Выступление Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на первом заседании Совета Безопасности при Губернаторе Ульяновской области

26 июля 2005 года
11.00
Зал заседаний на
II этаже

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим первое заседание Совета безопасности при Губернаторе Ульяновской области. Необходимость создания такого органа для всех очевидна. Вопросы обеспечения безопасности населения являются приоритетными в деятельности, как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, так и всех органов государственной власти. Эффективное решение вопросов безопасности, в конечном счете, определяет жизнь и благополучие каждого гражданина, проживающего на территории области..

Совет безопасности является коллегиальным совещательным органом, который осуществляет подготовку предложений Губернатору по вопросам содействия в проведении единой государственной политики по обеспечению безопасности в Ульяновской области. Хотел бы напомнить основные задачи Совета: осуществление взаимодействия областных органов государственной власти и структур федеральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения безопасности, определение основных угроз личности, обществу и государству на территории области, подготовка предложений по разработке правовых актов Ульяновской области по обеспечению общественной, экономической и экологической безопасности, защите информации, прав и свобод граждан, законности и правопорядку.

На заседаниях Совета будут рассматриваться проблемы, решение которых имеет особое значение. Сегодня это подготовка к зимнему отопительному сезону и острая, особенно для нашей области, проблема здоровья населения, вызванная распространением ВИЧ-инфекций, особенно среди молодежи. Однако, прежде чем мы приступим к рассмотрению вопросов повестки дня, мне бы хотелось расставить некоторые акценты по текущим делам и на ближайшую перспективу.

Эффективное решение проблем обеспечения безопасности населения Ульяновской области прямо связано с эффективностью работы органов государственной власти и управления на всех уровнях, созданием надежной, функционально отлаженной системы управления.

За минувшие полгода нам удалось внести качественные изменения в структуру управления Ульяновской областью. Приняты и обнародованы новый Устав и Закон о Правительстве, разработаны, утверждены и обнародованы Положения об Администрации Губернатора и аппарате Правительства, о структуре исполнительных органов государственной власти, возглавляемых Правительством. Приняты необходимые кадровые решения по их формированию. Общими усилиями разработана и практически готова к реализации структурная схема управления представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления – муниципального образования Ульяновской области, в том числе городских и сельских поселений.

И здесь трудно переоценить роль и значение  администраторов сельских населенных пунктов и городских микрорайонов. Именно эти люди могут реально помочь в сближении власти и населения, на деле обеспечить их взаимодействие. Именно этим людям сегодня необходимо уделить особое внимание, их подбору, выявлению неформальных лидеров, которые имеют реальный авторитет в селах и поселках, на городских улицах и во дворах.

Если нам удастся это реализовать, тогда функциональная вертикаль власти от Губернатора и его Администрации, от Правительства и его аппарата до администраторов населенных пунктов и микрорайонов будет прозрачна и понятна. Администраторам сельских населенных пунктов и городских микрорайонов необходимо смело предоставлять статус муниципальных служащих, определять их размещение и каналы связи, например, в опорных пунктах, изыскивать средства на содержание за счет сокращения расходов в среднем звене управления. Такой подход может быть перспективным и в ходе реализации нового Жилищного кодекса Российской Федерации.

Необходимо также подчеркнуть, что все административные преобразования на уровне субъекта Российской Федерации, связанные, в том числе, и с созданием Правительства Ульяновской области, проводятся в строгом соответствии со статьями расходов на содержание аппарата управления, предусмотренных в бюджете 2005 года. Ни о каких дополнительных расходах в текущем году речи нет и быть не может.

Полностью совпадают с логикой проводимой нами административной реформы и положения Указа Президента Российской Федерации № 773 от 2 июля 2005 года, в соответствии с которым высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации – Губернатор наделяется полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных министерств, агентств, иных органов, руководство которыми осуществляет Правительство России.

Данный Указ не только усиливает роль и значение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в структуре государственной власти, но и четко определяет вертикаль исполнительных органов в регионах.

Персональный состав Совета безопасности свидетельствует, что первый шаг к преодолению разобщенности в наших действиях сделан. Мы не собираемся вторгаться в полномочия федеральных структур, но обеспечивать взаимодействие и координацию деятельности в соответствии с Указом Президента России обязаны.

Федералам нельзя стоять в стороне, когда бюджетообразующие предприятия, как на областном уровне, так и на муниципальном, не дают должной отдачи, когда имеющаяся статистика не работает на результат, а очень часто и просто искажает действительность.

Поэтому мы намерены целенаправленно выстраивать систему работы с федеральными органами на территории области и рассчитываем на понимание и нашу совместную активную позицию. Жить на Ульяновской земле и стоять в стороне от решения ее проблем, по моему глубокому убеждению, нельзя.

В соответствии с действующим законодательством в первом полугодии внесены необходимые изменения в Уставы муниципальных образований и проведены выборы органов местного самоуправления.

Необходимо заметить, что функции взаимодействия с муниципальными образованиями и реализации реформы местного самоуправления мы уделяем особое внимание. Вчера в своем докладе на совещании у руководства Правительства Российской Федерации я высказал позицию Ульяновской области по отношению к перспективам введения переходного периода в реализации 131-го закона.

Наша область одной из первых в Приволжском Федеральном округе провела выборы органов местного самоуправления, с «запасом» уложившись в установленные федеральным законом сроки. Уже избраны Главы районов, городских и сельских поселений, по результатам конкурсов назначены Главы местных администраций. Образно выражаясь, в этом вопросе для нас жребий уже брошен. Но введение в действие Закона в полном объеме с 1 января 2006 года должно осуществляться при предоставлении соответствующей социально-экономической и финансовой поддержки со стороны федеральной власти. Об этом я очень долго и подробно докладывал руководству страны.

Завершая первый этап административной реформы на территории Ульяновской области, мной поставлена задача по тщательной и взвешенной подготовке ко второму этапу: разработке проекта Закона об административно-территориальном устройстве Ульяновской области, что, в конечном счете, должно способствовать улучшению функционального обеспечения управления и сокращению затрат на содержание управленческого аппарата.

Таким образом, новая функциональная вертикаль исполнительной власти в основном выстроена. Теперь очень важно добиться, чтобы созданная структура работала максимально эффективно и слаженно на всех уровнях.

Что касается роли и места Администрации Губернатора в созданной системе управления, то, являясь государственным органом Ульяновской области, сформированным в соответствии со статьей 21 нового Устава, Администрация Губернатора призвана обеспечить деятельность Губернатора в соответствии с его полномочиями как высшего должностного лица.

Основные функции и полномочия Администрации определены Постановлением Губернатора № 160 от 7 июля 2005 года. И к ним, прежде всего, относятся:

·        Контроль за исполнением нормативно-правовых актов Губернатора на территории области и за эффективностью деятельности органов исполнительной власти, рациональным расходованием бюджетных средств и материальных ресурсов, надлежащим исполнением чиновниками своих должностных обязанностей.

·        Обеспечение законотворческой и нормативно-правовой деятельности Губернатора и осуществление контроля за исполнением Законов Ульяновской области в части, касающейся полномочий Губернатора, ведение Государственной долговой книги.

·        Содействие Губернатору в реализации полномочий по организации государственной гражданской службы и кадровым вопросам.

·        Подготовка предложений по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Ульяновской области, развитию местного самоуправления, взаимодействию с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, со средствами массовой информации.

В связи с этим имеет смысл подумать о создании на базе «Ульяновской правды» качественного общественно-политического издания, по своей концепции похожего на федеральную «Российскую газету», где учредителями могли бы выступить Законодательное собрание, Администрация Губернатора и Правительство Ульяновской области. У нас сегодня есть два формата, которые зачастую дублируют друг друга. При нашем скудном бюджете это – непозволительная роскошь.

Важной функцией Администрации Губернатора является и обеспечение деятельности Совета безопасности.

В настоящее время созданы все необходимые условия для эффективной и продуктивной работы Правительства Ульяновской области. Функциональные обязанности, полномочия и зоны ответственности членов Правительства определены.

Принципиально важно понять, что новая структура управления предполагает и новые отношения между Губернатором и Правительством области, представителями  территориальных структур федеральных органов власти, Главами органов местного самоуправления.

Губернатор, как высшее должностное лицо Ульяновской области, доверил Правительству имеющиеся в регионе ресурсы: трудовые, природные, топливно-энергетические, продовольственные и финансовые. Теперь главная задача Правительства – не только эффективно использовать их, но и энергично наращивать в интересах населения.

В первом полугодии администрацией области было сделано немало в поиске путей преодоления кризисных явлений, накопившихся в экономике и социальной сфере. Однако итоги первого полугодия показывают, что остановить имеющиеся негативные тенденции пока не удалось. Продолжается спад производства в ключевых секторах экономики: промышленности, строительстве жилья, сельском хозяйстве. Следствием стало снижение темпов роста заработной платы, как в номинальном, так и в реальном выражении. Денежные доходы населения с учетом индекса потребительских цен остались на уровне первого полугодия прошлого года. А значит, уровень жизни ульяновцев продолжает оставаться низким.

Хотя нам и удалось сократить в два раза по сравнению с прошлым годом задолженность по заработной плате, она продолжает оставаться одной из самых высоких в Приволжском федеральном округе. Несмотря на поставленную задачу до сих пор имеют место и долги по зарплате перед бюджетниками в целом ряде муниципальных образований. Существенно вырос уровень официально зарегистрированной безработицы, возросло и количество зарегистрированных преступлений.

Как интегральный результат – продолжается снижение рождаемости, растет смертность и миграционная убыль населения. А эти факторы – не только показатель текущего состояния дел. Они непосредственно влияют на будущее Ульяновской области, имеют прямое отношение к безопасности населения.

Уместно напомнить всем присутствующим, что в обращении в связи с истечением 100 дней пребывания в должности мной, как Главой администрации, была поставлена задача: в достаточно короткий срок обеспечить прорыв по целому ряду направлений экономического и социального развития. Приходится констатировать, что пока на целом ряде направлений мы топчемся на месте, работаем крайне медленно и крайне неэффективно.

За прошедшие полгода мы выявили потенциальные «точки роста» в экономике, выстроили систему приоритетов, провели целый ряд переговоров с потенциальным инвесторами по открытию на территории области новых предприятий. В их числе: создание сборочного производства самолетов малой авиации на ЗАО «Авиастар-СП», совместное производство автокомпонентов с партнерами из Чехии, Кореи и Китая, строительство нового металлургического завода, заводов изоляционных изделий и по производству древесностружечных плит, горнообогатительного комбината, нескольких крупных свинокомплексов. Все эти наработки сегодня находятся в Правительстве Ульяновской области.

И сейчас очень многое зависит от умелой организации дела, личной ответственности и инициативы каждого члена Правительства за реальное достижение показателей социально-экономического роста, а не стагнации и падения. Это означает, что из итогов работы в первом полугодии, прежде всего в деятельности крупных промышленных предприятий, Правительству необходимо сделать серьезные выводы. Больше внимания надо уделять положению дел  в промышленности. В связи с этим даю поручение Правительству подготовить и провести областное экономическое совещание с участием руководителей всех крупных промышленных предприятий. Нам надо внимательно разобраться в причинах неудовлетворительного положения дел в ряде отраслей промышленности, чтобы принять действенные меры к изменению ситуации.

Должен сказать, что имевшая место практика общего курирования муниципальных образований по линии Заместителей Главы администрации нужного эффекта не дает. Значит, задачу надо ставить более конкретно. Каждый член Правительства, руководители департаментов и управлений аппарата Правительства, органов исполнительной власти, должны нести личную ответственность за положение дел на конкретных предприятиях, как это мы сделали по инвестиционным проектам. И здесь не надо дожидаться коллективной ответственности. Коллегиальность – она хороша на стадии выработки решения, а после его принятия ответственность за исполнение должна быть персональной.

Следующая организационная мера -  определение зон ответственности в работе с Федеральным Центром. За первое полугодие только по финансовым вопросам в федеральные министерства и ведомства было направлено 104 обращения. В тех случаях, когда письма подписаны не высшим должностным лицом области, ответа вообще не последовало. Реакция Федерального Центра понятна. Поэтому и здесь надо сделать правильные выводы.

Все письма в адрес Федерального Центра будут подписываться только Губернатором или, в его отсутствие, исполняющим обязанности Губернатора – Председателем Правительства. Это требование должно неукоснительно выполняться всеми должностными лицами аппарата Правительства.

Работа с федеральными органами власти, и не только по инвестиционным проектам, отныне будет вестись лично Губернатором при участии заместителей Председателя Правительства по направлениям. Считаю, что Председателю Правительства целесообразно сосредоточиться на обеспечении плановой хозяйственной работы в регионе. Проблемы жизнеобеспечения сегодня, учитывая итоги шести месяцев, требуют оперативной реакции крепкого и опытного хозяйственника. Именно так я охарактеризовал в Законодательном Собрании Александра Александровича Майера при представлении на занимаемую должность. Ряд руководителей местного самоуправления пока этого не осознали. Хотел бы вам сказать – вы глубоко заблуждаетесь. Исполнение указаний Председателя Правительства для вас обязательно.

Считаю необходимым также высказать некоторые рекомендации по организации работы Правительства.

 Первое заседание показало, что подготовка к заседаниям должна вестись более качественно и своевременно. Меня удивляет, что до сих пор не разработан план заседаний Правительства на второе полугодие, как это делается на федеральном уровне. В срок до 1 августа прошу представить этот план мне на согласование.

Заседания Правительства, с обязательной проверкой реального положения дел, целесообразно проводить два раза в месяц в первый и третий четверг, чтобы не было совпадения по времени с заседаниями Законодательного собрания.  Тогда члены Правительства смогут принимать участие в работе Законодательного собрания при представлении проектов законов, а депутаты, при желании, - в заседаниях Правительства при обсуждении текущих социально-экономических проблем. Полезно, на мой взгляд, участие в заседаниях Правительства  и руководителей федеральных органов.

Обращаю особое внимание, что Правительство должно быть максимально открыто для диалога с населением. В том числе, и с использованием возможностей средств массовой информации. При этом члены Правительства не должны заниматься самопиаром. Их задача -  информировать граждан о том, что реально делается властью для решения проблем жизнеобеспечения населения.

Также меняется и формат наших отношений с руководителями органов местного самоуправления. Каждый понедельник один час будет уделяться селекторной связи Губернатора с Главами муниципальных образований. От еженедельных вызовов глав в областной центр мы уходим, так как возможность общения по видеосвязи в условиях реального времени имеется. И это значительно дешевле.

Завершая свое выступление, хочу напомнить вам, что напряженная черновая работа, которая нам предстоит во втором полугодии, потребует строгой, я бы сказал, строжайшей дисциплины, повышенной требовательности, прежде всего к самим себе. Иначе и быть не может, если мы хотим добиться реального результата.

Добавлено: 26 июля 2005 года