Общая справка о ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Ульяновской области

Ульяновская область приняла решение начать реализацию Федерального закона №131-ФЗ в полном объеме с 1 января 2006 года.

Данное решение закреплено Законом Ульяновской области от 29.11.2005 № 128-ЗО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений Ульяновской области»», согласно которому органы местного самоуправления поселений Ульяновской области с 1 января 2006 года обладают всеми полномочиями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Основные этапы и мероприятия по реализации реформы местного самоуправления на территории Ульяновской области: 

1. Установление границ и определение статуса муниципальных образований

Законом Ульяновской области №043-ЗО от 13.07.2004 г. “О муниципальных образованиях Ульяновской области” были установлены границы (в виде картографического описания) и определен статус муниципальных образований.

Муниципальные образования первого уровня – 4 городских округа и 21 муниципальный район – образованы в пределах территорий прежних 25 муниципальных образований. Муниципальные образования второго уровня – городские и сельские поселения – являются вновь образованными, их число в Ульяновской области составляет 142, из них 31 являются городскими поселениями, 111 – сельскими поселениями. Общее число муниципальных образований первого и второго уровня в Ульяновской области составляет 167.

2. Формирование органов местного самоуправления.

29 мая 2005 года состоялись муниципальные выборы во вновь образованных городских и сельских поселениях, а также выборы Советов депутатов муниципальных районов.

Следует отметить, что муниципальные выборы прошли с достаточной степенью активности населения. В среднем явка избирателей составила 41%, а в некоторых районах достигала 60%. Уровень протестного голосования в среднем по области составил  5,6 %.

В результате муниципальных выборов представительные органы всех 142-х поселений были избраны в правомочном составе. Главы поселений были избраны в 141 поселении (в 1 городском поселении Глава поселения был избран на повторных выборах  18 сентября 2005 года).

В целом по Ульяновской области сформирован следующий муниципальный депутатский корпус:

на уровне  городских округов – 90 депутатов;
на уровне муниципальных районов – 341 депутат;
на уровне городских поселений – 356 депутатов;
на уровне сельских поселений – 1107 депутатов;
итого 1894 депутата представительных органов местного самоуправления.

Среди 142 избранных глав муниципальных образований (городских (сельских) поселений):

  • 84,28% составляют лица в возрасте от 40 до 60 лет;
  • 67,86% составляют лица, работающие в муниципальных органах;
  • 23,57% составляют женщины.

Среди 341 избранного депутата Советов депутатов муниципальных образований на уровне районов:

  • 82,88% составляют лица в возрасте от 40 до 60 лет;
  • 30,87% составляют лица, работающие в социальной сфере;
  • 17,78% составляют женщины.

Среди 1 463 депутатов Советов депутатов муниципальных образований городских и сельских поселений:

  • 72,87% составляют лица в возрасте от 40 до 60 лет;
  • 48,83% составляют лица, работающие в социальной сфере;
  • 49,04% составляют женщины.

Таким образом, Ульяновская область одной из первых в Приволжском Федеральном округе  провела выборы депутатов и выборных должностных лиц во вновь образованных муниципальных образованиях, с «запасом» уложившись в установленный федеральным законом срок проведения выборов до 1 ноября 2005 года.

3. Методическая, организационная, материально-техническая поддержка.

Своевременно проведена работа по оказанию методической помощи муниципальным образованиям по процедуре регистрации органов местного самоуправления (Советов депутатов и администраций в качестве юридических лиц). Подготовлен модельный комплект документов, включающий в себя образец заполнения заявления по форме № Р11001, проект решения Совета депутатов о наделении статусом юридического лица, требования к печатям органов местного самоуправления.

В целях методической помощи органам местного самоуправления вновь образованных поселений по регистрации Уставов поселений Управлением по взаимодействию с муниципальными образованиями совместно с Государственно-правовым департаментом Администрации Губернатора Ульяновской области был подготовлен следующий комплект документов:

  • Модельный Устав городского поселения;
  • Модельный Устав сельского поселения;
  • Проект решения о принятии проекта Устава поселения;
  • Протокол проведения публичных слушаний по проекту Устава поселения;
  • Протокол заседания Совета депутатов по утверждению Устава поселения;
  • Проект решения  Совета депутатов об утверждении Устава поселения;
  • Заявление в отдел законодательства Министерства юстиции о регистрации Устава  поселения.

Указанный комплект документов был доведен до всех муниципальных образований поселенческого уровня. В соответствии с разработанным графиком, Управлением по взаимодействию с муниципальными образованиями Администрации Губернатора Ульяновской области были оказаны индивидуальные консультации каждому городскому и сельскому поселению по порядку регистрации и надлежащему оформлению документов для государственной регистрации Уставов указанных поселений в отделе законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Ульяновской области      Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.

В период с октября по ноябрь 2005 года все вновь образованные городские и сельские поселения Ульяновской области опубликовали проекты Уставов поселений, а также провели их общественное обсуждение на публичных слушаниях.

К 19 декабря 2005 года отделом законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Ульяновской области Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу были зарегистрированы все 142 Устава вновь образованных поселений.

В целях методической помощи органам местного самоуправления по регулированию имущественных отношений Комитетом по управлению государственным имуществом Ульяновской области были разработаны следующие модельные документы:

  • Модельное положение о порядке создания, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
  • Методические рекомендации по передаче имущества в связи с реализацией положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Модельное положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
  • Модельное положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Для формирования нормативно-правовой базы муниципальных образований Департаментом финансов Ульяновской области в адрес территориальных финансовых органов был направлен «Сборник модельных правовых актов для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях», разработанный Министерством финансов Российской Федерации. Администрацией Губернатора области и администрациями муниципальных районов были заключены Соглашения «О мерах по оздоровлению финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету района (города) и контроля за его исполнением», а так же Соглашения «О реструктуризации задолженности по бюджетным ссудам, выданным из областного бюджета бюджету района (города) до 01 января 2005 года».

 В течение 2 полугодия 2005 года Департаментом финансов области проведено 2 региональных, 1 видеоселекторное и 4 кустовых выездных семинаров-совещаний по вопросам формирования местных бюджетов, межбюджетных отношений, разработке перспективного финансового плана, принятия и введения в действие местных налогов на территории муниципальных образований.

Разработаны модельные муниципальные правовые акты:

  • о бюджетном процессе;
  • о разработке, применении и мониторинге перспективного финансового плана;
  • о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год;
  • о порядке ведения реестра расходных обязательств;
  • о контрольном органе муниципального образования (о контрольно-счетной палате муниципального образования, о ревизионной комиссии представительного органа муниципального образования);
  • об установлении местных налоговых, неналоговых доходов и сборов (об установлении налога на имущество физических лиц, об установлении земельного налога, об утверждении положения о порядке перечисления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, о самообложении граждан);
  • о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
  • о порядке предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из местного бюджета;
  • об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда;
  • об утверждении положения о порядке образования и использования целевых бюджетных фондов.

Органами исполнительной власти муниципальных районов в 2005 году было проведено 22 семинара-совещания со специалистами финансовых органов, 69 специалистов финансовых органов прошли обучение на курсах повышения квалификации.

Кроме того, Аппаратом Правительства Ульяновской области и Администрацией Губернатора Ульяновской области были разработаны два методических сборника по темам: «Методические рекомендации по реализации федерального закона №131-ФЗ в городских и сельских поселениях Ульяновской области» и  «Методические рекомендации по системе организационной работы на уровне поселений».

В методические сборники были включены рекомендации органов государственной власти по решению органами местного самоуправления поселений  вопросов местного значения, установленных статьей 14 федерального закона №131-ФЗ, а также модельные нормативные правовые акты, которыми должно располагать каждое муниципальное образование, в том числе и по формированию и исполнению местных бюджетов.

В материально-техническом отношении органы местного самоуправления вновь образованных поселений обеспечены помещениями для работы (75 администраций имеют собственное здание, 67 располагаются в зданиях правления СПК, клубов, учреждений), все поселения обеспечены телефонной связью, в распоряжении поселений находится 151 единица транспортных средств.

Кроме того, проведена работа по обеспечению вновь образованных поселений компьютерной техникой. Каждому поселению из средств областного бюджета выделены средства на закупку дополнительной офисной техники (компьютера, лазерного принтера и ксерокса) для повышения эффективности ведения делопроизводства. Общая сумма в бюджете Ульяновской области на 2006 год, предусмотренная на решение данного вопроса составляет 5927 тыс.руб.

4. Подготовка муниципальных кадров.

В соответствии с пунктом 6 распоряжения Губернатора области от 20.06.2005 № 643-р «О дополнительных мерах по реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» управлением государственной гражданской службы совместно с управлением по взаимодействию с муниципальными образованиями была разработана программа обучения выборных должностных лиц, депутатов и муниципальных служащих.

Обучение лиц, впервые пришедших в органы местного самоуправления, проводилось силами специалистов Администрации Губернатора, аппарата Правительства области, исполнительных органов государственной власти области, ассоциации «Совет муниципальных образований области». В 2005 году в рамках подготовки к вступлению в силу с 1 января 2006 года Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ выборные должностные лица и муниципальные служащие прошли обучение в ходе тематических семинаров, круглых столов, тренингов, в том числе с выездами в районы области, получили разъяснения и рекомендации по вопросам подготовки нормативных правовых актов, укрепления финансово-экономических основ местного самоуправления.

67 глав городских и сельских поселений прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе «Основы государственного и муниципального управления» (72 часа) на базе Ульяновского института переподготовки кадров агробизнеса с выдачей удостоверения государственного образца.

90   глав городских и сельских поселений прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе «Управление муниципальным образованием в свете реформы местного самоуправления» (72 часа) на базе ГОУ «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» с выдачей удостоверения государственного образца.

Кроме того, 12 муниципальных служащих прошли переподготовку по программе «Государственное и муниципальное управление» и 2 муниципальных служащих прошли курсы повышения квалификации по программе «Документационное обеспечение и информационные технологии в управлении» на базе филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина»

В рамках создания системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих Минрегион России, с учетом предложений Администрации Губернатора области и Минобрнауки России, утвердил Ульяновский государственный университет в качестве базового вуза по организации обучения муниципальных служащих. 8 преподавателей вуза прошли обучение по программам «Муниципальные финансы», «Муниципальное управление», «Организация и обслуживание  программных систем учебно-методического комплекса Системы». Кроме того, 2 сотрудника Администрации Губернатора области (управление государственной гражданской службы и управление по взаимодействию с муниципальными образованиями) прошли обучение на курсах повышения квалификации «Организация учебного процесса с использованием электронных учебно-методических комплексов «Муниципальное управление» в РАГСе.

5. Создание нормативного правового обеспечения в рамках подготовки и проведения реформы местного самоуправления.

5.1. Законодательство в сфере организации местного самоуправления.

Следует отметить, что в Ульяновской области приняты все основные законодательные акты, необходимые для проведения реформы местного самоуправления.

Нормативное правовое обеспечение организации системы местного самоуправления на территории области:

Закон Ульяновской области от 13.07.2004 №043-ЗО «О муниципальных образованиях в Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 21.02.2005 №010-ЗО «Об установлении численности и сроков полномочий представительных органов вновь образованных муниципальных образований Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 05.07.2005 №063-ЗО «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 04.10.2005 №092-ЗО "О наименованиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области".

Нормативное правовое обеспечение решения вопросов местного поселениями в переходный период:

Закон Ульяновской области от 29.11.2005 № 128-ЗО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений Ульяновской области»».

Нормативное правовое обеспечение муниципальной службы:

Закон Ульяновской области от 29.11.2005 № 129-ЗО «О муниципальной службе Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 29.11.2005 № 127-ЗО «Об установлении предельных нормативов оплаты труда лиц, замещающих отдельные муниципальные должности муниципальных образований Ульяновской области».

Нормативное правовое обеспечение межбюджетных отношений:

Закон Ульяновской области от 04.10.2005 № 096-ЗО "О межбюджетных отношениях в Ульяновской области";

Закон Ульяновской области от 02.11.2005 №114-ЗО "О порядке отбора инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения и распределения субсидий из фонда муниципального развития ульяновской области";

Закон Ульяновской области от 29.11.2005 № 123-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2006 г.».

Нормативное правовое обеспечение муниципальных выборов и местных референдумов:

Закон Ульяновской области от 14.09.2004 №052-ЗО «О муниципальных выборах в Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 14.09.2004 №053-ЗО «О продлении сроков полномочий органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 15.09.2004 №058-ЗО «О местном референдуме в Ульяновской области»;

Закон Ульяновской области от 21.02.2005 №011-ЗО «О проведении выборов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований Ульяновской области».

Нормативное правовое обеспечение наделения муниципальных образований Ульяновской области отдельными государственными полномочиями:

Закон Ульяновской области от 04.10.2005 № 100-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области отдельными государственными полномочиями Ульяновской области по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения".

Закон Ульяновской области от 02.11.2005 № 117-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области".

Закон Ульяновской области от 29.12.2005 № 152-ЗО "О ежемесячном пособии на содержание ребенка, выплачиваемом опекуну (попечителю) в Ульяновской области"

Закон Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО "О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области"

Закон Ульяновской области от 05.04.2006 N 43-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области"

Закон Ульяновской области от 05.04.2006 40-ЗО «Об архивном деле в Ульяновской области» (государственные полномочия передаются с 01.01.2007 г.)

Закон Ульяновской области от 06.05.2006 года № 060-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области"

В соответствии с федеральными законами от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят Закон Ульяновской области 01.12.2005 N 139-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния».

Кроме того, Законом Ульяновской области от 04.10.2005 № 096-ЗО "О    межбюджетных отношениях в Ульяновской области" муниципальные районы наделены государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета.

5.2. Разграничение полномочий между муниципальными районами и вновь образованными поселениями.

Как уже было отмечено выше, законодательно все поселения Ульяновской области с 1 января 2006 года обладают всеми полномочиями,  однако, в связи с тем, что муниципальные районы не являются однородными по уровню социально-экономического развития, ресурсному обеспечению, потенциалу, а также внутри самих районов существуют различия в собственных возможностях поселений, Советами депутатов были приняты решения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения с уровня поселений на уровень муниципальных районов.

Подобная передача осуществлялась в тех сферах, в которых каждое конкретное поселение каждого конкретного района не обладает в достаточной мере возможностями для решения вопросов местного значения. В частности, полномочия:

- по организации библиотечного обслуживания населения  переданы в 16-ти районах;

- по исполнению бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета  в 14-ти районах;

- по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения в 10-ти районах;

- по вопросу утверждения генеральных планов и правил землепользования  в 7-и районах;

- по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, содержания дорог и транспортного обслуживания  в 3-ех районах.

Кроме того, в городских поселениях, административные центры которых являются районными центрами, для сохранения культурного центра переданы полномочия в сфере культуры   – исключение составляет Старокулаткинский и Чердаклинский район.

В целом наибольшее количество полномочий передано в Майнском районе – 9.

В Чердаклинском районе все поселения сохранили за собой все полномочия.

Всего 131 поселение заключили соглашения с муниципальными районами о решении вопросов местного значения (92,2 %).  11 поселений (7,8%) реализуют реформу местного самоуправления самостоятельно в полном объеме.

Таким образом, при решении данного вопроса был использован индивидуальный подход, учитывающий специфику каждого муниципального образования районного и поселенческого уровня - каждое конкретное поселение четко определило для себя круг вопросов, который поселение в силах решить самостоятельно.

Избранный подход в сфере разграничения полномочий позволил активизировать  инициативу на местах. Уже есть примеры положительной практики  в поселениях. Например, в Рязановском поселении создано МУП ЖКХ, работники этого МУП прошли переобучение, начали работу по переводу жилых домов на индивидуальное отопление; администрация Силикатненского поселения выступила соучредителем негосударственной управляющей компании, инициировала создание 9 товариществ собственников жилья (ТСЖ), создала интернет-сайт поселения, вместо муниципального учреждения культуры была создана  автономная некоммерческая организация, которая вместо сметного финансирования работает в рамках муниципального заказа, оказывая услуги населению в сфере культуры; в Троицкосунгурском поселении провели работу по уточнению списка налогоплательщиков земельного налога, очистили базу от «мертвых душ», провели инвентаризацию земельных участков на территории поселения выявили самовольно захваченные земельные участки, которые предложили владельцам оформить надлежащим образом, в соответствии с земельным законодательством.

В целом, данный подход позволяет вновь образованным поселениям в тесном взаимодействии с муниципальным районом отработать методики решения вопросов местного значения, а также, по итогам 2006 года, определить наиболее эффективно работающие модели передачи полномочий.

 В перспективе, планируется с сокращение числа соглашений в тех районах, где руководство поселений будет готово самостоятельно решать те или иные вопросы местного значения.

6. Создание финансовой основы местного самоуправления

Установлены налоговые ставки местных налогов.

Принятие на местном уровне решений об установлении местных налогов (налог на имущество, земельный налог) приобретает особое значение, так как именно эти налоги будут определять доходную базу вновь образованных поселений.

До 1.12.2005 во всех муниципальных районах Ульяновской области завершено установление налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, земельного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Таким образом, подготовлена нормативная основа для исчисления доходной части бюджетов поселений в данной сфере.

Определены источники финансовой помощи и дополнительные нормативы отчислений.

В целях укрепления налоговой базы муниципальных образований областным законом "О межбюджетных отношениях в Ульяновской области":

  • за бюджетами городских и сельских поселений дополнительно закрепляется норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 10%;
  • за бюджетами муниципальных  районов дополнительно закрепляется норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 10%;
  • за бюджетами городских округов дополнительно закрепляется норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 20%.

Вторым инструментом бюджетного регулирования взаимоотношений субъекта и муниципалитетов является механизм распределение финансовой помощи через региональные фонды финансовой поддержки.

Кроме того, третьим инструментом межбюджетного регулирования станут образованные в составе расходов областного бюджета два новых фонда: Фонд муниципального развития и Фонд реформирования финансов. Средства фондов предоставляются в форме субсидий муниципальным образованиям.

Целью Фонда муниципального развития является оказание помощи из областного бюджета  по финансированию инвестиционных программ и проектов развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения. Средства Фонда реформирования муниципальных финансов будут направляться на финансовое оздоровление, реформирование бюджетной сферы и бюджетного процесса местных бюджетов.

Отбор муниципальных образований для распределения средств из данных фондов будет производиться на конкурсной основе.

Осуществлен переход к налогообложению земельных участков на основе оценки их кадастровой стоимости.

На территории Ульяновской области проведена кадастровая оценка основных категорий земель: земель поселений (населенных пунктов); земель промышленности, транспорта, энергетики; земель сельскохозяйственного назначения и земель садоводческих, огороднических и дачных объединений. Управление «Роснедвижимости» по Ульяновской области завершило подготовку сведений для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости.

Организовано взаимодействие налоговых органов и органов местного самоуправления.

В целях реализации Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части решения вопросов по обеспечению в налоговых органах (начиная с 2006 года), перехода на ведение учета начисленных и поступивших сумм налогов и сборов в разрезе соответствующих муниципальных образований, в чьи бюджеты должно производиться зачисление платежей, и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 г. №410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов» налоговыми органами Ульяновской области проведены следующие мероприятия:

 - сформирован временный классификатор территорий муниципальных образований (ВКТМО), который доведен до Управления Федерального казначейства, а так же Департамента финансов Ульяновской области, Администрации Ульяновской области и органов власти муниципальных образований;

- в базе данных налоговых органов произведено отнесение налогоплательщиков к конкретному муниципальному образованию, в соответствии с ВКТМО и ОКАТО;

- налоговыми органами в октябре-декабре 2005 года была проведена работа с администрациями муниципальных образований, а также с налогоплательщиками по информированию их о кодах ОКАТО для правильного оформления расчетных документов при уплате налоговых платежей. Были организованы выездные совещания-семинары в сельские поселения, на стендах в налоговых инспекциях и ТОРМах размещены списки муниципальных образований с кодами ОКАТО. Также информация о кодах ОКАТО муниципальных образований, входящих в состав муниципальных районов, была представлена в Управление Федерального казначейства.

В целях координации работы территориальных органов по взаимодействию с органами муниципальных образований в рамках Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410 была создана координационная группа по работе с муниципальными образованиями.

По предложению налоговых органов в районах и городах были созданы комиссии по разработке проектов нормативных правовых актов по введению земельного налога с 01.01.2006 года. В состав комиссий вошли представители представительных и исполнительных органов местного самоуправления, финансовых отделов муниципальных образований, комитетов по управлению муниципальным имуществом, налоговых органов, органов Роснедвижимости.

Налоговыми органами проводилась разъяснительная работа через средства массовой информации (радио, телевидение), принимали участие в заседании круглого стола на ГТРК «Волга» по теме «Земельные отношения в Ульяновской области и пути их развития», «Проблемы установления и взимания земельного налога».

В институте повышения квалификации прочитаны лекции вновь избранным главам муниципальных образований по теме «Местные налоги и сборы и особенности их администрирования.

Проведение вышеуказанной работы позволило уже с 01.01.2006 года формировать доходную часть бюджетов 167 муниципальных образований, действующих на территории области, которые имеют собственные бюджеты и в которые Управлением федерального казначейства производится зачисление платежей, поступающих от налогоплательщиков.

 

7. Создание имущественной основы местного самоуправления

Во исполнение статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 № 128-ЗО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений Ульяновской области» Комитетом по управлению государственным имуществом Ульяновской области подготовлен проект закона Ульяновской области «О разграничении  собственности между муниципальными образованиями в Ульяновской области», который разграничивает объекты муниципальной собственности между городскими и сельскими поселениями муниципальных районов Ульяновской области и определяет момент возникновения права собственности на них. Данный проект состоит из 5 статей и 163 приложений, содержащих перечни имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальным образованиям Ульяновской области. В настоящее время ведется подготовка по внесению настоящего проекта закона области в Законодательное Собрание Ульяновской области (срок внесения законопроекта II квартал 2006 года).

В настоящее время имущество, предназначенное для исполнения органами местного самоуправления поселений собственных полномочий, передано им в безвозмездное пользование. 

По результатам проведенной работы по разграничению имущества между муниципальными образованиями и вновь образованными поселениями на сегодняшний день во всех районах области приняты решения, которыми определены перечни имущества муниципальных районов, подлежащего передаче вновь образованным поселениям.

По состоянию на 31.12.2005 во всех муниципальных районах области на основании принятых органами местного самоуправления решений подписаны акты приема-передачи имущества вновь образованным городским и сельским поселениям. 142 поселениям безвозмездно переданы объекты социального, культурного, коммунального и бытового назначения и иные, необходимые для выполнения поселениями вопросов местного значения.

 

8. Создание новой системы взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением:

В целях принятия скоординированных и оперативных мер по реформе местного самоуправления распоряжением Главы администрации Ульяновской области №191-Р от 28 февраля 2005 года был создан оперативный штаб по реализации Федерального закона №131-ФЗ. На заседаниях штаба в соответствии с утвержденным  графиком заслушиваются отчеты Глав муниципальных образований о ходе реализации реформы, а также руководителей исполнительных органов государственной власти, структурных подразделений Администрации Губернатора и аппарата Правительства Ульяновской области.

Сформирован Губернаторский совет, в который вошли главы всех муниципальных районов и городских округов.  Решения Совета обязательны для рассмотрения в Правительстве Ульяновской области.

Сформирован совет глав поселений Ульяновской области.

Образована Ассоциация «Совет муниципальных образований Ульяновской области».

9.  Информационное сопровождение реформы местного самоуправления

Большое внимание уделяется работе по разъяснению основных положений реформы, информированию населения и формированию общественного мнения на территории Ульяновской области.

В организации информационного освещения подготовки органов исполнительной власти Ульяновской области к реализации Федерального закона №131-ФЗ были задействованы все средства массовой информации Ульяновской области, включая телевидение, радио, электронные и печатные периодические издания.

В 2005 и в первой половине 2006 года в областных и районных СМИ вышло порядка 1300 печатных материалов, освещающих как ход реализации реформы, так и проблемные вопросы 131-го закона.

Добавлено: 25 июля 2006 года