Выступление Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на расширенном заседании коллегии Управления по труду «Итоги работы районных комиссий по укреплению дисциплины оплаты труда» 13 декабря 2005 года

Сегодня мы подводим предварительные итоги работы комиссий по укреплению дисциплины оплаты труда за 2005 год. Основные усилия в этом году были сосредоточены на трех направлениях:

- Сокращение и ликвидация задолженности по оплате труда;

- Создание новых рабочих мест;

- Доведение средней заработной платы работников до уровня не ниже прожиточного минимума.

Будем откровенны: в течение 2005 года решить эти проблемы целиком и полностью нам не удалось. Поэтому сегодня нам крайне важно четко оценить результаты работы. Что удалось сделать? Где и почему есть серьезные упущения и недоработки? Какие задачи будут стоять перед нами в 2006 году?

Вначале хотел бы остановиться на результатах, показывающих, что наметились положительные тенденции в сфере оплаты труда. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение 2005 года количество людей, живущих за чертой бедности, сократилось с 33 до 29,1 процента.

На 1 декабря общий размер просроченной задолженности по выплате заработной платы составил 169 миллионов рублей по сравнению с 205 миллионами на 1 ноября. По сравнению с началом года удалось снизить размер просроченной задолженности по заработной плате на 86 миллионов рублей или на одну треть.

Полностью ликвидирована задолженность в отраслях бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная защита).

В разрезе муниципальных образований на 1 декабря 2005 г. сократилась задолженность по заработной плате в Барышском, Вешкаймском, Инзенском, Кузоватовском, Мелекесском, Майнском, Сенгилеевском, Новоспасском, Павловском, Старокулаткинском,  Тереньгульском,   Ульяновском, Цильнинском  и Чердаклинском районах. Наибольшее сокращение отмечается в Барышском районе - на 98 процентов, Мелекесском - на 76 процентов и в городе Ульяновске - на 35 процентов.

Проводившаяся в течение года системная работа по созданию новых рабочих мест и снижению уровня официальной безработицы также начинает давать положительные результаты. Так, по данным Управления по труду за ноябрь было создано 2366 новых рабочих мест, что на 15 процентов больше, чем в октябре и почти в четыре раза больше, чем число сокращенных рабочих мест за этот же период.

Однако наши достижения пока – не более чем ложка меда в бочке дегтя. Работа комиссий по укреплению дисциплины оплаты труда в течение всего года не носила ярко выраженный системный характер. Иначе чем объяснить, что в октябре, когда по всей стране задолженность по зарплате сокращалась, в Ульяновской области она вдруг выросла на 7 процентов, и Правительству Российской Федерации пришлось прислать нам телеграмму о принятии срочных мер по её сокращению? И после этого как по волшебству в течение ноября произошло значительное снижение общего размера просроченной задолженности - на 36,4 миллиона рублей или 17,8 процента.

Значит, возможности не допускать роста задолженности у нас имеются. Стоит только начать решать эту проблему жестко и системно, а не от случая к случаю.

Да, общий размер задолженности сократился. Только тем, кто не получил до сих пор свои кровно заработанные деньги, от этого не легче. Таких работников в области сегодня 31 тысяча 888 человек. При этом три четверти предприятий и организаций – должников не являются банкротами, а живут и пребывают в относительно добром здравии.

Среди отраслей экономики наибольшая сумма задолженности по заработной плате по-прежнему приходится на сельское хозяйство – 49 процентов от общего размера долгов, 22 процента – доля обрабатывающих производств.

В разрезе предприятий наибольший объём задолженности приходится на «Ульяновский машиностроительный завод», «Завод «Искра», «Агрегат», «Ульяновскптицепром», ОАО «Авиастар», НИИАР, «Международный аэропорт Ульяновск-Восточный», ЗАО «Озёрки», ГУП Учхоз сельскохозяйственной академии.  На долю этих девяти предприятий приходится почти 30 процентов от общей суммы задолженности в целом по области.

Не лучше ситуация и в разрезе районов. В ноябре не только не сократилась, но и увеличилась просроченная задолженность в городах  Димитровграде и Барыше, Базарносызганском, Карсунском, Николаевском, Новомалыклинском и Радищевском районах. Резкий рост задолженности отмечается в Николаевском районе –  в 1,8 раза, в городе Барыше - на 65 процентов, в Базарносызганском районе - на 18 процентов.

Крайне тяжело идет работа по созданию новых рабочих мест в  сельских районах. Так, по области в целом за 11 месяцев текущего года создано 16 775 новых рабочих мест. Но почти 80 процентов от этой цифры приходятся на четыре города - Ульяновск, Димитровград, Барыш и Новоульяновск. За ноябрь, например, в одиннадцати районах области - Барышском, Карсунском, Инзенском, Новомалыклинском, Тереньгульском, Базарносызганском, Радищевском, Павловском, Сенгилеевском и Цильнинском - было создано в общей сложности лишь 64 новых рабочих места, причем в Цильнинском районе – ни одного. При этом именно Цильнинский район имеет наибольшую из сельских районов задолженность по заработной плате.

Анализ реестра предприятий, имеющих задолженность, свидетельствует о том, что административный ресурс деятельности комиссий практически исчерпан. Об этом говорит тот факт, что наличие задолженности имеет место на одних и тех же предприятиях, причем ее размеры не снижаются на протяжении длительного периода времени.

Сегодня от административных мер необходимо переходить к мерам экономического характера. По каждому предприятию, имеющему задолженность, следует детально разобраться и конкретно к каждому руководителю принять меры. Я думаю, что совершенно верно внесено предложение о проведении кадрового аудита  руководителей предприятий-должников.

Серьёзная проблема – это ликвидация задолженности на предприятиях банкротах. Из 309 организаций, имеющих задолженность по заработной плате, 52 находятся сегодня в той или иной стадии процедуры банкротства. Из общего объема задолженности по зарплате на их долю приходится 26 процентов (44 миллиона рублей), при этом конкурсную массу для ее погашения имеют не более 30 процентов предприятий-банкротов.

Работа с конкурсными управляющими по вопросу ликвидации задолженности на этих предприятиях действительно крайне затруднена. Этому, в частности, содействует несовершенство закона «О банкротстве», выраженное в том, что конкурсные управляющие подотчётны только арбитражному суду. И порой на таких предприятиях очень трудно получить даже первичную информацию. Кроме того, у самих конкурсных управляющих много времени уходит на оформление правовой документации по установлению права собственности на землю и имущество. И этот процесс затягивается на годы. Бесконтрольность за работой арбитражных управляющих приводит и к нарушениям с их стороны.

Я думаю, будет правильным  в январе 2006 года рассмотреть на заседании Совета по безопасности при Губернаторе области вопрос работы конкурсных управляющих.

Несколько слов по вопросу среднемесячной оплаты труда. На сегодня она по области в целом составляет лишь 60 процентов от среднероссийского уровня. Иначе и быть не может, так как более трети из почти 1400 крупных и средних организаций платят своих работникам заработную плату ниже официально установленного прожиточного минимума в 2700 рублей.

Из этих 485 предприятий 127 расположены в городах Ульяновске, Барыше, Димитровграде и Новоульяновске.  358 предприятий находятся в сельских районах области, причем почти две трети сельских предприятий с уровнем заработной платы ниже прожиточного минимума - это предприятия АПК.

Еще хуже обстоят дела на малых предприятиях, где средняя зарплата ниже 2700 рублей сложилась в половине от общего числа обследованных организаций.

В целом по области из 1718 обследованных организаций внебюджетного сектора экономики средняя заработная плата ниже прожиточного минимума имела место у 37 процентов организаций. Причем, среди них значатся не самые бедные «сетевики» - торговая сеть «Симбирка» и ООО «Глобус». Да и у ООО «Гулливер» и торговой сети  «7-ка» среднемесячная заработная плата ненамного превышает прожиточный минимум. Пора помочь этим господам, как говорилось в одном популярном фильме «выйти из сумрака».

По экспертным оценкам, бюджет области ежегодно теряет только на подоходном налоге из-за заниженного уровня оплаты труда этих и подобных им организаций от миллиарда до полутора миллиардов рублей. Если кто-то считает, что эти деньги для области лишние, то он жестоко ошибается.

Ещё раз я повторяю: к концу 2006 года на предприятиях всех форм собственности среднемесячная зарплата должна быть не ниже прожиточного минимума. И решить эту задачу мы обязаны, какой бы сложной она не была. Я уверен, что резервы и ресурсы для этого у нас есть.

И главный критерий оценки работы каждого члена Правительства, каждого государственного служащего – это улучшение измеримых показателей качества жизни граждан, живущих сегодня в Ульяновской области. В том числе и уровня заработной платы работников предприятий и организаций всех форм собственности.

Именно поэтому в своем выступлении на встрече с общественностью 18 ноября текущего года я обращал внимание на необходимость перегруппировки сил в Правительстве области.

Нам очень важно своевременно укрепить выявленные слабые звенья в структуре управления, сосредоточить усилия на поиске и задействовании резервов увеличения доходной части бюджета, качественной реализации объявленных Президентом страны национальных проектов и административной реформы.

Как я уже говорил, у Председателя Правительства будет два заместителя. Заместитель по развитию реального сектора экономики. На эту должность назначается Александр Петрович Пинков. Ему будут подчинены Департамент промышленности, Управление по взаимодействию с предприятиями и организациями, Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, Департамент инноваций и информационных технологий, который, кстати, возглавит доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Ульяновского государственного технического университета Валерий Алексеевич Мишин.

В зону ответственности Александра Петровича войдут также юридические лица: Управление по труду, комитет по транспорту, комитет по государственным закупкам и Фонд организации торгов, комитет по природопользованию и охране окружающей среды.

Заместителем Председателя Правительства по реализации национальных проектов назначается Владимир Павлович Козин. Ему подчиняются следующие юридические лица:

Министерство здравоохранения Ульяновской области и департамент социальной защиты населения. На должность Министра здравоохранения и социальной поддержки населения назначается Игорь Викторович Тихонов.

Министерство образования Ульяновской области, а также отдел лицензирования и контроля качества образования, Управление по делам культуры и искусства, Комитет по физической культуре и спорту, Комитет по молодежной политике. На должность Министра образования и социального развития назначается Тамара Владимировна Девяткина.

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области, а также Управление ветеринарии и государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и других видов техники. На должность Министра сельского хозяйства назначается Александр Иванович Якунин. Его заместитель Маргарита Сергеевна Салова также будет работать в составе Правительства.

На должность Министра строительства Ульяновской области с подчинением ему соответствующих управлений и ведомств, в том числе Комитета по реализации целевых программ, назначается Валерий Борисович Малиновский.

Пять министров будут находиться в зоне ответственности и подчинения непосредственно Председателю Правительства Александру Александровичу Майеру.

На должность Министра экономики Ульяновской области с подчинением ему департамента социально-экономического мониторинга и стратегии развития назначается Олег Александрович Доничев.

Министерство финансов Ульяновской области, как юридическое лицо, возглавит Алексей Юрьевич Пантелеев.

Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, как юридическое лицо, возглавит Юрий Алексеевич Пузраков.

На должность Министра инвестиций и внешних связей Ульяновской области с подчинением ему департамента инвестиций, департамента межрегиональных и международных связей назначается Федор Аркадьевич Фомушкин.

На должность Министра топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Ульяновской области назначается Сергей Владимирович Никитин. Его заместитель Андрей Борисович Пашенцев также будет работать в составе Правительства.

Таким образом, будет проведена необходимая перегруппировка сил. Я вправе рассчитывать, что приход в Правительство новых лиц, имеющих большой опыт работы на муниципальном уровне, позволит нам наращивать обороты и добиться результата. Должен подчеркнуть, что структура управления – это не догма, раз и навсегда определенная, а живой организм, который должен чутко реагировать на изменения и своевременно вносить коррективы в свою практическую работу по оказанию населению области качественных государственных услуг.

А теперь я предлагаю перейти к рассмотрению повестки дня коллегии Управления по труду. Слово предоставляется Федору Аркадьевичу Фомушкину.

Благодарю за внимание.

Добавлено: 13 декабря 2005 года