Выступление Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на собрании областного актива «Об итогах социально-экономического развития Ульяновской области в январе-феврале 2006 года»

20 марта 2006 года
14.00
Конференц-зал,2 этаж

 

Уважаемые участники актива! 

Сегодня мы подводим итоги не только социально-экономического развития области за первые два месяца текущего года, но и озвучиваем те серьезные проблемы, которые накопились за это время. В дальнейшем подобные подведения итогов будут проходить регулярно. Каждое 20е число месяца руководство Ульяновской области будет собираться, чтобы четко понять, как идет наполнение нашего общего «кошелька»: как идет формирование областного бюджета и расходование бюджетных средств. Необходимо, чтобы все должностные лица и общественность имели ясное и четкое представление о том, куда и как мы движемся в процессе решения стратегической задачи по осуществлению прорыва в экономике и социальной сфере. Также считаю принципиально важным сверять достигнутые нами результаты с утвержденными планами первоочередных мероприятий по ускорению темпов экономического развития, вовремя отмечать «слабые звенья» и недоработки и своевременно принимать необходимые меры для их устранения.

Целевыми показателями 2006 года для нас являются обеспечение ускоренного роста объемов в промышленности более, чем на 10 процентов, в строительстве – на 8 процентов, в сельском хозяйстве на 11 процентов, в сфере торговли – на 9 процентов.  Чтобы догнать соседние регионы и по уровню развития экономики, и по уровню жизни населения, необходимо развиваться темпами, опережающими темпы наших соседей по Приволжскому Федеральному округу.

Анализ статистических данных за два месяца позволяет сделать вывод: положительная динамика в развитии экономики области сохраняется, но для того, чтобы решить поставленные нами амбициозные задачи, нынешних темпов роста явно недостаточно. Следовательно, не все имеющиеся резервы роста используются в полном объеме.

Так, например, индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям по итогам двух месяцев составил 106,6 процентов. Причем, если по итогам прошлого года рост объемов производства был обеспечен в первую очередь за счет высоких темпов развития топливно-сырьевого и энергетического секторов промышленности, то в текущем году - за счет обрабатывающих производств, по которым индекс превысил  112 процентов. Обращаю ваше внимание: если по итогам 2005 года Ульяновская область занимала по этому показателю четвертое место в округе, то по итогам января 2006 года - уже восьмое-девятое. Это говорит о том, что наши соседи тоже не стоят на месте, что они двигаются значительно быстрее, чем мы. И об этом стоит помнить всегда.

       

Положительная динамика наблюдается и в других секторах экономики. На 47 процентов возросли объемы жилищного строительства, на 20,7 процента - объемы выполненных работ в строительстве в целом. Здесь пока мы взятую планку даже перепрыгнули, но, этот процесс скачкообразный, так что почивать на лаврах пока рано.

Наметилась позитивные тенденции в сельском хозяйстве, где по итогам двух месяцев индекс производства составил 103 процента. Но если мы вспомним, что наша цель -обеспечить рост объемов производства в отрасли на 11 процентов, то достигнутые результаты пока говорят лишь о невыполнении поставленной задачи. 

Экономическое развитие неразрывно связано с ростом доходов консолидированного бюджета. И если к положительной динамике развития отраслей органы власти и местного самоуправления, скажем честно, имеют сегодня весьма косвенное отношение, то собираемость налогов, особенно местных, контроль за поступлением доходов,  грамотная политика в сфере расходов бюджета – это и есть прямой результат нашей деятельности и, одновременно, мерило ее эффективности. Скажу прямо, и здесь при всей положительной динамике пока есть и недоработки, и откровенные провалы.

За два месяца поступление доходов в консолидированный бюджет области составило 1 миллиард 207,5 миллионов рублей. План поступления доходов перевыполнен на 13,7 процента. Дополнительно к плану  в бюджет области поступило 145 миллионов 800 тысяч рублей. 80 процентов от суммы дополнительных доходов – это доходы областного бюджета, где фактическое исполнение плана составило 118,3 процента.

Очевидно, многие руководители еще не вполне осознали, что они живут и работают в условиях изменившегося налогового и бюджетного законодательства, в условиях действующего на территории области в полном объеме 131 закона. Более 70 процентов доходов местных бюджетов составляет налог на доходы физических лиц. В этих условиях особую важность приобретает сбор земельного налога, арендных платежей, налога на имущество физических лиц, меры по увеличению доходов от предпринимательской деятельности, а главное, меры по открытию новых производственных объектов и созданию новых рабочих мест. Пока работа в этом направлении ведется муниципалитетами крайне недостаточно.

Далеко не во всех поселениях приняты планы мероприятий по увеличению доходной части бюджета. И уж тем более далеко не везде эти планы выполняются. Сколько раз говорилось о необходимости строжайшего контроля за своевременностью и правильностью уплаты арендных платежей, полной инвентаризации муниципальной собственности, свободных земельных и производственных площадей и имущества граждан, организации работы по сбору земельного налога?! Достаточно большое количество владельцев своих домов не платят налог на имущество и ряд других налогов.

Отдельная тема – борьба с «серыми» зарплатами, работа по перезаключению уже имеющихся трудовых договоров предпринимателей с работниками с доведением минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Эффективность усилий власти в этом вопросе пока нулевая. Для сведения могу сказать, что по итогам 2005 года Ульяновская область заняла 72 место среди регионов России по среднегодовой заработной плате и 78 место по доходам населения за последний месяц года. Ниже падать почти некуда! Доходы населения составили лишь 53 процента от среднероссийского уровня и 70 процентов - от среднеокружного. И хотя реальные денежные доходы населения возросли в январе текущего года на 8 процентов, в то время как в январе прошлого года наблюдалось снижение этого показателя на 16 процентов, пока темпы роста уступают среднероссийским.

Мы гордимся тем, что на сегодня и областной, и муниципальные бюджеты не имеют долгов по зарплате перед работниками бюджетной сферы. Данную задачу мы решили. Но это скромное достижение омрачает общий рост объема просроченной задолженности по заработной плате, который по области на 1 марта составил почти 150 миллионов рублей. Вывод: соответствующие комиссии в городах и районах области свою работу после Нового года так и не начали.

Убежден, что одной из главных причин всех указанных недоработок является не только заторможенность и отсутствие системного контроля со стороны местных властей. Правительство области пока не стало для муниципалитетов примером в организации работы по всем указанным направлениям, работает также медленно и малоэффективно. За примерами далеко ходить не надо.

Вот отчет о выполнении плана первоочередных мероприятий по ускорению темпов экономического роста. Подготовлены планы, разработаны предложения. А где конкретные управленческие решения? И когда и кем они будут приняты? Наконец, кто и как просчитал экономическую эффективность данных предложений?         Не говоря уже о том, что из четырех пунктов по выполнению плана мероприятий к 20 марта, информация системе мер в сфере транспорта и связи и торговли вообще не представлена.

Если рассмотреть выполнение плана поступлений доходов в областной бюджет, то мы наглядно видим, что  по одиннадцати статьям доходов из двадцати восьми плановое задание не выполнено. Более 60 миллионов недополучено по акцизам, около 6 миллионов – по налогу на имущество предприятий, почти 5,5 миллионов – по транспортному налогу, 2 миллиона 400 тысяч – доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства и 1 миллион 300 тысяч – платежи за пользование лесным фондом. Всего – на 77,5 миллионов рублей. Эти деньги бюджету не нужны? Они лишние?

Еще один яркий эпизод – ситуация с ростом потребительских цен, которые по сравнению с декабрем 2005 года выросли на 6,7 процента. В среднем по России – 3,9 процента. По данным Росстата только за февраль индекс потребительских цен в области вырос на 4,8 процента, что является самым высоким показателем в Российской Федерации. По итогам двух месяцев только в четырнадцати субъектах Российской Федерации наблюдался рост индекса потребительских цен свыше 5,3%. Среди этих «отличившихся» регионов Ульяновская область по темпам роста занимает далеко не почетное третье место, уступая лишь Таймырскому автономному округу и Калмыкии. 

Опять-таки понятно, что свою роль в этом процессе сыграл рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Но что было предпринято Правительством области, чтобы обуздать инфляцию? Какие меры предложены Министерством экономики, Комитетом по регулированию цен и тарифов? Между тем, на заседании Правительства Российской Федерации по итогам развития страны за 2005 год и задачам на год нынешний снижение роста потребительских цен находится на первом месте. Заседание состоялось 2 марта. Сегодня – двадцатое число. Что сделано по этому вопросу Правительством области? Ничего. Даю поручение Председателю Правительства в недельный срок разработать и внести предложения по всему комплексу мер для решения основных задач социально-экономического развития, поставленных федеральным Правительством.

Наконец, что происходит с инвестиционной политикой? Да, за два месяца объемы инвестиций в основной капитал в области выросли почти на 19 процентов. Но одновременно с этим уровень официальной безработицы по области составил 3,34 процента от экономически активного населения.

По сути дела, работа по созданию новых производств и новых рабочих мест в муниципальных образованиях по-прежнему остается малоэффективной. Провели много интересных выставок инвестиционного потенциала районов – провели на хорошем уровне. А каков реальный результат? Сколько предпринимателей заинтересовались вашими проектами и вашими свободными площадями, с кем проведены переговоры и чем они закончились? Это конкретные претензии к заместителям глав администраций районов по экономике, инвестиционному блоку в Правительстве области, комитету по поддержке предпринимательства.

Еще одна важная тема – повышение эффективности бюджетных расходов. И на совещании, прошедшем 14 марта, и на подведении итогов в мэрии города Ульяновска уже говорилось о необходимости оптимизации структуры управления с целью сокращения неэффективных бюджетных расходов. И речь идет не просто о дополнительном сокращении чиновников. Необходимо провести инвентаризацию обоснованности всех сметных назначений на содержание органов исполнительной власти, в том числе обоснованности платежей за транспортные и коммунальные услуги, услуги связи и по содержанию имущества, арендные платежи. Проверить обоснованность по всему перечню кодов.

Приведу пример, который уже звучал на подведении итогов в мэрии. По результатам заслушивания руководителей управляющих компаний города Ульяновска на заседаниях рабочей группы по анализу экономической обоснованности тарифов при Совете по проблемам жилищно-коммунального комплекса выявлено, что доля платежей за управление в структуре тарифа на жилищные услуги составляет в зависимости от уровня благоустройства, от 11 до 30 процентов. В то время как в Казани доля платежей за управление составляет в тарифе 4,4 процента, а по нашей областной концепции реформирования ЖКХ – не более 5 процентов.

Многие руководители часто жалуются, что на решение первоочередных задач по жизнеобеспечению населения у них нет денег. Это неправда. Деньги есть, они лежат у вас, что называется под ногами. Уверен, что мы можем за счет наведения порядка собрать дополнительных платежей в пределах 2 миллиардов рублей: 1 млрд за счет налогооблагаемой базы и еще миллиард – за счет работы с федеральным центром. Таким образом мы можем закончить этот год с доходной частью в 19 млрд рублей.

Благодарю за внимание.

Добавлено: 21 марта 2006 года, 11:37