Выступление Губернатора Сергея Морозова перед участниками «круглого стола» «Экономическое развитие» на форуме «Национальные проекты – этап реализации»

06.04.2019.

Уважаемые коллеги!

Акцентирую ваше внимание на двух аспектах, которые предлагаю учесть в поручениях Председателя Правительства.

Первое. По малому и среднему бизнесу.

Не буду останавливаться на вопросах регуляторной гильотины и риск-ориентированного подхода – над ними работает другой круглый стол.

Подниму другую тему, также связанную с контролем. Это вопрос презумпции виновности предпринимателя.

Сегодня, когда тот или иной контролирующий орган приходит для проведения проверки, он фактически использует презумпцию виновности. Предприниматель должен оправдываться, представлять подтверждающие документы, которые обосновывают правильность его действий. Если мы хотим кардинально снизить нагрузку на бизнес, – возможно, стоит столь же кардинально сменить парадигму проверок? Ввести презумпцию невиновности предпринимателя. Чтобы контролирующий орган, исходя из имеющихся у него сведений, доказывал, что есть какие-либо нарушения.

Возможно, это достаточно радикальное предложение. Поэтому предлагаю апробировать концепцию подхода презумпции невиновности бизнеса сначала на нескольких пилотных территориях. Ульяновская область готова стать таким пилотом.

Это первое предложение для проекта поручений Председателя Правительства.

Далее. Сегодня мы говорим о мерах, которые в ближайшей перспективе поддержат индивидуальную предпринимательскую инициативу.

В то же время мы видим данные социологических опросов – всё меньше людей хотят быть предпринимателями. Особенно пугающая эта тенденция у школьников. Наши дети не хотят и не понимают, как это – быть предпринимателями. Поэтому предлагаю включить в обязательную школьную программу основ предпринимательской деятельности и зафиксировать это в поручениях Председателя Правительства по итогам форума.

Подчеркну – это международный опыт. Сейчас мы в Ульяновской области внедрили этот предмет в ряде школ в качестве факультативного – и результаты достаточно хорошие. Именно такой подход позволит не только увеличить число индивидуальных предпринимателей к 2024 году до 25 млн. человек, но и создать положительную динамику показателя на перспективу 15-20 лет.

Второй блок предложений – по экспорту.

Сегодня мы видим, что в рамках национального проекта формируются и отрабатываются новые инструменты поддержки экспорта. Главным из них становится точечная поддержка предприятий-экспортеров через корпоративные программы повышения конкурентоспособности.

В то же время эти программы – достаточно тяжёлый и долгосрочный инструмент. У себя в регионе мы видим, что предприятия с большой осторожностью относятся к этому инструменту и не хотят брать на себя обязательства, которые им предусмотрены.

Поэтому предлагаю дополнить нацпроект и его отдельные составляющие (экспорт АПК, промышленный экспорт, экспорт услуг) другим, более простым инструментом – компенсацией затрат на первую поставку. И зафиксировать это в поручениях Председателя Правительства. Это третье мое предложение

Сегодня многие компании, особенно средние и малые, производят достаточно конкурентоспособную продукцию. В то же время они боятся риска неудачи на внешних рынках. Они не понимают, какие затраты понесут при экспорте, и поэтому предпочитают гарантированный спрос внутри страны. Если государство будет компенсировать затраты на поставку первой, небольшой, пробной партии, то гораздо больше предприятий рискнёт и попробует свои силы в экспорте. Да, далеко не у каждого получится зацепиться на иностранных рынках. Но убеждён – будут и истории успеха, а значит – расширение экспорта. А главное – мы снимем страх и непонимание, как работать на внешний рынок.

Четвертое предложение – это запуск в рамках нацпроекта по международной кооперации и экспорту отдельной льготной программы лизинга транспортных средств для международных перевозок. Это касается всех видов транспорта – наземных, водных, воздушных. Сегодня часть наших экспортёров сталкивается с тем, что транспорт уже весь зафрахтован. И нельзя поставить зерно на экспорт в Иран по Волге и Каспию. Другие экспортёры поднимают вопрос проблемы с доступом к железнодорожным мощностям. То есть в ряде случаев главный ограничитель – именно логистика. Поэтому предлагаю в рамках федерального проекта по развитию экспортной логистики добавить решение этой проблемы.

Пятое предложение – буквально тезисно – поддержка развития сбытовой сети и инфраструктуры дилеров. Мы понимаем, что ещё одним путём реального наращивания объёмов экспорта является развитие российских дилеров, специализацией которых будет поставка и продвижение российских товаров за рубеж. Но для этого им также нужна инфраструктура. –Хабы, соответствующие международным стандартам. Вопрос их поддержки также надо включить в контур нацпроекта.

Такой подход позволит нам не просто поддерживать производство товара, а пройти по всей цепочке, от производителя до потребителя за рубежом. Поддерживать экспорт комплексно.

Наконец, последнее, шестое предложение. Возможно, техническое, – но его разделяют многие регионы. Сегодня мы в регионе видим риски недостижения целевых показателей нацпроекта «Экспорт» на уровне субъекта РФ по причине перерегистрации отдельных крупных экспортёров. Их производственная база находится у нас в регионе, а юридические лица – в других регионах. И экспортные операции также проводятся через таможенные органы других регионов.

В итоге, несмотря на все наши усилия по развитию промышленности, сельского хозяйства, может сложиться ситуация, когда объём реального экспорта из региона растёт, а статистически мы будем наблюдать падение. При этом, естественно, общий экспорт по стране будет расти – но не для нашего региона. Поэтому моё предложение в поручение Председателя Правительства РФ – пересмотреть методики расчёта показателей регионов в части экспорта, которые позволят учесть миграцию ключевых предприятий-экспортёров.