Выступление начальника отдела правовой и организационной работы Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Фомина Антона Сергеевича «Надзорная деятельность департамента природопользования, лесоразведения и цикличной экономики Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области»

В Ульяновской области зарегистрировано порядка 56 тысяч юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, 4890 природных объекта (1974 рек и ручьёв, 1223 озера, 493 торфяных болота, 1200 родников), 146 особо охраняемых территорий, 3126,18 тысяч га закреплённых

и общедоступных охотничьих угодий.

Надзор осуществляется путём проведения плановых и внеплановых проверок, рассмотрения постановлений прокуратуры, материалов полиции и иных федеральных надзорных органов, а также в ходе рейдовых выездов и рассмотрения обращений граждан и организаций.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в строгом соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с использованием риск-ориентированного подхода. Сегодня исполняют функции регионального государственного экологического надзора 4 инспектора государственного экологического надзора.

В Министерстве утверждены и используются при проведении проверочных мероприятий проверочные листы (списки контрольных вопросов).

При организации контрольно-надзорной деятельности внедряется государственная информационная система «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной и надзорной деятельности», внедрена система «электронный инспектор», которая позволяет предприятиям проводить самоаудит исполнения природоохранного законодательства, что исключает человеческий фактор и снимает ряд административных барьеров.

 

В области регионального государственного экологического надзора проведено:

 

Сравнительная таблица показателей проведения мероприятий
по государственному региональному надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды за 6 месяцев 2018 -2020 годы

 

 

2018 год

2019 год

2020 год

1

Проведено проверок, из них:

38

6

3

1.1

Плановые проверки

4

2

2

1.2

Внеплановые проверки

34

4

1

2

Выявлено нарушений в области охраны окружающей среды

95

107

110

3

Составлено протоколов

94

78

72

4

Вынесено постановлений

89

107

109

5

Рассмотрено административных дел

103

112

118

6

Наложено штрафов всего (тыс. руб.)

3119,6

778,0

1611,0

7

Взыскано штрафов всего (тыс. руб.)

1760,9

406,5

462

8

Количество проверенных объектов надзора

35

6

3

 

Структура выявленных нарушений.

 

Самые весомые штрафы наложены:

по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (уклонение от исполнения административного наказания) наложено 5 штрафов на общую сумму151 тысяча рублей,

по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учётных сведений) наложено 12 штрафов на общую сумму 165 тысяч рублей.

 

В области регионального государственного экологического надзора за 2019 год проведено:

3 плановых проверки;

6 внеплановых проверок;

рассмотрено 53 постановления прокуратуры;

рассмотрено 23 административных материала иных органов надзора;

составлено и направлено в суды общей юрисдикции 18 протоколов;

направлено 6 постановлений судебным приставам для принудительного взыскания штрафа;

состоялось более 200 выездов по обращению граждан и организаций.

 

Всего в ходе проведения надзорных мероприятий в течение 2018 года:

проверено 8 объектов, подлежащих региональному надзору (исполнение предписания ООО «Дубравка» дважды);

выявлено 231 нарушение;

составлено 180 протоколов;

вынесено 215 постановлений;

рассмотрено 228 административных дел;

привлечено к административной ответственности 211 лиц (из них
в отношении 28 лиц избрана мера наказания в виде предупреждения);

наложено 194 штрафных санкций на общую сумму: 2 788 рублей;

взыскано 117 штрафов на общую сумму: 1218 рублей.

 

 

Надзор за исполнением обязательных требований в области охраны окружающей среды в части постановки на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

 

По статье 8.46. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учётных сведений) выявлены 27 нарушений, (в 2018 году - 4 нарушения). Наложены 14 штрафных санкций на общую сумму 365 тысяч рублей, 13 предупреждений, в течение 2019 года взысканы 10 штрафов на общую сумму 250 тысяч рублей.

В области надзора за деятельностью в сфере обращения с отходами в течение года зафиксированы 52 нарушения (за аналогичный период 2018 года - 36 нарушений).

16 юридических, 15 должностных и 18 физических лиц привлечены к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами). Вынесено 45 штрафов на общую сумму 1571 рубль, 2 замечания и 4 предупреждения, В суды общей юрисдикции направлено 3 материала дел по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Взыскан 21 штраф на сумму 176 тысяч рублей.

 

Надзор за использованием и охраной водных объектов.

 

В ходе рассмотрения постановлений природоохранной прокуратуры и рассмотрения обращений граждан в сфере использования и охраны водных объектов в 2019 году зафиксированы 17 нарушений (в 2018 году-
59 нарушений).

Виновные привлечены по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

8.12.1 (несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе) - в отношении 5 физических лиц дела прекращены, на 3 физических лиц наложены штрафы суммой 9 тысяч рублей;

8.13 (нарушение правил охраны водных объектов)- на 2 юридических и 2 должностных лиц наложены штрафы общей суммой 233 тысячи рублей;

7.6 (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий) - привлечены к ответственности 2 юридических лица, 1 должностное и 1 физическое лицо, наложены 3 штрафа общей суммой 61 тысяча рублей;

7.20 (самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения) - дело в отношении 1 физического лица прекращено;

Всего в области водных отношений в 2019 году 4 юридических, 3 должностных и 12 физических лиц привлечены к административной ответственности, наложены 10 штрафных санкций на общую сумму 303 тысячи рублей, взысканы 10 штрафов на общую сумму 42 тысячи рублей.

 

Об изменениях в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

Статья 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления) с 17 июня
2019 года дополнена новыми подпунктами, предполагающими огромные штрафные санкции: на должностных лиц в размере от 20-40 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40-60 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200-350 тысяч рублей. Это:

неисполнение обязанности по разработке и предоставлению ПНОЛР;

превышение утверждённых лимитов;

неисполнение обязанностипо отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности;

неисполнение обязанности по ведению учёта в области обращения с отходами производства и потребления;

неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду;

неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов.

Также увеличен размер штрафа за нарушения законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и т.д.

Экологам предприятий, где деятельность связана с обращением с отходами, необходимо провести инвентаризацию всех документов, связанных с охраной окружающей среды и проверку своей деятельности на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды, поскольку административная ответственность за совершение экологических правонарушений перестала носить формальный характер.