Выступление Губернатора Ульяновской области А.Ю. Русских в ЗСО перед принятием областного бюджета

5 декабря 2022 года


Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые депутаты Законодательного собрания! Уважаемые жители Ульяновской области!

 

Сегодня нам предстоит принять ответственное решение – утвердить проект бюджета Ульяновской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Бюджет формировался в сложнейших, чрезвычайных условиях – беспримерного санкционного давления на российскую экономику и начавшейся 24 февраля специальной военной операции.

Изменяются привычные и понятные экономические механизмы. Рушатся цепочки поставок и логистические пути. Огромные ресурсы государства, частного бизнеса, граждан перераспределяются для обеспечения вооруженных сил.

Антироссийские санкции ударили по нашему региону сильнее, чем по другим субъектам, входящим в Приволжский федеральный округ. Это в первую очередь касается обрабатывающих отраслей, которые составляют 83% промышленности региона. Здесь производство по итогам девяти месяцев снизилось до 88,8% к уровню аналогичного периода прошлого года. А в целом индекс промпроизводства упал за 10 месяцев до 92,4%.

Мы столкнулись с уходом из России ряда иностранных компаний, которые реализовали в Ульяновской области инвестиционные проекты в станкостроении, автомобилестроении, в сфере композитных материалов. Это DMG MORI, «Bridgestone», «Vestas», «Henkel», «Hempel».

Также в результате разрыва логистических и кооперационных цепочек, закрытия внешних рынков пострадали такие сферы как металло- и деревообработка, производство транспорта, оборудования и электроники, текстильное производство. Сфера автокомпонентов, ориентированная на АвтоВАЗ и иностранные бренды, вынуждена была простаивать из-за остановки головных производств.

Также мы столкнулись с высоким уровнем инфляции, пик которой пришелся на март-апрель текущего года. Сейчас в годовом выражении инфляция стабилизировалась на уровне 11,5 процентов. А по некоторым группам товаров, в первую очередь продовольственных, мы добились даже снижения цен.  

Вместе с тем, мы понимаем, что в любом негативном тренде заложен потенциал будущего роста.

Работа по импортозамещению, поиск новых партнеров, переориентация торговых и производственных цепочек, новые ниши для наращивания отечественного производства– все это создает в целом оптимистичный фон для работы в 2023 году.

Снижение индекса промпроизводства в сентябре-октябре практически прекратилось, мы рассчитываем выйти к концу года на цифру в 95% от прошлого года. Увеличивается загрузка предприятий ОПК, налаживаются новые кооперационные и логистические цепочки, осваивается новая продукция и новые рынки. В 2023 году индекс промышленного производства по базовому прогнозу составит 99% от уровня 2022 года. А слом негативных тенденций должен произойти во втором полугодии 2023 года, за счет импортозамещения и выстраивания партнерских и логистических отношений с дружественными странами.

Большая работа ведется по обеспечению социальной стабильности и сохранению уровня благосостояния жителей области.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу в Ульяновской области за январь-август 2022 года составила 43 475 руб. Её рост к аналогичному периоду 2021 года – почти 12%.

Особо хочу отметить, что благодаря слаженной работе Правительства области, федеральных территориальных органов власти, регионального бизнеса произошел рост доходов областного бюджета. Так, по итогам 10 месяцев 2022 года объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета увеличился на 11,8%. А это более 5 миллиардов 100 миллионов рублей дополнительных средств.

На 13,7% или на 1 миллиард 430 миллионов рублей вырос налог на доходы физических лиц.

Всего же по итогам 10 месяцев нынешнего года объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области увеличился на 12,4% или плюсом 6,3 миллиарда рублей.

И это несмотря на существенные для региона бюджетные потери. Так, например, объём уплаченных банковским сектором налогов в 2022 году сократился вдвое. Кроме того, возврат налога на прибыль организаций вырос по отношению к прошлому году в 3,9 раза, и составил 2,5 миллиарда рублей.

Большую поддержку нам оказывает в 2022 году федеральный центр. Финансовая помощь из федерального бюджета поступила в сумме 20 миллиардов 363 миллионов рублей. Федеральная поддержка в 2022 году от первоначального утвержденного плана увеличилась на почти на 4 миллиарда рублей.

Хочу поблагодарить всех коллег из Правительства области, сенаторов и депутатов Федерального собрания, депутатов Законодательного собрания, региональные отделения ведущих политических партий за ту работу, которую они ведут по привлечению дополнительных средств в областную казну.

Мы выдержали все основные параметры бюджета 2022 года, нарастили собственные и внешние доходы. Не был остановлен ни один объект капитального строительства. В полном объеме софинансируется реализация национальных проектов. Отремонтировано 260 км региональных и муниципальных дорог. Есть решения и понятны источники финансирования оказания помощи обманутым дольщикам.

Очень радуют результаты аграрного сектора. Уже вошли в историю собранные в этом году 2 млн 200 тысяч тонн зерна и рекордный показатель урожайности зерновых и зернобобовых культур в 35,5 ц/га. В целом индекс производства продукции АПК составил 108,9%.

Иными словами, нам удалось сохранить экономическую и социальную стабильность в регионе. А это свидетельствует о правильности тех подходов и принципов, которые мы использовали при формировании областного бюджета в прошлом году.

Теперь о бюджете 2023 года.

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Я очень рад, что весь период подготовки бюджета мы с вами работали вместе плечом к плечу. Начиная с самых ранних проектировок и заканчивая обсуждением конкретных статей расходов, Правительство области видело в вас надежных помощников и единомышленников.

Я благодарю вас за конструктивные замечания и предложения, за определение приоритетных направлений социального и экономического развития, за отстаивание интересов избирателей. 

Считаю, что проект бюджета получился полностью адекватным как нашим возможностям, так и нынешней сложной ситуации.

Доходы областного бюджета на 2023 год определены в объёме 81 миллиарда 406 миллионов 100 тысяч рублей, из них:

- налоговые и неналоговые доходы - в сумме 60 миллиардов 460 миллионов 200 тысяч рублей. С ростом к плановым значениям 2022 года на 10,1% или 5,6 миллиардов рублей. 

- финансовая помощь из федерального бюджета предусмотрена в сумме 20 миллиардов 945 миллионов 900 тысяч рублей. Но уже в ближайшее время после уточнения эта сумма вырастет до 23 миллиардов 450 миллионов рублей. Таким образом рост к оценке 2022 года составит 15% или 3 миллиарда рублей.

Расходы областного бюджета 2023 года предусмотрены в размере 88 миллиардов 277 миллионов 900 тысяч рублей.

Дефицит – 6 миллиардов 871 миллион 800 тысяч рублей.

Вновь хочу подчеркнуть принципиальную социальную направленность бюджета, несмотря на то что проект бюджета является дефицитным. В нынешнем виде он призван решать две основных задачи - обеспечить социальную стабильность в обществе через гарантированное выполнение всех социальных обязательств перед жителями области и создать условия для экономического развития путем привлечения инвестиций и импортозамещения.

При формировании проекта областного бюджета Ульяновской области были использованы следующие основные подходы:

Во-первых, средства на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы рассчитаны и предусмотрены с учётом выполнения задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации. То есть будут выполнены обязательства по обеспечению уровня зарплат работникам бюджетной сферы.

Во-вторых, бюджет предусматривает средства на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений не менее чем на 11,5 месяцев.

В-третьих, в расчётах на выплату заработной платы учтено повышение МРОТ с 15 279 рублей до 16242 рублей  - величины прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 января 2023 года.

В-четвертых, объём средств на предоставление мер социальной поддержки населения рассчитан с учётом индексации на прогнозный уровень инфляции. Всего на меры социальной поддержки в размере 5,4% по льготным категориям предусмотрено 14 миллиардов рублей, из которых 8,2 миллиарда – на поддержку семей с детьми.

Ещё раз повторю, что структура расходов областного бюджета Ульяновской области в 2023-2025 годах является социально ориентированной. Ассигнования на социальную политику составляют 64% общих бюджетных расходов (56 470,4 млн рублей), с ростом на 2 508,3 млн рублей или на 4,7% к уровню первоначально утвержденного бюджета на 2022 год.

Таким образом, первым приоритетом областного бюджета 2023 года является развитие социальной сферы в целом и обеспечение социальных гарантий.

Второй приоритет. Бюджет полностью закрывает финансирование реализации национальных проектов на территории региона. На эти цели предусмотрено 16 миллиардов 121 миллион 500 тысяч рублей.

Третий приоритетразвитие транспортно-дорожной, инженерной и технологической инфраструктуры Ульяновской области. Мы понимаем, что инфраструктурные проекты обладают комплексными эффектами. Хорошие дороги, современный транспорт, экономичные и энергосберегающие технологии в жилищно-коммунальном комплексе, развитая областная энергосистема, газоснабжение, комфортные общественные пространства и жилищные комплексы – всё вместе это обеспечивает качество жизни и обладает ярко выраженной социальной направленностью. И одновременно, государственные инвестиции «разгоняют» рост экономики, обеспечивает условия для экономического развития, для привлечения инвестиций.

Проект бюджета учитывает необходимость выполнения обязательств по двухгодичным и трёхлетним контрактам. На данные цели предусмотрен 1 миллиард 313 миллионов рублей.

Кроме того, в полном объёме заложены целевые средства дорожного фонда – 9 миллиардов 871 миллионов рублей, что на 2 миллиарда 562 миллиона рублей больше уровня первоначального бюджета 2022 года.

В будущем году будут отремонтированы не менее 107 км автомобильных дорог регионального значения на сумму 2,3 миллиарда рублей и почти 140 км муниципальных автомобильных дорог.

Особо хочу обратить внимание, что у нас появляется возможность направить значительные ассигнования на развитие муниципальной дорожной сети, которая уже много лет испытывает недофинансирование. Я поставил задачу в 2023 году сформировать объем субсидий на дороги местного значения в размере не менее 2-х миллиардов рублей.

Уже сейчас у нас есть очень хороший прогноз, что по итогам года в областном дорожном фонде образуются дополнительные средства в размере 600 миллионов рублей. И плюс к этому по прогнозу Федерального казначейства еще 126 миллионов рублей будут получены дополнительно. Таким образом на местные дороги будут дополнительно направлены 726 миллионов рублей. 

Мы запланировали капитальный ремонт 10 мостов на автомобильных дорогах регионального значения. Ориентировочная стоимость – 743 млн рублей.

Будет продолжена большая работа на двух капиталоёмких городских объектах – мостах через Свиягу. Задача по этим объектам очень простая. В 2023 году ввести в эксплуатацию мост в створе ул. Шевченко и ул. Смычки, иуже к концу 2023 года - мост по ул. Минаева. Размер предусмотренного финансирования в будущем году на эти объекты составляет почти 1 миллиард 100 миллионов рублей.

Важными строительствами в будущем году станут автомобильные дороги по улицам Автозаводской, Шигаева и Ефремова. На данные цели будет направлено более 680 млн рублей.

Будут продолжены работы по улучшению качества городской среды и благоустройству территорий населённых пунктов. В 2023 году на эти цели будет направлено около  650 миллионов рублей, что почти на 199 млн рублей больше, по сравнению с 2022 годом.

На развитие жилищно-коммунального комплекса мы направим 3 миллиарда 250 миллионов рублей.

По проекту «Чистая вода» завершится реконструкция системы водоснабжения с установкой станции водоподготовки в р.п. Новая Майна Мелекесского района. Благодаря этому больше 5 тысяч жителей смогут бесперебойно пользоваться чистой и качественной питьевой водой. Также в 2023 году начнётся строительство магистрального водопровода в Мирном и Чердаклах.

На улучшение качества водоснабжения населённых пунктов Ульяновской области будет направлено 370 миллионов рублей. Мы завершим реконструкцию очистных сооружений канализации Правобережья Ульяновска и продолжится работа по реконструкции очистных сооружений канализации Левобережья. На эти цели запланировано более 1 миллиарда 360 миллионов рублей.

Вместе с тем мы понимаем, что этого недостаточно. Нужны дополнительные вливания не менее 1 миллиарда рублей. Будем работать над этим в течение 2023 года.

Почти 2 миллиарда рублей будут направлены в строительную отрасль.

До конца 2023 года будут восстановлены права 2056 участников долевого строительства по 10 проблемным многоквартирным домам и привлечены средства федерального бюджета в размере почти 2 млрд 428 млн рублей.

На приобретение квартир и компенсацию за наём жилья детям-сиротами предполагается направить более 313 миллионов рублей. Это позволит обеспечить квартирами более 124 человек.

Из аварийного жильямы расселим 1096 человек из 467 квартир в 42 многоквартирных домах 6 районов региона.

Четвертый приоритет – на особом контроле ситуация в здравоохранении. На 2023 год предусмотрены средства в размере 12 миллиардов 956 миллионов 375 тысяч рублей.

Также специально отмечу, что плюсом к нашему бюджету добавляется бюджет Территориального фонда ОМС на 2023 год, который составляет 12 миллиардов 466 миллионов 300 тысяч рублей.

Из основного выделю следующие мероприятия.

Для лекарственного обеспечения льготных категорий граждан предусмотрены средства в сумме 1 миллиард 297 миллионов 400 тысяч рублей. И в том числе, мы впервые начнем системно обеспечивать детей, страдающих сахарным диабетом 1-го типа, медицинскими изделиями для непрерывного мониторинга глюкозы.

Также, будет завершено строительство и оснащение детского инфекционного корпуса на 100 коек Ульяновской областной детской клинической больницы.

Продолжим строительство ФАП и ремонтные работы в учреждениях здравоохранения.

В рамках программ «Земский врач» и «Земский фельдшер» планируем привлечь к работе в сельской местности более 60 медработников.

Также, для удобства наших жителей, мы внедряем систему удаленной записи на прием к врачу и получения медицинских документов через всероссийский портал Госуслуги. А для доступности консультаций узких и редких специалистов в сельских районах мы в значительной степени расширяем функционал и возможности нашего Телемедицинского центра.

Продолжит работу, запущенная в этом году, служба санитарной авиации, которая в 3 и более раза сокращает время экстренной транспортировки пациента в стационар и на деле подтвердила свою эффективность 100%-ной выживаемостью доставленных пациентов!

Перед системой здравоохранения поставлена задача снизить смертность населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Для этого, в следующем году, продолжится модернизация оборудования в первичном сосудистом отделении Барышской больницы, а в Новоспасском районе откроется региональный сосудистый центр, что в значительной мере улучшит качество лечения пациентов при сосудистых  катастрофах.

Также в областном онкологическом диспансере начнет работу новое высокотехнологичное оборудование, что позволит нашим пациентам получать необходимое современное лечение в регионе, сохраняя качество жизни.

Уже сейчас, по сравнению с доковидным 2019 годом, на 3,7% снизилась динамика числа умерших от болезней системы кровообращения, на 6,4% снизилась смертность от злокачественных новообразований и на 16% снизилась одногодичная летальность пациентов с онкозаболеванями.

Прирост ожидаемой продолжительности жизни за последний год по итогам 10 месяцев составил 1,8 года, что на 6% больше, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Уважаемые коллеги! Я в очередной раз хочу обратиться ко всем Вам с призывом не забывать о своем здоровье и вовремя проходить диспансеризацию и вакцинацию!

Пятый приоритетпреодоление неравномерности социально-экономического развития в регионе и поддержка муниципальных образований.

Общий объём межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям Ульяновской области на 2023 год запланирован в сумме 27 миллиардов 513 миллионов 600 тысяч рублей. Это на 33,8% больше первоначально утверждённого бюджета на 2022 год.

Но руководители муниципальных образований должны понимать, что только трансфертами из областного бюджета существенно повысить качество жизни жителей сельской местности не получится. Нужны собственные усилия. Необходимо наращивать доходную базу, улучшать предпринимательскую среду.

В целях заинтересованности органов местного самоуправления в развитии своих территорий был подготовлен Рейтинг комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований, который станет важным инструментом стимулирования муниципальных образований. Рейтинг построен таким образом, что все его показатели находятся в сфере полномочий муниципалитетов.

Уважаемые коллеги!

Конечно, нет возможности, да и смысла очень детально, постатейно раскрывать параметры представленного проекта областного бюджета. Знаю, что вы его внимательно проанализировали, провели предметные дискуссии в профильных комитетах. Я дважды встречался с основными политическими силами региона и чувствую вашу поддержку.

Мне очень импонирует то, что вы проявили серьезную озабоченность тем, что на многие очень значимые статьи расходов не заложены средства.

Мы это прекрасно понимаем и делаем максимально возможное, чтобы любые дополнительные финансы были направлены на первоочередные мероприятия, на рост качества жизни ульяновцев.

В связи с этом, хочу поблагодарить фракции политических партий, представленных в областном парламенте и внефракционных депутатов за идеи предложения по распределению дополнительных 3,6 миллиардов рублей дополнительных дотаций, выделенных нашему региону.

Впереди нас ждёт большая работа, и я убежден, что опираясь на сформированный бюджет, все вместе мы сможем обеспечить социально-экономическую стабильность Ульяновской области и выйти на траекторию устойчивого развития.

Спасибо за внимание!