Вопросы и ответы

5.1. Когда планируется повышение заработной платы работникам бюджетной сферы?  

В  настоящее время Правительством Ульяновской области принято Постановление от 04.05.2006 № 12/140 по увеличению разрядов единой тарифной сетки на 15 %.

Кроме того, на среднесрочную перспективу Министерством финансов Российской Федерации подготовлены и одобрены Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам основные показатели перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 годы. На перспективу предусмотрено увеличение заработной платы работникам, оплачиваемым по ETC в 1,5 раза (в реальном выражении). При этом, указанное  увеличение достигается уже  в  2007   году  с   учетом  произведенной  индексации  2005 года, двух индексаций 2006 года (с 1 мая - в 1,15 раза, с 1 октября - в 1,11 раза), одной индексации 2007 года - с 1 сентября 2007 года - в 1,15 раза.

Расчеты перспективного финансового плана Ульяновской области на 2007 год и на период до 2009 года формируются в соответствии с выше названными рекомендациями.

(по информации Директора Департамента финансов Ульяновской области  О.С.Максимушкина).

 

5.2. Когда в полном объеме будут выделены средства на содержание Комитетов социальной поддержки населения (сейчас – только 24,1% от потребности)?  

В  настоящее  время,   внесены  изменения в  Закон  Ульяновской  области  «Об  областном  бюджете  на  2006  год»,  на  содержание  муниципальных  органов  социальной  защиты  населения  дополнительно  предусмотрены  средства  в  сумме  21 200,0 тыс. руб.  или  60%  к  потребности.  Вопрос  о  выделении  средств,  в  полном  объеме  будет  решен  по  исполнению  областного  бюджета  за  1  полугодие  текущего  года.

(по информации Директора Департамента финансов Ульяновской области   О.С.Максимушкиной).

 

5.3. Будет ли рассмотрен вопрос о передаче муниципальным образованиям части федеральных и региональных налогов (по налогу на прибыль организаций, по акцизам на алкогольную продукцию, по налогу на имущество организаций, а также увеличения нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц)?  

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено четкое разграничение всех доходных источников по уровням бюджетной системы. Согласно закону Ульяновской области от 04 октября 2005 № 096-ЗО «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области» предусмотрен дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет (в бюджеты городских округов - 20 %, в бюджеты муниципальных районов - 10 %, в бюджеты поселений - 10 %).

Передача муниципальным образованиям части федеральных и региональных налогов (налог на прибыль организаций, акцизы на алкогольную продукцию, налог на имущество организаций), а также увеличение нормативов отчислений налога на доходы физических лиц в 2006 году - не предусматривается.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанным законом изменение нормативов отчислений местным бюджетам от региональных налогов не может производиться в течение 3 лет.                В части  федеральных налогов - увеличение нормативов отчислений возможно при внесении соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.

(по информации Директора Департамента финансов Ульяновской области О.С.Максимушкиной).

 

5.4. Возможно ли создание отдела казначейского исполнения бюджета?

Согласно ст.215.1 Бюджетного кодекса РФ, в части кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган.

Ст.215.1 БК РФ и Приказ Федерального казначейства № 1н  от 22.03.2005  «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» не исключает возможности существования местного казначейства или отдела казначейского исполнения бюджета в составе финансовых органов.

(по информации Директора Департамента финансов Ульяновской области  О.С.Максимушкиной).

 

5.5. Как планируется  решение  вопроса о  возмещение убытков из-за ограничения роста индексации тарифа?

В связи с ограничением роста индексации тарифов, выпадающие доходы на 2006 год от принятых размеров платы для населения за жилищно-коммунальные услуги - ожидаются в размере 294 млн. руб. (по жилищным услугам 41,4 млн. руб., по коммунальным услугам 252,7 млн. руб.). Из них, по городу Ульяновску всего 90,2 млн. руб. (по коммунальным услугам 85,0 млн. руб., по жилищным услугам 5,2 млн. руб.). В настоящее время, для решения вопроса о компенсировании выпадающих доходов в ФСТ направлены необходимые расчёты.

(по информации и.о. заместителя Министра топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Ульяновской области А.Б. Пашенцев).

 

5.6. Возможно ли оказание помощи по оснащенности техникой сельских товаропроизводителей через создание сети МТС  (практическая помощь в создании МТС на базе «Агроснаба»)?

Департаментом сельского хозяйства Ульяновской области рассмотрены предложения муниципального образования «Старомайнский район» по оказанию помощи в оснащение техникой сельских товаропроизводителей, через создание МТС на базе «Агроснаба».  При этом была сформулирована просьба по приобретению кормоуборочного комплекса «Полесье» производства «Гомсельмаш» Республики Беларусь и энергосберегающей техники.

В настоящее время, отделом механизации Департамента сельского хозяйства области данный вопрос проработан с официальным дилером «Гомсельмаш» ОГУП «Ульяновскагропромпродукт» по поставке необходимой техники для нужд Старомайнского района. Вся требуемая техника в полном объеме имеется на складе ОГУП «Ульяновскагропромпродукт».

Департаментом сельского хозяйства области, в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.11.2005 № 123-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2006 год» и Постановлением Правительства Ульяновской области № 10/120 от 20.04.2006 «Об утверждении Порядка предоставления в 2006 году из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техники», после  оформления документов по установленной форме, будет проведена 20% компенсация затрат за приобретенную сельскохозяйственную технику.

(по информации директора департамента сельского хозяйства Ульяновской области В.Н. Абаньков)

 

5.7. Как планируется поддержка развития малых форм собственности на селе (в частности в «Старокулаткинском районе»)?

В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» в Ульяновской  области  одним  из     приоритетных  направлений     является -

поддержка развития малых форм хозяйствования на селе. Это направление предусматривается реализовать через два мероприятия:

а) первое направление - расширение доступности ЛПХ и КФХ к кредитным ресурсам будет осуществляться через 100% субсидирование процентной ставки по привлекательным кредитам. На 01 мая 2006  малым формам хозяйствования Старокулаткинского района выделено четыре кредита на сумму 430 тыс. рублей, принято заявок на 1,45 млн. рублей.

б) второе      мероприятие  - это      стимулирование создания заготовительных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых   и кредитных кооперативов.

На 2006 год в области предусмотрено создание семи потребительских кооперативов. На сегодняшний день зарегистрировано пять кредитных кооперативов. Ведется подготовительная работа по их созданию еще в четырех районах, в том числе и в Старокулаткинском районе.

(по информации Заместителя директора департамента сельского хозяйства Ульяновской области В.М.Марагин)

 

5.8. Когда будут утверждены на уровне субъекта РФ нормативы градостроительного проектирования и  документация по планировке территории, для размещения объектов капитального строительства федерального значения, а также документация территориального планирования субъектов РФ?

 Главным управлением строительства и архитектуры, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса, в 4-ом квартале 2005 года начата работа по формированию градостроительной документации муниципальных образований. Проведена экспертиза существующих генеральных планов населенных пунктов области, которые в настоящее время утверждены Главами муниципальных образований.

На разработку документов территориального планирования Ульяновской области  из бюджета 2006 год выделено 2,5 млн. рублей.

Главным управлением строительства и архитектуры достигнута договоренность на выполнение указанного вида работ с ФГУП «Российский государственный научно-исследовательский институт «Урбанистики».

Сроки и разработки документов территориального планирования, а также формирования и утверждения Правил землепользования и застройки Ульяновской области рассчитаны на 2006-2007 годы.

(по информации Начальника Главного управления строительства и архитектуры Ульяновской области А.И. Артемкин)

 

5.9. Как происходит реорганизация и ликвидация образовательных учреждений?

Государственные гарантии права граждан на получение общедоступного и бесплатного общего  образования в общеобразовательных учреждениях области осуществляются   в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.10.2004 №063-ЗО  «Об утверждении Порядка исчисления объема субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений Ульяновской области в части реализации ими государственного стандарта общего образования» посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ (в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на  учебные пособия, технические средства обучения,  расходные материалы и хозяйственные нужды) за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных платежей, осуществляемых из местных бюджетов.

При расчете  объема субвенций учитывается количество обучающихся, нормативы по наполняемости классов для города и села.

Непосредственная организация предоставления всех ступеней  общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Данные полномочия реализуются посредством формирования сети муниципальных общеобразовательных учреждений.

Вместе с тем,  в условиях малой численности обучающихся идет резкое удорожание расходов на одного учащегося по сравнению с полнокомплектной школой.

Для поддержки  сельских малочисленных школ введены повышающие коэффициенты. Кроме этого, органы местного самоуправления (постановление Правительства Ульяновской области от 07.09.2005 №107 «Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из областного бюджета местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений, для реализации ими государственного стандарта общего образования») вправе производить корректировку объема субвенций общеобразовательным учреждениям в пределах (не превышающих 3 % их общего объема), утвержденных для муниципального образования. Это даст возможность: оказания необходимой поддержки малокомплектным школам и школам, имеющим классы с низкой наполняемостью; обеспечение обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах и реабилитационных центрах муниципального ведомства, а также получающих образование в форме экстерната, в части оплаты труда за фактически проведенные уроки по базисному учебному плану. 

В целях обеспечения доступного качественного образования, развития образования на селе, в районах области осуществляется реструктуризация школ, расположенных в сельской местности.

На сегодня практически в каждом сельском районе области сформирована программа реструктуризации общеобразовательных учреждений, цель которой обеспечить получение более качественного образования при сохранении его доступности. При этом, как правило,  муниципальная сеть  школ в поселениях,   сохраняет   возможность  получения начального образования в своем селе,  получения основного образования в своем или близлежащем селе, а в базовой средней школе поселения – возможность  получения среднего (полного) общего образования. 

Региональной программой «Школьный автобус» предусмотрена поставка в муниципалитеты  автотранспорта для организации подвоза детей на условиях софинансирования. Решению проблемы обеспечения качественного подвоза детей в школы будет служить и реализация федеральной программы «Школьный автобус».

В соответствии с  муниципальными программами реструктуризации сельских школ,  сеть общеобразовательных учреждений области претерпела изменения (закрытие  начальных школ в селах, где практически отсутствуют дети младшего школьного возраста или их численность минимальна, реорганизация малочисленных начальных школ в филиалы базовых средних школ, реорганизация средних школ в основные).

Как показывает первый опыт, в рамках реструктуризации школ могут быть реализованы инновационные процессы. За счет объединения ресурсов образовательных учреждений достигнуто более высокое качество обучения. Наработаны инновационные модели сельских школ: школа социо-культурный  комплекс села, средняя (основная) школа с филиалами в виде начальных школ (отдельных классов) в селах с малой численностью детей младшего школьного возраста, школа-детский сад, школа с группами дошкольного  (предшкольного образования).

(по информации заместителя директора Департамента образования Ульяновской области Г.А. Эдварс).

 

5.10. Какова процедура закрепления и сохранения жилья для детей, оставшихся без попечения родителей?

Ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации (а так же, положения гражданского и жилищного законодательства)  отдельно выделяет право ребенка находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности, на жилое помещение или право пользования жилым помещением.. Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей) или в учреждениях любого типа, если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены его семьи. В случае, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, законные представители несовершеннолетних оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ст. 8 данного Закона указывает «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении…». Закон не обязывает органы опеки и попечительства принимать решение о закреплении жилого помещения за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Вместе с тем, орган опеки и попечительства принимает решение о закреплении жилого помещения за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, находящимися под опекой (попечительством), в целях защиты их жилищных прав. Постановление органа опеки и попечительства направляется в жилищные органы по территориальности для информации и предотвращения совершения какой-либо сделки с данным жильем, копия хранится в личном деле ребенка.

По сложившейся практике, в целях учета и контроля сохранности жилого помещения, закрепленного за опекаемым ребенком и защиты его жилищных прав, специалистами по защите прав детей муниципальных органов образования, два раза в год осуществляется контроль за сохраннением жилого помещения, составляются акты, которые также хранятся в личном деле ребенка.

(по информации заместителя директора Департамента образования Ульяновской области Г.А. Эдварс)

 

5.11. Какова  процедура проведения аттестации сельских школ?

Аттестация общеобразовательных учреждений Ульяновской области осуществляется в соответствии с утвержденными нормативными  документами Минобразования РФ и Ульяновской области.

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля над качеством образования в общеобразовательных учреждениях (в части проведения  аттестационных процедур, требований к  качеству содержания образования, нормативной правовой обеспеченности, уровню учебно-методического обеспечения,  материально-технического оснащения, степени уровня образования  выпускников, качеству управления образовательной деятельностью). Значительное отличие требований к содержательной части и результативности образовательной деятельности между общеобразовательной школой и общеобразовательным учреждением повышенного уровня (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением  отдельных предметов), но процедура и порядок проведения аттестации остается неизменным, как для сельских, так и городских общеобразовательных учреждений независимо от вида, ведомственной принадлежности и местонахождения.

В связи  изменениями в законодательстве и в связи с совершенствованием разграничений полномочий (№ 122 - ФЗ от 22.08.2004 г.),  аттестация всех  образовательных учреждений  области, за исключением ВУЗов и ССУЗов федеральной подчиненности, с 12.01.2006 г. проводится Отделом лицензирования  и контроля качества образования Ульяновской области.

Прием  документов на очередную  аттестацию, для формирования  графика аттестации  на 2007 год проводится до  1 декабря текущего года. Аттестация проводится с обязательным выездом в общеобразовательное учреждение, с организацией экспертной работы в течение 2 и более дней, в зависимости от контингента учащихся и объема аттестационных процедур. Обязательным условием оценивания уровня образования выпускников является независимая экспертиза по контрольно – измерительным материалам (КИМам) подготовленным централизованной организацией.

По завершению практической части аттестации, анализа  контрольных (тестовых) работ выпускников, подготовки итогового заключения аттестационной комиссией, Отдел лицензирования и контроля качества образования издает приказ о признании общеобразовательного учреждения аттестованным (не аттестованным). В случае отрицательного результата,  общеобразовательное учреждение вправе выйти на повторную аттестацию  не ранее чем через 12 месяцев. Учреждение, не прошедшее аттестацию в установленные сроки, лишается государственной аккредитации, права на использование печати с изображением Герба Российской Федерации, государственное финансирование, выдачу документов государственного образца.

(по информации заместитель директора Департамента образования Ульяновской области Г.А. Эдварс).

 

5.12. Содержание и организация деятельности Попечительских и Управляющих Советов.   

Управляющий совет школы – это коллегиальный орган  государственно-общественного управления школой, призванный решать   в первую очередь задачи стратегического управления школой.

Когда  школой управляют только представители официальной «властной вертикали» (учредители  школы,  члены школьной администрации во главе с директором) характер управления можно обозначать  как исключительно «государственный». Но если к реальному управлению школой  начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего  родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость  такого подхода к управлению  (Ст.2 Закона РФ «Об образовании») - является важным принципом государственной политики в области образования.

Управляющий совет - является общешкольным внутренним органом управления  школой, в состав которого  могут входить:   родители учащихся и сами старшеклассники, представители государства и образовательного ведомства (в лице учредителей школы), представители школьного менеджмента и педагогического коллектива школы, представители местного сообщества, активные граждане, люди, занимающиеся бизнесом  выступающие  в роли  работодателей для выпускников школы, деятели культуры.

Управляющий совет может помочь в улучшении работы школы:  прислушаться к общественному мнению и уточнить цели школы,  улучшить условия школьной жизни,  улучшить и  обновить  учебный и воспитательный процесс,  определить пути развития школы, найти новые ресурсы и средства для этого развития, увидеть новые возможности улучшения положения дел в школе.

Попечительский Совет также создается с целью оказания содействия в развитии учреждения образования. Основная функция - привлечение и распределение средств на обеспечение материально-технических условий образовательного процесса, поддержку учителей и способных  обучающихся, на проведение мероприятий   и т.д. Попечительский Совет вправе контролировать соответствие эффективности образования  и развития учреждения, вложенным затратам.

В Попечительский Совет входят попечители из  числа  состоятельных выпускников, родителей, лиц заинтересованных в развитии данного образовательного учреждения, способных внести свой вклад в этот процесс. Попечительский Совет, как правило, имеется свой расчетный счет.

(по информации заместитель директора Департамента образования Ульяновской области Г.А. Эдварс).

 

5.13. Как правильно организовать бухгалтерское обслуживание образовательных учреждений, учитывая, что не все муниципальные учреждения открыли собственную бухгалтерия?

Бухгалтерское обслуживание образовательных учреждений, перешедших на самостоятельное ведение финансово-хозяйственной деятельности, осуществляется непосредственно бухгалтерской службой с числом штатных единиц не менее 1,5-2,0 ставок, в зависимости от численности работающих и объема сметных назначений.

Образовательные учреждения, не перешедшие на самостоятельное ведение финансово-хозяйственной деятельности, должны  заключить договора на ведение бухгалтерского учета с централизованной бухгалтерией, обслуживающей районный отдел образования.

(по информации директора Департамента образования Ульяновской области     А.Р. Корнилин).

 

5.14. Какие изменения и дополнения необходимо внести в программу развития школы, с учетом перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение?

Развитие предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и введение профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений требует внесения изменений и дополнений в «Программу развития системы образования муниципалитета» и «Программу развития общеобразовательных учреждений», в части включения раздела «Обновление содержания школьного образования» и доработки разделов «Организация образовательного процесса», «Использование современных технологий обучения», «Совершенствование управления образовательным учреждением».

Дополнения и изменения - включение профилей обучения соответствующих социальному заказу населения и использование индивидуальных учебных планов, позволяющих реализовывать различные образовательные потребности обучающихся.

Согласно письму Министерства образования  РФ от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13 под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана ОУ, составленного на основе регионального базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений возможно использование учебных предметов (курсов) других образовательных учреждений (организаций). Образовательное учреждение предоставляет право учащемуся самостоятельно формировать ИУП и оказывает ему в этом необходимую методическую помощь. Обучение по ИУП должно регламентироваться уставом данного образовательного учреждения, в котором прописывается: наличие прав обучающихся на предпрофильную подготовку и профильное обучение; возможность организации образовательного процесса для обучающихся по учебным планам профилей, по индивидуальным учебным планам (в том числе, с использованием ускоренных курсов обучения, экстерната); особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации; порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП, что может быть отнесено к компетенции администрации школы, педагогического совета и органов школьного самоуправления.

В Программе развития  школы должны быть прописаны модели профильного обучения:

1. Модель внутришкольной профилизации.

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализующим один профиль обучения) и многопрофильным (осуществляющим обучение по 2 и более профилям).

2. Модель сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.

В данной модели, профильное обучение конкретного образовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Оно может строиться в 2-х основных вариантах:

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материально-техническим потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. При этом ОУ данной группы обеспечивает преподавание базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения, которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей через элективные курсы, профильную же подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на паритетной кооперации школы с другими учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае, ОУ должно предоставлять обучающимся право выбора и способов профильного обучения (заочные школы, дистанционные курсы и др.).

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется ОУ в соответствии с ресурсами, которыми располагает ОУ и его партнеры, муниципальная система образования в целом.

Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся реализует свои ИУП в одном общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети.

Однако предварительно при организационной разработке вышеуказанных вариантов профильного обучения общеобразовательными учреждениями в обязательном порядке предусматривается решение вопросов обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, их доставки к различным местам обучения.

Программы развития образования муниципалитета в целом должны включать: динамику образовательной карты района до 2010 года, прогноз востребованности профилей обучения через систему учреждений общего образования, с учетом потребностей современного рынка труда, как региона в целом, так и района в отдельности.

Программы развития общеобразовательных учреждений обязательно должны предусматривать порядок комплектования 10-х профильных классов, с учетом требований законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования.       Ответственность за реализацию этого права граждан несут органы местного самоуправления, которые и являются учредителями образовательных учреждений.      

Комплектование профильных классов должно осуществляться в соответствии с действующим законом об образовании и на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе.

Прием в профильные классы - осуществляться приемной комиссией общеобразовательного учреждения, в состав которой могут входить представители Учредителя данного учреждения.

Согласно рекомендациям МИНобразования России от 06.05.2004 г. № 14-51-123/13 наполняемость профильных классов сельских школ составляет 20 человек. При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы, с меньшей наполняемостью.

Порядок приема в профильные классы конкретизируется в Правилах приема конкретного образовательного учреждения.

Наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации, по решению муниципального органа управления образованием, рекомендуется использовать портфель индивидуальных учебных достижений (портфолио), в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников 9-х классов.

Портфолио выпускника – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль - индивидуальной накопительной оценки.

Отделом образования устанавливаются единые критерии построения образовательного рейтинга для всех подведомственных общеобразовательных учреждений и  заблаговременно объявляются выпускникам 9-х классов, их родителям (законным представителям).

Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов представляют в ОУ заявление о приеме на имя директора ОУ, аттестат об основном общем образовании. По решению муниципального органа управления образованием может учитываться портфель учебных достижений. Поданные документы регистрируются через секретариат ОУ в журнале приема заявлений в 10 класс. После регистрации заявления, заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря и печатью ОУ; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа управления образованием.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии. Время работы приемной комиссии устанавливает ОУ.

После окончания приема заявлений зачисление в профильный класс ОУ оформляется приказом руководителя школы, не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения заявителей.

(по информации заместителя директора Департамента образования Ульяновской области Г.А. Эдварс).

 

5.14. Куда можно поступить с результатами единого государственного экзамена в 2006г.?

Единый государственный экзамен на территории Ульяновской в 2006 году на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства и образования и науки РФ №166 от 23.01.2006 проводится по двум общеобразовательным предметам – физика и химия.

На основании Положения о проведении единого государственного экзамена, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ №1306 от 09.04.2002, п.1.3-результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями - результатами государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами -  результатами вступительных испытаний. Таким образом, с результатами ЕГЭ по вышеуказанным предметам можно поступить в любой ссуз и вуз на территории области.

Кроме того, Приемная комиссия ссуза или вуза не позднее 1 апреля определяет и объявляет: перечень направлений подготовки и специальностей с указанием форм обучения, на которые объявляется прием документов в рамках эксперимента по ЕГЭ; перечень вступительных испытаний на каждое направление подготовки и специальности, включенные в эксперимент, в том числе перечень вступительных испытаний для поступающих, имеющих право на зачисление в ссуз или вуз, по результатам уменьшенного количества испытаний.

Поступающие, сдававшие ЕГЭ, могут подать документы в один или несколько ссузов и/или вузов. Допускается направление документов заказным письмом. Зачисление в ссузы и вузы проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ.

(по информации заместителя директора Департамента образования Ульяновской области Г.А. Эдварс).

 

5.15. Является ли создание муниципальной пожарной охраны на профессиональной основе обязательным для муниципального образования, в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности?

Нет, не является. По данному вопросу Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ульяновской области» был направлен официальный запрос в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, которым даны следующие разъяснения (письмо от 03.05.2006 № 3.20-30/248).

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности определены в статьях 16, 18 и 19 ФЗ от 21.12.1994 № 069-ЗО «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ) и других федеральных законах.

В соответствии с п. 31 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов госвласти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта РФ, относятся вопросы по организации тушения пожаров (за исключением пожаров на некоторых объектах, которые наделены в установленном порядке особым статусом). При этом, положения ст. 22 ФЗ предусматривают, что тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Согласно положениям ст. 16 и 18 ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов госвласти субъектов РФ в области пожарной безопасности относятся, в частности, создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ соответственно.

Положения п. 9 ч. 1 ст. 14 и п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают, что к вопросам местного значения поселений и городских округов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и в границах городских округов. При этом, в соответствии со ст. 1 ФЗ, под первичными мерами пожарной безопасности понимается  реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Положения ст. 19 ФЗ предусматривают, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, городских округов - устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. При этом цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления (ст. 11.1 ФЗ).

Указанные положения Федеральных законов не предусматривают требования о необходимости создания органами местного самоуправления муниципальных образований подразделений муниципальной пожарной охраны, действующих на постоянной (профессиональной) основе.

(по информации Ассоциации «Совет муниципальных образований»)

 

5.16  Обязательно ли устанавливать уставом муниципального образования структуру и порядок формирования финансового органа, органа уполномоченного на распоряжение и управление имуществом и земельными участками и пр., если на основании устава они не являются органами местного самоуправления?

Нет, не обязательно. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 44 ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны быть установлены структура и порядок формирования органов местного самоуправления. При этом, в соответствии с ч. 1 статьи 34 вышеуказанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ч. 2 той же статьи, обязательным является наличие только представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации, как «отдельных» органов местного самоуправления. Таким образом, «простейшая» структура органов местного самоуправления, установленная уставом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, может быть следующей: глава муниципального образования, представительных орган и местная администрация.

Следовательно, в связи с тем, что финансовый орган, орган уполномоченный на распоряжение и управление имуществом и земельными участками, не относятся к органам местного самоуправления, а являются функциональными органами местной администрации, установление структуры и порядка формирования данных органов в уставе муниципального образования не требуется. Вышеуказанные органы действуют в порядке, установленном соответствующими положениями о них.

(по информации Ассоциации «Совет муниципальных образований»)

 

5.17. Периоды замещения, каких должностей могут быть включены в стаж муниципальной службы? Что означает формулировка «иные периоды трудовой деятельности в соответствии с законодательством» (п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области»)?

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 8.01.1998 № 8-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «в стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях.

Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 22 Закона Ульяновской области от 29.11.2005 № 109-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» установлено, что в стаж муниципальной службы включаются периоды замещения:

1)      государственных должностей Российской Федерации;

2)      государственных должностей субъектов Российской Федерации;

3)      должностей государственной службы;

4)      выборных должностей в муниципальных органах на постоянной основе;

5)      должностей муниципальной службы в муниципальных органах;

6)      иные периоды трудовой деятельности в соответствии с законодательством.

Формулировка «иные периоды трудовой деятельности в соответствии с законодательством» устанавливает, что в стаж муниципальной службы могут быть включены и иные периоды, но лишь те, которые установлены федеральными законами и законами Ульяновской области. Данные законы на сегодняшний день не приняты.

(по информации Ассоциации «Совет муниципальных образований»)

 

5.18 Должны ли облагаться налогом земельные участки, расположенные под объектами федерального железнодорожного транспорта?

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (с последующими изменениями и дополнениями) земельные участки, предоставленные для размещения таких объектов федерального железнодорожного транспорта, как:

  1. магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;
  2. малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение;
  3. информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками;
  4. объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение;
  5. объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и неиспользуемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва;
  6. железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления специальных железнодорожных перевозок;
  7. объекты и имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ;
  8. железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы,

являются федеральной собственностью.

Исходя из норм ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает перечень налогоплательщиков, государство не является налогоплательщиком по земельному налогу. Следовательно, земельные участки, расположенные под объектами федерального железнодорожного транспорта не облагаются земельным налогом.

(по информации Ассоциации «Совет муниципальных образований»)

 

5.19. Обязательно ли выносить на публичные слушания программу социально-экономического развития муниципального образования и отчет об исполнении местного бюджета?

 Да, обязательно, т.к. в соответствии с ч. 3 ст. 28 131-ФЗ планы и программы развития муниципального образования, отчет об исполнении местного бюджета должны выноситься на публичные слушания.

(по информации Ассоциации «Совет муниципальных образований»)

 

          5.20.  Какие правовые акты должны быть приняты органами местного самоуправления по вопросам организации ритуальных услуг?

Согласно подпункту 22 пункта 1 ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселений.

Согласно пункту 2 ст. 25 Закона РФ «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12 января 1996г. (с последующими изменениями и дополнениями) «организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления».

Следовательно, городскими и сельскими поселениями должна быть создана специализированная служба, осуществляющая погребение умерших и оказание услуг по погребению (например, муниципальное предприятие). Либо поселения имеют право передать полномочия по погребению муниципальному району с соответствующим финансированием.

Кроме этого, при осуществлении вышеуказанных полномочий органы местного самоуправления обязаны:

1) Согласно статье 9 Закона 8-ФЗ установить требования к качеству услуг по захоронению;

2) Согласно статье 9 Закона 8-ФЗ утвердить гарантированный перечень услуг по погребению;

3) Согласно статье 9 Закона 8-ФЗ определить стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

4) Согласно статье 16 Закона 8-ФЗ установить размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях  кладбищ (за исключением историко-мемориальных) таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

5) Согласно статье 17 Закона 8-ФЗ установить правилами содержания мест погребения.

6) Согласно статье 18 Закона № 8-ФЗ определить порядок деятельности общественных кладбищ.

7) Согласно статье 19 Закона № 8-ФЗ определить порядок деятельности вероисповедальных кладбищ по согласованию с соответствующими религиозными объединениями.

8) Согласно ст. 29 Закона 8-ФЗ определить порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.

(по информации Ассоциации «Совет муниципальных образований»)

 

5.21. Имеют ли право Главы городских поселений участвовать в заседании Совета депутатов с правом решающего голоса?

Да, в случае, если  Глава городского  поселения избран на муниципальных выборах, входит в состав Совета депутатов и исполняет полномочия председателя (подпункт 2, пункта 2 ст. 36 Закона 131-ФЗ).

Нет, в случае, если Глава городского поселения  избран на муниципальных выборах, возглавляет местную администрацию (ст. 36 Закона 131-ФЗ). В данном случае, он не входит в состав Совета депутатов и может только присутствовать на заседании Совета.

Но независимо от того, входит ли Глава городского поселения в состав Совета депутатов или нет, согласно подпункту 2 пункта 4 ст. 36 Закона 131-ФЗ, он подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов городского поселения.

(по информации Ассоциации «Совет муниципальных образований»)

 

5.22. Каков порядок взаимодействия с налоговыми органами?

Согласно налогового кодекса РФ (ст.2,30,32,36,82) налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Письмом № 03-02-07-/1-304 от 15 ноября 2005 года Минфином разъяснен порядок проведения налоговыми органами контроля.

Согласно закона «О налоговых органах РФ» (ст.4,5,6,7) налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с органами местного самоуправления.

Взаимодействие налоговых органов с органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления", действующем до 2009г. в части  не  противоречащей Закону 131-ФЗ, и  основано:

- на координации и объединении усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в соответствующие бюджеты налоговых платежей всех видов, в том числе местных налогов и сборов;

- на взаимном предоставлении необходимой информации.

Порядок такого взаимодействия регламентирован Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410.

Указанным документом утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил цель взаимодействия органов местного самоуправления с налоговыми органами - обеспечить финансовые органы местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения местных бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. В свою очередь, финансовые органы местных администраций обязаны предоставлять необходимую информацию в налоговые органы. Таковы требования п. 4 Правил. Обмен (передача и прием) такой информацией должен происходить в электронном виде (п. 5 Правил).

Налоговые органы должны передавать в органы местного самоуправления сведения в целом:

- о суммах начисленных и уплаченных налогов и сборов;

- о задолженности и недоимке по налогам;

- о реструктурированных и приостановленных к взысканию суммах налогов, сборов, пеней и штрафных санкций.

Органы местного самоуправления должны сообщать налоговым органам информацию:

- о предоставленных налоговых льготах;

- о проведенных по решению налогового органа зачетах и возвратах излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов, а также пеней;

- о прямых зачислениях на счет сумм налогов и сборов;

- об административно-территориальном составе субъекта РФ (муниципальных образованиях, входящих в состав субъекта РФ, их адресах и кодах ОКАТО).

(по информации Ассоциации «Совет муниципальных образований»)

 

5.23. Можно ли изменить ставку земельного налога  в течение года?

Да можно, но при  соблюдении положений ст. 5 Налогового кодекса РФ, согласно которой «акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют». Т.е. они начинают действовать с момента опубликования принятого представительным органом  акта.

«Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу».  При этом согласно п.4 ст. 5 НК РФ «акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это». Т.е. в решении представительного органа должно быть четко оговорено, что данное решение распространяется на отношения возникшие, например с 1 января 2006 г. или с момента принятия решения об установлении земельного налога и введении его в действие.

В то же время, нельзя забывать о том, что изменение налоговой базы в сторону уменьшения или увеличения влечет за собой внесение изменений в бюджет муниципального образования.

(по информации Ассоциации «Совет муниципальных образований») 

Добавлено: 8 июня 2006 года, 18:29