Методические рекомендации по созданию социальной рекламы в рамках проведения Всероссийского конкурса социальной рекламы, посвященного оказанию помощи подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1. Определения:

- Социальная реклама – это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» ФЗ «О рекламе»;

- Благотворительные цели – это «деятельность с целью социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения» ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в 2007 году действие ФЗ приостановлено);

- Форматы размещения социальной рекламы – видео, кино, аудио, фото, Web: сайты, баннеры, ссылки, оплата благотворительных взносов, наружная реклама: сити-форматы (1,2х1,8 м), супер-сайты (12х18 м), брандмауэры, билборды (3х6 м), перетяжки, лайт-боксы, наглядная агитация: открытки, марки, конверты, реклама на товарах, постеры, плакаты, календари: карманные, настенные, блочные, прямая рассылка: листовки, буклеты, каталоги, выставочная деятельность, PR: пресс-конференции, круглые столы, конференции, статьи, репортажи.

2. Конструкция построения рекламы:

- Наглядная агитация – лозунг, изобразительная часть, текст;

- Аудиоматериалы – информационная часть, лозунг, музыкальная часть;

- Видеоматериалы – информационная часть, лозунг, основной элемент движения, фоновое сопровождение, звуковая часть;

- Прямая рассылка – форма материала, лозунг, подача текста, цветовое решение, информационная часть.

3. Тематический аспект социально значимой информации (в т.ч. социальной рекламы):

-Прикладная социальная реклама* – реклама, направленная на свершение рекламаполучателем действия: совершение пожертвования, обращения за помощью, собрания единомышленников. Определяется наличием конкретной адресной информации: телефоном, указание расчетных счетов, дат проведения мероприятий, указания места проведения социальных акций.

Идеологическая социальная реклама* – реклама, направленная на реализацию воспитательных задач, как кратковременного действия, так и безвременного утверждения вечных истин. Определяется отсутствием конкретной адресной информации. Формы выражения:** сравнение, интуитивные образы и фразы, противоречия, противостояние, шоковые факты или изображения, символы, духовная направленность, социальная окрашенность, побуждение к жалости и состраданию, пробуждение чувства страха и угрозы, рождение позитивных эмоций.

4. Оценка результативности:

Определение первоначальной цели;

Привлечение сторонних наблюдателей (рекламаполучателей), оценка результата (изображения, звука);

Оценка степени гармоничности рекламы (качественный показатель общей оценки творцов);

Оценка эффективности рекламы:

Составление анкеты для социального опроса социальной рекламы: основная цель социальной рекламы, восприятие общего вида материала, степень критичности, степень восприимчивости, степень согласия, целесообразность кампании, оценка затрат и результативности.

 

* - Указанные термины и понятия не являются согласными с действующим законодательством ФЗ «О рекламе», но отражают смысловую нагрузку социально значимой информации и социальной рекламы, которая во многих случаях при действующем ФЗ «О рекламе» относится к рекламе коммерческого характера. С 01 июня 2006 года при вводе новой трактовки ФЗ «О рекламе» социальная реклама ст. 10 ФЗ «О рекламе» подлежит размещению в СМИ и на наружных рекламоносителях РФ на платной, то есть коммерческой основе, что сводит к ничтожности понятие «социальная реклама» в экономическом восприятии.

** - Указанные формы выражения рассматривают весь спектр приёмов, использующихся в мировой практике создания социальной рекламы и пропаганды. МОО «ОССР СЗФО» считает важнейшим критерием создания и проведения каждой социальной рекламной кампании – позитивное мышление, через соответствующие благополучные, нравоучительные образы.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧАСТИЮ В КОНКУРСЕ:

 

Основой каждой социальной рекламной работы является ее смысловая основа. В конкурсной документации она выражается в параграфе о тематике предлагаемой работы. В проводимых мероприятиях важно учитывать возрастной ценз участников конкурса.

 

Особой группой участников являются дети. Вовлекая детей в мир решений социальных проблем, обращая их внимание на возможность повлиять на качество и образ жизни, на окружающий мир, на общество и государство, Конкурс реализует важнейшую задачу нашего времени по социализации личности, по формированию доброй воли и повышению гражданской активности молодых людей. Темы Конкурса, целиком направлены на формирование в подростках самостоятельного нравственного выбора и утверждение позитивного мышления. В создании конкурсных работ важно не только качество художественного или технического решения, но прежде всего массовость участия детей в социальном творчестве. Чем больше молодых людей сделают свой выбор за мир добра и ответственности, тем нравственнее и активнее станет завтра Россия. В решении конкурсного задания важно обратить внимание ребёнка на глубину сопереживания и осмысления им взгляда на жизнь и общество, на те культурные, личностные, духовные и нравственные ценности, которые окружают его, которые составляют основу человеческой жизни и делают её благополучной и полноценной. Именно поэтому в Конкурсе могут принять участие дети от первого класса до возраста старшеклассников. Чем глубже в ребёнке переживание и готовность помочь ближнему своему, тем выше итог конкурсной работы и соответствующий воспитательный результат. Ребёнок, осмысливший социальную проблему и определивший свою созидательную жизненную позицию – такова цель Конкурса. Наша задача – предупредить молодых людей об опасности, воспитать в них гражданина, гуманиста, доброго, трудолюбивого, внимательного, здорового человека.

 

Не менее важной группой участников становится молодежь – наиболее активная часть населения, являющаяся социальной средой, к которой обращена каждая конкурсная работа. Ориентация и восприятие конкурса молодыми людьми, так же как и взрослыми участниками должна, прежде всего, отталкиваться от той задачи, которая сегодня ставится перед обществом и перед молодежью. Постановка задач в работе с социальной средой становится основополагающей в каждом рекламном проспекте и видеоролике. Сегодня мы должны взглянуть на социальную рекламу, как на инструмент работы с психологией окружающего мира людей. Наша задача рассмотреть мир отдельного субъекта – личности как важнейшую ценность мироздания. Отталкиваясь от этой цели, мы должны увидеть мир глазами благополучных возможностей, которые скрывает в себе воспитательные свойства информационной среды, в которой мы живем. Мир человеческой личности делится на два важнейших мира, о которых мы редко задумываемся – это мир нашего внутреннего мышления и переживаний и мир наших внешних отношений. Удивительно насколько разнятся эти миры. Как часто мы идем на поводу внешних обстоятельств, попирая наше внутреннее пространство, которое в дальнейшем беспощадно требует своей реабилитации и тогда мы меняем свою точку зрения и привносим во внешний мир множество личных переживаний. Как вы понимаете, в большей части событий между этими мирами идет не просто конкурентная борьба, а самая настоящая война, повергающая нас в тяжелейшие страдания, психозы и порождая нескончаемую вереницу социальных проблем особенно в мире молодых людей. Как вы понимаете, чтобы проникнуть в эту среду личностной психологии и связать ее с общественными интересами понадобится много сил и профессиональной подготовки. И все же конкурс предлагает молодым людям попробовать, рассматривая сущность человеческой личности и общественные интересы найти в них согласие и гармонию посредством наглядных и доходчивых инструментов воспитания, а именно наглядных форм социальной рекламы. Мы попробуем рассмотреть не только психологию, но прежде всего практику нашего восприятия через логику, интуицию, подсознание и веру, выраженных через образы и звуки, тексты и художественные решения.

 

Важнейшим критерием постановки задач в социальной рекламе – это категорическое условие не допускать в социальной рекламе, связанной с молодежью отрицательных, агрессивных и асоциальных образов. Работы, представленные на конкурс, должны носить созидательный, жизнеутверждающий характер. Основой работ является выражение общественного позитивного, благотворительного взгляда на окружающий мир, как наилучшей формы разумного воздействия на человеческую личность с целью пробуждения взаимной доброй воли, милосердия и гражданской ответственности – способности реальными действиями всемерно содействовать укреплению гражданского общества, посредством утверждения условий всеобщего благополучия, личностной осознанности и индивидуальной возможности стать гармоничным и одухотворенным человеком. В работах, представляемых на конкурс, не должно быть: имен политических деятелей и лидеров, имен духовных Учителей и религиозных движений, в т.ч. религиозной символики, целостных религиозных текстов (молитв, мантр), целостных песнопений и ритуалов, любых форм упоминаний политических партий, политических лозунгов, высказываний, несущих антигосударственный и антиконституционный смысл; изображений: порнографии, всех видов свастики, насилия, дискриминации, вандализма, крови, отражающих телесные страдания людей и животных; текстов, сцен, звуковых эффектов: указывающих на свершение полового акта или насилия, а так же любой формы проявления ощущения и переживания страха, стресса или агонии; информации: в любой форме унижающей достоинство человека или отдельной национальной группы людей, несущей какую либо форму протеста, критики или негативного восприятия человеческого общества и природы.

 

1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМАТИКАМ КОНКУРСА  

 

- «Возвращение в общество»  - данная тема посвящена содействию в социализации, адаптации и реабилитации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, а также подростков и молодых людей, освободившихся из мест лишения свободы. Основой этой работы могут послужить информационные поводы о системе социальной реабилитации личности в данном регионе, так же социальная реклама о психологической помощи молодежи, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации. Молодой человек посредством социальной рекламы должен ощутить реальную заинтересованность общества в его жизни, как в трудоспособном партнере, правоспособном гражданине и гуманном человеке. Правовые нормы общества в социальной рекламе должны иметь устойчивый вид здорового образа жизни каждого человека, утверждать социальные нормы и правила поведения, коллективный образ сотрудничества и человеческой дружбы.

 

 - «Шаг навстречу» - тематика конкурса посвящается профилактике правонарушений и преступлений, асоциального, агрессивного поведения в молодежной среде. Основным источником указанных бедствий являются праздный образ жизни, низкая самооценка личности, неудовлетворенность существующим положением дел, утеря семейных и иных нравственных ценностей, конфликтная ситуация в семье и школе, экономическая и правовая незащищенность личности. Общество готово сделать шаг навстречу личности, попавшей в противоречие с социальными нормами поведения. Важно обозначить исток социальной проблемы, подталкивающей молодого человека к асоциальному поведению и указать, найти ответ на его вопрос: «Как жить дальше? Как преодолеть возникшие трудности? Как вернуться к нормальной, социально активной жизни?»

 

«Толерантность»  - данная тематика конкурса направлена на развитие толерантности и межнационального взаимодействия в молодежной среде, формирование готовности местных сообществ к интеграции в жизнь общества молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Формирование этой нравственной ценности является важным итогом работы конкурса. В русском языке этот термин наиболее близок к слову «согласие», что четко определяет ценности, которые номинация предполагает воспитать в респонденте социальной рекламы.

 

«Социальная перспектива»  - тематика целиком посвящается формированию долгосрочных жизненных стратегий у молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Важнейшими долгосрочными стратегиями жизни молодого человека являются такие аспекты как профессиональная подготовка, учеба, устройство семейных отношений, общественная и экономическая деятельность. Аспекты общественной и экономической деятельности молодого человека могут во многом воссоединяться в таких направлениях, как забота об экологическом благополучии своего региона и страны, постановке вопросов о построении самостоятельных экономических проектов и взаимодействия с государственными органами власти. В этом мы можем увидеть и развитие таких важных и стратегических направлений, как служба в вооруженных силах, добровольчество, принятие участия в правовой деятельности государства.

 

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОМИНАЦИЯМ КОНКУРСА:

 

- наружная реклама/плакаты – в данной работе важно учитывать технические особенности данной работы. Расстояние от края листа до информации не должно быть менее 5% расстоянии, так как часто плакаты и иные изображения могут быть вставлены в рамки и идти под обрез, что автоматически сокращает поля обзора работы и ухудшает ее восприимчивость. Работы на конкурс должны быть поданы на цифровом носителе CD с плотностью изображения 1/1 не менее 300 dpi (для наружной рекламы не менее 76 dpi) в формате JPEG/TIFF с обязательной распечаткой на листе бумаги форматом А4 (210 х 297 мм). Важно не забывать, что если есть готовность разместить рекламу в городской среде, то важно выполнить работу в двух цветовых решениях: в RGB и CMYK. Так как последняя версия необходима для цифровой и офсетной печати.

 

- видео реклама – данные работы подаются на конкурс на СD/DVD в формате AVI , хронометражем не более 90 секунд, с субтитрами на русском языке для людей с ограниченными возможностями. Но если есть готовность к более профессиональной работе, то хронометраж эфира предполагает очень сжатые временные рамки, поэтому стоит постараться, чтобы видео работа была не более либо 14 или 28 секунд. Каждый ролик подается на отдельном носителе с текстовым описанием сценария и обложкой CD/DVD (Coverdesign) в электронном виде в формате JPEG/TIFF для публикации в каталоге и на веб-ресурсе.

 

- аудио реклама – это один из наиболее сложных и малоэффективных видов социальной рекламы. Хотя есть примеры, когда данная форма информационного носителя сыграла не маловажную роль в жизни миллионов людей. Например, напоминание в 21.00 родителям о том, что пришло время обеспокоиться тем, где сейчас находятся ваши дети. Конкурсная работа должна быть подана на электронном носителе на CD , хронометраж не более 120 секнуд., в формате MP3 и все же не забывайте, что краткость – сестра таланта, поэтому хронометраж работы в 14 и 28 секунд так же будет особенно оценен Экспертный советом, помните, что  каждый ролик подается на отдельном носителе;

 

- социальные интернет проекты – основой всех работ должна быть правомочность действий, поэтому всё оборудование и программное обеспечение, использованное для выполнения работ на конкурс должны быть лицензированы и соответствовать нормам и правилам действующего законодательства РФ. Проекты, представленные на конкурс должны придерживаться требований к информационному ресурсу:  ГОСТ 34.602-89 “Информационная технология. Комплекс стандартов на АС. Техническое задание на создание АС”; ГОСТ 34.601-90 “Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадия создания“.  ГОСТ.34.201-89 “Информационная технология. Комплекс стандартов на АС. Виды, комплектность и обозначение документов при создании АС”; ГОСТ 34.003-90 “Информационная технология. Комплекс стандартов на АС. Термины и определения“; ГОСТ Р 51275-99 “Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения“; ГОСТ Р 50922-96 “Защита информации. Основные термины и определения“; РД.50-680-88 “Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения”; РД.50-34.698-90 “Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на АС. Требования к содержанию документов”.

 

Конкурсная работа должна быть записана на CD в формате презентации Adobe Reader, с обязательной ссылкой (реализацией) на ресурс страницы/сайта в Интернете.

Добавлено: 21 августа 2009 года, 10:47