Выступление Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на пленарном заседании Форума РФПИ «Инвестиции в регионы»

7 ноября 2019. Москва.

Уважаемые коллеги!

Вопросы, поднимаемые сегодняшней дискуссией, очень актуальны для всех субъектов Федерации. Уже неоднократно на разных площадках обсуждалась системная проблема, суть которой в том, что существует серьезный зазор между национальными целями, сформулированными 204-м Указом Президента и содержанием национальных проектов. Мы видим, что выполнение национальных проектов в том виде, в каком они сейчас реализуются, не приведёт автоматически к достижению национальных целей. Бюрократизация практически всех процессов реализации национальных проектов выхолащивает их содержательную сторону и отвлекает огромное количество организационных, кадровых и финансовых ресурсов. Кроме того, по последним данным, распределение финансирования между федеральным центром и Ульяновской областью составило 74% к 26%. И это при заявленных пропорциях 97% к 3%. В других субъектах примерно та же картина.

Поэтому мы видим важную роль бизнеса как участника исполнения национальных проектов ещё и в том, чтобы распространять бизнес-процессы и лучшие практики управления на государственные структуры.  Естественно, чтобы заинтересовать бизнес и гарантировать ему возвратность и прибыльность капиталовложений, необходимы новые взаимовыгодные формы сотрудничества бизнеса и государства. Нужны гарантии паритетного участия сторон не только в строительстве новых концессионных объектов, но и в получении прибыли от их использования.

Применительно к Ульяновской области, я выделю две составляющие.

Первое. Мы начали глубокую трансформацию системы управления регионом, распространяя методологию бизнес-процессов на исполнительные органы государственной власти.

Уже принято решение о начале нового этапа административной реформы Правительства Ульяновской области. Сегодня мы создаём единый Центр управления регионом, который позволит оперативнее реагировать на запросы граждан, улучшит взаимодействие между ведомствами и позволит повысить качество мониторинга реализации нацпроектов.

Как показала практика, эффективность работы региональных институтов развития существенно превосходит результаты работы отраслевых министерств Ульяновской области. Поэтому вместо значительной части министерств мы создаём передовые проектные офисы. В результате реформы институты развития и формируемые на их основе проектные офисы в различных отраслях позволят нам объединить промышленный потенциал, который привносят в Ульяновскую область частные инвесторы, с проектным принципом управления хозяйством.

Этот симбиоз частной инициативы и государственных отраслевых приоритетов позволит нарастить имеющиеся ресурсы и направить их на решение самых актуальных вопросов экономического роста региона и жизнеобеспечения граждан. Мы будем использовать мощный импульс экономического и инновационного роста, который наш регион получает от частных компаний и их инвестиционных проектов.

Второе. Наш опыт по привлечению инвестиций.

Последние десять лет Ульяновская область остается лидером в формировании благоприятного инвестиционного климата и в привлечении инвестиций. С 2013 года наш регион занимает стабильную позицию в ТОП-10 Национального рейтинга инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив.

Активно работают региональные институты развития. Среди них – региональная Корпорация развития, Агентство технологического развития, Корпорация поддержки малого и среднего предпринимательства, а также Центр государственно-частного партнерства. 

В числе инструментов адресной поддержки инвесторов – собственная методика подбора частных соинвесторов, уникальный конвейер сопровождения проектов на каждом этапе их реализации, технология работы проектных офисов в отдельных отраслях экономики.

Почему деловой климат в Ульяновской области столь благоприятен для частного бизнеса и инвестиций? Потому, что во главу угла мы ставим требования инвесторов по отношению к регуляторной среде, в которой они привыкли работать.

В 2005 году одними из первых субъектов России мы приняли региональный закон об инвестиционной политике, который развернул региональную власть лицом к инвесторам. А в сентябре 2018 года мы приняли специальный закон о гарантиях инвесторам, благодаря которому крупные компании в регионе получили право на компенсацию в случае внезапного ухудшения регуляторной среды.

Считаю, что именно таких гарантий не хватает сегодня для начала по-настоящему массовой реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Надеюсь, что ещё до конца 2019 года в Госдуму будет внесён законопроект о соглашениях по защите и поддержке капиталовложений, который устанавливал бы трёхлетний переходный период при принятии решений, ухудшающих положение частных инвесторов.

По данным Национального центра ГЧП, Ульяновская область входит в топ-20 российских регионов по внедрению механизма государственно-частного партнерства.Сегодня в Ульяновской области реализуется 16 крупных проектов государственно-частного партнерства в медицине, социальной сфере, в отрасли жилищно-коммунального хозяйства и в спорте – с общим объёмом участия концессионеров более 21 миллиарда рублей.

В современных высококонкурентных условиях бизнесу нужны инфраструктурно подготовленные площадки для развёртывания новых производств. Регион должен быть удобен для инвестора во всём, что касается транспорта, энергетики, тарифов, социальной сферы, кадрового потенциала, системы государственного управления, а также комфортности и безопасности проживания.

Особое внимание инвестиционной инфраструктуре с самого начала было нашим приоритетом. С 2009 года в Ульяновской области работает индустриальный парк «Заволжье», один из крупнейших в России. Активно развивается единственная в России аэропортовая особая экономическая зона.  

Индустриальные парки и особые экономические территории Ульяновской области с 2016 года входят в пятёрку лучших в России по версии рейтингового агентства «Эксперт-РА» – как по количеству действующих предприятий инвесторов и общей эффективности государственных вложений в инженерную инфраструктуру, так и по объёму прямых иностранных инвестиций в современные производства на территории региона.

Важнейшей задачей мы считаем дальнейшее развитие инвестиционной инфраструктуры для локализации наиболее перспективных технологий и производств. Для этого нам необходимо строить современные производственные корпуса «под ключ», развивать инженерную и транспортную инфраструктуру, в том числе автомобильные, железнодорожные, речные и воздушные транспортные коммуникации, логистические комплексы, а также объекты жизнеобеспечения граждан.

Однако сегодня в регионе наступает дефицит готовых производственных корпусов для инвесторов. Одних только бюджетных средств для решения этой проблемы абсолютно недостаточно. Поэтому мы рассчитываем на проекты государственно-частного партнёрства и на сотрудничество с государственными институтами развития, такими как Российский фонд прямых инвестиций.

В январе этого года Ульяновская область подписала с РФПИ соглашение о взаимодействии при сопровождении инвестпроектов иностранных компаний на территории региона. В рамках этого соглашения РФПИ проводит работу по поиску перспективных проектов в области. Из поступивших семи проектов три находятся на разных этапах оценки и проработки и будут презентованы иностранным стратегическим инвесторам – партнерам РФПИ. Они затрагивают такие сектора как водоснабжение, здравоохранение и городской транспорт.

Дополнительные возможности партнерства с РФПИ мы видим за счет реализации проектов в сфере технологий и вовлечения населения и бизнеса в цифровую экономику.Большой интерес для потенциальных инвесторов представляют проекты в сфере цифровизации системы госуправления, государственных услуг и цифровой стратегии «умного» города.     

Достигнутый уровень собственных компетенций как в сфере привлечения прямых инвестиций, так и в области практической реализации проектов государственно-частного партнёрства обеспечивает нам прекрасные возможности для опережающего роста экономики региона в партнерстве с РФПИ.

В целом же основным направлением взаимодействия с РФПИ и другими институтами развития федерального уровня для нас является выработка единой эффективной технологии упаковки инвестиционных преимуществ региона для привлечения прямых инвестиций крупных компаний. В том числе в рамках приоритетных национальных проектов.

С учётом скорого принятия в России федерального закона о защите и поощрении прямых капиталовложений, мы также рассчитываем на поддержку федеральных институтов развития в проработке инфраструктурных проектов, которые помогли бы модернизировать инфраструктуру региона и привести ее в  соответствие с требованиями наиболее перспективных инвесторов.