Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об изменениях федерального законодательства и законодательства Ульяновской области за период с 25.01.2020 по 20.02.2020»

 

I. Обзор законодательства Российской Федерации»

 

Федеральные законы

 

Федеральный закон от 28.01.2020 № 4-ФЗ «О внесении изменений в статьи 161 и 163 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Установлен единый порядок выбора управляющей организации для управления многоквартирным домом, помещения в котором принадлежат государству или муниципальному образованию.

Указывается, что управление такими домами будет осуществляться на основании договора, заключённого с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. Заключение договора без проведения конкурса будет допускаться только в случае, если указанный конкурс был признан несостоявшимся.

Отменяется правило, в соответствии с которым порядок управления многоквартирным домом, в котором все помещения принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, определяется соответственно федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

 

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

 

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2020 № 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году».

С 1 февраля 2020 года на 3 процента проиндексируют размеры выплат, пособий и компенсаций.

Согласно постановлению индексации подлежат выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные некоторыми законодательными актами, в том числе: Законом Российской Федерации«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации...»; Законом Российской Федерации
«О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации...», федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О погребении и похоронном деле»,
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев...».

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2020 № 64 «О внесении изменений в Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды».

Уточнён порядок предоставления господдержки регионам для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

Поправками, в том числе:

изменены сроки проведения указанного конкурса (установлено, что конкурс проводится ежегодно, в частности, в отношении представляемых муниципальными образованиями проектов, реализация которых предусмотрена в 2020 - 2021 годах, - до 1 марта 2020 г.);

уточняются положения, касающиеся допуска муниципальных образований к участию в конкурсе (так, например, к участию в конкурсе не допускаются муниципальные образования - победители предыдущего конкурса, а также победители прошедших конкурсов, на территории которых имеются нереализованные мероприятия проектов, реализация которых согласно графику выполнения мероприятий муниципальным образованием - победителем конкурса должна быть завершена до даты проведения конкурса).

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 80 «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений».

Более 3500 актов СССР и их отдельных положений признаны не действующими на территории Российской Федерации.

В числе таких актов декреты и постановления ЦИК Союза ССР и СНК Союза ССР, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и др.

Предусматривается, что некоторые положения настоящего постановления вступают в силу с 1 января 2021 года.

 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2020 № 90 «Об утверждении Правил оценки эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Установлен порядок оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере госзакупок.

Порядок предусматривает, в частности, показатели контрольно-надзорной деятельности, механизм сбора информации о деятельности органов контроля, порядок анализа показателей и применения результатов такого анализа.

Анализ указанных показателей отражается в сводном аналитическом отчёте, подготавливаемом по итогам календарного года. К показателям относится в том числе доля решений органов контроля, выданных ими предписаний, а также иных ненормативных правовых актов, принятых в отчётном году по результатам рассмотрения жалоб, проведения плановых и внеплановых проверок, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчётном году.

 

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 95 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».

С 1 июля 2020 года определяются принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно Постановлению уполномоченные должностные лица органов контроля должны руководствоваться следующими принципами:

этическими принципами, к которым относится принцип независимости, объективности, профессиональной компетентности, целеустремленности, достоверности, профессионального скептицизма;

принципами осуществления профессиональной деятельности, к которым относятся принцип эффективности, риск-ориентированности, автоматизации, информатизации, единства методологии, взаимодействия, информационной открытости.

Стандартом раскрывается содержание каждого из перечисленных принципов.

 

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».

С 1 июля 2020 г. вводится федеральный стандарт, определяющий права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении контрольных мероприятий.

Согласно стандарту, должностные лица органа контроля имеют, в частности, право:

запрашивать и получать у объекта контроля информацию, документы и материалы, необходимые для проведения проверок, ревизий и обследований;

при осуществлении выездных проверок (ревизий, обследований) посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие;

назначать (организовывать) экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, с привлечением независимых экспертов (специализированных экспертных организаций), специалистов иных государственных органов, специалистов учреждений, подведомственных органу контроля;

получать необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля доступ к государственным и муниципальным информационным системам, информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля;

проводить (организовывать) мероприятия по документальному и (или) фактическому изучению деятельности объекта контроля, в том числе путём проведения осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, исследования, контрольных замеров (обмеров).

Также приводятся права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), устанавливаются требования, которым должны соответствовать независимые эксперты и специалисты, привлекаемые к проведению контрольных мероприятий, предусматриваются основания, при наличии которых исключается участие специалиста в контрольном мероприятии.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2020 года.

 

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2020 № 109 «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

Усовершенствован график работы офисов МФЦ в муниципальных образованиях.

Предусмотрено, в частности, что график (режим) работы территориально обособленного подразделения (офиса) МФЦ, являющегося единственным офисом обслуживания населения в муниципальном образовании, рассчитывается исходя из численности населения муниципального образования, в котором он располагается.

График (режим) работы территориально обособленных структурных подразделений (офисов) МФЦ, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, при отсутствии регулярного автобусного, паромного и иного сообщения с населённым пунктом, в котором расположен МФЦ, а также в муниципальных образованиях, удалённых от административных центров муниципальных районов более чем на 50 километров, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление методического обеспечения деятельности МФЦ. 

 

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2020 № 120 «О внесении изменений в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Расширены полномочия комиссий по делам несовершеннолетних.

Поправками, в частности:

закреплено, что комиссии субъектов Российской Федерациии территориальные (муниципальные) комиссии принимают меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с социально ориентированными НКО, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;

установлен круг вопросов, относящихся к обеспечению деятельности комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных (муниципальных) комиссий;

предусмотрены основания прекращения полномочий председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, членов комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных (муниципальных) комиссий.

 

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 № 131 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Уточнены полномочия Росреестра.

Отдельные акты Правительства Российской Федерации приведены в соответствие с новой структурой федеральных органов исполнительной власти.

Росреестру, в частности, переданы полномочия в сфере земельных отношений, а также функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, ранее осуществлявшиеся Минэкономразвития России.

Закреплено, что руководство деятельностью Росреестра осуществляет Правительство Российской Федерации (ранее Служба находилась в ведении Минэкономразвития России).

 

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 № 134 «О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Расширен перечень полномочий, осуществляемых Росимуществом.

Установлено, что Росимущество, в числе прочего:

принимает решения об изъятии земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с использованием земельных участков с нарушением требований законодательства РФ путем создания или возведения на таких земельных участках самовольной постройки и неисполнением землевладельцем, землепользователем соответствующих обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями, принятыми в соответствии с гражданским законодательством;

принимает решения об установлении, прекращении публичного сервитута, в том числе для размещения указанных в подпункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ инженерных сооружений федерального значения, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации.

 

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 № 135 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры».

Расширены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры.

Установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

 

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2020 № 138 «О внесении изменений в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185».

Уточнены функции Минфина России.

Скорректированы отдельные вопросы, по которым Минфин России разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2020 № 140 «О внесении изменений в Регламент Правительства Российской Федерации». 

Определены особенности подготовки официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты о внесении изменений в КоАП РФ.

Установлено, в частности, что официальные отзывы Правительства Российской Федерациипредставляются субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу до внесения законопроектов в Государственную Думу. Официальные отзывы направляются субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок не более
1 месяца с даты поступления законопроектов в Правительство Российской Федерации.

 

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.01.2020 № 136-р «Об агентах Правительства Российской Федерации, представляющих интересы Российской Федерации в судах».

В 2020 году агентом Правительства Российской Федерации, которому поручается представлять интересы России в судах, будет госкорпорация развития «ВЭБ.РФ».

Госкорпорация будет представлять интересы Российской Федерации по вопросам:

обеспечения возврата (погашения) задолженности юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам передРоссийской Федерации;

предоставления, сопровождения, администрирования и исполнения государственных гарантий Российской Федерации.

Признано утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.01.2019 № 26-р «Об агентах Правительства Российской Федерации, представлявших интересы Российской Федерации в судах в 2019 году».

 

 

 

Иные акты, информационные письма, проекты

 

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.02.2020 № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой». 

Сведения о наличии либо отсутствии судимости у лица, поступающего на муниципальную службу, не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию данного лица на муниципальную службу.

Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащийся в нём принцип единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными положениями этого Федерального закона не предполагает расторжения трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.

Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что установленное пунктом 2 статьи 5 названного Федерального закона № 25-ФЗ единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы само по себе не предполагает их полного тождества, а значит, и автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости, сведения о наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, судимости как таковые не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию данного лица на муниципальную службу.

2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Проект подготовлен Минфином России.Проектом предусмотрено комплексное совершенствование порядка и способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также осуществляемых процедур.

В числе нововведений: сокращается количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех (конкурс, аукцион, запрос котировок); унифицируются требования к извещениям и заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами; совершенствуется порядок предоставления обеспечения заявок на участие в проводимых закупках (в том числе, в целях исключения риска взыскания со счёта участника закупки денежных средств, влекущего невозможность его дальнейшего участия в закупке, предусматривается возможность «блокирования» таких средств); вводится понятие контракта на создание объекта капстроительства «под ключ»; оптимизируются процедуры исполнения контракта; вводится электронный документооборот с использованием ЕИС в сфере закупок.

 

3. Проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Минюстом России разработан проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В новый КоАП РФ предлагается включить три раздела: «Общая часть», «Особенная часть», «Субъекты административной юрисдикции».

В Общей части отражены вопросы, касающиеся, в том числе, принципов законодательства об административных правонарушениях, административного правонарушения и административной ответственности, административных наказаний и правил их назначения, освобождения от административной ответственности и от административного наказания.

В Особенную часть предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.

В третьем разделе перечисляются субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях.

К основным новеллам законодательства об административных правонарушениях, вводимым проектом, можно отнести следующие:

к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности не только за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и законами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам совместного ведения;

отдельно выделены полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности;

нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные;

закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев;

исключены с учётом сложившейся законодательной практики верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Данные размеры предлагается сохранить только для законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением законов городов федерального значения;

возможность конфискации распространена не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлечённым к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений;

расширена сфера применения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения путём его распространения на выезд из Российской Федерации в период проведения определённого международного официального спортивного соревнования;

существенно сокращён предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП РФ он составит шестьдесят часов вместо двухсот часов в действующей редакции;

увеличен до одного года общий срок давности привлечения к административной ответственности;

переименован такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности. В проекте этот вид наказания предлагается именовать как административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с девяноста до тридцати суток.

 

4. Проект Федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Процессуальные вопросы производства по делам об административных правонарушениях предложено закрепить в отдельном кодексе.

Согласно проекту, Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включает в себя 5 разделов:

«Общие положения»;

«Порядок производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемых органами, их должностными лицами»;

«Рассмотрение (пересмотр) дел об административных правонарушениях в суде»;

«Исполнение административных наказаний»;

«Правовая помощь по делам об административных правонарушениях».

В главах, посвящённых рассмотрению дел об административных правонарушениях, отражены вопросы, связанные с задачами и сроками подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, а также вопросы, разрешаемые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, процессуальными документами (определение, постановление), выносимыми при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Проектом предусматривается, что при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения, не являющегося грубым, административного правонарушения, предусмотренного главой 21 нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением отдельных административных правонарушений), а также при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, в области транспортной безопасности, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о назначении административного наказания административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Кроме того, среди важных новелл проекта - закрепление дополнительных гарантий оказания квалифицированной юридической помощи (в том числе, в ряде случаев, бесплатно), положения, регламентирующие порядок объединения судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство.

 

5. Приказ Минэкономразвития России от 21.10.2019 № 678
«О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2020 № 57466.

Определены особенности предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровым инженерам, в том числе непосредственным исполнителям комплексных кадастровых работ, и органам местного самоуправления

Актуализированы приказы Минэкономразвития России о порядке предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

В частности:

установлен порядок предоставления из ЕГРН сведений о границах Байкальской природной территории и её экологических зон;

определены особенности предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровым инженерам, в том числе непосредственным исполнителям комплексных кадастровых работ, и органам местного самоуправления муниципального района или городского округа либо органам исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя - заказчикам комплексных кадастровых работ.

 

6. Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 N 57449.

Актуализирован перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

Перечень включает документы, образующиеся в процессе деятельности органов и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от их организационно-правовых форм и от формы собственности, с указанием сроков хранения.

Для удобства пользования перечнем к нему составлен указатель, в котором в алфавитном порядке перечислены виды документов и вопросы их содержания.

Для каких документов увеличили срок хранения.

Несколько кадровых документов придётся хранить дольше, чем сейчас, например:

- график отпусков (п. 453 перечня) - три года, а не год;

- книги, журналы, карточки учета, базы данных отпусков (пп. «ж»
 п. 463 перечня) - пять лет вместо трех.

Для каких документов уменьшили срок хранения.

Меньше, чем сейчас, потребуется хранить такие документы:

- документы о дисциплинарных взысканиях (пп. «д» п. 434 перечня) - три года вместо пяти лет;

- заявки о потребности в иностранцах (п. 377 перечня) - год вместо пяти лет;

- документы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда (п. 409 перечня) - пять лет, а не постоянно;

- книги, журналы регистрации, базы данных несчастных случаев на производстве, учёта аварий (п. 424 перечня) - 45 лет, а не постоянно.

Для ряда документов срок хранения будет зависеть от того, когда по ним закончено делопроизводство: если до 1 января 2003 года, то их нужно хранить 75 лет, если после - 50 лет. Среди них трудовые договоры (п. 435 перечня), документы о приеме, переводе, увольнении (пп. «а» п. 434 перечня), личные карточки работников (п. 444 перечня). Сейчас такие документы лежат на полках 75 лет.

Для каких документов установили специальный срок хранения.

Появятся новые правила для отдельных видов документов. Уведомления, предупреждения работников нужно будет хранить три года (п. 436 перечня). Заявления сотрудников о выдаче документов, связанных с работой, и их копии придётся беречь год (п. 451 перечня). Журналы, книги учёта инструктажа по охране труда (вводного и на рабочем месте) понадобится хранить 45 лет (пп. «а» п. 423 перечня).

 

7. Приказ Росархива от 20.12.2019 № 237 «Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2020 № 57488.

Росархивом разработана инструкция по применению актуализированного перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций

Перечень типовых управленческих архивных документов с указанием сроков их хранения был утверждён Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236. Перечень включает виды документов, образующихся при документировании однотипных (общих для большинства организаций) управленческих функций, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Настоящая Инструкция регламентирует структуру перечня, устанавливает порядок его применения, определяет сроки хранения документов.

В частности, приводится порядок исчисления сроков хранения документов, разъясняются особенности хранения документов с установленными сроками (1 год, 3 года, 5 лет, 6 лет, 10 лет, 15 лет, 45 лет, 50 лет и 75 лет), документов с пометками «Постоянно», «До ликвидации организации», «До минования надобности», «До замены новыми», документов по личному составу.

Отмечается, что снижение сроков хранения, установленных Перечнем, запрещается. Организации вправе продлевать сроки временного хранения документов при проведении экспертизы их ценности. Повышение установленных Перечнем сроков хранения допускается в тех случаях, когда это обусловлено особенностями работы конкретной организации и её практическими потребностями.

 

8. Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 15 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления».

Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2020 № 57473.

Обновлен порядок проведения территориальными органами Минюста России внеплановых проверок совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.

Предметом внеплановой проверки является, в частности, соблюдение органами местного самоуправления требований Основ законодательства РФ о нотариате, организация работы по совершению нотариальных действий, исполнение правил нотариального делопроизводства.

Приводится в числе прочего порядок проведения внеплановой проверки, порядок принятия решения по её результатам.

Признан утратившим силу Приказ Минюста России от 22.01.2016
№ 13, которым был утверждён ранее применявшийся порядок.

 

9. Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 16«Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления».

Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2020 № 57475.

Обновлена инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.

Должностные лица местного самоуправления вправе совершать, в частности, следующие нотариальные действия: удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах; удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством РФ; удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Приводятся в числе прочего основные правила совершения нотариальных действий, правила совершения отдельных видов нотариальных действий и порядок их оплаты, порядок осуществления делопроизводства при совершении нотариальных действий.

Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления осуществляет территориальный орган Минюста России.

Признан утратившим силу приказ Минюста России от 06.06.2017 № 97, которым была утверждена ранее применявшаяся инструкция.

 

10. Письмо Минстроя России от 04.10.2019 № 37248-ЮТ/06
«О благоустройстве дворовых территорий в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Разъяснены особенности софинансирования работ по благоустройству общественных и дворовых территорий.

Сообщается, в частности, что софинансирование работ по благоустройству дворовых территорий из средств федерального бюджета возможно при условии, если осуществлен государственный кадастровый учёт земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, с прилегающей дворовой территорией, при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома. Земельный участок и имущество, созданное в результате благоустройства дворовой территории, передаются в состав общего имущества многоквартирного дома.

 

11. Письмо Минстроя России от 10.02.2020 № 4154-ОД/08 «По вопросу согласования проектной документации».

Минстроем России изложена позиция по вопросу согласования проектной документации.

Сообщается, что для выполнения проектной документации, её экспертизы, строительства, получения разрешения на строительство и, соответственно разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в перечень представляемых застройщиком (техническим заказчиком) исходно-разрешительной документации не входит согласование проектной документации с автором проекта в случае принятия решения о его реконструкции.

 

12. Письмо Минстроя России от 10.02.2020 № 4155-ОД/08 «По вопросу определения объекта капитального строительства».

Разъяснены особенности идентификации зданий и сооружений (объектов капитального строительства).

Сообщается, в частности, что указанная идентификация в том числе осуществляется по следующим признакам:

назначение;

принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность.

Идентификационные признаки указываются:

застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;

лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.

Исходя из этого, идентификация объекта относится к прерогативе заказчика при разработке задания на проектирование и проектировщика при подготовке проектной документации на основании задания на проектирование.

 

13. «Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2019 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований» (утв.Рострудом).

 

Рострудом даны разъяснения по вопросам, связанным с расторжением и прекращением трудовых договоров.

В Докладе содержится ряд важных положений, в частности:

- о прекращении срочного трудового договора работник должен быть письменно предупреждён не позднее чем за 3 дня до увольнения;

- срочный трудовой договор на выполнение сезонных работ прекращается не по их выполнению, а по окончании сезона;

- трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника прекращается по его выходу на работу, предупреждать об увольнении временного работника за 3 дня не требуется;

- срочный трудовой договор с беременной женщиной может быть расторгнут только при соблюдении некоторых условий (отсутствие другой работы для такой женщины, отсутствие письменного согласия женщины на перевод и др.).

 

14. «Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека и встречи с уполномоченными по правам человека» (утв. Президентом Российской Федерации 29.01.2020 № Пр-126).

Президент Российской Федерации поручил усовершенствовать правоприменительную деятельность по делам о распространении в сети «Интернет» информации, порочащей честь или достоинство гражданина.

Утверждён ряд поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека и встречи с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации 10 декабря 2019 года.

В частности, Правительству Российской Федерации надлежит, в числе прочего:

принять меры, направленные на установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность осуществления на землях такой категории всех видов использования лесов без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и изменения категории земель;

рассмотреть вопрос о порядке установления (изменения) нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и классов опасности химических веществ в атмосферном воздухе с учётом международного опыта;

подготовить предложения по совершенствованию механизмов контроля и надзора за деятельностью кредитных потребительских кооперативов.

Верховному Суду Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопросы о расширении составов преступлений, дела о которых подсудны суду с участием присяжных заседателей, и целесообразности введения института следственного судьи.

 

15.«Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию»(утв. Президентом Российской Федерации 24.01.2020 № Пр-113).

Перед Правительством Российской Федерации поставлен ряд задач, требующих решения в связи с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

В частности, необходимо:

обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

продление действия норм Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» до 31 декабря 2026 г., обеспечив при этом ежегодную индексацию размера материнского (семейного) капитала;

предоставление права на получение материнского (семейного) капитала семьям, в которых начиная с 1 января 2020 г. родился (был усыновлен) первый ребёнок, при этом размер этих средств должен составить 466 617 рублей, а в случае рождения в таких семьях (усыновления) второго ребёнка их размер должен увеличиться на 150 000 рублей;

предоставление средств материнского (семейного) капитала в размере 616 617 рублей при рождении (усыновлении) начиная с 1 января 2020 г. второго ребёнка или последующих детей семьям, у которых право на получение такого капитала до 1 января 2020 г. не возникло;

утвердить порядок ввоза конкретных партий незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов, а также обеспечить утверждение перечня заболеваний и состояний и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в целях осуществления ввоза таких препаратов в Российской Федерации;

внедрить единый регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на льготных условиях;

разработать концепцию совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки;

определить механизм, предусматривающий ежегодную компенсацию из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, предоставившим налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, в размере до 67 процентов суммы недополученных доходов в связи с предоставлением такого вычета.

 

16. Информация ПФ РФ от 22.01.2020 «Работодатели передают сведения для электронных трудовых книжек ежемесячно до 15-го числа».

Начиная с 2020 года работодатели ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчётным, направляют в ПФР сведения о трудовой деятельности работников для формирования электронных трудовых книжек.

Сведения включают в себя информацию о таких кадровых событиях, как приём на работу, перевод работника на другую должность или увольнение. Сведения направляются всеми компаниями и предпринимателями с наёмными работниками. Самозанятые граждане не представляют отчётность о своей трудовой деятельности.

Представить информацию можно через кабинет страхователя, специализированного оператора связи или клиентскую службу ПФР. Работодатели с численностью работников свыше 25 человек сдают отчётность в электронной форме.

Отчётность также подается, если работодатель меняет свое название или работник пишет заявление о выборе формы трудовой книжки.

Сообщается, что соответствующая форма отчётности в ближайшее время будет утверждена. Наряду с информацией о кадровых мероприятиях 2020 года в ней будет отражено последнее кадровое мероприятие у нынешнего работодателя по состоянию на 1 января 2020-го.

ПФР также напоминает, что до 30 июня 2020 года включительно всем работодателям необходимо под роспись проинформировать работников о праве выбора формы трудовой книжки и принять до конца года соответствующее заявление о её сохранении или переходе на электронную версию.

 

Обзор судебной практики

 

Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года.

Конституционным Судом Российской Федерации обобщены наиболее важные решения, принятые в четвертом квартале 2019 года.

В обзоре приводятся решения по конституционным основам:

публичного права (в частности, дана оценка конституционности положений подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации);

трудового законодательства и социальной защиты (в числе прочего, дана оценка конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации«О занятости населения в Российской Федерации»);

частного права (например, выявлен смысл положений пункта 3 статьи 15 и пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации);

уголовной юстиции (в частности, выявлен смысл части первой статьи 389.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

 

 

II. Законодательство Ульяновской области

 

Указы Губернатора Ульяновской области

 

Указ Губернатора Ульяновской области от14.02.2020 №9 «Об установлении карантина по бешенству животных на территории села Красноборск муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области».

В соответствии со статьёй 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии» и на основании представления руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области – главного государственного ветеринарного инспектора Ульяновской области  установлен карантин по бешенству животных на территории села Красноборск муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области на период до завершения карантинных мероприятий.

 

Постановления Правительства Ульяновской области

 

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 24.01.2020 №27-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П».

Внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Постановление направлено на совершенствование порядка и условийразмещения объектов, виды которых установлены Правительством РоссийскойФедерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственнойсобственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а такжена земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена,без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а именно:предусмотрено установление платы за использование земель илиземельных участков, предельных сроков использования земель или земельныхучастков.

Установление платы за использованиеземель или земельных участков обусловлено принципом платности использованияземли, закреплённым в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации. Этотпринцип заключается в том, что любое использование земли осуществляется за плату,за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Запрет в установлении платы за использованиеземель и земельных участков законодательно не установлен.

 

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 07.02.2020 №43-П  «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 22.01.2019 № 17-П».

Внесено изменение в абзац второй пункта 4 Положения о порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с осуществлением ежемесячных денежных выплат лицам, осуществляющим полномочия сельских старост, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2019 № 17-П «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с осуществлением ежемесячных денежных выплат лицам, осуществляющим полномочия сельских старост», в части увеличения денежной выплаты с 1000 рублей до 1497,3 рубля.

 

3. Постановление Правительства Ульяновской областиот 11.02.2020 №47-П  «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области».

 Внесены изменения в следующие постановления Правительства Ульяновской области:

от 05.08.2013 № 349-П «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в Ульяновской области»;

от 05.10.2017 № 478-П «Об утверждении Порядка предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов»;

от 30.08.2018 № 400-П «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области в форме дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала»;

от 31.10.2018 № 532-П «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области в форме дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, обеспечивших увеличение объёма налоговых доходов областного бюджета Ульяновской области от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения».

Уточняется форма межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области, и определения прогнозируемого объёма доходов.

 

4. Постановление Правительства Ульяновской областиот 11.02.2020 №52-П  «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 28.12.2013 № 648-П».

Внесено изменение в пункт 2.2 раздела 2 Порядка назначения педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, имеющим статус молодых специалистов (за исключением указанных педагогических работников, работающих и проживающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Ульяновской области), единовременных денежных выплат, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 28.12.2013 № 648-П «О единовременных денежных выплатах, предоставляемых за счётбюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, имеющим статус молодых специалистов (за исключением указанных педагогических работников, работающих и проживающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Ульяновской области)» юридико-технического характера в части нумерации.

 

5. Постановление Правительства Ульяновской области от 13.02.2020 №57-П  «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с осуществлением ежемесячных денежных выплат лицам, осуществляющим полномочия сельских старост».

Утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с осуществлением ежемесячных денежных выплат лицам, осуществляющим полномочия сельских старост.

Общая сумма денежных средств составила:

на 2020 год – 8983800,0 рублей;

на 2021 – 5000000,0 рублей;

на 2022 – 5000000,0 рублей.