и пяти кредитных кооперативов с объёмом финансирования 30 и 5 миллионов рублей соответственно.

В результате мы планируем за два года увеличить объёмы производства и реализации сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах на 7-10 процентов.

В этом году в сельском хозяйстве начнется реализация ряда крупных инвестиционных проектов. В частности, это проект АПК «Черкизовский» по созданию локальных свинокомплексов в шести сельских районах: Базарносызганском, Николаевском, Карсунском, Барышском, Вешкаймском, Инзенском. Проект Поволжской зерновой компании в Тереньгульском районе с объемом инвестиций в 3,5 миллиона евро. Будет продолжена работа и по проекту создания крупнейшего свиноводческого комплекса «Рощинский».

Особый интерес представляет проект по организации на территории области мини-птицефабрик мощностью 500 тонн мяса каждая. Первый такой комплекс, как вы знаете, уже пущен в Новомалыклинском районе, причем бизнес-схема проекта охватывает всю цепочку: от производства комбикорма до реализации готовой продукции. До конца года есть возможность построить еще четыре таких мини-птицефабрики. Кстати, в наших ближайших планах – реализация в сфере птицеводства еще одного проекта, совместно с инвесторами из Бельгии и Венгрии.

Немало предстоит сделать для коренного изменения ситуации с кадровым обеспечением на селе. В рамках реализации национального проекта уже в этом году будут построены 170 квартир для молодых специалистов. Подготовлены поправки в областной Закон о  кадровом обеспечении сельскохозяйственной отрасли, в соответствии с которыми мы повышаем выплаты выпускникам, пришедшим работать на село с 500 до 2500 рублей.

В целях развития инфраструктуры АПК в этом году создана информационно-консультационная служба для продвижения в производство передовых научных разработок и повышения профессионального уровня руководителей хозяйств. Эта мера позволит объединить научный и образовательный потенциал нацелить его на помощь сельхозпроизводителям.

Особая тема по остроте социальных последствий - это ситуация в жилищно-коммунальном комплексе области. В этом году мы довели тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг до уровня 100 процентов. Теперь очень важно не опоздать в реализации конкретных мер по снижению себестоимости услуг ЖКХ, проведению не только финансово-экономического, но и производственного аудита всех предприятий отрасли. Это ключевая задача для всех уровней власти, как областной, так и муниципальной, ее решения ждут от нас жители области.

Концепция реформирования ЖКХ разработана и депутатам представлена. В ней прописаны ключевые подходы к реформированию отрасли, формированию рыночных механизмов функционирования. Обозначены требования к управляющим компаниям, позволяющие обеспечить надежность, гарантированность, безопасность и качество предоставляемых услуг, а также публичность и открытость формирования тарифной политики.

Хочу обратить особое внимание на то, что исполнительные органы власти на местах обязаны осуществлять оценку качества жилищно-коммунальных услуг, проводить широкое обсуждение с привлечением общественности производственных программ, составной частью которых являются инвестиционные проекты, направленные на снижение себестоимости. Теперь этот вопрос будет на моем особом контроле, как и вопрос о принятии всеми районами без исключения четких нормативов и правил по содержанию жилого фонда, о чем мы говорили с депутатами Законодательного собрания области. Пока такие нормативы принятые далеко не везде, в том числе и не приняты они в областном центре.

В прошлом году к подрядным работам в сфере ЖКХ были привлечены десятки частных организаций, что позволило разграничить функции заказчика и подрядчика. Теперь надо идти дальше: привлекать на рынок жилищно-коммунальных услуг негосударственные управляющие компании, создаваемые в форме некоммерческих партнерств, в том числе с участием в органах управления представителей государственной власти.

При этом необходимо принять областной Закон, вводящий меры административной ответственности в отрасли ЖКХ для юридических и должностных лиц, а также граждан за правонарушения в сфере благоустройства. Также необходимо создать эффективную систему общественного контроля в сфере ЖКХ. С этой задачей могли бы справиться общественные Коммунальные советы, которые должны быть организованы в каждом муниципальном образовании.

Остро стоит вопрос о проведении капитального ремонта жилого фонда, который не делался десятки лет. Его ориентировочная стоимость оценивается по области в 2 миллиарда рублей. Сегодня это проблема всех российских регионов. Знаю, что она волнует и депутатов, и простых граждан. Поэтому мной дано поручение разработать областную целевую программу «Комфортная среда обитания», реализация которой в ближайшие два года позволит снять остроту проблемы не только с капитальным ремонтом, но и с благоустройством придомовых территорий. При этом средства на проведение капитального ремонта будут выделяться в первую очередь тем домам, где созданы современные формы управления. Это позволит в определенной степени стимулировать принятие решений по способу управления перехода к организации товариществ собственников жилья или непосредственному управлению гражданами жилым домом. Подобный опыт уже есть в Ростове-на-Дону, Иркутской области, Санкт-Петербурге. Да и у нас в области первые ростки подобного опыта уже появились в рабочем поселке Силикатный Сенгилеевского района.

Отдельный вопрос – принятие комплекса мер по социальной защите малообеспеченных граждан. В 2005 году субсидии получали 11 процентов от общего числа семей. Вроде бы неплохо, ведь больше нас эта доля только в Пермском крае, Татарстане и Удмуртии. Но по среднемесячному размеру субсидий показатель меньше был только в республике Марий Эл. В этом году средний размер субсидии вырос до 560 рублей. Для дальнейшего увеличения среднего размера субсидии, например, до 700 рублей, надо снизить планку совокупного дохода семьи для малообеспеченных категорий граждан с 22 до 18 процентов. Для реализации этой цели в областном бюджете потребуется дополнительно 100 миллионов рублей. У нас есть видение, как найти эти деньги.

Очень важным является вопрос о социальной ориентированности бюджета. Сегодня доля расходов на экономику в консолидированном бюджете составляет всего 12,5 процентов. Это самый низкий показатель по Приволжскому федеральному округу, и он явно не отвечает современным потребностям региона. Поэтому считаю, что при сохранении в разумной степени социальной направленности бюджета, долю финансовых средств, направляемых на развитие экономики, необходимо ежегодно увеличивать.

            Убежден, что весь комплекс мероприятий по социально-экономическому развитию области позволит нам создать условия для решения основной задачи – повышения уровня и качества жизни граждан.

Нам необходимо добиться, чтобы к 2009 году не осталось ни одного работодателя, у которого средняя заработная плата работников была бы ниже уровня прожиточного минимума, а на крупных предприятиях зарплата должна быть не ниже средней по Приволжскому федеральному округу.

Также в тесном взаимодействии с силовыми структурами мы примем решительные меры по борьбе с «теневым» рынком доходов и нерегистрируемой экономикой.

Особое внимание будет уделяться оказанию адресной социальной помощи семьям и жителям, имеющим доходы ниже уровня прожиточного минимума. Сегодня завершается формирование единого социального реестра малоимущих граждан. Уже принят Закон Ульяновской области, в соответствии с которым многодетным семьям предоставляются льготы по оплате за коммунальные услуги, выплачиваются дополнительные средства детям из малообеспеченных многодетных семей. Мы всерьез намерены в течение двух лет окончательно погасить все долги прошлых лет по детским пособиям.

С 2007 года планируем увеличить пособие по рождению ребенка на 2 тысячи рублей, выплачивать ежемесячное пособие на детей матерям-студенткам и безработным, производить денежные выплаты детям погибших военнослужащих.

В целом расходы на оказание социальной адресной помощи должны возрасти к 2008 году более чем в три раза, с 15 до 50 миллионов рублей.

Под жестким контролем Губернатора будет идти реализация на территории области приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, строительстве жилья, проведение эффективной культурной и молодежной политики.

Об основных направлениях реализации национальных проектов сказано уже немало. Остановлюсь лишь на ряде особенностей, важных именно для Ульяновской области.

В сфере здравоохранения наши главные приоритеты -  улучшение качества и доступности медицинской помощи матерям и детям и совершенствование кардиологической помощи населению. При этом упор будет сделан на совершенствование высокотехнологичных методов диагностики и лечения. В частности, кроме организации и оснащения областного перинатального центра в Ульяновске, будут созданы межрайонные перинатальные центры в Димитровграде, Инзе и Новоспасском, что  приведет к улучшению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, снижению показателя младенческой смертности.

Реализация мероприятий целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ульяновской области» позволит снизить частоту повторных госпитализаций на 10 процентов, смертность от острых инфарктов на 5 процентов, уменьшения числа инсультов на 4-7 процентов к концу 2008 года.

В настоящее время совместно с ГНЦ НИИАР и Федеральным медико-биологическим агентством разработан проект создания уникального для Российской Федерации Центра высоких радиационных медицинских технологий для лечения онкологических и кардиологических заболеваний.

Кроме того, при участии немецких специалистов в Ульяновской области будет построен самый современный диализный центр, переоснащены новейшим современным оборудованием взрослая и детская клинические больницы. Модернизация диализного центра позволит перейти на европейские стандарты лечения больных с хронической почечной недостаточностью и увеличить продолжительность жизни каждого из них на 5 лет.

Будет проведена модернизация службы переливания крови. Помещения областной станции переливания крови будут реконструированы, что позволит установить новое оборудование и обеспечит  безопасность пациентам, получающим препараты крови.

Для снижения травматизма, как  фактора преждевременной смертности и инвалидности населения, наши действия будут направлены на создание системы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах области, с обеспечением службы экстренной медицинской помощи комплектами медикаментов, инструментов, инвентаря, ГСМ.  

Укрепление здоровья граждан невозможно без внимательного отношения со стороны государственной власти и органов местного самоуправления к развитию массового спорта, в первую очередь, детского и юношеского. В течение 2005 года мы сделали первые шаги в этом направлении. В этом году регион сможет получить еще два полногабаритных поля с искусственным покрытием, на которых не стыдно будет тренироваться как юным, так и взрослым ульяновским спортсменам. В Заволжском районе Ульяновска начнется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с крытым ледовым катком. В 2007 году планируется строительство легкоатлетического манежа на стадионе «Спартак» в Ульяновске, физкультурно-оздоровительных  комплексов в Сенгилее и Павловке. Будет достроена и Школа Бокса  в городе Димитровграде.

Уже в ближайшее два года в Ульяновской области планируется вложить в строительство и ремонт спортивных сооружений из федерального, областного и муниципальных бюджетов около 600 миллионов рублей. В частности, будет капитально отремонтирован центральный стадион «Труд». Только его ремонт обойдется области в 30,5 млн. рублей. Но это оправданные затраты.

Чтобы в возможно короткие сроки позволить максимальному количеству ульяновской детворы приобщиться к цивилизованному спорту, мы приняли решение провести областную акцию «Подарим детям стадион», в ходе которой будут построены новые спортивные площадки по месту жительства, отремонтированы и реконструированы школьные спортзалы и стадионы.

Строительство новых и модернизация уже имеющихся спортивных объектов, укрепление материально-технической базы спортивных школ, пропаганда здорового образа жизни должны в ближайшие годы стать главным направлением наших усилий. И начинать здоровый образ жизни чиновники должны с самих себя. Опыт проведения губернаторских состязаний у нас уже есть. Полагаю, что проведение в сентябре этого года в Ульяновске и Димитровграде Вторых Олимпийских игр Приволжского федерального округа также будет удачным.

В сфере образования основной упор предстоит сделать на реформирование системы профессиональной подготовки специалистов.

Другой приоритетной задачей является обеспечение доступного качественного образования для всех категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области. Для ее реализации финансирование отрасли к 2010 году возрастет с одного до трех миллиардов рублей.

Дошкольное образование должно быть доступным. Это означает, что наряду со строительством новых детских садов мы будем использовать и новые формы предшкольного образования: открывать группы для дошкольников в начальных школах, группы краткосрочного пребывания.

Оптимизация сети общеобразовательных учреждений будет проводиться только с целью повышения качества образования и только при условии сохранения доступности. Так к 2007 году компьютерной техникой будет обеспечено каждое образовательное учреждение, каждая школа будет подключена к сети Интернет. Проблема обеспечения подвоза школьников будет решаться комплексно, не только приобретение автобусов, но и ремонт дорог и техническое обслуживание транспортных средств и многое другое. Там, где это необходимо и обосновано демографической ситуацией будут построены новые школы – это г. Инза, поселки Тюгальбуга и Чирклей.

Будет восстановлен Областной центр творчества учащихся, который является базовым учреждением системы дополнительного образования.

Особое внимание будет уделено созданию системы непрерывного профессионального образования, где высшие учебные заведения, являясь стратегическими партнерами региона будут принимать активное участие в кадровом обеспечении экономики и социальной сферы.

Качественное образование смогут обеспечить педагогические работники, мотивированные на успех и организацию инновационной деятельности. Уже в следующем году будет создана многоступенчатая региональная схема поощрения творческих педагогов и одаренных учащихся: губернаторская премия, гранты, стипендии лучшим учителям, студентам и школьникам. Будут также предусмотрены денежные средства в размере 10 миллионов рублей на осуществление грантовой поддержки инновационной деятельности, как общеобразовательных учреждений, так и отдельных педагогов.

Одним из интересных нововведений станет реализация на территории области программы «Электронный класс». Проект дает старт новой форме взаимодействия администраций школ и родителей с целью объединения усилий в воспитании школьников. Ежедневно на сотовый телефон родителя-участника проекта будет поступать информация администрации школы в виде СМС-сообщений по успеваемости их ребенка, его поведению, заданным домашним заданиям, новостям школьной жизни.

Особое внимание будет уделяться организации системы воспитательной работы в школах. Школа должна стать центром общественно-культурной жизни микрорайона. Уже в этом году мы начнем реализовывать проект создания социокультурных центров на базе школ города Димитровграда. К каждой школе будет пристроено дополнительное здание, в котором и разместится центр, работающий по трем направлениям: здоровье и спорт, инновационное обучение, художественное творчество. Важно, что реализация этого крупного социального проекта будет вестись исключительно за счет частных инвестиций.

Наибольший объем работ предстоит проделать для успешной реализации национального проекта в жилищном строительстве. Главное здесь – повсеместное устранение административных барьеров, все еще стоящих на пути застройщиков. Ответы на важные вопросы, где и какое жилье нам строить, должны быть даны в документах территориального планирования, генеральных планах и проектах планировки городов и населенных пунктов, правилах землепользования. С целью снижения затрат на жилищное строительство предстоит разработать тарифы на подключение к инженерным сетям.

Особого внимания требует вопрос комплексной застройки территории с целью создания нормальных условий проживания, обеспечение новых микрорайонов социальной и транспортной инфраструктурой. В сельских районах особое внимание будет уделено развитию индивидуального жилищного строительства с использованием для удешевления его стоимости местных ресурсов. Такой проект начинает осуществляться на базе Мелекесского района.

По соглашению с Росстроем перед нами стоит задача в течение двух лет увеличить объемы вводимого в эксплуатацию жилья с нынешних 288 тысяч до 389 тысяч квадратных метров.

Нам необходим скорейший запуск программы обеспечения жильем бюджетников и молодых семей, реальное развитие ипотечного кредитования. Уже в текущем году смогут получить квартиры первые 264 молодых семьи. Для развития ипотечного кредитования и государственного регулирования привлекаемых в строительство средств, требуется создать областную ипотечную корпорацию.

Думаю, вы согласитесь, что решение проблем в экономике, социальной сфере должно сопровождаться развитием культуры, сохранением и преумножением богатого исторического наследия Симбирского края.  У нас славная история, которую надо знать и которой вправе гордиться все жители области. В ближайшие несколько лет нам предстоит достойно отметить целый ряд исторических дат. Это и 200-летие Симбирской классической гимназии, и 360-летие основания Симбирска. В 2008 году в связи с празднованием 160-летия Дворца книги город Ульяновск будет объявлен «библиотечной столицей России». В рамках этого праздника состоится Международная конференция, организуемая совместно с Министерством культуры. Мы также планируем вывести не только на всероссийский, но и на международный уровень торжества в связи с 200-летием со дня рождения нашего великого земляка Ивана Александровича Гончарова. Кстати, Президент России поддержал нашу инициативу по подготовке соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации.

Мы будем всемерно пропагандировать культурные достижения симбирян как в России, так и за рубежом. Первым шагом в этом направлении станет организация летом этого года в Санкт-Петербурге в период саммита «Большой восьмерки» выставки работ Аркадия Александровича Пластова. Эта наша инициатива также нашла поддержку со стороны Президента страны.

Особое внимание будет уделено техническому переоснащению ведущих учреждений культуры самым современным оборудованием.

Деятельность по преумножению историко-культурного наследия неразрывно связана с внимательным и бережным отношениям к традиционным религиям. Мы будем всемерно поддерживать усилия Симбирской епархии и муфтиятов по строительству на территории области храмов и мечетей. Строительство кафедрального собора в Ульяновске важно и необходимо, равно как и строительство православной гимназии в Железнодорожном районе Ульяновска. Нам также нужно найти решение о перемещении областного архива и возвращении Германовской церкви Симбирско-Мелкесской епархии.

Одним из приоритетных направлений в работе мы избрали молодежную политику. Не случайно 2006 год в Ульяновской области объявлен Годом молодежи. Мы намерены всерьез решать жизненно важные молодежные проблемы: трудовой занятости, профессионального образования, здоровья.

В рамках административной реформы, которую мы начали еще в начале прошлого года, будем твердо придерживаться курса на оптимизацию структуры управления, снижение затрат на содержание аппарата. Принятые меры позволили по сравнению с первым января 2005 года сократить раздутые штаты. Однако, доля  затрат на государственное и муниципальное управление в расходах консолидированного бюджета составила почти 9 процентов и по этому показателю мы заняли пятое место в Приволжском федеральном округе, уступая лишь Оренбургу, Пензе, Самаре и Чувашии.

Прямо скажу, что упорство, достойное лучшего применения, в вопросах завышения смет расходов на их содержание проявляется у чиновников сплошь и рядом. Мной принято решение о дополнительном сокращении аппарата на десять процентов. Шестого апреля пройдет специальное заседание Правительства по итогам проверок Контрольного управления Администрации Губернатора финансово-хозяйственной деятельности органов исполнительной власти, возглавляемых Правительством, за 2005 и первый квартал 2006 года.     

Уважаемые депутаты!

В заключение хочу подчеркнуть, что в случае наделения меня полномочиями губернатора Ульяновской области, готов в меру своих знаний и сил, не боясь ответственности, добросовестно работать на благо Ульяновской области и всех ее жителей.

Спасибо за внимание.

Добавлено: 28 марта 2006 года