Выступление заместителя директора Фонда «Содействие развитию спорта в Ульяновской области» - руководителя Регионального оператора Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» Медведской Марины Александровны на тему: «Разъяснение о введении одной единицы ставки муниципального служащего, отвечающего за реализацию комплекса ГТО в рамках национального проекта «Демография», подраздел «Спорт - норма жизни».

Четыре этапа внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» (далее – ГТО) завершились в 2017 году. Сейчас идет повсеместная 100% реализация комплекса, а с января 2019 года новый национальный проект «Демография» подраздел «Спорт – норма жизни», где основа – комплекс ГТО. В каждом территориальном районе города необходимо открывать центры тестирования. На сегодняшний день в 23 муниципальных образованиях Ульяновской области открыты центры тестирования, кроме муниципального образования «город Димитровград».

Таким образом, до августа 2019 года в населённых пунктах, где проживает от 100 тысяч и более 600 тысяч населения, функционирует по одному центру тестирования, без штатного сотрудника, что недостаточно для полноценной работы. К примеру, в городе Ульяновске только в апреле 2017 года появился центр тестирования, а зарождение комплекса ГТО - март 2014. В реестре заявленных спортивных площадок этого центра тестирования для проведения выполнения нормативов ГТО, значится только один МБУ ДО ДООЦ «ОРИОН», расположенный в микрорайоне Нового города Заволжского района. В городе Ульяновске с населением более 600 тысяч человек этого конечно не достаточно. Осложняет реализацию комплекса ГТО в городе Ульяновске, да и по всем муниципальным образованиям - отсутствие координирующего отдела или координатора, который необходим для организации и контроля работы отделов ГТО, центров тестирования. В его обязанности должны входить обработка и направление данных в центры тестирования по обращениям жителей, желающих принять участие в тестировании комплекса ГТО, по подготовке и проведению, а так же участию и в мероприятиях на территории города и области по ГТО, в рамках спортивных праздников, Дней здоровья, которые проходят с участием первых лиц города, координация работы структуры ГТО в районе, работа в системе АИС ГТО, всю эту работу необходимо выполнять квалифицированному сотруднику.

Непременно в каждом микрорайоне города, районе области, в подведомственных учреждениях Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска и Управления образования администрации города Ульяновска, нужно создавать для функционирования сеть центров тестирования по ГТО, где будут оказываться услуги по выполнению нормативов, в необходимости которых остро нуждаются жители города Ульяновска и всей области. На сегодняшний день такие услуги на территории муниципального образования «город Ульяновск», к примеру, оказывает только один центр тестирования, созданный на базе МБУ ДООЦ «ОРИОН». Центр расположен в Заволжском микрорайоне «Новый город», который не способен покрыть потребности даже жителей одного микрорайона.

Именно для учащихся средних школ пришёл комплекс ГТО, который первыми должны были внедрять образовательные организации на своих площадках ещё с 2015 года. Ведь первые ступени комплекса начинаются с возраста 6 лет и до 17 – это как раз учащиеся средних школ с 1 по 11 класс. Тем более с 2016 года в ФГОС введена обязательная программа по реализации комплекса ГТО для учителей физической культуры в школах, а так же тренеров-преподавателей спортивных школ, для применения этих тестов как стандарт итоговых экзаменов для следующего этапа обучения.

Руководители обозначают проблему в том, что нет финансирования и вводить в штат ещё и дополнительно целый отдел нет возможности. Должность руководителя должна быть основной деятельностью по реализации программы национального проекта в реализации ГТО. Сотрудники, помощники в центрах тестирования, в подведомственных организациях, в школах, могут быть трудоустроены и по совместительству, факультативно. Затем наделить их правом и управлением программой именно от администрации муниципального образования, потому что только так будут рычаги управления и они самостоятельно смогут реализовывать ГТО полномасштабно.

Центры тестирования открытые на базах образовательных и детско-юношеских спортивных школ, в 2015 году, когда только всё зарождалось, оказались не состоятельными. Тогда руководителям, сотрудникам просто вменили в обязанности ответственность за ГТО, без оплаты труда и приказ реализовывать эти задачи, не оплачивая эту работу, оказалось нормой. Практика показывает, что так можно работать, но не бесконечно. Есть предел возможностям человеческим, инфраструктурным. В 2018 году начались первые отголоски не правильного, попустительского подхода к реализации такого масштабного проекта, который пришёл в страну не на один год. Сбои в организации труда, безответственность, отмахивание от неоплачиваемых мероприятий. И как только это произошло рейтинг в некоторых муниципальных образованиях снизился до ноля и соответственно на всероссийском уровне так же произошёл обвал в показателях нашего региона! И этого следовало ожидать? Бесхозяйственность в реализации программы комплекса ГТО на муниципальном уровне и недостаточное внимание многих руководителей администраций районов привело к такой безысходности и упадку в показателях. К тому же, с апреля 2019 года в программу ВФСК ГТО вошли нормативы для выполнения комплекса ГТО среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы предполагали, что приток участников ГТО возрастёт, но и понимали, что соответственно возрастёт и ответственность на сотрудников, которые принимают нормативы комплекса ГТО! А если таких сотрудников нет? Кто будет реализовывать этот проект?

Сегодня наш регион старается справиться с этой работой, но пока мы находимся на 80 месте. Во всероссийском рейтинге показателей сотрудников, работающих в системе ВФСК ГТО в Ульяновской области всего 11 человек и это часть сотрудников(8 человек) из структуры Регионального оператора ВФСК ГТО и этого катастрофически недостаточно. Развитие, нововведения, акции, интересные проекты невозможно реализовать в полной мере, когда у Регионального оператора нет укомплектованной команды специалистов, сотрудников, соратников в полном объёме.

Возникает накопительный эффект вопросов и проблем. До сегодняшнего дня не создана структура и центр тестирования в городе Димитровграде, хотя имеются письма с 2016 года о намерениях создать структуру ГТО в городе. Это единственное муниципальное образование, в котором до сих пор отсутствует структура по реализации комплекса ГТО. Так же и в таком крупном областном центре как город Ульяновск отдел по реализации комплекса ГТО в Управлении физической культуры и спорта администрации города Ульяновска изначально не создан и не функционирует. К сожалению, одним центром тестирования всю территорию огромного города не охватить. Большое количество, проводимых Региональным оператором ВФСК ГТО, значимых мероприятий, благотворительных акций с участием Губернатора и Мэра города Ульяновска, на которых работают интерактивные площадки ГТО, обслуживают сотрудники Региональной структуры ГТО Министерства спорта.

Вот на таких проблемах и возникла острая потребность в нововведении. И мы обратились к Губернатору Ульяновской области С.И.Морозову за поддержкой и пониманием для неотложного введения руководителей муниципального оператора ВФСК ГТО в администрациях районов нашей области.

Как отметил на заседании Совета Президента Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта Президент России В.В.Путин, что приоритетным направлением социальной политики является сфера спорта и физической культуры, и мы должны довести до 55 % количество активно занимающихся граждан России физической культурой к 2024 году, что бы наша нация стала здоровой и полноценной.

Учитывая, что работа в данном направлении в органах местного самоуправления всё таки ведётся, а так же учитывая проведённую оптимизацию численности, было принято решение ввести 1 единицу муниципального служащего, ответственного за реализацию комплекса ГТО на территории муниципального образования.

И так, для продвижения и улучшения качества работы по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а так же, на основании контрольного поручения от 08.02.2019 года № 6-М-ЭАУ Губернатора Ульяновской области, Управление по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области информировало от 05.06.2019 № 73-АГ-02.06/13731 исх. о том, что в структурах администраций муниципальных образований до 01 июля 2019 года должны быть введены по 1 единице муниципальной службы в подразделения по физической культуре сотрудника, отвечающего за реализацию комплекса ГТО на территории района.

В некоторых муниципальных образованиях это поручение исполнено, в некоторых находится в исполнении, а в большинстве пока ещё ждут указаний. По запросу министра физической культуры и спорта Ульяновской области Н.В.Цуканова, к руководителям муниципальных образований, были неоднократно направлены письма, с просьбой предоставить подтверждающие копии документов об исполнении поручений, но пока документы многие районы так и не предоставили.

Сначала хочу ознакомить Вас с критериями, используемых при формировании Рейтинга ГТО России, на который мы должны равняться и выйти с более лучшими показателями.

           Наблюдение за ходом и динамикой работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по внедрению и реализации комплекса ГТО осуществляется в целях:

- определения списка лидеров (рейтинга) субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по внедрению и реализации комплекса ГТО;

- оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по внедрению и реализации комплекса ГТО;

- повышения эффективности управления отраслью «Физическая культура и спорт» на региональном уровне;

- повышения качества работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по внедрению и реализации комплекса ГТО;

- повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечения преемственности в осуществлении физического воспитания населения;

-  увеличения числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом в Российской Федерации и уровня их физической подготовленности;

-   повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий.

В рейтинге ГТО, составляемом с нарастающим итогом, в последнем столбце дополнительно указывается динамика качества работы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления (улучшение или ухудшение), которая определяется путем сравнения места, занимаемого субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) в рейтинге ГТО за текущий и предыдущий кварталы.

А это уже критерии работы по внедрению и реализации комплекса ГТО органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Критерий № 1 - доля населения, зарегистрированного в электронной базе данных, от общей численности населения в возрасте от 6 лет, проживающего на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

Критерий № 2 - доля населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО от общей численности населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) зарегистрированного в электронной базе данных;

Критерий № 3 - доля населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, от численности населения проживающего на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в возрасте от 6 лет;

Критерий № 4 - доля населения, выполнившего нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО на знаки отличия, от общей численности населения проживающего на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в возрасте от 6 лет;

Критерий № 5 - доля населения, выполнившего нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО на знаки отличия, от общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

Критерий № 6 - доля населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в возрасте от 6 лет, приходящегося на одну ставку штатного расписания центров тестирования (или структурных подразделениях организаций, наделенных правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО) для оказания государственной услуги населению;

Критерий № 7 - количество опубликованных материалов по вопросам внедрения комплекса ГТО в региональных средствах массовой информации за оцениваемый период;

Критерий № 6 соответствует введению штатных единиц муниципальной службы при администрациях муниципальных образований Ульяновской области в качестве муниципального оператора ВФСК ГТО с объёмом работы по всем критериям рейтинга. Это позволит повысить эффективность и качество работы в целом по региону и даст возможность подняться в рейтинге по России на наиболее высокое место.

В некоторых муниципальных образованиях, которые отображены в таблице как нулевые результаты работы в целом по ГТО, начать работу по реализации комплекса ГТО

И вот, наконец, ответ на вопрос, что даёт нам должность сотрудника ГТО в администрации муниципального района нашего региона:

 

Это руководитель Муниципального оператора ВФСК ГТО на территории муниципального образования, с вытекающими обязанностями организатора, руководителя, координатора, с полномочиями и правами на муниципальном уровне, которые так же соответствуют обязанностям руководителя Регионального оператора ВФСК ГТО в Ульяновской области и Федеральному оператору ГТО в Минспорте России. Должностные обязанности этого специалиста имеют огромный спектр ответственности, не только за агитацию, разработку документации, сотрудничество с министерствами спорта региона и страны, но так же обеспечивают реализацию самого проекта и нацелены на выполнение Указа Президента РФ по национальному проекту «Спорт-норма жизни», где показатель федерального проекта – доля населения, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в общей численности населения, принявшего участие в испытаниях (тестах) к 2024 году увеличивается до 75 %.

Так же, при формировании бюджета муниципального образования на 2010-2014 годы необходимо учесть дополнительное финансирование на проведение основных мероприятий по реализации комплекса ГТО, предусмотренных в календарном плане Министерства спорта Российской Федерации, регионального Минспорта и муниципальных мероприятий:

- Фестиваль ВФСК ГТО среди выпускников образовательных организаций (муниципальный и региональный этапы);

- Зимний Фестиваль ВФСК ГТО (муниципальный и региональный этапы);

- Фестиваль ВФСК ГТО среди семейных команд (муниципальный и региональный этапы);

- Фестиваль ВФСК ГТО среди трудовых коллективов;

- Летний Фестиваль ВФСК ГТО (муниципальный и региональный этапы, также отборочные мероприятия на региональном уровне для отбора на всероссийский этап в МДЦ «Артек»);

- Фестиваль ВФСК ГТО среди студентов и молодежи:

Не менее 250 тыс. рублей на все Фестивали.

При заключении Соглашения о сотрудничестве между Министерством физической культуры и спорта Ульяновской области с муниципальными образованиями, нужно учесть многостороннее взаимодействие в вопросе оказания содействия в предоставлении областных спортивных сооружений, а также спортивных сооружений, находящиеся в ведении муниципальных образований, для проведения мероприятий по подготовке и выполнению нормативов комплекса ГТО, на безвозмездной основе. На региональные этапы Фестивалей (зимний, летний, среди семейных команд) Министерство берёт на себя оплату питания и проживания участников, представителей команд и водителей транспортных средств, доставляющих участников. Также на Всероссийские этапы Фестивалей – командирование участников, спортивная экипировка сборных команд финансируется за счёт Министерства спорта Ульяновской области. Промежуточные и отборочные этапы Фестивалей – питание и проживание участников, представителей команд и водителей транспортных средств, доставляющих участников финансируется за счёт Министерства спорта Ульяновской области.

Наградная атрибутика и подарочная сувенирная продукция в рамках Фестиваля - финансируется за счёт Министерства спорта Ульяновской области.

И в заключении считаем, что наличие обособленного муниципального служащего с полномочиями по реализации комплекса ГТО позволит улучшить работу по реализации комплекса ГТО в муниципальных образованиях и в целом по региону. В должностные обязанности специалистов по ГТО не могут быть включены совмещения с обязанностями других отраслей, как это сейчас практикуется во многих муниципальных образованиях. Сотрудник ГТО не сможет вести другие направления, по причине сильной занятости по созданию, продвижению и реализации комплекса ГТО в районе по тем задачам и нормативам, которые выдвигает нам президент России В.В.Путин.

 

Информация о реализации ВФСК ГТО в разрезе МО Ульяновской области (согласно АИС ГТО, статистического отчёта 2-ГТО)

пп

Муниципальное образование

Зарегистрированных (по нарастающему принципу)*

Зарегистрированных*

Итого зарегистрированных (по нарастающему принципу)*

Принявших участие**

2016-2018 г.г.

01.01-01.07.2019

 С 2016 по 21.08.2019

2016

2017

2018

21.08.2019

Базарносызганский

542

6

548

26

221

161

39

Барышский

4684

288

4972

70

320

245

282

Вешкаймский

537

369

906

37

0

0

256

г. Димитровград

3603

109

3712

-

-

-

-

Отдел Регионального оператора

 

 

 

128

634

375

0

г. Новоульяновск

1121

207

1328

29

185

16

179

г. Ульяновск:

11315

1217

12532

 

 

 

 

 

- Региональный оператор+ЦТ

 

 

 

515

2202

1715

1426

 

- ЦТ «ОРИОН»

 

 

 

-

203

645

0

Инзенский

1125

13

1138

57

166

162

8

Карсунский

611

0

611

27

31

8

0

10

Кузоватовский

1625

194

1819

34

89

244

345

11 

Майнский

1155

14

1169

39

212

263

162

12 

Мелекесский

2194

54

2248

70

326

32

139

13 

Николаевский         

1526

0

1526

57

174

12

22

14 

Новомалыклинский

552

47

599

34

57

52

119

15 

Новоспасский

978

147

1125

34

49

28

170

16 

Павловский

515

54

569

69

65

80

101

17 

Радищевский

1123

-45***

1078

17

63

97

2

18 

Сенгилеевский

937

-227***

710

17

147

115

83

19 

Старокулаткинский

715

0

715

47

71

128

9

20 

Старомайнский

1691

183

1874

78

272

240

271

21 

Сурский

971

44

1015

38

2

102

92

22 

Тереньгульский

910

1

911

28

49

66

0

 23

Ульяновский

2137

155

2292

31

226

17

26

24 

Цильнинский

1555

33

1588

35

409

0

414

25 

Чердаклинский

2595

13

2608

112

356

663

212

 

ИТОГО:

44717

 

47593

1629

6529

5466

4357

*учитывается принадлежность к муниципальному образованию по месту регистрации участника

**учитывается выполнение нормативов комплекса ГТО непосредственно в центре тестирования

***смена места регистрации участника или ошибочное введение места регистрации участником

 

 

пп

Муниципальное образование

Кол-во знаков отличия

2016

Кол-во знаков отличия

2017

Кол-во знаков отличия

2018

Кол-во знаков отличия

21.08.2019

золото

серебро

бронза

итого

золото

серебро

бронза

итого

золото

серебро

бронза

итого

золото

серебро

бронза

итого

Базарносызганский

1

0

0

1

42

75

48

165

24

20

10

54

5

16

11

32

 2

Барышский

3

0

0

3

123

76

35

234

67

64

43

174

33

36

31

100

Вешкаймский

3

0

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

12

31

29

72 

г. Димитровград

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Отдел Регионального оператора

46

23

17

86

163

142

66

371

83

69

28

180

0

0

0

0

г. Новоульяновск

3

7

2

12

1

30

30

61

1

1

3

7

10

37

34

81

г. Ульяновск:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Региональный оператор+ЦТ

83

287

115

485

501

278

134

895

446

228

104

818

380

259

93

732

 

- ЦТ «ОРИОН»

-

-

-

-

45

17

8

70

10

5

2

17

0

0

0

0

Инзенский

14

0

0

14

51

33

17

101

35

47

22

104

6

35

19

60

Карсунский

5

0

0

5

8

9

8

25

0

0

0

0

0

0

0

0

10 

Кузоватовский

2

0

0

2

42

13

20

75

68

68

61

197

32

93

68

193

11 

Майнский

7

0

0

7

20

16

16

52

21

25

20

66

8

14

7

29

12 

Мелекесский

1

0

0

1

57

69

57

183

13

22

19

54

28

35

16

79

13 

Николаевский          

2

0

0

2

18

46

37

101

0

2

2

4

7

2

2

11

14 

Новомалыклинский

0

0

0

0

24

15

6

45

35

16

4

55

13

7

8

28

15 

Новоспасский

2

0

0

2

13

12

17

42

16

9

0

25

19

15

9

43

16 

Павловский

4

0

0

4

11

38

10

59

28

23

10

61

22

42

21

83

 17

Радищевский

4

0

0

4

28

27

4

59

33

56

8

97

1

39

5

42

18 

Сенгилеевский

1

0

0

1

10

24

4

38

10

12

5

27

15

6

2

23

19 

Старокулаткинский

10

0

0

10

27

11

11

65

60

9

19

88

1

2

6

9

20 

Старомайнский

23

25

7

55

89

102

30

221

70

85

53

208

66

110

92

268

21 

Сурский

8

0

0

8

0

0

0

0

0

7

3

10

0

0

0

0

22 

Тереньгульский

10

0

0

10

18

15

12

45

19

18

27

64

0

0

0

0

23 

Ульяновский

6

0

0

6

77

75

24

176

4

27

5

36 

8

4

1

13

24 

Цильнинский

5

0

0

5

168

51

65

284

0

11

5

16

28

30

62

120

25 

Чердаклинский

3

19

63

85

41

62

107

210

51

42

30

123

34

49

27

110

 

ИТОГО:

246

361

204

811

1577

1252

766

3595

1094

908

483

2485

728

883

551

4452

 

Статистическая информация с официального сайта ГТО формируется автоматически. Ежегодно Министерству спорта Российской Федерации предоставляется статистический отчёт 2-ГТО по региону. Минспорт РФ запрашивает данные у Федерального оператора ВФСК ГТО из автоматизированной информационной системы (АИС ГТО), на основании которой проверяет информацию, представляемую нашим регионом.

В статистический отчёт 2-ГТО входит информация:

- по количеству принявших участие в выполнении нормативов комплекса ГТО (официально, т.е. зарегистрированные на сайте ГТО, не зарегистрированные на сайте ГТО, но принявшие участие, так называемо в тестовом режиме, системой не учитываются). Также это относится к критериям № 2 и № 3 Рейтинга ГТО.

- по количеству выполнивших нормативы на знаки отличия комплекса ГТО, что соответствует критериям № 4 и № 5

- по штатной численности сотрудников, отвечающих за реализацию комплекса ГТО, что соответствует критерию № 6, а также введенной 1 единицы муниципальной службы.

Количество зарегистрированных участников на официальном сайте ГТО формируется автоматически. Сведения по количеству зарегистрированных участников в разные периоды отличается, связано это с недоработками системы АИС ГТО, которая постоянно совершенствуется:

- при регистрации на сайте, участник территориально находящийся в одном муниципальном образовании, в личном кабинете указывает адрес места регистрации (что часто не совпадает с фактическим проживанием, но без прописки).

- также сам участник в личном кабинете может менять адрес регистрации при смене места жительства, что приводит к перемещению участников по статистике из одного муниципального образования в другое, поэтому у одного муниципального образования прибавляется количество зарегистрированных, а у другого убавляется.

- с 1 апреля 2018 года Федеральным оператором ВФСК ГТО были подготовлены изменения в правила регистрации участников на сайте ГТО:

При регистрации в 2015, 2016, 2017 и до 01.04.2018 годов в строках адрес проживания и адрес регистрации можно было не указывать точный адрес (область, посёлок, город и т.п.). С 01.04.2018 года Федеральным оператором, Региональным оператором ВФСК ГТО и администраторами АИС ГТО необходимо подтверждать личность участника при наличии фото в личном кабинете и корректировать адрес и место регистрации участника. Соответственно, с 2015 года участник был либо не определён к муниципальному образованию, либо отнесён к другому муниципальному образованию. У участника в строке муниципальное образование указано – «не определено», а в строке населённый пункт – указывалось «село, посёлок, город» и т.п.

Соответственно при корректировке данных, в строке муниципальное образование выскакивают варианты, занесённые Федеральным оператором ВФСК ГТО в систему АИС ГТО, в нашей области есть сёла, посёлки с одинаковым названием и поэтому система, не может определить к какому муниципальному образованию, относится участник, либо она определяет верно, либо неверно.

В классическом варианте специалист Муниципального оператора ВФСК ГТО будет вручную отслеживать эту операцию в АИС ГТО, разносить сёла, деревни, города в свой отчёт и предоставлять его Региональному оператору для предоставления сводного отчёта в Министерство спорта Российской Федерации.