Протокол №13р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 05.09.2019

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

05.09.2019                                                                                                        13р

 

11.00

 

Председательствующий                                                                        Земскова И.В.

Секретарь                                                                                              Шарипова Т.В.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово заместителя начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Земсковой И.В.

 

1. Доклад на тему «Обзор изменений законодательства в сфере социальной защиты за период июль, август, начало сентября 2019 года».

Докладчик – главный консультант департамента административного обеспечения Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Фадейчева Ольга Дмитриевна.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 21.08.2019 по 03.09.2019.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 22.08.2019 по 04.09.2019.

 Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Об исполнении распоряжения Правительства Ульяновской областиот 25.04.2019 № 288-р «О некоторых мерах по защите прав потребителей в муниципальных образованиях Ульяновской области».

Докладчик – Земскова И.В.., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Фадейчева Ольга Дмитриевна выступила с докладом на тему «Обзор изменений законодательства в сфере социальной защиты за период июль, август, начало сентября 2019 года»

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1.         Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. - сообщила, что за период с 21.08.2019 по 03.09.2019 внесено 5 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Советом депутатов муниципального образования принято решение «Об определении ставок земельного налога на территории муниципального образования» (далее – Решение), которое противоречит требованиям закона и подлежит изменению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Пунктом 3 статьи 394 НК РФ установлено, что в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится
по налоговым ставкам, указанным в НК РФ.

Решением установлены налоговые ставки земельного налога на территории муниципального района Ульяновской области. При этом ставка земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленных для таможенных нужд, им не определена.

Вместе с тем, в силу пункта 2.4 Решения в отношении прочих категорий земельных участков, отдельно не перечисленных в нём, применятся ставка налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

С учётом указанных положений Решения на территории муниципального образования в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленных для обеспечения таможенных нужд, может применяться ставка налога в размере 1,5 процента, что противоречит требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ

Аналогичное нарушение выявлено также и в нормативных правовых актах других муниципальных образований;

- Советом депутатов муниципального образования принято решение «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования, которое противоречит требованиям закона и подлежит изменению.

Согласно статье 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют только размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.

Перечень дополнительных выплат определён Законом Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-30 «О муниципальной службе в Ульяновской области». Согласно части 2 статьи 6 названного Закона Ульяновской области к дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

3) ежемесячная надбавка за классный чин;

3.1) ежемесячная надбавка к должностному окладу муниципальным служащим, в основные должностные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование;

4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

7) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

8) материальная помощь.

Между тем, в пункте 3 статьи 1 Положения, являющегося приложением к решению, указан неполный перечень видов дополнительных выплат, предусмотренных законодательством.

В частности, муниципальным правовым актом не предусмотрена дополнительная выплата в виде ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальным служащим, в основные должностные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов, и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование.

Таким образом, отсутствие в муниципальном правовом акте указанного вида дополнительной выплаты лишает муниципального служащего на получение в полном объёме денежного содержания, гарантированного законодателем;

- решением Совета депутатов муниципального образования принят Устав, отдельные пункты которого противоречат требованиям закона и подлежат изменению.

Согласно положениям статей 49 и 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 25, 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ, если осужденный не имеет основного места работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Однако статус муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделены соответствующими полномочиями,
в кодексах не определён.

Деятельность по реализации указанных норм закона также не отнесена к вопросам местного значения главой 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

Вместе с тем, согласно положениям статьи 19 Федерального закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В этой же норме определены органы местного самоуправления, наделяемые этими полномочиями.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона № 131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для реализации органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу требований статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статей 35, 36 и 37 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия конкретного органа местного самоуправления в зависимости от его вида (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) определяются федеральными законами
и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Таким образом, вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями могут определять лишь органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Полномочия по принятию надлежащих муниципальных правовых актов, учитывая их характер, могут быть отнесены к компетенции исполнительно-распорядительного органа муниципального образования его уставом.

Между тем, в Уставе района полномочия по принятию муниципальных правовых актов, определяющих по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются,
а также места отбывания исправительных работ, если осужденный не имеет основного места работы, не предусмотрены;

- администрацией муниципального образования принято постановление «Об определении объектов для отбывания наказания лицами, осужденными к обязательным и исправительным работам», которое противоречит требованиям закона и подлежит изменению.

Так, вопреки части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в Перечень организаций, предприятий, учреждений муниципального образования для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ (Приложение № 3 к постановлению) включены несуществующие либо прекратившие свою хозяйственную деятельность предприятия и индивидуальные предприниматели.

В частности, согласно данным налогового органа имеющиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью сведения о месте нахождения юридического лица являются недостоверными, о чём внесена соответствующая запись, индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, сведения о другом индивидуальном предпринимателе в налоговом органе отсутствуют.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

 

2.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2.3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в срок до 30.09.2019 провести мониторинг муниципальных нормативных правовых актов об определении ставок земельного налога на территории соответствующего муниципального образования и представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области на электронный адрес: 440136@mail.ru информацию о соответствии указанных актов законодательству Российской Федерации и мерах по приведению данных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями налогового законодательства (в случае необходимости).

 

2.4. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в срок до 19.09.2019 представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области на электронный адрес: 440136@mail.ru информацию об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальным служащим, в основные должностные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование.

 

3. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 22.08.2019 по 04.09.2019

(текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

 

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – об исполнении распоряжения Правительства Ульяновской области от 25.04.2019 № 288-р «О некоторых мерах по защите прав потребителей в муниципальных образованиях Ульяновской области».

Сообщила о том, что в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 25.04.2019 № 288-р «О некоторых мерах по защите прав потребителей в муниципальных образованиях Ульяновской области» органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области рекомендовано определить должностное лицо, ответственное за защиту прав потребителей, а также разработать и принять программы по защите прав потребителей на территории соответствующего муниципального образования Ульяновской области.

Обратила внимание, что ответственное должностное лицо определено во всех муниципальных образованиях, а программы по защите прав потребителей разработаны и приняты в следующих муниципальных образованиях Ульяновской области:

«Базарносызганский район», «Инзенский район», «Новоспасский район»,

«Павловский район», «Радищевский район», «Старокулаткинский район», «Старомайнский район», «Сурский район», «Тереньгульский район», «Цильнинский район», «Чердаклинский район», «Город Димитровград», «Город Новоульяновск».

Рекомендовала органам местного самоуправления остальных муниципальных образований Ульяновской области в кратчайшие сроки завершить работу по принятию программ по защите прав потребителей.

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

 

4.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов данную информацию.

 

4.3. Органам местного самоуправления следующих муниципальных образований Ульяновской области: «Барышский район», «Вешкаймский район», «Карсунский район», «Кузоватовский район», «Майнский район», «Мелекесский район», «Николаевский район», «Новомалыклинский район», «Сенгилеевский район», «Ульяновский район», «Город Ульяновск» в срок  до 25.09.2019 представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области на электронный адрес: 440136@mail.ru информацию о принятии программ по защите прав потребителей.

 

Приложение: тексты докладов на 19 л. в 1 экз.

 

 

 

Председательствующий

И.В.Земскова

 

Секретарь

 

Т.В.Шарипова